Скачать 316.12 Kb.
|
Владимирова Наталья Викторовна, преподаватель теоретических дисциплин ДМШ им. В. В. Андреева г. Бежецка Лукашина Светлана Анатольевна, преподаватель теоретических дисциплин ДМШ им. В. В. Андреева г. Бежецка e-mail: svetlana.lukashina@bk.ru Музыкально - теоретический исследовательский проект «Изучаем И.С. Баха» Аннотация Изучение классической основы музыкального искусства, содержания и концепции музыкального творчества великих композиторов - не только необходимый, но и достаточно сложный процесс при низком уровне культуры большинства населения и фрагментарности мышления большого процента подростков. В связи с этим преподавание теоретических музыкальных дисциплин в системе музыкальных школ становится проблемным и требующим новых подходов, технологий и методик. Проект опирается на системно-деятельностный подход в преподавании и использует следующие педагогические технологии: технологию «погружения», технологию сотрудничества и арт-технологию. Данный проект направлен на создание благоприятных условий для последовательной реализации учащимися их интеллектуального, духовного совершенствования, повышение общеинтеллектуального и эстетического уровня культурного потенциала, углублённое изучение биографии и творчества И.С.Баха с практическим применением полученных компетентностей исполнительского мастерства. Проект содержит приложение – сценарий. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская музыкальная школа имени В.В. Андреева Музыкально - теоретический исследовательский проект «Изучаем И.С. Баха» Авторы : Владимирова Н.В., Лукашина С.А., преподаватели теоретических дисциплин ДМШ им. В.В. Андреева Бежецк 2013 Цели проекта:
Задачи проекта: образовательные
развивающие
воспитательные
Гипотеза проекта: Изучение барочной культуры и творчества И. С. Баха создает определенный пласт культурного, эстетического и творческого потенциала у каждого учащегося. Участники проекта: - преподаватели фортепианного, струнного-смычкового, хорового отделений -учащиеся 5 класса и 3 курса ДМШ им. В.В. Андреева в возрасте от 11 до 15 лет; Сроки реализации проекта и его место в учебном плане 10 занятий ( 5 уроков и 5 занятий во внеурочное время ) – 2 месяца Проект проводится в рамках учебного предмета «Музыкальная литература». Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – «Мировая художественная культура», «Исполнительство». Вопросы проекта: проблемный
учебный
Необходимое оборудование: - мультимедийное оборудование - компьютер, принтер, сканер - интернет – ресурсы - видео и аудио оборудование - аудио - визуальные пособия - музыкальные инструменты Этапы проекта
Пояснительная записка Введение Изучение классической основы музыкального искусства, содержания и концепции музыкального творчества великих композиторов - не только необходимый, но и достаточно сложный процесс при низком уровне культуры большинства населения и фрагментарности мышления большого процента подростков. Еще одним крайне негативным фактором в формировании духовно – культурного потенциала личности является малая доступность источников культурного развития для детей, в особенности, сельских районов. Актуальность. В связи с этими условиями – вызовами преподавание теоретических музыкальных дисциплин в системе музыкальных школ становится очень проблемным и требующим новых подходов, технологий и методик. Современным подходом педагогической деятельности, вне зависимости от предмета преподавания становится системно – деятельностный подход, который обязывает педагога изучать биографию, творчество и произведения композитора в едином контексте с культурой эпохи барокко, в контексте с другими замечательными личностями и основными идеями эпохи. Музыкальная школа работает по двум направлениям: обучения музыкального слушателя, готового воспринимать культуру, музыку и все искусство каждой эпохи, как единое целое и музыканта – профессионала, предполагающего продолжить музыкальное образование в училище и ВУЗе и передавать полученные духовные и культурно – эстетические представления другим людям. Эти направления и определяют те культурно – музыкальные компетентности, которые развиваются в процессе музыкального образования. Основными, используемыми в процессе преподавания, технологиями, в данном случае могут являться:
Краткая биографическая справка И. С. Баха БАХ (Bach) Иоганн Себастьян (1685—1750) — великий немецкий композитор. При жизни славился как органист и клавесинист, его композиторское творчество воспринималось современниками в связи с практической деятельностью, про текавшей в типичной для музыканта 17—18 вв. обстановке церкви, двора и го рода. Детские годы провёл в Эйзенахе, в 1695—1702 учился в Ордруфе и Люнебурге. В 17-летнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703—07 органист Нойкирхе в Арнштадте, в 1707—08 органист Блазиускирхе в Мюльхаузене, в 1708— 17 придворный органист, ка мер-музыкант, с 1714 придворный концертмейстер в Веймаре, в 1717—23 прид ворный капельмейстер в Кётене, в 1723— 50 кантор Томаскирхе и городской му зик-директор в Лейпциге (1729-41 глава студенческой Музыкальной коллегии). Бах — один из величайших представителей мировой музыкальной культуры [2] Творчество И. С. Баха рассматривается в контексте культуры «готового слова» барокко. Риторика и мистика определяются как два полюса мышления компози тора, отражающие, с одной стороны, следование традиции и нормам эпохи, с другой – прорыв к индивидуальному личностному высказыванию. Характерное для Баха интимно-личностное чувствование божественных истин наметило отход от жесткости религиозно-риторической догмы к духовной музыке, наполненной свободной экспрессией. Основные идеи творчества И. С. Баха в контексте эпохи «барокко» Альберт Швейцер в фундаментальном труде о И. С. Бахе, размышляя о разных типах художников, относит Баха к творцам объективного плана, искусство ко торых не идет наперекор своему времени и не отражает личные переживания создателя художественных произведений. Целиком принадлежащее своей эпохе, оно в то же время не безлично: «не он живет, но дух времени живет в нем». «Все художественные искания, стремления, желания, порывы и блуждания прежних, равно как и следующих за ним поколений, сосредото чились в нем и творят че рез него» [7]. Эта характеристика А. Швейцера помогает увидеть в И. С. Бахе художника барокко. А. Швейцер считает И. С. Баха не индивидуальным творцом, не «от дельной», а «универсальной личностью». Музыкальные произведения И. С. Баха созданы не отдельным композитором, занятым углублением во внутренний мир, а художником иного типа. И. С. Бах наполнен духом «всеобщего», духом полноты и целостности. Творчество И. С. Баха связано с типом мышления, который называют «реф лективным традиционализмом». Эта модель мышления, характерная, прежде всего, для философии и искусства, чаще всего рассматривалась на примере литературы. Тем интереснее соотнести вопрос о «рефлективном традиции онализме» с музыкой. В музыкальной науке существует прочная традиция их изучения в разных жанрах. Однако, как и в случае с жанром, музыкальный стиль И. С. Баха возникает не только как некая средняя линия, но и как отклонение от нее. В жанре и стиле музыкальных произведений И. С. Баха ясно прослеживаются рационализм и математичность. Однако в мире И. С. Баха за строгим соблю дением заданных пропорций сокрыта и глубокая внутренняя свобода. Эпоха барокко была особой фазой «риторического состояния культуры». К сочинениям И. С. Баха можно применить характеристику, которую А. В. Ми хайлов дает барочному «я». В ораториях, мотетах и «Страстях» И. С. Бах предстает как универсальный композитор. «ХТК», «пассионы», «Искусство фуги», «Гольдберг-вариации» И. С. Баха свидетельствуют о том, что немецкий мастер создавал барочные «своды», энциклопедии, сопрягавшие произведения с «целым мира, с его устроен ностью». В эпоху барокко литературные и музыкальные образы заимствуются не из индивидуального стиля поэта или композитора. Авторы, в том числе и И. С. Бах, находят их готовыми «лексиконе слов-образов, слов-символов, слов-эмблем» [3]. Одно из очевидных подтверждений этого — включение во многие сочинения композитора монограммы BACH. В «Высокой мессе» Бах создает два Kyrie: пер вое — эпическое, внеличное — подобно слову «от общины», в экспресссивном втором Kyrie, — композитор использует монограмму, словно осознавая потребность своего, личного обращения к Богу. Барочно-риторическая природа музыки Баха проявлялась и в характерных обоз начениях: во всех, даже в светских, «мирских» сочинениях и в педагогически-инструктивных текстах неизменно присутствовало вначале, в аббревиатуре обра щение «J. J.» (Jesu Juva — «Иисусе, помоги»), в конце благодарение — «SDG» или «SDGl» (Soli Dei Gloria) «Всевышнему одному слава».[6] В эпоху барокко возникли пограничные зоны между жанрами светской и церковной музыки. В пограничных ситуациях, в зоне сниженных периферийных жанров действовала диффузия, взаимопроникновение старого и нового, светского и культового, общепринятого, традиционалистского и безыскусст венного, «неготового», однократного, уникального. Здесь возникал «зазор» между риторической культурой и безыскусственностью. На границах жанров и внутри «створок» канонических жанровых форм намечались порывы к непосредственности. В ситуации жанровых и стилевых диффузий, где утра чивалась дискретность, пластичность, заданность музыкального материала периодически возникало лишенное схематизма, внешне бесформульное, до предела конкретное, здесь и сейчас разворачивающееся мистическое обращение к Богу. Это всякий раз неизведанное, экспериментальное движение мысли и чувства шло от частного к общему, через опыт — к постижению полноты Божественного смысла. [1] Для И. С. Баха характерны полюса общения с Богом: догматический, риторический, с одной стороны, и мистический, безыскусственно-непосредственный, с другой. Об этом пишет А. Швейцер, подчеркивая, что исповеданием веры И. С. Баха были «лютеранство и мистика». Средоточием теологических знаний и источником художественных пережива ний и вдохновения И. С. Баха несомненно была Библия — канон, пережитый личностно, воспринятый эмоционально-чувственно, сердцем. Отметим, что в библиотеке Баха имелась Библия с комментариями Лютера. Характерным под тверждением не вполне канонического прочтения канона является работа компо зитора над словесным текстом «Страстей по Матфею». Поразительно не только скрупулезное и глубокое знание Библии и библейской истории. Сделанные Бахом исправления и преобразования текста, созданного Пикандером, обусловлены стремлением достичь не некоего идеального состояния (скорбь, смирение и т.д.), но создать экспрессивные сцены (каковыми являются, например, начало второй части, где передаются волнение, крики толпы, а также заключительный хор — положение во гроб).[1] А. Швейцер заметил, что Бах глубоко чувствовал различие повествования у Мат фея и у Иоанна. Действительно, Евангелие от Матфея, открывающее Новый за вет, наиболее канонично, фундаментально, эпично по складу. О Страстях по Матфею Яков Друскин пишет: «… музыка определяется здесь не сама собою, а другой, чуждой ей, мощной силой, не имеющей ничего общего с чисто музыкальными законами построения» [7]. Словесный текст к этим пассионам был составлен самим композитором. В него вошли строфы из Евангелия от Иоанна, повествующие о событиях последних дней жизни, крестных муках и смерти Иисуса Христа, стихи немецкого поэта Б. Брокеса и лютеранские хоралы. Осознавая мистичность повествования в Евангелии от Иоанна, Бах в «Страстях по Иоанну» трактует хоры как «носители действия», в «Страстях по Матфею» они являются только «частью общего повествования» [6]. Как и в целом, партитура «Страстей по Иоанну» отличается высочайшим эмоциональным накалом, остротой личного переживания трагичнейших моментов Евангелия. Очевидно, что «прорыв к непосредственности» происходит в творчестве И. С. Баха изнутри риторической культуры. Этот «прорыв» и есть ни что иное как ми стический порыв. На этой теоретической основе можно по-иному ставить вопрос о мистических элементах в произведениях И. С. Баха. Сведения о том, насколько подробно Бах был знаком c теологической литературой, читал ли он религиозно-мистические трактаты, ставшие столь актуальными и своевременными для барок ко, до сих пор достоверно не известны. Многие факты подтверждают глубокое и внимательное изучение догматичес ких и мистических текстов. Авторы специальных работ приводят список бого словских трудов, имевшихся в домашней библиотеке Баха. Среди них: два из дания сочинений М. Лютера в восьми томах, «Застольные чтения», Библии с его комментариями. Список свидетельствует об особом интересе Баха к проповеднической литературе. Возможно, что текстовой основой этой мистической полноты произведений И. С. Баха служит, между прочим, образ «сердца», которым владеет Бог и которое отчуждено от человеческого «я»: «hast mir mein Herz besessen». Отметим, что в XVII-XVIII веках символ «сердце» в искусстве прямо указывает на связь с мистическими традициями. «Чистое», «открытое» сердце необходимо человеку, чтобы вместить Бога, Иисуса Христа. «Сердце» — символ «творчес кой силы», «интенсивности переживания» встречи с Богом. Сердце — символ ухода человека в глубину с последующим отказом от всего внешнего, мирского Вся история европейской музыки – это воплощение идеи новаторства. Так было и до Баха, и после него. Начиная со средних веков, музыка то и дело объявляла себя «Новой». И.С. Бах – ничего не реформировал и ничего нового не изобретал, он просто обобщил и довел до гениального совершенства всё то, что было накоплено до него. Религиозная основа, сакральные правила композиции, идущие еще от григорианского хорала и контрапункта в эпоху барокко сохранялись в традиции духовной музыки. В этой сфере Бах создал 224 кантаты, 11 месс, 7 мотетов, 2 пассиона, 246 органных сочинений, около 200 хоральных обработок. Это целая энциклопедия музыкально - религиозного символизма, исчерпывающим образом демонстрирующая всё, что умели великие мастера канонической композиции начиная со школы Нотр-Дам (XIII век) и вплоть до баховских современников. В его органных, хоровых и клавирных фугах в системе свободного контрапункта воспроизводятся любые «чудеса техники» эпохи строго письма. Чуть не все прочие его сочинения снабжены строкой цифрованного генерал-баса. Он также как и французские клавесинисты писал танцевальные сюиты для клавира. Вслед за итальянскими мастерами он создавал инструментальные концерты и сонаты. При этом в глубине баховских произведений, под поверхностью точнейшим образом соблюдаемых норм письма своего времени, таятся идеи, которые последующая история европейской композиции сделала отправными точками очередных музыкальных революций. [8]. Дидактические основы творчества И. С. Баха Обращаясь к изучению творчества И.С. Баха, необходимо накапливать музы кальный материал, прежде чем ввести термин «барокко» и определить соответ ствующие черты стиля, проводя аналогии с произведениями изобразительного искусства и архитектуры. Как всякое великое явление в искусстве, творчество И.С.Баха не укладывается в рамки стиля барокко, оно шире и многогранней. Тем не менее, характерные барочные черты проявляются достаточно ярко: и в воплощении теории аффектов, и в аллегоричности творчества, и в ораторском, проповедническом пафосе, и в широком использовании музыкальных ритори ческих фигур. Высокая трагедийность творчества И.С. Баха, напряженность драматургического развития проявляется в характерных для барокко жанрах духовной музыки, особенно в пассионах, мессе си минор, а также в создании гениальных сочинений в сфере инструментальной музыки, как органной и клавирной, так и оркестровой. Ключом к постижению творчества И.С. Баха, может стать стихотворение О. Мандельштама «Бах», содержащее удивительные по глубине характеристики его музыки.
|
«профессия – учитель музыки» Организаторы фестиваля: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Институт... |
Ф-рабочая программа по дисциплине цели и задачи дисциплины Он предусматривает приобретение и углубление теоретических знаний и практических навыков в области новых информационных технологий... |
||
Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики»... Библиотека распространяется как проект на C#. Для ее использования необходимо добавить этот проект в существующее решение |
Проект №07-01-173 «Юридический перевод» Индивидуальный исследовательский проект №07-01-173 «Юридический перевод» выполнен при поддержке гу-вшэ |
||
Исследовательский проект Методика исследования анализа творога на содержание кальция, аминокислот и белков |
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание системы дистанционного... Теоретический анализ применения дистанционного обучения в вузе и разработка теоретического обоснования для внедрения в до курса «Педагогика... |
||
Проект договора поставки № Открытое акционерное общество «Всероссийский научно-исследовательский институт по эксплуатации атомных электростанций» |
Дипломная работа Квалификация: Художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель |
||
Ново-Аганское Основание для проектирования (проект разведки, проект пробной эксплуатации, проект или тех схема разработки, протокол) |
Бродская Г. Ю. Б 881 Алексеев-Станиславский, Чехов и другие. Вишиевосадская... Исследовательский проект выполнен при поддержке российского гуманитарного научного фонда |
||
Проект на тему: «Дружба народов как оплот Независимости Республики... Научно-исследовательский проект на тему: «Дружба народов как оплот Независимости Республики Казахстан» |
Рассмотрено Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,... |
||
Факультет вычислительной математики и кибернетики лаборатория «информационные... Минусы представления rtl и дерева, используемого front end, как промежуточных представлений при работе оптимизатора 44 |
Проект договора Открытое акционерное общество «Восточно-Европейский головной научно-исследовательский и проектный институт энергетических технологий»... |
||
Массовые музыкальные жанры XX века в системе музыкально-эстетического воспитания Учебно-методическое пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов |
Проект договора договор Акционерное общество «Всероссийский научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения»... |
Поиск |