Скачать 3.65 Mb.
|
Подготовлен для системы КонсультантПлюс КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РФ ОТ 2 ИЮЛЯ 1992 Г. N 3185-1 "О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ" Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 15 июня 2006 года А.А. РОЖДЕСТВИНА Рождествина Анна Анатольевна - преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Поволжского (г. Саратов) юридического института (филиала) ГОУ ВПО "Российская Правовая академия" Минюста России. 2 июля 1992 года N 3185-1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Психиатрическая помощь и принципы ее оказания Комментарий к статье 1 1. Комментируемая статья определяет, какие компоненты входят в понятие "психиатрическая помощь". К ним относятся: обследование психического здоровья граждан, которое проводится для установления наличия или отсутствия у лица психического заболевания. Согласно ст. 15 данного Закона психиатрическое обследование может проводиться для решения вопроса о годности гражданина по состоянию его психического здоровья к службе в качестве военнослужащего Вооруженных Сил, войск и органов безопасности, внутренних войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; диагностика и лечение психических расстройств. Основные правила диагностики и лечения определяет ст. 10 данного Закона, в соответствии с которой диагноз психического расстройства ставится в соответствии с общепризнанными международными стандартами и не может основываться только на несогласии гражданина с принятыми в обществе моральными, культурными, политическими или религиозными ценностями либо на иных причинах, непосредственно не связанных с состоянием его психического здоровья. Для диагностики и лечения лица, страдающего психическим расстройством, применяются медицинские средства и методы, только разрешенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о здравоохранении, только в диагностических и лечебных целях в соответствии с характером болезненных расстройств и не должны использоваться для наказания лица, страдающего психическим расстройством, или в интересах других лиц; уход; медико-социальная реабилитация лиц, страдающих психическими расстройствами, под которой понимается система и процесс полного или частичного восстановления способностей лиц, страдающих психическим расстройством, к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. 2. Принципы, на которых строится процесс оказания психиатрической помощи, также установлены в комментируемой статье (части 2). К таким принципам относятся: принцип законности, который выражается в соблюдении норм Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных подзаконных нормативных актов при оказании психиатрической помощи врачом - психиатром, иными специалистами и медицинским персоналом; принцип гуманности - можно рассматривать в двух аспектах. В первую очередь, принцип гуманности выражается в оказании помощи лицу, страдающему психическим расстройством, для его лечения. При этом не допускается применение к такому лицу методов лечения, которые имеют цель причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Кроме того, этот принцип заключается и в "изоляции" лица, страдающего психическим расстройством, от остальных членов общества в целях избежания причинения вреда лицом, страдающим психическим расстройством, как окружающим, так и самому себе; принцип соблюдения прав человека и гражданина. На реализацию этого принципа направлен весь данный Закон. Уже само его название "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" говорит о значении принципа соблюдения прав человека и гражданина. Кроме того, в ст. 5 данного Закона закреплено, что лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации. 3. Комментируемая статья устанавливает также, что психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется государством. Конкретные гарантии определены в статьях данного Закона, регулирующих оказание тех или иных видов психиатрической помощи. Кроме того, гарантии оказания психиатрической помощи содержатся: 1) в Постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Этим Постановлением утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, и установлено, что к участию в оказании психиатрической помощи допускаются врачи-психиатры, иные специалисты и медицинские работники, имеющие специальную подготовку и необходимую квалификацию. Вопрос о допуске медицинских работников к участию в оказании психиатрической помощи решается руководителем психиатрического и психоневрологического учреждения или частнопрактикующим врачом-психиатром в соответствии с действующим законодательством; 2) в Постановлении Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами". Им утверждены Положения: об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь; о лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов; об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи и др. Статья 2. Законодательство Российской Федерации о психиатрической помощи Комментарий к статье 2 1. Комментируемая статья устанавливает систему нормативных правовых актов, регулирующих порядок оказания психиатрической помощи, распределяя их по юридической силе. При этом в комментируемой статье нет указания на Конституцию Российской Федерации, это объясняется тем, что данный Закон был принят в 1992 году, т.е. до принятия Конституции Российской Федерации. Но Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, поэтому даже при отсутствии указания на нее в Законе она подлежит применению. Таким образом, при оказании психиатрической помощи и лица, ее оказывающие, и лица, обращающиеся за ней, пользуются всеми правами, установленными главой 2 Конституции Российской Федерации. 2. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации. Таким образом, к федеральному законодательству, регулирующему порядок оказания психиатрической помощи, относятся: 1) данный Закон, который устанавливает правовые, организационные и экономические принципы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации; 2) Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, которые являются базовым нормативным правовым актов по отношению к данному Закону. В нем содержится понятие охраны здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Также в Основах изложены основные принципы охраны здоровья: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья и т.д.; 3) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, закрепляющий порядок проведения принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительного психиатрического освидетельствования. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 марта 2005 г. N 62-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гирича Игоря Валерьевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 24, 25, 33 - 36 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" правила статей 32 - 35 подлежат применению в конкретных делах во взаимосвязи с положениями главы 35 "Принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар и принудительное психиатрическое освидетельствование" ГПК Российской Федерации (статьи 302 - 306); 4) Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", который регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе и др. 3. Отношения, связанные с деятельностью в области оказания психиатрической помощи, регулируются также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. К таким актам, в частности, относятся: 1) Постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами", согласно которому в целях реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в части обеспечения гарантированных государством видов психиатрической помощи были утверждены Положения: об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь; о лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов; об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи; 2) Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", которым утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, и установлено, что к участию в оказании психиатрической помощи допускаются врачи-психиатры, иные специалисты и медицинские работники, имеющие специальную подготовку и необходимую квалификацию. Вопрос о допуске медицинских работников к участию в оказании психиатрической помощи решается руководителем психиатрического и психоневрологического учреждения или частнопрактикующим врачом-психиатром в соответствии с действующим законодательством и др. 4. Отношения, связанные с деятельностью в области оказания психиатрической помощи, регулируются также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение вопросов в области оказания психиатрической помощи. К таким органам относится Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Им приняты следующие нормативные правовые акты, определяющие порядок оказания психиатрической помощи: 1) Приказ Минздрава РФ от 11 января 1993 г. N 6 "О некоторых вопросах деятельности психиатрической службы", в соответствии с которым открытие и закрытие психиатрических и психоневрологических учреждений (подразделений) производится органами здравоохранения по территориальному признаку. Внебольничные психиатрические и психоневрологические учреждения, психоневрологические диспансеры, диспансерные отделения психиатрических больниц, психиатрические диспансерные отделения и кабинеты городских, центральных районных и районных больниц и поликлиник осуществляют специализированную психиатрическую помощь взрослым и детям, страдающим психическими расстройствами, по территориально-участковому принципу. Задачами внебольничных психиатрических и психоневрологических учреждений являются: амбулаторная консультативно-лечебная психиатрическая помощь населению; диспансерное наблюдение больных; 2) Приказ Минздрава РФ от 16 сентября 2003 г. N 438 "О психотерапевтической помощи". Им утверждено: Положение об организации деятельности врача-психотерапевта; Положение об организации деятельности медицинского психолога, участвующего в оказании психотерапевтической помощи; Положение об организации деятельности социального работника, участвующего в оказании психотерапевтической помощи; Положение об организации деятельности психотерапевтического кабинета; Штатные нормативы медицинского и иного персонала психотерапевтического кабинета; Перечень оборудования психотерапевтического кабинета (примерный); Положение об организации деятельности психотерапевтического отделения; Штатные нормативы медицинского и иного персонала психотерапевтического отделения; Перечень оборудования психотерапевтического отделения (примерный); Положение об организации деятельности психотерапевтического центра; Штатные нормативы медицинского и иного персонала психотерапевтического центра; Перечень оборудования психотерапевтического центра (примерный); 3) Приказ Минздрава РФ от 24 октября 2002 г. N 325 "О психологической и психиатрической помощи в чрезвычайных ситуациях"; 4) Приказ Минздрава РФ от 6 августа 1999 г. N 311 "Об утверждении клинического руководства "Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств". Модели утверждены с целью повышения эффективности диагностики и лечения больных с психическими и поведенческими расстройствами с учетом современных подходов к тактике ведения больных и унификации оптимальных режимов лечебно-диагностического процесса; 5) Приказ Минздрава РФ от 8 апреля 1998 г. N 108 "О скорой психиатрической помощи". Этим Приказом утверждены: Положение о врачебных и фельдшерских бригадах скорой психиатрической помощи; Штатные нормативы медицинского персонала бригад скорой психиатрической помощи; |
Комментарий к федеральному закону от 25 декабря 2008 Г Комментарий подготовлен коллективом преподавателей Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина |
Название документа Комментарий к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (10-е изд., испр и доп.) |
||
Комментарий к закону РФ от 7 февраля 1992 Г. N 2300-1 Иванова Наталья Юрьевна директор ООО "Медиа-Микс", автор ряда комментариев и практических пособий |
Комментарий к Федеральному закону "О финансовой аренде (лизинге)" Преамбула Из-за нехватки оборотных средств предприятия вынуждены брать кредиты под залог ценных бумаг, партий товара, недвижимости, и все же... |
||
Комментарий к федеральному закону от 24 июня 1999 Г Елена Александровна генеральный директор ООО "Бизнес Партнер", юрисконсульт ОАО "Оренбургская губернская компания", соискатель степени... |
Комментарий к федеральному закону В 1980 году окончил филологический факультет Сумского государственного педагогического института им. А. С. Макаренко; в 1993 году... |
||
К федеральному закону от «29» декабря 2012 Г. №273-фз «об образовании... Усанов Владимир Евгеньевич – академик Российской академии образования доктор юридических наук, профессор, директор Института научной... |
К федеральному закону от «29» декабря 2012 Г. №273-фз «об образовании... Усанов Владимир Евгеньевич – академик Российской академии образования доктор юридических наук, профессор, директор Института научной... |
||
О проведении запроса котировок по Федеральному Закону Федеральному Закону №223-фз от 18. 07. 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг с отдельными видами юридических лиц» |
Комментарий к Правилам дорожного движения и основам расследования дтп Суняев Л. В. Комментарий к Правилам дорожного движения и основам расследования дтп. Система гарант, 2007 |
||
Комментарий к Правилам дорожного движения и основам расследования дтп Суняев Л. В. Комментарий к Правилам дорожного движения и основам расследования дтп. Система гарант, 2007 |
Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза Анохина О. Г Анохина О. Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза "Проспект", 2011 г |
||
Необходимость иметь обширное пособие в преподавании Закона Божия... В большинстве школ Закону Божиему не учат, а все естественные науки преподаются сугубо материалистически |
Комментарий к трудовому кодексу российской федерации Маврин С. П., докт юрид наук, проф гл. 1, 2, 40, 51, 55 (кроме ст. 350), разд. XIV |
||
Комментарий к бюджетному кодексу российской федерации Борисов Александр Николаевич, юрист, специалист по административному и налоговому праву, экономист, финансист |
В. В. Кудашкин научно практический комментарий ... |
Поиск |