Министерство Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий
-------------------------------------------------------------------------------------------
Академия гражданской защиты
Кафедра аварийно-спасательных работ
Баринов М.Ф., Лавриненко Д.Ф., Погожев С.В., Мясников Д.В.
ЛЕГКОВОДОЛАЗНАЯ ПОДГОТОВКА СПАСАТЕЛЕЙ МЧС РОССИИ
Учебное пособие
Химки – 2013
Рецензенты:
|
|
Авторы:
|
М.Ф. Баринов полковник
Д.Ф. Лавриненко кандидат экономических наук, капитан, водолаз 4-го разряда
С.В. Погожев водолазный специалист
Д.В. Мясников кандидат технических наук, капитан
|
|
|
Технология аварийно-спасательных работ. Учебное пособие. Легководолазная подготовка спасателей МЧС России. Химки: АГЗ МЧС России, 2013. - 117с.; 63 библ.
В данном учебном пособии рассмотрены физические и физиологические особенности пребывания человека под водой, основные профессиональные заболевания водолазов, вопросы организации водолазных спусков, изложено техническое описание водолазного снаряжения, приемы выполнения некоторых водолазных работ и меры безопасности при их выполнении.
Переработанное и дополненное.
.
АГЗ МЧС России, 2013.
М.Ф. Баринов, Д.Ф. Лавриненко,
С.В. Погожев, Д.В. Мясников
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
|
4
|
Глава 1.Краткие исторические сведения о развитии водолазного дела
|
5
|
Глава 2.Физические и физиологические особенности Водолазных спусков под воду
|
12
|
Глава 3. ВОДОЛАЗНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ
|
23
|
ГЛАВА 4. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА НА ВОДОЛАЗНЫХ РАБОТАХ
|
61
|
ГЛАВА 5. МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОДОЛАЗНЫХ СПУСКОВ И РАБОТ
|
82
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
119
|
ЛИТЕРАТУРА
|
120
|
Введение
При ведении аварийно-спасательных работ на акваториях кроме поисковых и спасательных работ пострадавших при ЧС часто возникает необходимость произвести осмотр подводной части гидротехнических сооружений, затонувших судов, а также выполнение ряда других работ и осмотров. Без водолазной подготовки личного состава и водолазного снаряжения выполнить указанные работы невозможно. Чрезвычайные ситуации и аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, теплохода «Булгария», наводнение на дальнем востоке требуют от спасателей знания водолазного дела. Поэтому в подготовке спасателей в Академии гражданской защиты особое внимание уделяют изучение легководолазной подготовке курсантов и студентов.
Характер выполняемых работ водолазами МЧС России весьма разнообразен, что требует от спасателей тщательной подготовки. Для этого будущий водолаз - спасатель должен в совершенстве изучить и уметь применять современное легководолазное снаряжение, оборудование для обеспечения водолазных работ, знать физиологические процессы протекающие в организме во время погружения, овладеть техникой спусков под воду, уметь предупредить возможные заболевания водолазов и знать способы оказания помощи пострадавшим водолазам.
Будущий водолаз - спасатель должен выработать в себе необходимые качества: дисциплинированность, выносливость, самообладание, быстроту ориентировки, находчивость, холодный расчет, смелость и волю, чтобы преодолевать возникающие трудности. Только четкие, уверенные действия, основанные на твердых теоретических знаниях и практических навыках, помогут стать спасателем - водолазом, способным выполнить поставленную задачу.
Глава 1. Краткие исторические сведения о развитии водолазного дела
Использовалось водолазное дело и для военных целей. В Московском государстве в начале XVII века официально зарегистрирована профессия водолаза. В дошедших до нашего времени документах - так называемых 'поручных записях' - о водолазах упоминается, как об оформившейся группе со своими обязанностями, правилами и привилегиями. В ту пору водолазы в России добывали жемчуг и другие дары подводных глубин, строили под водой несложные сооружения, решали и военные задачи, проводили осмотры фарватеров, обеспечивая этим безопасность море плавания и речных коммуникаций. В 1675 году патриарх Иоаким писал царю Алексею Михайловичу, что на Руси 'водолазные люди' привлекаются на государственные и монастырские работы. С начала XVIII века широко применяются русскими водолазами водолазный колокол для подъема затонувших кораблей, ценностей и при работе в портовых водах.
При Петре I водолазное дело, приобретает особое значение - этому способствовало развитие судостроения и судоходства, строительство фундаментальных портовых сооружений, судоходных каналов и мостов. Уже тогда было
создано водолазное оборудование и снаряжение, близкое современным образцам.
В 1719 году крестьянин-изобретатель из подмосковного села Покровское Ефим Никонов предложил первое автономное снаряжение. Ему принадлежит и проект подводной лодки, названной им 'потаенным судном'. Изобретения Никонова были одобрены Петром I. Прочно встав на воды, Россия бурно развивала и совершенствовала флот, порты и портовые сооружения, масштабно осваивала новые речные и морские коммуникации. Возрастали и объемы водолазных работ, совершенствовалось снаряжение и оборудование, обеспечивающее человеку погружение под воду.
В 1829 году в Кронштадте механик Гаузен создает водолазное снаряжение, состоящее из металлического шлема, водонепроницаемой рубахи и грузов. По шлангу в шлем подавался сжатый воздух. Снаряжение Гаузена явилось прототипом современного вентилируемого водолазного снаряжения и названо водолазным скафандром.
В 1834 году русским военным инженером А. Шильдером построена первая в мире металлическая подводная лодка, а спустя двадцать восемь лет русский конструктор И. Александровский представил проект первой подводной лодки водоизмещением 360 тонн, работающем на сжатом воздухе. Проект был одобрен, а лодка построена и успешно прошла испытания.
В 1853 году В. Шивцевым предлагается автономный водолазный аппарат с клапанами вдоха и выдоха и дыхательной трубкой. Аппарат позволял плавать только на малых глубинах, но система подачи и удаления воздуха, работавшая в нем, нашла развитие в более совершенном снаряжении. Наступил 1861 год, ставший значительной вехой в развитии водолазного дела в России. В штат экипажей военных кораблей русского флота включена профессия водолаза.
В 1871 году известный русский изобретатель А.Н. Лодыгин предложил проект автономного водолазного скафандра с использованием газовой смеси, состоящей из кислорода и водорода. Кислород должен был вырабатываться из воды путем электролиза. А два года спустя, в 1873 году, изобретатель А. Хоти некий предлагает первое автономное водолазное снаряжение с резервуаром, содержащим запас сжатого воздуха. Необходимо отметить - развитие водолазного дела в России носило самобытный характер.
Суровые климатические условия вызывали необходимость создавать снаряжение, которое защищало бы водолаза от холодной воды и позволяло долго находиться под водой для выполнения работы.
Выдающееся значение в развитии водолазного дела в России сыграла открытая в 1882 году 5 мая в Кронштадте Водолазная школа, ставшая первым научным центром по водолазному делу. Школа выпускала водолазов с хорошей теоретической и практической подготовкой. В школе не только проводилась подготовка водолазных кадров для флота, но и создавалось новое снаряжение и оборудование, на научной основе отрабатывалась система водолазного труда. Разработаны и изданы 'Единые правила водолазных работ', пособия по спец физиологии и водолазному делу. В короткий срок школа приобрела авторитет не только в России, но и за рубежом. Теоретические труды русских специалистов по водолазному делу переводились на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский и другие языки, специалисты этих стран приезжали в Россию обучаться водолазному делу. С 1882 года по 1917 год школа выпустила 2695 водолазов. В ней проходили подготовку и офицеры водолазной службы, называемые водолазными специалистами. В 1897 году в школе прошла обучение группа врачей, изучавшая физиологию водолазного дела. Результатом явилось создание учебников по спец-физиологии и таблиц, позволяющих добиваться безопасного выхода на поверхность после длительного погружения.
В 1919 году Водолазная школа перебазировалась на Волгу, сначала в Саратов, затем в Казань, а через некоторое время - в Вольск. В 1921 году школа находилась в Петрограде, затем в Кронштадте. В декабре 1924 года Водолазная школа уже в Севастополе и включена в состав Учебного отряда Черноморского флота. Став учебным подразделением ЭПРОНА, Водолазная школа со временем преобразуется в Военно-морской водолазный техникум. В период Великой Отечественной войны школа обретает новое место сначала в Астрахани, в 1942 году на озере Байкал, в Слюдянке.
В 1944 году школа находилась в Балаклаве. На Черном море создается современный учебный Водолазный центр, в котором подготавливают высококлассных специалистов для ВМФ - водолазов-глубоководников, тяжелых водолазов, легко - водолазов и руководителей водолазных работ. В 1957-58 годах Водолазная школа передислоцируется в Севастополь и, находясь в городе русской славы, продолжает подготовку квалифицированных водолаз для ВМФ.
Приказом по ОГПУ (№ 528 от 17 декабря 1923 года) был создан орган, который в дальнейшем объединил водолазное дело в России, организовал централизованную подготовку водолазов и промышленное производство водолазного снаряжения и технических средств, обеспечивающих погружение человека под воду, получивопределение - экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Первоначально ЭПРОН создавался для поиска затонувшего утром 27 ноября 1854 года на внешнем Балаклавском рейде 'Принца', став централизующей организацией водолазного дела в Отечестве, уже за десять лет существования поднял 110 кораблей и судов, 76 из них были восстановлены. В 1923 году по проекту «Эпроновца» Е. Г. Даниленко на одном из московских заводов изготовлена глубоководная камера, рассчитанная на глубину погружения до 72 метров. Оснащенная системой жизнеобеспечения, телефоном, электрическим освещением, иллюминаторами, выдвигающимися манипуляторами камера оказалась надежной в работе.
В 1927 году инженер ЭПРОНа А. Каплановский спроектировал глубоководную наблюдательную камеру, удовлетворяющую даже современные требования. Незначительно измененные образцы этой камеры применяются до настоящего времени. В 30-е годы, достигнуты значительные успехи в изучении проблем физиологии водолазного труда. Разработаны таблицы режимов декомпрессии и рекомпрессии. Всемирно известны работы ЭПРОНа, проведенные в 1933 году по спасению ледокола 'Малыгин' у берегов Шпицбергена, подъем с глубины 25 метров ледокола 'Садко', а с глубины 84 метров - подводной лодки 'Девятка'. К судоподъемным работам с 'Девяткой 'был привлечен спасатель 'Коммуна' - судно катамаран, построенное специально для подъема затонувших подводных лодок.
В 1935 году создается Постоянная комиссия для решения физиологических проблем, связанных с глубоководными погружениями и подводным плаванием во главе с академиком Л. А. Орбели. С 1935 по 1939 годы ведутся активные исследования возможностей человека при
погружении на глубину в обычном снаряжении на сжатом воздухе. Выдающихся результатов достигает один из группы испытателей водолазов-глубоководников В. М. Медведев. В 1937 году он погрузился на рекордную глубину - 150 метров и вынес пробу грунта. Водолазы-испытатели В. Соколов, Н. Солнцев, Б. Иванов, Л. Кобзарь и И. Выскребенцев также спускались на глубины, близкие к рекордной. Этими погружениями было окончательно установлено, что сжатый воздух непригоден для работы на глубине свыше 100 метров. С 1939 года комиссия Л.А. Орбели занималась отработкой применения гелиокислородных дыхательных смесей на водолазных спусках. Война приостановила эти работы. В 1939-1940 годах осуществлены погружения с применением гелиокислородной смеси на глубину 200 метров. Использовалась сухая рекомпрессионная, а затем гидро рекомпрессионная камера. Декомпрессия проводилась по вновь отработанным таблицам. С 1923 года до начала Великой Отечественной войны «Эпроновцы» подняли с глубины 450 кораблей и судов, оказали помощь 188 судам, терпевшим бедствие. К началу войны ЭПРОН обладал опытными кадрами и надежными техническими средствами. В его составе находилось более 3000 специалистов, в том числе 600 водолазов. 22 июня 1941 года ЭПРОН вошел в состав ВМФ, сохранив свое первоначальное название. С 1942 года ЭПРОН переименован в Аварийно-спасательную службу Военно-морского флота (АСС ВМФ).
О работе ЭПРОНа у нас до сих пор почти нет ни серьезных исследований, ни книг, не говоря уже о художественной литературе, рассказывающей об исключительно интересной сфере деятельности этой организации. Зато до сих пор ходят красивые легенды об огромных сокровищах, поднятых из затонувших кораблей, и жуткие слухи о гибели водолазов в глубинах морей. Возникла организация спонтанно, почти случайно, и никто тогда даже не предполагал, какие огромные дела ей предстоят и какую важную роль сыграет она в возрождении экономики и обороноспособности нашей страны.
Военно-морской водолазный техникум стал именоваться Аварийно спасательным учебным отрядом - АСУО ВМФ. За годы войны спасатели флота оказали аварийную помощь 745 кораблям и судам, сняли с мели 840 и подняли из глубины 1920 кораблей и судов, проложили сотни километров подводных коммуникаций (трубопроводов и кабелей), восстановили и построили десятки гидротехнических сооружений, систематически проводили работы с взрывоопасными предметами - минами, торпедами, снарядами. В годы войны не останавливались теоретические и исследовательские работы по водолазному делу, издавалась специальная литература. В послевоенные годы продолжалось активное освоение морских глубин русскими водолазами. В 1949 году были проведены погружения водолазов на глубины до 200 метров. В последующие годы было разработано, подготовлено и испытано в естественных условиях глубоководное, гелиокислородное снаряжение (ГКС) инжекторно-регенеративного типа, а вслед за тем и спускоподъемный палубный комплекс. С созданием такого комплекса глубоководные спуски приобрели практическое значение.
В 60-х годах в нашей стране начались исследования по длительному пребыванию человека под водой. Возникли три программы подводных исследований с применением подводных лабораторий: 'Садко', 'Ихтиандр' и 'Черномор'.
В 1943 г. капитан ВМС Франции Жак-Ив Кусто и инженер Эмиль Ганьян изобрели водолазное снаряжение с открытой схемой дыхания – акваланг.
Для спусков на большие глубины конструкторы создали специальное гелио-кислородное снаряжение, по внешнему виду напоминающее трехболтовое вентилируемое снаряжение, но более сложное по устройству. Для дыхания в этом снаряжении водолаз пользуется не воздухом, а искусственной гелио-кислородной смесью. Для спусков водолазов в гелио - кислородном снаряжении служат специальные спуско-подъемные устройства.
В 1961 году швейцарский профессор математики Г. Келлер, применив для дыхания специальную газовую смесь, погрузился с аквалангом на глубину 222 метра. Через год Г. Келлер в специальном колоколе (с последующим выходом из него в акваланге) совершил погружение на глубину 305 метров.
В 1968 году французы перекрыли рекорд Г. Келлера, погрузившись на глубину 365 м. Затем рекорд нахождения человека в акваланге на предельной глубине достиг 500 м.
Важным этапом в освоении человеком океанских глубин являются погружения в специальных глубоководных снарядах - батискафах. В 1960 году бельгийский ученый Э.Пикар в таком батискафе погрузился в Тихом океане на глубину 10919 м.
|