Скачать 0.95 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ УГОЛОВНОЕ ПРАВО ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ (ЧАСТЬ 1) учебно-методические материалы для проведения семинарских занятий и самостоятельной работы бакалавров Барнаул 2012 Методические рекомендации подготовлены: д.ю.н., профессором В.И. Плоховой, к.ю.н., доцентом И.А. Анисимовой Рецензент: д.ю.н., профессор Т.А. Плаксина Учебно-методические материалы состоят из двух частей. В первой части предлагаются методические рекомендации по изучению Особенной части уголовного права, по квалификации преступлений. Показывается процесс квалификации уголовно значимой деятельности на конкретном примере. Дается методика проведения обобщения судебной практики. Предлагаются темы, вопросы и практические задания к семинарским занятиям, для самостоятельного изучения, основные официальные источники и литература последних 5 лет и классика более раннего периода к разделам: «Преступления против личности», «Преступления в сфере экономики», вопросы к зачету. Во второй части предлагаются планы семинарских занятий к разделам «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», «Преступления против государственной власти», «Преступления против военной службы», «Преступления против мира и безопасности человечества», вопросы к экзамену. Учебно-методические материалы предназначены для бакалавров 3 курса дневного отделения юридического факультета АлтГУ, а также других высших учебных заведений, впервые изучающих уголовное право. Утверждено на заседании кафедры уголовного права и криминологии Алтайского государственного университета Протокол № 11 от «29» июня 2012 г. Заведующая кафедрой В.И. Плохова Рекомендовано к опубликованию методической комиссией юридического факультета АлтГУ Протокол № _____от «___»____________ 2012 г. Председатель методической комиссии Н.Я. Гринчинко Подписано в печать 2012 Формат 90х60/16 Бумага для множительных аппаратов. Печать офсетная Усл.-печ. л. Тираж экз. Цена договорная. ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет». Лаборатория множительной техники юридического факультета ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»: 656099, г. Барнаул, пр. Социалистический, 68. С О Д Е Р Ж А Н И Е
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1.1 Общие методические рекомендации по изучению Особенной части уголовного права Особенную часть уголовного права целесообразно изучать системно. Особое внимание необходимо обратить на уяснение наиболее важных признаков системообразующих норм Особенной части уголовного права. Такой прием обоснован не только системностью норм права, но и наличием в УК РФ большого количества специальных уголовно-правовых норм. В Особенной части уголовного права необходимо выделять три базовых блока, от уяснения которых зависит правильное применение более половины статей Особенной части УК РФ. Возглавляет эту триаду насилие в отношении личности. Это обусловливается не только особой общественной опасностью насилия, но и системообразующим свойством насилия. Кроме базовых уголовно-правовых норм, в которых раскрываются признаки разных видов насильственной деятельности, содержащихся в главе 16 «Преступления против жизни и здоровья», в других главах Особенной части УК РФ содержится много составов преступлений (более 40 статей, содержащих более 120 составов преступлений), в которых насилие выступает одним из элементов объективной стороны состава преступления, способом совершения преступления. Вторую группу системообразующих норм образуют правила, регулирующие ответственность должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и других организациях. Должностные и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях расположены соответственно в главах 30 и 23 УК РФ. Но уже в первых главах Особенной части содержится квалифицирующий признак «с использованием служебного положения», который трудно анализировать без уяснения признаков должностного лица и лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации. В главе 19 УК РФ «Преступления против конституционных прав и свобод», например, 11 из 14 статей предусматривают ответственность специальных лиц (должностных или служащих). В 18% статей Особенной части УК РФ указывается на совершение преступления с использованием служебного положения. Параллельное изучение должностных преступлений и преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях обусловлено и их особой формулировкой в уголовном законе – методом исключения или от противного; общностью многих положений рассматриваемых составов преступлений. Такое рассмотрение названных тем позволяет увидеть сходство и особенности каждой группы преступлений. Третий блок уголовно-правовых норм регулирует отношения, возникающие при посягательствах на собственность, в том числе хищения. Эта группа норм рассматривается в соотношении с другими имущественными преступлениями, предусмотренными в статьях Особенной части УК РФ. Анализировать остальные главы и статьи Особенной части, придерживаясь последовательности расположения их в УК РФ, также следует комплексно, с учетом конкурирующих норм, статей УК. Должны выделяться, например, особенности преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Общий состав преступления, охраняющий безопасность при производстве определенных работ (ст. 143 УК РФ), должен рассматриваться в соотношении со ст.ст. 215–219, 246, 269 УК РФ. Незаконные действия с документами (ст.ст. 292 и ст. 327 УК РФ) должны анализироваться в соотношении со статьями, в которых способом совершения преступления выступает использование подложного документа (их насчитывается более 20). Необходимо обратить внимание на правила квалификации действий в таких случаях, на критерии, от которых зависит различная квалификация действий виновных. Например, для разграничения преступлений, нарушающих безопасность при производстве различных работ, ими являются: характер нарушаемых правил, особенности производимых работ, субъект, потерпевший, последствия и объект преступления. Особое внимание необходимо обратить на характеристику составов преступлений, в которые были внесены изменения в 2010–2012 гг., вновь принятых норм, статей Общей и Особенной частей УК РФ. 1.2 Методические рекомендации по квалификации уголовно значимой деятельности (решению задач по уголовному праву) Для того чтобы научиться правильно решать казусы практических заданий, а значит научиться профессионально применять уголовный и другие законы, необходимо усвоить понятие «квалификация», все ее стадии и этапы. Базовые положения теории квалификации, логические приемы, используемые при квалификации преступлений, были разработаны академиком В.Н. Кудрявцевым. В классическом понимании квалификация преступления – это процесс установления соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, юридическое закрепление его результатов. Современные исследователи проблем квалификации правонарушений дополнили, обогатили теорию квалификации. Г.П. Новоселов, например, обоснованно смещает акцент в понятии «квалификация преступлений» с процесса сопоставления признаков состава преступления и совершенного деяния на нахождение, установление уголовно-правовой нормы, подлежащей применению в конкретном случае.1 Действительно, чтобы сопоставлять признаки совершенного деяния с признаками конкретного состава преступления, необходимо установить этот состав преступления. Поэтому квалификацию преступлений он толкует как «определение конкретной статьи УК (в необходимых случаях - статей УК, их частей, пунктов), которую с позиций действующего уголовного законодательства следует применить при решении вопросов о преступности и наказуемости данного деяния».2 По поводу стадий или этапов процесса квалификации преступлений в уголовно-правовой литературе существуют разные суждения. Представляется, что для точности применяемой терминологии и понятий, обозначенных этими терминами, рассуждения авторов безусловно важны. С позиций же процесса нахождения нормы и установления сходства между содеянным и составом преступления важно выявить все стадии и этапы квалификации преступлений для использования их в качестве алгоритма для любой квалификации правонарушений. Объединив суждения ученых по поводу этапов и стадий квалификации преступлений, уточнив значение терминов «стадия», «этап» (с ними, как справедливо подмечает Г.П. Новоселов, всегда связывается последовательность некоторого процесса развития или движения, когда одно действие, событие, состояние и т. п. сменяется качественно другим; …этимологически «стадия» включает в себя этапы развития, отличается от последних качественными особенностями); учитывая предложенное смещение акцента в определении «квалификация преступления» на нахождение уголовно-правовой нормы, под признаки которой подпадает совершенное деяние, следует выделять три стадии квалификации преступления. На первой из них делается «прикидка», то есть определяется, под какие нормы права вообще, в том числе уголовно-правовые, подпадают признаки совершенного деяния. Если обнаружится сходство с какой-то (или с несколькими) уголовно- правовыми нормами, то на второй стадии квалификации преступлений устанавливается сходство всех признаков конкретного состава преступления с элементами и признаками совершенного деяния. В силу большого количества в УК РФ смежных, специальных норм есть смысл выделять третью стадию уголовно-правовой квалификации, на которой производится сопоставление признаков совершенного деяния со всеми смежными, специальными уголовно-правовыми нормами, чтобы убедиться в отсутствии в содеянном признаков конкурирующих составов преступлений. На каждой стадии квалификации преступлений можно и нужно выделять отдельные этапы, чтобы не забыть учитывать их на первых шагах правоприменительной деятельности, а в дальнейшем использовать их как алгоритм квалификации преступлений. На первой стадии выделяются в качестве этапов определение типовой и видовой принадлежности правонарушений, признаки которых обнаружены в совершенном деянии. Когда деяние предусмотрено в качестве правонарушения только одной отраслью права (виновное лишение жизни, причинение вреда здоровью), вопроса об отраслевой принадлежности правонарушения не возникает. Если же деятельность (бездеятельность) в качестве правонарушения признается несколькими регулятивными и деликтными отраслями права, встает вопрос о его отраслевой принадлежности. В случае обнаружения в действиях виновного признаков уголовно-правовой нормы (нескольких норм) встает вопрос о ее (их) применимости. Поэтому на второй стадии квалификации преступлений выделяются следующие этапы: определение пределов действия уголовно-правовой нормы во времени и пространстве; сопоставление и нахождение тождества между объективными и субъективными признаками совершенного деяния и составом преступления. Начинать сопоставление необходимо с признаков объективной стороны, ибо по ним можно судить и о субъективных признаках. Они более полно и непосредственно (а не опосредованно) отражены в уголовном законе. Признаки субъекта, субъективной стороны состава преступления иногда называются в диспозиции статьи УК РФ («убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку» – ч. 1 ст. 105 УК РФ; «вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста» – ст. 150 УК РФ). Но чаще всего их приходиться определять или выводить из содержания ст.ст. 20–21, ч. 2 ст. 24, ст.ст. 25–28 УК РФ, объективной стороны, других признаков субъективной стороны состава преступления. По каким объективным признакам определяется субъективная сторона содеянного, хорошо показано в уголовно-правовой литературе и рекомендациях Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» применительно к отграничению убийства от неосторожного причинения смерти и от причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть. Так, при решении вопроса о форме вины в отношении вреда здоровью или смерти следует учитывать следующие обстоятельства: взаимоотношения виновного и потерпевшего до совершения преступления (вражда, дружба); инициатива виновного или потерпевшего в возникновении конфликта; орудие совершения преступления; способ совершения преступления; в какие части тела (жизненно важные органы или нет) наносились удары, степень повреждения органов, количество и локализация нанесения телесных повреждений; сила удара, физические возможности виновного и потерпевшего; одежда, в которой находился потерпевший; обстановка, в которой совершалось преступление и, в частности, наносились удары, телесные повреждения; последующее поведение виновного. Часть из этих обстоятельств непосредственно показывают отношение виновного к содеянному (орудие, локализация ранений), другие принимаются во внимание наряду с первыми и самостоятельного значения не имеют (например, взаимоотношения виновного и потерпевшего). Видовой объект преступления опосредованно закреплен в уголовно-правовой норме путем указания на признаки потерпевшего, предмета преступления, последствий, мотива преступления. Непосредственный объект определяется путем сопоставления заложенного в диспозиции нормы и ущемленного интереса, общественного отношения. С процессом установления соответствия между объективными и субъективными признаками состава преступления и содеянного, когда преступление осуществляется не одним действием, а несколькими или системой действий, связан и еще очень важный этап второй стадии квалификации преступлений – определение единичного преступления или множественности преступлений. Установив все признаки состава преступления в содеянном, необходимо убедится в наличии/отсутствии признаков малозначительности деяния и других обстоятельств, исключающих преступность деяния. Самостоятельным этапом второй стадии квалификации преступления является оценка содеянного с позиций оконченности (неоконченности) преступления, форм и видов соучастия. Ревизия полученной квалификации деятельности виновного на последней стадии происходит по признакам, разграничивающим смежные составы преступлений. Правоприменительная деятельность, в основном, связана с квалификацией правонарушений. Поэтому практические занятия по Особенной части уголовного права целесообразно проводить путем решения задач – квалификации деяний субъектов, предложенных в отдельных казусах. Решение задач, с учетом изложенного, должно отвечать следующим требованиям: 1. Прежде чем начать решать задачу необходимо изучить рекомендованный в планах практических занятий нормативный материал, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (постановлений Конституционного Суда, Пленума Верховного Суда РФ, определений коллегий Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории уголовных дел), рекомендованную учебную и монографическую литературу; 2. По имеющимся фактическим данным определить отраслевую принадлежность правонарушения, содержащегося в действиях виновного. При недостаточности фактического материала правоприменитель добывает их в ходе проведения следственных действий, а студент предлагает вариант фактических обстоятельств казуса, чтобы действия субъекта в казусе содержали признаки состава преступления. 3. Просмотрев все главы УК РФ, под составы которых примерно подпадают признаки совершенного в казусе деяния (деятельности или бездеятельности), необходимо по учебной литературе уточнить признаки этих составов преступлений и более конкретно определиться со статьей УК РФ, под признаки которой более всего подпадают признаки содеянного в казусе. 4. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления. Доказательства соответствия признаков совершенного деяния составу преступления по признакам объективной стороны начинается с уяснения возможных форм деятельности (бездеятельности), заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного в казусе. Если диспозиция статьи УК бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрываются содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков. Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – формальный или материальный, в соответствии с чем следует определять, окончено ли данное преступление, с какого момента или, если не окончено, то по каким причинам. Для доказательства наличия соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при совершении деяния субъекта в казусе. Нельзя игнорировать так называемые факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – цель и мотив, ибо первая показывает результат, к которому стремится виновный, второй – смысл всех совершаемых виновным действий. Возрастные особенности субъекта преступления, медицинские (вменяемость), требуют особого доказательства в редких случаях. Тем не менее, в правоприменительной деятельности о них нельзя забывать. При решении учебных задач презюмируется, что субъекты, названные в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков субъекта, если вменяемый состав преступления со специальным субъектом. После уяснения всех объективных и субъективных признаков совершенного деяния вырисовываются общественные отношения, на которые посягает субъект преступления, то есть непосредственный объект (основной и дополнительный) преступления. Сравнив его с признаками видового объекта, заложенного в диспозиции уголовно-правовой нормы, делается вывод о наличии или отсутствии в действиях виновного признаков объекта преступления. В процессе квалификации преступлений необходимо использовать не противоречащие общим положениям теории права, в том числе уголовного, имеющиеся рекомендации вышестоящих судебных инстанций по рассматриваемым вопросам (Пленума Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий Верхового Суда РФ). Пример решения задачи Задача: Иванов и Петров, вооружившись детскими игрушечными пистолетами, решили завладеть деньгами сберкассы, уточнив предварительно количество денег, находящихся в кассе к концу рабочего дня (250 тыс. руб.). Перед закрытием сберкассы, когда в ней не было клиентов, они вошли в нее. Выбрав момент, когда охранник пил воду, они наставили игрушечные пистолеты на работников сберкассы и потребовали отдать им деньги. Охранник вынул из кобуры пистолет, но Иванов вырвал его. В этот момент кассир Сидорова включила сигнализацию. Напуганные сиреной сигнализации, Иванов и Петров скрылись, не взяв денег. Решение. Наставив на кассиров игрушечные пистолеты, Иванов и Петров попытались запугать работников сберкассы, чтобы завладеть деньгами этой организации. Но это им не удалось по не зависящим от них причинам – сработала сигнализация. Значит, можно предположить, что они пытались совершить преступление против собственности, угрожая насилием. Составы преступлений против собственности сосредоточены в гл. 21 УК РФ. Насильственные преступления против собственности предусмотрены в ст. 161 («Грабеж») и ст. 162 УК РФ («Разбой»). Насильственный грабеж – это открытое хищение чужого имущества с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, или угрозой применения такого насилия (п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ). Разбой – это нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (ч. 1 ст. 162 УК РФ). Нападение характеризуется внезапностью насильственного воздействия на потерпевшего или созданием опасности применения насилия. Грабеж от разбоя отличается в основном объемом насилия. Понятие насилия, опасного и не опасного для жизни или здоровья, предлагается в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое». Под насилием не опасным для жизни или здоровья, следует понимать побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли или с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.), если они в момент применения не создавали реальную опасность для жизни или здоровья потерпевшего. Под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует понимать такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью потерпевшего или не повлекло вред здоровью, но в момент применения создавало реальную опасность для жизни или здоровья потерпевшего. Угроза в грабеже и разбое предполагает воздействие на психику потерпевшего только возможностью применения насилия. Иванов и Петров, намереваясь использовать игрушечные пистолеты для запугивания потерпевших, рассчитывали на субъективное восприятие потерпевшими этих действий как угрозы насилием, опасным для жизни или здоровья. Так и восприняли угрозу потерпевшие, увидев наставленные на себя пистолеты. Следовательно, требование передать деньги под угрозой игрушечным пистолетом подпадает под признаки объективной стороны разбоя. Несмотря на то, что завладеть деньгами сберкассы виновным не удалось, преступление считается оконченным, так как в ч. 1 ст. 162 УК РФ говорится о нападении в целях хищения, а не о завладении чужим имуществом. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» разбой рекомендовано считать оконченным с момента нападения в целях хищения чужого имущества (п. 6). Разбой совершен виновными группой лиц по предварительному сговору (два лица до совершения преступления договорились завладеть деньгами кассы, купили игрушечные пистолеты, наставили их на кассиров, предъявили требование передачи денег). В таком случае их действия следует квалифицировать по ч. 2 ст. 162 УК РФ. Никаких других квалифицирующих признаков разбоя в действиях виновных нет. Несмотря на то, что Иванов и Петров вошли в помещение кассы с намерением завладеть деньгами, квалифицирующий признак «с незаконным проникновением в помещение» отсутствует, так как помещение кассы открыто для посещения. Использование игрушечного пистолета для запугивания работников кассы не образует квалифицирующего признака «с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия». Игрушечные пистолеты не обладают признаками оружия, предназначенного для поражения живой или иной цели; они не использовались для нанесения ударов, телесных повреждений. Нельзя вменять квалифицированный разбой в крупном размере, так как виновные хотели завладеть суммой денег, не превышающей 250 тыс. руб., а равной ей. Завладение Ивановым пистолетом охранника можно расценить как эксцесс исполнителя, поскольку договоренности на это, судя по условию задачи, между Ивановым и Петровым не было. Об этом свидетельствует также отсутствие совместных действий по завладению оружием. Оружие является предметом отношений собственности. Но в силу особых его свойств оно изъято из свободного гражданского оборота. Незаконное завладение и обладание им угрожают безопасности общества, поэтому статьи, предусматривающие ответственность за такие деяния, размещены в гл. 24 УК «Преступления против общественной безопасности». Хищение огнестрельного оружия предусмотрено в ст. 226 УК РФ. В данном случае оно является оконченным. Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств», под оконченным хищением следует понимать противоправное завладение указанными предметами любым способом с намерением лица присвоить похищенное или передать его другому лицу, а равно распорядиться им по своему усмотрению иным образом. Ответственность за совершение хищения огнестрельного оружия не дифференцируется в зависимости от ненасильственных форм. Значит, действия Иванова подпадают под признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 226 УК РФ. Кроме того, Иванов должен нести ответственность по ч. 1 ст. 222 УК РФ за незаконные ношение и хранение огнестрельного оружия. В п. 17 того же постановления Пленума Верховного Суда РФ сказано: «Учитывая, что незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств являются самостоятельными преступлениями, хищение перечисленных предметов и их последующие ношение, хранение или сбыт образуют реальную совокупность преступлений, предусмотренных статьями 226 и 222 УК РФ». Таким образом, в действиях Иванова содержатся признаки следующих составов преступлений: ч. 2 ст. 162 УК РФ (разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору); ч. 1 ст. 226 УК РФ (хищение огнестрельного оружия); ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконные ношение и хранение огнестрельного оружия). В действиях Петрова содержатся признаки состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 162 УК РФ (разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору). 1.3 Методика проведения обобщения судебной практики Изучение уголовного права невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех работ по уголовному праву (рефератов, докладов, курсовых и дипломных исследований). В связи с этим бакалавры должны в совершенстве овладеть методикой проведения обобщения судебной практики, то есть знать и уметь пользоваться совокупностью приемов сбора, обработки и анализа информации о квалификации преступлений правоприменительными органами. Для формирования этого навыка каждому студенту предлагается выполнить индивидуальное задание по обобщению опубликованной судебной практики по одному из изучаемых составов преступлений. Конкретный состав выбирается по согласованию с преподавателем. Вместе с тем по общему правилу, порядковый номер фамилии студента определяет предлагаемый состав преступления (например, Абрамов – ч. 1 ст. 105 УК РФ; Авдеев – п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ и т. д.). Проведение обобщения должно отвечать следующим требованиям.
С учетом состава преступления определяется период времени, за который собирается и обобщается судебная практика. Необходимо учесть, что изучение судебной практики за очень непродолжительное время не позволит сделать объективных выводов. Как правило, обобщение судебной практики проводится за последние пять лет. Если за этот период не опубликовано ни одного материала по тому или иному составу преступления, то разрешается использовать и более раннюю практику. В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Последний номер Бюллетеня каждого года содержит указатель, по которому можно оперативно найти информацию о квалификации (переквалификации) действий виновного по конкретному преступлению. Эту информацию следует зафиксировать и обратиться к соответствующему номеру Бюллетеня. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/ Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности в СПС «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию. Однако наиболее объективную и полную информацию дает изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относятся Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/) и Информационно-правовая система «Актоскоп» (режим доступа: http://actoscope.com/). Это ресурсы, объединяющие в едином информационном пространстве решения судов всех субъектов Российской Федерации. Сложности в работе с этими источниками связаны с отсутствием возможности поиска по ключевым словам и необходимостью обращения непосредственно к сайтам судов. Поэтому при работе с этими порталами следует предварительно изучить вопрос о подсудности Вашего состава преступления.
- какую позицию занимают судебные инстанции по тому или иному теоретически неопределенному или дискуссионному вопросу; - по каким основаниям действия виновных переквалифицировались судами; - имели ли место ошибки в квалификации преступления и какие, при толковании каких объективных или субъективных признаков состава преступления они допускались, их причины; - имел ли место различный подход к квалификации деяния отдельными судами; - как решаются вопросы разграничения со смежными составами преступлений, возникают ли трудности у судов в этом вопросе и др. 6. Заключительный этап – оформление результатов проведенного обобщения судебной практики. Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скрепленные между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются: 1. Анкета или план изучения судебной практики. 2. Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа судебной практики. 3. Приложения: 3.1 приобщаются наиболее важные судебные решения. 3.2 на основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создается учебная задача (казус). 2 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМ ТЕМАМ 2.1 Нормативные и судебные акты
2.1 Основная литература
2.3 Дополнительная литература
3 ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ |
Экспертизы и её индекс Образцы оформления заключений эксперта по автотехнической экспертизе подготовлены профессором ипк нп «Палаты судебных экспертов»... |
Клинические рекомендации по диагностике и лечению аутоиммунного гепатита москва 2013 И. М. Сеченова» академиком рамн, профессором, д м н. В. Т. Ивашкиным, ведущим научным сотрудником, д м н. А. О. Буеверовым, профессором,... |
||
Основная профессиональная образовательная программа Пия (интернатура) разработана сотрудниками кафедры внутренних болезней №2 кгму профессором, д м н. Хамитовым Р. Ф.; доцентом, к м... |
Клинические рекомендации вакцинопрофилактика в общей врачебной практике 2014 г Клинические рекомендации подготовлены Заикой Галиной Ефимовной – Заслуженным работником высшей школы Российской Федерации, к м н.,... |
||
Социология строительной сферы Методические указания разработаны эаведующей кафедрой социологии, психологии и педагогики, кандидатом исторических наук, доцентом... |
Методические рекомендации г. Красноярск, 2004г Методические рекомендации... Организация работы учреждений здравоохранения при угрозе и проведении террористических актов |
||
Методические рекомендации г. Красноярск, 2004г Методические рекомендации... Организация работы учреждений здравоохранения при угрозе и проведении террористических актов |
Декан юридического факультета Планы семинарских и практических занятий учебной дисциплины разработаны к ю н., доцентом В. Г. Глебовым, к ю н., доцентом А. С. Кашлаковой,... |
||
Рабочая программа дисциплины «Правовая статистика» Программа разработана заведующим кафедрой уголовно-правовых дисциплин аноо впо вэпи, к п н., доцентом С. Т. Гавриловым, доцентом... |
Методические рекомендации по дистанционному обучению в образовательных... Методические рекомендации предназначены для руководителей и заместителей образовательных организаций, для учителей, использующих... |
||
Методические рекомендации по оплате труда Настоящие Методические... В настоящее время в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются (статья 130 Трудового кодекса... |
Областной комитет Данные методические рекомендации подготовлены по состоянию нормативной базы на 10. 09. 2014г |
||
Методические рекомендации для органов местного самоуправления по... Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи органам местного самоуправления для организации... |
Методические рекомендации по обеспечению правопорядка и антитеррористической... Методические рекомендации по обеспечению правопорядка и антитеррористической защищенности учреждений социальной сферы подготовлены... |
||
Методические рекомендации Методика проведения обследований отделов... Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях проведения обследований сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам... |
Методические рекомендации подготовлены на кафедре «Государственное и международное право» Федеральное агенство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования |
Поиск |