Карташева О.В.
Информационные технологии управления званиями
(материалы для самостоятельной работы)
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения, содержит краткое изложение теоретических основ управления знаниями и тестовые задания. Может также быть рекомендовано для использования студентами, изучающими дисциплины «Проектирование систем управления званиями», «Системы управления знаниями», «Информационные технологии управления знаниями», «Теоретические основы управления знаниями».
Содержание
Введение 3
Категория «знание» с позиции теории управления организацией 3
Знание как объект управления 7
Подходы к управлению знаниями с использованием информационных технологий 14
Понятия интеллект-технологии в современных информационных системах 18
Оперативный, многомерный анализ данных (OLAP) 19
Интеллектуальный анализ данных (DM, Data Mining) 21
Когнитивная система 23
Тестовые задания 25
Заключение 35
Введение
Одна из примечательных тенденций современного общества — превращение знания в капитал, приносящий доход его носителю. Приоритетная составляющая успеха любой современной организации — создание условий для увеличения компетенций персонала и способов извлечения прибыли из объема знаний или интеллектуального капитала, находящегося в ее распоряжении. В этой связи исключительно важными с научной и практической точки зрения являются ответы на вопросы о сути знания и о процессах, способствующих его накоплению и использованию.
Категория «знание» с позиции теории управления организацией
Принято выделять три волны развития человечества: аграрная экономика, индустриальная экономика и экономика, основанная на «производстве» знаний.
Одна из базовых тенденций современной цивилизации — «знание» становится ключевой категорией новой экономики. Процессы «производства», распространения, потребления знаний все интенсивнее исследуются не только в педагогике, психологии и информатике, но и в экономике, социологии, философии. Можно говорить о наступлении новой эры знаний. Вот лишь некоторые понятия и термины, указывающие на смещение акцентов в менеджменте и образовании в сторону переоценки роли знаний: системы поддержки знаний; обучающиеся организации; знание как капитал; производство знаний; управление знаниями; извлечение знаний из информации и т.д. Опыт экономического развития стран, добившихся неоспоримых успехов, со всей очевидностью показывает, что одни только природные ресурсы в современном мире не являются достаточными для достижения определенного уровня национального богатства. Знания — это ключевой экономический ресурс, так как капитал сам по себе не может создавать «товары», востребованные в обществе.
Знания, как особый ресурс, имеют свойства непрерывного воспроизводства, наращивания, как на уровне их объемов, так и на уровне качественных характеристик (сложности, фундаментальности) адекватно изменениям в обществе. Однако, как и всякий ресурс, знания подвержены эрозии, оскудению и, более того, в отличие от природных ресурсов, полезность которых не вызывает сомнений, полезность знаний может быть сомнительной.
Перечислим некоторые признаки постиндустриального общества и экономики, основанной на знаниях.
Знание формирует все большую часть стоимости в товарах и услугах за счет «интеллектуализации» используемых при производстве технологий, роста наукоемкости продукции, формирования рынка интеллектуальных товаров и услуг и увеличения их цены. Известно, например, что около 70 % стоимости современного легкового автомобиля образуют дизайн, электроника, ноу-хау и другие интеллектуальные компоненты. Применительно к таким товарам, как программное обеспечение, уровень «участия» знаний в формировании стоимости продукта еще выше.
Все большее значение приобретает деятельность по производству, хранению, передаче и использованию знаний. В этой связи в развитых странах особая роль отводится системе образования. Инвестиции в образование рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал. Образование занимает приоритетные позиции в структуре затрат государства.
В структуре населения увеличивается доля работников, занятых производством, хранением, передачей и использованием знаний.
Возрастают темпы устаревания знаний, сокращается жизненный цикл товаров (услуг). Компании достигают преимуществ в конкурентной борьбе путем создания стратегий, фокусирующихся не на прогнозировании и анализе внешнего окружения, а, прежде всего, на эффективном наращивании и использовании собственных ресурсов, прежде всего, интеллектуальных.
После двухвекового следования теории разделения трута основанной на разделении знаний, все большим числом ученых-экономистов осознается необходимость реинтеграции знаний как предпосылки реинтеграции труда и работ. В организационном управлении начала XX века высшим достижением считалась конвейерная система производства, предложенная Г. Фордом. Степень разделения труда на конвейере была такова, что от каждого работника требовался минимальный объем знаний из их общего количества, необходимого для производства изделия, например, автомобиля.
Организации, функционирующие в начале XXI века, вынуждены приспосабливаться к новым тенденциям в экономике и организации производства, препятствующим чрезмерной специализации. Примерами такого рода изменений могут служить возрастание социально-экономической значимости малого и среднего бизнеса и так называемая тележечная сборка, позволяющая в максимальной степени адаптироваться к меняющимся индивидуальным запросам конкретных потребителей. По своей структуре организации все чаще вынуждены трансформироваться в многомерные сетевые организации, в которых приоритетную роль начинают играть проектные (научно-исследовательские, аналитические) группы, формирующие стратегию или создающие инновационные товары (услуги) до возникновения на них покупательского спроса. Перечисленные тенденции предъявляют высокие требования к уровню профессионализма работников организации, каждый из которых должен владеть не только компетенциями для выполнения операций одновременно в нескольких специальностях, но и навыками анализа, прогнозирования, обсуждения проблем в группах, финансового учета и управления деятельностью автономной группы в условиях ее полной или частичной хозяйственной самостоятельности.
Основное предназначение любой организации — создать предпосылки для соединения специализированных и одновременно практико-ориентированных знаний работников, партнеров, клиентов, конкурентов и иных субъектов в единое, целостное знание, помогающее организации выживать в конкурентной среде. Для развития компетенций своих работников и одновременно для генерирования основных компетенций, отличающих компанию от конкурентов, современная фирма поставлена перед необходимостью разработки эффективных систем быстрого перемещения знаний из их неявной формы в явную форму — в область, в которой они являются общим достоянием специалистов, и где знания встроены в товары и услуги, доставляемые потребителю. Однако в этом процессе нельзя ущемлять роль противоположности общих знаний (часто ограниченных сферой интересов организации или отрасли), а именно — специализированных знаний.По мнению известного американского ученого в области менеджмента Питера Друкера, самыми лучшими специалистами являются те, которые обладают не общими представлениями, например, о медицине или бизнесе, а те, которые знают, как получить изображения внутренних органов или как исследовать рынки. Питер Друкер интерпретирует специализированные процедурные знания как знания, которые обладают силой и способны создать «новое» общество.
Постиндустриальное общество знаний — это мобильное общество. Мобильность является следствием ускорения социально-экономических процессов и возрастающей взаимозависимости мира.
Умножение проблем с одновременным их усложнением приводит к тому, что субъекты-носители знаний сталкиваются с проблемными ситуациями, характеризующимися риском и неопределенностью. Объективное требование к работникам — обладать навыками профессиональной и социально-психологической адаптации в быстро меняющемся мире. В этом контексте большое значение приобретает освоение способов формирования новых ключевых умений, в частности навыков самообразования или навыков эффективной адаптации в социальной группе.
Другой признак постиндустриального общества — непрерывность образования. Быстрый прогресс новых знаний и устаревание уже имеющихся знаний — основа для развития непрерывного образования. Сейчас даже выпускники образовательных учреждений сталкиваются с необходимостью продолжать свое обучение. В связи с возрастанием доли времени, затрачиваемого на учебу, трудовая деятельность становится частью учебы, а учеба — частью работы. В результате развития этих тенденций образование становится процессом, длящимся в течение всей трудовой жизни человека. В этом процессе различия между формальным и неформальным образованием, между работой и учебой постепенно стираются.
Общество знаний — это общество возрастающей конкуренции. Знания доступны каждому, поэтому в обществе, основанном на знаниях, увеличивается количество людей, которые могут добиться успеха. В целом для государства (национальной экономики) — это позитивная тенденция. Самая важная проблема, возникшая перед государством и всеми хозяйствующими субъектами в эпоху постиндустриальной экономики, заключается в трансформации всех трудящихся в работников, обладающих знаниями. Согласно одному из определений, данные работники занимаются решением задач, требующих знаний и навыков умственного труда. Однако мы живем в эпоху, когда стираются различия между «голубыми воротничками» и «белыми воротничками», поскольку для выполнения все большего числа работ требуются высокая квалификация и соответствующий уровень знаний. Поэтому работник, владеющий знаниями — это индивид, обеспечивающий добавленную стоимость продукта или услуги благодаря знаниям, которыми он владеет, и которые он применят в процессе работы. Очевидно, что не всякие знания создают предпосылки для увеличения ценности индивида (на рынке труда) и организации (в глазах потребителей). Владение знаниями создает реальные преимущества индивидам, поскольку базируется на понимании собственного значения, ценности нравственных принципов и способностях превращать эти преимущества в материальную выгоду.
Можно также выделить и некоторые другие особенности постиндустриальной экономики.1
Во-первых, изменения в материальной базе производства и качестве человеческого капитала не поспевают за ростом научно-технических возможностей.
Во-вторых, наблюдается рост транзакционных издержек — затрат по поиску информации, изучению рынка, заключению контрактов и контролю за ними и др. В США транзакционные издержки составляют примерно 50 % от издержек производства и реализации товаров, услуг. Товар проще произвести, чем продать. В этой связи особое: значение приобретают виды деятельности, основанные на знаниях (сбор, обработка, анализ информации, маркетинговые исследования и др.).
В-третьих, возрастает роль менеджмента в области интеллектуального капитала, т.е. деятельность в сфере патентов, товарных знаков, особых технологий взаимодействия с клиентами и каналов сбыта.
В-четвертых, развивается непрерывное образование. Период полураспада знаний постоянно сокращается. Например, в США 30 % рабочих мест создаются и ликвидируются ежегодно. Люди вынуждены постоянно обучаться.
Из физики известно, что излучение радиоактивного вещества постепенно сокращается, но никогда не исчезает, поэтому определяется период, за который излучение сокращается наполовину. Период полураспада знаний определяется как время после завершения обучения, в течение которого профессионалы теряют половину первоначальной компетентности. Сегодня период полураспада знаний в сфере науки составляет 5 лет и в будущем будет постоянно сокращаться. Природа процесса устаревания знаний — вытеснение из памяти части знаний и моральное устаревание под напором новых достижений (табл. 1).
Таблица 1. Знания с длинным и коротким периодом полураспада2
Критерий, оценивающий знания
|
Знания с длинным периодом полураспада
|
Знания с коротким периодом полураспада
|
Типы знания
|
Академическое, базовое, теоретическое
|
Профессиональное, прикладное
|
Время формирования
|
Годы, месяцы
|
Месяцы, недели, дни
|
Экономический возврат
|
Длительный (база для обновления краткосрочных знаний)
|
Быстрый (иначе будут бесполезны из-за устаревания)
|
Источники финансирования
|
Семья, государство
|
Работники, бизнес
|
Социальные эффекты
|
Высокие
|
Низкие
|
В этом контексте и возникла научная дисциплина управление знаниями.
Управление знаниями — это научно-практическая дисциплина, объектом исследования которой являются взаимосвязанные процессы поиска информации, ее использования, обучения персонала, создания и ликвидации знаний, направленные на извлечение прибыли из объема знаний (интеллектуального капитала), находящегося в распоряжении организации.3
|