Человек за рулем. Защита прав и интересов
Берегись в автомобиле... (вместо введения)
...(список разрешается заполнить от руки) сотрудника ГАИ, грабителя, барсеточника, пьяного пешехода, провокатора, другого водителя, подставы и т.д.
К сожалению, с появлением автомобиля у человечества порядком прибавилось проблем, и мы, конечно, готовы платить за свободу передвижения, но, пардон, не переплачивать.
Грамотное поведение автомобилиста в тревожной для здоровья и кармана ситуации, превентивный набор теорий и практик значительно сокращают эмоциональные и материальные потери на дорогах.
Данная книга - квинтэссенция опыта многих водителей со стажем - поможет вам в этом: готовым алгоритмом поведения в типичных проблемных ситуациях на дороге, практическими советами для начинающих автомобилистов и юридическими подсказками для бывалых "рулевых". А также моделированием развития событий в различных ДТП и "скорой теоретической помощью" в решении, казалось бы, самых тупиковых вопросов. На страницах этой книги вы встретитесь с нечестными и жадными сотрудниками ДПС, дорожными грабителями без погон, коллегами-провокаторами, необъективными милиционерами, горе-водителями, агрессивными представителями власти... И да помогут вам Уголовный кодекс и Кодекс РФ об административных правонарушениях, плюс наша книга в придачу.
Из пункта А в пункт В без проблем
Это, как вы, наверное, догадались, самый удачный вариант не только решения математической задачки, но и путешествия. В качестве неизвестных на дороге могут выступить:
а) поломка машины, например, спущенное колесо;
б) авария;
в) кража документов или ценных вещей;
г) кража самого автомобиля;
д) ложная авария (подстава);
е) откровенный разбой;
ж) барсеточник;
з) хамство и жадность административных лиц;
и) огорченный сотрудник ДПС или ГАИ;
к) дикий зверь;
л) нежелательное природное явление;
м) вселенская катастрофа.
Некоторые из пунктов сразу опускаем из-за бесполезности комментариев, другие могут выступить в комплексе, и тут придется уповать на теорию вероятности. Оставшиеся типичные "неизвестные" мы сейчас попробуем вместе разложить по полочкам, осмыслить, пережить, и выйти при этом с наименьшими потерями.
Поехали.
Разбойники с большой дороги
От просто краж этот вид посягательства на чужую собственность отличается особым цинизмом и наглостью нападающих. Как ни жаль в этом случае автомобиль, который и является, как правило, целью бандитов, главная "побочная" опасность - угроза для здоровья, а то и жизни водителя и пассажиров. Что касается грабительских предпочтений, то выбирают разбойники, в основном, популярные и престижные модели автомобилей. Например ауди, тойоты, ленд-круизеры, мерседесы, БМВ и т.д., потому что дальнейшая цель разбойников с большой дороги - продать автомобиль целиком или в виде запчастей. Не отказываются бандиты и от более прозаичных моделей.
Как правило, совершается разбой все же не спонтанно, а запланировано, после разработки и моделирования различных вариантов поведения хозяина машины и стечения обстоятельств.
Сначала разбойники вычисляют приглянувшееся авто, тщательно изучают излюбленные маршруты жертвы, места (желательно, не очень оживленные) его традиционных остановок (предпочтительно - длительных). С этих позиций в число тревожных мест можно включить стоянки возле домов, магазинов, офисов.
Типичная ситуация: человек выходит из дома (офиса, машины) и на автопилоте, не озираясь по сторонам, "подруливает" к своему автомобилю, автоматически доставая из "широких штанин" ключ от зажигания. Кто бы мог подумать, что на эти ключи есть еще претенденты. И вот бандит уже стоит за спиной и тычет подозрительно похожим на пистолет предметом в спину, утверждая, что ключи, в общем-то, теперь его.
К сожалению, он не далек от истины, ведь жизнь автолюбителю, как правило, дороже автомобиля.
Вариант может быть еще тривиальнее: хозяин или хозяйка приближается к своей машине, а к нему (или к ней) уверено подходит мужчина с просьбой подвезти. Водитель еще не успевает ответить, как проситель с группой поддержки уже оказывается внутри салона, причем явно на ведущих позициях.
Для бандитов предпочтительнее, когда двигатель машины заглушен, потому что большинство современных авто оснащены системой, блокирующей двери при работающем двигателе.
Причем события могут развиваться печально не только, когда заспанный хозяин семенит к автомобилю в надежде успеть на работу. Наглости бандитов сейчас хватает и на то, чтобы выкинуть водителя из-под тепленького руля, когда он, например, ожидает, что дочка вот-вот выйдет из школы, а теща из Сбербанка. Вместо хэппи-эндного возвращения домой на автомобиле, огорченный отец оказывается "без колес" рядом со школой или Сбербанком, ключи - в замке от зажигания, а бандиты - вскоре там, где будут продавать угнанную машину.
Причем уповать на то, что разбойников могут остановить многочисленные свидетели - неразумно. Сами-то вы часто видели доблестных незнакомых граждан, бросающихся, рискуя головой, помогать обиженным и угнетенным? В лучшем случае пара теток, испуганно ойкнув, зажмет собственный рот ладонью. Милиция? Милиция по законам всех падающих бутербродов окажется вне зоны действия.
Допустим, вы теперь решили минут двадцать изучать обстановку и подозрительно ходить кругами, прежде чем подойти к собственному автомобилю... Достойное решение, но не факт, что грабители не захотят познакомиться с вами поближе в момент движения. Разыгрывается эта сценка "на раз", как в лучших театрах Лохобобруйска: ваш драгоценный автомобиль пара машин с грабителями берет в так называемую "коробочку", настоятельно требуя остановиться. Немудрено и растеряться. А если водителю намекнут и на бренность бытия, вопрос в 98% случаях будет исчерпан. При лучшем исходе событий пойдете пешком. При худшем - поедете на чужой машине с красным крестом.
Самое обидное, что в настоящее время грабители не спешат расставаться с горюющими водителями. Их держат на случай обнаружения, вернее, необнаружения поисковых систем и всевозможных "секреток". Наука и техника "в носу не ковыряет", и сигнальные системы со всевозможными секретными "красными кнопками", двойными брелоками, автоматическим радио-мостом с милицейским офисом на предмет "крика о помощи" встречаются чуть ли не в каждой "навороченной" иномарке.
Поэтому бандитам только и остается, что тыкать локтем в бок хитрого и прозорливого водителя, уговаривая его показать "красную кнопку". А что делать?
Если честно, то раз уж ситуация доведена до такого "паскудства", то лучше показать. Как правило, поисковая система охватывает радиус всего в пару-тройку десятков километров от наших мегаполисов, поэтому грабители сразу стремятся уехать от греха подальше, куда Макар телят не гонял. И там, где "он не гонял", выбрасывают горемыку прямо на пыльную обочину.
Кстати, чтобы тормознуть ваш автомобиль, бандитам не надо даже изобретать велосипед. Достаточно поставить его фронтальной поверхностью поперек проезжей части. Вы же не Арнольд Шварценнегер, чтобы ехать по велосипедам (а также мотоциклам, хаммерам, танкам и самолетам)?
Что делать?
Этот вопрос, эмоционально подогретый еще Чернышевским (был ли он автолюбителем, автору доподлинно не известно), можно решить двояко: тактически или технически. А лучше эти варианты совместить.
Если уж вы разорились на престижную машину, доразоритесь, пожалуйста, на поисковую систему.
Да, бандиты ее ищут, но шансы на то, что она сработает первой, или то, что про нее не вспомнят "обколотые придурки", все-таки есть. Ведь не всегда на дорогах бесчинствуют профессионалы.
Очень пригодится автономный SOS-сигнал, которым можно воспользоваться вне автомобиля. Такие технические новинки есть и в России.
В качестве тактической предосторожности запрограммируйте себя на то, что вы вовсе не Иван Петрович, а, по крайней мере, агент 006, которому не пристало держать нараспашку двери своего авто с включенным двигателем. Вглядитесь в эти лица, подозрительно стоящие возле мусорных баков. Лучше перепутать бабу Шуру с грабителем, а не наоборот. Волком в овечьей шкуре может оказаться дворник, шофер мусоропровода, "мышкующий" бомж и даже вон тот солидный господин с ноутбуком под мышкой. А в ноутбуке у него спрятан автомат Калашникова. Ну, в общем, вы поняли намек. Главное, чтобы эта боязнь не переросла в фобию, поскольку эту напасть придется лечить у психоаналитика, что может оказаться дороже даже очень дорогого автомобиля.
Если позволяют средства, лучше нанять охрану. Она, по крайней мере, обучена оказывать физическое сопротивление. У вас это в большинстве случаев может получиться намного хуже. Так уж лучше и не пытаться. Если вы поняли, что бандиты вас выбрали не спонтанно, звать на помощь практически бесполезно. Как и надеяться найти консенсус с матерыми "бандюками". В отличие от неуравновешенных маньяков, вид согласной на все жертвы их не возбудит, поскольку нужны им не вы, а ваша машина. И если уж так все вышло, то придется расстаться с миром. Особенно, если численный перевес на стороне бандитов, а у вас нет черного пояса по каратэ.
Другое дело, если у вас есть пистолет, и вы умеете им пользоваться. Заранее оцените свою моральную и физическую готовность, чтобы в экстремальном случае не опозорить дедушку - Ворошиловского стрелка.
Последнее слово за профессионалами: они утверждают, что нервы даже закоренелых бандитов в стрессовой ситуации накалены до предела (особенно, если они накануне перебрали спиртного, поссорились с женой, не сделали зарядку и т.д.), и кто знает, какую реакцию спровоцирует у них ваш ни к чему не обязывающий "хук справа". Поэтому будьте внимательны и осторожны - двери закрываются...
И как только они закрылись, и пыльный след вашей железной "симпатяжки" растаял вдали, дуйте в милицию. Немного, но радует хороший процент раскрываемости подобных преступлений по горячим следам. Даже если машину не найдут, хотя бы вернете "страховые" деньги.
После оперативного написания заявления в милицию можно просчитать остальные варианты возвращения "кормилицы". Если у вас есть знакомые в силовых структурах, администрациях, или вы знакомы с альтернативными "законниками", путь возвращения авто может быть значительно короче. Только сначала прикиньте, сможете ли вы потом за это достойно расплатиться.
Время угона
Больше 10-15 минут угонщики на один автомобиль, как правило, не тратят, поскольку дел у них, сами понимаете, невпроворот. Поэтому задачей грамотного водителя является максимально затруднить им жизнь, поставив на "кормилицу" противоугонное средство.
От 3 до 15 минут
За это время грабитель сможет вскрыть замок капота. Механический замок можно, допустим, перепилить, получив к нему доступ через радиаторную решетку.
Что это даст грабителю? Таким образом он подберется ко всем узловым агрегатам машины. В этом случае можно, минуя замок зажигания, завести автомобиль - попросту надев на них питание напрямую.
Если автомобиль не защищен как-нибудь иначе, он заведется. Можно попытаться спрятать резервный трос на случай разрядки аккумулятора, который имеется у электромеханического устройства, а подкапотное пространство желательно обезопасить с помощью специальных замков.
От 1,5 минут до 1,5 часов...
...потратит грабитель, чтобы разобраться с вашим иммобилайзером. По-хорошему, это устройство блокирует силовые цепи, обесточивая самые важные узлы автомобиля. Более умные иммобилайзеры парализуют еще и сигналы, поступающие от блока управления автомобиля.
Что в этом случае будет делать угонщик? Попытается открыть капот и реанимировать авто, восстановив питание. Причем, если ваш иммобилайзер простой, восстановить цепи угонщику будет нетрудно. Если же заблокированы импульсы, идущие от самого мозга машины, то, возможно, придется заменить блок управления двигателя, ради экономии времени и сил.
Если же вы прирожденный Кулибин, то сможете запросто утереть нос механику-угонщику, придумав какой-нибудь экзотический вид блокировки. Шансы на то, что от вашей машины отстанут, очень реальны, если, конечно, сам угонщик не Эйнштейн.
От 5 до 10 минут...
...может пройти с того момента, как угонщик приступил к перепиливанию или высверливанию защитного замка на коробке передач. Существуют разные варианты таких приспособлений, но принцип - держать рычаг штырем из прочной закаленной стали - один. Замок фиксирует механическую КПП на задней скорости, автомат - положение parking. При должных навыках и определенной доли настойчивости угонщик таки избавится от штырька не лобзиком, так дрелью.
От 2 до 8 минут...
...будет биться угонщик, вырубая вашу сигнализацию с применением грубой физической силы и некоторых законов популярной механики. Если у него есть настроение, то вполне может попробовать подобрать код сигнала и снять вашу оруще-визжаще-плачущую машину с охраны. Конечно же, оглушительная противная сирена мешает не только сосредоточиться угонщику, но и спать бедным соседям. Те, чьи окна выходят на автостоянку меня поймут. Иногда хочется лично помочь угонщику поскорей увезти от ушей подальше разоравшееся средство передвижения. Сигнализация призвана не только оповещать владельца и окружающих о том, что машина в опасности, но и на расстоянии поднять стекла, открыть двери и даже запустить двигатель. Именно от последней функции специалисты советуют вам избавиться, дабы не облегчать угонщику задачу.
Несколько минут...
...потратит грабитель, чтобы разобраться с устройством под названием спутниковая или радиопоисковая система. Парализовать его можно с помощью шумогенератора, который призван заглушить сигнал SOS, чтобы угонщик мог спокойно, не нервничая, нейтрализовать систему.
Причем действие радиопоисковых систем возможно только при наличии ретрансляционных вышек. Поэтому если, например, вы отъехали за 20 километров от МКАД, они работать не будут.
И штука эта, в общем-то, нужная, поскольку может выручить не только ваш автомобиль, но и вас лично.
Сигнал вызова подмоги срабатывает, не только когда кто-то без вашего ведома пытается вскрыть автомобиль, но и при легком нажатии засекреченной кнопки в случае любой опасности. К вам на помощь тотчас прибудут вооруженные люди в камуфляже. Возможна поддержка с воздуха.
Автор честно попытался поделиться мыслью о том, что 100-процентную гарантию безопасности вашего автомобиля, пожалуй, ни одно противоугонное устройство не обеспечит. Но, возможно, оно отпугнет автомобильных воров или подаст им идею заняться более легкой добычей. А это значительно повышает шансы обнаружить утром родную машину там, где вы ее оставили накануне вечером.
Вой в ночи
Безопасность вашего автомобиля может оказаться под сомнением, если охранная система будет всю ночь голосить у мирных граждан под окнами. Так отчего же она воет? Чаще всего не из-за грабителей, а из-за ложного срабатывания ударных датчиков. Дадим слово экспертам.
Они нас уверяют, что в таких противоугонных системах при разработке не были продуманы все детали, которые могли бы защитить от ложных срабатываний.
Между прочим, общее время звучания сирен должно быть ограничено. Помните об этом, покупая сигнализацию.
Убедиться в должной работоспособности устройства можно хотя бы по списку функций, указанных на коробке, поскольку у большинства современных "сторожей" их характеристики приведены на упаковке. Кстати, ограничения по времени звучания распространяются даже на конкретные "угонные" ситуации.
Не шумите!
Суть в том, что, даже если после попытки угона в машине осталась открытой дверь, сирена не должна работать до полного разряда аккумулятора.
Такое требование имеет под собой и другое практическое обоснование: очень часто бывает, что из-за влаги в системах начинает барахлить дверной "концевик", вызывающий ложное срабатывание. Так что до последнего времени разработчики следовали правилу: общее время звучания сирены (с учетом кратких "передышек") не должно превышать, скажем, пяти минут.
А разве мы шумели?
Сигнализаций, имеющих подобное временное ограничение, еще много и в эксплуатации, и в продаже. Однако согласно вступившему в силу ГОСТу Р 41.97-99 сирена должна срабатывать на более 10 раз от одного "источника" тревоги (концевика, датчика) за один период включения охраны. В некоторых современных системах данное требование соблюдено, и общее звучание сирены не превышает шести циклов, а интервал тревоги - 30 с. Однако на российском потребительском рынке встречаются противоугонки некоторых фирм, у которых данный параметр программируется на 30 или 60 с. Кроме того, в продаже есть системы с неограниченным временем звучания сирены. Как они попадают на наш рынок - "секрет" поставщика...
Поэтому автомобилистам надо четко уяснить: если длительность звучания ревуна сигнализации превышает 30 с, она не соответствует ГОСТу, причем не только по указанному показателю.
О чем молчал датчик
Поговорим немного о некоторых "внутренних" особенностях противоугонных систем. Между прочим, новейшие охранные автомобильные комплексы в наши дни уже на поточной линии наделяются так называемыми интеллектуальными функциями. Плюс сенсорами, способными "фильтровать" ложные сигналы тревоги, не снижая при этом уровня защиты машины.
Чтобы избежать несанкционированного воя в ночи, задействованные в охране датчики, срабатывающие от внешних воздействий, могут быть отключены дистанционно. Здесь производитель имел в виду не концевые выключатели, а шок-сенсоры, которыми оснащено подавляющее большинство охранных систем. А также датчики объема, приближения, разбивания стекла и т.п., устанавливаемые обычно в качестве опций.
Стандартом предусмотрено, чтобы операция выключения выполнялась с брелока одновременно с включением режима охраны. В некоторых системах дополнительно предусмотрена возможность отключения сигнализаторов в любой момент охраны.
Скажи-ка, датчик, ведь недаром
По мнению экспертов намного практичнее датчики, имеющие, помимо основной, еще и "зону предупреждения".
На нежное поглаживание "кормилицы" они реагируют лишь кратким "чирик-чирик", но зато в ответ на дружеское похлопывание, пинок или несанкционированное вторжение сирена ответит истошным криком.
Такие сенсоры обладают идеальной реакцией на непогоду: при порыве ветра, ударе грома или сильном дожде они срабатывают, но лишь в "предупредительном" режиме.
Двухзонными датчиками удара комплектуются все сигнализации солидных брэндов.
Но зато далеко не во всех сигнализациях можно прямо с брелока отключать предупредительную зону.
Это возможно пока только в элитных системах, например таких, как Clifford, Pantera (серии SLK 75, 85. Absolute), Alligator, Excalibur, Scher-Khan Magicar, MS.
Что же касается интеллектуальных систем защиты от ложных срабатываний, то ими в основном также оснащены системы элитного и "высокого среднего" классов.
Интеллект за деньги
Интеллектуальный режим данных противоугонок предусматривает автоматическое отключение отдельных зон датчиков на некоторое время или до наступления определенного события, если оно произойдет раньше. В некоторых моделях применяется фирменный алгоритм, согласно которому предупредительная зона шок-сенсора, а также зоны охраны дверей и зажигания всегда не дремлют, тогда как основная зона датчика удара отключается на час после нескольких срабатываний подряд. Но, если в течение этого часа сработает другая зона охраны (дверь, зажигание, и др.), отключенный датчик тут же опять "просыпается".
Есть еще вариант, когда производители действительно позаботились о комфорте хозяев машин и милиции.
Например, если более чувствительная зона предупреждения сработала десять раз подряд в течение 30 минут, при том что основная зона датчика - пять раз подряд в течение часа, она будет на такое же время вынуждена потерять бдительность.
Другой вариант
Свой вариант интеллектуального режима охраны предлагают специалисты еще одной солидной фирмы, у которой сигнализации автоматически понижают чувствительность шок-сенсора примерно в 3 раза. От этого он перестает реагировать на шум припарковывающихся рядом автомобилей, шаги прохожих, летний дождик и трепет крыла ночной птицы... При этом берется под контроль внешняя зона предупредительного датчика. По сути это полуметровое пространство порядка вокруг машины.
Для чего это нужно? А вдруг к машине подкрадется вор или в припарковывающейся машине приехал наряд барсеточников? Одним словом, если в этой привилегированной зоне будет замечено какое-то подозрительное на "взгляд" датчика движение, то чувствительность ударного датчика сразу же будет повышена до уровня, установленного владельцем, и будет сохраняться такой в течение последующих 2 мин. Так что умная сигнализация всегда начеку. И редко когда подводит своего, даже менее интеллектуального хозяина.
И сколько же бдения будут продолжаться? Если за пару минут не произойдет ни одного срабатывания шок-сенсора, и пространство вокруг автомобиля станет свободным, то сигнализация вновь снизит чувствительность датчика удара.
Впрочем, она и тогда продолжит контролировать ситуацию вокруг машины, но только при помощи микроволнового датчика.
Против лома нет приема
В целом, эффективность противоугонного комплекса определяется именно временем, которое потратит среднестатистический угонщик на взлом и угон вашего автомобильного средства. Если временные затраты на преодоление всевозможных защитных барьеров зашкаливает за "разумные" пределы, КПД средства значительно приближается к заветным 99,9%.
Но не менее важно этот замочек грамотно установить, а то несмотря на прекрасное качество автомобильной сигнализации оно окажется бесполезным.
Противоугонная эффективность в немалой степени зависит от доступности подкапотного пространства, поскольку там до времени "дремлет" система автосигнализации.
И если вор ее обезвредит, то дальше он свое черное дело будет продолжать в тишине и уюте. Под капотом также частенько размещаются блоки управления двигателем со всей проводкой и блоки равновесия.
К сожалению, если машина отечественного производства с карбюраторным двигателем, то угонщик, взломавший капот, скорее всего через пару минут уедет на этом транспортном средстве, заменив штатную систему зажигания банальным релейным вибратором. Потому что, как справедливо подметили не только авторы с приличным трудовым стажем, больше в наших машинах блокировать практически нечего.
Однако не будем клеймить позором машины, не оборудованные механическими блокираторами руля, педалей и КПП.
Это мы все к тому, что оставлять подкапотное пространство без присмотра очень неразумно. Несанкционированный доступ к подкапотной "вотчине" можно перекрыть с помощью блокираторов капота, оценив их по типу блокировки.
1. Блокировка, использующая стандартный замковый механизм, отличается максимальной простотой установки и минимальной угоностойкостью.
2. Блокировки, использующие независимый замковый механизм, идущий в комплекте с блокиратором. Такое устройство несколько сложнее в установке, а угоностойкость всецело зависит от конструкции конкретного замкового механизма.
Противоугонные средства различаются и по типу привода.
1. Блокираторы механические достаточно просты в конструкции, и это обнадеживает. В минусы этих блокираторов стоит записать относительные неудобства пользования.
2. Блокираторы электромеханические максимально удобны для пользования, но придется потратиться дополнительно на установку. Причем если сядет аккумулятор, то "молиться" придется на аварийный трос.
Блокираторы отличаются и по функциональным возможностям.
1. Они бывают с возможностями дополнительной электрической блокировки двигателя, что несколько повышает безопасность вашего автомобиля. В минусы этого устройства стоит занести лишние усложнения конструкции, что по теории вероятности влияет на ее долговечность.
2. Блокираторы без дополнительных возможностей положительно нравятся покупателю из-за относительной дешевизны. Однако об отсутствии этих самых "прибамбасов" можно пожалеть, когда ваша машина махнет вам приветливо крылом и....
Не будем о грустном. Остальные параметры, такие как секретность, прочность, долговечность, защита от силового воздействия на рабочий трос можно проверить, лишь купив блокиратор и установив его на капот.
Конечно, если у вас нет специальной лаборатории, и вы не эксперт бюро технической экспертизы.
Некоторые производители предлагают дополнительные рубежи защиты, например, встроенную блокировку зажигания, предотвращающую включение двигателя при закрытом авто. В комплекте с электронной сигнализацией это устройство сможет повысить уровень защиты от автоворов.
Двусторонняя связь
Пользуется потребительским спросом сигнализация с брелоком, который мало того что передает команды, так еще и выполняет функцию пейджера.
Дальность передачи "брелока-пейджера", как правило, больше чем у обычного - может доходить до нескольких сотен метров, что позволяет "глушить сирену" вашего автомобиля, даже если он довольно далеко. А также поддерживать обратную связь - получить информацию о срабатывании системы.
С помощью такого брелка можно оперативно реагировать на происходящее. Например, отключить датчик удара при постоянном срабатывании.
Специалисты предупреждают, что дальность приема радиосигналов на брелок с пейджинговой связью от модуля приемопередатчика сигнализации, который устанавливается обычно на лобовом стекле автомобиля и некоторых моделей может быть значительно больше, чем дальность передачи команд с брелока-пейджера.
Однако устойчивость радиосвязи зависит от некоторых факторов. Например, скопления каких-то бетонных конструкций или линий электропоезда.
Связь может заметно ухудшиться вблизи телерадиоцентра или аэропорта. Поэтому в плотно застроенной высотками местности дальность передачи и приема может упасть в несколько раз.
Как долго сможет работать брелок-пейджер без смены батарейки?
Как правило, до нескольких месяцев, хотя зависит это в общем-то от его использования.
Двойная связь
Сигнализация с брелоком-пейджером в комплекте поставки называется сигнализацией с двусторонней связью. Стоимость установки во многом зависит от марки автомобиля.
Система позволяет не только "подсвечивать" салон при снятии охраны, при выходе в тревогу, но и программируется на подсветку дороги указателями поворотов после снятия системы охраны.
Кроме этого, возможно использование штатной системы авто "комфорт". Иногда система оснащена дополнительными каналами, которые могут быть применены для открывания замка багажника, дистанционного включения фар автомобиля, дистанционного закрытия окон и люка автомобиля, управления дополнительным модулем дистанционного запуска, управления дополнительным интерфейсом открытия гаражных ворот.
Причем каналы могут быть запрограммированы как таймеры с длительностью импульса от 1 до 30 секунд. Или как фиксированные с длительностью не более 25 секунд. Или как защелкиваемые. Брелок-пейджер позволяет использовать звуковой и виброрежим оповещения. В любой момент с брелока-пейджера можно послать запрос подтверждения наличия двусторонней связи. А для информирования своего хозяина брелок-пейджер использует определенные иконки, показывая: осуществилась ли передача команды; сработал ли датчик двери или отключилось питание; сработал ли датчик капота; сработал ли датчик удара....
В комплект поставки системы, как правило, входит один обычный трехканальный брелок и четырехканальный брелок-пейджер со светодиодной индикацией.
Некоторые системы позволяют запрограммировать функцию защиты от ложных срабатываний. Так что приобретение такого "маленького друга" в основном себя оправдывает.
|