Учебно методический комплекс по специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» пм 01 Проведение профилактических мероприятий

Учебно методический комплекс по специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» пм 01 Проведение профилактических мероприятий


Скачать 0.84 Mb.
Название Учебно методический комплекс по специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» пм 01 Проведение профилактических мероприятий
страница 1/7
Тип Самостоятельная работа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Самостоятельная работа
  1   2   3   4   5   6   7
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

НОГИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Учебно - методический комплекс по специальности

34.02.01. «Сестринское дело»

ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий

МДК 01.02. Основы профилактики по теме:

«Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний»

Курс: 3

Преподаватель: Шелиха Яна Владимировна

2014-2015 год

Содержание:

А. Введение. ---------------------------------------------------------------------------------3

Б. Основная часть.--------------------------------------------------------------------------7

Раздел 1. Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя: -7

  1. Постановка целей занятий.------------------------------------------------------------7

  2. Хронокарта теоретического занятия.-----------------------------------------------9

  3. Ход теоретического занятия .--------------------------------------------------------9

  4. Самостоятельная работа на теоретическом занятии.---------------------------25

  5. Заключительная часть занятия.-----------------------------------------------------25

Раздел 2. Методическая разработка практического занятия для преподавателя:-26

  1. Постановка целей занятий.----------------------------------------------------------26

  2. Хронокарта практического занятия.-----------------------------------------------28

  3. Самостоятельная работа студентов.-----------------------------------------------30

  4. Заключительная часть занятия.-----------------------------------------------------31

Раздел 3. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов на практическом занятии:-------------------------------------------------------------------32

  1. Введение.--------------------------------------------------------------------------------32

  2. Постановка целей самостоятельной работы.-------------------------------------32

  3. План этапов самостоятельной работы.--------------------------------------------34

  4. Ход самостоятельной работы.------------------------------------------------------35

  5. Заключительная часть.----------------------------------------------------------------36

Раздел 4. Методические рекомендации для самостоятельной внеаудиторной работы:---------------------------------------------------------------------------------------------37

  1. Введение.--------------------------------------------------------------------------------37

  2. Теоретический блок.------------------------------------------------------------------39

  3. Практические задания.----------------------------------------------------------------53

  4. Заключительная часть.----------------------------------------------------------------59

В. Приложения.----------------------------------------------------------------------------60

Г. Список литературы.-------------------------------------------------------------------79
А. Введение.

Учебно-методический комплекс для специальности 34.02.01. «Сестринское дело» по профессиональному модулю 01 «Проведение профилактических мероприятий» МДК 01.02. «Основы профилактики» по теме «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний» предназначен для студентов и преподавателей медицинских училищ и техникумов.

Данный учебно-методический комплекс учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта (третьего поколения). Содержит теоретический материал, материал для практических занятий, а также контрольно-оценочные средства по данной теме.

Медицинский работник должен уметь оценить состояние здоровья человека и дать квалифицированные рекомендации по его укреплению и сохранению. Материал является ценным пособием для использования в профилактической работе среднего медицинского персонала при проведении санитарного просвещения и воспитания среди различных групп населения, в том числе и групп риска. Подготовка специалистов для нужд профилактической медицины требует существенных корректив, что предполагает разработку методологических подходов.

Учебно-методический комплекс включает 4 раздела:

Раздел 1. Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя содержит теоретический материал с учетом новых нормативных документов по организации профилактических медицинских осмотров и проведению диспансеризации.

Раздел 2. Методическая разработка практического занятия для преподавателя содержит подробные рекомендации по проведению практического занятия по данной теме. Содержит контрольно-оценочные средства с критериями оценки, в том числе по проведению беседы (консультации).

Раздел 3. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов на практическом занятии предназначены в качестве раздаточного материала для студентов. Содержат подробные инструкции работы студентов на практическом занятии.

Раздел 4. Методические рекомендации для самостоятельной внеаудиторной работы предназначены для студентов отсутствующих на теоретическом или практическом занятии. По данным материалам студент может самостоятельно подготовиться по теме, изучить теоретические вопросы, отработать практические навыки. Методические рекомендации содержат контрольные задания, выполнив которые и сравнив с эталонами ответов, студент сможет проверить уровень знаний по данной теме.

В курсе ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий» МДК 01.02. Основы профилактики на тему «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний» отводится 11 часов, из которых:

  • 2 часа -теоретическое занятие (лекция-изучение нового материала);

  • 6 часов - практическое занятие;

  • 3 часа - внеаудиторная самостоятельная работа студентов.

Разработанный методический комплекс поможет как студентам, так и преподавателю, достичь поставленных целей при изучении данной темы.

В результате изучения данного раздела студенты должны

уметь:

– обучать население принципам здорового образа жизни

– проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические

мероприятия

– консультировать по вопросам рационального и диетического питания

знать:

– современные представления о здоровье в разные возрастные периоды,

возможные факторы, влияющие на здоровье,

– направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;

– принципы рационального и диетического питания;

– роль сестринского персонала при работе «школ здоровья».

На теоретическом и практическом занятиях формируются общие и профессиональные компетенции.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

ПК 1.1.

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья

населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2.

Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3.

Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.


Указанные компетенции формируются через виды учебной деятельности студента:

Виды учебной деятельности

Формируемые компетенции

Изучение нового теоретического материала

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 13

Аудиторная самостоятельная работа

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 2, ОК 4, ОК 5

Внеаудиторная самостоятельная работа

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 2, ОК 4, ОК 5

Выполнение манипуляции: исследование пульса

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 6, ОК 7, ОК 2, ОК 12, ОК 3

Выполнение манипуляции: измерение артериального давления

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 2, ОК 6, ОК 7, ОК 12, ОК 3

Проведение бесед, консультаций

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 6, ОК 7, ОК 1, ОК 2, ОК 3

Проведение само- и взаимооценки

ОК 6, ОК 7, ОК 1, ОК 2

Решение ситуационных задач

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 12, ОК 1, ОК 2, ОК 3

Заполнение манипуляционных дневников, температурного листа

ОК 12, ОК 1, ОК 2, ОК 3


Б. Основная часть.

Раздел 1. Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя.

Тема: «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний».

Тип занятия - изучение нового материала.

Форма и вид занятия: лекция с применением активных методов обучения.

Время занятия: 90 минут.

I. Постановка целей занятий.

Дидактические:

-дать определение сердечно-сосудистых заболеваний,

-знать основные проблемы пациента при сердечно- сосудистой патологии;

- знать факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний;

-знать методы диагностики (скрининг методики) сердечно-сосудистых заболеваний;

-знать направления сестринской деятельности по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний;

– принципы рационального и диетического питания;

– роль сестринского персонала при работе «школ здоровья».

Развивающие:

-развивать навыки клинического мышления, способности к обобщению полученных данных;

Воспитательные:

-воспитывать добросовестное отношение к выбранной профессии, чуткость и внимание к пациентам;

-воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

На теоретическом занятии мы продолжаем формировать компетенции через виды учебной деятельности студента:



Виды учебной деятельности

Формируемые компетенции

Изучение нового теоретического материала

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 13

Аудиторная самостоятельная работа

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 2, ОК 4, ОК 5

Внеаудиторная самостоятельная работа

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 2, ОК 4, ОК 5

Решение ситуационных задач

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ОК 12, ОК 1, ОК 2, ОК 3

Межпредметные связи:

  1. С дисциплинами, раннее изученными.

Анатомия и физиология человека - темы: «Сердечно-сосудистая система».

Гигиена - тема: «Рациональное питание», «Здоровый образ жизни»

Деловая культура- тема: «Общение с пациентом»

Сестринское дело- манипуляции «Исследование пульса», «Измерение артериального давления».

  1. С МДК данного модуля:

МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение- тема: «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста», «Физиология беременности».

Внутрипредметные связи:

Темы- «Сестринские технологии в профилактике», «Здоровый образ жизни», «Ожирение и гиподинамия», «Профилактика табакокурения и чрезмерного употребления алкоголя», «Школы здоровья для пациента».

Оснащение теоретического занятия:

Методическое:

- Солодовников Ю.Л. «Основы профилактики» . Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов образовательных учреждений СПО. Москва, 2013.

- Опрос на выявление болей в грудной клетке. С.316 Оганов Р.Г. Руководство по медицинской профилактике /М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.

-Шкала «SCORE» (Приложение №3).

II. Хронокарта теоретического занятия.



Этапы и содержание

Время

1.

Вступительная часть:

  • организационный момент

  • сообщение темы занятия и мотивации

  • цели занятия

  • сообщение плана занятия

7 мин

2 мин

2 мин

2 мин

1 мин

2.

Основная часть теоретического занятия

Изучение нового материала

Обобщение нового материала

Самостоятельная аудиторная работа

68 мин

53 мин

5 минут

10 минут

3.

Заключительная часть занятия:

  • контроль усвоения материала

  • домашнее задание

15 мин

10 мин

5 мин


III. Ход теоретического занятия.

Вступительная часть.

1. Организационный момент-проверка посещаемости, внешнего вида, наличия конспектов лекций, ручек.

2. Сообщение темы, мотивации.

Тема нашей лекции: «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний».

Сердечно-сосудистые заболевания – ведущая причина смерти населения РФ (вклад в общую смертность составляет более 57 %). От сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) ежегодно в России погибает более 1 млн 185 тысяч человек, в том числе от ишемической болезни сердца (ИБС) – 50,1 % и цереброваскулярной болезни (ЦВБ) (в основном мозговых инсультов) –34,5 % . Показатели смертности от ССЗ в России являются одними из самых высоких в мире.

Тогда как в развитых европейских странах эти показатели ниже в 4 раза. Согласно данным официальной статистики около 40 % людей в России умирают в активном трудоспособном возрасте (25–64 года). Смертность мужчин трудоспособного возраста от ИБС в России выше, чем во Франции, более чем в 10 раз, от мозгового инсульта (МИ) – в 6 раз. ССЗ – наиболее частая причина госпитализаций и потерь трудоспособности населения РФ. То есть в практически каждой семье есть человек который страдает сердечно-сосудистой патологией.

3. Цели занятия. (См. выше).

4. Сообщение плана занятия.

  • Вступление.

  • Основная часть.

  1. Понятие о сердечно-сосудистых заболеваниях и артериальной гипертензии.

  2. Симптомы сердечно-сосудистых заболеваний.

  3. Что такое артериальное давление.

  4. Факторы риска ССЗ.

  5. Чем опасно повышенное артериальное давление?

  6. Этапы профилактических мероприятий.

  7. Решение задач по шкале «SCORE».

  8. Профилактические мероприятия.

  • Обобщение нового материала.

  • Самостоятельная работа студента.

  • Фронтальный опрос.

  • Домашнее задание.


Вступление. Изучение нового материала.

1. Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) продолжают оставаться наиболее актуальной проблемой здравоохранения большинства стран мира, в том числе России, несмотря на существенный прогресс последних десятилетий в сфере диагностики и лечения кардиоваскулярной патологии. Экспертами Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) прогнозируется дальнейший рост сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности, как в развитых, так и развивающихся странах, обусловленный старением населения и особенностями образа жизни.

2. ССЗ начинают развиваться задолго до появления первых клинических симптомов. Больные часто умирают внезапно, не получив надлежащей медицинской помощи.

3. Развитие ССЗ тесно связано с особенностями образа жизни и факторами риска – курением, нездоровым питанием, недостаточной физической активностью, избыточной массой тела, артериальной гипертонией, психосоциальными факторами и рядом других.

4. Изменение - модификация факторов риска приводит к снижению заболеваемости и смертности от ССЗ.

Понятие о сердечно-сосудистых заболеваниях и артериальной гипертензии.

К числу сердечно-сосудистых заболеваний относятся:

 Артериальная гипертензия;

 Ишемическая болезнь сердца и ее осложнения

 Инфаркт миокарда и инсульт;

 Атеросклероз;

 Сердечная недостаточность.

Клинические проявления сердечно- сосудистых заболеваний варьируют в широких пределах.

Наиболее часто встречающимся заболеванием сердечно-сосудистой системы является артериальная гипертензия. Всего в России тридцать миллионов человек страдает артериальной гипертонией.

Стабильное повышение артериального давления впервые может быть выявлено в любом возрасте.

Точное установление времени появления артериальной гипертонии и, следовательно, длительности заболевания, крайне затруднительно или вообще невозможно. Дело в том, что многие люди, страдающие гипертонией, не ощущают ее первые годы болезни, а иногда и многие годы. Только половина людей с повышенным артериальным давлением знает об этом. Многие люди избегают посещения врача, тогда как единственный способ выявления артериальной гипертонии - регулярное измерение АД.

Первые симптомы артериальной гипертензии:

  • боль в затылке;

  • шум в ушах;

  • головная боль, головокружение чаще возникает в ночное время;

  • немотивированные приступы тахикардии;

  • преходящее нарушение зрения, снижение остроты зрения;

  • спонтанные носовые кровотечения;

  • повышенная метеочувствительность, утомляемость;

  • тревожность, немотивированная смена настроения.

Внимание! В 80% случаев на ранних стадиях развития артериальной гипертензии какие-либо симптомы отсутствуют.

Еще симптомы сердечной патологии:

  • одышка;

  • перебои в сердце;

  • тахикардия или брадикардия;

  • боли в области сердца (могут иррадиировать в желудок, руку, под лопатку);

  • ощущение нехватки воздуха.  

Что такое артериальное давление?

Артериальное давление обозначает силу, с которой поток крови оказывает давление на стенку артерий. Артерии - это кровеносные сосуды, которые несут кровь от сердца ко всем органам. Артериальное давление измеряется в миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.) и записывается двумя цифрами. Например, 140 на 90 мм рт. ст. Первая цифра (140) называется "систолическое давление" (сами пациенты часто называют его "верхнее давление"). Вторая цифра (90) называется "диастолическое давление" (пациенты называют его "нижним"). Почему цифр артериального давления две? Потому, что давление в артериях колеблется. Каждый раз, когда сердце сокращается, оно выбрасывает кровь в артерии, и давление в них возрастает. Так образуется систолическое давление. Когда сердце между сокращениями расслаблено, давление в артериях снижается. Давление в артериях в момент расслабления сердца отражает диастолическое давление.

В настоящее время за верхнюю границу нормы принят уровень артериального давления ниже 140 на 90 мм рт. ст. Норма артериального давления взрослого (старше 18 лет) человека не зависит от пола и возраста. В недавнем прошлом повышение давления, особенно систолического, у людей пенсионного возраста считали возрастной нормой. Это ошибочное представление, связанное с резким увеличением распространенности артериальной гипертонии с возрастом.

Под артериальной гипертонией понимают стабильно повышенное артериальное давление. Другими словами, у такого человека врач неоднократно (минимум три раза), при разных визитах, отмечал наличие повышенных цифр артериального давления. У части больных артериальное давление может при некоторых измерениях оставаться нормальным. У других пациентов артериальное давление повышено практически при всех измерениях.

Этиология артериальной гипертензии. Много факторов влияет на механизм подъема и поддержания повышенного артериального давления человека. Чаще всего к повышению артериального давления приводят заболевания почек (например, нефриты) или эндокринные болезни (например, тиреотоксикоз). В таких случаях артериальную гипертонию называют "вторичной". Однако, более чем у 95% больных отсутствует заболевание, которое могло бы быть причиной повышенного артериального давления. В таких случаях врачи говорят, что у пациента имеется "первичная" или "эссенциальная", или "идиопатическая" ("неизвестной причины") артериальная гипертония, или "гипертоническая болезнь". Все эти термины являются синонимами.

Точный механизм повышения артериального давления у каждого конкретного человека можно только предположить с той или иной долей вероятности, хотя чаще всего у каждого больного одновременно задействованы несколько механизмов подъема артериального давления.

Развитие ССЗ тесно ассоциировано с особенностями образа жизни и связанных с ним факторами риска, которые, взаимодействуя с генетическими особенностями, способны ускорять развитие заболеваний.

Наибольший вклад в преждевременную смертность населения РФ вносят факторы риска:

  1. Артериальная гипертензия (35,5 %),

  2. Гиперхолестеринемия (23 %),

  3. Курение (17,1 %),

  4. Недостаточное потребление овощей и фруктов (12,9 %),

  5. Избыточная масса тела (12,5 %),

  6. Избыточное потребление алкоголя (11,9 %)

  7. Гиподинамия(9 %)


Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний.

Неуправляемые:

  • Возраст: старше 55 лет для мужчин и старше 65 лет для женщин. У пожилых пациентов артериальная гипертония регистрируется гораздо чаще, чем у молодых людей. Если у лиц 20-30 лет повышенное артериальное давление выявляют у каждого десятого человека, у лиц 40-50 лет — у каждого пятого, то среди людей старше 60 двое из трех имеют повышенное артериальное давление.

Установлено, что при одинаковых цифрах артериального давления риск развития осложнений (инфаркта миокарда, инсульта и других) у пожилых людей в 10 раз выше, чем у лиц среднего возраста и в 100 раз выше, чем у молодых. Поэтому в пожилом возрасте адекватное лечение артериальной гипертонии (то есть достижение нормальных цифр артериального давления) крайне важно.

  • Наследственность. Если у родственников пациента женского пола (мать, родные сестры) инфаркты и инсульты были в возрасте до 65 лет, а у родственников мужского пола (отец, родные братья ) - в возрасте до 55 лет, риск развития осложнений артериальной гипертонии у таких пациентов существенно повышается.

Управляемые:

Повышенный уровень артериального давления - систолическое артериальное давление равно или выше 140 мм рт.ст., диастолическое артериальное давление равно или выше 90 мм рт.ст.

  • Дислипидемия - отклонение от нормы одного или более показателей липидного обмена (общий холестерин более 5 ммоль/л).

  • Курение табака - ежедневное выкуривание одной сигареты и более.

  • Нерациональное питание - избыточное потребление пищи, жиров, углеводов, потребление поваренной соли более 5 граммов в сутки (досаливание приготовленной пищи, частое употребление соленостей, консервов, колбасных изделий),

  • Недостаточное потребление фруктов и овощей (менее 500 граммов или менее 4 -6 порций в сутки).

  • Избыточная масса тела - индекс массы тела 25 - 29,9 кг/кв. м, ожирение – индекс массы тела более 30 кг/кв. м.

  • Низкая физическая активность-гиподинамия - ходьба в умеренном или быстром темпе менее 30 минут в день.

Чем опасно повышенное артериальное давление?

Гипертония протекает бессимптомно очень у многих людей. При этом наличие или отсутствие симптомов непосредственно не влияет на риск развития грозных осложнений данного заболевания. Наоборот, длительно существующая бессимптомная гипертония в каком-то смысле даже более опасна. Человек может даже не знать о наличии у него заболевания, но при этом в кровеносных сосудах, а затем в сердце, почках, головном мозге происходят серьезные нарушения их строения и функции. Поэтому неожиданные, среди "полного здоровья", инфаркт или инсульт - первые и самые грозные проявления заболевания. За это гипертонию часто называют "тихим убийцей".

Столь повышенное внимание, которое врачи уделяют повышению артериального давления связано с тем, что именно артериальная гипертония является главным фактором риска развития таких серьезных осложнений, как

  • инфаркт миокарда,

  • инсульт (острое нарушение мозгового кровообращения),

  • сердечная недостаточность.

Ведь сегодня среди причин смертности первое место занимают именно сердечно-сосудистые заболевания. Кроме того, артериальная гипертония может приводить к развитию недостаточности функции почек или утяжелять течение имеющихся заболеваний почек.

Помните, что в 68 из 100 случаев инфаркта миокарда и в 75 из 100 случаев инсульта у больных было повышено артериальное давление, которое длительно оставалось недолеченным (то есть недостигшим нормы).

В последние годы установлено, что у пожилых людей повышенное артериальное давление способствует появлению и утяжелению расстройств памяти.

Доказано, что снижение артериального давления даже на 3 мм рт.ст. может снизить смертность от инсульта на 8% и уменьшить смертность от ишемической болезни сердца — на 3%.

Чем выше артериальное давление, тем выше риск развития всех осложнений артериальной гипертонии: и инфаркта миокарда, и нарушений мозгового кровообращения, и сердечной недостаточности, и поражения почек. При этом помните, что вероятность развития этих грозных осложнений напрямую и в одинаковой степени зависит от уровня как систолического ("верхнего"), так и диастолического ("нижнего") артериального давления.

В настоящее время четко установлены цифры, до которых необходимо снижать артериальное давление— ниже 140/90 мм рт. ст.
Как показали результаты международных исследований, именно эти цифры обеспечивают минимальный риск развития осложнений артериальной гипертонии, прежде всего инфаркта миокарда и инсульта.

Стремиться к достижению таких достаточно "низких" в понимании многих больных гипертонией цифр артериального давления следует обязательно. Другое дело, что снижать артериальное давление до этих цифр рекомендуется постепенно. Чем выше длительность заболевания и исходные значения артериального давления, тем больше необходимо времени для его нормализации. Иногда этот процесс занимает несколько дней, иногда несколько недель, но очень часто - несколько месяцев. 

Резкое снижение АД для больного гипертонией не менее опасно, чем его повышение.

Что же делать, если у пациента повышенное артериальное давление или имеются перечисленные симптомы сердечно-сосудистой патологии. В первую очередь Вы-как средний медицинский персонал будем рекомендовать пациенту пройти медицинское обследование-профилактический медицинский осмотр. Помним, что от медицинской активности зависит 10% заболеваемости всего населения.

Медицинская сестра принимает активное участие в данном медицинском осмотре:

  1. Проводит предварительный опрос- сбор анамнеза на выявление перечисленных выше факторов риска.

  2. Дает пациенту (или заполняет с его слов) специально разработанный опросник на выявление болей в грудной клетке.

  3. Проводит исследование пульса.

  4. Измеряет артериальное давление.

  5. Оценка степени суммарного сердечно-сосудистого риска (используя шкалу «Score»). ( Приложение №3).

Основные этапы профилактических мероприятий :

  • выявление факторов риска;

  • оценка степени суммарного сердечно-сосудистого риска (используя шкалу «Score»); ( Приложение №3).

  • снижение риска у лиц с повышенным риском и пациентов ССЗ (за счет изменения образа жизни),

  • оздоровление образа жизни с целью сохранения низкого риска у лиц с низкой вероятностью развития заболевания.

Решение ситуационных задач по таблице SCORE.

Возьмите в руки таблицу SCORE. ( Приложение №3).

Суммарный сердечно-сосудистый риск – это вероятность развития осложнений сердечно-сосудистой патологии в течение определенного периода времени. Шкала риска SCORE оценивает именно риск смерти от ССЗ. Данная шкала оценки риска фатальных (смертельных) осложнений имеет преимущества в сравнении с калькуляторами риска фатальных и нефатальных осложнений, поскольку статистика нефатальных осложнений зависит от принятых определений и качества диагностики, и, следовательно, менее точна, чем статистика смертности.

Решим задачу:

К Вам обратил пациент. Мужчина, 55 лет, курит по 20 сигарет в день,

Имеет артериальное давление 180/90 мм.рт.ст., уровень холестерина в крови по данным дополнительного обследования составил 7 ммоль/л.

Вопрос задачи:

  1. Оцените риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет.

  2. Как изменится риск, если пациент бросит курить?

  3. Как изменится риск, если пациент начнет принимать гипотензивные средства и снизит цифры артериального давления до нормы?

  4. Как изменится риск если пациент не будет проводить профилактические мероприятия и пройдет еще 5 лет, еще 10 лет?

Технология использования шкал SCORE.

1. Выберите столбец, соответствующий полу, возрасту и статусу курения пациента.

2. Выберите ячейку соответственно артериальному давлению пациента и уровню холестерина.

3. Цифра в ячейке соответствует 10-летнему суммарному риску смерти от сердечно-сосудистых заболеваний.

Риск менее 1 % считается низким, в пределах ≥ 1 до 5 % – повышенным, в пределах > 5 до 10 % -высоким, ≥10 % –очень высоким.
Решение задачи:

  1. Риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 19% - риск очень высокий.

  2. Если пациент бросит курить , то риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 10% - риск высокий, но меньше предыдущего почти в 2 раза.

  3. Если пациент еще и начнет принимать гипотензивные средства и снизит цифры артериального давления до нормы, то риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 5% - риск все еще высокий, но меньше предыдущего почти в 2 раза, и меньше от исходного почти в 4 раза.

  4. Если пациент не будет проводить профилактические мероприятия и пройдет еще 5 лет, то есть ему станет 60 лет, то риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 28% - риск очень высокий, и выше исходного в 1,5 раза.

Еще через 10 лет пациенту исполнится 65 лет и риск развития смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в ближайшие 10 лет для данного пациента составит 41% - риск очень высокий, и выше исходного в 2 раза.

Таблица наглядно показывает эффективность профилактических мероприятий.

После осмотра и дополнительных исследований, лечение назначает врач.

Все лечебные мероприятия по лечению артериальной гипертонии можно условно разделить на две группы - немедикаментозные и медикаментозные (гипотензивные медикаменты).

Не следует забывать, что если врач назначил гипотензивный препарат, соблюдение немедикаментозных рекомендаций очень важно. Отказ от немедикаментозных мер при наличии лекарственной терапии является ошибочным шагом.

Что такое немедикаментозные мероприятия по лечению артериальной гипертонии?- это ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ. Профилактические мероприятия, несмотря на их кажущуюся простоту, очень важны. Их достаточно строгoe и постоянное соблюдение в ряде случаев позволяет предупредить появление артериальной гипертонии, замедлить ее прогрессирование, а у некоторых пациентов их бывает достаточно для полной коррекции повышенного артериального давления (то есть для достижения нормальных цифр артериального давления).

Основные принципы профилактических мероприятий включают:

  1. Снижение потребления соли (не более 5 гр в сутки или 1 чайная ложка без горки).

  2. Достаточное употребление калия (3,5 гр в сутки).

  3. Снижение веса.

  4. Повышение физической активности.

  5. Ограничение употребление алкоголя (не более 30 гр в день для мужчин и 15 гр в день для женщин в пересчете на чистый спирт),

  6. Отказ от курения.

Диетические рекомендации. Доказано, что соблюдение диеты приводит к снижению артериального давления. Причем эффективность соблюдения диеты у многих пациентов сопоставима даже с действием гипотензивных медикаментов. Соблюдение диеты снижает артериальное давление уже после 8-недельного ее применения. Специальные исследования, проведенные среди больших групп населения, показали, что соблюдение диеты приводит к снижению частоты заболеваний сердца на 15% и инсультов на 27%.

Рекомендуются обезжиренные или с пониженным содержанием жира молочные продукты, злаки, фрукты, овощи, орехи, бобы. Предпочтение следует отдавать продуктам, богатым белком и содержащим микроэлементы - калий, кальций, магний (эти микроэлементы обладают гипотензивным эффектом). Желательно принимать пищу не реже 4-5 раз в день, распределяя ее по калорийности суточного рациона примерно следующим образом: завтрак до работы - 30%, второй завтрак 20%, обед - 40%, ужин - 10%. Последний прием пищи должен быть не менее чем за 2-3 часа до сна. Увеличение потребления калия в диете. Включать в рацион печеный картофель в мундире, изюм, сардины, палтус, лук, чеснок, курагу, абрикосы, грейпфруты, бананы, снятое молоко. Уменьшение доли животных белков в пище.

Больше клетчатки: овсянки, овощей и фруктов (повысить долю сырых овощей и фруктов –не менее 500 грамм в день).

Умеренное употребление алкоголя (не больше 700 мл пива, 230 вина, 60 мл ликера).

Поддержка кальцием: молочные продукты, лосось, макрель.

Полезны оливковое или арахисовое масло. Одна ложка масла на 1000 калорий снижает систолическое давление на 10 пунктов.

Поддержка магнием (при слабой гипертензии):крупы, бобы, листовая зелень, семена тыквы, минеральные добавки.

Умеренное потребление кофеина (кофеин не вызывает гипертензии, но доза кофеина в одной чашке кофе повышает давление на 3 – 4 пункта на 3 ч).

Физические упражнения. Регулярные физические упражнения очень полезны. Они нормализуют массу тела, способствуют снижению уровня холестерина и артериального давления. Установлено, что регулярные физические упражнения снижают систолическое и диастолическое артериальное давление на 5-10 мм рт. ст. Следует стремиться к регулярным физическим нагрузкам не реже 3 раз в неделю (идеально - ежедневным). Речь идет не об изнуряющих тренировках, а о таких нагрузках, которые пациент хорошо переносит (то есть не возникает неприятных ощущений типа одышки и сильного сердцебиения). Следует выбирать так называемые динамические физические упражнения - быстрая ходьба или бег (ходьба предпочтительнее), плавание, езда на велосипеде или роликовых коньках, лыжи, игровые виды спорта (футбол, волейбол, баскетбол, теннис и прочие) и другие. Не рекомендованы (а некоторым пациентам противопоказано) статические виды физической нагрузки - подъем тяжестей (штанга, гантели) и т.п.

Курение. Курение оказывает крайне негативное влияние не только на сердечно-сосудистую систему, но и на весь организм. Оно повышает риск развития атеросклероза. Курящие больные в 2 раза чаще умирают от сердечно-сосудистых осложнений по сравнению с некурящими. Люди, которые продолжают курить, сохраняют повышенный риск развития ишемической болезни сердца даже после того, как АД нормализовалось. Курение увеличивает риск развития рака легких, мочевого пузыря, обструктивных заболеваний легких, язвенной болезни, поражения периферических артерий.

Необходимо полное прекращение курения.

Однако, при длительном курении развивается физическая и психологическая зависимость, поэтому у Вас могут возникнуть немалые сложности при попытке бросить курить, и для их разрешения потребуется консультация специалиста. Бросать курить нужно сразу, одномоментно, поскольку опыт показывает, что попытки бросить курить постепенно обречены на провал. В первые дни и недели отказа от курения избегайте напряженных ситуаций, неформального общения с заядлыми курильщиками, скуки.

Алкоголь. Следует ограничить употребление алкоголя (не более 30 гр в день для мужчин и 15 гр в день для женщин в пересчете на чистый спирт). Предпочтение следует отдавать не крепким спиртным напиткам, а вину.

Контроль за массой тела. Существует тесная взаимосвязь между избыточной массой тела и повышением артериального давления. Особенно неблагоприятно избыточное отложение жира в области живота - так называемый абдоминальный тип ожирения. Уменьшение веса снижает АД, нормализует жировой и углеводный обмен. Например, потеря 5 лишних килограммов веса приводит к снижению систолического АД на 5-6 мм рт. ст., а диастолического АД на 2-3 мм рт. ст.

Как рассчитать идеальную массу тела? Для этого используют индекс массы тела: вес (в кг) разделить на рост (в метрах), возведенный в квадрат.

Вес

ИМТ=     _____       

Рост2

Нормальный индекс массы тела 18-25 кг/м2, при избыточной массе тела - 26-30 кг/м2, при ожирении — более 30 кг/м2.

Универсально полезные советы таковы. Ограничьте в своем пищевом рационе жиры, мясные продукты, избегайте жареной пищи. Отдавайте предпочтение молочным и растительным продуктам с пониженным содержанием жира. Ограничьте соль: если Вы привыкли к определенному вкусу пищи, пользуйтесь специальными заменителями поваренной соли, а также перцем, лимонным соком, специями. Для поддержания нормального веса необходимо соблюдение пищевого режима и определенный уровень физической активности (см. также соответствующие разделы).

Стрессы и шум. Следует научиться справляться со стрессами следующими средствами:

  • Медитация, йога, мышечное расслабление,

  • дыхательные упражнения;

  • тренировка биологических обратных связей для получения контроля над некоторыми физиологическими реакциями;

  • терминальное управление.

Опасайтесь постоянно шума уровня > 85 децибел (уровень включенного пылесоса).

Не принимайте мочегонные средства при одновременном приеме аспирина.

Не принимайте лекарств, которые могут повысить давление: противозачаточных, средств для снижения массы тела и некоторых капель от насморка, которые имеют сосудо-суживающий эффект и могут повышать артериальное давление.

IV. Самостоятельная работа на уроке.

  1. Самостоятельное изучение опросника на выявление болей в грудной клетке (с.316 Оганов Р.Г. Руководство по медицинской профилактике /М. ГЭОТАР-Медиа, 2007:).

  2. Составление перечня методов диагностики (скрининг- методик) выявления сердечно-сосудистой патологии.


V. Заключительная часть занятия.

  • Ответы на вопросы студентов по теме.

  • Контроль усвоения материала - фронтальный опрос. (Приложение №1).

  • Домашнее задание.

  1. Составить таблицу «план рекомендаций по вторичной профилактике артериальной гипертензии» используя учебник С. 85-88, с. 104-109. Солодовников Ю.Л. «Основы профилактики». Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов образовательных учреждений СПО. Москва, 2013. (Приложение№2).

  2. Составить и решить по одной ситуационной задаче, используя шкалу «Score». (Приложение №3).



  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Учебно методический комплекс по специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» пм 01 Проведение профилактических мероприятий icon Пояснительная записка федеральный Государственный образовательный...
Составитель: преподавательПМ. 01. Проведение профилактических мероприятиймдк 01. 03. Сестринское дело в первичной медико-санитарной...
Учебно методический комплекс по специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» пм 01 Проведение профилактических мероприятий icon Учебно-методический комплекс Для специальности: 080105 «финансы и кредит»
Учебно-методический комплекс «Банковское дело» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно методический комплекс по специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» пм 01 Проведение профилактических мероприятий icon Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ненецкого автономного округа
На должность медицинской сестры назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело»,...
Учебно методический комплекс по специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» пм 01 Проведение профилактических мероприятий icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол...
Учебно методический комплекс по специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» пм 01 Проведение профилактических мероприятий icon Образец решения задания для квалификационного экзамена по пм. 01...
Из анамнеза: у бабушки и отца была артериальная гипертензия. В школе обучается впервые, диету не соблюдает, принимает медикаменты,...
Учебно методический комплекс по специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» пм 01 Проведение профилактических мероприятий icon Учебно-методический комплекс дисциплины «строительное дело»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно методический комплекс по специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» пм 01 Проведение профилактических мероприятий icon Учебно-методический комплекс по мдк 01. 01. Основы управления ассортиментом...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 2-го курса специальности 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских...
Учебно методический комплекс по специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» пм 01 Проведение профилактических мероприятий icon Учебно-методический комплекс дисциплины научно-исследовательский...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно методический комплекс по специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» пм 01 Проведение профилактических мероприятий icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Компьютерные технологии»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального...
Учебно методический комплекс по специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» пм 01 Проведение профилактических мероприятий icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Геоурбанистика»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно методический комплекс по специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» пм 01 Проведение профилактических мероприятий icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Практикум на эвм»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования...
Учебно методический комплекс по специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» пм 01 Проведение профилактических мероприятий icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Рекламное дело»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно методический комплекс по специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» пм 01 Проведение профилактических мероприятий icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Организация научно-исследовательской деятельности»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно методический комплекс по специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» пм 01 Проведение профилактических мероприятий icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык специальности«Специальность...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно методический комплекс по специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» пм 01 Проведение профилактических мероприятий icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «Программирование на языках высокого уровня (яву)»
Учебно-методический комплекс (умк) составлен на основании гос впо и учебного плана Улгту специальности (направления) 23010165 «Вычислительные...
Учебно методический комплекс по специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» пм 01 Проведение профилактических мероприятий icon Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск