уТВЕРЖДАЮ
Директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России
__________ А.И. Херсонцев
"____" ______________________ 2012 г.
уТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ЗАО "АСТЕРОС"
__________ А.Ю.Черемных
"____" ______________________ 2012 г.
Разработка методического обеспечения создания единой информационной системы анализа и проектирования процессов оказания государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном виде
Аналитический отчет
ВТОРОЙ ЭТАП РАБОТ
«Формирование нормативной правовой базы
и методологической документации»
На листах
Согласовано
Вице-президент по правовому обеспечению государственных проектов
ЗАО “АСТЕРОС”
__________В.А. Витушкин
"____" ______________________ 2012 г.
Москва, 2012
Список исполнителей
Руководитель темы
|
____________________________
подпись, дата
|
С.А. Журавлёв
|
Исполнители темы
|
____________________________
подпись, дата
|
А.В. Михайлов
|
|
____________________________
подпись, дата
|
Ю.А. Воронов
|
Нормоконтролер
|
____________________________
подпись, дата
|
О.В. Кошкина
|
Реферат
Ключевые слова: бизнес-процессы, государственные услуги, нотация моделирования, анализ и оптимизация бизнес-процессов, предоставление государственных услуг, автоматизированная система, обеспечивающая сбор, учет, обработку, моделирование и анализ информации о полномочиях и результатах деятельности органов государственной власти по предоставлению государственных услуг.
Настоящий аналитический отчет «Нормативная правовая и методологическая основа функционирования единой информационной системы анализа и проектирования процессов оказания государственных и муниципальных услуг» (далее — Отчет) состоит из следующих разделов:
Раздел «Предложения по определению перечня государственных функций, не являющихся контрольно-надзорными, оптимизация исполнения которых может осуществляться с использованием единой информационной системы анализа и проектирования процессов оказания государственных и муниципальных услуг», содержащий описание подходов к определению государственной функции как центральной сущности Системы и к формированию перечня государственных функций, а также определение критериев выявления функций, подлежащих оптимизации средствами Системы, и самих таких функций.
Раздел «Регламент представления и обязательный состав сведений о деятельности государственных органов по предоставлению услуг (модель данных) для размещения в единой информационной системе анализа и проектирования процессов оказания государственных и муниципальных услуг», содержащий описание состава сведений в Системе, источников их получения, порядка ввода сведений и проверки их достоверности, а также ответственности за недостоверность сведений в Системе.
Раздел «Методология проектирования предоставления государственных услуг, в том числе при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия», содержащий принципы и порядок проектирования государственных услуг, применимый к созданию моделей как новых услуг, так и существующих.
Раздел «Методология описания предоставления государственных услуг, в том числе при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия», содержащий перечень необходимых для идентификации и моделирования услуги параметров, а также общие принципы графического построения моделей.
Раздел «Методология функционального моделирования предоставления государственных услуг, в том числе при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия», содержащий совокупность методологических приемов моделирования процессов выполнения государственных функций для описания процессов в подсистеме моделирования и оптимизации Государственной автоматизированной системы оптимизации государственных (муниципальных) функций и услуг.
Раздел «Методология анализа предоставления государственных услуг, в том числе при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия», содержащий описание набора подходов и параметров, с помощью которых возможно определить результаты внедрения изменений характеристик построенной модели.
Раздел «Нотация моделирования бизнес-процессов», содержащий анализ наиболее распространенных нотаций моделирования и анализа бизнес-процессов, а также обоснование выбора нотации для моделирования и анализа бизнес-процессов предоставления государственных услуг. Выбор осуществлялся исходя из целей дальнейшего использования данной нотации в рамках Системы.
Раздел «Порядок принятия решений на основе информации, содержащейся в единой информационной системе анализа и проектирования процессов оказания государственных и муниципальных услуг», содержащий описание порядка принятия решений в зависимости от основания для принятия решения и с учётом уровня принятия решения.
Раздел «Функциональные требования к единой информационной системе анализа и проектирования процессов оказания государственных и муниципальных услуг».
СОДЕРЖАНИЕ
Реферат 4
Нормативные ссылки 13
Определения, обозначения и сокращения 14
Введение 20
Основная часть 21
1. Предложения по определению перечня государственных функций, не являющихся контрольно-надзорными, оптимизация исполнения которых может осуществляться с использованием единой информационной системы анализа и проектирования процессов оказания государственных и муниципальных услуг 21
1.1. Формирование исчерпывающего перечня государственных функций 21
1.2. Классификация государственных функций 23
1.3. Критерии отнесения государственных функций федеральных органов исполнительной власти к числу подлежащих оптимизации 24
2. Регламент представления и обязательный состав сведений о деятельности государственных органов по предоставлению услуг (модель данных) для размещения в единой информационной системе анализа и проектирования процессов оказания государственных и муниципальных услуг 28
2.1. Состав сведений о деятельности государственных органов по предоставлению услуг для размещения в Системе 28
2.1.1. Часть I. Описание порядка предоставления услуги 28
2.1.2. Часть II. Критерии качества государственной услуги 31
2.1.3. Часть III. Ресурсное обеспечение государственной услуги 33
2.2. Источники получения сведений 34
2.2.1. Описание порядка предоставления услуги 34
2.2.2. Критерии качества государственной услуги 35
2.2.3. Ресурсное обеспечение государственной услуги 35
2.3. Порядок ввода сведений в Систему 35
2.3.1. Описание порядка предоставления государственной услуги 35
2.3.2. Критерии качества государственной услуги 36
2.3.3. Ресурсное обеспечение государственной услуги 36
2.3.4. Использование офф-лайн-форм для сбора сведений 36
2.4. Требования по организации сбора исходных данных 37
2.4.1. Требования по составу исходных данных 37
2.4.2. Требования по наличию источника данных 37
2.4.3. Требования по наличию владельца данных 37
2.4.4. Требования к полноте и доступности данных 37
2.5. Порядок проверки вводимых сведений 37
2.6. Ответственность за недостоверность вводимых сведений 38
3. Методология проектирования предоставления государственных услуг, в том числе при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия 40
3.1. Концепция методики проектирования 40
3.2. Методика проектирования процесса предоставления государственных услуг 41
3.2.1. Проектирование статической структуры процесса 42
3.2.2. Проектирование динамической структуры процесса 44
3.3. Организация сбора данных для проектирования 45
3.4. Методы сбора данных для проектирования процессов выполнения государственных функций 46
3.5. Требования по организации сбора данных для проектирования 46
3.5.1. Требования по составу исходных данных. 47
3.5.2. Требования по наличию источника данных. 48
3.5.3. Требования по наличию Владельца данных. 48
3.5.4. Требования к полноте и доступности данных. 49
4. Методология описания предоставления государственных услуг, в том числе при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия 51
4.1. Общий порядок описания процесса предоставления государственной услуги 51
4.2. Методика заполнения Паспорта государственной услуги 53
4.3. Методика заполнения описаний возможных вариантов результатов исполнения государственной услуги 56
4.4. Методика описания процесса предоставления государственной услуги для каждой услуги с указанием всех возможных процедур 61
5. Методология функционального моделирования предоставления государственных услуг, в том числе при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия 73
5.1. Цели, задачи и правила моделирования государственных услуг 73
5.2. Концепция методики моделирования 77
5.2.1. Иерархия уровней описания государственной услуги 77
5.2.2. Используемые сущности моделей 79
5.2.3. Критерии моделирования и оптимизации процесса предоставления государственных услуг 82
5.3. Алгоритм моделирования и оценки вариантов оптимизации государственных функций 93
5.3.1. Разработка модели процесса выполнения государственной (муниципальной) функции в состоянии «как есть» 94
5.3.2. Определение ключевых «узких мест» текущего состояния процесса выполнения государственной (муниципальной) функции 95
5.3.3. Построение моделей, описывающих варианты целевого состояния процесса выполнения государственной (муниципальной) функции 97
6. Методология анализа предоставления государственных услуг, в том числе при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия 100
6.1. Анализ влияния модели на процесс предоставления государственных услуг 100
6.1.1. Моделирование основных параметров МФЦ 101
6.1.2. Моделирование произвольных параметров МФЦ как сложной системы 106
6.1.3. Моделирование потока людей 111
6.2. Анализ влияния модели на деятельность ОИВ, предоставляющего государственную услугу 116
6.2.1. Определение балльной оценки по направлению «ресурсное обеспечение деятельности ОИВ по предоставлению государственных услуг». 117
6.2.2. Определение балльной оценки по направлению деятельности ОИВ по предоставлению государственных услуг 136
6.2.3. Определение балльной оценки качества и доступности государственных услуг, предоставляемых ОИВ. 146
6.3. Мониторинг общественного мнения 149
6.4. Обеспечение обязательности использования Системы 153
7. Нотация моделирования бизнес-процессов 155
7.1. Предметная область 156
7.2. Анализ имеющихся нотаций моделирования 157
7.2.1. Первый подход. Одна методология и одна нотация проектирования для решения конкретной задачи 159
7.2.2. Второй подход. Несколько методологий и несколько нотаций для решения общей задачи 160
7.2.3. Третий подход. Одна нотация для отображения нескольких точек зрения на одну проблему 162
7.3. Обоснование выбора нотации для использования в Системе 164
7.4. Инструментальные средства и выбор графических элементов моделирования на базе нотации BPMN 170
8. Порядок принятия решений на основе информации, содержащейся в единой информационной системе анализа и проектирования процессов оказания государственных и муниципальных услуг 192
8.1. Основные принципы принятия решений 192
8.1.1. Принцип законности 192
8.1.2. Принцип объективности 192
8.1.3. Принцип результативности 193
8.1.4. Принцип исполнимости 193
8.1.5. Принцип пригодности для контроля 193
8.2. Направления оптимизации услуг (функций) 193
8.3. Условия и основания принятия решений 194
8.3.1. Ухудшение показателей качества государственной услуги (функции) 194
8.3.2. Недостатки, выявленные в результате анализа порядка предоставления государственной услуги или исполнения государственной функции 195
8.4. Уровни принятия решений 197
8.5. Порядки принятия решений 198
9. Функциональные требования к единой информационной системе анализа и проектирования процессов оказания государственных и муниципальных услуг 201
9.1. Требования к функциям Системы в целом 201
9.2. Требования к функциям Подсистемы сбора, хранения и учета информации о деятельности государственных органов 203
9.3. Требования к функциям Подсистемы визуализации и доступа 208
9.4. Требования к функциям Подсистемы моделирования 209
9.5. Требования к функциям Аналитической информационной подсистемы 212
9.6. Требования к функциям Подсистемы компетенций 215
9.7. Требования к функциям Подсистемы информационной безопасности 216
9.8. Требования к функциям Подсистемы хранилище данных 216
9.9. Требования к функциям Подсистемы взаимодействия с получателями государственных услуг 217
9.10. Требования к функциям Подсистемы визуализации 218
9.11. Требования к численности, квалификации и функциям персонала Системы 221
9.12. Требования к эргономике и технической эстетике 222
9.13. Требования к показателям назначения 223
9.14. Требования к сохранности информации при аварии 224
9.15. Требования к патентной чистоте 225
9.16. Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы 226
9.17. Технологические требования к численности, квалификации и функциями персонала Системы 230
9.18. Требования к надежности и безопасности Системы 232
9.19. Требования к информационной безопасности 234
9.20. Требования по обеспечению достоверности и актуальности информации Системы 236
9.21. Требования по стандартизации, унификации и совместимости 237
Заключение 240
Приложение А. Проекты нормативных правовых актов 241
Приложение Б. Модель данных Системы 271
Приложение В. Состав ГИС, предоставляющих данные в систему 276
Приложение Г. Спецификация унифицированного технологического интерфейса, соответствующего требованиям описания веб-сервисов WSDL 2.0 292
Приложение Д. Перечни государственных функций и услуг 296
|