Комментарий к Федеральному закону "О финансовой аренде (лизинге)" Преамбула

Комментарий к Федеральному закону "О финансовой аренде (лизинге)" Преамбула


Скачать 1.59 Mb.
Название Комментарий к Федеральному закону "О финансовой аренде (лизинге)" Преамбула
страница 1/9
Тип Закон
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Комментарий к Федеральному закону "О финансовой аренде (лизинге)"

Преамбула
1. Основной целью комментируемого Федерального закона (далее - Закон) признается развитие особой формы инвестирования в средства производства на основе лизинга. В настоящее время большинство российских предприятий сталкивается с проблемой обновления основных фондов. По данным Института макроэкономических исследований степень износа оборудования в России на рубеже XX-XXI столетий составила, например, в машиностроении более 70%, в химической и нефтехимической промышленности - около 80%. Из-за нехватки оборотных средств предприятия вынуждены брать кредиты под залог ценных бумаг, партий товара, недвижимости, и все же источников финансирования для крупных капиталовложений у предприятий недостаточно.

Как отмечается в Концепции экономического интеграционного развития СНГ, одной из форм повышения инвестиционной активности является лизинг. В промышленно развитых странах он достигает 20% всего объема инвестиций. Лизинг позволяет производителям снизить уровень стартового капитала для начала предпринимательской деятельности в несколько раз. Поскольку лизинг является наиболее рациональной формой кредитования в условиях нехватки оборотных средств, необходимо развивать эту форму инвестиционной деятельности на межгосударственном уровне. Развитой рынок лизинговых услуг укрепляет производственный сектор национальных экономик, создает условия для успешного развития важнейших отраслей (п. 2.6 раздела II Концепции).

В то же время по данным Министерства экономического развития России лизинг составляет 0,2% от всех инвестиций в основной капитал Российской Федерации. Около 500 компаний имеют сегодня в своем портфеле как минимум один договор лизинга. Если в 2000 г. рынок лизинговых операций составлял 1,3 млрд. долларов, то по состоянию на третий квартал 2001 г. уже 1,45 млрд. Статистика показывает: к августу 2001 г. было выдано 2392 лицензии на осуществление лизинговой деятельности. Число компаний, занимающихся международным и внутренним лизингом, неуклонно растет.

Поэтому, учитывая значимость лизинга для экономики, Закон также ставит своей целью защиту вещных и иных прав участников лизингового инвестиционного процесса и обеспечение эффективности такого рода инвестиций с помощью различных мер государственной поддержки, которые нашли свое закрепление в законодательстве.

В этом смысле на отношения по реализации лизинга распространяется действие норм российского законодательства об инвестиционной деятельности, в том числе и о гарантиях прав субъектов инвестиционной деятельности и равной защите прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности (ст. 14-16 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в ред. от 2 января 2000 г.); ст. 14, 15 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-I "Об инвестициях и инвестиционной деятельности в РСФСР" (в ред. от 19 июня 1995 г. и 25 февраля 1999 г.)), в которых гарантируется стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности, государственная защита инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности. Инвестиции в форме лизинга могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены ГК РФ и другими законодательными актами.

2. Каждый из участников лизинга (прежде всего это лизингодатель, лизингополучатель и поставщик) имеет свой интерес в операции, лизинг имеет выгодные преимущества для каждого из них.

Однако представляется немаловажным замечание некоторых авторов, что конкретная оценка преимуществ лизинга может быть произведена лишь с учетом индивидуальных особенностей каждого проекта в отдельности. Кроме того, она должна быть дополнена и анализом количественных показателей. Ведь стоимость лизинга зачастую больше арендной платы за такое же оборудование или соответствующей подлежащей возврату суммы кредита с процентами по нему. Как отмечено в областной целевой программе "Зерно" на 2002-2007 гг., утв. Законом Московской области от 15 марта 2002 г. N 10/2002-ОЗ, хотя привлечение инвесторов является наиболее реальным условием финансового оздоровления большинства сельскохозяйственных организаций, осуществляющих свою деятельность в Московской области, лизинг, как один из возможных способов инвестирования в настоящее время, недостаточен по объемам и дорог. Нельзя не учесть и сложность организации сделки по лизингу по сравнению с арендой, когда из-за инфляции при выкупе объекта лизинга пользователь нередко теряет на повышении его остаточной стоимости и т.д.

Представляется, что подобного рода проблемы и призваны решать нормы комментируемого закона как комплексного законодательного акта, затрагивающего как гражданско-правовую, так и публично-правовую стороны лизинга.

3. Лизинговая операция рассматривается в Законе в двух аспектах: как экономическое явление, определенный инвестиционный процесс, и как договор финансовой аренды (лизинга), требующий регулирования нормами гражданского законодательства.

Но поскольку в данном законе законодатель изначально ориентируется не только на решение вопросов гражданско-правового характера, но и на закрепление экономических (инвестиционных, финансовых и т.п.) особенностей лизинга, такой экономико-правовой подход нередко берет верх над сугубо юридическим.

Впрочем, это положение было значительно скорректировано с принятием новой редакции Закона.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Сфера применения настоящего Закона определяется в комментируемой статье в первую очередь по объекту и по направленности результата лизинговых отношений.

Поскольку после приведения Закона в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации определение лизинга в указанных актах совпадает, можно сделать вывод о том, что фактически в сферу регулирования данного Закона подпадают любые отношения, соответствующие юридическому понятию договора финансовой аренды (лизинга). В частности, действие Закона (как и ГК РФ) не распространяется на случаи так называемого "лизинга персонала" (см. комментарий к ст. 3 Закона).

По направленности результата договор лизинга в действующем российском законодательстве относится к договорам о передаче имущества в пользование, что и нашло свое отражение в настоящей статье.

В соответствии с нормами комментируемого Закона лизинг определяется как трехсторонние отношения, которые оформляются с помощью договора финансовой аренды (лизинга) и договора купли-продажи. Нормами данного Закона как акта специального по отношению к общим нормам ГК РФ не затрагиваются, однако, такие операции лизинга, когда объект лизинга приобретается лизингополучателем не по договору купли-продажи, а, например, по договору подряда (при строительстве недвижимости для передачи объекта в лизинг) и т.д.

2. Настоящим Законом определяются не все условия осуществления лизинговой операции. В сферу законодательства Российской Федерации, предназначенного для регулирования лизинга, помимо комментируемого Закона, входят: Конвенция УНИДРУА (Оттавская) о международном финансовом лизинге (далее - Оттавская конвенция); нормы ГК РФ о договорах финансовой аренды (лизинга); подзаконные акты - указы Президента, постановления Правительства и иные акты.

ГК РФ исходит из того, что лизинговый договор является разновидностью договора аренды. Опираясь на положения Оттавской конвенции, одновременно используя имеющийся в России законодательный, практический и теоретический опыт, Кодекс достаточно полно регулирует основные условия договора финансовой аренды (лизинга).

Хотя ГК РФ не предусматривает принятия дополнительного акта гражданского законодательства, регулирующего договор финансового лизинга, что не исключает принятия актов налогового и иного законодательства, отражающих специфику подобных отношений, 5 ноября 1998 г. вступил в силу комментируемый Закон.

Сейчас проекты регулирования отдельных видов лизинговой деятельности, как правило, сопряжены с решением вопросов, выходящих за рамки гражданского права. Основная цель этих проектов "состоит, как представляется, в установлении определенных принципов государственной политики в данной области. И это, безусловно, заслуживает внимания, однако эти подходы не должны сказываться на гражданско-правовом регулировании, которое включает в себя систему всеобъемлющих правил, применимых к любому виду предпринимательской деятельности, с которой должно "состыковываться" регулирование отдельных видов коммерческой деятельности".
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Комментируемая статья содержит основные понятия, которыми оперирует законодатель как в настоящем Законе, так и в иных нормативных актах, затрагивающих лизинговую деятельность. Лизинг и лизинговая деятельность определяются в Законе преимущественно посредством экономического понятийного аппарата, подчеркивая тем самым разницу между двусторонним договором лизинга и многосторонней лизинговой операцией.

Исходя из этой установки, лизинг определяется как некая совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора финансовой аренды. К таковым могут быть отнесены не только правоотношения сторон по договору лизинга, но также отношения по приобретению лизингового имущества по договору купли-продажи, вероятно, заемные отношения, залоговые и другие, как это указано в п. 2 ст. 15 Закона.

Фактически в Законе нашло отражение распространенное среди экономистов мнение о том, что, хотя договор лизинга тесным образом связан с арендным механизмом, в деловом обороте он имеет комплексную, тройственную основу за счет обязательного участия в операции продавца. Этот комплекс, помимо собственно отношений лизинга, включает и другие отношения (купли-продажи, займа, страхования и т.д.).

Сложный состав лизинговой операции обусловлен тем, что все этапы лизингового процесса тесно связаны между собой. Отношения по временному использованию оборудования (договор лизинга) возникают после реализации купли-продажи. Получается, что исполнение первой операции дает толчок к возникновению следующей, а участники лизингового процесса тесно взаимодействуют между собой на разных этапах.

Важно, что ни один их этих элементов не может существовать самостоятельно, но только в совокупности они представляют собой сложную структуру лизинговой операции (лизинга).

Таким образом, в Законе предлагается определение лизинговой операции, объединяющее экономические и правовые аспекты, что не позволяет признать это определение удачным.

В Законе сделана попытка привести в соответствие с реальностью соотношение единой целостной лизинговой операции и ее юридического отражения - договора финансовой аренды (лизинга), оформляющего лишь часть фактических лизинговых отношений. Это, в частности, привело к необходимости ввести в законодательную материю юридическую фикцию - предположение, будто лизингополучатель является стороной договора купли-продажи, заключенного между лизингодателем и продавцом.

2. Исходя из положений комментируемой статьи понятие "лизинг" существенно шире понятия "договор лизинга", под которым понимается особая разновидность отношений по передаче имущества во временное пользование.

Действующее российское и зарубежное законодательство о лизинге основано на традиционном делении договорных конструкций на типы и виды. Поэтому передача имущества арендодателем арендатору во временное владение и пользование является, по мнению многих авторов, тем общим признаком, который объединяет договор лизинга с другими видами аренды.

По общему правилу к лизингу применимы все нормы ГК РФ, регулирующие договор аренды (§ 1 гл. 34 ГК РФ).

В соответствии с положениями ст. 665 ГК РФ по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.

Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.

Как правило, под пользованием понимается извлечение из вещи ее полезных свойств без изменения субстанции вещи, в том числе приобретение плодов и доходов. Следует обратить внимание на то, что предоставления имущества просто в пользование арендатора при лизинге недостаточно. Признаком лизинга среди прочих является и то, что имущество подлежит передаче во владение и пользование.

Одним из основных признаков договора лизинга является приобретение лизингодателем имущества специально для передачи его в лизинг. Приобретая имущество для лизингополучателя, лизингодатель должен уведомить продавца о том, что это имущество предназначено для передачи его в аренду.

Например, договор лизинга был признан судом незаключенным как несоответствующий ст. 422, а также ст. 665 ГК РФ, так как в договоре отсутствовали существенные условия, а именно обязанность приобретения арендодателем предмета лизинга у определенного арендатором продавца и отсутствие права выбора продавца самим арендодателем. По мнению суда, заключенный договор не мог быть признан договором лизинга и в силу ст. 667 ГК РФ, так как лизингодатель, покупая имущество, не предупредил продавца о том, что покупаемое им имущество предназначается для передачи в лизинг.

Наличием указанных признаков, в частности, лизинг отличается от аренды с правом выкупа, регулируемой положениями § 1 гл. 34 ГК РФ.

Практически во всех странах, располагающих соответствующим законодательством, установлено, что заключение договора лизинга неизменно связано с уведомление продавца о цели покупки оборудования (ст. 667 ГК РФ). С одной стороны, продавец оповещается о необходимости так или иначе взаимодействовать с третьим участником лизинга и нести перед ним определенные обязательства, но с другой стороны, уведомление в данном случае свидетельствует об определенной степени ограничения прав лизингодателя-собственника в отношении распоряжения имуществом. Уведомив таким образом поставщика, лизингодатель принимает на себя обязательство перед последним обеспечить надлежащее исполнение договора со стороны того самого третьего участника операции - лизингополучателя. Поставщик здесь приобретает право требовать от покупателя (лизингодателя) приемки товара в соответствующие сроки и в определенном месте, независимо от того, имеет ли лизингодатель необходимые для этого условия (складские или производственные площади для размещения крупногабаритной техники, штат специалистов, определяющих соответствие качества принимаемого оборудования и т.п.).

В Законе формулировка Гражданского кодекса воспроизводится не полностью: отсутствует указание на предпринимательский характер целей, для достижения которых может использоваться объект лизинга. Это не компенсируется указанием в ст. 3 Закона о том, что предметом лизинга является имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Речь в этой статье идет о характеристике объекта лизинга, в то время как в ст. 665 ГК РФ установлена обязанность лизингополучателя использовать лизинговое имущество в предпринимательских целях, т.е. для систематического получения прибыли. Как представляется, в данном случае нормы Гражданского кодекса имеют приоритетное значение по сравнению с комментируемой нормой Закона и подлежат непосредственному применению.

Кроме того, при сравнении указанной нормы Гражданского кодекса и положений Оттавской конвенции, регулирующей отношения международного финансового лизинга, обращает на себя внимание несоответствие в определении целей использования предмета лизинга.

Оттавская конвенция указывает, что предмет лизинга не может быть использован для личных целей, семейных или домашних нужд (§ 4 ст. 1).

Данная в Конвенции формулировка шире использованной в ст. 665 ГК РФ. Использование в конструкции лизинга указания на исключение потребительских целей данного договора позволило бы расширить круг субъектов, способных выполнять функции лизингополучателей, что соответствовало бы и мировой практике, и расширению круга лизинговых отношений в России.

Замена "предпринимательских" целей использования лизингового имущества на цели "потребительские" позволит юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям использовать объект лизинга не только в своей профессиональной деятельности по получению прибыли, но и в целях обеспечения, организации такой деятельности (как, например, приобретение компьютеров и оргтехники для использования в офисе, офисной мебели, автомобилей и т.д.). Некоммерческим организациям такое изменение законодательства позволит получать в лизинг в качестве пользователей оборудование, необходимое для осуществления непосредственно деятельности, направленной на достижение общественных благ (приобретение по лизингу упаковочного оборудования, мини-пекарен - для благотворительных организаций; мебели и компьютеров для школ или медицинского оборудования для поликлиник - в рамках оказания бесплатных образовательных или медицинских услуг, соответственно).

Еще одна особенность договора лизинга - распределение рисков и ответственности между участниками лизинговой операции - лизингодателем и лизингополучателем как сторонами договора лизинга, а также продавцом (ст. 668-670 ГК РФ). Однако указанные нормы, касающиеся договора финансовой аренды, применяются только в отдельных случаях с учетом конкретных условий договора, принятых по усмотрению сторон.

Так, в соответствии с положениями Гражданского кодекса о финансовой аренде лизингополучатель может либо сам выбрать предмет аренды и (или) продавца, либо доверить выбор лизингодателю. В зависимости от избранного сторонами способа ответственность за выбор предмета аренды и (или) продавца ложится или на лизингополучателя, или на лизингодателя. Хотя участники финансовой аренды связаны между собой не одним, а, как правило, двумя договорами, оба договора взаимосвязаны: лизингодатель не находится в договорных отношениях с продавцом имущества, однако наделен по отношению к нему рядом прав и обязанностей.

В п. 2 и 3 ст. 22 Закона указано о распределении рисков между сторонами договора лизинга в зависимости от того, какая сторона выбирала продавца и предмет лизинга. Таким образом, хотя в Законе учтена диспозитивная норма ГК РФ, она не включена в понятие договора лизинга, что может свидетельствовать лишь о недостаточном уровне юридической техники. Данное положение Гражданского кодекса имеет важное юридическое значение. В случаях, когда ответственность за выбор продавца лежит на лизингодателе, последний отвечает перед лизингополучателем и за выполнение продавцом требований, вытекающих из договора купли-продажи (ст. 670 ГК РФ).

3. Следуя данному в комментируемой статье понятию лизинга, Закон далее определяет лизинговую деятельность как "вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг".

Вопросы осуществления инвестиционной деятельности регулируются специальным законодательством. В соответствии с Законом РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" под инвестиционной деятельностью (или инвестированием) понимается вложение инвестиций (денежных средств, ценных бумаг, кредитов, машин и оборудования и др.) в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта, а также совокупность практических действий по реализации инвестиций (ст. 1 Закона об инвестиционной деятельности).

Инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря и др., являются инвестициями в форме капитальных вложений (ст. 1 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений").

То есть лизинг определяется в комментируемом Законе как особый вид капиталовложения. Соответственно, предметом правового регулирования в этом случае является финансовая, а не арендная операция.

Таким образом, Закон, по сути, отличается от норм гражданского законодательства, что в корне меняет его подход к регулированию лизинговых правоотношений и является основой коллизий. По мнению некоторых авторов, взгляд на лизинг как на особую разновидность финансовых операций ставит нормы ГК РФ в положение чисто технических или частных.

Рассматривая осуществление лизинговой операции как деятельности, отметим также следующее. Зачастую на практике весь смысл отношений между участниками лизинговой операции сводится к тому, чтобы найти организатора в самом общем смысле этого слова, который бы выделил или нашел необходимые средства для приобретения необходимого оборудования, организовал покупку такого имущества у поставщика на выгодных не только для пользователя, но и для всех остальных участников операции условиях, надлежащим образом оформил отношения между всеми участниками операции, и т.д. Все это требует от лизингодателя не только финансовых средств, на чем в основном акцентируют внимание многие исследователи, но и специальных знаний, управленческих навыков.

Как отмечает В.М. Джуха, "в более широком смысле лизинг является организационной формой предпринимательской деятельности, выражающей особые отношения собственности, особую систему хозяйствования, на них основанную".

Представляется, что лизинговая деятельность является не только инвестиционной, но в большей мере управленческой, что влияет на всю структуру отношений при лизинговой операции.
Статья 3. Предмет лизинга

1. В Законе используется термин "предмет" лизинга, хотя речь идет о материальном объекте лизинговых правоотношений. Фактически то же самое имеется в виду в ст. 607 ГК РФ, которая названа "Объекты аренды". Представляется, что в данном случае можно признать тождественными значения терминов "предмет" и "объект" лизинга, соответственно используемых в Законе и в ГК РФ.

Как указано в комментируемой статье, предметом (объектом) лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

Приведенная статья Закона уточняет норму ст. 666 ГК РФ, в соответствии с которой: "Предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и земельных объектов".

К непотребляемым относятся вещи, которые в процессе их использования не утрачивают своих натуральных свойств, не уничтожаются в производственном цикле, изнашиваются постепенно в течение определенного длительного времени. В Законе содержится только примерный перечень непотребляемых вещей, являющихся предметом лизинга, который может быть истолкован более широко.

Во временное пользование могут быть переданы лишь незаменимые, индивидуально-определенные вещи, что обусловлено необходимостью возврата тех же вещей, которые изначально были переданы в пользование. В договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии таких данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным (п. 3 ст. 607 ГК РФ, п. 3 ст. 15 Закона).

Поэтому, например, деньги, хотя и являются непотребляемыми, не могут быть объектом лизинга, так как относятся к родовым, заменимым вещам, а смысл их использования состоит именно в употреблении. Не может быть объектом лизинга и топливо любого вида, в том числе тепловыводящие сборки для реакторов атомных электростанций (ядерное топливо).

Исходя из формулировок как ГК РФ (ст. 128, 607, 666), так и Закона можно сделать вывод, что предметом договора лизинга не могут выступать имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

2. Объектом лизинга может быть лишь вещь, используемая в предпринимательских целях, что закреплено в Законе и вытекает из норм ст. 665 ГК РФ.

В соответствии с положениями ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Таким образом, объектом лизинга может быть такая непотребляемая вещь, назначение которой не противоречит использованию последней для извлечения прибыли (в отличие, например, от предметов культа, музейных ценностей и т.п.).

3. В отличие от общих правил об аренде в лизинг не могут быть переданы земельные участки и другие природные объекты, а также по общему правилу предметом лизинга не может быть имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения (см. ст. 607 ГК РФ).

На сегодня такой закон в России не принят. Однако следует обратить внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (ст. 4) изданные до введения в действие части первой ГК РФ нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. Поэтому следует обратить внимание на сохранившие свое действие постановления Совета Министров РСФСР от 13 апреля 1990 г. N 118 "О порядке сдачи предприятий (объединений) республиканского и местного подчинения и их имущества в аренду", Совета Министров СССР от 20 марта 1990 г. N 280 "О порядке сдачи предприятий (объединений) союзного подчинения и их имущества в аренду".

В соответствии с указанными постановлениями не могут быть сданы в аренду (а следовательно, и в лизинг) определенная часть предприятий оборонных отраслей промышленности, связи, транспорта, топливно-энергетического комплекса, государственные банки и некоторые предприятия других отраслей экономики, специфика и характер деятельности которых предопределяют повышенную степень централизации управления ими. Перечни конкретных объектов, сдача в аренду которых не допускалась, устанавливались распоряжениями Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР.

4. Из изложенного общего правила существуют некоторые исключения. Так, предметом договора лизинга может выступать имущественный комплекс или его часть. В частности, имущественными комплексами признаются предприятия, а также кондоминиумы. Последние в силу действующего законодательства не могут быть переданы в лизинг, так как лизинг в первую очередь связан с предпринимательскими целями использования объекта лизинга.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также некоторые исключительные права (ст. 132 ГК РФ). В этом случае, очевидно, лизингодатель в соответствии с условиями договора передает лизингополучателю не только непотребляемые движимые и недвижимые вещи, входящие в состав предприятия, но и относящиеся к ним (связанные с ними) свои права и обязанности, а также потребляемые вещи, если таковые имеются (сырье, отдельные виды продукции и т.д.).

Далее, ценная бумага как документ, удостоверяющий имущественные права, также является непотребляемой вещью. И хотя практика подобного рода операций до недавнего времени отсутствовала, следует полагать, что ценные бумаги могут быть использованы в качестве объекта лизинга.

Однако это относится не ко всем видам ценных бумаг. Многие ценные бумаги (в частности, векселя и чеки) по своей природе не способны служить предметом рассматриваемого договора. Объектом лизинга могут служить главным образом эмиссионные ценные бумаги (акции, облигации, в том числе бездокументарные), которые могут быть индивидуализированы в договоре (номер, серия, выпуск).

Также встречается упоминание о лизинге семян, животных, растений в сельском хозяйстве. И хотя в целом по отношению к животным применяются общие правила об имуществе (ст. 137 ГК РФ), предметом лизинга могут выступать не любые животные, а только те, которые по своему назначению не являются потребляемыми вещами. Это также касается и растений. Например, допускается лизинг племенного скота или многолетних насаждений плодовых деревьев.

Однако заблуждением является предположение, что семена сельскохозяйственных культур могут передаваться в лизинг. Семенной материал принадлежит к группе потребляемых вещей и не подлежит передаче во временное пользование.

В некоторых странах допускается так называемый "персональный лизинг", по которому в распоряжение лизингополучателя предоставляются рабочие и служащие, работающие по найму. Новая кадровая технология стала появляться и в России. Суть ее заключается в том, что кадровое агентство выступает в отличие от общепринятой практики не как посредник, а как непосредственный работодатель: по запросу заказчика оно находит специалиста (или даже целый коллектив), заключает с ним трудовой договор, выплачивает заработную плату. Заказчику работник предоставляется на время, установленное в договоре между агентством-нанимателем и заказчиком, причем последний оплачивает только предоставленный счет, а агентство берет на себя все кадровое делопроизводство, выплату налогов и т.д.

Есть мнение, что в данном случае имеет место терминологическая неточность, поскольку "человек является субъектом, а не объектом лизинговых отношений, хотя не исключается, что мы имеем дело с рудиментом, пришедшим к нам из глубокой древности".

Представляется, что в данном случае речь идет не о новой модели трудовых отношений, и уж конечно не о лизинге. Подобные конструкции не могут называться финансовой арендой или лизингом в том смысле, как это закреплено в ГК РФ и Законе, а скорее представляют собой новый вид (или даже тип) договоров.

5. Следует учитывать, что указание в договоре лизинга ненадлежащего объекта свидетельствует об иной природе совершенного договора с применением соответствующих правовых последствий как в гражданско-правовом аспекте, так и для целей иных отраслей законодательства.

Так, Арбитражным судом Рязанской области было рассмотрено дело по спору между ОАО "Рязанский бройлер" и Управлением Министерства по налогам и сборам по Рязанской области о признании частично недействительным решения о неправильном исчислении и уплате налога на добавленную стоимость. Для проверки правильности применения налоговыми органами действовавшего налогового законодательства суд должен был решить, являлся ли импортный договор лизинговым.

Суд пришел к выводу, что суточные цыплята и инкубационные яйца, о которых речь шла в договоре между истцом и его контрагентом, не могут быть предметом финансовой аренды (лизинга), так как по своему назначению относятся к потребляемым вещам. Таким образом, в рамках договора лизинга между ОАО "Рязанский бройлер" и ОАО "Агроплемсоюз" по существу состоялась сделка купли-продажи суточных цыплят и инкубационных яиц.

Следовательно, истец не имел права предъявлять к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость, уплаченный лизингодателем (ОАО "Агроплемсоюз") таможенным органам при закупке суточных цыплят и инкубационных яиц в режиме импорта. Налоговые органы правомерно признали это нарушением действовавшего налогового законодательства. Суды кассационной и апелляционной инстанций не нашли оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Статья 4. Субъекты лизинга

1. Исходя из понимания лизинга как экономической операции законодатель называет трех субъектов лизинговой деятельности. К ним в соответствии с Законом, кроме непосредственных участников договора финансовой аренды - лизингодателя и лизингополучателя, относится также продавец. Таким образом, лизинговые отношения имеют предопределенный финансовой функцией операции тройственный субъектный состав. Указанные в ст. 4 Закона субъекты всегда присутствуют при осуществлении лизинга, и без них проведение такой операции невозможно (исключение составляет лишь возвратный лизинг).

Все стороны лизинговых отношений имеют взаимные права и обязанности. Кроме того, некоторые из сторон могут совмещать свои функции в одном лице.

Терминология Закона отличается от терминологии, используемой в ГК РФ. Подчеркивая закрепленную родовидовую принадлежность лизинга, стороны договора именуются в ГК РФ в отличие от Закона "арендатор" и "арендодатель" как субъекты договора финансовой аренды (лизинга). Различие в указанных законодательных актах связано с различным пониманием терминов "лизинг" и "договор финансовой аренды (лизинга)" (см.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Комментарий к Федеральному закону \"О финансовой аренде (лизинге)\" Преамбула icon Комментарий к федеральному закону от 25 декабря 2008 Г
Комментарий подготовлен коллективом преподавателей Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина
Комментарий к Федеральному закону \"О финансовой аренде (лизинге)\" Преамбула icon Название документа
Комментарий к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (10-е изд., испр и доп.)
Комментарий к Федеральному закону \"О финансовой аренде (лизинге)\" Преамбула icon О проведении запроса котировок по Федеральному Закону
Федеральному Закону №223-фз от 18. 07. 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг с отдельными видами юридических лиц»
Комментарий к Федеральному закону \"О финансовой аренде (лизинге)\" Преамбула icon Комментарий к федеральному закону от 24 июня 1999 Г
Елена Александровна генеральный директор ООО "Бизнес Партнер", юрисконсульт ОАО "Оренбургская губернская компания", соискатель степени...
Комментарий к Федеральному закону \"О финансовой аренде (лизинге)\" Преамбула icon Комментарий к федеральному закону
В 1980 году окончил филологический факультет Сумского государственного педагогического института им. А. С. Макаренко; в 1993 году...
Комментарий к Федеральному закону \"О финансовой аренде (лизинге)\" Преамбула icon Документация по проведению открытого запроса предложений по отбору...
Оао «Гатчинагаз» по финансовой аренде (лизингу) техники (далее именуемого – «запрос предложений»), используются следующие термины...
Комментарий к Федеральному закону \"О финансовой аренде (лизинге)\" Преамбула icon Техническое задание на закупку, предметом которой является выбор...
Предметом закупки является услуга по финансовой аренде (лизингу) специальной техники, автотранспорта
Комментарий к Федеральному закону \"О финансовой аренде (лизинге)\" Преамбула icon К федеральному закону от «29» декабря 2012 Г. №273-фз «об образовании...
Усанов Владимир Евгеньевич – академик Российской академии образования доктор юридических наук, профессор, директор Института научной...
Комментарий к Федеральному закону \"О финансовой аренде (лизинге)\" Преамбула icon К федеральному закону от «29» декабря 2012 Г. №273-фз «об образовании...
Усанов Владимир Евгеньевич – академик Российской академии образования доктор юридических наук, профессор, директор Института научной...
Комментарий к Федеральному закону \"О финансовой аренде (лизинге)\" Преамбула icon Извещение о проведении открытого конкурса на оказание услуги по финансовой...
Открытый конкурс на оказание услуги по финансовой аренде (лизингу) автомобиля nissan patrol для нужд ОАО ”Хасанкоммунэнерго”
Комментарий к Федеральному закону \"О финансовой аренде (лизинге)\" Преамбула icon Техническое задание на проведение открытого запроса предложений по...
Автомобиль-фургон аварийно-технической службы на базе а/м газ-320202 (Фермер) – 2 шт., Экскаватор погрузчик jcb 3cx 14M2wm с телескопической...
Комментарий к Федеральному закону \"О финансовой аренде (лизинге)\" Преамбула icon Комментарий к закону РФ от 7 февраля 1992 Г. N 2300-1
Иванова Наталья Юрьевна директор ООО "Медиа-Микс", автор ряда комментариев и практических пособий
Комментарий к Федеральному закону \"О финансовой аренде (лизинге)\" Преамбула icon Комментарий к закону РФ
Рождествина Анна Анатольевна преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Поволжского (г. Саратов) юридического института (филиала)...
Комментарий к Федеральному закону \"О финансовой аренде (лизинге)\" Преамбула icon Федеральное агентство морского и речного транспорта бассейновый узел связи
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме по Федеральному Закону от 18. 07. 2011 г. №223-фз …
Комментарий к Федеральному закону \"О финансовой аренде (лизинге)\" Преамбула icon Техническое описание, инструкция по эксплуатации, паспорт
Устройства речор полностью соответствуют Федеральному закону №123-фз от 22. 07. 08 и Своду правил сп 13130. 2009. Сертификат соответствия...
Комментарий к Федеральному закону \"О финансовой аренде (лизинге)\" Преамбула icon Г. Иваново, пл. Революции, д. 6, к. 519, Администрация города Иванова
Соответствие государственному стандарту качества лекарственных средств и Федеральному Закону от 22. 06. 1998г. №86 «О лекарственных...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск