Скачать 0.96 Mb.
|
АВИАЦИОННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «Северный Ветер УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПРАВИЛА ETOPS. НАВИГАЦИЯ И ПРОЦЕДУРЫ ПРИ ОТКАЗЕ ДВИГАТЕЛЯ, НАЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПАСНЫХ АЭРОДРОМОВУчебное пособие рассмотрено и одобрено Учебно-методическим советом Ассоциации АУЦ Москва 2014 1. Процедуры выполнения полетов повышенной дальности на самолетах с двумя ГТД (ETOPS / NON-ETOPS). 1.1. Общие положения. 1.1.1. Правила выполнения полетов увеличенной дальности на самолетах с двумя газотурбинными двигателями (правила выполнения полетов по ETOPS) в мировой практике успешно применяются с 1985 года. За это время по правилам ETOPS успешно выполнено более 2 миллионов полетов. Мировая статистика показывает, что выполнение полетов увеличенной дальности на самолетах с двумя газотурбинными двигателями, при соблюдении правил ETOPS, является не только наиболее экономичным, но и наиболее безопасным видом авиационных перевозок. 1.1.2. Правила выполнения полетов по ETOPS на самолетах Боинг-757 разработаны в соответствии с требованиями документов, регламентирующих вопросы эксплуатации самолетов с двумя газотурбинными двигателями:
Правила выполнения полетов по ETOPS включают в себя все вопросы, касающиеся определения возможности выполнения полета по ETOPS, зоны оперирования, требований к ВС и экипажу, летной эксплуатации ВС в нормальных и особых условиях полета, особенностей технологии работы экипажа и ведения необходимой документации. Все справочные и информационные данные вносятся в Настоящие Правила с учетом изменений и дополнений к соответствующим документам. 1.1.3. Правила выполнения полетов по ETOPS применяются на маршрутах, имеющих участки, с любой точки которых время полета на одном двигателе до пригодного для посадки данного типа ВС аэродрома более одного часа полета и не выходит за пределы установленной зоны оперирования. Термин non-ETOPS относится к полетам самолетов с двумя газотурбинными двигателями, не выполняющих полеты по правилам ETOPS ввиду отсутствия сертификации воздушного судна для ETOPS, невозможности выполнения полета по правилам ETOPS на данном типе (экземпляре) воздушного судна и др. 1.1.4. Полеты на самолетах с двумя газотурбинными двигателями, не допущенных к полетам по правилам ETOPS, должны выполняться таким образом, чтобы в случае отказа одного двигателя, продолжительность полета до запасного аэродрома от любой точки маршрута в штиль на скорости, установленной для полета с одним работающим двигателем, составляло не более 60 минут. 1.1.5. Получение одобрения Авиакомпанией для полетов по правилам ETOPS осуществляется в два этапа. На первом этапе производитель самолетов получает одобрение уполномоченного органа для выполнения полетов по правилам ETOPS данного типа самолета в данной конфигурации (планер/двигатель). Одобрение базируется на статистике надежности данной конфигурации самолета по результатам ее эксплуатации в Авиакомпаниях мира. На втором этапе Авиакомпания получает одобрение на выполнение полетов по правилам ETOPS от уполномоченного в области гражданской авиации России органа. Авиакомпания должна продемонстрировать уполномоченному в области гражданской авиации России органу способность выполнять полеты по правилам ETOPS с высокой степенью безопасности и поддерживать исправность самолетов на приемлемом для таких полетов уровне. 1.1.6. Ответственным лицом за соблюдением правил полетов по ETOPS (ETOPS Check Airman) в Авиакомпании назначается ответственное летное лицо командного состава. В обязанности ответственного лица входит стандартизация процедур и практическое обучение технологии работы летного экипажа при выполнении полетов по правилам ETOPS. Обязанности и ответственность командира воздушного судна приведены в соответствующих разделах Руководства по производству полетов Авиакомпании. 1.2. Определения. Полет увеличенной дальности (ETOPS – Extended range Twin engine aircraft Operations) – любой полет, выполняемый на самолете с двумя газотурбинными двигателями по маршрутам, на которых время полета с выбранным профилем выдерживания скорости при одном неработающем двигателе в штиль при стандартных условиях от какой-либо точки маршрута до соответствующего запасного аэродрома превышает 60 минут. Входная точка на маршрут увеличенной дальности (EEP – Extended range Entry Point) – это точка на входе в зону обязательного применения правил ETOPS, которая находится на удалении 60 минут полета до пригодного запасного аэродрома с выбранным профилем выдерживания скорости при одном неработающем двигателе в штиль при стандартных условиях. Выходная точка с маршрута увеличенной дальности (Final extended range Operations Point – FOP) – это точка на маршруте полета самолета, от которой начинается участок маршрута, время полета с любой точки которого до соответствующего запасного аэродрома с выбранным профилем выдерживания скорости при одном неработающем двигателе в штиль при стандартных (МСА) условиях равно или менее 60 минут. Зона оперирования (ETOPS area of operation) – это воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого необходимо выполнять полет с применением правил ETOPS. Зона оперирования определяется максимально допустимым (пороговым) расстоянием от соответствующего аэродрома, основанном на разрешённом для Авиакомпании пороговом времени ETOPS. На карте зона представляется по границам смежных окружностей с центрами в соответствующих аэродромах и радиусом, равным пороговому расстоянию (MDD). Критическая точка (CP – Critical Point) – это точка на маршруте полета самолета в зоне оперирования, которая является критической по отношению к требованиям ETOPS по наличию топлива на борту ВС в случае начала маневра ухода на пригодный запасной аэродром, расположенный на расстоянии порогового времени полета от этой точки с одним работающим двигателем. Отказ двигателя в полете (IFSD – In-Flight Shutdown) – невозможность использования двигателя в полете по причине самовыключения или выключения его по признакам отказа. Пороговое время (MDT – Maximum Diversion Time) – время полета, устанавливаемое Государственным полномочным органом для авиапредприятий, эксплуатирующих двухдвигательные самолеты и представляющее из себя разрешенное время полета до соответствующего запасного аэродрома с выбранным профилем выдерживания скорости при одном неработающем двигателе в штиль при стандартных (МСА) условиях. Пороговое время (MDT) используется только для определения зоны оперирования и, поэтому, не является эксплуатационным ограничением при выполнении маневра ухода на ETOPS запасной аэродром. В зависимости от метеоусловий или других факторов фактическое время полёта при уходе на ETOPS запасной аэродром может отличаться от установленного порогового времени. Пороговое расстояние (MDD - Maximum Diversion Distance) – максимальное расстояние, проходимое самолетом в штиль при стандартных условиях с выбранным профилем выдерживания скорости при одном неработающем двигателе от точки отказа двигателя за установленное пороговое время. Сегмент ETOPS - участок маршрута, начинающийся с входной точки на маршрут увеличенной дальности (ЕЕР) и продолжающийся до точки выхода ВС на участок маршрута, время полета с любой точки которого до соответствующего запасного аэродрома с выбранным профилем выдерживания скорости при одном неработающем двигателе в условиях MCA равно или менее 60 минут. Соответствующий запасной аэродром (AA – Adequate Airport) – аэродром, который отвечает установленным требованиям для выполнения посадки самолета данного типа по размерам и несущей способности ВПП, открытый для приема самолета в период времени возможного его использования, имеющий необходимые средства и службы, такие как обслуживание воздушного движения, метеорологическое обслуживание, светотехническое оборудование, средства связи и навигации, аварийно- спасательную и противопожарную службы, а также хотя бы одну приемлемую систему захода на посадку по приборам. Примечание: в соответствии с требованиями ICAO (ANNEX 14, и ICAO Airport Manual DOC.9157 - AN/90) ВС может произвести посадку при посадочной массе (ACN), выходящей за пределы по PCN ВПП, в случае использования аэродрома для аварийной посадки. Пригодный запасной аэродром (SA – Suitable Airport) – соответствующий аэродром, пригодный для эксплуатации самолета данного типа и на котором прогнозируемые и фактические метеоусловия равны или выше установленного метеоминимума, а состояние ВПП позволяет совершить безопасную посадку в пределах расчетного времени прибытия ±60 минут. Равноудаленная точка (ETP – Equal Time Point) – это точка на маршруте полета самолета в зоне оперирования, от которой время одномоторного полета до двух ближайших пригодных запасных аэродромов одинаково. 1.3. Надежность систем воздушного судна. 1.3.1. Резервирование систем самолета Боинг-757. Статистика эксплуатации конфигураций самолета Боинг-757 в Авиакомпаниях мира подтверждает надежность эксплуатации конфигураций самолета по правилам ETOPS вплоть до порогового времени (MDT) 180 минут Даты одобрения для выполнения полетов по правилам ETOPS в различных конфигурациях самолета (планер/двигатель) приведены ниже:
Конструкция самолета Боинг-757 и его систем, резервирование систем на случай их отказа в полете соответствует установленным требованиям для полетов по правилам ETOPS. Резервирование работы наиболее важных систем самолета при отказе одного двигателя в полете приведено в таблице:
* - Для самолета Боинг-757 отбор воздуха от ВСУ возможен до высоты 17 000 футов. 1.4 Перечень минимального оборудования (MEL). Уровень надежности систем самолета Боинг-757 соответствует установленным требованиям для выполнения полетов по правилам ETOPS вплоть до порогового времени (MDT) 180 минут. Однако, для выполнения полетов по правилам ETOPS необходимо дополнительное техническое обслуживание и проверка систем перед полетом. Техническое обслуживание и проверки систем выполняются для подтверждения того, что состояние самолета с учетом возможных отложенных неисправностей (согласно MEL) является пригодным для полета по правилам ETOPS. Технический персонал информирует диспетчера по обеспечению полетов о неисправностях, имеющихся на самолете, которые затем включаются в информацию для экипажа. Решение о выполнении полета по правилам ETOPS с имеющимися отложенными неисправностями принимает командир ВС на основании имеющейся информации о состоянии самолета после тщательного анализа каждой отложенной неисправности согласно перечню минимального оборудования (MEL). Перечень минимального оборудования при выполнении полетов по правилам ETOPS включает в себя, но не ограничивается следующими разделами:
Air Conditioning Packs 51-1 Pack Flow Control / Shutoff Valves 51-2 Air Cycle Machine 51-7 Forward Equipment Cooling Supply Fans 58-3 Forward Equipment Cooling Auxiliary Supply Fans 58-14
Autopilot Systems 10-1 23 COMMUNICATIONS Communications Systems 11-1 24 ELECTRICAL POWER Engine Driven Generator Systems 00-1 APU Driven Generator 00-2 Hydraulic Motor Generator 25-1 Hydraulic Motor Generator Valve 25-2 26 FIRE PROTECTION Engine Fire Detection Systems 11-1 Engine Turbine Overheat Detection Systems (RB) 11-2 Engine Nacelle Overheat 11-3 APU Fire Detection Systems 15-1 28 FUEL Main Tank Fuel Pumps 22-1 Cross feed Valve Light (s) 40-1 Fuel Tank Quantity Indication Systems 41-1 Fuel Quantity Processor Channels 41-2 30 ICE AND RAIN PROTECTION Wing Anti-Ice Valves 11-1 Engine Anti-Ice Valves 21-1 PITOT Heater System 31-1 Capt PITOT And F/O PITOT Heat Indicating … 31-5 Temperature Probe Heater Systems 33-1 Flight Deck Window Heat Systems 41-1 |
Учебное пособие "Архитектуры графических систем" машинная графика... Назначение курса обучение машинной графике студентов физико-технического профиля. Курс ориентирован на две основные категории будущих... |
Учебное пособие Иркутск Учебное пособие предназначено для студентов при подготовке ветеринарных специалистов при изучении ветеринарных дисциплин |
||
Учебное пособие предназначено для развития навыков работы в программе... Учебное пособие предназначено для развития навыков работы в программе Movie Maker. Учебное пособие используется при изучении программного... |
Учебное пособие Саратов 2003 Учебное пособие разработано при поддержке... Учебное пособие разработано при поддержке Национального фонда подготовки кадров Договор № Е/А. 03. 16/00 от «26» декабря 2002 г |
||
Учебное пособие Утверждено в качестве учебного пособия учебно-методическим... Учебное пособие предназначено для граждан обучающихся на военной кафедре по программе подготовки офицеров запаса вус 121000, 121203.... |
Учебное пособие «деменция при болезни альцгеймера» Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 060101 лечебное дело, 060105 медико-профилактическое дело,... |
||
Учебно-методическое пособие программы Movie Maker. Пм. 01. Обработка... Учебное пособие предназначено для развития навыков работы в программе Movie Maker. Учебное пособие используется при изучении программного... |
Учебное пособие по дисциплине «гостиничный и ресторанный сервис» Ii. Столовые приборы, столовая посуда и столовое белье —современность и назначение |
||
Учебное пособие Защита от радиации Данное учебное пособие составлено... Требования по радиационной безопасности при выполнении работ в зоне строгого режима разработаны в специальных инструкциях знание... |
Учебное пособие для студентов 6 курса, обучающихся по специальности... Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов 6 курса при подготовке к практическим занятиям |
||
Учебное пособие по дисциплине «медицина катастроф» Учебное пособие подготовили доценты Астапенко В. П., Кудинов В. В., Волкодав О. В., Кобец Ю. В |
Учебное пособие по дисциплине «медицина катастроф» Учебное пособие подготовили доценты Астапенко В. П., Кудинов В. В., Волкодав О. В., Кобец Ю. В |
||
Учебное пособие Медицинская подготовка командного состава судов: Учебное пособие. М.: Мортехинформреклама, 1993. 152с |
Учебное пособие Учебное пособие составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |
||
Учебное пособие тема: «профилактика пролежней» Учебное пособие пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными |
Учебное пособие Утверждено в качестве учебного пособия учебно-методической... ... |
Поиск |