Порядок проведения социологического исследования,
направленного на определение уровня удовлетворенности
населения качеством образовательных услуг
Об изучении общественного мнения о качестве
оказания образовательных услуг
В целях определения уровня удовлетворенности населения качеством услуг, оказываемых образовательными организациями, подведомственными Управлению образования муниципального района Хайбуллинский район,приказываю:
1. Утвердить Порядок проведения социологического исследования, направленного на определение уровня удовлетворенности населения качеством образовательных услуг (далее - Порядок) (приложение №1);
2. Руководителям муниципальных дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, подведомственных Управлению образования:
2.1 организовать и провести анкетирование родителей (законных представителей) учащихся (воспитанников), направленное на определение уровня удовлетворенности населения качеством образовательных услуг согласно утвержденному Порядку, в срок до 28.03.2016.
2.2 представить в МКУ Управление образования нарочно за подписью руководителя организации сводную информацию по результатам проведенного социологического исследования согласно утвержденному Порядку в срок до 29.03.2016 г.
2.3 отразить результаты проведенного анкетирования в отчете о выполнении муниципального задания за 2016 год при расчете показателя «Доля потребителей (учащихся, их родителей (законных представителей), удовлетворенных качеством услуги».
3. Назначить координатором проведения социологического исследования Карабаева И.Р., специалиста Управления образования.
4.Специалистам МКУ Управление образования Хайбуллинского района:
4.1 подготовить сводную аналитическую информацию по результатам проведенного анкетирования в срок до 01.04.2016 г. (Карабаев И.Р.).
4.2 учесть результаты социологического исследования, направленного на определение уровня удовлетворенности населения качеством образовательных услуг при проведении ежегодного рейтингования муниципальных образовательных организаций Хайбуллинского района (Аккускарова Ф.Д.).
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник:Ю.Д.Сиражитдинов
Подг.Аккускарова Ф.Д., 2-17-64
Приложение 1 к приказу
МКУ Управление образования МР
Хайбуллинский район РБ
№ 86/1 от 11.03. 2016 г
Порядокпроведения социологического исследования,
направленного наопределение уровня удовлетворенности
населения качествомобразовательных услуг
1. Общие положения
Порядок проведения социологического исследования, направленного на определение уровня удовлетворенности населения качеством образовательных услуг (далее - Порядок) устанавливает общие требования к проведению социологических опросов потребителей (населения) муниципальных услуг (работ) с целью выявления уровня удовлетворенности потребителей (населения) качеством оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ).
Целью настоящего Порядка является обеспечение единого методологического подхода к получению и обработке показателей, полученных по итогам социологических опросов.
Результаты социологических опросов учитываются при:
1) формировании муниципальных заданий муниципальным учреждениям в соответствии с их полномочиями (основными видами деятельности, закрепленными в учредительных документах);
2) предоставлении муниципальных услуг (выполнении работ);
3) формировании отчетов об исполнении муниципального задания за соответствующий период;
4) формировании рейтинга образовательных организаций;
5) принятии решений об ответственности за нарушение требований стандартов качества муниципальных услуг (работ).
2.Основные термины
Для целей настоящего порядка используются следующие термины и определения:
Анкета - объединенная одним исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета исследования.
Анкетер - человек, проводящий анкетирование.
Анкетирование - метод социологического исследования, предполагающий проведения опроса респондента с помощью анкеты (опросного листа).
Выборка - представительная часть генеральной совокупности.
Генеральная совокупность - вся изучаемая совокупность объектов и (или) явлений обществ, жизни (единиц отбора), имеющих общие качественные признаки или количественные переменные.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Качество муниципальнойуслуги (работы) - уровень соответствия муниципальной услуги (работы) установленным требованиям к ее оказанию (выполнению).
Мониторинг - специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза.
Образовательные услуги - услуги, оказываемые образовательными организациями, подведомственными Управлению образования Хайбуллинского района в качестве основных видов деятельности в рамках выполнения муниципальных заданий.
Оценка качества муниципальной услуги (работы) - установление уровня качества оказываемой муниципальной услуги (выполняемой работы).
Показатель качества муниципальной услуги (работы) - количественная или качественная характеристика, которая может быть измерена, проверена и выражена числовым или логическим («да/нет», «имеется/отсутствует») значением.
Респондент - лицо, принимающее участие в социологическом или другом опросе, анкетировании.
Социологическое исследование - система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом объекте, явлении или процессе для их последующего использования в научной и практической деятельности.
Удовлетворенность потребителей (населения) качеством оказываемой муниципальной услуги (выполняемой работы) - восприятие потребителем (населением) муниципальной услуги (работы) факта удовлетворения его запросов, ожиданий, потребностей.
3. Цель и задачи проведения социологического исследования
Цель проведения социологического исследования - создание системы оценки и мониторинга качества предоставляемых муниципальных услуг (выполняемых работ).
Основные задачи проведения социологического исследования:
1) мониторинг уровня удовлетворенности населения качеством услуг, оказываемых муниципальными образовательными организациями Хайбуллинского района;
2) выявление факторов, влияющих на уровень удовлетворенности населения качеством образования;
3) определение степени соответствия образовательных услуг запросам и ожиданиям обучающихся, родителей (законных представителей) получателей услуг;
4) разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности образовательных организаций по оказанию образовательных услуг.
5) расширение участия общественности в оценивании деятельности образовательных организаций.
4. Участники социологического исследования
Объектами проведения оценкиявляются муниципальные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) муниципальными образовательными организациями.
Субъектамипроведения оценки являются муниципальные образовательные организации, подведомственные Управлению образования Хайбуллинского района.
Координатором проведения социологического исследования, направленного на определение уровня удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, выступает Управление образования Хайбуллинского района.
Ответственным исполнителем социологического исследования являются руководители образовательных организаций, подведомственных Управлению образования.
Респондентами социологического исследования, оценивающими качество образовательных услуг, являются:
1) в дошкольных образовательных организациях - родители (законные представители) воспитанников организации;
2) в общеобразовательных организациях - родители (законные представители) учащихся 1-11 классов;
3) в организациях дополнительного образования детей - родители (законные представители) учащихся любого возраста.
5. Порядок проведения социологического исследования
Социологическое исследование, направленное на определение уровня удовлетворенности населения качеством образовательных услуг проводится в форме анкетирования.
Периодичность проведения анкетирования составляет 1 раз в квартал.Минимальное количество граждан, принимающих участие в анкетировании, для получения наиболее полной (достоверной) информации должно составлять:
1) для определения уровня удовлетворенности населения качеством
дошкольного образования:
- не менее 20 %родителей (законных представителей) воспитанников организации от общего числа получателей услуги;
2) для определения уровня удовлетворенности населения качеством общего образования:
- не менее 20 % родителей (законных представителей) учащихся 1-11 классов от общего числа обучающихся организации;
3) в организациях дополнительного образования детей:
- не менее 10 % родителей (законных представителей) учащихся от общего числа учащихся организации.
Для проведения анкетирования:
1) родителей (законных представителей) воспитанников дошкольных образовательных организаций используется анкета №1 Приложения № 1 к настоящему Порядку;
2) родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций используется анкета № 2 приложения № 1 к настоящему Порядку.
3) родителей (законных представителей) учащихся организаций дополнительного образования детей используется анкета №3 приложения № 1 к настоящему Порядку.
Анкетирование проводится в индивидуальном или групповом порядке с предварительным инструктажем респондентов, проводимым анкетером. При групповом анкетировании заполнение анкет осуществляется респондентами одновременно в специально отведенном помещении. При проведении анкетирования в индивидуальном порядке анкеты посписочно передаются респондентам для заполнения вне помещений организации и своевременно возвращаются организатору анкетирования. Опрос респондентов является анонимным.
Результаты анкетирования отражаются в отчете о выполнении организациями муниципального задания за отчетный финансовый год и учитываются при проведении ежегодного рейтингования образовательных организаций, подведомственных Управлению образования.
6.Обязанности участников социологического исследования
Координатор проведения социологического исследования:
1) осуществляет контроль за его проведением, принимает решение по его результатам.
2) разрабатывает анкеты для проведения социологического исследования, корректирует их по мере необходимости;
3) консультирует образовательные организации по вопросам организации и проведения анкетирования;
4) организует сбор данных, полученных по результатам проведенного анкетирования образовательными организациями;
5) обобщает информацию, полученную от организации, и готовит сводную аналитическую информацию по результатам проведенного социологического исследования по утвержденной форме (приложение № 6);
6) ведет мониторинг уровня удовлетворенности населения качеством образовательных услуг с выявлением основных факторов, влияющих на его динамику.
Ответственный исполнитель социологического исследования:
1) определяет лиц ответственных, за проведение анкетирования;
2) определяет сроки проведения анкетирования;
3) рассчитывает объем выборки (количество человек, привлекаемых для участия в исследовании) в соответствии с п. 5 настоящего Порядка.
4) подготавливает необходимое количество анкет для каждой категории участников анкетирования;
5) информирует респондентов о порядке участия в анкетировании и правилах заполнения анкет согласно приложению №4 к настоящему Порядку;
6)осуществляет сбор первичной социологической информации об уровне удовлетворенности населения качеством образовательных услуг;
7) обрабатывает анкеты, заполненные респондентами, согласно инструкции по обработке результатов социологического исследования согласно приложению №5 к настоящему Порядку;
8) предоставляет координатору социологического исследования информацию о результатах проведенного анкетирования по форме согласно приложению №6 к настоящему Порядку;
9) отражает результаты анкетирования в отчете о выполнении муниципального задания за отчетный финансовый год;
10) доводит результаты проведенного анкетирования до сведения общественности (получателей услуги, их родителей (законных представителей), работников организации, иных заинтересованных лиц);
11) принимает меры, направленные на повышение уровня удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, оказываемых организацией.
Респондент, оценивающий качество образовательной услуги:
1) ознакамливается с порядком проведения анкетирования и правилами заполнения анкет;
2) принимает участие в анкетировании;
3)своевременно передает заполненную анкету организатору социологического исследования.
Начальник Ю.Д.Сиражитдинов
Подг.Аккускарова Ф.Д., 2-17-64
Приложение №1 к Порядку проведения социологического исследования, направленного на определение уровня удовлетворенности населения качеством образовательных услуг
Анкета
для проведения анкетирования родителей (законных представителей)
воспитанников дошкольных образовательных организаций
Уважаемый участник опроса!
Благодарим Вас за Ваше желание и согласие принять участие в этом важном мероприятии, направленном на изучение общественного мнения в целях оценки качества данной муниципальной услуги. Ваше мнение будет учтено и сыграет важную роль в успешном проведении исследования.
(Анкета анонимна)
Дошкольное образование
1.Устраивает ли Вас качество образовательных услуг, предоставляемых Вашему ребенку? (выберите один из вариантов)
а) устраивает полностью (недостатков нет);
б) устраивает в определенной степени (имеются определенные, но не очень существенные недостатки);
в) устраивает, но с большими оговорками (имеются определенные и довольно существенные недостатки);
г) не устраивает (имеются очень существенные недостатки);
д) затрудняюсь ответить.
2. Устраивают ли Вас условия, созданные в помещении дошкольной образовательнойорганизации (техническое оснащение, состояние здания, состояние прилежащей территории, освещение, влажность, температура воздуха, прочее)?
(выберите один из вариантов)
а) устраивают полностью (недостатков нет);
б) устраивают в определенной степени (имеются определенные, но не очень существенные недостатки);
в) устраивают, но с большими оговорками (имеются определенные и довольно существенные недостатки);
г) не устраивают (имеются очень существенные недостатки);
д) затрудняюсь ответить.
3. Устраивает ли Вас качество обеспечения охраны здоровья и безопасности детей?
(выберите один из вариантов)
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
4. Устраивает ли Вас качество питания, предоставляемого Вашим детям в детской дошкольнойорганизации? (выберите один из вариантов)
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Приложение №2 к Порядку проведения социологического исследования, направленного на определение уровня удовлетворенности населения качеством образовательных услуг
Анкета
для проведения анкетирования родителей (законных представителей)
обучающихся общеобразовательных организаций
Уважаемый участник опроса!
Благодарим Вас за Ваше желание и согласие принять участие в этом важном мероприятии, направленном на изучение общественного мнения в целях оценки качества данной муниципальной услуги. Ваше мнение будет учтено и сыграет важную роль в успешном проведении исследования
(Анкета анонимна)
Общее образование
1.Устраивает ли Вас качество образовательных услуг, предоставляемых Вашему ребенку?(выберите один из вариантов)
а) устраивает полностью (недостатков нет);
б) устраивает в определенной степени (имеются определенные, но не очень существенные недостатки);
в) устраивает, но с большими оговорками (имеются определенные и довольно существенные недостатки);
г) не устраивает (имеются очень существенные недостатки);
д) затрудняюсь ответить.
2. Устраивают ли Вас условия, созданные в помещении общеобразовательнойорганизации (техническое оснащение, состояние здания, состояние прилежащей территории, освещение, влажность, температура воздуха, прочее)?
(выберите один из вариантов)
а) устраивают полностью (недостатков нет);
б) устраивают в определенной степени (имеются определенные, но не очень существенные недостатки);
в) устраивают, но с большими оговорками (имеются определенные и довольно существенные недостатки);
г) не устраивают (имеются очень существенные недостатки);
д) затрудняюсь ответить.
3. Устраивает ли Вас качество обеспечения охраны здоровья и безопасности детей?
(выберите один из вариантов)
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
4. Устраивает ли Вас качество питания, предоставляемого Вашим детям в общеобразовательной организации? (выберите один из вариантов)
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Приложение №3 к Порядку проведения социологического исследования, направленного на определение уровня удовлетворенности населения качеством образовательных услуг
Анкета
для проведения анкетирования родителей (законных представителей) учащихся организаций дополнительного образования
Уважаемый участник опроса!
Благодарим Вас за Ваше желание и согласие принять участие в этом важном мероприятии, направленном на изучение общественного мнения в целях оценки качества данной муниципальной услуги. Ваше мнение будет учтено и сыграет важную роль в успешном проведении исследования
(Анкета анонимна)
Дополнительное образование
1.Устраивает ли Вас качество образовательных услуг, предоставляемых Вашему ребенку?(выберите один из вариантов)
а) устраивает полностью (недостатков нет);
б) устраивает в определенной степени (имеются определенные, но не очень существенные недостатки);
в) устраивает, но с большими оговорками (имеются определенные и довольно существенные недостатки);
г) не устраивает (имеются очень существенные недостатки);
д) затрудняюсь ответить.
2. Устраивают ли Вас условия, созданные в помещении организации дополнительного образования (техническое оснащение, состояние здания, состояние прилежащей территории, освещение, влажность, температура воздуха, прочее)?
(выберите один из вариантов)
а) устраивают полностью (недостатков нет);
б) устраивают в определенной степени (имеются определенные, но не очень существенные недостатки);
в) устраивают, но с большими оговорками (имеются определенные и довольно существенные недостатки);
г) не устраивают (имеются очень существенные недостатки);
д) затрудняюсь ответить.
3. Устраивает ли Вас качество обеспечения охраны здоровья и безопасности детей?
(выберите один из вариантов)
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Приложение №4 к Порядку проведения социологического исследования, направленного на определение уровня удовлетворенности населения качеством образовательных услуг
ПРАВИЛА
заполнения анкет
1. Социологическое исследование, направленное на определение уровня удовлетворенности населения качеством образовательных услуг является анонимным. При заполнении анкеты указывать персональные данные респондентом не нужно.
2. Каждый участник опроса должен заполнять анкету самостоятельно. От степени искренности и точности ответов на вопросы анкеты зависит правильность и актуальность разработанных рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности образовательных учреждений и качества образовательных услуг.
3.При ответе на вопрос необходимо поставить метку (V или X) в графе одного из предложенных вариантов ответа, который более соответствует мнению респондента.
Приложение №5 к Порядку проведения социологического исследования, направленного на определение уровня удовлетворенности населения качеством образовательных услуг
ИНСТРУКЦИЯ
по обработке результатов социологического исследования, направленного на определение уровня удовлетворенности населения качеством образовательных услуг
1. Для определения результатов социологического исследования, направленного на определение уровня удовлетворенности населения качеством образовательных услуг необходимо:
1.1 проверить объем выборки, необходимый для получения достоверных результатов анкетирования;
1.2 проверить наличие ответов на все вопросы анкеты, заполненной респондентом.
2. Результаты обработки анкет отражаются в сводных таблицах:
№ вопроса
|
Ответы
|
а
|
б
|
в
|
г
|
д
|
чел
|
%
|
чел
|
%
|
чел
|
%
|
чел
|
%
|
чел
|
%
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ вопроса
|
Ответы
|
Да
|
Нет
|
Затрудняюсь ответить
|
человек
|
%
|
человек
|
%
|
человек
|
%
|
3
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
итого
|
|
|
|
|
|
|
2.1 В графах «человек» прописывается количество человек, выбравших один из предложенных вариантов ответов по конкретному вопросу.
2.2 В графе «%»отражается доля человек, давших один из предложенных
вариантов ответов по конкретному вопросу, которая вычисляется по формуле:
Д = А/В * 100%, где:
Д - доля человек, давших одинаковый ответ по конкретному вопросу;
А - количество респондентов (человек), давших один из предложенных анкетой ответ.
В - общее количество респондентов (человек), принявших участие в анкетирования.
Приложение №6 к Порядку проведения социологического исследования, направленного на определение уровня удовлетворенности населения качеством образовательных услуг
ФОРМА
отчета о результатах проведенного социологического
исследования, направленного на определение уровня удовлетворенности
населения качеством образовательных услуг
Информация
о результатах анкетирования, направленного на определение уровня
удовлетворенности родителей (законных представителей)
учащихся (воспитанников) образовательной организации
качеством образовательных услуг
Наименование организации__________________________________________
Дата проведения анкетирования__________________________________
Количество респондентов _______человек, _______% от общего числа воспитанников (учащихся) образовательной организации
Количество воспитанников (учащихся) организации________человек
№ вопроса
|
Ответы
|
а
|
б
|
в
|
г
|
чел
|
%
|
чел
|
%
|
чел
|
%
|
чел
|
%
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ вопроса
|
Ответы
|
Да
|
Нет
|
Затрудняюсь ответить
|
человек
|
%
|
человек
|
%
|
человек
|
%
|
3
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
итого
|
|
|
|
|
|
|
Ответственный за обработку анкет__________________________Ф.И.О.
Директор образовательной организации__________________________Ф.И.О.
|