МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарский государственный университет»
Факультет: юридический
Кафедра государственного и административно права
|
УТВЕРЖДАЮ
|
|
Проректор по учебной работе
|
|
________________В.П. Гарькин
|
|
«____»_______________ 2015 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Административная ответственность
образовательная программа направления 030900.62 Юриспруденция
цикл Б3 «Профессиональный цикл», вариативная часть
Профиль подготовки
Общий
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Курс 3 семестр 6
Самара
2015
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления (специальности) 030900 Юриспруденция, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 709от 8 декабря 2009г. Зарегистрировано в Минюсте России 8 февраля 2010 г. № 16295.
Составители рабочей программы:
Варфоломеева Н.П., доцент кафедры государственного и административного права, к.ю.н.
Рецензент:
Полянский В.В., зав. кафедрой государственного и административного права, к.ю.н., профессор
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры государственного и административного права Самарского государственного университета
(протокол № от «____» _____________ 2015 г.)
(дата)
Заведующий кафедрой
«____»_____________ 2015 г. _________________/В.В. Полянский/____________________
(дата) (подпись) (Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО
Декан юридического
факультета
²____² _____________ 2015 г. _____________________/ А.Г. Безверхов/________________
(дата) (подпись) (Ф.И.О.)
Начальник
методического отдела
²____² _____________ 2015 г. ____________________/Н.В. Соловова/__________________
Председатель
методической комиссии
по направлению подготовки
030900 «Юриспруденция»
²____² _____________ 2015 г. _________________/В.В. Полянский/____________________
(дата) (подпись) (Ф.И.О.)
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель дисциплины: углубленное изучение студентами специальности «юриспруденция» различных специализаций административной ответственности – одного из ведущих институтов отрасли и науки административного права РФ, играющего важную роль в обеспечении законности и правопорядка в государстве. При этом ставятся задачи выявить признаки, позволяющие отграничить административную ответственность, как от других видов юридической ответственности, так и от иных видов государственного принуждения, а также выявить закономерности, которые обусловили юридическое закрепление административной ответственности в том виде, в каком она существует в настоящее время. Поскольку административное право находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, необходимо определить критерии, в соответствии с которыми осуществляется разграничение полномочий в области административной ответственности. Следует обратить внимание на особенности правового регулирования административной ответственности субъектами Российской Федерации; на сложную систему органов административной юрисдикции, особенности распределения компетенции по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Основной задачей административной ответственности как учебной дисциплины является подготовка студентов по вопросам, составляющим предмет курса, в том числе: ставится задача проследить, как специфические черты административной ответственности повлияли на формирование существующей системы административно-юрисдикционных органов. Особенно важно проанализировать причины возникновения, развития и перспективы административной юстиции. Административное правонарушение и административное наказание, безусловно, являются важными и самостоятельными элементами в рамках института административной ответственности, тем не менее, необходимо помнить об их взаимосвязи с преступлениями и уголовными наказаниями, следует определить критерии сходства и различия между всеми этими понятиями. Также, перед студентами ставится задача освоить навык практического применения полученных знаний в рамках дисциплины и провести игровой административный процесс (возможно несколько), в ходе которого будет рассмотрено индивидуальное административное дело по существу (дело об административном правонарушении).
1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать:
- структуру административного процесса и виды административно-юрисдикционных производств;
- понятие, значение, функции, принципы и особенности административной ответственности;
- особенности правового регулирования административной ответственности и структуру административно-деликтного законодательства;
- проблемы эффективности и качества действия административно-деликтного законодательства субъектов РФ;
- институт административного принуждения, его особенности и содержание;
- систему административных наказаний и правила их назначения;
- административное правонарушение, его юридические признаки, состав и виды составов;
- обстоятельства, влияющие на квалификацию административного правонарушения и на порядок привлечения к административной ответственности;
- производство по делам об административных правонарушениях: его задачи, структуру, виды;
- процессуальный статус участников производства по делам об административных правонарушениях;
- систему органов административной юрисдикции, уполномоченных на рассмотрение дел об административных правонарушениях;
- характеристику содержания и структуры Кодекса РФ об административных правонарушениях.
уметь:
самостоятельно применять административно-деликтные нормы при решении практических задач административной ответственности с учетом ее универсального отраслевого характера в соответствии с важнейшими квалификационными требованиями, предъявляемыми к современному юристу-специалисту с высшим образованием;
грамотно применять основные юридические категории административной ответственности;
анализировать правоприменительную практику и предлагать способы решения актуальных проблем реализации административно-деликтного законодательства;
использовать знания института административной ответственности для анализа и оценки развития административно-деликтного законодательства в РФ;
- проводить правовую экспертизу нормативных правовых актов об административной ответственности, в том числе на предмет их эффективности, соблюдения юридической техники и на наличие в них коррупционной составляющей;
грамотно составлять и процессуально оформлять юридические документы;
правильно определять статус участников производства об административных правонарушениях;
планировать и осуществлять юрисдикционную деятельность по предупреждению, профилактике и пресечению правонарушений в сфере публичного управления;
грамотно выражать и обосновывать свою позицию по основным проблемам состояния законодательства об административной ответственности РФ и ее субъектов.
владеть:
навыками по осуществлению правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности в сфере административно-деликтных отношений;
навыками обеспечения эффективной защиты законных прав и интересов субъектов административно-деликтных отношений от административного произвола со стороны органов публичного управления и должностных лиц;
навыками использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для защиты прав и законных интересов субъектов административных правоотношений
иметь опыт:
- грамотной реализации на практике материальных и процессуальных норм об административной ответственности;
формирования собственной аргументированной позиции при анализе административно-деликтных отношений;
- воспитания граждан в духе уважения к закону, законным правам и интересам субъектов отношений в сфере государственного и муниципального управления, уважать публичные интересы.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
Код
Компетенции
|
Наименование результата обучения
|
ОК-1
|
осознает социальную значимость выбранной профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания, владеет культурой правового мышления
|
ОК-2
|
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
|
ОК-3
|
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
|
ОК-4
|
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
|
ОК-5
|
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
|
ОК-6
|
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону
|
ОК-7
|
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
|
ОК-8
|
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
|
ОК-9
|
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы
|
ОК-10
|
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
|
ОК-11
|
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией
|
ОК-12
|
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
|
ОК-13
|
владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке
|
ПК-1
|
способен организовывать разработку правовых актов, определяющих:
● порядок подготовки и рассмотрения дела об административном правонарушении в административном порядке;
● порядок подготовки и рассмотрения дела об административном правонарушении в судебном порядке;
порядок применения мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами (мер административного предупреждения, мер административного пресечения, мер административной ответственности, мер административно-процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, административно-восстановительных мер);
порядок подготовки и подачи обращений (заявлений, жалоб) граждан и организаций в органы государственного и муниципального управления, и к уполномоченным должностным лицам и порядок их рассмотрения.
|
ПК-2
|
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры, соответствующей конституционным ценностям и приоритету прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, конституционным и общим принципам административной ответственности
|
ПК-3
|
способен обеспечивать соблюдение законодательства об административной ответственности Российской Федерации и ее субъектов гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства (пребывающими на территории Российской Федерации на законных основаниях), органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и иными субъектами
|
ПК-4
|
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, толковать нормы, обладает навыками, позволяющими участвовать в процессе толкования норм об административной ответственности с учетом ее универсального отраслевого характера
|
ПК-5
|
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать материальные и процессуальные нормы административного и административно-процессуального законодательства в профессиональной деятельности при:
определении уполномоченных должностных лиц, органов публичного управления, органов судебной власти, рассматривающих административно-правовые споры и дела об административных правонарушениях;
реализации прав и законных интересов субъектов административно-юрисдикционных отношений);
реализации статуса участника производства по делу об административном правонарушении (лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, защитника, законного представителя, прокурора, свидетеля, понятого, эксперта, специалиста и т.д.);
определении оснований и порядка применения мер административного принуждения и мер дисциплинарного принуждения;
квалификации обстоятельств, влияющих на назначение административных наказаний (обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность);
квалификации оснований, исключающих административную ответственность (в соответствии с административным и отраслевым законодательством (налоговым, таможенным, бюджетным, финансовым и т.д.));
реализации мер административного принуждения и мер административной ответственности, обеспечивающих режим общественной безопасности и защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц и иных субъектов административно-юрисдикционных отношений;
обжаловании и опротестовании действий и решений административных комиссий, судов, должностных лиц и иных органов административной юрисдикции.
|
ПК-6
|
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, являющиеся основаниями для
возбуждения дела об административном правонарушении;
подачи жалобы, заявления, протеста;
проведения административного расследования по делу об административном правонарушении;
обжалования решений и действий должностных лиц и органов государственного и муниципального управления в целях защиты от административного произвола;
применения мер административного принуждения.
|
ПК-7
|
владеет навыками подготовки юридических документов, используемых в административно-юрисдикционных правоотношениях:
● составление жалобы, заявления для обращения в органы публичного управления и к уполномоченным должностным лицам в целях защиты законного интереса и восстановления нарушенного права;
● составление протокола об административном правонарушении и других юрисдикционно-процессуальных документов (протокол об административном задержании лица, доставлении, личном досмотре, досмотре транспортного средства, отстранении от управления транспортным средством, о направлении лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и т.д.);
● подготовка решения по делу об административном правонарушении (постановления органа административной юрисдикции);
● составление административного иска, жалобы на решение органа административной юрисдикции (постановление по делу об административном правонарушении).
|
ПК-8
|
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства в сфере реализации административного и административно-процессуального законодательства, способен выявлять условия и обстоятельства, препятствующие реализации прав и свобод человека и гражданина в сфере публичного управления;
|
ПК-9
|
на основе знания конституционных принципов правового статуса личности способен уважать честь и достоинство личности, на основе знания конституционных и общих принципов административной ответственности способен соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в сфере административно-деликтных отношений;
|
ПК-10
|
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения (фальсификация документов, воспрепятствование осуществлению законных прав и свобод граждан и иных субъектов административного права), иные административные (предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях и административно-деликтным законом Самарской области) правонарушения
|
ПК-11
|
способен осуществлять предупреждение административных и иных (налоговых, бюджетных, таможенных и т.д.) правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению, способен определить степень угрозы реализации прав и свобод человека и гражданина в сфере реализации публичной власти
|
ПК-12
|
способен выявлять, квалифицировать составы совершенных административных правонарушений, определять их подведомственность и порядок рассмотрения, а также порядок назначения административных наказаний; способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения при организации и осуществлении государственного и муниципального управления, реализации прав и законных интересов граждан, организаций, юридических лиц и иных субъектов административно-правовых отношений и содействовать его пресечению
|
ПК-13
|
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации
|
ПК-14
|
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ, регулирующих административно-деликтные правоотношения, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции
|
ПК-15
|
способен толковать правовые акты, связанные с реализацией административно-правового статуса участников административно-деликтных правоотношений, в том числе участников производства по делам об административных правонарушениях, способен участвовать в официальном толковании положений законодательства об административной ответственности
|
ПК-16
|
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, регулирующих административно-деликтные правоотношения, способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации гражданам, юридическим лицам, организациям, органам государственного и муниципального управления, должностным лицам, государственным и муниципальным служащим по вопросам:
- реализации их правового статуса в административно-юрисдикционных отношениях;
- реализации прав и законных интересов участников производства об административных правонарушениях;
- порядка прохождения административных процедур;
- порядка подачи обращений, обжалования и опротестования актов органов административной юрисдикции.
|
ПК-17
|
способен преподавать дисциплины, связанные с организацией и осуществлением административно-юрисдикционного процесса на необходимом теоретическом и методическом уровне
|
ПК-18
|
способен управлять самостоятельной работой обучающихся;
|
ПК-19
|
способен эффективно осуществлять правовое воспитание граждан в духе законности, как участников административно-юрисдикционных отношений, лиц, обладающих навыками реализации процессуального статуса участника производства по делу об административном правонарушении
|
|