|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО»
Зав.кафедрой гигиены и медицинской экологии д.м.н., профессор
А.Б.Гудков ______________________
«___»_______________2013 г.
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета медицинской
профилактики
Анциферова О.А._______________
«___»_______________2013 г.
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине
ГИГИЕНА ПИТАНИЯ
Основная образовательная программа: 060105 «Медико-профилактическое дело»
Форма обучения: очная, срок обучения – 6 лет
Курс: IV, V, VI. Семестры VIII - XI.
|
Утверждено на заседании кафедры:
Протокол № __________
«___» ___________ 20__ г.
Зав. кафедрой____________________
|
г. Архангельск, 2013
Приложение 1
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________
профессор Гудков А.Б. доцент Анциферова О.А
«___»_______________2013 г. «___»_______________2013 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине: ГИГИЕНА ПИТАНИЯ
По направлению подготовки: специальность 060105 «Медико-профилактическое дело».
Курс: IV, V, VI. Семестры VIII - XI.
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен): экзамен
Кафедра: гигиены и медицинской экологии
Трудоемкость дисциплины 351 час., 9,75 зач. ед.
Архангельск, 2013
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель: обеспечить базисную теоретическую и практическую подготовку врача к профессиональной деятельности в учреждениях ФС «Роспотребнадзор» по разделу гигиена питания, позволяющую применять элементы государственного санитарного надзора, позволяющую обосновывать необходимость разработки комплекса профилактических рекомендаций и путей их реализации с учетом современных методологических подходов и нормативно-правовой базой Российской Федерации.
Задачи:
подготовка будущих выпускников по специальности медико-профилактическое дело к работе в системе органов и учреждений ФС «Роспотребнадзор» и медико-профилактической помощи населению по разделу гигиена питания;
освоение студентами научных основ гигиены питания;
развитие гигиенического мышления у студентов;
овладение навыками работы с законодательными и инструктивными материалами;
освоение методик организации и проведения государственного санитарно - эпидемиологического надзора, санитарно - эпидемиологических экспертиз, санитарно - эпидемиологических расследований, государственного мониторинга;
овладение навыками оценки состояния здоровья населения, оценки состояния среды обитания человека, а также других факторов, определяющих состояние здоровья населения;
овладение алгоритмом постановки клинического и эпидемиологического диагноза, основами экстренной медицинской помощи и профилактики при заболеваниях, связанных с фактором питания;
освоение приемов разработки программ обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды;
овладение навыками проведения санитарно-просветительной работы и педагогической деятельности;
овладение навыками самостоятельной работы с информацией (учебной, научной, нормативной и справочной литературой, другими источниками)
овладение навыками научно- исследовательской работы;
повышение уровня профессиональной компетентности студентов посредством установления системы межпредметных связей содержания курса с содержанием профилирующих дисциплин.
2.Место дисциплины в структуре ООП
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки специальности 060105 – медико-профилактическое дело.
Дисциплина «Гигиена питания» включена в Профессиональный цикл (базовая часть, медико-профилактические дисциплины) Государственного образовательного стандарта по направлению 060105 – медико-профилактическое дело.
Для освоения данной дисциплины необходимо параллельное освоение дисциплин естественнонаучного цикла: биологии, анатомии человека, гистологии, эмбриологии, цитологии, нормальной физиологии, микробиологии, вирусологии, иммунологии, патологической физиологии; дисциплин вариативной части: охрана окружающей среды, физико-химические методы в медицине. Необходимо также параллельное освоение дисциплин естественнонаучного цикла (медико-профилактические дисциплины): общественное здоровье и здравоохранение, общая гигиена, социально-гигиенический мониторинг, радиационная гигиена, эпидемиология, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена труда. Необходимо параллельное освоение клинических дисциплин.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Коды формируемых компетенций
|
Компетенции
|
ОК-№
|
Общекультурные компетенции
|
ОК-4
|
Способность и готовность к деятельности в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной этики, законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией.
|
ОК-8
|
Готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, способность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации.
|
ПК -№
|
Профессиональные компетенции
|
ПК-1
|
Готовность к работе в команде, способность к кооперации с коллегами, умение анализировать значимые политические события, в том числе в области здравоохранения, владение способами разрешения конфликтов, умение организовать работу исполнителей, умение находить и принимать управленческие решения при различных мнениях, принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции.
|
ПК-3
|
Способность в условиях развития науки к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, приобретению новых знаний, использованию различных форм обучения, информационно-образовательных технологий.
|
ПК-4
|
Владение основами делопроизводства с использованием и анализом учетно-отчетной документации.
|
ПК-5
|
Владение компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовность к работе с информацией, полученной из различных источников, к применению современных информационных технологий для решения профессиональных задач.
|
ПК-12
|
Способность и готовность к оценке состояния фактического питания населения, к участию в разработке комплексных программ по оптимизации и коррекции питания различных групп населения, в том числе с целью преодоления дефицита микронутриентов, и для проживающих в зонах экологической нагрузки.
|
ПК-13
|
Способность и готовность к проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг в целях установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека, причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, соответствия (несоответствия) установленным требованиям.
|
ПК-14
|
Способность и готовность к проведению санитарно-эпидемиологического надзора за объектами производства и реализации продуктов питания.
|
ПК-15
|
Способность и готовность к выявлению причинно-следственных связей в системе «факторы среды обитания человека – здоровье населения».
|
ПК-22
|
Способность и готовность к применению гигиенической терминологии, основных понятий и определений, используемых в профилактической медицине.
|
ПК-23
|
Способность и готовность к проведению санитарно-просветительской работы с населением по вопросам профилактической медицины, к работе с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, проведению поиска информации для решения профессиональных задач.
|
ПК-24
|
Способность и готовность к планированию и проведению гигиенического обучения детей, подростков, их родителей и персонала учреждений для детей и подростков.
|
ПК-28
|
Способность и готовность к принятию управленческих решений, направленных на сохранение здоровья населения в связи с неблагоприятным воздействием факторов среды обитания человека.
|
ПК-30
|
Способность и готовность к анализу результатов собственной деятельности и деятельности органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей с учетом требований официальных законодательных, нормативных и правовых документов.
|
ПК-31
|
Способность и готовность к разработке, рекомендациям к использованию и оценке эффективности профилактических стратегий, отдельно или в сотрудничестве с другими специалистами для обеспечения эффективного контроля.
|
ПК-32
|
Способность и готовность к осуществлению санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации и материалов по отводу земельных участков под строительство различных объектов.
|
ПК-33
|
Способность и готовность к интерпретации результатов гигиенических исследований, к пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и санитарную практику.
|
ПК-35
|
Способность и готовность к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний и их распространения.
|
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
болезни, связанные с фактором питания (алиментарные заболевания, вторичные болезни избыточного и недостаточного питания, болезни, связанные с алиментарным фактором риска, болезни, с алиментарным фактором передачи болезни, заболевания, обусловленные непереносимостью пищи;
гигиенические требования к организации научно-обоснованных видов питания (рациональное, лечебное, лечебно-профилактическое, превентивное);
пищевую ценность и биологическое значение продуктов питания;
анализ альтернативных видов питания, «модных» теорий питания, лжетеорий и лжеконцепций;
санитарно-эпидемиологическое значение продуктов питания;
санитарно - гигиеническую характеристику ксенобиотиков, пути поступления их в продовольственное сырье и пищевые продукты, профилактику и расследование пищевых отравлений;
санитарно - гигиеническую характеристику продовольственного сырья и пищевых продуктов;
санитарно - гигиеническую характеристику предприятий пищевой отрасли промышленности, предприятий общественного питания и торговли;
санитарно - гигиеническую характеристику технологий приготовления пищевых продуктов;
основные законодательные и инструктивные материалы по разделу гигиена питания;
права и обязанности, профессиональные деонтологические принципы и основные виды деятельности врача по гигиене питания;
основные направления государственного санитарного надзора в гигиене питания и его организационно – правовые основы;
основы стандартизации, сертификации и санитарно- эпидемиологической экспертизы;
организацию медицинского обслуживания работающих, занятых в пищевой промышленности, предприятиях общественного питания и торговли.
Уметь:
планировать предстоящую деятельность;
проанализировать и оценить влияние фактора питания на состояние здоровья отдельного человека, популяцию;
проанализировать и оценить структуру продуктового набора, пищевую ценность рационов питания населения;
проанализировать и оценить структуру продуктового набора, химический состав и энергетическую ценность рационов лечебного и лечебно-профилактического питания;
проанализировать результаты лабораторных исследований при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевых продуктов, материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, земельных участков под строительство предприятий пищевой отрасли промышленности, предприятий общественного питания и торговли;
проанализировать и оценить качество и эффективность деятельности отделения гигиены питания по основным показателям (состояние здоровья населения, состояние объектов надзора и окружающей среды контролируемой территории, оперативная активность);
провести обследование санитарно – гигиенического состояния предприятий пищевой отрасли промышленности, предприятий общественного питания и торговли;
составлять учетную документацию (схему обследования предприятия, акт по результатам мероприятий по контролю, акт отбора образцов (проб) продукции, акт расследования пищевого отравления, протокол о нарушении санитарного законодательства, предписания, протоколы проведенных исследований и экспертиз, санитарно –эпидемиологическое заключение и др. документацию);
разработать комплекс профилактических мероприятий, составить план мероприятий по организации медико-профилактической помощи и охране здоровья населения.
Владеть:
навыками организационно-методической работы, планирования, составления учетной документации
методикой и навыками проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов;
методикой и навыками проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы материалов, контактирующих с пищевыми продуктами;
методикой и навыками проведения государственной регистрации и санитарно-эпидемиологической экспертизы новых пищевых продуктов, пищевых добавок, пестицидов, материалов, контактирующих с пищевыми продуктами;
методикой и навыками проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы земельных участков;
методикой и навыками санитарного обследования предприятий пищевой промышленности, общественного питания, пищеблоков и предприятий торговли;
навыками проведения санитарно просветительной работы по повышению гигиенических знаний у населения;
навыками составления на основании расчета потребностей в основных продуктах питания суточного рациона питания;
навыками гигиенического обучения работников пищевых объектов;
навыками расследования пищевого отравления;
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 9,75 зачетных единиц.
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестр
|
Аудиторные занятия (всего)
|
210
|
8,9,10,11
|
В том числе:
|
|
|
Лекции (Л)
|
70
|
8,9,10,11
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
Семинары (С)
|
|
|
Лабораторные практикумы (ЛП)
|
|
|
Клинические практические занятия (КПЗ)
|
140
|
8,9,10,11
|
Самостоятельная работа (всего)
|
105
|
8,9,10,11
|
Экзамен
|
36
|
11
|
Общая трудоемкость (час.)
|
351
|
8,9,10,11
|
|