Институт Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Утверждено


Скачать 0.91 Mb.
Название Институт Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Утверждено
страница 1/4
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4
Институт Психоанализа

Факультет психологии

Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин

Утверждено

на заседании кафедры

гуманитарных и общеобразовательных дисциплин

23 октября 2009 г. протокол №1

Зав. кафедрой гуманитарных и общеобразовательных дисциплин

Л.А. Моисеева_______________

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Нейрофармакология”

Автор:

С.С.Трофимов, докт. биол. наук, ст. научн. сотр.

Москва

2009

Печатается по решению кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин НОУ ВПО “Институт психоанализа”

С.С.Трофимов. Нейрофармакология. – М.: НОУ ВПО “Институт психоанализа”, 64 с.

© НОУ ВПО “Институт психоанализа” 2009 г.

© С.С.Трофимов 2009 г.

1. СОДЕРЖАНИЕ

1. Содержание .................................................................................................................................

2. Учебная программа ....................................................................................................................

2.1 Содержание курса ...........................................................................................................

2.2 Тематический план лекционного курса и семинаров для студентов дневного и заочного отделений (бакалавриата и социалитета) ....................................................

2.3 Список рекомендуемой литературы .............................................................................

2.3.1 Основной ............................................................................................................

2.3.2 Дополнительной ................................................................................................

3. Организация самостоятельной работы ....................................................................................

3.1 График организации самостоятельной работы студентов .........................................

4. Темы рефератов .........................................................................................................................

5. Список вопросов к экзамену .....................................................................................................

6. Методическое обеспечение дисциплины ................................................................................

6.1 Методические рекомендации к семинарам .................................................................

6.2 Методические рекомендации по осуществлению текущего, самостоятельного и итогового контроля .......................................................................................................

6.3 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов ..

7. Дополнительные материалы ....................................................................................................

7.1 Тестовые материалы по курсу ......................................................................................

2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

“Нейрофармакология” входит в национально-региональный (вузовский компонент) Общих математических и естественнонаучных дисциплин (индекс ЕН.Р.00). Дисциплина предназначена для студентов, специализирующихся в области психологии (030301) и клинической психологии (030302.). “Нейрофармакология” изучается после ознакомления с физиологией нервной системы, физиологией высшей нервной деятельности и сенсорных систем, психофизиологией, нейропсихологией, психогенетикой и другими нейробиологическими дисциплинами. Целесообразно психофармакологию преподавать перед психиатрией, где будут изучаться и лекарственные способы лечения нервных и психических заболеваний.

Целью изучаемого курса является знакомство с общими и частными закономерностями биохимического управления функциями организма, в первую очередь поведения. Предмет сопряжен с такими специальными дисциплинами, как “Клиническая психофизиология”, “Когнитивная психофизиология”, “Психофизиология развития”, “Функциональная нейроморфология” и “Дифференциальная психофизиология”.

Дисциплина включает в себя изучение: общих биохимических принципов регуляции функций, нейрохимии синаптической передачи информации и основ эндокринологии; общей фармакологии; влияния конкретных групп фармакологических препаратов на периферическую и центральную нервную системы (веществ, влияющих на периферическую нервную систему, местных анестетиков, общих анестетиков, снотворных средств, этилового спирта, ненаркотических и наркотических аналгетиков, противосудорожных средств, аналептиков, психотропных средств); основ общей наркологии и конкретных групп наркотиков и средств вызывающих зависимость (алкогольной и табачной зависимости, злоупотребления опиоидами, препаратами конопли, стимулирующими, седативными средствами, психотомиметиками, летучими веществами, ненаркотическими анальгетиками, антигистаминными средствами).

В результате изучения данного курса студент должен усвоить:

– общебиохимические, эндокринные и синаптические закономерности регуляции нервно-психических функций в организме;

– основы общей фармакологии;

– основы нейропсихофармакологии;

– основы наркологии.

2.1 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Биохимическое обеспечение психических процессов.

Тема 1.1. Общие принципы биохимической регуляции функций.

Взаимодействие клеток с помощью веществ-утилидонов и веществ-информонов (регулинов, эргонов). 2 способа управления организмом (нервная и гормональная регуляция) и 2 соответствующих способа передачи информации (контактный механизм через синапсы и гуморальный через кровь и межклеточную жидкость). Аутокринный, паракринный и эндокринный способ воздействия веществ. Хеморецепторы, их устройство и молекулярное строение.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Способы межклеточного взаимодействия.

2. Различия между информонами и утилидонами.

3. Роль химического рецептора в эндокринной и синаптической передаче информации.

Основная литература: 1 (Глава 1, §§ 1.2 и 1.4; Глава 3, §§ 3.1. и 3.5.; Глава 5), 2 (Раздел III Б, Введение и глава 3 § 3.1), 3 (Главы 1 и 8) и 4 (Предисловие, с. 3-8).

Дополнительная литература: 7 (Введение), 8 (Глава 1), 9 (Глава 3, §§1 и 2; глава 4; глава 8, §§3, 4 и 5), 10 (§2) и 11 (Предисловие, главы 1 и 9).
Тема 1.2. Основы эндокринологии.

Железы внутренней секреции. Гормоны. Взаимозависимость активности эндокринных желез и психических процессов.

Половые железы (семенники и яичники), половые гормоны. Гормоны коркового (кортикостероиды и др. гормоны) и мозгового (катехоламины - адреналин и норадреналин) слоя надпочечников. Гормоны щитовидной железы. Гипофиз как “регулятор регуляторов”: гормоны передней (АКТГ, тиреотропин, соматотропин), средней и задней доли. Гормоны гипоталамуса и эпифиза.

Этапы функционирования эндокринной системы: синтез гормона, его выделение, транспорт к мишени (рецептору), взаимодействие с рецептором, инактивация. Возможности регуляции этих этапов. Рецепция на поверхностной мембране и в ядре клетки. Быстрые и отставленные эффекты гормона.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Основные железы внутренней секреции, вырабатываемые ими гормоны и их психотропные эффекты.

2. Этапы функционирования гормональной системы.

Основная литература: 1 (Глава 5) и 3 (Главы 2, 4-7 и 9-12).

Дополнительная литература: 10 (§§ 33-36).
Тема 1.3. Элементы нейрохимии.

Особенности биохимии нервной системы. Нейроспецифические липиды: ганглиозиды, галактоцереброзиды и полифосфоинозитиды. Разнообразие уникальных генов. Проблема “избыточной” ДНК мозга. Специфичность ДНК нервной системы. “Нерегулируемые”, регулируемые, мозгоспецифичные и редкие гены. Ранние и структурные гены, их роль в специализации высших психических функций.

Этапы синаптической передачи информации. Миметики и блокаторы. Нейромедиаторы, нейромодуляторы и рецепторы (ионотропные и метаботропные). Вторичные посредники. Возможная роль нейромедиаторных и нейромодуляторных систем в реализации психических процессов. Возможности воздействия на этапы синаптической передачи.

Ацетилхолин, м-, н- и м,н-холинорецепторы, ацетилхолинэстеразные вещества. Моноамины: катехоламины (норадреналин, адреналин и дофамин), серотонин и гистамин. - и -адренорецепторы, симпатомиметики и симпатолитики. Дофаминовые D1- и D2-рецепторы. Серотониновые 5-HT1- и 5-HT2-рецепторы. Гистаминовые H1- и H2-рецепторы. ГАМК/бензодиазепиновый рецепторный комплекс. ГАМКА- и ГАМКБ-рецепторы. Эндогенные бензодиазепины. Рецепторы ГОМК. Глутаматные рецепторы, NMDA- и неNMDA-рецепторы (AMPA, каинатные и квисквалатные). Пуриновые P1- и P2-рецепторы. Аднозиновые A1- и A2-рецепторы как подтип P1-рецепторов. Аденозинфосфатные подтипы A1-рецепторов и кофеин как их блокатор.

Нейропептиды, их полифункциональность, каскад эффектов при их метаболизме. Медиаторная роль пептидов. Опиатные рецепторы, их подтипы. Энкефалины и эндорфины.

Зависимость эффекта нейромедиаторной системы от активности других нейромедиаторных систем и состояния мозга и организма в целом.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Особенности биохимии нервной системы.

2. Этапы синаптической передачи.

3. Основные нейромедиаторы, их рецепторы и нейропсихические процессы, с которыми они связаны.

4. Нейропептиды и их роль в регуляции функций ЦНС.

Основная литература: 1 (Глава 3, §§ 3.5-3.13) и 4 (Главы 1, 5 и 7-11).

Дополнительная литература: 7 (Главы 1, 3-12) 9 (Главы 9-14), 10 (§ 22) и 11 (Главы 2-12).
Раздел 2. Общая фармакология.

Тема 2.1. Лекарственный препарат.

Лекарство и его строение. Биологически активная субстанция, наполнитель, стабилизатор и лекарственная форма. Требования к лекарству как к товару. Экономическая оценка фармакотерапии. Этапы создания лекарственного препарата.
Тема 2.2. Фармакокинетика.

Пути введения: энтеральный (пероральный или внутрь, сублингвальный и ректальный) и парентеральный (подкожный, внутримышечный, ингаляционный, внутривенный, внутриартериальный, внутрибрюшинный, субарахноидальный, субдуральный, в мозг, интраназальный, через глаз).

Всасывание: пассивная диффузия, фильтрация, активный транспорт, пиноцитоз. Распределение и депонирование веществ в организме. Гистогематические барьеры. Превращения (биотрансформация) веществ в организме. Выведение веществ из организма.

Фармакологические рецепторы: неспецифические и специфические рецепторы - агонисты и антагонисты. Избирательное (преимущественное), обратимое и необратимое действие. Аффинность вещества. Местное и резорбтивное действие. Прямое, рефлекторное и косвенное действие вещества.
Тема 2.3. Эффект вещества.

Зависимость действия вещества от его химического строения, физикохимических и физических свойств. Зависимость эффекта от дозы: разовая, суточная, пороговая, средняя терапевтическая, максимальная допустимая (высшая терапевтическая), смертельная, курсовая, ударная доза. Широта терапевтического действия. Побочное действие, аллергические реакции, токсичность. Тератогенность. Зависимость эффекта от возраста, пола, массы тела, индивидуальной чувствительности и состояния организма.

Плацебо. Проблема плацебо при изучении воздействия нейро- и психотропных соединений на человека.
Тема 2.4. Однократное и комбинированное применение лекарственных средств.

Однократное (острое) и повторное (хроническое) действие веществ. Материальная и функциональная кумуляция. Сенсибилизация, десенсибилизация, привыкание (толерантность), перекрестное привыкание, “мгновенное” привыкание (тахифилаксия). Психическая и физическая лекарственная зависимость. Синдром отмены (абстиненции).

Комбинированное действие веществ. Прямой и косвенный синергизм, суммированный (аддитивный) эффект и потенцирование. Прямой и косвенный антагонизм, антидоты. Синергоантагонизм. Лекарственная (фармакологическая и фармацевтическая) несовместимость.

Профилактическое, этиотропное (казуальное), симптоматическое и заместительное применение лекарственных средств.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. “Устройство” лекарственного препарата, причины множественности названий одного и того же лекарственного препарата.

2. Плацебо, отрицательные и положительные стороны его эффекта.

3. Достоинства и недостатки различных путей введения лекарственного средства.

4. Распределение и превращения вещества в организме, пути выведения.

5. Факторы, влияющие на эффект препарата.

6. Отличия лекарственного препарата, вызывающего зависимость, и наркотика.

Основная литература: 2 (Разделы I и II).

Дополнительная литература: 3, 4, 5, 6 (Главы 1 и 8), 10 (§§ 1-4, 31 44 и 45), 12, 17, 18, 19, и 20.

Раздел 3. Частная нейрофармакология.

Тема 3.1. Вещества, влияющие на периферическую нервную систему. Местные анестетики.

Вещества, изменяющие чувствительность афферентных нервов или препятствующие их возбуждению. Вещества, влияющие на эфферентную иннервацию. Холиномиметики и холиноблокаторы, адреномиметики и адреноблокаторы, симпатомиметики.

Местные анестетики. Механизм действия. Способы применения: поверхностная, инфильтрацонная, проводниковая анестезия. Резорбтивное действие. Побочные эффекты.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Центральные эффекты лекарственных препаратов, действующих на периферическую нервную систему.

2. Механизмы действия местных анестетиков.

Основная литература: 2 (Раздел III, главы 1-4).

Дополнительная литература: 3 (Раздел III, главы 4, 21, 22, 24-28), 10 (§§ 5-9) и 20 (§ 2.2.5 и 2.2.7)
Тема 3.2. Общие анестетики.

Стадии наркоза и способы их оценки. Ингаляционный наркоз, жидкие летучие и газообразные вещества. Средства для неингаляционного наркоза. Возможные механизмы действия.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Стадии наркоза.

2. Преимущества и недостатки ингаляционных и неингаляционных общих анестеников.

3. Возможные механизмы общего наркоза.

Основная литература: 2 (Глава 5).

Дополнительная литература: 3 (Раздел III, глава 1.), 10 (§ 23.) и 20 (§2.2.6.).
Тема 3.3. Снотворные средства.

Возможный механизм действия. Изменение структуры сна при действии снотворных препаратов. Барбитураты, гетероцклические и нециклические соединения. Побочные эффекты.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Возможный механизм действия снотворных средств.

2. Изменение структуры сна при действии снотворных препаратов.

3. Побочные эффекты снотворных средств.

Основная литература: 2 (Глава 7).

Дополнительная литература: 3 (Раздел III, главы 5 и 6), 10 (§24) и 20 (§§ 2.1.4 и 2.2.4).
Тема 3.4. Противосудорожные средства.

Общая характеристика судорожных состояний, их ЭЭГ-проявления. Генуинная и посттравматическая эпилепсия. Парциальные, генерализованные, большие (grand mal) и малые (petit mal) судорожные припадки. Аура. Возможные механизмы судорожных состояний и механизмы действия противоэпилептических препаратов, роль равновесия ГАМК- и глутаматергической систем. Барбитураты, бензодиазепины, вальпроаты. Побочные эффекты.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Общая характеристика судорожных состояний.

2. Возможные механизмы судорожных состояний и механизмы действия противоэпилептических препаратов, роль равновесия ГАМК- и глутаматергической систем.

3. Побочные эффекты противосудорожных препаратов.

Основная литература: 2 (Глава 9).

Дополнительная литература: 3 (Раздел III, Главы 7 и 8) и 10 (§25).
Тема 3.5. Ненаркотические аналгетки.

Возможные механизмы боли. Аналгетическое, противовоспалительное и жаропонижающее действие ненаркотических аналгетиков. Возможные периферические и центральные механизмы, брадикинин. Производные салициловой кислоты и анилина. Побочные эффекты.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Возможные механизмы боли.

2. Анальгетическое, противовоспалительное и жаропонижающее действие ненаркотических анальгетиков.

3. Побочные эффекты ненаркотических анальгетиков.

Основная литература: 2 (Глава 8, §§ 8.2 и 8.3).

Дополнительная литература: 3 (Раздел III, Глава 32) и 10 (§32).
Тема 3.6. Наркотические аналгетики.

Стимульные свойства наркотических аналгетиков, развитие зависимости и толерантности при их применении. Опиоидные рецепторы и возможные механизмы действия наркотических аналгетиков. Морфин, другие препараты, антагонисты опиоидных аналгетиков налорфин и налоксон.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Ситуации, в которых применяют наркотические анальгетики.

2. Привыкание и зависимость; классы нейропсихотропных средств, которые обладают тем или другим (или обоими) действием.

3. Возможные механизмы зависимости.

Основная литература: 2 (Глава 8, §§ 8.1 и 8.3).

Дополнительная литература: 3 (Раздел III, Глава 2), 10 (§§29 и 31) и 20 (§2.1.2)
Тема 3.7. Противопаркинсонические средства.

Болезнь Паркинсона и дофаминергическая система. Возможные пути коррекции. Заместительная фармакотерапия, вещества, активирующие дофаминергические влияния. Центральные (психотические) и периферические побочные эффекты. Предшественник дофамина L-ДОФА (леводопа), селективные агонисты D2-рецепторов бромокриптин и лизурид, усиливающий выделение дофамина мидантан и избирательно угнетающий разрушение дофамина депренил. Вещества, угнетающие холинергические влияния (циклодол), привыкание, периферические побочные эффекты. Пересадка эмбриональных клеток в черную субстанцию как возможная терапия паркинсонизма.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Классы нейропсихотропных препаратов, используемых для лечения возрастных нарушений.

2. Механизм болезни Паркинсона и препараты, используемые для её лечения.

3. Побочные эффекты леводопы и их возможные механизмы.

Основная литература: 2 (Глава 10).

Дополнительная литература: 3 (Раздел III, Глава 9), 10 (§26) и 20 (§2.2.5).
Тема 3.8. Транквилизаторы.

Соотношение противотревожного, успокаивающего и седативного эффектов. Привыкание и зависимость, диссоциация препаратов по этим эффектам. Потенцирование действия других веществ. Индивидуальная чувствительность и индивидуальная тревожность (выраженность оборонительной мотивации). Побочные эффекты. Производные бензодиазепина (хлордиазепоксид, диазепам, феназепам), миорелаксантное и снотворное действие, рецепторный механизм. Производные пропандиола (мепротан), дифенилметана (амизил), серотонинергические средства (буспирон). Успокаивающие вещества: бромиды, препараты валерианы, настой пустырника.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Классы нейропсихотропных препаратов, используемых для лечения эмоциональных расстройств.

2. Случаи, когда используются транквилизаторы.

3. Причины и возможные механизмы лекарственной зависимости, которые могут вызывать анксиолитики.

Основная литература: 2 (Глава 11, § 11.4).

Дополнительная литература: 3 (Раздел III, Глава 12), 6 (Глава 3), 10 (§24) и 20 (§2.2.2).
Тема 3.9. Антидепрессанты.

Маниакально-депрессивные психозы. Роль дофамин-, серото-нинергической и опиатной систем в генезе депрессий. Трициклические антидепрессанты (имизин, амитриптилин), индивидуальность реакции на препарат (седативные и психостимулирующие свойства), побочные атропиноподобные эффекты, привыкание. Избирательные ингибиторы обратного захвата серотонина (венлафаксин). Ингибиторы МАО (ниаламид, моклобемид, депренил), психостимулирующий эффект, "тираминовый синдром" как ограничитель применения, ингибирование ферментов печени. Атипичные антидепрессанты (миансерин, триадон). Лечение маниакальных состояний, соли лития, лития оксибутират.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Классы нейропсихотропных препаратов, используемых для лечения эмоциональных расстройств.

2. Влияние антидепрессантов на активность.

Основная литература: 2 (Глава 11, §§ 11.2 и 11.3).

Дополнительная литература: 3 (Раздел III, Главы 13 и 14), 6 (Главы 4 и 5) и 10 (§28).
Тема 3.10. Нейролептики.

Психозы, шизофрения, продуктивная (позитивная) и негативная симптоматика. Роль дофамин- и глутаматергической систем. Анти-психотическое и успокаивающее (транквилизирующее) действие. Побочные эффекты (экстрапирамидные расстройства, седативный и снотворный эффекты, нарушение теплорегуляции). Производные фенотиазина (аминазин, трифтазин, фторфеназин), потенцирование эффекта общих анестетиков, снотворных, аналгетиков, периферические эффекты (падение давления и снижение секреции слюнных желез), сохранение антипсихотического эффекта после привыкания по другим эффектам. Производные тиоксантена (хлорпротиксен), антидепрессивная активность. Производные бутирофенона (галоперидол, дроперидол), длительность действия, тревога при передозировке. Алкалоиды раувольфии (резерпин). Селективные агонисты дофаминовых рецепторов - атипичные нейролептики (сульпирид, раклоприд, азалептин), меньшие экстрапирамидные расстройства. Участие пептидов в генезе психозов, нейротензин как экзогенный нейролептик.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Эффекты нейролептиков; возможные механизмы этих эффектов.

2. Побочные эффекты нейролептиков.

Основная литература: 2 (Глава 11, §11.1).

Дополнительная литература: 3 (Раздел III, Глава 11), 6 (Глава 2) и 10 (§27).
Тема 3.11. Ноотропы.

Понятие ноотропности. Разнообразие механизмов действия. Роль холин- и глутаматергической систем в реализации когнитивных функций мозга. Болезнь Альцгеймера. Производные пирролидона рацетамы (пирацетам, анирацетам, оксирацетам, нефирацетам), полифункциональность, индивидуальная чувствительность. Холинопозитивные вещества (физостигмин, такрин, амиридин), ГАМК-ергические препараты (аминалон), церебральные вазодилятаторы (кавинтон и циннаризин), антиоксиданты и мембранопротекторы (меклофеноксат, пиритинол, мексидол, экстракт женьшеня), нейропептидные препараты (эбиратид, семакс), глицин, церебролизин, натрия оксибутират.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Ситуации, в которых используются ноотропы.

2. Возможные механизмы ноотропного эффекта.

Основная литература: 2 (Глава 11, §11.7).

Дополнительная литература: 3 (Раздел III, Глава 16) и 6 (Глава 6).
Тема 3.12. Психостимуляторы и аналептики.

Психотоники и психоаналептики. Эмоциональный, психофизический, антигипнотический и психомоторный эффекты. Фенилалкиламины (фенамин), производные пиперидина (пиридин) и ксантина (кофеин). Сиднокарб. Стимульные свойства и зависимость.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Нарушения, при которых используются психостимуляторы и аналептики.

2. Побочные эффекты психостимуляторов и аналептиков.

Основная литература: 2 (Глава 11, § 11.6. и глава 12).

Дополнительная литература: 3 (Раздел III, главы 10 и 15), 6 (Глава 7) и 20 (§§ 2.1.5. и 2.2.3).

Раздел 4. Основы наркологии.

Тема 4.1. Наркомании и токсикомании. Их причины, динамика развития, факторы риска.

Изменение эффекта вещества при его повторном применении. Развитие привыкания (толерантности), биологической и психологической зависимости. Синдром отмены (абстинентный синдром) при резком прекращении введения вещества. Обессивное и компульсивное влечение (пристрастие). Возможные причины и механизмы этих явлений. Динамика развития зависимости. Понятие наркотика, его биологический, социальный и юридический статусы. Прекурсоры наркотических средств, психоактивные вещества и средства. Наркомании и токсикомании, факторы риска развития зависимости. Возможные способы лечения зависимостей.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Какие вещества могут вызывать зависимость?

2. Различия биологической и психологической зависимости.

3. Ситуации, в которых люди употребляют вещества, которые могут вызывать зависимость.

4. Можно ли вылечиться от зависимости полностью?

Основная литература: 5 (Глава 2.1 введение, §§2.1.1. и 2.1.7., глава 2.2 введение, главы 2.3.-2.7.).

Дополнительная литература: 1 (Введение, главы 7-11, 13-16).
Тема 4.2. Алкогольная и табачная зависимость. Их лечение.

Причины злоупотребления алкоголем. Пьянство, динамика и возможные механизмы развития алкогольной зависимости (алкоголизма). Патологические последствия длительного злоупотребления алкоголем металкогольные психозы. Последствия воздействия этанола на развивающийся организм (алкогольный эффект плода). Способы лечения алкогольной зависимости. Табачная (никотиновая) зависимость.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Алкоголь как эндогенный метаболит организма.

2. Психотропные эффекты алкоголя.

3. Динамика развития алкоголизма.

4. Лекарственные, психотерапевтические и социальные методы лечения алкоголизма.

5. Специальные случаи употребления алкоголя (как транквилизатора, дезинфецирующего, потенциирующего и т.п. средства).

Основная литература: 5 (Раздел 1).

Дополнительная литература: 1 (Разделы I и II, глава 12, §12.7.).
Тема 4.3. Опиоиды, препараты конопли, стимулирующие, седативные средства, психотомиметики.

Опиатная зависимость. Механизмы действия опиоидов. Производители опиума. Опиоидные лекарственные средства, героин, самодельные опиоиды. Эффекты опиоида. Динамика развития опиоидной зависимости и способы её лечения. Каннабиноиды, марихуана, гашиш, другие препараты конопли. Эффекты каннабиноидов. Каннабиноиды как средства, с которых начинается приобщение к наркотикам. Злоупотребление психостимулирующими и седативными средствами. Амфетаминовая, эфедроновая, кофеиновая зависимость, кокаинизм, экстази. Барбитураты, бензодиазепины и общие анестетики. Соматические и психические нарушения, возникающие при длительном злоупотреблении седативными средствами. Особенности психотомиметического действия галлюциногенов и зависимости от них, последующие психические расстройства. Возможные механизмы действия галлюциногенов.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Почему опиоиды – самые сильные и опасные наркотики?

2. Способы применения, введения опиоидов и каннабиноидов.

3. Нелекарственные способы лечения опиоидной зависимости.

4. Причины распространённости препаратов конопли.

5. Причины начального использования и дальнейшего многократного употребления стимулирующих или седативных средств, динамика развития зависимости от них.

6. Социальные группы людей, применяющих экстази, места, условия его применения.

7. Изделия из чистого кокаина и способы их применения. Кокаинизм как социальное явление.

8. Негаллюциногенное (религиозное, медицинское, в качестве допинга и т.п.) применение психотомиметиков.

9. Роль серотонинергической системы в действии психотомиметиков.

10. LSD-25, псилоцибин, мескалин, фенциклидин, ибога, кетамин, циклодол.

Основная литература: 5 (§§2.1.2.-2.1.7.).

Дополнительная литература: 1 (§§12.3.-12.5. и 12.9.).
Тема 4.4. Летучие вещества, ненаркотические анальгетики, антигистаминные средства. Допинг.

Злоупотребление ненаркотическими медицинскими препаратами: ненаркотические анальгетики, антигистаминные средства. Злоупотребление веществами, используемыми для хозяйственных целей, растворителями, клеями, различными видами горючего и т.п.: летучие вещества. Допинги – применение химических средств для изменения состояния организма со специальными целями.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Социальные группы, злоупотребляющие ненаркотическими медицинскими препаратами.

2. Социальные группы, злоупотребляющие веществами, используемыми для хозяйственных целей.

3. Области деятельности человека, где применяются допинги (экстремальные состояния – спорт, военные действия. чрезвычайные ситуации и т.п.).

Основная литература: 5 (§2.1.7., Раздел 2.2.) и 6 (Раздел III, главы 6 и 11, §6).

Дополнительная литература: 1 (§§12.6., 12.8. и 12.9) и 14 (§7.2.).

2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА И СЕМИНАРОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО И ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЙ (БАКАЛАВРИАТА И СОЦИАЛИТЕТА)


Номера и наименования тем

Количество часов

Бакалавриат (Специалитет)

Всего

Лекции

Семи-нары

Само-стоят

1

Раздел 1. Биохимическое обеспечение психических процессов.

1.1. Общие принципы биохимической регуляции функций.

1,5 (1,75)

0,5 (0,25)

0,5 (0,5)

0,5 (1)

1.2. Основы эндокринологии.

4,5 (4,5)

1,5 (0,75)

1,5 (1,5)

1,5 (2,25)

1.3. Элементы нейрохимии.

6 (6)

2 (1)

2 (2)

2 (3)

Раздел 2. Общая фармакология.

2.1. Лекарственный препарат.

2,5 (2,5)

1 (0,5)

1 (1)

0,5 (1)

2.2. Фармакокинетика.

1,5 (2,5)

0,5 (0,25)

0,5 (0,5)

0,5 (1,75)

2.3. Эффект вещества.

4,5 (4,5)

1,5 (0,5)

1,5 (1,5)

1,5 (2,5)

2.4. Однократное и комбинированное применение лекарственных средств.

3 (3)

1 (0,5)

1 (1)

1 (1,5)

Раздел 3. Частная нейрофармакология.

Тема 3.1. Вещества, влияющие на периферическую нервную систему. Местные анестетики.

1,5 (1,5)

0,5 (0,25)

0,5 (0,5)

0,5 (0,75)

Тема 3.2. Общие анестетики.

3 (3)

1 (0,25)

1 (1)

1 (1,75)

Тема 3.3. Снотворные средства.

1 (1)

0,25 (0,25)

0,25 (0,25)

0,5 (0,5)

Тема 3.4. Противосудорожные средства.

1 (1)

0,25 (0,25)

0,25 (0,25)

0,5 (0,5)

Тема 3.5. Ненаркотические аналгетики.

1,5 (1,5)

0,5 (0,25)

0,5 (0,5)

0,5 (0,75)

Тема 3.6. Наркотические аналгетики.

3 (2,75)

1 (0,75)

1 (1)

1 (1)

Тема 3.7. Противопаркинсонические средства.

1,5 (1,5)

0,5 (0,25)

0,5 (0,5)

0,5 (0,75)

Тема 3.8. Транквилизаторы.

3 (3)

1 (0,5)

1 (1)

1 (1,5)

Тема 3.9. Антидепрессанты.

3 (3)

1 (0,5)

1 (1)

1 (1,5)

Тема 3.10. Нейролептики.

3 (3)

1 (0,5)

1 (1)

1 (1,5)

Тема 3.11. Ноотропы.

1,5 (1,5)

0,5 (0,25)

0,5 (0,5)

0,5 (0,75)

Тема 3.12. Психостимуляторы и аналептики.

1,5 (1,5)

0,5 (0,25)

0,5 (0,5)

0,5 (0,75)

Раздел 4. Основы наркологии.

Тема 4.1. Наркомании и токсикомании. Их причины, динамика развития, факторы риска.

4,5 (4,5)

1,5 (0,75)

1,5 (1,5)

1,5 (2,25)

Тема 4.2. Алкогольная и табачная зависи-мость. Их лечение.

3 (3)

1 (0,5)

1 (1)

1 (1,5)

Тема 4.3. Опиоиды, препараты конопли, стимулирующие, седативные средства, психотомиметики.

3 (3)

1 (0,5)

1 (1)

1 (1,5)

Тема 4.4. Летучие вещества, ненарко-тические анальгетики, антигистаминные средства. Допинг.

1,5 (1,5)

0,5 (0,25)

0,5 (0,5)

0,5 (0,75)

Всего

60 (60)

20 (10)

20 (20)

20 (30)
  1   2   3   4

Похожие:

Институт Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Утверждено icon «История» Кафедра-разработчик рабочей программы Гуманитарных дисциплин Цели освоения дисциплины
Выпускающая кафедра: Технологического оборудования медицинской и легкой промышленности
Институт Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Утверждено icon Факультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология
Программа предназначена для аспирантов, сдающих кандидатский экзамен по направлению подготовки 37. 06. 01 Психологические науки,...
Институт Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Утверждено icon Учебное пособие Москва, 2007
Биологический факультет мгу им. М. В. Ломоносова и кафедра психологии Московского экономико-лингвистического института
Институт Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Утверждено icon Методические рекомендации для выполнения контрольной работы №2 и...
Составители: е г. Попова, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, А. П. Гаручава, старший преподаватель...
Институт Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Утверждено icon Международная Ассоциация Аналитической Психологии Восточно-Европейский...
Конференция посвящена обсуждению бессознательного в его главном проявлении – сновидческом материале, а так же обмену опытом работы...
Институт Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Утверждено icon Министерство образования и науки автономной республики крым рвуз...
Развитие университетского педагогического образования на украине в XIX первой половине XX века
Институт Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Утверждено icon Тема Понятие метода в психологии
Например, в психологии говорят о методе тестов, методе формирующего эксперимента, методе психоанализа. Под методом в данном случае...
Институт Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Утверждено icon Программа специальности 080801 «Прикладная информатика» Кафедра Гуманитарных...
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника....
Институт Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Утверждено icon Факультет психологии утверждаю
Целью учебной дисциплины является овладение фундаментальными знаниями, касающимися психологии познавательных процессов человека:...
Институт Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Утверждено icon Аннотации рабочих программ Направление: 38. 03. 01 Экономика Аннотация рабочей программы
Дисциплина «Английский язык» является базовой дисциплиной гсэ цикла дисциплин в подготовке бакалавров. Дисциплина реализуется в Филиале...
Институт Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Утверждено icon Рабочая программа по учебной дисциплине «Иностранный язык в сфере...
...
Институт Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Утверждено icon Министерство образования и науки РФ ано впо «смольный институт российской...
Научно-методологические основы государственного управления социально-экономическим развитием в условиях глобализации
Институт Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Утверждено icon Программа подготовки: академическая магистратура 30. 04. 18 № п/п...
Электронный ресурс] : учебное пособие для магистрантов всех направлений подготовки / Р. Ю. Рахматуллин, А. И. Столетов; Башкирский...
Институт Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Утверждено icon Альтернативные конструкции двигателей
Н. Е. Павлов, к п н., доцент кафедры «Гуманитарных и и социально-экономических дисциплин»
Институт Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Утверждено icon Iv межвузовская научная конференция
Печатается по решению Совета кафедр гуманитарных дисциплин Казанского государственного медицинского университета
Институт Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Утверждено icon Учебно-методическое пособие по истории Отечества
Печатается по решению предметно-проблемного совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск