Методические рекомендации
«Методика проведения обследований отделов полиции, участковых пунктов полиции
Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях проведения обследований сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге (далее – Уполномоченный) отделов полиции, участковых пунктов полиции на предмет выявления их доступности для населения.
Целью проведения обследований является выявление доступности, в том числе информационной, для населения отделов полиции, участковых пунктов полиции (далее – УПП) в Санкт-Петербурге. Задачами проведения обследований является сбор информации о доступности отделов полиции, УПП
в Санкт-Петербурге для населения, а также оказание содействия представителям общественных организаций и институтов гражданского общества.
При проведении обследований необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами, регулирующими информационную и иную доступность отделов полиции, УПП для населения:
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»;
- Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа
к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
- Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (распространяется на проведение общественными организациями общественного мониторинга деятельности государственных органов);
- Указ Президента Российской Федерации от 10.08.2011 № 1060
«Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- Приказ МВД России от 27.10.2015 № 1010 «Об утверждении Порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
- Приказ МВД России от 30.07.2015 № 809 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности объектов системы МВД России
и предоставляемых услуг для инвалидов, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
- Приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении Инструкции
о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений
о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»;
- Приказ МВД России от 12.09.2013 № 707 «Об утверждении Инструкции
об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ»;
- Приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»;
- Приказ МВД России от 30.04.2012 № 389, утвердивший Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан.
В ходе посещений отделов полиции, УПП проводятся обследования общедоступных помещений органов внутренних дел, в которых
на информационных стендах размещается необходимая для граждан информация, в том числе: о порядке подачи заявлений; о правах и обязанностях лиц, задержанных за совершение правонарушений; контактные данные органов прокуратуры, органов по контролю за соблюдением прав граждан и т.д.
При этом производится письменная фиксация полноты информации, размещенной на информационных стендах.
Следует иметь в виду, что в силу прямого указания ч.2 ст.8 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции.
Из содержания ст.9 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ
«Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» следует, что обеспечение беспрепятственного доступа к соответствующей информации в пределах своих полномочий должно осуществляться должностными лицами органов внутренних дел. В свою очередь, органами внутренних дел должны быть созданы организационно-технические и иные условия, необходимые для реализации права на доступ к информации о деятельности указанных органов (ст.11 данного Федерального закона).
В частности, в целях реализации положений ст.16 Федерального закона
от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы внутренних дел в помещениях, занимаемых указанными органами, и иных отведенных для этих целей местах должны размещать информационные стенды и (или) другие технические средства аналогичного назначения для ознакомления пользователей информацией с текущей информацией о деятельности соответствующего органа внутренних дел, в том числе с информацией о порядке работы органа внутренних дел, включая порядок приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, а также с информацией об условиях и порядке получения информации от органа внутренних дел.
Согласно п.4.3 Порядка организации работы по обеспечению доступа
к информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации – Приложения к приказу МВД России от 27.10.2015 № 1010 (далее – Порядок), одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности МВД России является размещение информации в зданиях (помещениях), занимаемых МВД России.
В силу п.13 Порядка информация, размещаемая в занимаемых подразделениями МВД России зданиях (помещениях), с учетом требований режима секретности, в специально отведенных местах, доступных
для пользователей информацией, на стендах и (или) технических средствах аналогичного назначения, должна содержать:
- порядок работы, включая начало и окончание рабочего времени, порядок личного приема;
- почтовый адрес для направления письменных запросов информации
и адрес официального интернет-сайта МВД России;
- сроки рассмотрения запросов информации;
- перечень случаев, в которых информация не предоставляется;
- условия, при которых за предоставление информации может взиматься плата.
Территориальные органы МВД России вправе размещать в занимаемых ими зданиях (помещениях) и иные сведения, необходимые для оперативного информирования пользователей информацией (п.14 Порядка).
Таким образом, МВД России установлены как перечень сведений, размещение которых в служебных помещениях органов внутренних дел доступным для пользователей информации способом является обязательным (п.13 Порядка), так и указание на право (но не обязанность) территориальных органов МВД России размещать в общедоступных служебных помещениях
и иные сведения, полезные для граждан (п.14 Порядка). В последнем случае отсутствие сведений на информационных стендах не может рассматриваться в качестве нарушения, и предложения по размещению соответствующей информации могут носить характер рекомендаций.
Необходимо подчеркнуть, что информационные стенды должны быть расположены в доступных для граждан местах зданий органов внутренних дел и помещениях для приема граждан. Запрещается размещение информационных стендов в местах, доступ к которым возможен только
при предъявлении документов, удостоверяющих личность граждан
(п.17 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 № 707).
Кроме того, рядом иных нормативных актов системы МВД России установлены требования к обязательному размещению на информационных стендах в служебных помещениях органов внутренних дел и на информационных сайтах соответствующих государственных органов следующей информации.
Так, в соответствии с п.7 Инструкции о порядке приема, регистрации
и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях,
об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 № 736, на стендах в общедоступных местах административных зданий территориальных органов МВД России, а также на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещаются:
- выписки из положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации
и настоящей Инструкции, регламентирующих порядок приема, регистрации
и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
- сведения о должностных лицах территориального органа МВД России (должность, фамилия, имя, отчество, почтовый адрес органа), наименования органов прокуратуры и суда, в которые могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме заявлений и сообщений
о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Необходимо учитывать, что п.16 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013
№ 707, также предусматривает размещение на информационных стендах
и официальном сайте соответствующего государственного органа системы МВД России следующих сведений:
- о порядке и сроках рассмотрения обращений и нормативных правовых актах, регулирующих вопросы их рассмотрения;
- график приема граждан;
- о присутствии на личном приеме членов общественных советов, образованных при МВД России и его территориальных органах;
- о порядке обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц органов внутренних дел, осуществляемых и принимаемых в ходе рассмотрения обращений.
При оценке проводимой работы по приему граждан следует обратить внимание на наличие специально выделенных помещений для проведения личного приема граждан, как этого требует п.169 Инструкции
об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России
от 12.09.2013 № 707. Учитывать, что тем же пунктом Инструкции установлен запрет на проведение приемов в рабочих кабинетах руководителя органа внутренних дел и самостоятельных подразделений.
В соответствии с нормативными требованиями (раздел XI Инструкции
об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России
от 12.09.2013 № 707), помещения для приема рекомендуется размещать
на нижних этажах зданий (строений). Вход в такие помещения оборудуется пандусами, расширенными проходами, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения. При этом
под маломобильными группами населения понимаются: инвалиды, граждане
с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками.
Место ожидания оборудуется системами кондиционирования (охлаждения и нагревания) воздуха, средствами пожаротушения и оповещения
о возникновении чрезвычайной ситуации, средствами оказания первой медицинской помощи, а также схемами размещения средств пожаротушения
и путей эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации. В месте ожидания предусматривается доступ к местам общественного пользования (туалетам).
При наличии технической возможности места ожидания оборудуются «электронной системой управления очередью».
Для оформления письменного обращения помещения для приема обеспечиваются стульями, столами, а также писчей бумагой, ручками.
Должностные лица, участвующие в приеме, обеспечиваются настольными или настенными табличками с указанием фамилии, имени, отчества
и должности.
Следует обратить внимание на то, предусмотрено ли в помещениях, предназначенных для личного приема граждан, использование технических средств аудио- и (или) видеофиксации. Так, в соответствии с п.12 Инструкции
об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России
от 12.09.2013 № 707, в интересах защиты прав гражданина и сотрудников
при личном приеме граждан используются технические средства аудио-
и (или) видеофиксации, о чем в обязательном порядке гражданин должен быть уведомлен.
Прием руководящим составом органа внутренних дел осуществляется
по графику, который ежемесячно утверждается начальником органа внутренних дел и предусматривает, в том числе, прием в течение трех часов один раз в месяц в субботний день, а также один раз в неделю в рабочий день с 17 до 20 часов.
Прием начальником территориального органа и его заместителями осуществляется не менее одного раза в месяц.
Допускается прием по предварительной записи. При этом отсутствие предварительной записи не является основанием для отказа в приеме.
В случае отсутствия должностных лиц, назначенных для приема, в связи
с обстоятельствами, имеющими исключительный характер, гражданину предлагается замена компетентным должностным лицом либо время приема переносится, но не более чем на три последующих рабочих дня без изменения графика приема (за исключением случаев командировки, болезни и отпуска должностных лиц, назначенных для приема).
По вопросам организации работы с гражданами и приема граждан
в УПП участковыми уполномоченными полиции следует учитывать,
что в соответствии с п.53, 55 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции – Приложения к приказу МВД России
от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» прием граждан производится участковым уполномоченным полиции в соответствии с графиком приема граждан
и осуществляется в УПП. Графиком должно предусматриваться обязательное осуществление приема граждан не реже трех раз в неделю, в том числе в один
из выходных дней, как в дневное, так и в вечернее время.
УПП должен быть оснащен мебелью, оргтехникой, информационными стендами, нормативными правовыми актами (пункт п.5.2 приказа МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»).
В соответствии с п.94.4.1 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции – Приложения к приказу МВД России
от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» книга отзывов и предложений граждан размещается на информационном стенде, расположенном в коридоре (холле) участкового пункта полиции.
При обследовании участкового пункта полиции необходимо учитывать, что участковый пункт полиции должен: находиться в отдельно стоящем здании,
а при размещении в одном здании с предприятиями, организациями или в жилых домах иметь, как правило, отдельный вход; иметь двери с надежными запорами (замками): наружную - дощатую, толщиной не менее 40 мм, обитую с наружной стороны листовым металлом, либо цельнометаллическую и внутреннюю - решетчатую металлическую; иметь на оконных проемах металлические решетки; иметь охранную сигнализацию, по возможности, с выводом на пульт централизованного наблюдения территориального органа МВД России
или автономную сигнализацию типа «сирена» на наружной стороне здания.
На видном и доступном для населения месте участкового пункта полиции должны располагаться светящаяся либо подсвечиваемая вывеска с надписью «Участковый пункт полиции», порядковым номером и контактными телефонами дежурной части территориального органа МВД России, а также информационное табло о днях и времени приема граждан, номерах телефонов участковых уполномоченных полиции.
В коридоре (холле) участкового пункта полиции оборудуются информационные стенды (витрины), на которых размещаются тексты:
Конституции Российской Федерации;
Федерального закона «О полиции»;
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
Уголовного кодекса Российской Федерации;
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
служебные номера телефонов и юридический (фактический) адрес места работы должностных лиц территориального органа МВД России, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме сообщений о происшествиях;
буклеты-памятки для населения на правовые темы;
другая необходимая информация.
Помещение участкового пункта полиции оснащается мебелью, инвентарем, настенным планом административного участка (картами-схемами административных участков, утвержденными начальником территориального органа внутренних дел, с обозначением границ, характеристикой территории (микрорайона), юридической и специальной литературой, методическими рекомендациями и другими необходимыми справочными материалами (приложение № 1 к Наставлению по организации деятельности участковых уполномоченных полиции – Приложению к приказу МВД России
от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»; здесь же приведены нормы примерной оснащенности участкового пункта полиции из расчета на одного участкового уполномоченного полиции).
В части, касающейся проведения представителями общественных организаций общественного мониторинга отделов полиции, УПП, следует учитывать, что полномочия указанных лиц по проведению мониторинга регламентированы ст.19 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ
«Об основах общественного контроля в Российской Федерации», определяющей общественный мониторинг как осуществляемое субъектом общественного контроля постоянное (систематическое) или временное наблюдение
за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
При проведении общественного мониторинга (наблюдения) отделов полиции, УПП, представители общественных организаций вправе беспрепятственно и без специальных условий посещать помещения органов внутренних дел, оборудованные в общедоступных целях, знакомиться
с содержащейся в указанных помещениях информацией, при этом
не обосновывать необходимость получения такой общедоступной информации (п.3 ст.8 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа
к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).
По вопросам посещения субъектами общественного мониторинга УПП для бесед с участковыми уполномоченными полиции в часы приема граждан следует отметить, что данная форма предоставления информации
не противоречит положениям ч.3 ст.7 Федерального закона от 09.02.2009
№ 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», согласно которым информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в устной форме предоставляется пользователям информации во время приема. Кроме того, она в полной мере согласуется
с требованиями ст.13 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
При проведении обследований необходимо также дать оценку наличию
на зданиях отделов полиции, УПП табличек с наименованием соответствующих отделов и УПП, оборудованности отделов полиции приспособлениями
для доступа лиц с ограниченными возможностями, дать оценку санитарному и противопожарному состоянию обследуемых объектов, в том числе наличию работоспособной охранно-пожарной сигнализации.
По итогам обследований необходимо задокументировать результаты путем составления справки о результатах обследований в целях последующей подготовки проекта рекомендаций.
|