Методические рекомендации для студентов
Работа с литературными источниками.
Теория государства и права – одна из наиболее сложных дисциплин не только на первом курсе, но и за весь период обучения. Высокая степень обобщения и абстрактности материала, сложный понятийный аппарат, обилие существующих в науке концепций – все это определяет характер дисциплины как фундаментальной, базовой юридической науки. Для качественного усвоения материала студенту требуется прилагать систематические усилия, метод работы «наскоком» не дает положительных результатов. За одну ночь перед экзаменом можно, конечно, запомнить основные понятия по каждой теме, однако совершенно невозможно уловить их взаимосвязь, усвоить логику и внутреннее единство материала курса. Поэтому с самого начала обучения рекомендуется уделять внимание основной учебной и дополнительной литературе. Основная учебная литература – это данные методические указания, которые позволят составить общее представление о содержании учебного курса, рекомендованные учебники и учебные пособия, а также материалы лекций. Дополнительная литература – это научные статьи, опубликованные в научных периодических изданиях, монографии и сборники статей. Монография - научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем. Монография относится к жанру научной прозы. В монографии обобщается и анализируется литература по исследуемым темам, и выдвигаются, как правило, новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки1. В отличие от монографии, учебник содержит более или менее полное, систематическое изложение знаний в определённой области. В настоящем издании приводится перечень как основной литературы по всему курсу, так и дополнительной литературы по каждой теме.
При обращении к литературе для подготовки к семинарским занятиям, в самостоятельной работе, для написания курсовой работы чрезвычайно важно грамотно, корректно и интеллигентно оформлять ссылки на использованные источники. Необходимо проявлять уважение к интеллектуальному труду людей, которые создали основы современной юридической науки. В большинстве случаев для предварительной оценки письменной работы достаточно взглянуть на то, как оформлен ее научно-вспомогательный аппарат. Небрежные цитаты, неточные сноски, вкривь и вкось составленный список литературы – все, саму работу можно дальше не смотреть: уровень научной и деловой культуры автора очевиден. Существует немало примеров, когда не только курсовые, дипломные, но даже диссертационные работы «проваливались» по причине, казалось бы, мелкой технической небрежности: путаницы в инициалах, фамилиях, источниках, наименованиях научных работ и т.п. Поэтому необходимо изучить приведенные в этом методическом пособии простые правила и неукоснительно их соблюдать.
Конечно же, современная жизнь предоставила студенту еще один практически неисчерпаемый источник информации – Интернет. Зачастую нет необходимости просиживать днями в библиотеке, многие научные публикации имеются в открытом доступе, нужно лишь знать, где и как их найти. Безусловно, речь не идет о «банках рефератов», информация которых весьма часто носит неактуальный, устаревший характер или имеет существенные фактические неточности. Использование таких «банков» - признак низкой культуры и проявление неуважения как к преподавателю, так и (и даже в первую очередь) к собственным интеллектуальным ресурсам. Если вы не кормите свое тело отходами чужой жизнедеятельности, то не стоит и свой ум питать такой некачественной и трижды кем-то обработанной информацией. Так где же найти необходимые источники информации?
В первую очередь, это:
Elibrary (www.elibrary.ru) – электронная библиотека, предоставляющая зарегистрированным пользователям доступ к статьям, опубликованным в огромном количестве научных изданий. Для регистрации необходимо лишь наличие электронного почтового ящика. Кстати, поскольку все чаще преподаватели предпочитают получать письменные работы в электронном виде (в частности, с целью их проверки сервисом Антиплагиат), рекомендуется обзавестись электронной почтой как можно быстрее.
Для поиска необходимых источников информации по теме, книг, статей огромную помощь могут оказать электронные каталоги Российской государственной библиотеки, библиотеки ИНИОН (www.inion.ru).
Студентам полезно напомнить, что значительный объем материалов научного и учебного характера содержат популярные базы данных «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс». Традиционно их именуют базами данных законодательства, хотя сегодня в них размещены учебники и учебные пособия, научные и научно-практические статьи, комментарии, схемы – то есть, фактически, они уже давно являются базами данных правовых знаний.
Использование в реферате, курсовой работе или дипломе электронных источников предполагает соблюдение определенных правил цитирования. Ссылка на материалы, полученные из базы данных, оформляется с соблюдением общепринятых реквизитов, однако при этом дополнительно указывается электронный источник, из которого получена информация и дата обращения к источнику. Подробнее о правилах оформления библиографического аппарата можно прочитать в разделе, посвященном подготовке курсовой работы.
Конспектирование
Конспектирование представляет собой систематизированную, логически связную форму записи, включающую выписки, тезисы, дополненные мыслями и комментариями студента. Конспектирование позволяет глубоко переработать материал по конкретной теме, изложить наиболее важные ее моменты своими словами, что существенно облегчает понимание и запоминание, поскольку запускает механизмы и зрительной, и моторной, и слуховой памяти. Это наилучший способ систематической подготовки к семинарским занятиям и к экзаменам. В лекциях, тем более в учебниках, далеко не всегда ответы на вопросы семинарских занятий и экзаменационные вопросы изложены «прямо». Часто необходимо прочитать материалы нескольких лекций, чтобы ответить на конкретный вопрос. Подготовка конспекта позволяет систематизировать материал именно так, как требуется для ответа на поставленные вопросы.
Реферат
Реферат (от лат. refero - докладываю, сообщаю) – краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Цель написания реферата – осмысленное систематическое изложение крупной научной проблемы, темы, приобретение навыка «сжатия» информации, выделения в ней главного, а также освоение приемов работы с научной и учебной литературой, приобретение практики правильного оформления текстов научно-информационного характера.
Рекомендуемый объем реферата – 10-12 страниц (за исключением библиографического списка литературы). Подготовка реферата предполагает его публичную защиту на семинарском занятии, при этом оценке подлежит как содержание, так и подача его при защите.
Культура оформления текста – неотъемлемая составная часть учебной работы, поэтому следует обратить внимание на правильное оформление текста реферата, ссылок, цитат, списка литературы и нормативных правовых актов. (см. Правила оформления библиографического аппарата далее).
При работе с литературными источниками нужно обратить внимание на изучение основных понятий, научных и практических проблем в пределах изучаемой темы, разных точек зрения, основных теоретических и эмпирических подходов к ее исследованию. Необходимо провести анализ, сравнение, группировку, систематизацию и обобщение собранных материалов, и не ограничиваться простой компиляцией традиционных учебных знаний или теоретических рассуждений из научных трудов. Работа не должна носить репродуктивный (вторичный) характер, не должна быть простым воспроизведением ранее изложенного.
Прежде чем делать выписки или конспектировать источник, необходимо зафиксировать точное библиографическое его описание. Это потребуется вам при оформлении списка литературы. Выписки и конспекты работ целесообразно делать на отдельных листах, так как это создаст определенные удобства в классификации материалов на завершающем этапе при написании текста работы, позволит быстрее классифицировать источники по содержанию информации.
По согласованию с преподавателем реферат может быть заменен выполнением иной творческой работы в те же сроки. Непредставление реферата (творческой работы) расценивается как невыполнение учебного плана и может явиться основанием для недопуска к экзамену по данной дисциплине.
Эссе
Эссе (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание) – творческая работа небольшого объема и свободной композиции, выражающая индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. В отличие от реферата, эссе в первую очередь представляет видение автора и заведомо не претендует на исчерпывающую трактовку предмета, оно может иметь научный, философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличает образность, афористичность и установка на разговорную интонацию и лексику.
Жанр эссе предполагает не только написание текста, но и устное выступление с ним на семинарском занятии. При этом оценивается как содержание эссе, так и стиль его преподнесения.
В случае если по каким-то причинам выступить на семинаре не удалось, эссе должно быть сдано в письменном виде преподавателю, ведущему семинарские занятия. В этом случае рекомендуемый объем эссе – 5-6 страниц текста.
В программах теоретико-исторических дисциплин предлагаются некоторые темы для эссе, однако эти списки не является исчерпывающими. Студент вправе выбрать тему для эссе самостоятельно, согласовав ее с преподавателем. При этом можно ориентироваться на рубрику «вопросы для дискуссии» планов семинарских занятий.
Непредставление эссе в установленный срок расценивается как невыполнение учебного плана и может служить основанием для недопуска к экзамену по данной дисциплине.
Творческие задания
Творческие задания – разнообразные работы научного, методического или учебно-практического характера, связанные с поиском, оформлением, систематизацией, необычным представлением знаний о государстве и праве. Творческие задания носят заведомо нестандартный характер и оцениваются в каждом случае индивидуально. Содержание творческого задания должно быть согласовано с преподавателем, ведущим семинарские занятия.
Виды творческих заданий:
1. Перевод в электронную форму (сканирование, форматирование, вычитка) монографической работы или сборника статей права объемом не менее 150 стр.
2. Представление пакета статистических данных (таблиц, графиков) по одной или нескольким темам теоретико-исторических дисциплин.
3. Написание комментария (аналитического обзора) к пакету статистических таблиц, графиков по теоретико-историческим дисциплинам.
4. Представление других интересных материалов в Фонды кафедры по ТГП, ИОГП, ИГПЗС и др.
5. Разработка доклада в форме электронной презентации Microsoft PowerPoint.
6. Разработка учебной, деловой или ролевой игры по теоретико-исторической дисциплине.
7. Создание графических иллюстраций (рисунков, картин, компьютерной графики) по дисциплине.
8. Подборка серии рисунков или карикатур (не менее 10) по дисциплине.
9. Подборка серии плакатов (не менее 10), иллюстрирующих проблемы теоретико-исторических дисциплин.
10. Написание сценария по мотивам или проблемам теоретико-исторических дисциплин.
11. Представление материала по теории или истории государства и права в творческой литературной форме (стихотворение, поэма, песня, басня, рассказ, анекдот и т.п.).
12. Разработка творческого материала для целей правового обучения и правового воспитания (молодежный правовой вечер, устный журнал, правовая дискотека и т.п.).
13. Организация дискуссии (игры, диспута, политбоя) по проблемам теории государства и права – коллективное творческое задание.
Результаты выполнения творческих заданий оцениваются индивидуально, в зависимости от объема и сложности проделанной работы.
Курсовые работы
Курсовая работа – самостоятельная, достаточно крупная, учебная и научно-методическая работа, выполняемая под руководством преподавателя по общенаучным и специальным предметам учебного плана. Курсовая работа имеет целью развитие у студентов навыков самостоятельной творческой деятельности, овладение методами современных научных исследований, углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и источников).
Темы курсовых работ разработаны кафедрой, однако по согласованию с преподавателем студент может взять и другую тему, не предусмотренную в списке. Не нужно выбирать тему исключительно потому, что она кажется «легкой». Лучше выбрать тему, которая покажется интересной, но предварительно нужно проконсультироваться с преподавателем, посмотреть, какая литература рекомендована к соответствующим теме семинарским занятиям. Давно известно, что если работа человеку интересна, то ее легче выполнить и результат будет гораздо лучше, чем если вы делаете что-то просто потому, что это нужно. Кроме того, следует учитывать, что курсовые работы по любой юридической дисциплине предполагают наличие общетеоретического раздела. То есть выполненная на первом курсе работа по теории государства и права может стать прекрасной основой для курсовых работ, например, по гражданскому, конституционному или уголовному праву.
При подготовке курсовой работы студент вправе пользоваться советами и консультациями своего научного руководителя.
Рекомендуемый объем курсовой работы – 25-35 страниц. На кафедре разработаны подробные методические указания по подготовке курсовых работ, с которыми необходимо ознакомиться перед тем, как приступить к выполнению курсовой работы. Эти рекомендации приведены в данном пособии. Необходимо соблюдать все требования по оформлению и структурированию работы. Кроме того, чтобы избежать необходимости по несколько раз переделывать работу нужно в установленные преподавателем сроки представлять отдельные части работы – план, обзор литературы, первую и последующие главы, список литературы.
Необходимо обратить внимание студентов на правильное оформление курсовой работы (см. Методические указания по выполнению курсовых работ на рабочем портале кафедры).
Курсовая работа подлежит защите. Оценка за курсовую работу проставляется в ведомость и в зачетную книжку студента.
Отсутствие выполненной и защищенной курсовой работы рассматривается как невыполнение учебного плана и является основанием для недопуска студента к экзаменационной сессии. Пропуск экзаменационной сессии без уважительных причин, в свою очередь, является основанием для отчисления из университета.
Методические рекомендации по подготовке к промежуточному и итоговому контролю
Зачет. Зачет – форма промежуточного контроля по предмету. По теории государства и права зачет принимается в конце первого квинтместра. Цель зачета – проверить усвоение студентами значительной части или нескольких ключевых тем курса. Зачет принимается в устной форме в виде собеседования по основным темам. Максимальное количество баллов при условии сдачи зачета отлично – 36 баллов.
Экзамен. Экзамен — неотъемлемая и естественная часть учебного процесса. Не следует воспринимать экзамен как форму «особо жестокого обращения со студентами». Для студента, который систематически прилагал усилия к освоению учебного материала, экзамен становится лишь способом и возможностью систематизировать и обобщить полученные знания, уловить те соотношения и закономерности, которые ускользнули при подготовке к семинарским занятиям по отдельным темам.
Основными функциями экзаменов являются обучающая, оценивающая и воспитательная.
Обучающая функция экзаменов состоит в том, что студент в период экзаменационной сессии вновь обращается к пройденному учебному материалу, перечитывает конспект лекций, учебник, иные источники информации. Он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые. Именно во время экзаменов «старые» знания обобщаются и переводятся тем самым на качественно новый уровень, на уровень системы как упорядоченной совокупности данных, что позволяет студенту понять логику предмета в целом.
Оценивающая функция экзаменов заключается в том, что они не только обучают, но и подводят итоги как знаниям студентов (что выражается в конкретной оценке), так и в определенной степени всей учебной работе по данному предмету. При этом оценивает не только (и даже не столько) преподаватель, сколько сам студент. Подготовка к экзамену дает студенту возможность оценить степень усвоения материала.
Воспитательная функция экзаменов проявляется в развитии способности собраться в нестандартной или экстремальной ситуации, поддерживать беседу на специальные темы, «держать удар», отстаивать собственную точку зрения.
Экзамен, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Речь идет о таких вопросах, которых нет в экзаменационных билетах, но на которые студенту тоже нужно найти ответ: что и как запоминать при подготовке к экзамену? По каким источникам готовиться и на что направлять основные усилия?
Прежде всего, следует четко осознавать, что заучивать имеет смысл только определения. Они позволяют «упаковать» большой объем информации, в частности, содержат указания на признаки определяемых понятий.
Кроме того, студент-юрист в процессе заучивания определений конкретных понятий наращивает свою правовую культуру, формирует профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и соответствующей юридической деятельностью. Всякая наука, в том числе теория государства и права, имеет свою систему понятий, и, запоминая конкретную учебную информацию, студент приобщается к данной системе, вынужден «подниматься» до ее уровня, говорить на ее языке, а не пытаться объяснить суть той или иной категории на уровне обыденного понимания. Это может привести к искажению содержания рассматриваемых проблем, что недопустимо.
Однако на экзамене проверяется не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать заученную дефиницию своими словами. Таким образом, для экзаменов необходимо разумное сочетание запоминания и понимания, простого воспроизведения учебной информации и работы мысли.
Следует распространить этот метод запоминания и на некоторые классификационные критерии: предмет и метод правового регулирования, время и сфера действия, субъект и степень сложности, содержание и форма, характер и последствия, функциональная роль и структура и т.п. Помня о том, что они повторяются, классифицируя юридические понятия, их можно использовать в виде своеобразной схемы, специфического универсального набора.
Такие «палочки-выручалочки» не только позволяют упростить, разгрузить сам процесс запоминания, не теряя при этом той информации, которую необходимо запомнить, но и содействуют развитию гибкости мышления, сообразительности, ассоциативности, творческого отношения к изучению конкретного учебного материала.
Для того чтобы быть уверенным на экзамене, необходимо ответы на наиболее трудные с точки зрения студента вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные (моторные) ресурсы памяти.
В идеале, к экзаменам необходимо начинать готовиться с началом учебного процесса по данному курсу (с первой лекции, семинара и т.п.). Возможности для этого имеются. Однако далеко не все студенты сразу хотят включаться в такую долгосрочную подготовку. Зачастую студенты выбирают «штурмовой метод», когда факты закрепляются в памяти в продолжение немногих часов или дней и лишь для того, чтобы «свалить» экзамен. В этом случае они просто не создают прочных связей, ассоциаций с другими понятиями. Такие знания, как правило, менее прочные и надежные, более бессистемные и формальные. Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в связи с различными контекстами, освещенный с разных точек зрения, связанный ассоциациями с другими событиями и неоднократно подвергавшийся обсуждению, образует качественные знания. Вот такое знание, обретенное не только усилиями памяти, но и собственной мысли уже никогда и никуда не «потеряется».
При подготовке к экзамену следует прежде всего уделить особое внимание конспектам «живых» лекций, а уж затем учебникам, курсам лекций и другой подобной печатной продукции. Такие лекции позволяют вспомнить не сухой материал, а живую речь преподавателя, его пояснения, примеры. Учебники, пособия и прочая литература заведомо излагают материал более сухим, академически строгим языком, что может усложнить процесс усвоения и понимания.
Часто возникает вопрос: каким учебником пользоваться при подготовке к экзамену? На этот вопрос нет однозначного ответа, поскольку не бывает идеальных учебников: они пишутся представителями различных научных школ, направлений, по-разному, в частности, интерпретирующих философские проблемы государства и права и т.п., и поэтому в каждом из них есть свои плюсы и минусы, сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки, чему-то отдается предпочтение, что-то недооценивается либо вообще не раскрывается. Для сравнения учебной информации и полноты картины желательно использовать два учебных пособия или более.
Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно, кстати, совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.
На экзамене студенту могут быть заданы дополнительные и уточняющие вопросы. В первую очередь не следует их воспринимать как попытку «завалить» студента. У преподавателя нет и не может быть такой специальной цели, вопросы задаются с целью уточнить ответ либо помочь студенту сориентироваться, если он «плывет» на экзамене. Возможно использовать эту ситуацию для создания более яркого впечатления об ответе, например, опустив (сознательно) какую-либо часть ответа, классификацию, не раскрыв содержание признака или еще что-нибудь в этом роде. В этом случае блестящий ответ на уточняющий вопрос позволит усилить впечатление от ответа, показав способность студента быстро ориентироваться в материале, что всегда ценится выше, чем просто гладкое изложение.
Ответ на экзамене оценивается по следующим критериям:
1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);
2) полнота и одновременно лаконичность ответа;
3) новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников;
4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;
5) логика и аргументированность изложения;
6) грамотное комментирование, использование примеров, аналогий;
7) культура речи.
Это значит, что преподаватель оценивает как знания данного предмета (содержания), так и форму изложения их студентом.
3.3. Организация экзамена
Список экзаменационных вопросов (предварительный) и программа по дисциплине, утвержденная кафедрой, выдаются студентам в течение первого месяца занятий.
Окончательный уточненный список экзаменационных вопросов объявляется на последней лекции по теории государства и права, но не позднее, чем за неделю до экзамена, и одновременно размещается в интернете.
Накануне экзамена проводится предэкзаменационная консультация.
Экзамен может проводиться в различных формах, в частности:
Вариант 1.
1. Студент получает экзаменационный билет и 10-15 минут для подготовки к ответу. В ходе подготовки можно пользоваться программой по дисциплине, утвержденной кафедрой.
2. Студент отвечает по вопросам экзаменационного билета и на дополнительные и уточняющие вопросы экзаменатора.
3. Экзаменатор объявляет и при необходимости аргументирует выставленную оценку.
4. При подведении итогов учитывается уровень работы на семинарах, своевременность и качество выполнения учебных заданий (эссе, рефератов и др.).
5. Максимальный балл на экзамене – 36.
Вариант 2.
1. Сдающая экзамен академическая группа делится на 3-4 подгруппы по 6-8 человек.
2. Каждая подгруппа приходит на экзамен точно к назначенному часу.
3. Экзамен проводится в форме собеседования с группой экзаменующихся.
4. Экзаменующийся берет билет и получает 5-7 минут на подготовку. В ходе подготовки можно пользоваться программой по дисциплине, утвержденной кафедрой.
5. Собеседование состоит из трех частей:
- ответа по билету;
- уточнений и дополнений к ответам других экзаменующихся;
- проверки знания и понимания базовых понятий.
6. По итогам собеседования экзаменатор объявляет и аргументирует выставляемую оценку.
7. При подведении итогов учитывается уровень работы на семинарах, своевременность и качество выполнения учебных заданий (эссе, рефератов и др.).
Вариант 3.
Экзамен по дисциплине может быть принят в форме свободного собеседования преподавателя и студента по любым темам курса. На экзамен, принимаемый в форме собеседования, студент приносит все материалы своей работы по данной дисциплине – конспекты лекций, курсовую работу, эссе, выполненные творческие задания и т.д. Подводя итог собеседованию, преподаватель обязан аргументировать выставляемую оценку.
Вариант 4.
Экзамен может проводиться в письменной форме. В этом случае студент берет билет и получает 30-40 минут на изложение ответа в письменной форме. В аудиторию, в которой проводится экзамен, студент входит, имея в руках только ручку и бумагу для записей. Использование вспомогательных материалов, кроме утвержденной программы, не допускается и служит основанием для выставления неудовлетворительной оценки. Следует отметить, что это наиболее сложная форма сдачи экзамена, поскольку исключает возможность воспользоваться наводящими вопросами для корректировки ответа.
В связи с вопросом о подготовке к экзамену имеет смысл уделить несколько слов шпаргалке. С точки зрения организации учебной или исследовательской работы, шпаргалка – это дайджест (микроконспект, форма предельного сжатия информации). Это один из наилучших способов обработки информации. Во-первых, шпаргалка пишется по конкретному вопросу из числа экзаменационных. А, как известно, в учебнике, в конспекте лекций довольно часто ответ на экзаменационный вопрос излагается в разных, связанных друг с другом темах, либо входит в какую-либо из тем курса. Написание шпаргалки позволяет собрать всю необходимую информацию в одном месте. Во-вторых, очевидно, что объем шпаргалки ограничен, а значит, нужно отобрать тот необходимый минимум информации, который позволит вспомнить все, необходимое для уверенного ответа на экзамене. В-третьих, при подготовке шпаргалки студент обрабатывает учебный материал и излагает его «своими» словами, то есть запускает сразу несколько механизмов запоминания. Из вышесказанного следует, что подготовка шпаргалок реально способствует запоминанию и пониманию материала учебного курса. Но, конечно же, речь идет лишь о самостоятельно подготовленной шпаргалке. Чужая, а тем более купленная шпаргалка способна оказать студенту воистину медвежью услугу, вплоть до заведомо неверной информации. И уж конечно, не следует использовать ее на экзамене. Реакция преподавателя на попытку подобного обмана может быть исключительно резкой. А, кроме того, сосредоточившись на попытках незаметно достать и использовать шпаргалку, студент потеряет драгоценное время собственно на подготовку.
Шкала рейтинговой оценки учебной деятельности обучающихся.
Окончательная оценка выставляется по значению итогового («накопленного») балла по всем видам контрольных мероприятий, который соотносится со шкалой оценки. Студент, набравший в среднем менее 54 баллов по трем блокам, не аттестуется по дисциплине в целом.
Трудоёмкость дисциплины
|
Итоговая оценка по дисциплине
|
|
Неуд. 2
|
Удовлетворительно
3
|
Хорошо
4
|
Отлично
5
|
РС
|
ЗЕТ
|
Maxбалл
|
F
|
D
|
D+
|
C-
|
C
|
C+
|
B-
|
B
|
B+
|
A-
|
A
|
ЕС
|
1 блок- 3 зет
|
108
|
0-53
|
54-58
|
59-64
|
65-69
|
70-75
|
76-80
|
81-85
|
86-91
|
92-96
|
97-102
|
103-108
|
Баллы
|
2 блок -3 зет
|
108
|
0-53
|
54-58
|
59-64
|
65-69
|
70-75
|
76-80
|
81-85
|
86-91
|
92-96
|
97-102
|
103-108
|
3 блок -3 зет
|
108
|
0-53
|
54-58
|
59-64
|
65-69
|
70-75
|
76-80
|
81-85
|
86-91
|
92-96
|
97-102
|
103-108
|
Критерии оценки видов учебной деятельности
В таблице 1 представлены баллы по видам контрольных мероприятий, начисляемые в зависимости от уровня качества содержания с учётом поправочного коэффициента.
Таблица 1 - Шкала скидки баллов по уровням качества содержания
№
|
Форма оценки
|
Отлично (1,0)
|
Хорошо (0,75)
|
Удовл.
(0,5)
|
Неуд.
(0,0)
|
1
|
Участие в дискуссиях
|
4
|
3
|
2
|
0
|
2
|
Текущий контроль - зачет
|
36,0
|
27,0
|
13,0
|
0,0
|
3
|
Промежуточная аттестация – экзамен
|
36,0
|
27,0
|
13,0
|
0,0
|
4
|
Защита курсовой работы
|
24,0
|
18
|
12
|
0,0
|
Критерии оценки: участие в дискуссиях, вопросы преподавателю, коммуникация с группой; точное выполнение ситуационных заданий и эффективное участие в групповых упражнений и кейсах; чёткость и техническая правильность письменных презентаций слушателя; присутствие, пунктуальность и участие во всех мероприятиях курса.
При несвоевременном выполнении работ обучающемуся начисляются баллы, равные максимальному баллу этого испытания с учётом поправочного коэффициента.
Таблица 2 - Шкала скидки баллов по срокам выполнения работ
|
Наименование работ
|
В срок (1,0)
|
Позже срока на 2-7 (0,75)
|
Позже срока на 8-14 (0,5)
|
Работа не представлена (0,0)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
2
|
Публичная защита реферата
|
9,0
|
6,75
|
4,5
|
0,0
|
3
|
Защита курсовой работы
|
24,0
|
18
|
12
|
0,0
|
При повторной защите практических работ и СРС итоговый балл этого испытания снижается на 0,5 балла.
Максимальное количество баллов в первом квинтместре – 108 баллов, во втором квинтместре – 108 баллов.
2.8.5. Шкала скидки баллов по уровням качества содержания.
№
|
Форма оценки
|
Отлично (1,0)
|
Хорошо (0,75)
|
Удовл – но (0,5)
|
Неудовл – но (0,0)
|
1
|
Рубежный контроль
|
36
|
24
|
18
|
0
|
2
|
Итоговый контроль
|
36
|
24
|
18
|
0
|
4
|
Устные ответы
|
4,0
|
3,0
|
2,0
|
0,0
|
5
|
Конспекты литературы
|
1,0
|
0,75
|
0,5
|
0,0
|
6
|
Курсовая работа
|
10
|
7
|
5
|
0
|
2.8.6. Шкала скидки баллов по срокам выполнения работ.
|
Наименование работ
|
В срок (1,0)
|
Позже срока на 2-7 (0,75)
|
Позже срока на 8-14 (0,5)
|
Работа не представлена (0,0)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
2
|
Публичная защита реферата
|
9,0
|
6,75
|
4,5
|
0,0
|
3
|
Защита курсовой работы
|
24
|
18
|
12
|
0,0
|
Программа лекций по курсу «Теория государства и права»
Содержание лекционных занятий соответствует целям и задачам изучения дисциплины «Теория государства и права», а также соотносится с предметом соответствующей науки и включает основные закономерности происхождения, развития и функционирования государства и права, а также основной понятийный и категориальный аппарат юриспруденции.
Ниже перечислены основные вопросы и понятия, подлежащие усвоению и изложению:
Раздел 1. Теория государства.
|