Пояснительная записка Уважаемые студенты! Для подготовки к теоретическим занятиям (урокам) по разделу «Проведение профилактических мероприятий пожилому населению»

Пояснительная записка Уважаемые студенты! Для подготовки к теоретическим занятиям (урокам) по разделу «Проведение профилактических мероприятий пожилому населению»


НазваниеПояснительная записка Уважаемые студенты! Для подготовки к теоретическим занятиям (урокам) по разделу «Проведение профилактических мероприятий пожилому населению»
страница1/7
ТипПояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
СПб ГБОУ СПО «Акушерский колледж»


Рассмотрена на заседании

ЦМК «Сестринское дело»
«_____»_______________2015 г

Протокол №________________

Председатель ЦМК__________


«УТВЕРЖДАЮ»
Методист:

_______Лутошкина Т.А.

«_____»__________2015г




Иванова Татьяна Александровна
Шостак Наталья Васильевна

материалы к урокам

по ПМ 01 ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
раздел: ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ пожилОМУ НАСЕЛЕНИЮ.


Специальность: 34.02.01. «Сестринское дело»


Санкт-Петербург

2015 г.

Пояснительная записка

Уважаемые студенты!
Для подготовки к теоретическим занятиям (урокам) по разделу «Проведение профилактических мероприятий пожилому населению» вам предлагается использовать:
1.Учебник

Кучма В.Р., Донцов В.И., Кожин А.А. и др.,

Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды.

М., Мастерство, 2015 г.
2. Материалы для уроков, находящиеся на сайте колледжа: www.akush.spb.ru в разделе «Для учащихся» на моей персональной странице и в печатном виде в библиотеке колледжа.
3. Сайты в Интернете:

www. gerontology.ru;

www.vsiagerontologija.ru;

www.gersociety.ru;

www.sciencevsaging.org/ru.

www.takzdorovo.ru

www.scardio.ru

www.astma.ru

www.gastroportal.ru

www.proctology.ru

www.osteoporoz.ru

www.osteoporozu.net.

www.diabet.ru

www.rakpobedim.ru

www.netoncology.ru

www.zdrav.spb.ru
Теоретическая часть раздела состоит из 15 уроков:

МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение - 5 уроков,

МДК 01.02. Основы профилактики – 8 уроков,

МДК 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи – 2 урока,

к которым, при помощи вышеперечисленных источников информации, вы должны подготовиться. Вопросы для проверки знаний и домашнее задание к следующему уроку располагаются в конце каждого урока.

Ваша оценка зависит от усилий, которые вы приложите самостоятельно изучая материалы по теме.

Уже на первом уроке вам предстоит сдать домашнее задание, устный опрос или выполнение письменного задания по теме.

Будьте внимательны!!!
Желаю удачи!

С уважением, Иванова Татьяна Александровна.


МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение - 5 уроков

Урок №1



«Демографическая ситуация в Российской Федерации и регионах. Периоды жизнедеятельности человека. Роль медицинской сестры в сохранении здоровья в различные возрастные периоды».

В мире наблюдается процесс старения населения, главный показатель его – повышение в населении удельного веса тех, кому за 60 лет. Это мировой процесс, появившийся во Франции в начале 19 века и постепенно охватывающий всё большее число стран. Быстрое старение населения в ещё Советском Союзе началось после второй мировой войны. Особенно быстро увеличилась численность лиц пожилого и старческого возраста 70 лет и более:

в 1959 году – 8 млн. человек;

в 1979 году – 15 млн. человек.

В чём причина старения населения вообще и в России в частности? Обычно считают, что дело здесь в снижении смертности и увеличении продолжительности жизни.

На самом деле, старение населения – следствие снижения рождаемости. Представим себе, что рождения вообще прекратились, тогда через 60 лет население будет состоять из пожилых и старых людей.

По данным ООН в 1950 году в мире проживало около 200 млн. лиц старше 60 лет,

в 1975 году – 350 млн.

в 2000 году –590/610 млн.

в 2005 году –1 млрд. 100 млн. соответственно, т. е. ожидается увеличение числа пожилых и стариков более чем на 224%.

Численность же населения возрастёт с 4,1 млрд. до 8,2 млрд., т.е. на 102%.

В настоящее время доля стареющих в развитых странах от 12-23%, а в развивающихся – 4-7%.

В нашем городе – 22,8% пожилых и старых (Копенгаген – 15,6%, Стокгольм – 16%, Осло – 14,2%).

В 2000 году – самая большая плотность 100-летних на Окинаве (Япония). В 2050 году в США предполагается 1млр. столетних.

В бывшем СССР хорошо известны были зоны долгожительства: Нагорно-Карабахская, Нахичеванская, Юго-Осетинская, Абхазская, Аджарская, Дагестанская, Чечено-Ингушская.

В начале нашего века из 100 тыс. родившихся только 50 000 доживали до 23 лет- него возраста (половина умирала от острых заразных заболеваний: чумы, холеры, оспы. Болезнь длилась 1-2 дня – неделю, приводила к смерти, никого не инвалидизировала).

В 20-е годы средняя продолжительность жизни увеличилась до 34 лет (причинами смерти были туберкулёз, воспаление лёгких, заболевания почек).

В 40-е годы началась эра антибиотиков, поэтому половина родившихся уже доживала до 60 лет.
В настоящее время средняя продолжительность жизни:

в Японии – 82 года,

в Швеции и Канаде – 81 год,

Дании, Норвегии – 79 лет,

России – 72 года


Вопросы для самоподготовки к занятию



п/п

Раздел темы

Литература

Установочная инструкция

Вопросы для самоконтроля

1.

Демографическая ситуация в Российской Федерации и регионах.

Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды: Учебник для студентов мед.училищ и колледжей В.Р. Кучма, В.И. Донцов, В.Н. Крутько и др. Изд. Академия 2002 г.

Глава 1.1 стр. 7
Учебник, Глава 1.1., стр.14. Материалы для уроков. Урок №1.

Записать в тетрадь формулы для расчета основных демографических показателей.


Обратить внимание на продолжительность жизни в России, Канаде, Норвегии.

По какой формуле рассчитываются основные демографические показатели: естественный прирост населения, рождаемость, смертность?


Какая продолжительность жизни в России, Канаде, Норвегии?

2.

Устранимые и неустранимые факты развития заболеваний.

Презентация №1

Уяснить устранимые и неустранимые факторы риска заболеваний.

Перечислите устранимые и неустранимые факторы риска заболеваний.

3.

Определение ВОЗ понятий «Здоровье», «Качество жизни».

Презентация №1

Выучить определения.

Дайте определение здоровья, определение качества жизни.


4.

Возрастная периодизация жизни.

Учебник,

Глава 2.2. стр35,

Презентация №1

www. gerontology.ru;

www.vsiagerontologija.ru;

www.gersociety.ru;

www.sciencevsaging.org/ru.



Разобраться в календарных критериях возрастной периодизации жизни человека.

Назовите календарные критерии антенатального развития организма.

Назовите календарные критерии постнатального развития организма.


5.

Роль среднего медицинского персонала в сохранении и укреплении здоровья.

Учебник,

Глава 2.3.,стр. 39,

Презентация №1


Составить памятки по аспектам консультирования родителей и семьи в периоде новорожденностиСоставить памятки по аспектам консультирования родителей и семьи в периоде 1-13 лет.
Составить памятки по аспектам консультирования родителей и семьи в периоде от 13-18 лет.
Составить памятки по аспектам консультирования пациента и его семьи в периоде от 40-64 лет.

По каким аспектам проводится консультирование родителей и семьи в периоде новорожденности?
По каким аспектам проводится консультирование родителей и семьи в периоде 1-13 лет?


По каким аспектам проводится консультирование родителей и семьи в периоде от 13 до 18 лет?

По каким аспектам проводится консультирование пациента и его семьи в периоде 40-64 лет?



Домашнее задание:

подготовить описание пожилого человека из предлагаемых литературных источников на отдельном листе формата А4 ОТ РУКИ, размер работы - 1 страница текста.

А. Кронин. «Замок Броуди»

М. Горький. «Старуха Изергиль»

Л. Толстой. «Война и мир»

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание»

Я. Смеляков. «Старуха». Стихотворение.

Д. Голсуорси. «Сага о Форсайтах»

О. Бальзак. «Сельский врач»

А. Чехов «Дядя Ваня»

В. Короленко. «Лес шумит»

В Короленко. «Старый звонарь»

Урок №2

Введение в геронтологию.

Анатомо-физиологические особенности лиц пожилого возраста.
Геронтология – раздел биологии и медицины, изучающий закономерности старения живых существ, в том числе и человека.

(греч. – «герон» - старец + «логос» - учение).

Геронтология включает в себя следующие разделы: биологию старения (старость), гериатрию, герогигиену, геронтопсихологию, геродиететику.

Гериатрия – учение о болезнях пожилых и старых людей.

Герогигиена – раздел геронтологии, изучающий влияние условий жизни на процесс старения человека и разрабатывающий мероприятия, направленные на предупреждение патологического старения.

Геронтопсихология – раздел геронтологии, изучающий особенности психики и поведения лиц пожилого и старческого возраста.
Начало научной геронтологии связывают обычно с именем великого английского философа Ф. Бэкона (1561-1626 г.) среди наук, которым не уделялось должного внимания, была, по его мнению, наука об увеличении продолжительности жизни.

В России проблемами старости занимались С.П. Боткин – в 1889 году в Санкт-Петербурге обследовал 2240 престарелых человек. Обследование позволило сделать вывод, что старость – это физиологический, естественный процесс.

И.И. Мечников – проводил экспериментальное изучение старения, выдвинул аутоинтоксикационную теорию старения, связанную с функцией кишечника.

А.А. Богомолец – полагал, что ведущие механизмы старения определяются возрастными изменениями соединительной ткани.

В.В. Фролькис (1985 г.) – создал адаптационно-регулярную теорию старения. В ходе старения параллельно идёт процесс витаукта (vita – жизнь, auctum – увеличивать), стабилизирующий жизнедеятельность организма, повышающий его адаптационные возможности.

Биология старения.

Старость – закономерно наступающий заключительный период возрастного развития (заключительный период онтогенеза).

Старение – биологический разрушительный процесс, неизбежно развивающийся с возрастом, приводящий к ограничению адаптационных возможностей организма.

Для развития старения характерна:

гетерохронность – различие во времени наступления старения отдельных органов и тканей (тимус атрофируется в возрасте 13-15 лет, половые железы – в 48-52 года у женщин);

гетеротопность – различная выраженность процессов старения для разных органов и систем.

Старение – многопричинный процесс, вызываемый многими факторами, действие которых повторяется и накапливается в течение всей жизни. Среди них – стресс, болезни, накопление свободных радикалов, воздействие ксенобиотиков (чужеродных веществ), температурные повреждения, недостаточное выведение продуктов распада белков, гипоксия и другие.

Старение – многоочаговый процесс, он возникает в разных структурах клеток: в ядре, мембранах; в разных типах клеток: нервных, секреторных, иммунных, почечных и других.

По теории В.В. Фролькиса темп возрастных изменений определяется соотношением процессов старения и витаукта.

В настоящее время существует множество теорий старения, но ведущее значение придаётся двум:

  1. Старение – генетически запрограммированный процесс, результат закономерного развития программы, заложенной в генетическом аппарате. В этом случае действие факторов окружающей среды и внутренней среды могут повлиять на темп старения, но в незначительной степени.

  2. Старение – результат разрушения организма вследствие неизбежного повреждающего действия сдвигов, возникающих в ходе самой жизни, т. е. вероятностный процесс.

Для вероятностных теорий старения общим признаком будет – появление и накопление «ошибок» в жизнедеятельности клеток или ослабление их функций (это некоторые из них):

    • теория свободных радикалов – старение возникает вследствие повреждений, вызываемых свободными радикалами;

    • теория накопления липофусцина – (старческого пигмента – продукта окисления белков и жира), старение – это накопление вредных (балластных) веществ, как побочного продукта метаболизма;

    • теория износа организма – предполагает, что старение является результатом обычного износа, как любое физическое тело от длительного существования;

    • теория соматических мутаций – старение, это результат соматических мутаций из-за внешних и внутренних факторов.


Возрастные группы.

Биологический, паспортный возраст
В 1958 году в Киеве был создан Научно-исследовательский институт Геронтологии, где ВОЗ в 1963 году провёл конгресс, на котором была принята возрастная классификация:

45 – 59 лет – зрелый возраст

60 – 74 – пожилой

75 –89 – старческий

более 90 – долгожители

Биологическая видовая продолжительность жизни человека – 95 +- 5 лет, (кошки – 18 лет, хомяки – 3-4 года, собаки – 15 лет).

Виды возрастов

Паспортный – хронологический = календарный возраст – период от рождения до момента его исчисления. Имеет чёткие градации – день, месяц, гол.

Биологический (анатомо-физиологический) – характеризует биологическое состояние организма (его жизнеспособность, работоспособность). Биологический возраст может не соответствовать календарному (опережает или отстаёт от него).

Существует целый ряд тестов на определение биологического возраста.

Чем больше календарный возраст опережает биологический, тем медленней темп его старения, тем больше должна быть продолжительность его жизни.

Естественное старение – характеризуется определённым темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих возможностям конкретного человека.

Преждевременное старение – прогерия может развиться у детей (с первых месяцев жизни) – смерть наступает примерно в 13 лет со всеми признаками старости.
Анатомо-физиологические особенности.

Система органов


Признаки старения

Механизмы старения





Общие изменения в организме - уменьшение: общего содержания жидкости в организме, мышечной массы, внутриклеточной жидкости; увеличение количества жира.



Кожа

Появление морщин, пурпура от микротравм, раны на коже от давления и их медленное заживление, сухость кожи, частый зуд. Выпадение и поседение волос. Ослабление осязания.

Атрофия подкожно-жировой клетчатки: снижение эластичности кожи, функции потовых и сальных желёз, увеличение хрупкости сосудов, снижение волосяного пигмента, уменьшение способности клеток к воспроизводству.


Зрение

Характерна старческая дальнозоркость, уменьшение адаптации к темноте, сужение полей зрения.

Изменение эластичности хрусталика, накоплением липидов во внешнем крае радужки.

Слух

Ухудшение слуха, особенно восприятия звуков высокой частоты, уменьшение способности различать звуки (особенно по телефону, быструю речь), потеря разборчивости чужой речи. Снижение чувства равновесия – головокружение, падения.

Возрастные изменения звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата: остеопороз слуховой косточки, атрофия суставов между слуховыми косточками, атрофия клеток спирального (кортиева) органа, снижение эластичности основной мембраны, атеросклероз сосудистой системы.


ЖКТ

Нарушение прикуса, акта кусания и механической обработки пищи в полости рта. Ухудшение восприятия вкусовых ощущений, уменьшение удовольствия от приёма пищи, сухость во рту. Дисфагия – нарушение глотания. Снижение секреторной и всасывательной функции ЖКТ. Запоры.

Ослабление обоняния: потеря восприятие запахов и способность различать запахи.

Уменьшение размеров верхней челюсти, атрофия жевательных мышц, потеря зубов. Уменьшение количества вкусовых сосочков на 50%, атрофия слюнных желёз. Ослабление подвижности пищевода и нарушение функции сфинктеров. Ослабление перистальтики кишечника. Снижение антитоксической функции печени.

Ослабление функции клеток, воспринимающих запах, курение, и различные химические вещества.



Дыхатель-ная система

Снижение ЖЕЛ, ухудшение бронхиальной проходимости, нарушение дренажной функции бронхов, снижение кашлевого рефлекса, уменьшение общей и местной иммунологической реактивности.

Ослабление эластичности лёгочной ткани, уменьшение количества альвеол, ослабление дыхательной мускулатуры, ограничение подвижности грудной клетки (формирование кифоза).



Сердечно-сосудистая система

Уменьшение сократительной способности миокарда. Уменьшение пластичности сосудов. Ухудшение коронарного кровообращения. Увеличение артериального давления и уменьшение венозного. Увеличение размеров сердца.

Уменьшение количества клеток миокарда, атрофия и склероз. Склеротическое уплотнение сосудов (аорты, артерий). Уменьшение количества функционирующих капилляров. Уменьшается величина минутного объёма сердца, т.к. урежается частота сердечных сокращений.



Мочевыде-лительная система

Снижение фильтрации и реабсорбции. Учащение позывов к мочеиспусканию. Стрессовое недержание мочи

Уменьшается на 1/3 – 1/2 количество нефронов из-за возрастного нефрологического склероза. Утолщается стенка мочевого пузыря, ослабление тонуса сфинктеров. Уменьшение объёма мочевого пузыря.



Эндокринная

система

Менопауза, атрофия влагалища. Снижение у мужчин либидо, потенции. Снижение основного обмена. Повышение уровня сахара в крови.

Снижение половых гормонов (быстро у женщин, постепенно у мужчин). Снижение количества гормонов щитовидной железы. Уменьшение выработки инсулина.



Костно-мышечная система

Уменьшение роста, мышечной силы и массы. Формирование кифозов (горб). Остеопороз – уменьшение костной массы – склонность к переломам. Окостенение суставов и их воспаление.

Снижение (атрофия) мышц. Искривление позвоночника. Уменьшение содержания минеральных веществ в костях (к 60 годам плотность у мужчин составляет 70%, а у женщин – 60% от нормальной). Обызвествление хрящей, разрушение их с потерей влаги. Повышение окостенения сухожилий.

Остеопороз

Это снижение плотности кости в результате уменьшения количества костного вещества кальция.

ЦНС

Снижение памяти, уменьшение способности к обучению

Атрофия мозга из-за гибели нейронов. Ухудшение мозгового кровообращения. Сужение черепно-мозговых сосудов. Снижение ортостатических рефлексов. Снижение чувствительности к изменениям температуры. Уменьшение чувства жажды и желания пить. Снижение функции спинного мозга.

Кровь

Объём крови практически не изменяется. Тенденция к уменьшению эритроцитов и Нв. Уменьшение лейкоцитарной реакции при воспалительных процессах. При кровопотерях и стрессах резко снижаются адаптационные возможности системы.

Уменьшается объём костного мозга (замещается жировой и соединительной тканью) – в 70 лет – кроветворная ткань костного мозга составляет 30%.

Иммунная

система

Повышенная восприимчивость к инфекциям и злокачественному росту. Нарушение иммунного ответа.

Снижение клеточного иммунитета. Снижение Т-лимфоцитов (атрофия вилочковой железы). Снижение выработки первичных антител.


Вопросы для самоподготовки к занятию



п/п

Раздел темы

Литература

Установочная инструкция

Вопросы для самоконтроля

1.

Введение в геронтологию.

Материалы для уроков.

Урок №2.

Материалы для уроков.

Урок №2.

www. gerontology.ru;

www.vsiagerontologija.ru;

www.gersociety.ru;

www.sciencevsaging.org/ru.

Материалы для уроков.

Урок №2.
Материалы для уроков.

Урок №2.
Материалы для уроков.

Урок №2.


Выучить определения «старость», «старение».
Иметь представление о основоположниках геронтологии и теориях старения организма.

Ответить на задание для самоконтроля.
Выучить возрастные критерии по классификации ВОЗ.


Ответить на вопросы для самоконтроля.

Дайте определение терминам «старость», «старение».
Перечислить ФИО основоположников геронтологии.

Какие теории старения Вы знаете? Охарактеризуйте их.
Дайте определение геронтологии, гериатрии, герогигиены, геронтопсихологии.
Назовите возрастные критерии зрелого, пожилого, старческого возрастов.

Что такое биологический и паспортный возраст?

Назовите виды старения.

2.

АФО лиц пожилого и старческого возраста.

Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды: Учебник для студентов мед.училищ и колледжей В.Р. Кучма, В.И. Донцов, В.Н. Крутько и др. Изд. Академия 2002 г.

Глава 6.5 стр.

307-320.

Материалы для уроков. Урок №2.


Знать АФО лиц пожилого и старческого возраста.

Опишите АФО:

-зрения

-слуха

-желудочно-кишечного тракта

-дыхательной системы

изменения сердечно-сосудистой системы

-моче-выделительной системы

-эндокринной системы

-костно-мышечной системы

-центральной нервной системы

-системы крови и иммунной системы

- кожи.


Домашнее задание:

составить 10 тестовых заданий по теме урока с одним вариантом правильного ответа.

Работу следует выполнить на 2 листах: на первом листе тесты без отмеченных ответов, а на втором номера тестовых заданий и ответы к ним.
Урок №3.
Искусство старения. Психологические аспекты старения.

Геропротекторы.
Общие психологические черты старости связаны с ослаблением силы и подвижности нервных процессов, ослаблением памяти, консерватизм стариков, отрицательное отношение ко всему новому. Характерен возврат к прошлому, оторванность от будущего. Брюзжание, ворчливость, стремление поучать, обидчивость, скупость и подозрительность, усиливающееся самонаблюдение и тревожное ожидание черты психического старения.

Все эти сдвиги у здорового старого человека выражены весьма умеренно, он вполне адекватно решает возникающие жизненные ситуации.

При болезнях, стрессовых ситуациях это усугубляется.
Адаптация к старости может рассматриваться с учётом типов высшей нервной системы деятельности человека! Так у людей с сильным уравновешенным типом нервной системы в старости остаётся потребность в труде, сохраняется интерес к политике, искусству; осознаются изменения, вызванные старостью, и формируется протест против них; чувство одиночества сочетается со стремлением сохранить и создавать новые общественные связи.

При старении у людей с сильным неуравновешенным типом нервной системы сохраняется потребность в труде, интерес к окружающему. Они нетерпимо относятся к своей старости и к новому положению, которое они вынуждены занимать в семье и в обществе в связи с переходом на пенсию: часто вспыльчивы, сварливы, легко теряют самообладание, что затрудняет общение, создаёт одиночество. Несмотря на сниженные возможности, эти люди стремятся, чаще импульсивными методами добиться поставленной цели.

Люди с промежуточным типом нервной системы тяготеют к первому или второму вариантам.

У людей со слабым типом нервной системы наблюдаются при старении ослабление как раздражительного, так и тормозного процессов, а иногда особая слабость тормозного процесса. Потребность в труде почти не существует, отмечается быстрая утомляемость при самых незначительных усилиях. Круг интересов весьма узок и сводится в большинстве случаев к элементарным потребностям. Отсутствует самостоятельность, отмечается чувство беспокойства.

ВОЗ рекомендует при работе с лицами пожилого возраста выделять следующие факторы риска (психологически трудные периоды жизни):

  1. Уход на пенсию с прекращением трудовой деятельности.

  2. Потеря близкого человека.

  3. Одиночество, болезнь при невозможности полного самообслуживания.

  4. Одиночество супружеских пар, неспособных к самообслуживанию.

  5. Возраст старше 75 лет независимо от состояния здоровья.


Возрастная адаптация в старости происходит сугубо индивидуально. Приспособительные возможности можно представит схематично:

  1. Приспособительные возможности полностью нарушены, человек не способен обучиться новому, не может работать, в своём положении зависит от окружающих, нуждается в уходе.

  2. Приспособительные возможности частично нарушены, уменьшается умственная работоспособность.

  3. Способность к эффективному приспособлению сохраняется на прежнем уровне.

  4. Уровень производительности не снижается, т.к. задания не превышают психологические возможности.

  5. Гиперкомпенсация сниженных возможностей за счёт профилактических мер, таких как – физкультура, щадящая диета, психофизиологический аутотренинг.



Негативные факторы, усиливающие старение:

(основные факторы помечены звёздочкой)


  • Депрессия

Неспособность выражать эмоции

Чувство беспомощности в изменении себя и других

Одинокое проживание

Одиночество, отсутствие близких людей

  • Недостаток в устоявшемся повседневном укладе

  • Недостаток регулярности в работе

  • Неудовлетворённость работой

Необходимость работать больше 40 часов в неделю

Финансовые трудности, долги

Частые или повышенные переживания

Огорчённость по поводу прошлых потерь

Раздражительность, вспыльчивость или неспособность проявить гнев

Критичность по отношению к себе и к другим
Положительные факторы, замедляющие старение

(основные факторы помечены звёздочкой)

  • Счастливый брак

  • Удовлетворённость работой

  • Чувство личного счастья

Способность легко смеяться

Удовлетворённость половой жизнью

Способность заводить и поддерживать тесную дружбу

  • Регулярность повседневной жизни

  • Регулярность в работе

Ощущение власти над своей личной жизнью

Отдых, приносящий радость, хобби, дающее удовлетворение

Способность легко выражать чувства

Оптимистический взгляд в будущее

Ощущение финансовой уверенности, жизнь по средствам
Профилактика старения – одно из ведущих направлений медицины XXI века.

Гериатрические средства (геропротекторы) – к ним относятся биологические активные вещества неспецифического общерегулирующего действия.

Оказывают влияние на активные процессы обмена на молекулярном, клеточном, тканевом уровне.

Они нормализуют метаболизм, активизируют снижение физиологические функции.

Витамины:

«Декамевит» – таблетки в оболочке желтого и оранжевого цвета.

Близки – «Ундевит», «Квадевит», «Витрум», «Гериатрик фарматон».

Длительные приёмы (3-4 курса в год в течение 3 лет.)

«Рикавит» - рибоксин, глютаминовая кислота, соли К + комплекс витаминов.

Микроэлементы – Си, Zn, Ca, Mq, K.

Препараты чеснока.

Тканевая терапия - маточное молочко пчёл = апилак комплекс продукт выделения пчёл ® (белок, аминокислоты, липоиды, витамины, микроэлементы, гормоны).

Адаптогены – женьшень, элеутерококк.

Антиоксиданты – витамин Е.

Цитамины: эпифамин, хондрамин, церебрамин, бронхаламин, вазаламин, вентрамин, гепатамин, корамин, овариамин, офталамин, панирамин, просталамин, ренисамин, супренамин, тесталамин, тимусамин, тирамин.

Цитамины – не являясь лекарствами, способствуют оптимальному функционированию и полноценному питанию органов и тканей, не содержат консервантов и других, чужеродных для организма веществ, не обладают побочным действием, не имеют противопоказаний, совместимы с другими питательными и лекарственными средствами, а также удобны для применения.

Цитамины изготовляются в виде таблеток и капсул, покрытых кишечно-растворимой оболочкой, препятствующей разрушению активных компонентов ферментами желудочного сока и обеспечивающей их всасывание в неизменном виде в тонком кишечнике и дальнейшую доставку к органам и тканям организма, что соответствует физиологическому процессу пищеварения.

Введение в организм цитаминов, выделенных из органов и тканей молодых животных (мозг, сердце, тимус, печень, половые железы и др.), приводит к восстановлению функций мозга, сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной, эндокринной, мочеполовой и других систем, деятельность которых значительно снижается при многих заболеваниях, и особенно при старении. В экспериментах на животных доказано, что при введении в организм комплекса препаратов бронхаламин, вазаламин, вентрамин, гепатамин, корамин, овариамин, офталамин, панкрамин, просталамин, ренисамин, супренамин, тесталамин, тимусамин, хондрамин, церебрамин, эпифамин, тирамин продолжительность жизни увеличивается на 30-40% за счёт нормализации обменных процессов и уменьшения частоты возникновения опухолей.

Лечебный процесс включает в себя несколько циклов биорегулирующей терапии с помощью цитаминов. В процессе лечения осуществляется мониторинг состояния здоровья пациента с коррекцией терапии в зависимости от происходящих в его организме изменений. Это позволяет стабилизировать процессы метаболизма и существенно улучшить состояние здоровья.

Вопросы для самоподготовки к занятию



п/п

Раздел темы

Литература

Установочная инструкция

Вопросы для самоконтроля

1.

Психологические особенности высшей нервной деятельности пожилых и старых людей.

Учебник. Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды: Учебник для студентов мед.училищ и колледжей В.Р. Кучма, В.И. Донцов, В.Н. Крутько и др. Изд. Академия 2002 г.

Глава 6.5.2. стр. 312-316

Материалы для уроков. Урок №3.

Ответить на вопросы для самоконтроля.


.

Какие типы высшей нервной деятельности присущи пожилым и старым людям?

Опишите их.

2.

Факторы, влияющие на старение.

Материалы для уроков. Урок №3.

www. gerontology.ru;

www.vsiagerontologija.ru;

www.gersociety.ru;

www.sciencevsaging.org/ru.



Ответить на вопросы для самоконтроля.

1.Перечислите основные и дополнительные факторы усиливающие старение.

2.Перечислите основные и дополнительные факторы замедляющие старение.

3.

Здоровый образ жизни пожилых и старых людей.

Материалы для уроков. Урок №3.


Учебник. Глава 6.9. стр. 342-344
Учебник. Глава 6.9. стр. 346-350

Составить памятку по поддержанию здорового образа жизни для пожилого.

Составить план занятий по поддержанию физической активности для пожилого.
Составить памятку по питанию для пожилого.

1.Перечислите принципы здорового образа жизни пожилых.
2. Назовите аспекты физической активности в пожилом возрасте.

3.Перечислите особенности питания пожилых и старых людей.

4.

Гериатрическая фармакотерапия.

Материалы для уроков. Урок №3.

Ответьте на вопросы для самоконтроля.

Какие вы знаете витамины для пожилых и старых людей?

Что такое геропротекторы?

Какие вы знаете микроэлементы?

Что такое тканевая терапия? Какие средства применяются при ней?

Перечислите адаптогены.

Какие вы знаете антиоксиданты?

Что такое цитамины? Назовите известные вам цитамины?


Домашнее задание:

составить кроссворд по теме из 10 вопросов.

Работу следует выполнить на 2 листах: на первом листе кроссворд без отмеченных ответов, а на втором номера вопросов по горизонтали и вертикали и ответы к ним.
Урок №4

Рекомендации по поддержанию здорового образа жизни в пожилом, зрелом и старческом возрасте.

Рекомендации по питанию.

Принципы питания в пожилом и зрелом возрасте:

  1. Снижение калорийности блюд.

  2. Питание 4-5 раз в день маленькими порциями, последний приём пищи за 3 часа до отхода ко сну.

  3. Употребление 5-7 фруктов и овощей разных видов в день.

  4. Использование метода «тарелки».

  5. Суточные голодания 1 раз в неделю или разгрузочные дни (при отсутствии противопоказаний).

  6. Приготовление пищи тушение, запекание, варение.

  7. Антиатеросклеротическая направленность питания.


Мясо и мясные продукты

Домашняя птица (курица, индейка (без кожи), дикая птица (рябчик, перепел, фазан, тетерев, глухарь можно с кожей). Кролик, телятина, постная говядина. Употреблять 2-3 раза в неделю в расчёте 1гр.на кг веса, но не более 100 грамм.

Рыба и морепродукты

В пожилом и старческом возрасте питание рыбой и морепродуктами является предпочтительным, поэтому употребление в пищу, с учётом аллергологического анамнеза, не ограничивается, НО не менее 2 раз в неделю, можно и жирные сорта, под контролем массы тела.

По степени жирности рыбы выделяют 3 группы:

1 группа – более 8% жира миноги, осетровые, лосось (только людям с нормальной массой тела);

2 группа – 4-7% жира – карп, сазан, сом, сельдь, камбала;

3 группа - менее 4%жира треска, пикша, форель, щука.
Лучше питаться сортами морских рыб с «белым мясом», т.к. они содержат в большем количестве полиненасыщенные жирные кислоты, обладающие антиатеросклеротическим действием: палтус, тунец, камбала, зубатка, навага, треска, пикша, дорадо, сибас, скумбрия, морской окунь, сельдевые.

Речные и озерные сорта менее предпочтительны: судак, карась, щука, лещ, сазан, карп, линь, жерех, язь, налим, сом.

Красная морская рыба: лосось, горбуша, кижуч, нерка.

Красная речная рыба: кета, форель, сиг, омуль, ряпушка.

Морепродукты: крабы, омары, лобстеры, осьминоги, каракатицы, гребешки, устрицы, мидии, лангусты, раки, морская капуста.
Овощи

Лучше использовать сезонные овощи, зимой замороженные овощные смеси, которые не уступают свежим овощам, если соблюдены правила хранения. Употреблять в пищу рекомендуется ежедневно.

Капуста всех видов, морковь и свёкла (только 2-3раза в неделю из-за большого содержания сахара), кабачки, баклажаны, огурцы, помидоры, репа, брюква, сладкий перец, чеснок, лук, все виды зелени, шпинат, горох, фасоль, бобы, соя.

Ограничить картофель.

Фрукты

Лучше использовать сезонные фрукты, привычные для пожилого человека, зимой замороженные фруктовые смеси, которые не уступают свежим, если соблюдены правила хранения. Употреблять в пищу ежедневно.
Чёрная, красная смородина, малина, клубника, крыжовник, яблоки, груши, арбузы, дыни, сливы, вишня, черешня, киви, апельсины, лимоны, лаймы, грейпфруты, ½ банана ежедневно, абрикосы, персики, нектарины, сухофрукты.

Ограничить: бананы, манго, хурму, виноград, авокадо, финики, инжир.

Крупы
Лучше использовать гречневую, овсяную, перловую, пшённую, рисовую крупы, сваренные на воде.

Макаронные изделия
Только твёрдых сортов. Спагетти, ракушки, лапша. Вермишель не рекомендуется из-за большого количества крахмала.
Молоко и молочные продукты (низкой степени жирности)

Молоко-1,5%

Сыр 17-20% (не плавленные сыры)

Творог 0-5% (не творожная масса)

Кефир 1%

Брынза нежирная

Сметана 15%

Йогурт 1-2%
Кондитерские изделия

Из-за большого количества калорий и жиров не рекомендуются. Сухие несладкие галеты, напитки без сахара и сахарозаменителей (содержат много калорий). Домашняя выпечка с малым содержанием сахара и масла.
Хлебобулочные изделия

Хлеб из ржаной и пшеничной муки с отрубями, половина куска за один приём пищи.

Жиры

Масла только растительного происхождения и нерафинированные, предпочтительнее оливковое, кукурузное, горчичное масло из-за антиканцерогенного и антиоксидантного действия.

Майонез и сливочное масло ограничить.

Напитки

Алкогольные напитки не рекомендуются. Если не имеется злоупотребления можно красное сухое вино из-за содержания танина и полифенола, обладающее слабым антиатеросклеротическим действием. Допустим бокал красного вина в неделю.

Чай зелёный (под контролем АД, пить только в первую половину дня), травяные чаи (ромашковый, шиповниковый и т.д.).

Кофе заварной не более 3 чашек в день (пить только в первую половину дня).

Свежевыжатые соки (не натощак). Морсы.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Пояснительная записка Уважаемые студенты! Для подготовки к теоретическим занятиям (урокам) по разделу «Проведение профилактических мероприятий пожилому населению» iconПояснительная записка федеральный Государственный образовательный...
Составитель: преподавательПМ. 01. Проведение профилактических мероприятиймдк 01. 03. Сестринское дело в первичной медико-санитарной...

Пояснительная записка Уважаемые студенты! Для подготовки к теоретическим занятиям (урокам) по разделу «Проведение профилактических мероприятий пожилому населению» iconПояснительная записка к программе
Цели, задачи, принципы проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований

Пояснительная записка Уважаемые студенты! Для подготовки к теоретическим занятиям (урокам) по разделу «Проведение профилактических мероприятий пожилому населению» iconПояснительная записка к разделу программы «Познаю мир»
Календарно- тематическое планирование по разделу программы «Подготовка к обучению математике» (сенсорика)

Пояснительная записка Уважаемые студенты! Для подготовки к теоретическим занятиям (урокам) по разделу «Проведение профилактических мероприятий пожилому населению» iconПояснительная записка Уважаемые студенты ! Использование данного...
Вам систематически и более качественно готовиться к каждому занятию, а в итоге лучше усвоить теоретический материал по теме, уметь...

Пояснительная записка Уважаемые студенты! Для подготовки к теоретическим занятиям (урокам) по разделу «Проведение профилактических мероприятий пожилому населению» iconПояснительная записка Уважаемые студенты ! Использование данного...
Вам систематически и более качественно готовиться к каждому занятию, а в итоге лучше усвоить теоретический материал по теме, уметь...

Пояснительная записка Уважаемые студенты! Для подготовки к теоретическим занятиям (урокам) по разделу «Проведение профилактических мероприятий пожилому населению» iconПояснительная записка Уважаемые студенты ! Использование данного...
Вам систематически и более качественно готовиться к каждому занятию, а в итоге лучше усвоить теоретический материал по теме, уметь...

Пояснительная записка Уважаемые студенты! Для подготовки к теоретическим занятиям (урокам) по разделу «Проведение профилактических мероприятий пожилому населению» iconПояснительная записка к разделу программы «Познаю мир»
Календарно-тематическое планирование к разделу программы «Познаю мир» образовательная область «Познание»

Пояснительная записка Уважаемые студенты! Для подготовки к теоретическим занятиям (урокам) по разделу «Проведение профилактических мероприятий пожилому населению» iconМетодические рекомендации по организации оздоровительной работы с...
Оздоровительная работа с детьми в летнее время является составной частью профилактических и воспитательных мероприятий в дошкольном...

Пояснительная записка Уважаемые студенты! Для подготовки к теоретическим занятиям (урокам) по разделу «Проведение профилактических мероприятий пожилому населению» iconОрганизация и проведение профилактических прививок организация прививочного...
Министерства здравоохранения РФ. Проведение профилактических прививок регламентируется приказами и инструкциями, издаваемыми Министерством...

Пояснительная записка Уважаемые студенты! Для подготовки к теоретическим занятиям (урокам) по разделу «Проведение профилактических мероприятий пожилому населению» iconМатериалы для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «медицина катастроф»
Для подготовки к занятиям студентов необходимо рекомендовать учебник Сахно или его электронную версию

Пояснительная записка Уважаемые студенты! Для подготовки к теоретическим занятиям (урокам) по разделу «Проведение профилактических мероприятий пожилому населению» iconПояснительная записка к у чебному занятию
«Особо опасные инфекции. Организация и проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случае выявления больного (трупа),...

Пояснительная записка Уважаемые студенты! Для подготовки к теоретическим занятиям (урокам) по разделу «Проведение профилактических мероприятий пожилому населению» iconРуководство к практическим занятиям учащихся химико-биологических...
Белоусов Д. Л. Руководство к практическим занятиям учащихся химико-биологических классов по разделу «Общая генетика». Троицк, 2009....

Пояснительная записка Уважаемые студенты! Для подготовки к теоретическим занятиям (урокам) по разделу «Проведение профилактических мероприятий пожилому населению» iconУчебно методический комплекс по специальности 34. 02. 01. «Сестринское...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Пояснительная записка Уважаемые студенты! Для подготовки к теоретическим занятиям (урокам) по разделу «Проведение профилактических мероприятий пожилому населению» iconМетодические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических...
Методические рекомендации предназначены для работников лечебно-профилактических учреждений, кабинетов, оказывающих стоматологическую...

Пояснительная записка Уважаемые студенты! Для подготовки к теоретическим занятиям (урокам) по разделу «Проведение профилактических мероприятий пожилому населению» iconПояснительная записка химия контрольная работа по разделу «Углеводороды»...
Примерная Программа среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень)

Пояснительная записка Уважаемые студенты! Для подготовки к теоретическим занятиям (урокам) по разделу «Проведение профилактических мероприятий пожилому населению» iconПрограмма разработана в соответствии с требованиями сп 1058-01 и...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск