Федеральное агентство железнодорожного транспорта РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Омский государственный университет путей сообщения
ОмГУПС (ОмИИТ)
Кафедра «Экономика транспорта, логистика и управления качеством»
Пояснительная записка
к курсовой работе по дисциплине:
«Система складирования и складской переработки»
УПРАВЛЕНИЕ СКЛАДОМ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ НА ПРИМЕРЕ ООО «Омсктехуглерод»
Допускается к защите
с исправлениями, без исправлений
«____» ________ 2015 г.____________
Дата Подпись руководителя
Работа защищена. Выполнил:
Руководитель:
_______ «_____» ______ 2015 г. /Щербинин А.Г./ гр. 53 О
Подпись Дата
/ Васильев Д.И./
Омск 2015
Содержание
Введение...................................………………………………..……………3
1. Теоретические основы логистики……………………………………....4
Логистика как наука………………….........…………………….…….4
1.2 История развития логистики………………………………………....6
1.3 Этапы развития логистики…………………….…………………….10
1.4 История развития складов в РФ и в мире…………………………..11
1.5 Логистический процесс………………………………………………15
1.5.1 Операции, направленные на координацию складской деятельности со службой закупки……………………………………………...16
1.5.2 Операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией…………………………………………………………………...17
1.5.3 Операции, направленные на координацию складской деятельности со службой продаж………………………………………………19
1.6 Кросс-докинг…………………………………………..……………...20
1.7 Система WMS……………………………………………….………..30
2. Информация об ООО «Омсктехуглерод»…………………………….37
2.1 О компании…………………………………………………………....37
2.2 Положение компании на рынке РФ и мировом…………………......41
2.3Анализ работы складского хозяйства ООО «Омсктехуглерод».....44
3. Предложения по улучшению управления складом в логистической системе…………………………………………………………………………...47
3.1 Совершенствование работы системы складского хозяйства предприятия..........................................................................................................................47
Заключение……………………………………………………………....54
Библиографический список…………………………………………….55
Введение
Тема: Управление складом в логистической системе.
Объект исследования: ООО «Омсктехуглерод».
Предмет исследования: система управления складом .
Цели исследования: изучить теоретическую часть управления складом в логистической системе.
Задачи: собрать и проанализировать собранную информацию, на её основе понять основы управления складом в логистической системе. Изучить процессы происходящие на складе, выявить слабые места в системе управления складом в конкретной организации, предложить свое видение решения данных проблем, предложить качественно новые решения.
В РФ к логистике стали серьезно относиться относительно недавно.За последние пять лет, по данным рейтинга Forbes, в России профессия логиста стабильно входит в семерку самых востребованных и высокооплачиваемых. Однако отечественных специалистов в этой области пока не хватает. Так как техника становится все более совершенной, то и условия ее хранения и перевозки также должны переходить на более высокий уровень. И специалисты должны быть готовы к постоянному освоению новых технологий. Исходя из всего вышесказанного считаю, что актуальность данной курсовой работы оправдана, ибо логистика в России еще развивается, то её нужно изучать на примерах каких – либо крупных организаций.
1. Теоретические основы логистики
1.1 Логистика как наука
Логистика — наука, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения.
Более широкое определение логистики трактует её как учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.
С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе снабжения: закупки, перевозки, продажи и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и прочего). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия,так и для группы предприятий.
В настоящее время существует несколько десятков определений термина "лoгиcтика".
Так, в соответствии со словарем терминов Российской академии наук, выпущенного под общей редакцией проф. Резера С.М.,под логистикой понимается – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, хранением и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до про производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, и материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Выделено также определение: транспортная логистика - наука о системной интеграции транспортных и логистических активностей (действий хозяйствующих субъектов) в форме транспортно-логистических услуг для оптимизации грузопотоков на основе действующего законодательства.
Логистика закупок отвечает за своевременное и минимально затратное снабжение предприятия всеми необходимыми видами ресурсов в должном количестве. Логисты этого направления находят поставщиков, организуют поставки материалов, то есть выполняют все функции службы снабжения.
Ряд ведущих российских ученых (д.т.н., проф. Миротин Л.Б., д.э.н., проф. Некрасов А.Г.) сформулировали краткое определение. В соответствии с этим определением лoгиcтика – зависящее от времени местоположение ресурсов, или стратегическое управление всей цепью поставок.
Логистика складирования отвечает за движение ресурсов на складе. Под ее контролем отгрузка, хранение, упаковка, грузопереработка, а также ведение документации, диспетчерская помощь, оформление заявок. Специалисты по логистике складирования следят за наличием товара на складе, оперативно передают информацию о состоянии склада в отделы закупок, продаж, финансов.
Сбытовая логистика необходима для контроля поставок товара клиентам. Сотрудники этой службы отправляют грузы по конкретным адресам и отвечают за доставку. В отличие от службы продаж представители отдела сбытовой логистики не ищут клиентов, не предлагают продукцию. Они организуют поставки по уже совершенным сделкам.
Совет логистического менеджмента США (CouncilofLogisticsManagement) в 1976 г. внес изменения в определение что такое логистика - «Логистика - это процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителям, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов». Данное определение не охватывает абсолютно все специальные понятия, которые входят в функциональную область, оно отражает необходимость в едином управлении товарно-материальными потоками от источника сырья и материалов до пункта распределения готового продукта.
1.2 История развития логистики
Термин "логистика", известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие начало использоваться в экономике.
Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Здесь термин известен с IX века нашей эры (Византия), обозначая, в основном, четкую слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым, то есть работу, которая является значимой составляющей боевого успеха. Приоритетное значение вопросам логистики придавалось в армии Наполеона. В России в середине прошлого века под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения. Наука и практика управления материальными потоками в военной области продолжала и продолжает развиваться. Это объясняется высокой зависимостью эффективности боевых действий от скоординированного, быстрого, точного и экономичного обеспечения войск.
Логистика как новая научная дисциплина в экономическом приложении занимается разработкой методов планирования и управления материальными и информационными потоками в границах предприятия, отрасли, а также между отраслями экономики с целью получения наибольшего народнохозяйственного эффекта. В таком значении понятие "логистика" употребляется с 80-х годов, а в России - с 90-х. И несмотря на глубокие исторические корни называется "новым" многими учеными и практиками, поскольку экономика является сферой, к которой ранее этот термин никакого отношения не имел. Связано это с развитием рыночной экономики как одного из способов организации материального производства и общественных отношений в целом.
Внедрение логистики в экономику обусловлено объективными причинами, требующими от хозяйствующих субъектов сегодня эффективного взаимодействия на стыке сфер производства и обращения.
Понятие логистики имеет свою давнюю историю. Слово «логистика» является греческим по происхождению. В Древних Афинах была специальная должность — « логист», или чиновник общественного самоуправления (в V в. до н. э. их было около 30). Логисты ежегодно назначались путем жеребьевки; в их обязанности входила проверка отчетов других чиновников, срок полномочий которых истекал, и передача этих отчетов на утверждение совета почетных граждан, решение которого было окончательным. В Древнем Риме логистами назывались чиновники, выполняющие некоторые административные и религиозные функции. Во времена византийского императора Льва VI (866-912 гг.) логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями, Немецкий исследователь профессор Г. Павеллек отмечает, что назначением логистики в Византийской империи было «платить жалованье армии, должным образом вооружать и распределять ее, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях, т, е. руководить движением и распределением собственных вооруженных сил».
Слово «логистика» имеется во всех основных европейских языках (logistics — английский, logistique — французский; logistica — итальянский, испанский, португальский, logistik — немецкий и т. д.), но используется в различных значениях.
Термином «логистика» пользовались в своих работах известные ученые, философы, военачальники. Выдающийся немецкий математик Г. В. Лейбниц (1646—1716) использовал этот термин в значении «исчисления умозаключений», или математической логики. В XIX в. этот термин использовал в своих работах Антуан-Анри Жомини — видный военный теоретик и историк, швейцарец по происхождению (1779—1869). С 1813 г. он работал в России, состоял в штабе Александра I, в 1826 г. получил чин генерала от инфантерии. Был военным советником Николая I и явился одним из основателей военной академии в Санкт-Петербурге (1828). Был личным преподавателем цесаревича Александра II, для которого фактически и была написана его важнейшая работа по логистике, переведенная впоследствии на многие иностранные языки. Он определил логистику, как практическое искусство управления войсками, включающее широкий круг вопросов, связанных с планированием, управлением и снабжением, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии.
В 1884 г. американский институт военно-морского флота ввел понятие «логистика» для нужд навигации.
В 1904 г. по предложению Ительсона, Лаланда и Кутюра философский конгресс в Женеве утвердил определение логистики как математической логики.
В начале 20 века произошло становление Маркетинга как новой рыночной науки и практики. Маркетинг – это такая деятельность хозяйствующего субъекта, направленная на решение двуединой задачи – удовлетворение потребностей целевого рынка с одной стороны и получение максимально возможной выгоды предпринимателем с другой стороны.
Широкое развитие принципы логистики получили в годы второй мировой войны в области материально-технического обеспечения американской армии, а также организации взаимодействия между поставщиками вооружения, продовольствия, транспортом и войсками.
Впервые в истории «Великий логистический проект»был осуществлен в Советском Союзе в начальный период Второй мировой войны. Когда большое количество предприятий, находящихся под угрозой оккупации, были демонтированы, перевезены в глубь страны и запущены в эксплуатацию (часто под открытым небом) и в кратчайшие сроки стали выдавать продукцию для фронта.
Наряду с тактикой, стратегией и разведкой термином «логистика» может также обозначаться снабженческое бытовая деятельность гражданских предприятий.
Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.
Поэтому во многих западных странах логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства. Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой накануне и в период экономического кризиса 1930-х гг. идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения трансформировались в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики.
В 1950-х гг. было признано, что задачи регулирования материальных потоков могут успешно решаться с помощью методов, применяемых в военной логистике. Большое развитие она получила в 1960-70-е гг. в Японии, где занимала ключевые позиции при разработке и реализации сложных систем управления и хозяйствования.
В начале 1970-х гг. были сделаны попытки определить этот термин как науку управления материальными ресурсами предприятия.
К 1980 г. оптимизация хозяйственного управления потребовала освоения и применения методов физического распределения. Логистика выделилась из маркетинга и находит все большее применение в экономике, становится самостоятельной областью науки и практики, оставаясь в тесном взаимодействии с маркетингом.
Таким образом, маркетинг – это наука и практика рыночного мышления, логистика – наука и практика управления товародвижением, которая базируется на рыночном мышлении.
1.3 Этапы развития логистики
В современной экономике выделяют четыре этапа развития логистики в экономическом ее приложении.
Первый этап (60-е гг.): Характеризуется использованием логистического подхода в управлении материальными потоками в сфере обращения. Постепенно приходит понимание того, что объединение потоковых процессов в производстве, хранении и транспортировании может дать существенный экономический эффект. В 60-х годах развитие логистики в США связывают с оптимизацией распределения продукции, называя этот этап физикой распределения, - в итоге был создан специальный комитет по "физическому" распределению. В это время в США изменился рынок покупателей и продажи, родилась философия маркетинга. Сервис поставок приобрел решающее значение в стратегии рынка.
|