Проекта


Скачать 0.51 Mb.
Название Проекта
страница 1/5
Тип Анализ
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Анализ
  1   2   3   4   5
МОКУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №34 VII вида

(со структурным подразделением классов VIII вида)

городского округа «город Якутск»
Название проекта: «Садовая терапия как одно из психолого-медико-педагогических условий создания социально-адаптационной и лечебно-оздоровительной модели Школы-сада».

Участники проекта: педагогический коллектив, Управляющий совет, родительский актив школы-интерната; Управы округов «Сайсарский», «Автодорожный»; образовательные заведения г.Якутска; государственные и общественные учреждения (институт Биологии, Оранжерея СВФУ, Ботанический сад ИБПК СО РАН ЯФ, институт прикладной экологии Севера АН РС (Я)).



  1. Анализ социокультурной ситуации

  1. МОКУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №34 VII вида (со структурным подразделением классов VIII вида) выполняет в городе Якутске функции образовательного учреждения социального значения.

В школе-интернате обучается 186 детей с особыми образовательными потребностями (обучаются по программе 7 вида с диагнозом «Задержка психического развития» - 156 учащихся, по программе 8 вида с диагнозом «Умственная отсталость» - 27 учащихся), из них 40 детей-инвалидов.

В пришкольном интернате проживает 60 воспитанников из пригородных сел, а также из неблагополучных и малоимущих семей.

Здания школы-интерната расположены в разных территориальных округах: школа - по ул. Чернышевского, 58 («Автодорожный округ»), интернат - по Сергеляхскому шоссе, 12 км («Сайсарский округ»).

На территории интерната (Сергеляхское шоссе, 12 км.), расположенном в живописном уголке города Якутска (гора Чочур-Муран, озеро Ытык-Кюель, этно-туристический комплекс «Чочур-Муран», усадьба Атласовых «Ытык Хайа», подземное царство «Вечная мерзлота», санатории-профилактории «Чэбдик», «Сосновый бор», «Абырал»), созданы оптимальные условия для занятия сельскохозяйственным трудом в приусадебном хозяйстве, как средство коррекции личности воспитанников: имеется пришкольный участок площадью 4 гектара земли (картофельное и капустное поля), 2 теплицы. Построена учебно-опытная зона на приусадебной площадке интерната: построены цветники, имеется участок для высадки овощных культур.

С целью приобщения детей к труду, приобретения навыков растениеводства, укрепления здоровья, витаминизации функционируют на территории интерната кружок «Пчелки - труженицы», летняя оздоровительно-трудовая площадка «Росток», оранжерея.

Создание клумб, изготовление флористических композиций, рыхление земли, прополка сорняков, пересаживание растений помогают привить детям уважение к природе, умение ценить ее, наблюдать за ней и умение вести здоровый образ жизни.

Для оздоровления воспитанников проводится курс фитотерапии (травяные отвары, витаминные напитки). В сезонное время педагогами проводится выращивание и сбор, хранение, приготовление необходимых лекарственных трав и плодово-ягодных культур.

В последние годы произошел резкий рост количества детей из неполных и малообеспеченных семей, в том числе и неблагополучных по социально- психологическим условиям. Это является следствием социально-экономических процессов, происходящих в обществе (70 % детей школы-интерната живут в домах без удобств или с частичными удобствами, 10 % детей проживают в ветхом жилищном фонде). Этим и объясняется низкий уровень жизни родителей учащихся нашей школы-интерната, их малые материальные возможности. Большинство составляют неполные семьи – 41 % (81), многодетные семьи – 26 % (53), неблагополучные семьи – 90 %, 9 % детей находится под опекой.

  1. Образовательный уровень родителей учащихся школы невысокий: большинство родителей школьников имеют среднее и среднее профессиональное образование. Это обуславливает специфику родительских ожиданий от школы и уровень запросов на образовательные услуги.

Проведенные социологические исследования в школе-интернате показывают:

  1. 75 % от общего количества родителей не владеет жизненной компетенцией в плане обеспечения своей семьи садово-огородными продуктами собственного производства.

  2. Статистические данные свидетельствуют о том, что большинство выпускников школы-интерната способны к освоению несложными профессиями и могут успешно работать на многих производственных предприятиях. И вместе с тем их возможности в плане профессиональной подготовки значительно ограничены. Это обусловлено достаточно узким кругом доступных видов профессионального труда.

Дальнейшее осмысление опыта работы и решение социальной миссии школы-интерната, увеличение числа детей «группы риска» и по образованию, и по здоровью свидетельствует о крайней необходимости в организации активного участия семьи, общественности, окружающего социума в вопросах коррекции, развитии и оздоровлении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому одним из приоритетных направлений школы-интерната является создание дифференцированной социокультурной и развивающей среды, активно используются социокультурные возможности социума. Развивается социально-сетевое партнерство с образовательными, культурными учреждениями, государственными и общественными организациями округов «Автодорожный», «Сайсарский». С целью содействия социально-экономическому развитию данных округов реализуются совместные проекты по благоустройству, озеленению территории. Ведется комплексная поисково-исследовательская работа учащихся по изучению истории своего микрорайона «Залог», реализуется проект «Мы и наша малая Родина – Залог». По итогам поисково-исследовательской работы 12 учащихся (под руководством учителей Заморщиковой С.А., Ларионовой С.Г., Мигалкиной М.К.) выпущены два сборника-альманаха «История Залога в лицах», «Залог юбилейный» с рубриками «Залог героический», «Страницы истории», «Гости номера», «Заложная семья», «Планета школа».

Учащиеся, педагоги школы-интерната активно и успешно участвуют в общественной жизни округов «Автодорожный», «Сайсарский», на окружных конкурсах, выставках, спортивных соревнованиях.

С целью социальной защиты воспитанников в современных социально-экономических условиях, усиления профессионально-ориентационной работы и облегчения последующего трудоустройства выпускников осуществляется взаимодействие школы-интерната с другими социальными структурами.

Заключены договоры перспективного взаимодействия с субъектами социокультурной среды школы-интерната, с учреждениями округов «Сайсарский», «Автодорожный»: ЯГСХА, БГУЭП, Якутский технологический колледж сервиса, Республиканский лицей-центр профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов, кинотеатр «Лена», этнокомплекс «Чочур-Муран», санаторий-профилакторий «Сосновый бор», Центр творческой реабилитации детей «Солнечный мир», библиотека «Мир приключений» и др.

Реализуются индивидуальные социально-образовательные маршруты для детей- инвалидов с участием государственных учреждений и общественных организаций с дальнейшей социализацией и интеграцией их в общество.

Проблематика проекта

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит очень остро. Год от года все большее количество детей нуждаются в специальной коррекционной и реабилитационной помощи. Проблема воспитания, образования и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из самых острых в сфере образования, медицины и социальной защиты детей.

В отечественной науке и практике в последние десятилетия уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей оказания помощи детям таким детям.

В нашей школе-интернате обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (20% (40) детей-инвалидов), с проблемами школьной и социальной дезадаптации, имеющие нарушения целостно-личностной ориентации, высокую степень педагогической и социальной запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития.

В последние годы произошел резкий рост количества данного контингента детей, что требует особого внимания со стороны общества, соответствующих государственных учреждений.

В нашем случае эта проблема стала наиболее актуальной, поскольку основной контингент учащихся школы-интерната – это дети с ограниченными возможностями здоровья, попавшие в трудную жизненную ситуацию, являющиеся «группой риска» по социальному сиротству.

На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. С переходом к рыночной экономике, предъявляются более высокие требования к трудовой активности и профессиональной готовности воспитанников школы-интерната.

Это делает особенно актуальной проблему социально-трудовой и профессиональной адаптации воспитанников нашей школы-интерната к самостоятельной жизни и общественно-полезному труду, их социальной защиты в современных социально-экономических условиях.

Анализ данных проблем показывает, что появилась острая необходимость в организации качественно новых психолого-педагогических условий, при которых учащиеся сами становятся активными участниками образовательного, воспитательного, трудового и оздоровительного процессов.

Мониторинг состояния здоровья детей школы-интерната за 2010-2011 гг. показывает, что за 2 года доля детей с функциональными расстройствами (II гр. здоровья) повысилась на 6,4%, снизилась в 3,5 раза доля детей с III группой здоровья, наблюдается тенденция к снижению доля детей с IV группой на 3,0 %.

По данным диспансеризации 2010-2011 года были выявлены у воспитанников школы-интерната следующие проблемы здоровья: болезни эндокринной системы – 77,3% учащихся, болезни глаза – 43,5%, болезни костно-мышечной системы – 33,7%, болезни органов пищеварения – 31,9%.

Из анализа мониторинга показателей структуры заболеваемости следует: возрастание доли выявленной патологии эндокринной системы в 1,2 раза, болезней нервной системы в 5 раз, болезни глаза в 2,1 раз.

Анализ состояния здоровья воспитанников школы-интерната выявил необходимость применения здоровьесберегающих образовательных технологий, способствующих полноценному личностному развитию и укреплению здоровья.

Таким образом, назревает необходимость применения в работе с данными детьми особых профилактических и реабилитационных программ, здоровьесберегающих образовательных технологий.

Исходя из вышеперечисленных проблем, уровня возможностей социокультурной среды школы-интерната мы выбрали Садовую терапию как комплексную технологию социокультурной, психологической, трудовой реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями развития, позволяющую сформировать у них социально значимые качества личности, практические умения и навыки, необходимые в образовательной, трудовой и профессиональной деятельности.

В результате реализации проекта Садовой терапии будет успешно решена проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современной социокультурной среде.

3.Философские основания

В настоящее время процесс реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Его изучают психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Они вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

Процесс развития психолого-педагогической реабилитации изучали известные исследователи А.Адлер, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В.Розанов, К.Д.Ушинский и др.

Аспект комплексной (социально-педагогической и медицинской) реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья раскрыт А.Д.Виноградовой, В.А.Никитиной, Л.М. Шипициной и др.

Вопросами социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья занимались О.И. Витвар, Ю.В.Замятина, Л.Н.Кошелева, Г.И.Спиридонова и др.

В настоящее время вовлечение детей в садоводство и огородничество стало наиболее распространённой тенденцией за рубежом и в России.

 Недавно британские ученые обнародовали свое заключение о том, что занятия садоводством и огородничеством оказывают самое положительное влияние на тех, кто в силу различного рода отклонений испытывает трудности с учебой. 

Программа садовой терапии в Чикагском ботаническом саду имеет 20-летнюю историю сотрудничества с 150 социальными агентствами, занимающимися здоровьем людей.

Сегодня садовая терапия (гарденотерапия) признана как практический и действенный способ влияния на самочувствие детей, участвующих в терапевтических, профессиональных и реабилитационных программах.

Это новый инструмент социальной адаптации и реабилитации детей со специальными нуждами и особыми условиями воспитания (детей-инвалидов, детей и подростков с девиантным поведением, детей с нарушениями в развитии) для улучшения качества жизни, развития положительного мировоззрения, приобретения полезных навыков.

Садовая терапия имеет коррекционную направленность, т.е. предполагает исправление недостатков развития личности девиантных подростков, коррекцию особенностей психики и поведения детей и подростков с некоторыми нарушениями психического развития через активное вовлечение в процесс выращивания растений. Недавно британские ученые обнародовали свое заключение о том, что занятия садоводством и огородничеством оказывают самое положительное влияние на тех детей, кто в силу различного рода отклонений испытывает трудности с учебой.

Нами изучен опыт работы иркутских ученых: В.Я.Кузеванова, С.В.Сизых, В.П.Пескова. В Иркутске садовая терапия успешно применяется более 10 лет. Специалисты психологического института Восточно-Сибирской государственной академии образования, Ботанического сада, Научного центра проблем здоровья и репродукции человека Сибирского отделения Академии медицинских наук ведут научную психолого-медико-педагогическую экспериментальную работу с учащимися школ разного типа.

Специалисты утверждают, растения, трудотерапия на приусадебном участке позитивно влияют на здоровье детей, способствуют улучшению их социальной, образовательной, психологической и физической адаптации.

Положительные эффекты от применения садовой терапии могут быть зафиксированы четырех областях  – интеллектуальной (познавательной), социальной, эмоциональной (психологической) и физической.

Интеллектуальная (познавательная):

- улучшение навыков общения, развитие разных видов памяти и словарного запаса;

- улучшение способности проводить наблюдения за растениями и живой природой;

- улучшение способности планировать и принимать решения;

- получение новых профессиональных навыков (уход за растениями, аранжировка цветов);

- возможность найти работу, связанную с садоводством, после завершения программы;

- стимулирование чувственного восприятия (зрение, слух, вкусовые и тактильные ощущения, запах играют важную роль в достижении целей садовой терапии).

Социальная польза:

- взаимодействие внутри группы, участники учатся общаться для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества;

- взаимодействие за пределами группы, общение с другими садоводами;

- передача навыков и эмоций другим людям;

- формирование социально-значимых качеств личности, позволяющих человеку успешно

взаимодействовать с другими людьми (самостоятельность, ответственность, терпимость);

Эмоциональный подъем (психологическая):

- усиление чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки;

- уменьшение проявлений агрессии приводит к появлению социально адаптированного поведения;

- формирование интереса и стремления к жизни;

- возможности для выражения положительной творческой энергии (аранжировка цветов, ландшафтный дизайн).
  1   2   3   4   5

Похожие:

Проекта icon Формат Устава проекта
Устав проекта является нормативным документом, регламентирующим реализацию проекта и порядок взаимодействия участников проекта
Проекта icon Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право...
Мегион, проекта планировки и проекта межевания территории V микрорайона г. Мегиона в составе комплексного проекта управления градостроительным...
Проекта icon Описание
Нажмите для отображения проекта в центре. Нажмите для изменения скорости прокрутки экрана. Нажмите для контроля за созданием проекта....
Проекта icon Пояснительная записка состав проекта том Основная (утверждаемая) часть проекта планировки
«Яблоновское городское поселение» от 26 сентября 2016 года №592 «О мероприятиях по подготовке проекта планировки территории совместно...
Проекта icon Должностная инструкция Главного инженера проекта Главный архитектор проекта
Подразделение
Проекта icon Проекта
Тема проекта «Управление проектом разработки интернет-магазина по Scrum-методологии»
Проекта icon Тема проекта
Руководитель проекта: Белянова Татьяна Геннадьевна учитель истории и обществознания
Проекта icon Техническое задание. Приложение №1 к указанному Договору
Важными целями разработки проекта планировки и проекта межевания территории являются
Проекта icon Пояснительная записка 7 Обоснование актуальности проекта. 7
Перспективы дальнейшей реализации результатов выполнения проекта в течение ближайших пяти лет 6
Проекта icon Отчёт о технологическом и ценовом аудите Проекта: «Строительство 1 й очереди Якутской грэс-2»
Экспертно-инженерная оценка сроков и графика реализации Инвестиционного проекта 46
Проекта icon Творческий проект «Оживший алфавит» Разработчик проекта: коллектив...
Познакомить детей с разнообразием материалов, из которых сделаны различные предметы
Проекта icon «утверждаю» Научный руководитель проекта, первый заместитель директора...
Кадровый состав и адресные реквизиты библиотек участников проекта 1-й и 2-й очередей 15
Проекта icon Направление реализации инновационного проекта дошкольной образовательной организации
Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития системы образования Московской области и Российской Федерации
Проекта icon Автор проекта: Бояршинова Дарья 11 класс Руководитель проекта
Название темы: Игра- презентация для младших школьников «Следы невиданных зверей или птичьими тропами»
Проекта icon Тема проекта
Тема проекта: «vnur – S» принципиально новая экологически безопасная упаковка для дозированной выдачи содержимого»
Проекта icon Авторы проекта
Авторы проекта: Нарбекова Марина Ивановна, учитель химии 1 кв категории; Решетнёва Юлия Михайловна, воспитатель

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск