Скачать 69.67 Kb.
|
Методика «Нарисуй себя» Данная методика разработана А. М. Прихожан и 3. Василяускайте, и предназначена для диагностики эмоционально - ценностного отношения к себе у детей 5 — 7 лет. Цель обследования: определить особенности эмоционально — ценностного отношения к себе у детей старшего дошкольного возраста. Материал и оборудование: Для выполнения задания ребёнку даются 6 цветных карандашей - синий, красный, жёлтый, зелёный, чёрный, коричневый. Бланк методики представляет собой сложенный пополам (книжечкой) стандартный лист белой бумаги. Первая страничка книжечки остается чистой. Здесь после проведения работы записываются необходимые сведения о ребёнке. На второй, третьей и четвёртой страницах книжечки, располагаемой перед ребёнком вертикально, наверху большими буквами написано название каждого рисунка, который предстоит выполнить ребёнку, соответственно: «Плохой мальчик/девочка (в зависимости от пола ребёнка), «Хороший мальчик/девочка», «Я». Процедура исследования Методика может проводиться как фронтально, так и индивидуально. Инструкция к выполнению задания дается перед каждым рисунком, поэтому при фронтальном проведении дети переходят к выполнению следующего рисунка только после того, как все закончили предшествующий. Инструкция: «Сейчас вы будете рисовать. Сначала нарисуйте плохого мальчика или плохую девочку. Будете рисовать тремя карандашами. Выберите эти три карандаша и покажите их мне, а оставшиеся три уберите. (Необходимо убедиться, что дети это сделали). Найдите страницу, вверху которой написано: «Плохой мальчик/девочка». Всё нашли? ( Проверить, все ли дети нашли нужную страницу.) Начинаем рисовать». После того, как все дети закончили рисовать, даётся следующая инструкция: «А теперь отложите те карандаши, которыми вы рисовали, и возьмите три оставшихся. Покажите мне их. (Необходимо убедиться, что все дети правильно поняли и выполнили эту инструкцию.) Этими карандашами вы нарисуете хорошего мальчика/девочку». Все нашли? (проверить) Начинаем рисовать. Инструкция, даваемая перед третьим рисунком: «На оставшемся листе (на нём сверху написано «Я») каждый из вас нарисует себя». Себя вы можете рисовать всеми шестью карандашами. Возьмите все карандаши в руку и покажите мне. (Проверить). А вот сейчас внимание! Пусть ваш ребёнок будет с секретом. Если кто-нибудь захочет нарисовать себя похожим на хорошего мальчика или девочку, то пусть в рисунке будет больше тех цветов, которыми вы рисовали хорошего мальчика или девочку. А если захочется нарисовать себя, похожим на плохого мальчика или девочку, то тогда в нём будет больше тех цветов, которыми рисовали плохого мальчика или девочку. Но постарайтесь в этом рисунке использовать все карандаши. (После этого следует кратко повторить инструкцию и ответить на вопросы детей). Итак, найдите страницу, вверху которой написано: «Я» (проверить) и начинайте работать. Необходимо специально следить за тем, как дети выполняют каждую инструкцию, ответить на все вопросы до того, как они начали рисовать. Дети работают самостоятельно. Взрослый вмешается только в том случае, если нарушается инструкция. Ценную дополнительную информацию дают наблюдения за поведением детей во время выполнения заданий, фиксация слишком медленного выполнения. При фронтальном проведении на выполнение всей методики уходит около урока. Индивидуальное проведение обычно требует меньше времени (в среднем около 3 мин.). В целом такой вариант работы предпочтительней, поскольку позволяет фиксировать порядок рисования, в том числе последовательность использования цветов, спонтанные высказывания ребёнка, его мимику, жесты, время, затрачиваемое им на каждый из рисунков. Кроме того, экспериментатор может побеседовать с ребёнком сразу после того, как он закончил выполнение задания. После завершения всей работы с ребёнком проводится беседа, которая содержит вопросы о том: 1. Рисовать какой рисунок понравилось больше всего, а какой - меньше всего и почему? 2. Какой рисунок, по мнению ребёнка, получился лучше всего, а какой хуже? 3. Почему на одном рисунке мальчик/девочка плохой, а на другом - хороший? 4. Что можно сказать о каждом из них? 5. Кто — хороший или плохой мальчик/девочка — ему больше всего нравится? 6. Кого бы он выбрал себе в друзья? Почему? (Особое внимание следует обратить на случаи, когда испытуемый предпочитает плохого ребенка). 7. Каким ребёнок хотел нарисовать себя? 8. Что он может рассказать о себе? 9. Что ему больше всего в себе нравится? 10.Что он хотел бы в себе изменить? 11.Что он лучше всего умеет? 12.Чегооннеумеет? 13.Чему хотел бы научиться? 14.Как он думает, сможет ли он этому научиться? 15.Что для этого требуется? Здесь приведен лишь примерный перечень вопросов, который экспериментатор может дополнять и изменять в зависимости от конкретного случая. Психолог не должен спрашивать его, хочет ли он что-то изменить в своём рисунке, или каким — либо другим путём наводить его на эту мысль. Если ребёнок захочет нарисовать другие рисунки (один или все три), следует предоставить ему эту возможность. Обработка и анализ результатов Диагностическое использование рисуночных проб, особенно когда они включают (как в данном случае) человеческую фигуру, предполагает три основных уровня анализа. Первый уровень — проявление в рисунке показателей органического поражения ЦНС (наклон фигуры больше 95 или меньше 85 градусов, двойные и/или прерывистые линии, «трясущие» линии (дрожащие), неприсоединённые линии. Если подобные признаки обнаруживаются, то к интерпретации рисунков на последующих этапах анализа следует подходить с особой осторожностью. Второй уровень — предполагает анализ с точки зрения соответствия возрастным нормам. В случае резкого отличия рисунка от общевозрастной нормы следует выяснить, связан ли пропуск, например, отдельных деталей человеческого лица или фигуры с отставанием в развитии (что позволяет получить ценные диагностические данные об общем развитии ребёнка) или это связано с определёнными проблемами, страхами, конфликтами. Например, отсутствие кистей рук может свидетельствовать как о недостаточном развитии, так и о низком уровне контактности, нарушениях в общении. Если речь идёт об отставании в развитии, то переход на третий уровень интерпретации - собственно проективный - следует проводить с особой осторожностью. Практика работы авторов методики показывает, что и такие дети осуществляют в рисунках проекцию собственных чувств, установок, мотивов. Поэтому и здесь может быть применён анализ третьего уровня, однако делать это следует предельно осторожно, учитывая только наиболее ярко выраженные признаки и обращая особое внимание на то, не связано ли появление того или иного показателя, например, с общим недоразвитием. Общая схема интерпретации результатов Методики При интерпретации данных используются как проективные категории, так и показатели, базирующиеся на методе прямого шкалирования. 1. Анализ «автопортрета» (рисунок «Я»): наличие всех основных деталей, полнота изображения, количество дополнительных деталей, тщательность их прорисовки, степень украшенности «автопортрета»; статичность рисунка или представленность фигурки в движении, включение себя в какой - либо сюжет - игру, танец, прогулку и т.п. Известно, что наличие дополнительных деталей - подробная прорисовка, «разукрашивание» - свидетельствуют о позитивном отношении к рисуемому персонажу. Напротив, неполнота рисунка, отсутствие необходимых деталей указывают на отрицательное или конфликтное отношение, о чём говорилось выше. Изображение в движении, включение в сюжет — на активное, творческое отношение к действительности. 2. Анализ других проективных показателей по «автопортрету», в том числе по размеру рисунка, его расположению на листе (так называемая проективная сематика пространства), по соотношению отдельных частей рисунка и т. П. Известно, например, что размещение рисунка внизу страницы может свидетельствовать о депрессивности ребёнка, наличие у него комплекса неполноценности. Наиболее неблагоприятным является «автопортрет», нарисованный в профиль и расположенный в нижнем углу страницы, особенно в левом. 3. Сопоставление «автопортрета» ребёнка с рисунками «хорошего» и «плохого» сверстника по следующим параметрам: а) цвета, использованные в «автопортрете», их соответствие цветам «хорошего» и «плохого» ребёнка, каких цветов больше; б) размер «автопортрета» по сравнению с размерами двух других рисунков; в) повторение в «автопортрете» деталей из рисунков «хорошего»и «плохого» ребёнка: одежда, головной убор, игрушка, цветок, рогатка, пистолет и т, П. г) наличие в «автопортрете» новых деталей и их характер; д) общее впечатление о похожести «автопортрета» на рисунок «хорошего» или «плохого» сверстника. 4. Анализ поправок, перечеркиваний, перерисовывание (без существенного улучшения качества рисунка); их выраженность свидетельствует о конфликтности, тревожности ребёнка-Анализ процесса рисования, технических особенностей рисунка, а при индивидуальном проведении - характера спонтанных высказываний, порядка изображения отдельных детален и времени, затрачиваемого на тот или иной рисунок. Особо рассматриваются случаи и мотивировки отказа от выполнения того или иного рисунка или задания в целом. Автор методики приводит пример, когда мальчик 8 лет с ярко выраженным дискомфортом успеха отказался рисовать «хорошего» сверстника, мотивируя это тем, что «хорошее он рисовать, не умеет, ничего хорошего у него никогда не получается». Окончательный вывод об особенностях эмоционально-ценностного отношения ребёнка к себе целесообразно делать только на основании сопоставления качественных характеристик рисунка и данных беседы. |
Методика «нарисуй себя» Данная методика разработана А. М. Прихожан и З. Василяускайте и предназначена для диагностики эмоционально-ценностного отношения... |
Методика "мэдис" Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей... Данная методика предназначена для быстрого ориентировочного обследования уровня интеллектуального развития детей 6 7 лет |
||
Мэдис методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей. 1 Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способно-стей(мэдис) предназначена для быстрого ориентировочного обследования уровня... |
Психологические тесты для диагностики интеллекта и умственного развития... Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э. Ф. Замбицявичене |
||
Психологические тесты для диагностики интеллекта и умственного развития... Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э. Ф. Замбицявичене |
Методика освидетельствования контрольно-кассовой техники программно-технический... Данная методика разработана с учетом следующих нормативно-правовых актов и документов |
||
Методика №1 «Лесенка». Методика предназначена для выявления системы... Рисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание.... |
Методика "Сокращение алфавита" Методика предназначена для выявления предметной организации ребенка, помогающей или мешающей ему принимать учебную задачу. Иными... |
||
Приложение Методика «Градусник» Методика разработана Н. П. Фетискиным и предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас». Она может использоваться... |
Методы диагностики изучения уровня развития внимания учащихся коррекционной школы Изучение особенностей внимания учащихся можно проводить используя экспериментальные методики: методика «Корректурная проба» (вариант... |
||
Взмах волшебной палочкой коренная н. В Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда |
Рабочая программа по музыке разработана на основе преемственности... Программа «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-9- классы. – М. «Просвещение»,... |
||
Описание Методика предназначена для диагностики эмоциональной направленности личности, ее ценностной сферы. Предназначена для профессионального... |
Методика «Таблицы Равена» (шкала прогрессивных матриц ) Автор(ы):... Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению |
||
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации... Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание |
Методика Л. А. Йовайши Методика Л. А. Йовайши предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности |
Поиск |