П Р О Т О К О Л
заседания постоянно действующей комиссии
по работе с обращениями граждан в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
по Ростовской области
_________________________________________________________________________________
«14» апреля 2017 г. № 1
Председательствовал: исполняющая обязанности руководителя Управления Мамиконян М.М.
Присутствовали:
исполняющая обязанности начальника
отдела общего обеспечения - Тоцкая А.Г.
исполняющая обязанности начальника
отдела координации и анализа деятельности
в учётно-регистрационной сфере - Соловьева В.Ф.
исполняющая обязанности начальника
отдела правового обеспечения - Шаповалова И.А.
исполняющий обязанности начальника
отдела землеустройства, мониторинга земель
и кадастровой оценки недвижимости - Червинский Г.Ю.
начальник отдела государственного
земельного надзора - В.А. Гладков
начальник отдела по контролю (надзору)
в сфере саморегулируемых организаций - С.А. Манукян __________________________________________________________________
О состоянии работы с обращениями граждан и представителей
организаций в Управлении в 1 квартале 2017 года
__________________________________________________________________
(Тоцкая А.Г.)
В 1 квартале 2017 года в Управление поступило 1330 письменных обращений граждан и представителей юридических лиц.
Большая часть обращений поступили в Управление посредством официального сайта Росреестра – 614 обращений (46 % от общего количества поступивших обращений). Кроме того, обращения поступили следующими способами:
Посредством почтового отправления
|
316
|
24 % от общего количества обращений
|
Нарочно
|
258
|
19,4 % от общего количества обращений
|
Посредством сервиса «Письмо руководителю Росреестра»
|
54
|
4 % от общего количества обращений
|
На официальный электронный адрес управления
|
47
|
3,5 % от общего количества
|
Обращения, поданные заявителями в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан
|
31
|
2,3 % от общего количества обращений
|
С личного приема должностных лиц Управления
|
5
|
0,4 % от общего количества обращений
|
Посредством МФЦ
|
4
|
0,3 % от общего количества обращений
|
Посредством ВЦТО
|
1
|
0,1 % от общего количества обращений
|
В числе поступивших обращений преобладают обращения по вопросам государственной регистрации прав - 703 обращения, что составляет более половины (а именно 53 %) от общего количества поступивших в Управление обращений. Основная часть обращений по вопросам государственной регистрации прав поступила в Управление по вопросам разъяснения порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю (51 % от общего количества обращений по вопросам государственной регистрации прав) и по вопросам предоставления информации из ЕГРН (24 % от общего количества обращений по вопросам государственной регистрации прав).
Также причинами для направления обращений по вопросам государственной регистрации прав являются:
по вопросам разъяснения порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю
|
359 обращений
|
51 % от общего количества обращений по вопросам государственной регистрации прав
|
по вопросам предоставления информации из ЕГРН
|
170
обращений
|
24 % от общего количества обращений по вопросам государственной регистрации прав
|
по вопросам нарушения сроков государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
|
41
обращений
|
6 % от общего количества обращений по вопросам государственной регистрации прав
|
по вопросам, касающимся приостановления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
|
39
обращений
|
5,5 % от общего количества обращений по вопросам государственной регистрации прав
|
по вопросам, касающимся отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
|
29
обращений
|
4,1 % от общего количества обращений по вопросам государственной регистрации прав
|
по вопросам исправления реестровых ошибок
|
9
обращений
|
1,2 % от общего количества обращений по вопросам государственной регистрации прав
|
по вопросам внесения изменений в ЕГРН
|
6
обращений
|
1 % от общего количества обращений по вопросам государственной регистрации прав
|
Иные вопросы (запросы копий документов из регистрационных дел; запросы информации и проч.)
|
50
обращений
|
7,2 % от общего количества обращений по вопросам государственной регистрации прав
|
Обращения по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним поступили в Управление следующими способами:
Посредством официального сайта Росреестра
|
253
|
Посредством почтового отправления
|
277
|
Нарочно
|
122
|
Посредством сервиса «Письмо руководителю Росреестра»
|
24
|
На официальный электронный адрес управления
|
13
|
Обращения, поданные заявителями в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан
|
9
|
С личного приема должностных лиц Управления
|
3
|
Посредством МФЦ
|
1
|
Посредством ВЦТО
|
1
|
Обращения, содержащие вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в 1 квартале 2017 года были направлены на исполнение в отдел государственной регистрации недвижимости (365 обращений), отдел координации и анализа деятельности в учётно-регистрационной сфере (249 обращений) и территориальные отделы Управления (89 обращений).
Значительное количество обращений, поступивших в Управление, содержат вопросы государственного кадастрового учета - 245 обращений (18,4 % от общего количества поступивших в Управление обращений). В их числе преобладают вопросы, связанные с необходимостью разъяснения заявителям порядка постановки и снятия с кадастрового учета объектов недвижимого имущества; по вопросам, связанным с отказом или приостановкой государственного кадастрового учета; по вопросам исправления кадастровых ошибок; по вопросам изменения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
156 обращений (11,7 %), поступивших в Управление в 1 квартале 2017 года, связано с вопросами государственного земельного надзора. Большая часть из них касается нецелевого использования земельных участков; самовольного занятия земельных участков; законности возведённых строений.
По вопросам, связанным с действиями (бездействием) арбитражных управляющих, в Управление поступило 82 обращения (6,2 % от общего количества). Причинами для их направления являются нарушения норм законодательства при проведении процедуры банкротства.
По вопросам разъяснения корректности и порядка оценки объектов недвижимости в Управление поступило 21 обращение (1,6 % от общего количества).
12 обращений (0,9 %), поступивших в Управление в 1 квартале 2017 года, содержали вопросы организации работы при предоставлении государственных услуг.
По вопросам землеустройства, землеустроительного процесса, установления границ, мониторинга земель в Управление поступило 11 обращений (0,8 %).
О разъяснении законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Росреестра, в Управление поступило 5 обращений (0,4 %).
По вопросам государственного геодезического надзора в Управление поступило 4 обращения (0,3 %).
По другим вопросам, относящимся к компетенции Росреестра, в Управление поступило 91 обращение (7,1 %).
46 из общего числа поступивших обращений были перенаправлены на рассмотрение и ответа заявителю в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Ростовской области», 14 обращений – в другие министерства и ведомства. 7 обращений из перенаправленных были направлены с нарушением установленного законом срока. Из общего числа поступивших обращений 1 обращение было приобщено к производству. На конец отчётного периода Управлением не рассмотрено 248 обращений, срок рассмотрения которых истекает в следующем отчётном периоде.
14 обращений из рассмотренных в Управлении в 1 квартале 2017 года, являются повторными в связи с неудовлетворенностью заявителями ответами на ранее поданные обращения. 6 повторных обращений содержат вопросы государственной регистрации недвижимости; 4 повторных обращения поданы по вопросам государственного земельного надзора; 2 обращения - по кадастровым вопросам и 2 обращения по другим вопросам, относящимся к компетенции Росреестра. 1 обращение по вопросу несоответствия сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, переданным налоговым органам, подано заявителем повторно в связи с неполучением ответа на предыдущее обращение в установленный законом срок.
Из 18 жалоб, рассмотренных Управлением в 1 квартале 2017 года, 1 жалоба по вопросу приостановления государственной регистрации прав и 2 жалобы по вопросу исправления технических ошибок в записях ЕГРН признаны обоснованными. По итогам рассмотрения жалоб восстановлены нарушенные права заявителей.
2 обращения из числа рассмотренных Управлением в 1 квартале 2017 года рассмотрены с нарушением срока, установленного Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; 2 обращения рассмотрены с нарушением срока, установленного ЦА Росреестра; 3 обращения рассмотрены с нарушением Инструкции по организации работы с обращениями и личного приёма граждан в Управлении, утвержденной приказом Управления от 24.05.2016 № П/163. В числе обращений, исполненных с нарушением срока, 5 обращений по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе 2 обращения с нарушением Закона 59-ФЗ и 2 обращения по вопросам государственного земельного надзора.
На личном приёме руководством Управления, начальниками структурных подразделений аппарата, территориальных отделов Управления, их заместителями было принято 276 заявителей, в том числе 9 заявителей приняты руководством Управления.
__________________________________________________________________
О проблемах, возникающих при рассмотрении обращений в Управлении
__________________________________________________________________
(Тоцкая А.Г.)
При осуществлении контроля за сроками рассмотрения обращений в Управлении были выявлены случаи необоснованного затягивания сроков рассмотрения обращений территориальными отделами Управления по вопросам осуществления государственного земельного надзора, в результате чего Управлением нарушается срок рассмотрения обращения, установленный Федеральным законом от 0.05.2006 № 59-ФЗ «О рассмотрении обращений граждан» (далее - Закон 59-ФЗ), либо в нарушение Закона 59-ФЗ заявителю направляется письмо, не содержащее ответ по существу на все поставленные в обращении вопросы. Согласно устному разъяснению начальника Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций Михайловского Михаила Геннадьевича в рамках проведения семинара руководителей и работников Приёмных Президента Российской Федерации и подразделений по работе с обращениями граждан территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, проведённого 15.06.2016, для продления срока рассмотрения обращения необходимы веские основания, когда рассмотрение обращения в установленные сроки не представляется возможным по объективным причинам. Т.е. в случае, если заявитель обратится за защитой своих прав в судебные органы или органы прокуратуры, Управление должно иметь возможность обосновать необходимость продления рассмотрения обращения.
Таким образом, в целях недопущения нарушения п. 4 ст.10 и п. 1 ст. 12 Закона 59-ФЗ необходимо исключить так называемые «промежуточные ответы» на обращения, в случае если срок рассмотрения данного обращения не продлен установленным порядком с наличием оснований для его продления. При продлении рассмотрения обращения установленным порядком заявитель должен быть уведомлен о данном факте.
Кроме того, в целях недопущения нарушения сроков рассмотрения обращений, содержащих вопросы государственного земельного надзора и находящихся на рассмотрении в территориальных отделах, необходимо оптимизировать процесс издания распоряжений о проведении проверок соблюдения земельного законодательства, а именно максимально сократить срок издания соответствующего нормативного акта.
__________________________________________________________________
Анализ обращений граждан и представителей организаций по вопросам кадастрового учёта и кадастровой деятельности, поступивших в Управление в 1 квартале 2017 года
__________________________________________________________________
(Червинский Г.Ю.)
В 1 квартале 2017 года в отдел землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости (далее – отдел) на рассмотрение поступило 80 обращений граждан и организаций по вопросам государственного кадастрового учета и кадастровых работ, которые можно систематизировать по следующим вопросам:
Неверное определение границ земельных участков на местности, влекущее воспроизведение реестровых ошибок в основных характеристиках объектов недвижимости, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре объектов недвижимости (далее – ЕГРН);
Наличие земельного спора при определении границ земельных участков;
Обоснованность государственного кадастрового учета, осуществленного до введения в действие Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации);
Изменения в порядке государственного кадастрового учета, введенные Законом о регистрации;
Необходимость внесения в ЕГРН изменений в сведения об объектах недвижимости на основании вступивших в законную силу судебных актов;
Принятие Управлением решений о приостановлении государственного кадастрового учета.
Подготовка ответов на поступившие обращения осуществляется отделом на основании комплексного анализа сведений ЕГРН, государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее – ГФЗД), архива Управления. В случае, если при рассмотрении доводов обращений имеются основания полагать, что в сведениях ЕГРН содержатся технические ошибки, отделом осуществляется оперативное взаимодействие с филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области (далее – Филиал) посредством сервиса ВВС с целью исправления таких ошибок.
При рассмотрении обращений, содержащих 1– 3 вопросы, отделом осуществляется анализ сведений ЕГРН и документов ГФЗД с целью информирования заявителя о возможности исправления реестровых ошибок в сведениях ЕГРН с использованием сведений ГФЗД в качестве документов, подтверждающих местоположение земельных участков при их образовании, государственная услуга по предоставлению которых осуществляется отделом.
При рассмотрении обращений, содержащих 4 вопрос, в ответе заявителю отражается единая согласованная позиция Управления. При необходимости, отделом, по согласованию с отделом координации и анализа деятельности в учетно-регистрационной сфере Управления, в ЦА Росреестра направляются запросы о разъяснении аспектов государственного кадастрового учета в АИС ГКН отдельных объектов недвижимости (например, о порядке государственного кадастрового учета машино-мест).
При рассмотрении обращений, содержащих 5 вопрос, заявителям сообщается о необходимости подготовки необходимых для государственного кадастрового учета документов на основании вступивших в законную силу судебных актов, осуществляется взаимодействие с юридическим отделом Филиала при необходимости внесения изменений в ЕГРН, осуществление которых не предусмотрено в заявительном порядке (например, при исключении из ЕГРН сведений об уточненных границах и площади объекта недвижимости).
При рассмотрении обращений, содержащих 6 вопрос, заявителю разъясняются причины приостановления государственного кадастрового учета, в связи с непониманием заявителем информации, содержащейся в текстах решений о приостановлении.
Кроме того, при рассмотрении обращений, а также поручений Росреестра, отделом осуществляется мониторинг сведений ЕГРН на предмет нарушения органами власти земельного законодательства при образовании и предоставлении земельных участков, по результатам которого в территориальные отделы Управления направляются соответствующие письма с целью принятия соответствующих мер в рамках полномочий по государственному земельному надзору (в настоящий момент такие мероприятия осуществлены в отношении 23 объектов).
Вместе с тем необходимо отметить следующее.
При осуществлении кадастровых работ по определению границ земельных участков кадастровыми инженерами не используются сведения ГФЗД, в том числе документы, определявшие границы земельных участков при их образовании, картографические материалы, актуальные сведения о пунктах государственной геодезической сети или опорной межевой сети.
Не определен порядок исполнения вступивших в законную силу судебных актов в части, касающейся ведения ЕГРН.
Решения о приостановлении государственного кадастрового учета не содержат конкретных указаний на нарушения требований к форме и содержанию, допущенные кадастровыми инженерами при подготовке документов, необходимых для государственного кадастрового учета.
В каждом решении о приостановлении государственного кадастрового учета содержится информация о возможности его обжалования путем обращения в апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, что является основанием для направления в Управление обращений по вопросам ее работы.
В связи с чем, в целях соблюдения законных интересов граждан, сокращения сроков рассмотрения обращений, сокращения количества обращений, связанных с полномочиями Управления, предлагаем следующее.
– при принятии решения о государственном кадастровом учете уделять особое внимание соблюдению кадастровыми инженерами порядка уточнения границ земельного участка, установленного частью 10 статьи 22 Закона о регистрации. При необходимости документы ГФЗД могут быть предоставлены отделом сотрудникам Управления, осуществляющим государственный кадастровый учет, в первоочередном порядке.
– разработать порядок взаимодействия Управления и Филиала при осуществлении государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета на основании вступивших в законную силу судебных актов.
– сотрудникам Управления при принятии решений о приостановлении кадастрового учета необходимо обращать внимание на четкость формулировок и конкретизацию указаний на нарушения требований к форме и содержанию, допущенные кадастровыми инженерами при подготовке документов, необходимых для государственного кадастрового учета.
– привлекать сотрудников отдела к работе апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, созданной в Управлении согласно распоряжению Росреестра от 05.04.2017 № Р/0131.
– в целях сокращения бумажного документооборота при направлении ответа на адрес электронной почты заявителя прекратить направление дополнительной служебной записки в адрес отдела общего обеспечения с просьбой такой отправки.
________________________________________________________________
Решение:
Начальникам структурных подразделений и территориальных отделов Управления:
Исключить случаи необоснованного продления сроков рассмотрения обращений и, как следствие, направления заявителям «промежуточных» ответов, не содержащих ответов по существу на все поставленные в обращении вопросы.
Срок: постоянно.
С целью сокращения повторных обращений вследствие неудовлетворённости заявителя полученным ответом на предыдущее обращения исключить формальное отношение к рассмотрению обращений.
Срок: постоянно.
Усилить контроль за сроками направления обращений, содержащих вопросы, не относящихся к компетенции Росреестра, в иные органы государственной власти Российской Федерации.
Срок: постоянно.
Отделу государственного земельного надзора:
Провести селекторное совещание с начальниками территориальных отделов Управления с целью исключения искусственного затягивания сроков рассмотрения обращений по вопросам государственного земельного надзора, для рассмотрения которых необходимо проведение внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства.
Срок: до 21 апреля 2017 года.
Отделу общего обеспечения:
Внести дополнения в Инструкцию по делопроизводству Управления, утверждённой приказом Управления от 28.10.2016 № 372 (далее – Инструкция), а именно изложить п.4.12.2 Инструкции в следующей редакции: «Документы пересылаются (направляются адресатам) на бумажном носителе или в электронной форме.
В электронной форме документы направляются в виде электронного документа - файла документа, созданного в электронной форме, и электронной копии документа, полученного в результате сканирования документа, изготовленного на бумажном носителе. Электронная копия документа должна содержать подпись должностного лица, регистрационные номер и дату. Электронная копия документа ЭП не подписывается.
При необходимости отправки документа в электронном виде посредством электронной почты Outlook исполнитель направляет на электронный адрес отдела общего обеспечения в СЭД ссылку на электронную карточку соответствующего документа. При этом в листе рассылки исполнителем указывается способ отправки «E-mail», а также заполняется карточка адресата.».
Срок: до 01 мая 2017 г.
Председатель комиссии подписано М.М. Мамиконян
Секретарь комиссии подписано О.Н. Корнеева
|