Скачать 0.51 Mb.
|
МОКУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №34 VII вида (со структурным подразделением классов VIII вида) городского округа «город Якутск» Название проекта: «Садовая терапия как одно из психолого-медико-педагогических условий создания социально-адаптационной и лечебно-оздоровительной модели Школы-сада». Участники проекта: педагогический коллектив, Управляющий совет, родительский актив школы-интерната; Управы округов «Сайсарский», «Автодорожный»; образовательные заведения г.Якутска; государственные и общественные учреждения (институт Биологии, Оранжерея СВФУ, Ботанический сад ИБПК СО РАН ЯФ, институт прикладной экологии Севера АН РС (Я)).
В школе-интернате обучается 186 детей с особыми образовательными потребностями (обучаются по программе 7 вида с диагнозом «Задержка психического развития» - 156 учащихся, по программе 8 вида с диагнозом «Умственная отсталость» - 27 учащихся), из них 40 детей-инвалидов. В пришкольном интернате проживает 60 воспитанников из пригородных сел, а также из неблагополучных и малоимущих семей. Здания школы-интерната расположены в разных территориальных округах: школа - по ул. Чернышевского, 58 («Автодорожный округ»), интернат - по Сергеляхскому шоссе, 12 км («Сайсарский округ»). На территории интерната (Сергеляхское шоссе, 12 км.), расположенном в живописном уголке города Якутска (гора Чочур-Муран, озеро Ытык-Кюель, этно-туристический комплекс «Чочур-Муран», усадьба Атласовых «Ытык Хайа», подземное царство «Вечная мерзлота», санатории-профилактории «Чэбдик», «Сосновый бор», «Абырал»), созданы оптимальные условия для занятия сельскохозяйственным трудом в приусадебном хозяйстве, как средство коррекции личности воспитанников: имеется пришкольный участок площадью 4 гектара земли (картофельное и капустное поля), 2 теплицы. Построена учебно-опытная зона на приусадебной площадке интерната: построены цветники, имеется участок для высадки овощных культур. С целью приобщения детей к труду, приобретения навыков растениеводства, укрепления здоровья, витаминизации функционируют на территории интерната кружок «Пчелки - труженицы», летняя оздоровительно-трудовая площадка «Росток», оранжерея. Создание клумб, изготовление флористических композиций, рыхление земли, прополка сорняков, пересаживание растений помогают привить детям уважение к природе, умение ценить ее, наблюдать за ней и умение вести здоровый образ жизни. Для оздоровления воспитанников проводится курс фитотерапии (травяные отвары, витаминные напитки). В сезонное время педагогами проводится выращивание и сбор, хранение, приготовление необходимых лекарственных трав и плодово-ягодных культур. В последние годы произошел резкий рост количества детей из неполных и малообеспеченных семей, в том числе и неблагополучных по социально- психологическим условиям. Это является следствием социально-экономических процессов, происходящих в обществе (70 % детей школы-интерната живут в домах без удобств или с частичными удобствами, 10 % детей проживают в ветхом жилищном фонде). Этим и объясняется низкий уровень жизни родителей учащихся нашей школы-интерната, их малые материальные возможности. Большинство составляют неполные семьи – 41 % (81), многодетные семьи – 26 % (53), неблагополучные семьи – 90 %, 9 % детей находится под опекой.
Проведенные социологические исследования в школе-интернате показывают:
Дальнейшее осмысление опыта работы и решение социальной миссии школы-интерната, увеличение числа детей «группы риска» и по образованию, и по здоровью свидетельствует о крайней необходимости в организации активного участия семьи, общественности, окружающего социума в вопросах коррекции, развитии и оздоровлении детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому одним из приоритетных направлений школы-интерната является создание дифференцированной социокультурной и развивающей среды, активно используются социокультурные возможности социума. Развивается социально-сетевое партнерство с образовательными, культурными учреждениями, государственными и общественными организациями округов «Автодорожный», «Сайсарский». С целью содействия социально-экономическому развитию данных округов реализуются совместные проекты по благоустройству, озеленению территории. Ведется комплексная поисково-исследовательская работа учащихся по изучению истории своего микрорайона «Залог», реализуется проект «Мы и наша малая Родина – Залог». По итогам поисково-исследовательской работы 12 учащихся (под руководством учителей Заморщиковой С.А., Ларионовой С.Г., Мигалкиной М.К.) выпущены два сборника-альманаха «История Залога в лицах», «Залог юбилейный» с рубриками «Залог героический», «Страницы истории», «Гости номера», «Заложная семья», «Планета школа». Учащиеся, педагоги школы-интерната активно и успешно участвуют в общественной жизни округов «Автодорожный», «Сайсарский», на окружных конкурсах, выставках, спортивных соревнованиях. С целью социальной защиты воспитанников в современных социально-экономических условиях, усиления профессионально-ориентационной работы и облегчения последующего трудоустройства выпускников осуществляется взаимодействие школы-интерната с другими социальными структурами. Заключены договоры перспективного взаимодействия с субъектами социокультурной среды школы-интерната, с учреждениями округов «Сайсарский», «Автодорожный»: ЯГСХА, БГУЭП, Якутский технологический колледж сервиса, Республиканский лицей-центр профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов, кинотеатр «Лена», этнокомплекс «Чочур-Муран», санаторий-профилакторий «Сосновый бор», Центр творческой реабилитации детей «Солнечный мир», библиотека «Мир приключений» и др. Реализуются индивидуальные социально-образовательные маршруты для детей- инвалидов с участием государственных учреждений и общественных организаций с дальнейшей социализацией и интеграцией их в общество. Проблематика проекта На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит очень остро. Год от года все большее количество детей нуждаются в специальной коррекционной и реабилитационной помощи. Проблема воспитания, образования и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из самых острых в сфере образования, медицины и социальной защиты детей. В отечественной науке и практике в последние десятилетия уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей оказания помощи детям таким детям. В нашей школе-интернате обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (20% (40) детей-инвалидов), с проблемами школьной и социальной дезадаптации, имеющие нарушения целостно-личностной ориентации, высокую степень педагогической и социальной запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития. В последние годы произошел резкий рост количества данного контингента детей, что требует особого внимания со стороны общества, соответствующих государственных учреждений. В нашем случае эта проблема стала наиболее актуальной, поскольку основной контингент учащихся школы-интерната – это дети с ограниченными возможностями здоровья, попавшие в трудную жизненную ситуацию, являющиеся «группой риска» по социальному сиротству. На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. С переходом к рыночной экономике, предъявляются более высокие требования к трудовой активности и профессиональной готовности воспитанников школы-интерната. Это делает особенно актуальной проблему социально-трудовой и профессиональной адаптации воспитанников нашей школы-интерната к самостоятельной жизни и общественно-полезному труду, их социальной защиты в современных социально-экономических условиях. Анализ данных проблем показывает, что появилась острая необходимость в организации качественно новых психолого-педагогических условий, при которых учащиеся сами становятся активными участниками образовательного, воспитательного, трудового и оздоровительного процессов. Мониторинг состояния здоровья детей школы-интерната за 2010-2011 гг. показывает, что за 2 года доля детей с функциональными расстройствами (II гр. здоровья) повысилась на 6,4%, снизилась в 3,5 раза доля детей с III группой здоровья, наблюдается тенденция к снижению доля детей с IV группой на 3,0 %. По данным диспансеризации 2010-2011 года были выявлены у воспитанников школы-интерната следующие проблемы здоровья: болезни эндокринной системы – 77,3% учащихся, болезни глаза – 43,5%, болезни костно-мышечной системы – 33,7%, болезни органов пищеварения – 31,9%. Из анализа мониторинга показателей структуры заболеваемости следует: возрастание доли выявленной патологии эндокринной системы в 1,2 раза, болезней нервной системы в 5 раз, болезни глаза в 2,1 раз. Анализ состояния здоровья воспитанников школы-интерната выявил необходимость применения здоровьесберегающих образовательных технологий, способствующих полноценному личностному развитию и укреплению здоровья. Таким образом, назревает необходимость применения в работе с данными детьми особых профилактических и реабилитационных программ, здоровьесберегающих образовательных технологий. Исходя из вышеперечисленных проблем, уровня возможностей социокультурной среды школы-интерната мы выбрали Садовую терапию как комплексную технологию социокультурной, психологической, трудовой реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями развития, позволяющую сформировать у них социально значимые качества личности, практические умения и навыки, необходимые в образовательной, трудовой и профессиональной деятельности. В результате реализации проекта Садовой терапии будет успешно решена проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современной социокультурной среде. 3.Философские основания В настоящее время процесс реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Его изучают психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Они вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации. Процесс развития психолого-педагогической реабилитации изучали известные исследователи А.Адлер, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В.Розанов, К.Д.Ушинский и др. Аспект комплексной (социально-педагогической и медицинской) реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья раскрыт А.Д.Виноградовой, В.А.Никитиной, Л.М. Шипициной и др. Вопросами социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья занимались О.И. Витвар, Ю.В.Замятина, Л.Н.Кошелева, Г.И.Спиридонова и др. В настоящее время вовлечение детей в садоводство и огородничество стало наиболее распространённой тенденцией за рубежом и в России. Недавно британские ученые обнародовали свое заключение о том, что занятия садоводством и огородничеством оказывают самое положительное влияние на тех, кто в силу различного рода отклонений испытывает трудности с учебой. Программа садовой терапии в Чикагском ботаническом саду имеет 20-летнюю историю сотрудничества с 150 социальными агентствами, занимающимися здоровьем людей. Сегодня садовая терапия (гарденотерапия) признана как практический и действенный способ влияния на самочувствие детей, участвующих в терапевтических, профессиональных и реабилитационных программах. Это новый инструмент социальной адаптации и реабилитации детей со специальными нуждами и особыми условиями воспитания (детей-инвалидов, детей и подростков с девиантным поведением, детей с нарушениями в развитии) для улучшения качества жизни, развития положительного мировоззрения, приобретения полезных навыков. Садовая терапия имеет коррекционную направленность, т.е. предполагает исправление недостатков развития личности девиантных подростков, коррекцию особенностей психики и поведения детей и подростков с некоторыми нарушениями психического развития через активное вовлечение в процесс выращивания растений. Недавно британские ученые обнародовали свое заключение о том, что занятия садоводством и огородничеством оказывают самое положительное влияние на тех детей, кто в силу различного рода отклонений испытывает трудности с учебой. Нами изучен опыт работы иркутских ученых: В.Я.Кузеванова, С.В.Сизых, В.П.Пескова. В Иркутске садовая терапия успешно применяется более 10 лет. Специалисты психологического института Восточно-Сибирской государственной академии образования, Ботанического сада, Научного центра проблем здоровья и репродукции человека Сибирского отделения Академии медицинских наук ведут научную психолого-медико-педагогическую экспериментальную работу с учащимися школ разного типа. Специалисты утверждают, растения, трудотерапия на приусадебном участке позитивно влияют на здоровье детей, способствуют улучшению их социальной, образовательной, психологической и физической адаптации. Положительные эффекты от применения садовой терапии могут быть зафиксированы четырех областях – интеллектуальной (познавательной), социальной, эмоциональной (психологической) и физической. Интеллектуальная (познавательная): - улучшение навыков общения, развитие разных видов памяти и словарного запаса; - улучшение способности проводить наблюдения за растениями и живой природой; - улучшение способности планировать и принимать решения; - получение новых профессиональных навыков (уход за растениями, аранжировка цветов); - возможность найти работу, связанную с садоводством, после завершения программы; - стимулирование чувственного восприятия (зрение, слух, вкусовые и тактильные ощущения, запах играют важную роль в достижении целей садовой терапии). Социальная польза: - взаимодействие внутри группы, участники учатся общаться для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества; - взаимодействие за пределами группы, общение с другими садоводами; - передача навыков и эмоций другим людям; - формирование социально-значимых качеств личности, позволяющих человеку успешно взаимодействовать с другими людьми (самостоятельность, ответственность, терпимость); Эмоциональный подъем (психологическая): - усиление чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки; - уменьшение проявлений агрессии приводит к появлению социально адаптированного поведения; - формирование интереса и стремления к жизни; - возможности для выражения положительной творческой энергии (аранжировка цветов, ландшафтный дизайн). |
Формат Устава проекта Устав проекта является нормативным документом, регламентирующим реализацию проекта и порядок взаимодействия участников проекта |
Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право... Мегион, проекта планировки и проекта межевания территории V микрорайона г. Мегиона в составе комплексного проекта управления градостроительным... |
||
Описание Нажмите для отображения проекта в центре. Нажмите для изменения скорости прокрутки экрана. Нажмите для контроля за созданием проекта.... |
Пояснительная записка состав проекта том Основная (утверждаемая) часть проекта планировки «Яблоновское городское поселение» от 26 сентября 2016 года №592 «О мероприятиях по подготовке проекта планировки территории совместно... |
||
Должностная инструкция Главного инженера проекта Главный архитектор проекта Подразделение |
Проекта Тема проекта «Управление проектом разработки интернет-магазина по Scrum-методологии» |
||
Тема проекта Руководитель проекта: Белянова Татьяна Геннадьевна учитель истории и обществознания |
Техническое задание. Приложение №1 к указанному Договору Важными целями разработки проекта планировки и проекта межевания территории являются |
||
Пояснительная записка 7 Обоснование актуальности проекта. 7 Перспективы дальнейшей реализации результатов выполнения проекта в течение ближайших пяти лет 6 |
Отчёт о технологическом и ценовом аудите Проекта: «Строительство 1 й очереди Якутской грэс-2» Экспертно-инженерная оценка сроков и графика реализации Инвестиционного проекта 46 |
||
Творческий проект «Оживший алфавит» Разработчик проекта: коллектив... Познакомить детей с разнообразием материалов, из которых сделаны различные предметы |
«утверждаю» Научный руководитель проекта, первый заместитель директора... Кадровый состав и адресные реквизиты библиотек участников проекта 1-й и 2-й очередей 15 |
||
Направление реализации инновационного проекта дошкольной образовательной организации Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития системы образования Московской области и Российской Федерации |
Автор проекта: Бояршинова Дарья 11 класс Руководитель проекта Название темы: Игра- презентация для младших школьников «Следы невиданных зверей или птичьими тропами» |
||
Тема проекта Тема проекта: «vnur – S» принципиально новая экологически безопасная упаковка для дозированной выдачи содержимого» |
Авторы проекта Авторы проекта: Нарбекова Марина Ивановна, учитель химии 1 кв категории; Решетнёва Юлия Михайловна, воспитатель |
Поиск |