ФГОС ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА А.Зеюко»
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание
Общие положения
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
2. Содержательный раздел
2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся
2.4. Программа коррекционной работы
3. Организационный раздел
3.1. Примерный учебный план основного общего образования
3.2. Система условий реализации основной образовательной программы
3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования
3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
3.2.3. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования
3.2.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы
3.2.5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
Используемые понятия, обозначения и сокращения
Приложение. Примерная форма договора о предоставлении общего образования муниципальными и государственными общеобразовательными учреждениями Программа разработана на основе ФГОС ООО Министерства образования и науки РФ – 2011г. (стандарты второго поколения)
Общие положения
Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
На основе примерной основной образовательной программы основного общего образования разработана основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «СОШ а. Зеюко» Карачаево-Черкесской Республики, имеющей государственную аккредитацию, с учётом типа и вида школы, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Основная образовательная программа МКОУ «СОШ а. Зеюко» Карачаево- Черкесской Республики является программой развития данного образовательного учреждения.
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «СОШ а Зеюко» в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
— пояснительную записку;
— планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
— систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
— программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
— программы отдельных учебных предметов, курсов;
— программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
— программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
— учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
— систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
МКОУ «СОШ а. Зеюко» Карачаево-Черкесской Республики, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
— с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения;
— с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы основного общего образования, конкретизируются и закрепляются в заключённом между ними и МКОУ «СОШ а. Зеюко» Карачаево-Черкесской Республики договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
Основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, вытекающие из анализа работы школы, планируемые результаты,
содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования (ст. 13 ФГОС).
Основной целью реализации ООП ООО является обеспечение выполнения
требований Стандарта.
В основе реализации ООП ОУ лежит системно - деятельностный подход.
Общими подходами к разработке основной образовательной программы основного общего образования являются следующие положения:
- основу организации образовательного процесса на ступени основного общего образования составляют технологии развивающего, личностно ориентированного обучения, проектно-исследовательские технологии;
- каждая образовательная технология обеспечивается соответствующим учебно-методическим комплектом (УМК);
- необходимо учитывать особенности и возможности УМК по реализации
фундаментального ядра содержания основного общего образования;
- соблюдение принципа преемственности начального и основного общего
образования между основной и начальной ступенями обучения.
Согласно Стандарту, ООП ООО учитывает тип и вид образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы обучающихся. Специфика конкретного образовательного учреждения отражается в содержании обязательной части ООП ООО и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «СОШ а. Зеюко» включает структурные компоненты, определенные Стандартом и Примерной основной образовательной программой основного общего образования: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
· пояснительную записку;
· планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
· систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего
образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
· программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
· программы отдельных учебных предметов, курсов;
· программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного
общего образования, включающую следующие направления: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
· программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации
образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
· учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
· систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
МКОУ «СОШ а. Зеюко» , ООП ООО в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса с их правами и обязанностями, уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся по формированию и обеспечению освоения детьми ООП ООО закрепляются в трехстороннем договоре.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Основными принципами построения программы являются: принципы дидактики; гуманизации и культуросообразности; целостности и вариативности; индивидуализации и дифференциации; преемственности; системности ; открытости; творческой активности личности.
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «СОШ а. Зеюко» (ООП ООО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы и определяет содержание, организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования, направлена на информатизацию и индивидуализацию обучения подростков, формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании»:
· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
·воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
·единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
·общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
·обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее
самореализации, творческого развития;
·формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
·формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
·содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами
независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-
педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
·с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и
осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели, к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы, в единстве мотивационно — смыслового и операционно-технического компонентов, становление которых осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
·с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет)
благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;
·с формированием у обучающегося научного типа мышления, который
ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
·с овладением коммуникативными средствами и способами организации
кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
·с изменением формы организации учебной деятельности и учебного
сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Программа соответствует основным характеристикам современного образования:
доступности, открытости, перспективности и научной обоснованности развития, вариативности, технологичности, поликультурности, носит личностно ориентированный характер.
Цели программы
МКОУ «СОШ а. Зеюко» разработала свою рабочую основную образовательную программу основного общего образования (ст. 32. п. 6,7 Закона РФ «Об образовании»), которая предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека подросткового школьного возраста, и в связи с этим ставит следующие цели:
- обеспечить условия для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования обучающихся;
- создать и организовать функционирование многополюсной информационно - образовательной среды с определением динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.
|