Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь»


Скачать 88.18 Kb.
Название Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь»
Тип Инструкция
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Инструкция
Сборник диагностических методик по теме «Агрессия»

Проективная рисуночная методика «Кактус».

Цель диагностики: выявить личностные особенности ребенка, увидеть состояние

его эмоциональной сферы , отметить наличие агрессивности , ее направление и

интенсивность.

Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус – таким, какой ты себе

представляешь».

При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем

графическим методикам: пространственное положение и размер рисунка,

характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели,

специфичные для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий,

домашний, примитивный, детально прорисованный), характеристика иголок (размер,

расположение, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемого:

Агрессия – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные

друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу

листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе,

вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри

кактуса.

Оптимизм – использование ярких цветов, «радостные» кактусы.

Тревога – использование темных цветов (вариант с цветными карандашами),

преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности –

наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества –

дикорастущие, «пустынные» кактусы.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы,

ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким- либо растением по соседству? Если растет с

соседом, то что это за растение?

5. Когда кактус подрастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)? Еще раз хочется обратить внимание на осторожность в выводах после обработки

данного теста. Ведь кроме учета изобразительных навыков, детских стереотипов,

возрастных особенностей, на образ рисунка может повлиять ситуация, например,

наличие дома кактуса определенной формы, недавно прочитанная книга о кактусах

пустыни и прочее. Не забывайте, что этот тест, как и другие графические методики,

эффективен только в комплексе с основными, классическими методами.

Диагностика состояния агрессии

Опросник Басса-Дарки

 

Инструкция: проставить «да» у тех положений, с которыми Вы согласны, и «нет» – около тех, с которыми Вы не согласны.

 

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим____________

  2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю_____________________________

  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь_______________________________

  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполняю просьбы___________________

  5. Я не всегда получаю то, что мне положено___________________________________

  6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной_________________________________

  7. Если я не одобряю поведения друзей, то даю им почувствовать_________________

  8. Если мне случилось обмануть кого-нибуть, я испытывал мучительные угрызения совести_________________________________________________________________

  9. Мне кажется, что я не могу ударить человека________________________________

  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами_____________

  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам________________________________

  12. Если мне не нравиться установленное правило, мне хочется нарушить его________

  13. Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами________________________________________________________

  14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал_______________________________________________

  15. Я часто бываю не согласен с людьми________________________________________

  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь________________________

  17. Если кто-нибуть первым ударит меня, я не отвечу ему_________________________

  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми_____________________________________

  19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим____________________

  20. Если кто-нибуть корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор_______________________________________________________

  21. Меня немного огорчает моя судьба_________________________________________

  22. Я думаю, что многие люди не любят меня____________________________________

  23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной_________________

  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины______________

  25. Тот, который оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку______________________________________________________________

  26. Я не способен на грубые ошибки___________________________________________

  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются________________________

  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались__________________________________________________

  29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибуть, кто мне не нравится________________

  30. Довольно многие люди завидуют мне_______________________________________

  31. Я требую, чтобы люди уважали мои права___________________________________

  32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей______________________

  33. Люди, которые постоянно изводят Вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу____

  34. От злости я иногда бываю мрачен___________________________________________

  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь________

  36.  Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания_____________

  37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть______________________

  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются_________________________________

  39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям_____________________

  40. Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены______________________________

  41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибуть ударит меня________________________

  42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь____________________________

  43. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием_____________________

  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел___________________________

  45. Мой принцип: «никогда не доверяй чужакам»________________________________

  46. Если кто-нибуть раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю_________

  47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею__________________________

  48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибуть________________________________

  49. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева___________________________

  50. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться_______________

  51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить__________________________________________________________

  52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для меня_______________________________________________________

  53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ_____________________________

  54. Неудачи огорчают меня___________________________________________________

  55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие_____________________________________

  56. Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее__________________________________________________

  57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку____________________________

  58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо________________

  59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю___________________________________________________________________

  60. Я ругаюсь со злости______________________________________________________

  61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть__________________________

  62. Если для защиты своих прав мне надо применит физическую силу, я применяю ее_

  63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком__________________

  64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся_____________

  65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить__________________________

  66. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает____________________________________________________________

  67. Я часто думаю, что жил неправильно_______________________________________

  68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки______________________

  69. Я не раздражаюсь из-за мелочей____________________________________________

  70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня__

  71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение_____________________________________________________________

  72. В последнее время я стал занудой__________________________________________

  73. В споре я часто повышаю голос____________________________________________

  74. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям_______________________

  75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить____________________________

 

Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которая определяется суммированием полученных ответов.

1)      Физическая агрессия: «да» – №1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;   «нет» – № 9, 17, 41.

2)      Косвенная агрессия:  «да» - № 2, 18, 34, 42, 56, 63;  «нет» - № 10, 26, 49.

3)      Раздражение:   «да» - № 3, 19, 27, 43, 50, 64, 72;  «нет» - № 11, 35, 69.

4)      Негативизм:  «да» - № 4, 12, 20, 23, 36.

5)      Обида:  «да» - № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58;  «нет» - № 44.

6)      Подозрительность:  «да» - №  6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;  «нет» - № 65, 70.

7)      Вербальная агрессия:  «да» - № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 70, 73;  «нет» - № 39, 66, 74,75.

8)      Угрызение совести:  «да» - № 8, 16, 24, 32,40, 47, 54, 61, 67.

 

Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

1)      Негативизм Физическая агрессия (нападение) – использования физической силы против другого лица.

2)      Косвенная агрессия – под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлено на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена – взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т.д.

3)      Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

4)      Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства, это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

5)      Обида – зависть, ненависть к окружающим, обусловленные чувства горести, гнева на весь мир за действительные и мнимые страдания.

6)      Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

7)      Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятья, ругань).

8)      Чувство вины – выражает сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызений совести.

 

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивности, а обида и подозрительность – индекс враждебности.

   

Проективная методика «КРОКОДИЛ»

Инструкция: на белом листе бумаги нарисовать крокодила (можно в цвете).

Интерпретация результатов

  1. Длинный хвост – злопамятный.

  2. Вид сверху – депрессивное состояние.

  3. Штриховка – тревожность.

  4. Зубы – вербальная агрессия.

  5. Нарисована только голова или на рисунке присутствуют волны – латентная форма агрессии.

  6. Анфас – бескомпромиссное поведение.

  7. Большой рисунок вверху листа – высокая самооценка.

  8. Маленький рисунок в низу листа – низкая самооценка.

  9. Шипы сверху – опасается «нападения сверху», т.е. взрослых.

  10. «Круговые движения» - тревога и страх.

  11. «Рамка» - стремление отгородится от внешнего мира, обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью.

  12. «Левая сторона рисунка» - эмоционально – интуитивная сфера личности.

  13. «Правая сторона рисунка» - интеллектуально – рациональная сфера личности.

Похожие:

Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» icon Методика «нарисуй себя»
Данная методика разработана А. М. Прихожан и З. Василяускайте и предназначена для диагностики эмоционально-ценностного отношения...
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» icon Инструкция: Каждая команда получает по листу ватмана и фломастеры
А вообще, многие начинают курить именно для того, чтобы не быть белой вороной. Можно бояться стать белой вороной, а можно повернуть...
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» icon Учебников умк пнш формируются личностные, коммуникативные и регулятивные ууд у школьников
Целью диагностики является выявление мотивации учения. Диагностика проводилась нами 2 раза в начале учебного года и в середине. Использовалась...
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» icon Гбоу начальная школа-д/с №1853 конспект непосредственно-образовательной...
Задачи: учить делать из бумаги самолёт; закреплять умение складывать лист бумаги пополам, по диагонали
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» icon Инструкция по эксплуатации пояснение к рисункам фиксатор бумаги
Модель bo3700 Размеры подушки 93 мм Х 185 мм Размер шлифовальной бумаги 93мм Х 228мм Частота (витков в минуту) 10,000 Общая длина...
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» icon Тест на умение следовать инструкции, ориентироваться на заданную...
«Экзамен у волшебника» (тест на умение следовать инструкции, ориентироваться на заданную систему требований, сознательно контролировать...
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» icon Методика «Нарисуй себя» Данная методика разработана А. М. Прихожан...
Данная методика разработана А. М. Прихожан и Василяускайте, и предназначена для диагностики эмоционально ценностного отношения к...
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» icon Краткая инструкция для работы на ккм “экр 2102ф внимание !!!
Если на индикаторе появились символы “нбу” или “ПУ” проверьте наличие бумаги, натяжение бумажной ленты перед входом в печатающее...
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» icon Амазония: Инструкция по выживанию
Воспитанная в неволе маленькая обезьянка, чудом выжившая в авиакатастрофе, оказывается на свободе и теперь должна сама заботиться...
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» icon Какую роль играют игрушки в жизни малышей?
Какую игрушку выбрать малышу? С какой игрушкой наши дети будут развиваться, и играть одновременно? Родители частенько задают себе...
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» icon Краткая инструкция по эксплуатации ккм “амс” -100ф внимание! Сообщение...
Сообщение «е пу» отсутствие бумаги в принтере. Во избежании выхода из строя термопечатающей головки, не допускается работа с неплотно...
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» icon Андрей Курпатов Средство от усталости
«обязательный образовательный стандарт». Наконец, даже трудно себе представить, какой бы была наша жизнь, если бы в школе мы не изучали...
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» icon Алкоголизм и алкогольные психозы. Инструкция для вопросов №№465 475
Симптомы, свидетельствующие о тяжелом неблагоприятном те­чении белой горячки (алкогольного делирия)
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» icon Исследовательская работа «Модульное оригами» Предмет: Технология...
А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты....
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» icon Пояснительная записка. Оригами это сложение различных фигур из разноцветных...
Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски Оригами. Конечно, я понимаю, что у детей сразу не получиться большая, сложная...
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» icon Инструкция по использованию термотрансфертной бумаги для светлого...
Термобумага для светлого текстиля предназначена для печати на лазерных принтерах. С помощью данной бумаги вы сможете создавать глянцевое...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск