Документ предоставлен КонсультантПлюс
Утверждаю
Первый заместитель
Министра транспорта
Российской Федерации
В.Л.БЫКОВ
21 мая 1997 года
Дата введения:
1 июня 1997 года
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
НОРМЫ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ
РД 31.3.05-97
ПРЕДИСЛОВИЕ
Разработаны Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта.
Согласованы Главгосэкспертизой Госстроя России 13.01.97 N 24-4-1/5-92-П, Минприроды России 28.07.96 N 02-12/32-1925, Главгоспротивопожарной службой МВД России 15.02.96 N 20/2.2/353, Госсанэпиднадзором России 10.01.96 N 09РУ/11, ЦК профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации 29.05.95 N 3.06/14.
Внесены Департаментом судоходной политики и развития морского транспорта Минтранса России.
2. Утверждены и введены в действие Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации В.Л. Быковым 21.05.97.
3. С введением в действие РД 31.3.05-97 утрачивают силу "Нормы технологического проектирования морских портов", РД 31.31.37-78, утвержденные Минморфлотом 30.12.77 и 25.10.78.
ВВЕДЕНИЕ
Нормы технологического проектирования морских портов разработаны институтом "Союзморниипроект" по заданию Департамента морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на основе пересмотра действовавших ранее аналогичных норм 1978 г.
Нормы составлены на основании изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта проектирования морских портов, тенденций развития транспортного флота, прогрессивных технологий морских перевозок и выполнения погрузочно-разгрузочных работ в портах.
В частности, в них учтены современные специализированные комплексы обработки судов контейнеровозной и лихтеровозной систем, накатных и наливных судов, морских паромных переправ.
Настоящими нормами не учтены требования по проектированию систем радиолокационного управления движением судов (СУДС) на акватории порта и подходах к нему, пунктов пограничного контроля (таможенного и других), бункеровочных нефтебаз и ряда других портовых объектов, нормы и правила проектирования которых определены отдельными нормативными документами.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий нормативный документ содержит требования и нормативы по технологическому проектированию морских портов и устанавливает взаимосвязь и соотношения между параметрами главных элементов морских портов (перегрузочные комплексы, причалы, акватория, территория, перегрузочные машины и оборудование, склады и другие объекты и сооружения).
При проектировании морских портов следует учитывать требования нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации.
1.2. Настоящие нормы технологического проектирования морских портов распространяются на проектирование новых, реконструкцию и модернизацию действующих морских торговых портов, перегрузочных комплексов и отдельных объектов.
1.3. Положения настоящего документа подлежат применению расположенными на территории Российской Федерации предприятиями и объединениями предприятий, в том числе союзами, ассоциациями, концернами, акционерными обществами, межотраслевыми, региональными и другими объединениями, независимо от форм собственности и подчинения.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
Нормативные акты и руководящие документы, на которые даны ссылки в тексте настоящего нормативного документа, а также другие основные документы, требования которых следует учитывать при разработке проектной документации, приведены в Приложении А.
Принятые в настоящих нормах технологического проектирования морских портов сокращения, обозначения и определения приведены в Приложении Б.
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Главная задача технологического проектирования морского порта - получение оптимального решения порта как единого комплекса, удовлетворяющего требованиям безопасного приема, быстрейшей загрузки-разгрузки и комплексного обслуживания современных и перспективных транспортных судов и отвечающего условиям прогрессивных способов перевозок на морском и смежных видах транспорта.
При этом должны быть обеспечены: заданная пропускная способность порта или грузооборот на расчетный год, возможность развития порта за пределами расчетного периода на отдаленную перспективу, экологическая безопасность и экономическая целесообразность принятых решений.
3.2. Основными элементами технологической структуры проектируемого порта являются перегрузочные комплексы (ПК), представляющие совокупность технических средств (сооружений, зданий, оборудования, обустройств, транспортных и инженерных коммуникаций), необходимых для приема, загрузки-разгрузки и комплексного обслуживания транспортных морских судов, а также приема (передачи) грузов с железнодорожного, речного, автомобильного, трубопроводного и других смежных видов транспорта.
3.3. В соответствии с современными и перспективными методами перевозки и перегрузки грузов морской торговый порт в зависимости от структуры грузооборота может иметь в своем составе перегрузочные комплексы для:
- контейнеров;
- накатных грузов;
- генеральных грузов (тарно-штучных грузов открытого и закрытого хранения, пакетированных и не пакетированных, металлогрузов);
- скоропортящихся грузов;
- тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
- лесных грузов (пиломатериалы, круглый лес, щепа);
- навалочных грузов (уголь, руда, химические грузы, минерально-строительные грузы, сахар-сырец и др.);
- зерновых и зернофуражных грузов;
- нефтеналивных грузов;
- химических наливных грузов;
- сжиженных газов;
- пищевых наливных грузов;
- морских паромных переправ;
- обработки судов лихтеровозной системы;
- опасных разрядных грузов.
Для сжиженных газов, наливных опасных грузов, скоропортящихся грузов (при наличии портового холодильника), зерновых грузов (при наличии портового элеватора), опасных разрядных грузов (взрывчатых и отравляющих) и других, требующих специальных условий перевозки, перегрузки и хранения, создаются специализированные ПК независимо от объема грузооборота.
3.4. До начала проектирования перегрузочного комплекса должно быть выполнено обоснование инвестиций, в котором определяется экономическая эффективность его создания, объем перевозок и другие исходные данные для проектирования, включая обоснование типов транспортных судов.
3.5. На начальных стадиях проектирования должны рассматриваться, как правило, не менее двух конкурентоспособных вариантов технологического процесса и компоновки генерального плана перегрузочного комплекса.
3.6. Расчетные показатели технического уровня производства и строительных решений, полученные при проектировании новых, реконструкции и модернизации действующих морских портов, перегрузочных комплексов и отдельных объектов должны быть не ниже нормативных или аналогичных прогрессивных показателей.
3.7. На основе количественных и качественных показателей, полученных при разработке соответствующих разделов проекта, выполняются расчеты эффективности инвестиций.
Примерный перечень технико-экономических показателей приведен в СНиП 11-01-95.
Расчеты эффективности инвестиций выполняются в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденными Госстроем России, Минэкономики России, Минфином России, Госкомпромом России (N 7-12/47 от 31.03.94).
Результаты расчетов основных экономических и финансовых показателей рекомендуется сводить в таблицы, формы которых приведены в СНиП 11-01-95.
3.8. Принимаемые технологические решения должны обеспечивать безопасную организацию основных и вспомогательных работ при строительстве и эксплуатации морских портов в соответствии с РД 31.82.01-95, а также требований взрывопожарной и пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004-91, СНиП 2.04.09-84, СНиП 21.01-97, СНиП 2.09.02-85, ВСН 12-87, РД 31.31.54-92, СНиП 2.11.03-93.
3.9. Основные размеры и количество портовых сооружений и устройств, а также количество технологических линий и технологического оборудования устанавливают на расчетный год и заданный грузооборот за исключением указанных ниже элементов порта, параметры которых определяют с учетом прогнозируемых изменений размерений судов на перспективу, перспективного грузооборота и судооборота: перспективные глубины портовой акватории; перспективные глубины и длины причальных сооружений; размеры общей акватории порта, внутренних рейдов, бассейнов и входных ворот.
3.10. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций разрабатываются в соответствии с нормами и правилами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3.11. Расчет численности и профессионально-квалификационного состава портовых рабочих на погрузочно-разгрузочных работах производят согласно РД 31.3.01.01-93.
3.12. Проектирование объектов комплексного обслуживания транспортного флота выполняют согласно РД 31.31.37.50-87.
3.13. Требования к составу и содержанию разделов "Оценка воздействия на окружающую среду" и "Охрана окружающей среды" в предпроектной и проектной документации следует принимать в соответствии с природоохранительным законодательством, нормативными документами Минприроды России и другими нормативными актами, регулирующими природоохранную деятельность, перечень которых приведен в Приложении А.
3.14. Технические решения и технологические схемы очистки различных вод, загрязненных нефтью и нефтеостатками, льяльных вод, после моечных операций агрессивных и ядовитых веществ, загрязненных опасными химическими грузами, а также порядок утилизации и захоронения отходов следует разрабатывать в соответствии с требованиями МАРПОЛ 73/78, РД 31.04.16-82, РД 31.04.23-86, РД 31.15.01-89, РД 31.04.01-90, СанПиН 4630-88, СанПиН 4631-88, Правил охраны поверхностных вод, Методики расчета предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ в водные объекты со сточными водами, Временных рекомендаций по проектированию сооружений для очистки поверхностного стока с территорий промышленных предприятий и расчету условий выпуска его в водные объекты.
3.15. Промышленные отходы (нефтешламы, шламы химводоочистки и т.п.) следует обеззараживать и утилизировать. Выбор технического решения следует принимать с учетом местных условий и количества отходов. Захоронению подлежат отходы, на которые отсутствуют технологии их переработки.
Качественную характеристику отходов, образующихся от зачистки резервуаров, следует принимать в соответствии с ВНТП 5-95.
3.16. В проектах следует предусматривать мероприятия (обвалование, водонепроницаемые покрытия, планировка и т.п.) для сбора нефтепродуктов в случае их разлива, аварии технологических сооружений и трубопроводов. Утечка нефтепродуктов при авариях в производственную канализацию не допускается.
3.17. Технологические схемы и мероприятия по сбору, удалению и обезвреживанию мусора морских портов и судов должны соответствовать требованиям МАРПОЛ 73/78, РД 31.06.01-79, РД 31.04.23-86.
4. КОМПОНОВКА ТЕРРИТОРИИ ПОРТА
4.1. Зонирование территории
4.1.1. Генеральный план морского порта компонуется с учетом требований СНиП 11-01-95 и РД 31.3.01.01-93.
На генеральном плане наносятся существующие и проектируемые (реконструируемые) и подлежащие сносу здания и сооружения, объекты охраны окружающей среды и благоустройства, озеленения территории и принципиальные решения по расположению внутриплощадочных инженерных сетей и транспортных коммуникаций, планировочные отметки территории. Выделяются объекты, сети и транспортные коммуникации, входящие в пусковые комплексы.
4.1.2. В состав морского порта, как правило, входят следующие территориальные зоны:
- операционные зоны перегрузочных комплексов;
- производственные зоны технологических районов порта;
- зоны общепортовых объектов;
- зоны пассажирских операций;
- предпортовая зона.
Операционные зоны, производственные зоны технологических районов порта и зоны общепортовых объектов входят в состав режимной (огражденной) территории порта.
4.1.3. Операционные зоны ПК включают основные производственные сооружения, непосредственно реализующие перегрузочный процесс: причальные сооружения, склады, перегрузочное оборудование, грузовые фронты железнодорожного и автомобильного транспорта.
4.1.4. Производственные зоны технологических районов располагают, как правило, смежно с операционными зонами ПК, за их пределами и предназначены для размещения объектов общерайонного назначения.
4.1.5. Зоны общепортовых объектов предназначены для размещения объектов и служб, деятельность которых связана с портом в целом и комплексным обслуживанием судов транспортного флота: базы портового флота, центральные мастерские, центральный материальный склад, другие вспомогательные здания и помещения общепортового назначения, объекты комплексного обслуживания транспортного флота, бункеровочные нефтебазы. Зоны общепортовых объектов могут состоять из отдельных территориально удаленных участков.
4.1.6. Зона пассажирских операций включает пассажирские причалы с примыкающей территорией, пассажирский вокзал и привокзальную площадь, вспомогательные здания и объекты, предназначенные для посадки-высадки и обслуживания пассажиров.
4.1.7. Предпортовые зоны, на которые не распространяется контрольно-пропускной режим, предназначаются для размещения тех объектов общепортового назначения и комплексного обслуживания судов, которые нецелесообразно располагать в зонах общепортовых объектов на режимной территории, однако нахождение которых вблизи порта необходимо (администрация порта, узел связи порта, служба "Трансфлот", портовая таможня, инспекция морского Регистра, стоянки индивидуальных автомобилей и т.п.).
4.1.8. При компоновке территории порта с целью устранения отрицательного воздействия одних грузов на другие, а также на портовый персонал и пассажиров, должны быть предусмотрены разрывы между районами ПК различного назначения.
Величины этих разрывов, а также требования по размещению порта относительно ближайших населенных пунктов и промышленных объектов, определению размеров зон воздействия объектов порта на окружающую среду, организации санитарно-защитной зоны порта следует принимать согласно СанПиН 4962-89 и РД 31.3.01.01-93.
4.2. Конфигурация причальной линии
Конфигурацию причальной линии по начертанию в плане отдельных ПК сводят к одному из следующих видов:
- фронтальному - вдоль береговой полосы;
- пирсовому - с выносом причального фронта в акваторию;
- ковшовому - с врезкой причального фронта в территорию.
Конфигурация причальной линии может приобретать смешанный вид, например пирсово-ковшовый, фронтально-пирсовый и т.п. Отбор вариантов конфигурации причалов ПК различного назначения проводят в соответствии с рекомендациями, приведенными в РД 31.3.01.01-93.
4.3. Компоновка портовых ПК
4.3.1. При компоновке ПК необходимо использовать следующие исходные данные:
- ситуационный план;
- план существующего порта (при его расширении или реконструкции);
- состав грузооборота и транспортные характеристики груза;
- расчетные типы и характеристики судов, железнодорожных вагонов и автотранспорта, включая перспективные;
- типы, количество и размеры объектов комплекса;
- вместимость складов.
4.3.2. Проектирование наиболее оптимальных вариантов компоновки морского порта как единого транспортно-промышленного объекта, состоящего из многих отдельных перегрузочных комплексов, рекомендуется производить на основе применения машинных систем и программ по оптимизации проектирования перегрузочных комплексов.
|