Введение
"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание педагогов и психологов, философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Представителей научных отраслей в игре интересуют свои аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра - неотъемлемая часть человеческой культуры.
Детские игры и прежних лет, и сегодняшней жизни убеждают, что они связаны с миром взрослых. Одним из первых, кто доказал это положение, оснастив его научно-психологическими данными, был К.Д. Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания», он определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «… материал, гораздо разнообразнее того который предлагается игрушечной лавкой». Труднее входить в контакт детям дошкольного возраста, когда в их жизни предстоит новый этап - школа. Необходимо помочь ребенку справиться с возникающими трудностями. Именно это является в современном мире актуальной проблемой. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм развития детей.
Рекомендации и цели по проведению игр в кругу.
Одна из важнейших задач воспитателя, способствовать созданию дружного коллектива, раскрепощённой атмосферы в группе, обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка. Цели, которые решают игры в кругу: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание вступать в контакт с другими детьми; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.
Рекомендации и цели по проведению подвижных игр.
Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складываются и проявляются их взаимоотношения. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.
Подвижные игры с правилами вырабатывают у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, для полноценной жизни в коллективе
Игры
«Наш дом»
Игра состоит из трех этап
ов:
1) Ведущий бросает мячик каждому участнику по одному разу. Поймав мячик, игроки должны назвать какое-либо членство в семье (мама, папа, сын, дочь, тетя, дедушка и др.). То, что они назовут, является их ролью в течение игры. Названия не должны повторяться, т.е. не может быть двух "мам" или трех "тёть".
2) Ведущий, бросая мячик, задает какой-либо конкретный вопрос (Зарплата? Возраст? Увлечения? и т.п.), на который участники должны отвечать соответственно своей роли. Так как отвечать нужно очень быстро, то ответы участников зачастую не соответствуют друг другу (например, возраст сына - 10 лет и он зарабатывает 1000 рублей в день, а возраст отца - 11 лет), что обычно вызывает смех со стороны других участников.
3) Ведущий, бросая мячик, задает вопросы относительно дома, в котором проживает "семья": количество этажей (бывает смешно, когда в стоэтажном доме отсутствует лифт, туалет располагается на улице, но на каждом этаже есть бассейн), комнат, окон и т.п. Игра, кроме всего, что было названо в начале главы, учит умению соотносить разные вещи, когда они рассматриваются в едином контексте.
«Клубочек»
Дети разбиваются на пары. Каждой паре выдается клубок ниток и толстый карандаш. По сигналу ведущего дети начинают перематывать клубок на карандаш. Один из детей держит клубок, второй наматывает нить на карандаш. Побеждает пара, быстрее всех выполнившая работу. Второй приз можно присудить за самый аккуратный клубок.
«
Карусель»
С обручами дети становятся в круг с обручами. Каждый держится за свой обруч и за обруч соседа. Получается большой замкнутый круг. По сигналу «Поехали!» все начинают двигаться шагом, по сигналу «Бегом!» все бегут, по сигналу «Прыжки!» начинают подпрыгивать, приставляя ногу к ноге (приставной галоп) на слова «Тише, тише, не спешите, карусель остановите!» переходят на спокойную ходьбу и останавливаются. Когда произносят «Отдохнем!» все кладут обручи на пол и расходятся в разные стороны. Услышав сигнал «Карусель заводится!», все бегут к обручам, быстро берут их. Игра повторяется.
«
Каравай»
Один ребенок в центре круга. «На Сережин день рожденья. Идут по кругу взявшись за руки Испекли мы каравай. Вот такой вышины, Останавливаются, приподнимаются на носки, одновременно поднимая руки Вот такой низины Присаживаются на корточки Вот такой ужины, Сходятся к центру круга. Вот такой ширины. Отходят назад, расширяя круг. Каравай, каравай, Хлопают в ладоши, Кого хочешь, выбирай!» Стоящий в кругу выбирает другого. Тот встает в центр.
«Флажок»
Дети стоят по кругу, один ребенок в середине с флажком. Воспитатель ведет детей по кругу и говорит: «Дети стали в кружок, Выйди, Оля, в кружок, Увидали флажок. Возьми, Оля, флажок! Кому дать, кому дать? Выйди, выйди, возьми, Кому флаг поднимать? Выше флаг подними!» Ребенок выходит в середину и берет флажок у того, кто стоит в центре, а тот уходит в общий круг. Игра повторяется, ребенок в центре тоже ходит подняв флажок. Ходить надо красиво и ритмично.
«Ровным кругом»
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря: «Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг, Стой на месте! Дружно вместе Сделаем вот так!» С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть
«Космонавты
»
Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету становятся в общий круг.
«Западня»
Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону. По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно руководитель подаёт следующую команду, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.
«Хороводная игра Зайка»
Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:
Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи! (2 раза)
Получи и попляши!
Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.
«Курица и цыплята»
Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки.
Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:
Вышла курица-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курица: ко-ко,
Не ходите далеко.
Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.
«Если нравится тебе, то делай так!»
Дети стоят в кругу, кто-нибудь из них показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки «Если нравится тебе, то делай так…», остальные дети повторяют движение, продолжая песенку: «Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…». Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока не завершится круг
«Заводила»
Наиболее удобное число игроков 10-20.
Играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий отходит в сторону, так как не должен видеть, кого выберут заводилой. Задача заводилы – показывать различные движения, которые должны тут же, не отставая от него, повторить остальные играющие: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать, грозить пальчиком и т.д. Водящего зовут в круг. И он начинает ходить внутри него, присматриваясь кто же командует игроками. Заводила должен менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий на него не смотрит. Если водящий угадал заводилу, то меняется с ним ролями.
«Мышеловка»
Играющие делятся на 2 неравные подгруппы: меньшая (например, 2 человека) образуют круг – «мышеловку», остальные «Мыши», находятся за кругом. Играющие –«мышеловка» - берутся за руки, поднимают руки вверх, образуя воротца. «Мыши» начинают вбегать в «мышеловку» и выбегать из нее. Дети, образующие «мышеловку» произносят слова:
Как нам мыши надоели,
Все погрызли, все поели
Мышеловку мы поставим
И бежать вас всех заставим!
При последних словах дети опускают руки, «мышеловка» «захлопывается». Не успевшие выбежать из круга считаются пойманными и встают в круг, в «мышеловку».
«Часовой»
Один из детей – «часовой» - садится на землю в центре круга. У него завязаны глаза. Остальные дети стоят за границей круга. Педагог показывает рукой на одного из играющих. Тот начинает осторожно приближаться к «часовому». Услышав шаги или шорох, он должен указать рукой, откуда эти звуки доносятся. Если укажет верно, меняется местами с идущим. Если нет, то движение продолжается. Продолжает тот, кто сумеет пересечь круг.
|
«Воробьи-попрыгунчики»
На площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих -"кот"; он находится в центре круга. Остальные играющие -"воробышки"-за кругом, у самой черты. По сигналу ведущего воробышки начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него, а кот старается поймать кого-либо из воробышков в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот из игроков, кого поймали, становится котом, а кот- воробышком, и игра повторяется. Можно усложнить условия игры, установив правило: впрыгивать в круг и выпрыгивать из него только на одной ноге.
|
|
«Хитрая лиса»
Дети стоят в кругу плечо к плечу, заложив руки за спину. Воспитатель проходит сзади них и не заметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок, к которому дотронулся воспитатель, становится «хитрой лисой». Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей внимательно посмотреть на своих товарищей, поискать глазами хитрую лису. Если ребенок сразу не найдет, то все дети спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли лисичка. После трех вопросов лиса отвечает: «Я тут!» и начинает ловить. Дети разбегаются в разные стороны. Когда лиса поймает 2-3 ребенка, игра заканчивается. При повторении выбирают другую лисичку.
«Мы веселые ребята»
Дети стоят по кругу, взявшись за руки. «Ловишка», назначенный воспитателем, находится в центре круга. Играющие, двигаются по кругу вправо или влево (по указанию воспитателя), и говорят:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три — лови!
На последнем слове все разбегаются, а «ловишка» догоняет их. Пойманный, временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока «ловишка» не поймает 2—3 детей.
По сигналу воспитателя «В круг!» все играющие становятся в круг. Игра возобновляется с новым «ловишкой».
Правила игры. Бежать можно только после слова «лови» Пойманным считается тот, кого коснулся «ловишка». Игру повторять 2-3 раза.
«Ловишка, бери ленту»
Играющие стоят по кругу. У каждого из них цветная ленточка, которая закладывается сзади за пояс или ворот. В центре круга стоит ловишка. По сигналу воспитателя "беги" дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-нибудь из них ленточку.Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. На слова воспитателя "Раз, два, три - в круг скорей беги!" дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра продолжается с новым ловишкой.
Указания. Один и тот же ловишка может водить 2-3 раза. Усложняется игровое задание за счет уменьшения длины ленточки.
«Охотники и звери»
На лесной полянке или на опушке леса играющие образуют круг, взявшись за руки. Рассчитавшись на первый-второй, они делятся на охотников и зверей. Охотники остаются на своих местах в кругу, а звери выходят в середину круга. Охотники перебрасывают друг другу мяч и стараются попадать им в ноги убегающих и увертывающихся зверей. Тот, которого заденет мяч, считается подстреленным, выходит из круга. Через некоторое время охотники подсчитывают свои трофеи. Играющие меняются ролями.
«Ловишки с мячом»
Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося: «Раз, два, три - мяч скорей бери! Четыре, пять, шесть - вот он, вот он здесь! Семь, восемь, девять - бросай, кто умеет». Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся в стороны детей.
Правила: передавать мяч, точно согласуй движения с ритмом произносимых слов; тот, кого запятнает мяч, пропускает одну игру; мяч бросать, целясь в ноги.
«Круговая лапта»
Играющие делятся на две команды. На площадке чертится круг диаметром 9—10 м (диаметр может быть больше или меньше, в зависимости от подготовленности играющих). Одна команда размещается в круге, а другая — за его пределами, эта команда и начинает водить. Водящие мечут мячи (лучше волейбольный), стараясь попасть в игроков, находящихся в круге. Тот, в кого с лета попал мяч, выбывает из игры. Попадание мяча от земли не засчитывается. Не засчитывается также попадание мяча, отскочившего от игрока. В этом случае тот игрок не считается осаленным. Игроки, находящиеся в круге, могут выручать осаленных товарищей, поймав мяч с лета. Игроки не должны покидать пределы круга, иначе они выбывают из игры. После того как все игроки будут выбиты из круга, команды меняются местами.
Водящие могут располагаться не по кругу, а за двумя параллельными линиями. В этом случае игра называется «Охотники и утки».
Возможен еще вариант, когда в круге находится всего один человек — водящий. Такая игра называется «Подвижная цель». Водящего в круге заменяет тот, кому удалось попасть в него.
«Лови, не урони»
На игровой площадке дети образуют круг, стоя на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга стоит воспитатель, который по очереди бросает мяч детям, а потом ловит его от них, произнося при этом рифмовку:
«Лови, бросай,
Упасть не давай!..»
Воспитатель произносит текст не спеша, чтобы за это время ребенок успел поймать и бросить обратно мяч.
Игру начинают с небольшого расстояния (радиус круга 1 м), а потом постепенно это расстояние увеличивается до 2—2,5 м.
Воспитатель отмечает детей, ни разу не уронивших мяч.
«Третий лишний»
Количество игроков не ограничено, как можно больше. Все встают в круг лицом, попарно - один человек, а за спиной другой. Одна пара становится ведущей - один из пары бежит, другой догоняет. Бегают по внешнему кругу. Тот, кто убегает, может спастись от погони, встав к любой паре третьим. Вставать нужно перед первым игроком пары, тогда стоящий у него за спиной игрок становится третьим, третьим лишним и должен убегать от погони. Тот, кого догонит и коснётся «ляпа» сам становиться «ляпой» и теперь должен догонять. Играют, пока не надоест.
Подвижные игры
«Зайцы и лиса»
До начала игры на песке чертится круг диаметром 10 м. Выбирается водящий — «лиса», все остальные игроки — «зайцы». Лиса остается за пределами круга, зайцы располагаются в круге. Ведущий дает сигнал, лиса вбегает в круг и пытается поймать зайцев. Выбегать за пределы круга зайцам не разрешается. По сигналу ведущего лиса выскакивает из круга. Подсчитывается число пойманных зайцев. Выбирается новая лиса. Побеждает та из лис, которая сумела поймать больше зайцев.
«Ловля обезьян»
Изображающие обезьян дети располагаются на пособиях для лазанья по одну сторону площадки. В противоположной стороне находятся ловцы обезьян (4-6 детей). Они хотят сманить обезьян с деревьев и поймать их. Ловцы договариваются, какие движения они будут делать. Они выходят на середину площадки и показывают задуманные движения. Обезьяны в это время быстро влезают на стенку и наблюдают оттуда за движениями ловцов. Проделав движения, ловцы уходят в конец площадки, а обезьяны слезают с деревьев, приближаются к тому месту, где были ловцы, и подражают их движениям. По сигналу воспитателя "ловцы" обезьяны бегут к деревьям и влезают на них. Ловцы ловят тех обезьян, которые не успели влезть на дерево. Пойманных они уводят к себе. После 2-3 повторений дети меняются ролями.
Указания. Надо следить, чтобы дети не спрыгивали со стены, а спускались вниз до последней перекладины. При повторении игры движения ловцов должны быть новыми.
«Два мороза»
На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из домов. Двое водящих, два Мороза (Мороз - красный нос и Мороз - синий нос) становятся посредине площадки лицом к детям:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые,
Я Мороз - красный нос
Я Мороз - синий нос,
Кто из вас решится
В дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
После этого они перебегают в другой дом, а Морозы стараются их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз. Они стоят так до окончания перебежки. Морозы подсчитывают, сколько играющих им удалось заморосить. После 2-3 перебежек выбирают новых Морозов. В конце игры подводится итог: какие Морозы заморозили больше играющих.
Указания. Игрок, который выбежит из дома до сигнала или остается в доме после него, тоже считается замороженным.
«Чья команда быстрее построит дворец»
Дети разбиваются на команды, и каждая команда получает задание построить дворец. Дети разбиваются на две команды. Каждой команде даётся образец постройки. Каждый ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает та команда, чья быстрее построит дворец. Игра начинается по команде «Приготовились! Начали!»
«Сохрани пару»
Дети становятся в пары, кто с кем хочет. На определенный сигнал воспитателя (например, удары в бубен) дети расходятся или разбегаются по всей площадке. На другой сигнал - два удара в бубен или слова: "Найди себе пару!" снова спешат встать в пары с тем, с кем стояли раньше. Тому, кто долго ищет пару, дети говорят: "Галя, Галя (называют имя ребенка), поспеши, быстрее пару выбери!" Игра повторяется.
«В чьей команде больше мячей»
Площадка делится волейбольной сеткой. Играют две команды. У каждой команды по 2 в/б мяча. По сигналу воспитателя выполняются передачи мячей через сеть. На чьей стороне окажутся все мячи тот проиграл. Можно по 3 или 4 мяча.
«Догони свою пару»
Играющие встают на одной стороне площадки, одни впереди, другие сзади. По сигналу первые быстро перебегают на другую сторону площадки, вторые их ловят каждый свою пару. Перебежав на другую сторону площадки, дети меняются ролями. Игра повторяется 3-5 раз. Заканчивается игра ходьбой в колонне по одному.
«Дорожка препятствий»
В качестве препятствий могут быть различные пособия: скамейки, дуги, барьеры, цели для метания. Порядок преодоления препятствий может быть любым, например, подлезть под несколькими дугами (рейками), пройти по гимнастической скамейке (или бревну), обежать набивные мячи (четыре мяча, положенных на расстоянии- 1 м один от другого), перепрыгнуть с места через две линии, проползти по гимнастической скамейке, пробежать с маленьким мячом (или мешочком с песком) 6—7 м и метнуть его в цель. Оцениваются быстрота и точность выполнения задания.
«Лиса в курятнике»
На одной стороне зала находится курятник (можно использовать гимнастические скамейки). В курятнике на насесте сидят куры. На противоположной стороне площадки — нора лисы. Все свободное место — двор.
Один из играющих назначается лисой, остальные — куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, бегают по двору, хлопают крыльями, клюют зерна. По сигналу «лиса» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу. Не успевшую спастись она уводит в свою нору. Игра возобновляется. Когда лиса поймает 2—3 кур, выбирается другая лиса.
«Лягушки и цапля»
В середине площадки обозначают болото, вбивают колышки (высота 15 см), на них вешают веревку с грузиками так, чтобы она не провисала. В стороне от болота цапля. Лягушки прыгают в болоте, ловят комаров. По сигналу «цапля» она перешагивает через веревку и начинает ловить лягушек.
Они могут выскакивать из болота любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбега. Пойманные лягушки идут в гнездо цапли.
Правила: из болота можно выпрыгивать; перешагнувший через веревку считается пойманным.
Усложнение: ввести вторую цаплю, поднять веревку на высоту 20 см.
«Чье звено быстрее соберется»
У детей разноцветные и разные по величине геометрические фигуры. В разных местах группы размещены символы. Дети должны определить своё место (по цвету и размеру).
«Поменяйся местами»
Участники игры встают у деревьев и других предметов, водящий посредине площадки. По команде водящего (команда подается - голосом, хлопком, звуковым сигналом), игроки меняются друг с другом местами. Перебегать можно в разных направлениях к месту, освободившемуся от предыдущего игрока, оставаться на одном месте не разрешается. Задача водящего в этот момент занять чье-то свободное место. Игрок, оставшийся после смены участников без места, становится новым водящим. Перебегать можно только к тем предметам, о которых договаривались вначале игры, в те места, где были расставлены игроки вначале забавы.
Игру можно разнообразить заданиями на внимание, между перебежками, выполнением различных физических упражнений.
«Гуси - лебеди»
Играющие выбирают «волка» и «хозяина», сами изображают «гусей».
На одной стороне площадки чертят дом, где живет «хозяин» и «гуси», на другой - поле.
Между ними находится логово «волка».
Все гуси летят на поле травку щипать.
Хозяин зовет их:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да, да, да!
- Ну летите же домой!
- Серый волк под горой, не пускает нас домой.
- Что он делает?
- Зубы точит, нас съесть хочет.
- Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» бегут в дом, «волк» пытается их поймать.
Игра заканчивается, когда все «гуси» пойманы.
Можно использовать и такую концовку: когда «волк» всех переловит, хозяин топит баню и приглашает «волка», «волк» изображает, что парится.
Затем хозяин говорит ему: «Волкушко, я тебе коровушку брошу», - и бросает палку.
«Волк» бежит за Палкой, а «гуси» в это время убегают к хозяину.
Игру можно усложнить, введя в нее второго «волка».
Указания к проведению: в игре могут принимать участие старшие дошкольники и младшие школьники, от 5 до 40 человек.
Она проводится на просторной площадке. Интересно играть на лугу, на лесной поляне.
Правила игры "Гуси-лебеди": «гуси» должны летать по всей площадке, им разрешается возвращаться домой только после слов, сказанных хозяином.
В конце игры можно отметить самых ловких «гусей» (ни разу не попавших к «волку») и лучшего «волка» (поймавшего больше «гусей»).
«Змейка»
Эй-ка, эй-ка,
Голубая змейка!
Объявись, покажись,
Колесом покрутись!
Воспитатель предлагает всем детям изобразить змейку. Дети кладут руки друг другу на плечи и медленно «змейкой» двигаются вперёд за педагогом. Перед детьми могут ставиться преграды(кубы, дуги и т.д.), которые змейка должна обогнуть, не опрокинув.
«Кошки-мышки»
Чертят две параллельные линии - на расстоянии двух метров друг от друга. Пространство между линиями это территория кошек. Кошки - двое водящих, которые бегают взявшись за руки. Остальные участники - мышки, стоят по разные стороны за линиями и периодически перебегают через территорию кошек. Если кошки осалили мышку, когда она перебегала через их территорию - она тоже становится кошкой.
«Битва воздушных шариков»
Каждому игроку к правой ноге (к щиколотке) привязывается воздушный шарик. После стартового сигнала все участники стараются проткнуть шарики других игроков и уберечь свой. Участники, у которых воздушный шарик лопнул, выбывают из игры. Последний человек, оставшийся в игре, объявляется победителем. Нитка у шарика должна быть не длиннее 30 см.
«Хвост Дракона»
Участники становятся в ряд, друг за другом и держатся за пояс стоящего впереди игрока. Цель первого игрока в цепочке - поймать последнего игрока. А цепочка не должна порваться. Для этой игры нужно большое пространство.
«Мышеловка»
Двое становятся, друг против друга соединяют руки и поднимают их повыше.
Оба хором говорят:
- Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели. Мышеловку мы поставим, и мышей тогда поймаем!
Задача играющих пока ведущие говорят стишок, пробежать под их сцепленными руками. Но на последних словах ведущие резко опускают руки и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот, кто попал в мышеловку, присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна мышь - победительница.
«Парный бег»
Дети стоят в колоннах парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки поставлены предметы (кегли, кубы и т. п.) по числу звеньев. По сигналу взрослого первые пары детей из колонн, взявшись за руки, бегут до стоящих впереди них предметов, огибают их и возвращаются в конец своих колонн. По следующему сигналу бегут вторые пары и т. д. Пара, разъединившая руки, считается проигравшей.
«Не оставайся на полу»
Под музыку начинаем движение по кругу, как только музыка заканчивается, участники должны принять такое положение, чтобы ступни ног не касались пола.
«Встречные перебежки»
Две группы детей, с равным количеством играющих становятся на противоположных сторонах площадки за линиями, в шеренги. У каждой группы детей на руках ленточки своего цвета - синие, желтые и т.д. По сигналу воспитателя: «Синие!» - дети с синими лентами бегут на противоположную сторону зала. Стоящие напротив протягивают вперед ладошки и ждут, когда бегущие прикоснутся к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону, и поднимает руку вверх.
«Найди себе пару»
Для игры нужно приготовить флажки по количеству участников. Половина флажков одного цвета, остальные – другого. Каждый ребенок получает один флажок. По сигналу воспитателя (удар в бубен) дети разбегаются по площадке (комнате). По другому сигналу (два удара в бубен или на слова «найди пару») дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом. В игре должно принимать участие нечетное число детей, чтобы один остался без пары. Обращаясь к нему, все играющие говорят:
Ваня-Ваня, не зевай (Маня, Оля)
Быстро пару выбирай.
Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площадке, и игра повторяется.
Примечание. Во время бега дети должны держать свои флажки поднятыми вверх.
«Перебрось мяч через сетку
»
Дети (2-4) становятся по обе стороны сетки (веревки) на расстоянии 1,5 м (сетка натянута на высоте несколько выше поднятых вверх рук). Они перебрасывают мяч через сетку друг другу разными способами: из-за головы или снизу от себя. Если играют четверо, то один ребенок бросает мяч через сетку на другую сторону, поймавший мяч перебрасывает его своему соседу, тот бросает снова через сетку.
В игру можно ввести счет. На какой стороне мяч меньше падал на землю, та сторона выиграла.
«Медведь и пчелы»
Играющие делятся на две группы: треть из них – медведи, остальные – пчелы. В центре площадки устраивается вышка – это улей. С одной стороны вышки на расстоянии 3-5 м очерчивается место берлоги, с другой – на расстоянии 5-7 м – место луга. Пчелы помещаются на вышке или гимнастической стенке. По сигналу ведущего пчелы опускаются с вышки, летят на луг за медом и жужжат. Медведи влезают на опустевшую вышку-улей и лакомятся медом. По сигналу «Медведи!» все пчелы летят в улей, а медведи слезают с вышки и убегают в берлогу. Не успевших убежать в берлогу пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку и игра возобновляется. Ужаленный медведь не выходит за медом, а остается в берлоге.
«Кот и мыши»
Коту (водящему) завязывают глаза и несколько раз вращают вокруг собственной оси, чтобы он потерял ориентировку. Остальные участники игры - мыши, находясь на безопасном расстоянии от кота, начинают его поддразнивать:
— Кот, кот, на чем спишь?
— На мосту.
— Чего пьешь?
— Квас.
— Лови мышек — нас!
И все разбегаются. Задача кота — поймать хотя бы одну мышку. Когда мышка попалась, кота освобождают от повязки, и он становится мышкой, а пойманная мышка — котом. И все начинается сначала.
«Мяч водящему»
На земле проводятся две линии на расстоянии 3 м. одна от другой. За одну из них, в колонну по одному становятся играющие. За другую линию, напротив них, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым; тот, поймав мяч, возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время второй ребенок продвигается к линии и повторяет те же движения. Если ребенок, стоящий в колонне, не поймал мяч, водящий бросает ему мяч еще раз, пока он не поймает его. Когда все дети бросят мяч, выбирается новый водящий.
Игру можно провести с элементом соревнования. В этом случае удобно играющим стать в две колонны и выбрать двух водящих. Успех зависит от умения детей бросать и ловить мяч. Если играющий роняет мяч, водящий бросает его повторно, но из-за этого колонна теряет время и может проиграть.
Заключение
В формировании детского коллектива игра оказывает огромное значение. Игра - это тот вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития - в детстве - она приобретает особое значение. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых зависят успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В игре формируются все стороны психики ребенка.
Необходимым условием возникновения полноценной игры является развертывание в ней социального содержания-содержания общения, взаимодействия и взаимоотношений между персонажами. Ребенок овладевает важными социальными навыками. Игра влияет на все стороны межличностных отношений. Таким образом, в игре развиваются и закрепляются социальные навыки, которые необходимы для развития и социализации здоровой и полноценной личности. Игровая деятельность оказывает огромное влияние на развитие и становление коллектива. Но не каждая группа людей является коллективом, у него есть свои особенности. Одной из ведущих коллективистских направленностей является сплочённость. Показателями сплоченности коллектива являются - ценностно-ориентационное единство и адекватность возложения ответственности за результаты совместной деятельности. Она характеризуется наличием общей цели, сотрудничеством, единство мнений, интересов, поведения. Все качества, свойства личности формируются в активной деятельностив тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.
Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.
Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей, формирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива, о радости совместных усилий в достижении общего результата. Коллективизм у дошкольников зарождается из отдельных проявлений социальных чувств к сверстникам, основанных на потребности общения с ними: симпатии, дружелюбия, сочувствия, сопереживания и др. Под влиянием коллективного образа жизни в детском саду, в общей деятельности, в коллективных занятиях у старших дошкольников формируются качества "общественности".
Подвижные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Различные подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления. Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности детей различных возрастов; во многом успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора водящих. Кроме основной цели (развитие двигательных навыков), игры в кругу преследуют и многие другие — например, развитие навыков общения и взаимодействия между детьми, между родителями и детьми, развитие речи и др.
Список использованных источников:
-
Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. – М., 2007.
Кравцова Е.Е. Игра и как мы ее понимаем. – Дошкольное образование, № 23/2004
Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. Пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2005.
http://edetkam.ru
Приложение
(ФОТОГРАФИИ С ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ)