Департамент образования и науки кемеровской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Беловский многопрофильный техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для обучающихся
по выполнению домашней контрольной работы
по дисциплине
ОП.08 Электрические измерения
для специальности 27.02.03. Автоматика и телемеханика на транспорте
(на железнодорожном транспорте)
вид подготовки: базовый
форма обучения: заочная
3курс
Белово
2016
Составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям техникума на основе рабочей программы, рассмотрены на цикловой комиссии, на заседании методического совета и рекомендованы к использованию в учебном процессе
Рассмотрены ЦМК
Протокол №
От «____»_______20___г
Председатель ПЦК
______________
|
Рассмотрены на заседании
методического совета и рекомендованы к
использованию в учебном процессе
Протокол № ____ от «___»_____201_
Председатель МС_____________ А.Р.Анохина
|
Составитель: Купсер В.И.преподаватель спецдисциплин
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Содержание дисциплины
Методические указания по выполнению контрольной работы
Задания к контрольной работе
Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету по дисциплине
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
«Электрические измерения» в соответствии с ФГОС является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
Настоящие рекомендации предназначены к использованию обучающимися заочного обучения специальности «АТМ» техникума для выполнения домашней контрольной работы, подготовки к дифференцированному зачету.
Обязательным элементом изучения электрических измерений является выполнение домашней контрольной работы.
Изучать курс "Электрические измерения" необходимо в строгом порядке, предусмотренном программой. Изучение учебного материала должно предшествовать выполнению домашней контрольной работы. Задания контрольной работы даны в последовательности тем программы и поэтому должны выполняться постепенно, по мере изучения материала. Основная форма изучения дисциплины - самостоятельная работа студентов с рекомендуемой литературой.
В результате освоения дисциплины обучающий должен уметь:
- проводить электрические измерения параметров электрических сигналов приборами и устройствами различных типов и оценивать качество полученных результатов;
В результате освоения дисциплины обучающий должен знать:
- приборы и устройства для измерения параметров в электрических цепях и их классификацию;
- методы измерения и способы их автоматизации;
- методику определения погрешности измерений и влияние измерительных приборов на точность измерений;
Контрольные вопросы для самопроверки помогут оценить степень изученного материала. При изучении дисциплины обучающиеся выполняют одну домашнюю контрольную работу из трех теоретических заданий.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Содержание дисциплины и ее задачи, связь с другими дисциплинами. Понятие об измерениях. История развития электроизмерений. Значение измерений в системе обеспечения качества продукции.
Раздел 1. Государственная система обеспечения единства измерений
Тема 1.1. Основные виды и методы измерений, их классификация
Основные и производные единицы физических величин. Система физических единиц и их величин. Единство измерений. Классификация методов измерений и их краткая характеристика. Прямой и косвенный методы. Методы непосредственной оценки и методы сравнения.
Средства измерений, меры основных электрических величин, электроизмерительные установки, измерительные преобразователи, информационные системы.
Классификация и маркировка электроизмерительных приборов. Условные обозначения, наносимые на приборы. Основные требования, предъявляемые к электроизмерительным приборам и нормальные условия их работы. Техника безопасности при работе с электроизмерительными приборами.
Образцовые средства измерений. Поверка средств измерений. Особенности современных мер, измерительных приборов и систем.
Контрольные вопросы для самопроверки:
В чем заключается суть понятий основной и производной физических величин?
Сформулируйте определения метод измерений, средство измерений.
В чем смысл условных обозначений, наносимых на приборы?
Классификация электроизмерительных приборов.
Техника безопасности при работе с электроизмерительными приборами.
Что такое поверка средств измерений? Основные задачи поверки.
Тема 1.2. Основные метрологические характеристики средств измерений
Погрешности как характеристики средств измерения. Классификация и виды погрешностей. Основные причины возникновения погрешностей.
Определение приборной погрешности на основании класса точности прибора. Предел, цена деления, чувствительность электроизмерительного прибора. Типовая методика проверки электроизмерительных приборов. Общие сведения об обработке результатов измерений.
Контрольные вопросы для самопроверки:
Физический смысл погрешности. От чего она зависит?
Какие виды погрешностей наиболее часто происходят?
Дайте определение предела и цены деления прибора.
Какова методика проверки электроизмерительных приборов?
Раздел 2. Измерение электрических величин
Тема 2.1.Механизмы и измерительные цепи электроизмерительных приборов
Измерительные механизмы магнитоэлектрической, электромагнитной, электродинамической, ферродинамической, электростатической, индукционной систем. Общий принцип создания электроизмерительных приборов на базе измерительных механизмов. Принципы действия электроизмерительных приборов.
Понятие об измерительных цепях. Измерительная цепь электроизмерительных приборов. Элементы измерительной цепи, виды измерительных цепей. Способы связи в сложной электрической цепи.
Контрольные вопросы для самопроверки:
В чем физическая сущность характеристик систем измерительных механизмов?
Что собой представляет измерительная цепь?
В чем сущность связей в сложной электрической цепи?
Тема 2.2. Приборы и методы измерения напряжения
Включение вольтметров в цепь. Условные обозначения на приборе, основные параметры вольтметров. Основные типы вольтметров и их краткая техническая характеристика. Устройство вольтметров.
Расчет добавочных сопротивлений. Расчет внутреннего сопротивления и точность измерения. Оценка погрешности (качественная и количественная). Обоснование выбора прибора. Расширение пределов измерений с помощью транзисторов и добавочных сопротивлений.
Электронные и цифровые вольтметры. Компенсационные методы измерения напряжения.
Контрольные вопросы для самопроверки:
Как включается вольтметр в цепь?
Какие существуют типы вольтметров?
Объяснить назначение добавочных сопротивлений.
Дайте определение цифрового вольтметра.
В чем заключается сущность компенсационного метода измерения напряжения?
Тема 2.3. Приборы и методы измерения электрического тока
Включение амперметров в цепь. Условные обозначения на приборе. Основные параметры амперметров. Основные типы амперметров и их краткая техническая характеристика. Устройство амперметра на базе различных измерительных механизмов, их особенности.
Влияние внутреннего сопротивления амперметра на точность измерений в низкоомных цепях. Расширение пределов измерений амперметров с помощью измерительных трансформаторов и шунтов. Расчет шунтов. Применение шунтов для измерения больших токов.
Измерительные клещи, их устройство и назначение. Измерительные цепи и приборы для измерения слабых токов.
Контрольные вопросы для самопроверки:
Как включается амперметр в цепь?
Какие существуют типы амперметров?
Объяснить назначение шунтов.
Объяснить назначение измерительных клещей.
Рассказать устройство измерительных клещей.
Дайте определение цифрового амперметра.
Тема 2.4. Приборы и методы измерения мощности и энергии
Косвенное измерение мощности с помощью вольтметра и амперметра в цепях постоянного и переменного тока.
Основные параметры ваттметров, основные типы ваттметров и их краткая характеристика. Принцип действия и устройство ваттметров. Правила выбора пределов измерения ваттметров.
Использование амперметра, вольтметра и ваттметра для определения активной, реактивной, полной мощностей и коэффициента мощности в однофазной цепи переменного тока. Включение ваттметра в цепь.
Измерение мощности в трехфазных цепях. Метод трех приборов. Метод двух приборов. Устройство и назначение двухэлементных ваттметров. Включение ваттметров для измерения реактивной мощности в трехфазных цепях, измерение расхода электроэнергии косвенным методом с помощью ваттметра в случаях стабильной и переменной нагрузки.
Устройство и принцип действия однофазного индуктивного счетчика. Включение счетчика в цепь. Современные электронные трехфазные счетчики. Классификация электросчетчиков.
Контрольные вопросы для самопроверки:
Рассказать измерение мощности с помощью вольтметра и амперметра.
Перечислить основные параметры ваттметров.
Объяснить принцип действия ваттметра.
Как включается ваттметр в цепь?
Какие существуют типы ваттметров?
Объяснить принцип действия однофазного индуктивного счетчика.
По каким признакам классифицируются электросчетчики?
Тема 2.5. Приборы и методы измерения параметров электрических цепей
Измерение параметров электрических цепей (индуктивности, емкости, активного сопротивления) методом вольтметра - амперметра. Параметрическая измерительная цепь измерения сопротивления.
Принцип действия и уравнения линейного измерительного моста. Мостовые схемы для измерения параметров индуктивности и емкости. Универсальные измерительные мосты, их устройства и принцип действия.
Измерение взаимной индуктивности методом согласного и встречного включения катушек. Измерители добротности, их применение для измерения индуктивности, емкости, добротности.
Контрольные вопросы для самопроверки:
Какие погрешности возникают при измерении сопротивлений методом вольтметра - амперметра?
Как измеряется индуктивность катушек?
Как измеряется емкость конденсаторов?
Что такое омметр и как измеряется сопротивление?
Что такое универсальный измерительный мост?
Тема 2.6 . Универсальные и специальные электроизмерительные приборы
Основные параметры и типы универсальных и специальных электроизмерительных приборов, краткая техническая характеристика.
Мультиметры, вольтамперметры, комбинированные приборы.
Регистрирующие приборы и их классификация. Самопишущие приборы прямого действия. Регистрирующие приборы со следящей схемой управления.
Частотные характеристики регистрирующих приборов.
Светолучевые осциллографы. Магнитоэлектрический гальванометр.
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Какие типы универсальных и специальных электроизмерительных приборов существуют?
2. Перечислить основные параметры универсальных и специальных электроизмерительных
приборов.
3. На чем основана классификация регистрирующих приборов?
4. Объяснить принцип действия светолучевого осциллографа.
5. Объяснить принцип действия магнитоэлектрического гальванометра.
Раздел 3. Измерение неэлектрических величин
Тема 3.1. Электрические измерения неэлектрических величин
Основы методов электрических измерений неэлектрических величин. Первичные измерительные преобразователи, их группы. Параметрические датчики, их виды. Генераторные преобразователи.Тензорезисторы. Простейшие примеры измерения неэлектрических величин. Измерение количественных величин: расстояния, массы, расхода, уровня концентрации жидкости, газа. Измерение тепловых величин. Термопары. Пирометры. Люксметры.
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. На чем основывается методика электрических измерений неэлектрических величин.
2. Перечислить группы первичных измерительных преобразователей.
3. Назвать основные виды параметрических датчиков.
4. Привести примеры измерения неэлектрических величин.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Первым этапом выполнения контрольной работы является изучение по учебникам и учебным пособиям теоретического материала тех разделов программы, которые включены в данное задание. Успешное выполнение домашней контрольной работы может быть достигнуто в том случае, если обучающийся представляет себе цель выполнения данной работы, поэтому важным условием является тщательная подготовка к выполнению контрольной работы. Контрольная работа выполняется в тетради, страницы которой нумеруются. На каждой странице тетради следует оставлять поля шириной 4 см, а в конце тетради - 2-3 свободные страницы для написания рецензии (заключения) преподавателя. Все дополнительные страницы должны быть в тетради приклеены или вшиты. Работа выполняется в ученической тетради в клетку темными чернилами (синими, черными, фиолетовыми) через строчку. В связи с достаточно активным использованием студентами персональных компьютеров разрешается выполнять контрольную работу в печатном виде, однако ее оформление также должно соответствовать существующим стандартам.
Работа выполняется аккуратно на листе формата А4 стандартным 14-м шрифтом с полуторным интервалом. Используются шрифты Times New Roman . Вопросы и заголовки желательно выделять курсивом и жирным шрифтом, заглавными буквами. Границы полей: левое – 3 см, правое – 1,5 см, нижнее и верхнее – 2,0 см. Одна печатная страница должна вмещать 30...40 строк текста, а в строке должно быть 60...64 печатных знака, включая пробелы. Текст печатается черным или синим цветом.
В работе не должно быть помарок, перечеркиваний. Опечатки, описки и графические неточности исправляются подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения машинописным способом, либо от руки чернилами или тушью того же цвета, что и исправляемый оригинал.
Все структурные элементы работы и главы ее основной части начинаются с новой страницы. Расстояние между разделами, подразделами и пунктами должно быть 4,5 интервала.
Абзацы в тексте начинают отступом, равным пяти печатным знакам.
После знаков препинания делается пробел, перед знаками препинания пробелов не делается. Перед знаком "тире" и после него делается пробел.
Знаки "дефис" и "перенос" пишутся без пробелов. Знаки "номер" (№) и "параграф" (§), а также единицы измерения от цифры отделяются пробелом. Знак градус (°) пишется с цифрой слитно, а градус Цельсия (°С) - отдельно. Знаки "номер", "параграф", "процент", "градус" во множественном числе не удваиваются и кавычками не заменяются.
Все страницы, формулы и таблицы нумеруются. Нумерация – сквозная (т.е. номер – один, два и т.д.). Нумерация страниц указывается без черточек в правом нижнем углу.
Работа должна быть выполнена аккуратно, четким, разборчивым почерком, в той же последовательности, в какой приведены вопросы домашнего задания. Перед каждым ответом на вопрос следует писать номер задания и его полную формулировку. Сокращения слов и подчеркивания в тексте не допускаются. Общий объем работы не должно превышать 24 страниц рукописного или 12 страниц машинописного текста.
Сокращение наименований и таблицы в изложенном материале должны выполняться с учетом требований ЕСКД. При переносе таблиц следует повторить заголовок таблицы, указывая над ней «Продолжение таблицы» и ее номер. Единицы измерения указывать только в результирующих значениях.
В контрольной работе должны быть приведены полностью вопросы заданий и даны исчерпывающие на них ответы. Каждый вопрос с новой страницы.
В конце работы приводится список использованной литературы, где сначала указываются нормативные документы (законы, указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.), затем в алфавитном порядке – учебная литература и справочные пособия с указанием фамилии и инициалов автора, наименование источника, места и года его издания; затем ставится дата выполнения работы и подпись студента.
Титульный лист работы должен быть оформлен в соответствии с утвержденной формой, подписан, с указанием даты сдачи работы.
На каждую контрольную работу преподаватель дает письменное заключение (рецензию) и выставляет оценки «зачтено» или «не зачтено». Не зачтенная работа возвращается студенту с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению недостатков.
По получении проверенной контрольной работы студент должен внимательно ознакомиться с исправлениями на полях, прочитать заключение преподавателя, сделать работу над ошибками и повторить недостаточно усвоенный материал в соответствии с рекомендациями преподавателя. После этого студент выполняет работу повторно и отсылает вместе с первой на проверку.
Обучающие обязательно должны сдать контрольную работу на проверку не позднее, чем за 10 дней до экзамена. Без выполнения контрольной работы обучающийся не допускается до экзамена.
Вопросы и задания контрольной работы определяются по предложенной таблице согласно присвоенного номера обучающемуся в списочном составе группы ( вариант определяется на пересечении первой и последней цифр; первый по списочному составу группы выбирает вариант 01 – по вертикали 0, а по горизонтали 1; второй – 02,……………..; 10 – 10 в ;11 – 11в (1 – по вертикали, 1 – по горизонтали) и так далее.
Таблица выбора варианта
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
0
|
|
1,11,21
|
2,12,22
|
3,13,23
|
4,14,24
|
5,15,25
|
6,16,26
|
7,17,27
|
8,18,28
|
9,19,29
|
1
|
10,20,30
|
1,11,21
|
2,12,22
|
3,13,23
|
4,14,24
|
5,15,25
|
6,16,26
|
7,17,27
|
8,18,28
|
9,19,29
|
2
|
10,20,30
|
1,11,21
|
2,12,22
|
3,13,23
|
4,14,24
|
5,15,25
|
6,16,26
|
7,17,27
|
8,18,28
|
9,19,29
|
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ.
1. Единство измерений: единицы физических величин.
2. Единство измерений: стандартизация, эталоны.
3. Точность измерений: основная и дополнительная погрешности.
4. Точность измерений: методическая погрешность.
5. Точность измерений: погрешность взаимодействия.
6. Точность измерений: динамическая погрешность.
7. Точность измерений: субъективная погрешность.
8. Точность измерений: классы точности средств измерений.
9. Обработка результатов измерений: обработка косвенных измерений.
10. Обработка результатов измерений: обработка прямых измерений.
11. Электромеханические измерительные приборы магнитоэлектрической системы.
12. Электромеханические измерительные приборы выпрямительной системы.
13. Электромеханические измерительные приборы термоэлектрической системы.
14. Электромеханические измерительные приборы электромагнитной системы.
15. Электромеханические измерительные приборы электродинамической системы.
16. Электромеханические измерительные приборы индукционной системы.
17. Электромеханические измерительные приборы: электростатические вольтметры.
18. Электронные вольтметры переменного напряжения.
19. Электронные измерительные приборы: выпрямители (детекторы).
20. Особенности электронных измерительных приборов.
21. Цифровые методы и средства измерений.
22. Цифровые частотомеры.
23. Цифровые вольтметры и мультиметры.
24. Цифровая измерительная регистрация.
25. Цифровой анализ сигналов.
26. Цифровая регистрация и анализ сигналов: характеристики типичных регистраторов / анализаторов.
27. Цифровая регистрация и анализ сигналов: компьютерные средства регистрация и анализа.
28. Электрические измерения неэлектрических величин: измерение температуры.
29. Электрические измерения неэлектрических величин: измерение давления.
30. Электрические измерения неэлектрических величин: измерение скорости движения потока вещества и его расхода.
Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету.
1. История развития электрических измерений. Значение измерений в системе обеспечения качества продукции.
2. Основные и производные единицы физических величин. Система физических единиц и их величин.
3. Единство измерений. Классификация методов измерений и их краткая характеристика.
4. Средства измерений, меры основных электрических величин, электроизмерительные установки, измерительные преобразователи, информационные системы.
5. Классификация электроизмерительных приборов. Условные обозначения, наносимые на приборы.
6. Основные требования, предъявляемые к электроизмерительным приборам и нормальные условия их работы. Техника безопасности при работе с электроизмерительными приборами.
7. Образцовые средства измерений. Поверка средств измерений.
8. Погрешности как характеристики средств измерения. Классификация и виды погрешностей.
9. Определение приборной погрешности на основании класса точности прибора.
10. Предел, цена деления, чувствительность электроизмерительного прибора. Общие сведения об обработке результатов измерений.
11. Принципы действия электроизмерительных приборов.
12. Понятие об измерительных цепях. Элементы измерительной цепи, виды измерительных цепей. Способы связи в сложной электрической цепи. 13. Включение вольтметров в цепь. Основные параметры вольтметров. Основные типы вольтметров и их краткая техническая характеристика. 14. Расчет добавочных сопротивлений. Расчет внутреннего сопротивления и точность измерения. 15. Расширение пределов измерений с помощью транзисторов и добавочных сопротивлений. 16. Электронные и цифровые вольтметры. Компенсационные методы измерения напряжения.
17. Включение амперметров в цепь. Основные параметры амперметров. Основные типы амперметров и их краткая техническая характеристика.
18. Устройство амперметра на базе различных измерительных механизмов, их особенности.
19. Расширение пределов измерений амперметров с помощью измерительных трансформаторов и шунтов. Применение шунтов для измерения больших токов.
20. Измерительные клещи, их устройство и назначение.
21. Измерительные цепи и приборы для измерения слабых токов.
22. Косвенное измерение мощности с помощью вольтметра и амперметра в цепях постоянного и переменного тока.
23. Основные параметры ваттметров, основные типы ваттметров и их краткая характеристика. Включение ваттметра в цепь.
24. Принцип действия и устройство ваттметров. Правила выбора пределов измерения ваттметров.
25. Использование амперметра, вольтметра и ваттметра для определения активной, реактивной, полной мощностей и коэффициента мощности в однофазной цепи переменного тока. 26. Измерение мощности в трехфазных цепях. Метод трех приборов. Метод двух приборов. 27. Устройство и назначение двухэлементных ваттметров.
28. Устройство и принцип действия однофазного индуктивного счетчика. Включение счетчика в цепь.
29. Современные электронные трехфазные счетчики. Классификация электросчетчиков. 30. Основные параметры и типы универсальных и специальных электроизмерительных приборов, краткая техническая характеристика. 31.Мультиметры, вольтамперметры, комбинированные приборы. 32. Регистрирующие приборы и их классификация. 33. Самопишущие приборы прямого действия. Регистрирующие приборы со следящей схемой управления. 34. Светолучевые осциллографы. 35. Магнитоэлектрический гальванометр. 36.Основы методов электрических измерений неэлектрических величин. 37. Первичные измерительные преобразователи, их группы. 38.Параметрические датчики, их виды. 39.Генераторные преобразователи. 40.Тензорезисторы. 41. Электрические измерения неэлектрических величин. Измерение расстояния. 42. Электрические измерения неэлектрических величин. Измерение массы. 43. Электрические измерения неэлектрических величин. Измерение расхода, уровня концентрации жидкости, газа. 44. Электрические измерения неэлектрических величин. Измерение тепловых величин. Термопары. 45. Электрические измерения неэлектрических величин. Измерение освещенности. Люксметры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Панфилов, В.А.Электрические измерения [Текст]: Учебник для СПО, 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 287 с.
2. Шишмарев, В.Ю. Измерительная техника [Текст]: Учебник для СПО, 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 287 с.
Дополнительная
1. Хромоин П.К. Электротехнические измерения: учебное пособие – М: ФОРУМ, 2011 г. - 288 с.
2. Евгихиев Н.Н. Измерения электрических и неэлектрических величин: учеб. Пособие - М.: Энергоатомиздат, 1990.
Интернет-ресурсы:
http://elektroinf.narod.ru/ Библиотека электроэнергетика
http://elektroshema.ru/ Электричество и схема
http:// http://city-energi.ru/about.html Все о силовом электрооборудовании – описание, чертежи, руководство по эксплуатации
http://eksplinstruktio.ucoz.ru/ Инструкции по эксплуатации – грамотная работа с оборудованием подстанции
www.ElectricalSchool.info Школа для электрика. Статьи, советы, полезная информация по устройству, наладке, эксплуатации и ремонту электрооборудования
|