Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Мотыгинская средняя общеобразовательная школа № 2
Принята на педагогическом совете Рассмотрена на заседании Утверждена
Управляющего Совета школы приказ по школе № __
протокол № 1 от 28.08.2015 г. от 28.08.2015 г.
Протокол № 14/1 Директор МБОУ МСОШ № 2
От 11.05.2015 г. _______________ Т. В. Быкова
Основная образовательная программа
основного общего образования
школы
на период 2015–2020 годы
п. Мотыгино, 2015
Паспорт
основной образовательной программы
основного общего образования
Полное наименование учреждения – юридического лица
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Мотыгинская средняя общеобразовательная школа № 2
|
Наименование муниципального района
|
Мотыгинский
|
Ф. И. О. руководителя
|
Татьяна Викторовна Быкова
|
ИНН образовательного учреждения
|
2426002875
|
Код образовательного учреждения (по ЕГЭ)
|
720020
|
Наименование программы
|
Образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Мотыгинской средней общеобразовательной школы № 2 на период
2015–2020 годы
|
Заказчики Программы
|
Совет школы
|
Основные разработчики Программы
|
Временный творческий коллектив, состоящий из представителей администрации, педагогов, старшеклассников, родителей учащихся
|
Цель Программы
|
Создание условий для повышения качества образования школьников
|
Задачи Программы
|
создание условий для обучения и воспитания конкурентоспособных выпускников;
повышение качества образования школьников;
формирование культуры здорового образа жизни;
внедрение нового содержания образования в школе;
создание условий, способствующих формированию
у школьников гражданственности, ответственности за свое настоящее и будущее, умения работать в команде, пользоваться необходимой информацией, предприимчивости, целеустремленности и пр.
обеспечение интеграции основного образования и дополнительного;
|
|
создание условий для использования новых педагогических, современных информационно-коммуникационных технологий;
расширение социального партнерства
|
Сроки реализации Программы
|
2015-2020 год
|
Исполнители Программы
|
Участники образовательного процесса школы, социальные партнеры
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
|
– повышение качества образования школьников;
– повышение конкурентоспособности выпускников школы;
– положительная динамика качественных и количественных показателей достижений учащихся;
– повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
– повышение эффективности управленческих решений;
– повышение качества ресурсного обеспечения образовательного процесса
|
Программа адресована:
|
|
– учащимся и родителям
|
– для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности школы;
– понимания смысла образования и в качестве ориентира в дальнейшей деятельности
|
– учителям
|
– для определения сферы ответственности за достижение результатов обучения обучающихся
|
– администрации
|
– для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися ООП;
– регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей, администрации)
|
– учредителю и органам управления
|
– для повышения объективности оценивания образовательных результатов школы в целом;
– принятия управленческих решений на основании
мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности школы
|
– социальным партнерам
|
– для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности школы
|
Общие положения.
1. Основная образовательная программа основного общего образования разработана коллективом педагогов школы № 2, рассмотрена на заседании педагогического совета и принята Управляющим Советом школы (протокол № 01 от28.08.2015), утверждена приказом по школе № _____ от ___________.
Основная образовательная программа основного общего образования разработана на основе ст. 14, 15 Закона РФ «Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МОиН РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года), а также социального заказа родителей школьников.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и разработана с учетом региональных (заложена ориентация на долгосрочную целевую программу «Развитие общего и дополнительного образования в Мотыгинском районе на период с 2014-2017 г.»), национальных и этнокультурных особенностей.
Образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития МБОУ Мотыгинской средней общеобразовательной школы № 2.
1.1 Пояснительная записка
1.1.1 Цели, задачи, принципы реализации основной образовательной программы.
Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования состоит: в разработке новой образовательной модели, обеспечивающей процесс опережающего образования через создание единого образовательного пространства, предназначенного для разностороннего развития личности каждого ребёнка в доступных ему видах деятельности, для актуализации у него потребности и формирования способности к познавательно – творческому саморазвитию, в создании условий для формирования культурного и образованного человека, обладающего творческим мышлением, понимающего смысл жизни, знающего пути полной жизненной самореализации, живущего в соответствии с высокими нравственными идеалами путем создания полидеятельностного образовательного пространства школы
Основные задачи, которые предстоит решить в результате реализации основной образовательной программы основного общего образования:
– достичь планируемых результатов освоения ООП ООО;
– способствовать разнообразному развитию обучающихся, их познавательных интересов, навыков самообразования, самореализации личности через различные виды деятельности и интеграцию с дополнительным образованием;
– воспитать гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье, сформировать потребность в здоровом образе жизни;
– создать и организовать функционирование многополюсной информационно-образовательной среды с определением динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе;
– организовать интеллектуальные и творческие соревнования, проектную и учебно-исследовательскую деятельность;
– усовершенствовать модель психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
– создать условия для непрерывного восходящего развития творческого потенциала учителей;
– создать педагогические условия, обеспечивающие успешное образование на данной ступени за счет преемственности с начальной школой и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику.
В основу реализации основной образовательной программы положены принципы:
гуманизации (при котором основным смыслом педагогического процесса становится воспитание и развитие качеств личности ребенка, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур. Мера этого развития выступает как мера качества труда учителя и школы в целом);
демократизации образования, и прежде всего на уровне обучения (то есть выбор учеником своей траектории развития, участие в управлении всех педагогических процессов. Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся);
дифференциации и индивидуализации обучения, обеспечивающие развитие ученика в соответствии со своими склонностями, интересами и возможностями (осуществляется этот принцип через внешнюю и внутреннюю дифференциацию, а также через разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих росту творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащению форм учебного сотрудничества и расширению зоны ближайшего развития);
развивающего характера образования, реализуемого через деятельность каждого ученика в зоне его ближайшего развития (предполагающий ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Именно этот подход должен стать основой организации учебного процесса в школе);
непрерывности образования (то есть связь всех ступеней образования в школе и подготовка учащихся к продолжению образования после ее окончания);
инновационности образования (реализуется переходом к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся).
Сроки реализации программы: 2015–2020 гг.
Понятие полидеятельностного образовательного пространства школы опирается на ведущий вид деятельности, соответствующий определённому возрасту, на сочетание и чередование различных видов и форм учебной и внеучебной деятельности.
Основными компонентами полидеятельностного образовательного пространства школы являются:
– содержание образования, модифицированное с учётом реализации культурно-исторического системно-деятельностного подхода, при котором сущность содержания образования смещает ценностные акценты – деятельностный (практический) компонент содержания образования выходит на первый план, при этом знания становятся инструментом приобретения социального опыта. Структура знаний усложняется, объём увеличивается, в связи с чем при отборе содержания образовательных программ происходит уплотнение учебного материала, введение тем и проблем, требующих междисциплинарного подхода, появление сложных концепций и материалов;
– образовательный процесс, организованный с учётом возможности включения учащихся в разнообразные формы и виды учебной и внеучебной деятельности – введение учебных циклов, адаптивных, проектировочных образовательных модулей, использование современных форм и методов оценивания предметных и метапредметных результатов;
– среда обучения, обогащённая возможностью общения с людьми различных возрастов и социальных групп, выбора форм и видов урочной и внеурочной деятельности, в которой поощряется исследовательский и творческий процесс.
Полидеятельностное образовательное пространство определяется как пространственно-временная форма осуществления образовательного процесса, в которой происходит включение в различные виды деятельности, обогащение индивидуальной жизненной среды, вовлечение в инновационные формы обучения всех участников образовательного процесса, помогающая им продвигаться относительно собственного развития и самоопределения.
Образовательное пространство состоит из двух взаимодополняющих блоков: урочного и внеурочного. Внеурочное пространство строится как место переноса и предъявления способностей, формируемых в учебном пространстве, при необходимости – их тренировки и совершенствования.
Внеурочное пространство строится через следующие формы:
Внеурочную учебную деятельность – клуб «Умник»
Мероприятия и социальные акции
Дополнительное образование – кружки и секции, реализуемые как в рамках школы, так и за её пределами (музыкальная школа, ЦПВР, ДЮСШа)
Для реализации ООП основного общего школьного образования определяется нормативный срок – 5 лет (11–15 лет), который связан с двумя этапами возрастного развития:
– первый этап – 5–6 классы как образовательный переход от младшего школьного к подростковому возрасту, обеспечивающий плавный и постепенный, бесстрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую;
– второй этап – 7–9 классы как этап самоопределения подростка через опробование себя в разных видах деятельности, построение индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) в разных видах деятельности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
– формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
– ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
– учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
– разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
|