Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Колледж связи №54
Методические указания
по проведению лабораторных работ
Для специальности: 280711 «Рациональное использование природоохранных комплексов»
По дисциплине: Прикладная геодезия и экологическое картографирование
Москва, 2013
Предисловие
1.Назначение методических указаний.
Настоящие методические указания по проведению лабораторных работ составлены в соответствии с программой дисциплины «Прикладная геодезия и экологическое картографирование», для студентов колледжа по специальности 280711 «Рациональное использование природоохранных комплексов».
Работы проводятся в поле и в кабинете геодезии. Задания выполняются по индивидуальным вариантам.
При проведении лабораторных работ учебная группа делится на две подгруппы. Если работа проводится в поле , то формируется бригада из 3-4 человек.
Приступая к выполнению конкретной работы , студенты должны внимательно ознакомиться с порядком выполнения работы и получить от преподавателя необходимые разъяснения. Каждая работа оформляется в виде отчета и сдается преподавателю.
В результате выполнения лабораторных работ студенты должны приобрести необходимые знания и уметь работать с геодезическим оборудованием.
2. Требования к умениям , компетенции которые формируются после проведения практических занятий по дисциплине «Прикладная геодезия и экологическое картографирование».
Общие компетенции:
1.Организовывать собственную деятельность , выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
2.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
3.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
4.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
5.Работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководством , потребителями.
6.Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
Профессиональные компетенции:
1.Организовывать деятельность по очистке и реабилитации загрязнённых территорий.
2.Осуществлять мониторинг и контроль входных и выходных потоков для технологических процессов в организациях.
3.Реализовывать технологические процессы по переработке , утилизации и захоронению твердых и жидких отходов.
4.Проводить мероприятия по очистке и реабилитации полигонов.
5.Представлять информацию о результатах экологического мониторинга в виде таблиц, диаграмм , геокарт.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Внимание! Студенты обязаны являться на занятия без опозданий. Неявка или опоздание более чем на 10 минут в указанные часы и дни в своей подгруппе считается пропуском занятия .
К работе допускаются студенты, прошедшие инструктаж по технике безопасности и расписавшиеся в журнале по ТБ.
На выполнение каждой лабораторной работы в учебном плане отводится 2-4 часа аудиторного времени.
Рекомендуемые этапы подготовки, выполнения и защиты лабораторной работы:
1-й этап домашняя подготовка. Студент прорабатывает теоретические положения и выполняет расчётное задание, изучает описание лабораторного оборудования.
2-й этап (10-15 мин.) - тестовый контроль ( или устный опрос) готовности к выполнению работы в лаборатории.
3-й этап - практическая работа (самостоятельное выполнение лабораторной работы в соответствии с рекомендациями, данными в м/у к работе, уборка рабочего места после проверки преподавателем полученных данных). Студенты должны бережно обращаться с оборудованием, нести полную ответственность за его сохранность и исправность.
4-й этап - дооформление отчёта и защита работы. После выполнения работы студент должен представить отчет о проделанной работе (на листах формата А-4 напечатанном на компьютере, шрифт 12 , межстрочный интервал 1.15,Times New Roman ), с обсуждением полученных результатов и выводов.
Примечание. Студенты, выполнившие, но не успевшие оформить и защитить работу в часы занятия, а так же те кто пропустил лабораторную работу по уважительной или не уважительной причине обязаны выполнить и защитить её до начала следующей лабораторной работы в часы (дни), согласованные с преподавателем. Студенты, не защитившие выполненную работу, к следующей работе не допускаются.
Во время занятия студенты должны поддерживать порядок и деловую обстановку в лаборатории. Запрещается громко разговаривать. Выходить из лаборатории можно только с разрешения преподавателя.
Оценка за работу выставляется с учетом предварительной подготовки к работе, доли самостоятельности при ее выполнении ,точности и грамотности оформления отчета по работе.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
«Измерение длин прямых и извилистых линий по карте»
Цель работы: научиться измерять прямые и извилистые линии на карте с помощью циркуля измерителя, курвиметра, поперечного масштаба.
Прямые линии измеряют обычно линейкой. Извилистые и ломаные линии измеряют по частям, циркулем - измерителем. Для этого устанавливают по линейке или линейному масштабу раствор циркуля, соответствующий какому - нибудь целому числу километров или сотен метров, и таким "шагом" проходят вдоль измеряемой линии, ведя счёт перестановок ножек. Порядок измерений показан на рис. 2, где AF - измеряемая линия, A, B, C, D, E - места постановки ножек, EF - остаток, измеряемый по линейке (линейному масштабу). Стрелками показано направление перемещения ножек.
Рис.1 Измерение линий "шагом" циркуля.
Рис.2 Курвиметр Величину "шага" выбирают в зависимости от извилистости линий: от 4-5 см - при измерении кривых с плавными закруглениями до 1-2 см - при измерении линий с большим числом резких поворотов.
Для измерения кривых и извилистых линий используют также специальный прибор - курвиметр (рис. 2). Механизм этого прибора состоит из измерительного колёсика, соединённого системой зубчатых передач со стрелкой, которая движется по циферблату. При движении колёсика вдоль измеряемой по карте линии стрелка передвигается по циферблату и указывает пройденное колёсиком расстояние в см. Для измерения расстояния следует предварительно вращением колёсика установить стрелку курвиметра в начальное положение, т.е. на отсчёт "0", а затем прокатить его вдоль измеряемой линии, следя за тем, чтобы стрелка двигалась по циферблату в направлении чисел 10, 20, 30 и т.д. Умножив величину масштаба карты на показания стрелки курвиметра, получают расстояние на местности.
Для более точного измерения и откладывания расстояний по карте, применяют поперечный масштаб - специальный график, награвированный на металлической линейке (рис. 3) и выполненный под карту масштаба 1:50 000, т.к. цифры указывают непосредственно расстояния на местности в км, сотнях и десятках м. соответственно.
Рис. 3 поперечный масштаб на транспортире
Рис.4 Поперечный масштаб.
Пользование поперечным масштабом показано на рис. 4а. Пусть требуется определить расстояние на местности, соответствующее отрезку de на карте масштаба 1:25 000. Раствор циркуля, равный этому отрезку, устанавливают на поперечном масштабе так, чтобы, во-первых, обе ножки оказались на одной горизонтальной линии и, во - вторых, правая ножка находилась на одном из перпендикуляров к основанию (точка e), а левая - на одной из наклонных линий (точка d). Для 1:25 000 карты основание масштаба соответствует 500 м, десятая доля основания - 50 м, сотая - 5 м. По цифровым обозначениям линий видно, что этот от-резок равен:
500*1 + 50*3 + 5*6 = 680 м.
Опытным путём установлено, что с помощью циркуля измерение прямолинейных отрезков на карте и других чертежах не могут быть выполнены точнее, чем 0,2 мм. Расстояние на местности, соответствующее 0,2 мм на карте, называется предельной точностью масштаба карты. Однако точность определения расстояний по карте зависит не только от точности измерений, но и от погрешностей самой карты, неизбежных при её составлении и печатании, которые могут достигать 0,5 мм, а на картах горных районов - 0,75 мм. Источниками ошибок измерений являются также помятость и деформация бумаги. С учётом этого фактическая точность измерения прямых линий на карте, как показывает практика, колеблется в пределах 0,5 - 1,0 мм, что в масштабе 1:25 000 на местности составляет: 12-25 м, в масштабе 1:50 000 - 25-50 м, 1:100 000 - 50-100 м.
Измеренное по карте расстояние получается всегда несколько короче действительного. Одна из причин этого состоит в том, что по карте измеряются горизонтальные проложения, в то время как соответствующие им линии на местности наклонные, т.е. длиннее своих горизонтальных проложений. Длина маршрута, измеренная по карте, бывает короче действительной не только вследствие влияния рассмотренной выше причины, но и потому, что в масштабе карты не всегда возможно изобразить все извилины дорог. При составлении карт дороги, как правило, спрямляются, и тем больше, чем мельче масштаб карты. Это особенно заметно на картах горной и холмистой местности.
Задание1. На предложенной преподавателем топографической карте измерить расстояние между двумя пунктами. Определите вероятнейшее значение.
Методические указания:
Иголки йиркуля измерителя устанавливают в центры условных знаков, обозначающих географические объекты. Разные условные знаки по разному центрируются (рис 5)
Прежде чем производить измерение, необходимо выяснить, сколько метров или километров на местности содержится в основании масштаба вашей карты и какова точность карты, то есть скольким метрам соответствует наименьшее деление левой части линейного масштаба (1/10 часть основания). Раствор циркуля, равный расстоянию между заданными пунктами, прикладывают к линейному масштабу. При этом правая игла циркуля должна находиться точно на одном из штрихов линейного масштаба справа от нуля, а левая — в пределах левой от нуля части линейного масштаба. Отсчет делают по левой игле измерителя и суммируют с отсчетом, сделанным по правой игле (рис.6).
Задание 2. На предложенной преподавателем топографической карте, пользуясь данным на ней линейным масштабом, измерьте расстояние по дороге между двумя пунктами.
Методические указания. При измерении ломаных линий производится измерение составляющих ее прямых отрезков способом, описанным в задании 1. Результаты измерений всех прямых отрезков данной ломаной линии суммируют. Это и будет расстояние между заданными пунктами по дороге.
Задание 3. По предложенной преподавателем топографической карте измерьте длину отрезка реки. Измерения произвести двумя способами: а) циркулем-измерителем; б) курвиметром. Результаты сравните. Сделайте выводы.
Методические указания. Измерение извилистых линий производится малым раствором циркуля-измерителя (1,0 мм, 2,0 мм, 4,0 мм). При выборе раствора циркуля руководствуются извилистостью измеряемой линии. Для более извилистых линий следует выбирать меньший раствор
Рис.6 Положение циркуля измерителя при измерении расстояний по карте с помощью линейного масштаба циркуля-измерителя. Раствор измерителя нужно устанавливать очень тщательно по поперечному масштабу. При этом лучше пользоваться микро измерителем (рис.7).
Выбрав и установив раствор микро измерителя, им «шагают» по извилистой линии, считая
число пройденных «шагов». Зная, какой длине на местности соответствует раствор циркуля, и умножив ее на число «пройденных» по отрезку реки шагов, определяют общую длину заданного отрезка реки (см. рис.7). Измерения производят не менее двух раз и вычисляют среднее значение.
Рис.7. Измерение длин извилистых линий Такой способ при всей его трудоемкости не дает истинных длин линий, особенно если измерения проводились по средне масштабной карте, так как в результате генерализации извилистые линии на карте укорочены по сравнению с действительными расстояниями. Кроме того, перемещая циркуль-измеритель по извилистой линии, измеряют не сами извилины, а стягивающие их хорды (см. рис. 7.10). При уменьшении же раствора придется сделать большее число «шагов», что приведет к увеличению систематической ошибки измерений. Поэтому измерения извилистых линий проводят двумя разными растворами. Тогда истинная длина извилистой линии может быть вычислена по формуле
L0=L1+(L1-L2)-k(L1-L2),
где L1 и L2 — длины, измеренные двумя разными растворами циркуля-измерителя d1, и d2. При этом d1 > d2; коэффициент k рассчитывается из соотношения
k=
При измерении этого же отрезка реки курвиметром отсчет по нему следует делать с точностью до 0,1 деления. Измерения так же, как и в первом способе, следует проводить не менее двух раз.
Для измерения линии курвиметром находящееся в нижней част прибора колесика деление циферблата соответствует пути, пройденному колесиком в 1 см. Пройденный путь в сантиметрах считывают по циферблату. Измеренную по карте длину переводят в действительную (на местности) величину, умножив ее на основание масштаба карты, по которой производились измерения.
Задание 4. По физической карте школьного атласа определите суммарную длину всех рек в бассейне реки, указанной в одном из вариантов таблицы.
Варианты к заданию 10
Вариант
|
Бассейн реки
|
Вариант
|
Бассейн реки
|
1
|
Конго
|
11
|
Миссисипи
|
2
|
Дунай
|
12
|
Рейн
|
3
|
Амазонка
|
13
|
Тахо
|
4
|
Лена
|
14
|
По
|
5
|
Енисей
|
15
|
Висла
|
6
|
Обь
|
16
|
Инд
|
7
|
Луара
|
17
|
Ганг
|
8
|
Днепр
|
18
|
Парана
|
9
|
Дон
|
19
|
Ориноко
|
10
|
Сев. Двина
|
20
|
Замбези
|
|