УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра информатики и математики
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Рабочая УЧЕБНАЯ программа дисциплины
для направления 080200.62 «менеджмент»
(квалификация «бакалавр»)
Составитель:
Биккин Х.М., к.ф.м.н., доцент
Екатеринбург, 2011
1. Цели и задачи дисциплины: дать комплексные знания необходимые как для управления информационными системами организации, так и практического использования информационных технологий для достижения стратегических целей менеджмента.
В ходе изучения дисциплины студенты должны овладеть знаниями: теории и практики использования информационной системы предприятия как важнейшей составной части эффективного управления; теории и практики использования информационных технологий как инструмента формирования управленческих решений; методов и принципов организации данных в базах данных; применения фактографических и документационных баз данных для хранения, преобразования, передачи информации, извлечения знаний из баз данных с использованием различных форм доступа к данным; систем электронного документооборота, их назначением и перспективами применения; классификации и основных особенностей корпоративных информационных систем менеджмента в стандартах MRP, MRP II, ERP; управления взаимоотношений с клиентами в рамках систем CRM и e-CRM; теории и практики современных подходов к реинжинирингу бизнес процессов и построению информационных систем менеджмента; создания полной бизнес-модели деятельности предприятия, информационной модели предприятия, жизненного цикла систем управления; информационных технологий поддержки принятия решений на основе экспертных систем, инженирии знаний; информационных технологий поддержки принятия решений на основе построения математических моделей предметной области с использованием теоретико-вероятностных методов анализа; сетевых технологий в экономике и управлении, использовании информационных систем в электронной коммерции; криптографической защиты информации в информационных технологиях управления с использованием методов электронной подписи документов и шифрования документов.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Информационные технологии в менеджменте» является базовой дисциплиной математического и естественнонаучного цикла дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация «бакалавр»).
Изучение дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» основывается на базе знаний, умений и компетенций, полученных студентами в ходе освоения базовых курсов «Математика» и «Информатика» ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент».
Дисциплина «Информационные технологии в менеджменте» является теоретическим и практическим основанием для таких дисциплин базового профессионального цикла подготовки бакалавров как, «Стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Управление изменениями», «Управление операциями», «Бизнес-планирование» в той их части, где рассматриваются проблемы применения информационных технологий для решения задач стратегического, финансового менеджмента, управления изменениями в организации, управлениями операций, бизнес-планированию.
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК):
владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);
понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);
способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18)
и профессиональных компетенций (ПК):
способности анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);
владение методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);
владение методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20);
готовность участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21);
знание современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23);
способности выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);
владение средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33);
владение методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);
умение моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов (ПК-35);
умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
роль информации и информационной системы в управлении, взаимосвязь информационной системы и системы управления, виды информации в системе управления, требования, предъявляемые к современным информационным технологиям менеджмента;
информационные технологии как инструмент формирования управленческих решений, виды информационных технологий и их составляющие;
модели организации данных, основные понятия и принципы реляционной модели, нормальные формы организации отношений в реляционной модели;
СУБД MS Access и ее возможности, архитектуру организации, хранения и доступа к данным, файл-серверные и клиент-серверные технологии доступа к данным;
документационные информационные системы, индексирование и поиск документов в документационных базах данных, дескрипторные системы индексации и их организацию;
системы электронного документооборота (СЭД), их назначение и перспективы применения, требования, предъявляемые к СЭД, архитектуру и компоненты систем СЭД, идеологию использования и настройку систем электронного документооборота, типичные задачи электронного документооборота и возможности их реализации;
корпоративные ИС, эволюцию стандартов управления, управление взаимоотношений с клиентами, системы CRM и e-CRM, жизненный цикл систем управления, модели жизненного цикла, классификацию методов создания моделей информационных систем, модели SADT, IDEF0, IDEF3, системный подход при проектировании информационных систем менеджмента, функционально-ориентированные и объектно-ориентированные методологии описания предметной области при создании информационных систем управления;
понятие базы знаний, основные подходы к извлечению знаний, методы Data Mining, методологию создания и использования экспертных систем;
определение OLAP-систем и их использование для оперативной аналитической обработки данных;
использование нейросетевых и вероятностных подходов для принятия управленческих решений в менеджменте;
использование информационных технологий в электронной коммерции, факторы снижения издержек при использовании электронной коммерции, факторы развития электронной коммерции;
методы защиты документов на основе технологии электронной цифровой подписи и криптографии с открытым ключом;
уметь:
использовать СУБД Access для создания отчетов, форм и запросов на выборку, обновления данных в таблицах, удаление данных, перекрестных запросов;
решать стандартные задачи документооборота в среде DocsVision: регистрации документа, создания задач, согласование документов, осуществлять поиск документов по известным реквизитам, настраивать фильтры для задания поисковых запросов, использовать редактор бизнес-процессов для создания сценариев автоматической маршрутизации документов;
использовать многослойные нейронные сети и сети Кохонена для создания экспертных систем, позволяющих решать задачи прогноза, сегментации, классификации в менеджменте;
использовать деревья решений (алгоритмы CHAID и CRT) для построения экспертных систем, оценивать степень достоверности извлекаемых правил, применять деревья решений для задач классификации и прогнозирования;
использовать систем дискриминантного анализа и логистической регрессии в банковской практике и задачах управления кадровыми ресурсами;
применять методы кластерного, факторного, регрессионного анализа для решения задач маркетинга в сферах производства и обслуживания;
применять цифровые технологии для защиты документов (цифровую электронную подпись и шифрование документов с использованием асимметричных ключей шифрования) в практике делового общения и в средах электронной коммуникации;
владеть:
методами компьютерного анализа исходной информации, используемой в процедуре принятия решений;
методами системного анализа позволяющими выделить ключевые проблемы менеджмента;
методами формализации задач менеджмента, построением математических моделей управления;
методами управления базами данных, включая создание таблиц, отчетов, форм, запросов на выборку, обновления данных в таблицах, удаление данных, перекрестных запросов;
методами использования OLAP-технологий для оперативной аналитической обработки данных, используя программные продукты PASW и Deductor;
аналитическими методами анализа, включая процедуры поиска ассоциативных правил, построения дерева решений, кластерного, факторного, дискриминантного анализа, логистической и многофакторной регрессии;
нейросетевыми технологиями построения экспертных систем на базе многослойных сетей и сетей Кохонена;
методами сетевого планирования для эффективного управления материальными, трудовыми и временными ресурсами при проектном подходе в менеджменте;
компьютерными технологиями создания электронной подписи и шифрования документов на основании асимметричных ключей шифрования для защиты деловой информации в менеджменте.
|