Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Орловский государственный аграрный университет»
Документированная процедура
7.5.1 Управление производством и обслуживанием
СМК-ДП-7.3(2.7).01-15
Разработка и корректировка программ
дополнительного образования
Содержание документа
2.1Общие положения 3
Федеральные государственные образовательные стандарты ВО и СПО. 9
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №.499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован в Минюсте России 20.08.2013 №.29444); 9
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1031/06 « О направлении методических рекомендаций-разъяснений по разработке ДПП на основе профессиональных стандартов»; 9
Письмо Минобрнауки России от 02.09.2013 № АК-1879/06 «О документах о квалификации»; 9
1 Назначение и область применения процедуры
1.1 Настоящая процедура устанавливает единый порядок проектирования программ дополнительного образования, принятый в Институте профессиональной переподготовки и повышения квалификации ФГБОУ ВО Орловский ГАУ.
1.2 Документированная процедура входит в состав документов СМК, обеспечивающих функционирование процесса 2.7 «Проектирование программ дополнительного образования» Реестра процессов и видов деятельности в рамках системы менеджмента качества ФГБОУ ВО Орловский ГАУ. Документ направлен на выполнение требований п. 7.5.1 «Управление производством и обслуживанием» ГОСТ ISO 9001 и развивает положения Руководства по качеству Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Орловский государственный аграрный университет».
1.3 Требования настоящей ДП обязательны для применения работниками структурных подразделений, должностными лицами университета, участвующими в реализации процесса 2.7 «Проектирование программ дополнительного образования».
2 Описание процедуры
2.1.1 Образовательная программа высшего учебного заведения - комплекс основных харак-теристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, кален-дарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
2.1.2 К дополнительным образовательным программам (ДОП) относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвива-ющие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалифи-кации, программы профессиональной переподготовки.
2.1.3 Назначение программ дополнительного образования:
Дополнительные общеобразовательные программы направлены на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Программа повышения квалификации направлена на получение компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации.
2.1.4 К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: 1) лица, име-ющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) лица, получающие среднее про-фессиональное и (или) высшее образование.
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования.
2.1.5 Базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образова-тельных программ являются:
- соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям, указанным в квалификационных справочниках;
- преемственность по отношению к Федеральным государственным образовательным стан-дартам высшего и среднего профессионального образования;
- соответствие профессиональным стандартам;
- ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения;
- соответствие требованиям потребителей (заказчиков) образовательных услуг;
- соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам;
- соответствие принятым правилам оформления программ;
- соответствие содержания программ видам дополнительного профессионального образова-ния.
2.1.6 Содержание программ дополнительного профессионального образования соответствует основным образовательным программам ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, которые определены ФГОС по соответствующему направлению подготовки с учетом потребности лица или организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Преемственность дополнительных профессиональных образовательных программ по отно-шению к Федеральным государственным образовательным стандартам обеспечивается учетом требований профессиональной части стандартов.
2.1.7 Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании уста-новленных квалификационных требований и требований соответствующих ФГОС среднего про-фессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
2.1.8 Ориентация на современные образовательные технологии (в т.ч. дистанционные обра-зовательные технологии, электронное обучение) реализуется путем отражения в программах но-ваций:
- в принципах обучения (модульность, обучение «до результата», индивидуализация, и др.);
- в формах и методах обучения (активные методы, дистанционное обучение, дифференциро-ванное обучение, оптимизация обязательных аудиторных занятий, стажировка);
- в методах контроля и управления образовательным процессом;
- в средствах обучения (компьютерные программы, интегральные и персональные базы дан-ных, сетевое обучение).
2.1.9 Обучение по ДОП, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной, заочной форме или форме стажировки.
2.1.10 Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.
2.1.11 Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалифика-ции), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.
Структура и этапы проектирования программ ДО
2.2.1 Деятельность по планированию и проектированию программ ДО включает следующие этапы (рисунок 1):
Планирование и проектирование программ ДО
Исследование спроса на рынке труда и образовательных услуг
Требования заказчиков (потребителей) в виде заявок и технических заданий
Формирование перечня программ ДО
Удовлетворенность потребителей программ ДО за предыдущий период
Внесение изменений в ФГОС и/или профессиональных стандартах, квалификационных справочниках профессий и должностей
Корректировка реализуемых программ ДО и разработка новых
Корректировка или разработка, утверждение дополнительных образовательных программ
Составление и утверждение учебных календарных графиков
Разработка/корректировка, подписание, согласование и утверждение рабочих программ
Определение контингента преподавателей, привлекаемых учебному процессу
Составление смет затрат на обучение
Рисунок 1 – Процесс планирования и проектирования программ ДО
2.2.2 Проект перечня программ ДО разрабатывает директор ИППиПК. Исходными данными при проектировании перечня являются результаты изучения рынка труда и образовательных услуг, требования заказчиков (потребителей) образовательных услуг в виде заявок (технических заданий), а также результатов реализации и анализа удовлетворенности потребителей программ ДПО за предыдущий период.
2.2.3 Основу перечня программ ДО составляют программы дополнительного образования детей и взрослых, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
2.2.4 Директором института назначается куратор группы из числа преподавателей выпускающих кафедр, квалифицированных специалистов организаций и учреждений.
В соответствии с утвержденным перечнем основных программ ДО сотрудники ИППиПК совместно с ППС базовых кафедр (кураторами групп) выполняют разработку ДПП (, индивидуальных учебных планов и календарных графиков для всех специальностей и направлений, включенных в перечень программ ДО. Все требования и макет к разработке дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки представлены в приложениях Б и В.
2.2.5 Дополнительная профессиональная программа включает в себя:
- общую характеристику (цель реализации программы, планируемые результаты обучения, требования к квалификации поступающего для обучения на программу слушателя, форма обучения, трудоемкость);
- учебный и (или) учебно-тематический план;
- программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
- условия реализации программы;
- описание системы оценки качества освоения программы.
2.2.6 В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, приобретение и (или) качественное изменение которых осуществляется в результате образования.
2.2.7 В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть отражены:.
- характеристика дополнительной квалификации и связанных с ней видов профессональной деятельности (квалификационных уровней) и (или) трудовых функций;
- характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы;
- перечень нормативных документов, определяющих квалификационные характеристики(требования) к выпускнику программы.
2.2.8 Содержание программы ДО и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей), практик) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения.
2.2.9 Цель реализации программы ДО:
- для повышения квалификации - совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
- для профессиональной переподготовки – получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации;
для общеразвивающих программ – формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация свободного времени.
2.2.10 При указании формируемых компетенций необходимо учитывать профессиональные стандарты (profstandart.rosmintrud.ru), квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
2.2.11 Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС СПО и (или) ВО к результатам освоения образовательных программ.
2.2.12 Результаты обучения по программам профессиональной переподготовки должны быть преемственными к результатам программ профессионального образования, а также направлены на приобретение дополнительной квалификации, требующей изменение направленности (профиля) или специализации в рамках направления (специальности) полученного ранее профессионального образования, должны определяться на основе профессиональных компетенций соответствующих ФГОС.
2.2.13 ДПП утверждает Ученый совет ФГБОУ ВО Орловский ГАУ. Перед утверждение ДПП рассматривают на заседаниях кафедр факультетов. Утвержденные дополнительные профессиональные программы и учебные планы хранятся в ИППиПК. Копии направляются на кафедры, которые участвуют в преподавании дисциплин, указанных в учебном плане.
-
Оценка качества и эффективности процесса
Оценка качества и эффективности процесса проводится посредством анализа степени его соответствия требованиям профессиональных стандартов, квалификационным требованиям, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, квалификационным требованиям к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей и требованиям соответствующих ФГОС СПО и (или) ВО и других нормативных документов Университета, а также достижения целей процесса на основе измерения и сравнения фактических и целевых значений показателей целей процесса, являющихся количественным выражением характеристик качества процесса. Цели процесса и показатели целей процесса отражены в Приложении А СМК-ИК-7.3(2.7).02 «Проектирование программ дополнительного образования».
Результаты анализа достижения целей процесса позволяют идентифицировать возможности для улучшения и области потенциального улучшения функционирования процесса и используются в качестве исходных данных для определения корректирующих и предупреждающих действий в соответствии с требованиями СМК-ДП-8.5.2-3.01-12 «Корректирующие и предупреждающие действия».
Ответственность
3.1 Ответственность за разработку и актуализацию ДП несет заместитель директора ИППиПК.
3.1 Ответственность за качество и эффективность разработанных программ ДО, исполнение законодательства Российской Федерации несет директор ИППиПК. (см. должностную инструкцию).
3.2 Заместитель директора ИППиПК и начальник отдела профессиональной переподготовки несут ответственность за реализацию разработанных программ ДО. (см. должностные инструкции).
3.4 Кураторы групп несут ответственность за соответствие разрабатываемых программ требованиям ФГОС ВО и СПО, профессиональных стандартов.
|