Методические рекомендации по содержанию музыкального уголка Оснащение музыкального уголка в группе

Методические рекомендации по содержанию музыкального уголка Оснащение музыкального уголка в группе


Скачать 99.25 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по содержанию музыкального уголка Оснащение музыкального уголка в группе
ТипМетодические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
Методические рекомендации по содержанию музыкального уголка
Оснащение музыкального уголка в группе
     Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы: оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.  

     Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

     Место для музыкального уголка воспитатель может выбрать сам, учитывая возможности группы и придерживаясь некоторых правил. Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, доступном для детей месте; кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.

Как оформить музыкальный уголок?
Инструкция
1.При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.

2.Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.

3.В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними. На полу должны лежать ковры и мягкие пуфики. Это создает уют и способствует концентрации внимания.

4.В углу лучше поставить магнитофон, с помощью которого дети прослушают музыку, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.

5.Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами.

6.В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты: барабан, дудка, миниатюрное пианино, металлофон, а также музыкальные игрушки.

     Полезно ввести в музыкальный уголок гитару, флейту, скрипку, баян, аккордеон. Играя на них, дети развивают свои творческие способности, воображение, музыкальную память. Это вызывает у детей интерес к музыке, развивает музыкальный и фонематический слух и мелкую моторику рук.

   

 Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить  и брать инструменты  и  пособия.    

    Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование.

     Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами дошкольного образовательного учреждения (дудочки, губные гармошки и т. п.). На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!

При подборе оборудования в музыкальный уголок нужно учитывать возраст детей.

В музыкальных уголках должны находиться:


  1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – это

  • мягкие игрушки;

  • мягкие музыкальные игрушки;

  • куклы -  неваляшки,

  • образные музыкальные "поющие" или "танцующие"

игрушки (собачка, котик, петушок, зайка и т.п.)

  1. Образные пособия — это

1) Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)

2) Музыкально - дидактические игры: настольно-печатные музыкальные игры на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, на закрепление программного материала

  • «Птицы и птенчики»,

  • «Кукла шагает и бегает»,

  • «Угадай, на чем играю?»,

  • «Повтори звуки»,

  • «Где мои детки?»,

  • «Что делают дети?»,

  • «Сложи песню по ритмическому рисунку»,

  • «Догадайся, кто поет»,

  • «Тише - громче в бубен бей»,

  • «Назови песню по картинке»,

  • «Чудесный мешочек».

Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, петь и слушать музыку.

3) Иллюстрации

  • пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками

(н-р, изображение различных музыкальных инструментов: барабан, колокольчик, дудочка, металлофон и т.д.)

  • всевозможные  картинки:

  • книжки-малютки «Мы поем»,


  • музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации,  

  • иллюстрации по теме «Времена года»,

  • иллюстрации из «Музыкального букваря»,

  • иллюстрации музыкальных инструментов,

  • ноты,

  • картинки с  изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах,

  • альбомы «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях,

  • альбомы для рассматривания  «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира»,  

  • графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений.

  1. Неозвученные детские музыкальные игрушки  и инструменты, или бутафорские музыкальные инструменты — игрушки (что это такое?) - это

  • неозвученные плоскостные музыкальные инструменты, изготовленные из плотного картона или тонкой фанеры,  которые предназначены для создания  игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, играющими на музыкальных инструментах (н-р, макеты домры, пианино, гармошки, балалайки и т.д.).  

  • альбом песен с иллюстрациями из репертуара группы, причем каждая картинка должна отражать содержание определенной песни

  1. Озвученные музыкальные инструменты и игрушки, которые подразделяются на 4 типа в зависимости от их звучания:

1) игрушки-инструменты со звуком неопределённый высоты (н-р, бубны, погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики маленькие и большие, бубенчики, и др.)

Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, различно звучащие по высоте, и дети узнают какой колокольчик “поет”выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать музыкальной лесенкой.

Для развития ритмического слуха лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в “музыкальное эхо”: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.

Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только “представителей”различных групп – струнной, духовой или ударной, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники , и т.д.

(музыкальный молоточек, шарманки, гитары, погремушки, музыкальные волчки  и т.д.) дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию.

2) игрушки-инструменты, издающие только один звук (н-р, свистульки, дудочки, рожки, свирель, пищалки, свистки, саксафоны и др.)

3) игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (н-р, органчики, шарманки, музыкальные шкатулки и т.д.)

4) игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования (н-р, металлофон, ксилофон, гармошка, детское пианино, органола и т.д.)

5.Самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты из природного материала (по концепции Карла Орфа):

1) всякого рода шуршунчики (различная бумага: целлофан, пергамент, газета и т.д.);

2) шелестящие инструменты:

а) скорлупки, жёлуди, фасоль, насыпанные во всевозможные коробочки типа «киндер-сюрпризов»;

б) металлические баночки разных размеров, которые могут образовать семейство барабанов;

в) всевозможные браслеты, с нанизанными на нитку пуговицами, бубенчиками,

скорлупками, которые надеваются на запястья, рогатки с ниткой и  нанизанными на неё пробками от газированной воды и т.д.

  1. Технические средства

Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить  фонотеку дисков с музыкальным репертуаром (набор кассет или дисков с записью детских песен, народной и классической музыки, голосов птиц и животных, шумов природных явлений и воды, русских народных сказок и сказок мира, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок). Можно использовать наушники, чтобы один ребёнок, прослушивая музыку, не мешал другим. Фонотека помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого ребенка. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, попеть или просто поиграть.

  1. Атрибуты к подвижным музыкальным играм и детского танцевального творчества: Шапочки – маски, Шапочки – ушки, лошадки, рули музыкальные («Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши», «Зайцы и медведь»). В уголок ряженья косыночки матрешек, фартучки и т.д. А также разноцветные флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки,  клубочки, плотные шарики надувные с крупой, разноцветные кубики, осенние листочки, снежинки, колокольчики в зависимости от сезона.

В дошкольном учреждении для успешного музыкального развития ребенка, используют различные музыкальные инструменты, разнообразные музыкальные игры и пособия не только в непосредственной музыкальной деятельности, но и необходимо, чтобы в группе они находили правильное применение с учетом возрастных особенностей детей:

Младшие группы

Ванька – встанька

Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.)

Музыкальные инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки

Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан

Неозвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.)

Атрибуты к музыкальным подвижным играм

Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости)

Ширма настольная с перчаточными игрушками

Магнитофон и набор программных аудиозаписей

Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Средняя группа

Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить с младшей группы и добавить:

Металлофон

Шумовые инструменты для детского оркестра

Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню)

Фланелеграф или магнитная доска

Музыкально-дидактические игры: «Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.

Атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.

Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка

Ленточки, цветные платочки, султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону)

Ширма настольная и набор игрушек

Магнитофон и набор программных аудиозаписей

Старшая группа

Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:

Погремушки, бубны, барабаны, треугольники

Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)

Иллюстрации по теме: «Времена года»

Музыкальные игрушки-самоделки (Дети с удовольствием примут участие в изготовление инструментов для шумового оркестра)

Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.

Атрибуты к подвижным играм

Рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям

Настольная ширма и ширма по росту детей

Музыкальные лесенки пятиступенчатая и семиступенчатая

Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам

Подготовительная группа

Дополнительно к материалу, использованному в старшей группе, добавляется:

Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны.

Портреты композиторов

Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях

Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки

Наглядные пособия: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты»

Самодельные инструменты для шумового оркестра, муз-дид. игры

Похожие:

Методические рекомендации по содержанию музыкального уголка Оснащение музыкального уголка в группе iconМетодические рекомендации по содержанию музыкального уголка Оснащение...
Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы: оригинальность, простота,...

Методические рекомендации по содержанию музыкального уголка Оснащение музыкального уголка в группе iconРекомендации по монтажу реечного (кассетного) потолка. Инструкция
Монтаж начинается с фиксации на намеченном уровне пристенного уголка (L-уголок), с шагом не более 600мм. С уголка снять защитную...

Методические рекомендации по содержанию музыкального уголка Оснащение музыкального уголка в группе iconРабочая программа музыкального руководителя детского сада
Цели и задачи реализации Программы музыкального развития

Методические рекомендации по содержанию музыкального уголка Оснащение музыкального уголка в группе iconРасшифровка подписи «Утверждаю»
Наличие уголка по бдд имеется 2 уголка – 1 уголок на первом этаже школы, 2 уголок на втором этаже школы

Методические рекомендации по содержанию музыкального уголка Оснащение музыкального уголка в группе iconИнструкция При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных...
Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы: оригинальность, простота,...

Методические рекомендации по содержанию музыкального уголка Оснащение музыкального уголка в группе iconОтчёт о результатах самообследования государственного бюджетного образовательного учреждения
Самообследование Архангельского музыкального колледжа проводилось на основании приказа директора музыкального колледжа №31-1 от 28....

Методические рекомендации по содержанию музыкального уголка Оснащение музыкального уголка в группе iconМузыкально теоретический исследовательский проект
Изучение классической основы музыкального искусства, содержания и концепции музыкального творчества великих композиторов не только...

Методические рекомендации по содержанию музыкального уголка Оснащение музыкального уголка в группе iconМетодика раннего музыкального развития Железновых «Музыка с мамой» 
Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего...

Методические рекомендации по содержанию музыкального уголка Оснащение музыкального уголка в группе iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: Драйвер клавиатуры,...
Драйвер клавиатуры, реализующий функции музыкального синтезатора на клавиатуре для Windows nt 5

Методические рекомендации по содержанию музыкального уголка Оснащение музыкального уголка в группе iconПаспорт музыкального кабинета

Методические рекомендации по содержанию музыкального уголка Оснащение музыкального уголка в группе iconЗаконодательство
Строгих требований к оформлению Уголка потребителя в данный момент в законодательстве РФ не сформировано, кроме одного общего правила:...

Методические рекомендации по содержанию музыкального уголка Оснащение музыкального уголка в группе iconРабочая программа дисциплины теория и методика музыкального воспитания младших школьников

Методические рекомендации по содержанию музыкального уголка Оснащение музыкального уголка в группе iconРабочая программа дисциплины теория и методика музыкального воспитания младших школьников

Методические рекомендации по содержанию музыкального уголка Оснащение музыкального уголка в группе iconВысшего музыкального образования
Буслаева Н. В. Русская и французская фортепианные школы: диалог исполнительских традиций

Методические рекомендации по содержанию музыкального уголка Оснащение музыкального уголка в группе iconИнструкция по эксплуатации музыкального центра фирмы philips
Табличка с указанием рабочего напряжения, расположена на обратной стороне устройства

Методические рекомендации по содержанию музыкального уголка Оснащение музыкального уголка в группе iconИнструкция №8 по охране труда для музыкального руководителя
К самостоятельной работе музыкальным руководителем допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск