Информация Торгпредства РФ в Японии за III квартал 2009 г.
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЯПОНИИ
Результат антикризисных мер правительства Японии
1. Поддержка крупных компаний
Меры японского правительства и Банка Японии по поддержке финансового сектора и предотвращению банкротств системообразующих предприятий реального сектора экономики имеют положительный эффект. По мнению экспертов, «дно» кризиса уже пройдено и ситуация в экономике начинает улучшаться. Однако в настоящее время правительству необходимо решить задачу по безопасному и эффективному возвращению предприятий
к рыночным формам финансирования из частных источников.
Правительственная помощь, прежде всего в виде низкопроцентных кредитов, крупным и средним предприятиям по состоянию на конец июня
2009 г. составила более 3,5 трлн. иен. Финансирование осуществлялось по трем каналам: 1) Японский банк госинвестиций; 2) Японский банк международного сотрудничества; 3) Корпорация торгово-промышленных кооперативов. Японский банк госинвестиций оказал финансовую поддержку более 500 предприятиям, включая компании «Japan Airlines» и «Ниссан», на сумму свыше 2 трлн. иен (См. таблицу). В настоящий момент отмечается значительное сокращение объема заявок на получение финансовой помощи, что свидетельствует о постепенной нормализации положения. Так, если в марте 2009 г. банк выдал кредитов на сумму в 747,3 млрд. иен, то в июле – примерно в три раза меньше – 245 млрд. иен.
Поддержка финансового сектора осуществляется через Банк Японии и Японский банк госинвестиций. Политика указанных банков была направлена, прежде всего, на стабилизацию ситуации на рынках облигаций и коммерческих бумаг1 (СР), т.к. начиная с осени 2008 г. эти важнейшие источники привлечения финансирования оказались практически парализованными.
Несмотря на то, что ситуацию удалось стабилизировать и наметилось восстановление рынков, Банк Японии в июле 2009 г. заявил о том, что программа по выкупу корпоративных облигаций и коммерческих бумаг будет пролонгирована с сентября до конца декабря 2009 г.
Также Банк Японии реализует специальную программу поддержки предприятий, в рамках которой предоставляет неограниченное финансирование на уровне ключевой процентной ставки в 0,1% под залог облигаций и коммерческих бумаг.
По данным исследовательского института «Дайити сэймэй», у крупных компаний на протяжении шести месяцев с января 2009 г. наблюдается улучшение по сравнению с предыдущим годом показателя, характеризующего объем наличных средств. Ежеквартальный отчет Банка Японии (Танкан), опубликованный в июне, также подтверждает улучшение ситуации в сфере финансирования крупных и средних японских компаний по сравнению с предыдущим кварталом.
Однако проблема заключается в том, смогут ли компании, получившие помощь государства, эффективно вернуться к частным источникам финансирования. По мнению ряда экономистов, дальнейшее предоставление господдержки частным предприятиям может привести к негативным для экономики последствиям в виде увеличения числа низкоэффективных компаний.
С другой стороны, существуют опасения, что осенью-зимой текущего года ситуация вновь начнет ухудшаться и сохранение стабильности без вмешательства государства будет невозможным.
2. Поддержка МСП
Основным механизмом господдержки МСП Японии стала «система экстренного страхования кредитов», в соответствии с которой правительство в лице Ассоциации доверительного страхования начало предоставлять гарантии финансовым институтам на 100% суммы выдаваемого ими кредита (ранее гарантии распространялись только на 20%). Благодаря этой мере, правительству Японии удалось предотвратить распространение кризиса отсутствия ликвидности и массовых банкротств. Перечень видов деятельности, подпадающих под действие данной системы, был расширен с 545 до 781 и стал охватывать около 80% МСП страны. Всего с момента начала действия данной системы до конца июля 2009 г. гарантии были предоставлены в 654 тыс. случаев. Таким образом, если учесть, что в стране насчитывается приблизительно 4,2 млн. МСП, то данной системой воспользовалось каждое шестое малое или среднее предприятие (следует понимать, что одна компания могла получить гарантии несколько раз).
Также правительство через «Японскую финансовую корпорацию» и «Корпорацию торгово-промышленных кооперативов» предоставляло мелким и мельчайшим предприятиям низкопроцентные кредиты и финансирование. Все эти меры помогли мелким компаниям справиться с трудностями в конце календарного и финансового годов.
Однако, несмотря на некоторые признаки улучшения ситуации, МСП находятся в значительно более тяжелом положении, чем крупные компании. Так, согласно вышеуказанному отчету Банка Японии, ситуация в сфере привлечения финансирования МСП несколько улучшилась, однако остается сложной. Диффузный индекс2 по данному параметру для МСП составил «минус» 20, а для крупных предприятий – «плюс» 1.
Многие эксперты указывают на необходимость продления вышеуказанных мер, т.к. частные финансовые институты, испытавшие последствия кризиса, будут неохотно смягчать условия финансирования и для окончательной стабилизации положения МСП потребуется значительно больше времени, чем крупным предприятиям.
Антикризисные меры правительства Японии
(по состоянию на конец июня 2009 г.)
Финансовый институт
|
Меры поддержки
|
Содержание
|
Сумма
(трлн. иен)
|
Системообразующие компании
|
Японский банк госинвестиций
|
Антикризисное финансирование
|
Совместные частно-государственные кредиты, Кредиты Банка, Кредиты с правительственными гарантиями
|
2,07
|
Инвестиции в капитал
|
Приобретение привилегированных акций компаний в соответствии с законом
«О специальных мерах по поддержке промышленности»
|
-
|
Корпорация торгово-пром. кооперативов
|
Антикризисное финансирование
|
Кредиты средним компаниям
|
0,28
|
Японский банк международного сотрудничества
|
Антикризисное финансирование
|
Прямые и косвенные кредиты японским компаниям, осуществляющим деятельность за рубежом
|
1,49
|
Страхование кредитов частных финансовых институтов
|
Доверительное страхование частных финансовых институтов, кредитующих японские компании, осуществляющие деятельность за рубежом
|
МСП
|
Ассоциация доверительного страхования
|
Экстренное страхование
|
Страхование 100% суммы кредита, выданного частным финансовым институтом
|
12,85
|
Японская финансовая корпорация
|
Кредиты
|
Кредиты мелким и мельчайшим предприятиям
|
3,42
|
Кредиты на цели повышения эффективности управления
|
Беззалоговые кредиты без страхового покрытия мельчайшим предприятиям
|
0,066
|
Корпорация торгово-пром. кооперативов
|
Антикризисное финансирование
|
Кредиты мелким и средним предприятиям
|
0,757
|
Финансовый сектор
|
Банк Японии
|
Выкуп СР
|
Выкуп СР с рейтингом а-1 и остаточным сроком погашения до 3 мес.
|
0,173
|
Выкуп корпоративных облигаций
|
Выкуп облигаций с рейтингом выше single A и остаточным сроком погашения до 1 года
|
0,222
|
Финансовая поддержка предприятий
|
Неограниченное предоставление капитала при ставке 0,1% под залог облигаций и СР
|
7,32
|
Японская финансовая корпорация
|
Выкуп СР
|
Выкуп СР, выпускаемых предприятиями
|
0,351
|
«Нихон кэйдзай», 13-15.08.2009
Объем продаж японских компаний сократится на 20%
Газета «Нихон кэйдзай» провела экономическое исследование на основе сравнения показателей объема продаж ведущих японских компаний первой секции Токийской фондовой биржи (исключая финансовые) в марте 2008 г. и прогнозируемого объема продаж в марте 2010 г. Данные временные рамки были выбраны для определения воздействия экономического кризиса на результаты деятельности компаний, т.к. март 2008 г. – это последний месяц финансового года (2007 фин.г.), на который кризис не оказал прямого влияния, а март 2010 г. – конец финансового года, на протяжении которого кризис ощущался наиболее остро.
Согласно данным исследования, в конце марта 2010 г. общий объем продаж 391 компании сократится на 18%. Снижение продаж ожидается у трех четвертей компаний, при этом снижение более чем на 10% прогнозируется
у 57% компаний. Наибольшие масштабы уменьшения продаж ожидаются у экспорториентированных отраслях: автомобилестроение и производство автозапчастей – 35%, производство стали – 30%, морские перевозки – 28%, оборудование – 23%, электроника – 21%. Отдельные компании, прежде всего производители полупроводников, прогнозируют рекордные темпы падения продаж – до 70-75%.
В автомобилестроении ведущие компании («Тойота», «Ниссан», «Хонда») ожидают, что продажи уменьшатся приблизительно на 30%. Однако ориентированные на внутренний рынок компании и производители малолитражных автомобилей испытывают не такое резкое воздействие кризиса. Например, сокращение объема продаж «Дайхацу», по оценкам, составит 18%.
Сужение рынков объясняется не только временным ухудшением экономической конъюнктуры, но и изменением структуры потребления. Это означает, что даже после восстановления конъюнктуры будет сложно вернуть объемы потребления на докризисный уровень.
Таким образом, для обеспечения устойчивого роста компаниям необходимо предпринимать шаги по сокращению производственных затрат и расширению рынков сбыта.
«Нихон кэйдзай», 18.07.2009
Японские компании обяжут раскрывать
информацию о зарплатах руководства
Агентство финансовых услуг Японии приняло решение о введении правила обязательной публикации данных о денежном вознаграждении директоров в корпоративных финансовых отчетах, которые предоставляются компаниями в данный контролирующий орган в течение трех месяцев после завершения финансового года и затем размещаются на его официальном сайте. Помимо опубликования общей суммы вознаграждения, которое в настоящее время является добровольным, в отчетах будут указываться формы выплаты и методика расчетов. Ожидается, что это будет способствовать повышению прозрачности компаний и облегчит осуществление инвесторами контроля над управляющими, преследующими цель увеличения суммы получаемого вознаграждения за счет достижения высоких, но краткосрочных показателей прибыльности. В течение 2009 г. Агентство подготовит соответствующие поправки к закону «О финансовых сделках» с тем, чтобы новая система вступила в действие с марта 2010 г.
«Нихон кэйдзай», 11.09.2009
Цены на продукты питания и товары
первой необходимости в Японии продолжают снижаться
После резкого роста цен в первой половине 2008 г. в связи с удорожанием сырья, начиная с осени 2008 г., продукты питания и товары первой необходимости в Японии продолжают дешеветь. Согласно исследованию розничных цен на 60 товаров, проведенному газетой «Нихон кэйдзай», с апреля по июль 2009 г. наблюдалось снижение цен на 34 товара (около 60%). По сравнению с июлем прошлого года цены снизились по 36 позициям. При этом цены на 13 товаров, из 24 подорожавших, не достигли уровня января 2009 г.
Основным фактором, обусловившим снижение цен, является ухудшение ситуации в сфере занятости и доходах населения, что привело к уменьшению потребительского спроса. Так, в июне уровень безработицы достиг 5,4%, а летние бонусы в крупных компаниях сократились в среднем на 20%.
Помимо этого, крупные торговые сети стали активно внедрять товары собственных торговых брэндов, которые, как правило, стоят дешевле аналогичных товаров производственных марок.
Дополнительным фактором, повлиявшим на снижение цен, стала необычно прохладная погода. В связи с тем, что средняя температура летом 2009 г. была на несколько градусов ниже обычного, спрос на прохладительные напитки, пиво и т.д. уменьшился и производители, пытаясь стимулировать потребление, стали снижать отпускные цены. С другой стороны, плохая погода привела к повышению цен на некоторые виды овощей.
Сужение потребительского спроса стимулирует усиление конкуренции между производителями, для которых снижение цен является хоть и болезненным, но эффективным методом увеличения продаж.
Вместе с тем вновь начавшееся повышение мировых цен на сырье ведет к увеличению издержек и сокращению прибыли производителей, поэтому они будут вынуждены повышать отпускные цены. Так, например, если в конце 2008 г. цена фьючерсов на сырую нефть, которая используется в производстве оберточной пленки, пластиковых емкостей и т.д., на Нью-Йоркской товарной бирже составляла 32 долл./бар., то в конце июля она увеличилась до 70-75 долл./бар. Снижение урожая сои (является сырьем для ряда основных продуктов японского рациона) и увеличение на нее спроса со стороны КНР также оказывает повышательное давление на цену данного товара.
«Нихон кэйдзай», 28.08.2009
О наложении рекордных штрафов на три
сталелитейные компании, создавшие сбытовой картель в Японии
Комиссия по справедливым сделкам применила штрафные санкции в размере 15,5 млрд. иен в отношении трех сталелитейных компаний, создавших картель. По информации компетентных источников, в указанный картель входили компании «Nippon Steel & Sumikin Coated Sheet Corp», «Nisshin Steel Co.» и «Yodogawa Steel Works Ltd.», представители которых, начиная с августа 2008 г., проводили тайные встречи.
По итогам достигнутых соглашений, компании 19 раз вступали
в картельный сговор, фиксируя отпускные цены на оцинкованные листы для металлообрабатывающих фирм и производителей стройматериалов. Представители картеля также оговаривали максимальные размеры скидок. Комиссия по справедливым сделкам получила информацию о деятельности картеля от компании «JFE Galvanizing & Coating Co.». В декабре 2009 г. окружной суд Токио признал участников картеля виновными в нарушении антимонопольного законодательства и постановил «Nippon Steel & Sumikin Coated Sheet Corp», «Nisshin Steel Co.» и «Yodogawa Steel Works Ltd.» выплатить 6,34, 5,49 и 3,68 млрд. иен штрафа соответственно.
«The Daily Yomiuri», 28.08.2009
О мерах дополнительной государственной
|