-
ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРАМ О ЗОЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Права потребителя как объекта судебной защиты
Потребительские отношения получают всё большое распространение, однако наблюдается и увеличение нарушений прав и законных интересов потребителей, следствием чего являются многочисленные обращения потребителей за судебной защитой.
Статья 17 закрепляет важные демократические начала, гарантирующие гражданам судебную защиту их прав и свобод. В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ч.1 ст.11 Гражданского кодекса РФ защита прав потребителей осуществляется судом.1
Дела по защите прав потребителей относятся к категории гражданских дел, и порядок их производства во всех судах РФ определяется Гражданским процессуальным кодексом РФ и Законом «О защите прав потребителей», а также другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
При рассмотрении дел, возникших в связи с осуществлением и защитой прав потребителей, необходимо иметь в виду, что законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по
1 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей»// СПС КонсультантПлюс. (дата обращения 16.02.2018)
возмездному договору, с другой стороны.
Анализируя судебную практику, Верховный Суд РФ отмечает, что
споры между гражданами и организациями, привлекающими денежные средства граждан, нередко ошибочно квалифицируются судами. Несмотря на многообразие форм договоров (подряда, купли-продажи, договор простого товарищества, инвестиционный договор и др.), суды должны исходить из того, что реальной целью граждан, вступающих в договорные отношения такого рода, является улучшение жилищных условий для себя лично либо для членов своей семьи, что не связано с предпринимательской деятельностью. Верховный Суд РФ указывает, что следует признать правильной практику судов, которые применяют к указанным правоотношениям Закон РФ «О защите прав потребителей».
Условием признания гражданина «потребителем» является приобретение им товаров исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. К последней приравниваются и те случаи, когда гражданин, не зарегистрированный в качестве предпринимателя, осуществляет на профессиональной основе какую-либо деятельность, приносящую доходы: занимается профессиональной фотосъемкой (например, церемоний бракосочетания и т. п.), оказанием платной юридической помощи, репетиторством по иностранному языку и пр.1
Если гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя и приобретает товары (работы, услуги), которые могут быть использованы как для предпринимательской или иной профессиональной деятельности, так и для удовлетворения личных (бытовых) нужд гражданина (например, автомобиль, оргтехника, солярий, кредитные услуги), имеет значение то обстоятельство, какова преимущественная цель использования указанных товаров (услуг).
1 Агафонова, Н.Н. Всё о защите прав потребителей / Н.Н. Агафонова. - Москва : Проспект, 2016. - 96 с.
Н. обратилась в суд с иском к 000 «Д.» о снижении стоимости солярия,
взыскании неустойки, убытков и компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что заключила с ответчиком договор на поставку, сборку и установку солярия, оплатила по договору 250 000 руб. Ответчик нарушил срок поставки, доставил солярий другого цвета и некомплектный, инструкция по технической эксплуатации составлена на немецком языке.
Отказывая в принятии искового заявления, районный суд указал, что заявленные требования не связаны с удовлетворением личных, бытовых нужд истицы, поскольку солярий приобретен истицей в целях осуществления предпринимательской деятельности по оказанию косметологических услуг. Истица зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, потому спорные отношения между сторонами, как вытекающие из экономической деятельности, подведомственны арбитражному суду. Определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10.12.2007 г. определение районного суда оставлено без изменения.
Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.1
Судебная защита также закреплена ст. 11 ГК РФ. Судебной защите подлежат права, определенные в ГК РФ, а также в любом ином правовом акте, содержащем нормы гражданского права. Объектом защиты является нарушенное или оспоренное право. Нарушение права связано с лишением его обладателя возможности осуществить, реализовать свое право полностью или частично. Такое состояние может быть вызвано неисполнением контрагентом своей обязанности, причинением управомоченному лицу материального или морального ущерба, лишением его возможности владеть, пользоваться или распоряжаться вещью и иными подобными действиями. Оспоренное право
1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// СПС КонсультантПлюс. (дата обращения 16.02.2018).
еще не нарушено, но возникла неопределенность в праве, вызванная поведением другого лица по отношению к управомоченному.1
Государственные органы и общественные объединения потребителей вправе обращаться в суд по вопросам защиты не только конкретного потребителя, но и в интересах неопределенного круга потребителей.
Суд возбуждает гражданское дело по вашему исковому заявлению либо по заявлению той организации, куда вы обратились за защитой своих прав. Любой гражданин вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве (ч.1ст.3 ГПК РФ).2
Суд независим и подчиняется только закону. Он не связан никакими узковедомственными интересами. Судьи профессионально сведущи в вопросах законодательства. Кроме того, порядок проведения судебного заседания точно регламентирован законом. Он обеспечивает гласность, публичность разбирательства, личное участие заинтересованных лиц. Демократические принципы судопроизводства создают наиболее благоприятные условия для выяснения действительных обстоятельств дела и вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.
Весьма важное значение в сфере усиления защиты прав и свобод личности имеет положение Конституции о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46).
Требования потребителя носят гражданско-правовой, в основе материальный характер, выражают личный интерес, основанный на
1 Гражданский кодекс. Часть 2: Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017)// СПС КонсультантПлюс. (дата обращения 16.02.2018)
2 Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. 138-ФЗ (ГПК РФ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. Ст. 4532.
невыполнении своих обязательств другой стороной гражданско-правового договора. Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного Законом, если такое нарушение подлежит судебному рассмотрению. Исковое заявление потребителя может содержать требование о взыскании определенных денежных сумм (неустойки, убытков, вреда, в том числе морального, понесенных расходов, уплаченных сумм и т.п.), а также о возложении на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав потребителя, выполнить его определенные требования,
не препятствовать осуществлению конкретных прав, прекратить противоправные действия и т.п. Конкретные требования должны формулироваться исходя из тех прав, которые предоставлены потребителю Законом и нарушены ответчиком.1
Статьи 3 и 4 ГПК РФ определяют, что всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или охраняемых законом интересов, а суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, заинтересованного в защите своих прав, свобод и интересов, а в случае, предусмотренном законом, - по заявлению лица в защиту прав, свобод и интересов других лиц.
Формой обращения в суд по делам искового производства является исковое заявление.
Соответствие искового заявления по форме и содержанию требованиям, предусмотренным соответствующими статьями ГПК РФ, относится к необходимым условиям реализации права на обращение за судебной защитой. Несоблюдение этих требований сделало бы невозможным или существенно
1 Баранов С.Ю. Особенности исков о защите прав потребителей //
Правореализация в условиях сближения международного и внутригосударственного права: компаративистский анализ: Материалы V Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Казань, 26 - 28 ноября . - Казань., 2010.- 391 – 392с.
затруднило бы выполнение задач, стоящих перед судом и другими субъектами процесса на последующих этапах судопроизводства.
Деятельность судов при разрешении споров данной категории регламентируется, помимо вышеназванных правовых документов, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы о применении законодательства о компенсации морального вреда», документом Верховного Суда РФ от 19 сентября 2002 г. «Обобщение практики рассмотрения судами Российской Федерации дел по спорам между гражданами и организациями, привлекающими денежные средства граждан для строительства многоквартирных жилых домов».1
В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» разъясняется, что законодательство о защите прав потребителей регулирует взаимоотношения между гражданином, приобретающим товар либо услугу для личных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, с одной стороны, и организацией или индивидуальным предпринимателем, выполняющим работы или услуги по возмездному договору, - с другой. Суды не вправе руководствоваться законодательством о защите прав потребителей при разрешении споров между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой, либо в случае приобретения гражданином товара или услуг для предпринимательской деятельности.2
Отношения, регулируемые законодательством о защите прав
1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 (ред. от 06.02.2007) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»// СПС КонсультантПлюс. (дата обращения 02.03.2018)
2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»// СПС КонсультантПлюс. (дата обращения 27.02.2018)
потребителей, могут возникать из договоров розничной купли-продажи, аренды, найма жилого помещения, по предоставлению коммунальных услуг, строительного подряда, перевозки граждан, их багажа и грузов, из договоров оказания финансовых услуг, направленных на удовлетворение нужд потребителей, не связанных с предпринимательской деятельностью, из договоров банковских вкладов и некоторых иных.
Независимо от конкретной формы договора потребитель имеет право:
- на надлежащую информацию об исполнителе услуг, изготовителе, продавце;
- надлежащее качество услуг, работы, товара;
- восстановление нарушенных прав;
- безопасность услуг, работы, товара;
- компенсацию вреда, причиненного вследствие недостатков товара;
- компенсацию морального вреда;
- судебную защиту (ст. 4, 7-10, 14, 15 Закона).
Это базовые направления, которые обязан обеспечить Закон «О защите прав потребителей». При этом вышеуказанные права закреплены императивными нормами, то есть изменение этих прав договором или иным соглашением сторон, является по сути ущемлением прав потребителей и в силу ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» признается недействительным.
Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) говорит о том, что товар (работы, услуги) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не должен причинять вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги), устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Качество товара (работ, услуг) является обязательной составляющей в правоотношениях, складывающихся в области защиты прав потребителя.
Согласно ст. 4 вышеуказанного закона: «Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору».
При этом закон в этой же статье выделяет четыре обстоятельства, как должно определятся качество:
Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями;
При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию;
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям;
При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.1
Право потребителя на возмещение ущерба является логическим следствием нарушения первых двух групп прав (право на качество и безопасность). Согласно ст. 13 Закона «О защите прав потребителей»: «За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную
1 Борисов, А. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» (постатейный); Книжный мир - Москва, 2014. – 272 c.
законом или договором».
Законом установлено, что за нарушение прав потребителя предусмотрена как имущественная ответственность так и компенсация морального вреда. Имущественная ответственность выражается в возмещении потребителю за причиненный вред убытков. При этом согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ: «Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)».
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. По сути моральный вред это физические и нравственные страдания, которые понес потребитель при нарушении его прав (причинении вреда принадлежащих ему нематериальным благам), а компенсация морального вреда это денежная компенсация морального урона потребителю за нанесенный ему вред, со стороны лица, нанесшего его.
Право потребителя на информацию об изготовителе, исполнителе, продавце и товаре является одним из первостепенных прав потребителя, вместе с тем именно это право чаще всего и нарушается. Обратите внимание, на основании ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).1
При этом если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре
1 Гуляева И. Н. Защита прав потребителей в вопросах и ответах. Типовые
ситуации и примеры; Омега-Л - Москва, 2013. – 224 c.
(работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Право потребителя на предоставление информации подразумевает следующие обязанности продавца (изготовителя, исполнителя):
Информация должна доводиться до сведения потребителей в наглядной и доступной форме при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке;
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске;
Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа;
Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.1
Кроме того, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном
Закона «О защите прав потребителей». Данное право также представляет
Ильичева М. Ю. Защита прав потребителей; Феникс - Москва, 2014. –160 c.
порядке должна содержать все необходимые и достоверные сведения, перечисленные в ст. 10 Закона «О защите прав потребителей».
И наконец, право потребителя на судебную защиту в случае нарушения
собой одно из фундаментальных прав потребителя и закреплено в ст. 17 вышеуказанного закона. Необходимо отметить, для потребителя в этом вопросе сделано два послабления:
- освобождение потребителя от уплаты госпошлины;
- выбор потребителем места судебного разбирательства.
1.2 Понятие и виды споров о защите прав потребителей
Под защиту Закона о защите прав потребителей подпадают далеко не все отношения по приобретению товаров и получению услуг. Этот нормативный правовой акт регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Отношения по имущественному страхованию не подпадают под предмет регулирования данного документа, и его положения к отношениям имущественного страхования не применяются.1
В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 7 разъясняется, что законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо
1 Нецветаев А.Е. Правовое регулирование защиты прав потребителей. М.: Юридический мир, 2003. – 97с.
заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, – с другой стороны.
Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров:
– розничной купли-продажи;
К примеру, К. обратился в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ИП. В обоснование иска указал, что 10 июня 2009 г. между сторонами был заключен договор купли-продажи мебели. Товар был доставлен истцу и установлен 17 июня 2009 г., однако в результате проверки работы кухонной мебели истцом были выявлены множественные дефекты, некачественное производство работ. К. в адрес ответчика неоднократно направлялись претензии с требованием о расторжении договора, возврате денежных средств, тем не менее требования истца в добровольном порядке ИП исполнены не были, в связи с чем К. после уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просил суд расторгнуть договор купли-продажи мебели от 10 июня 2009 г., заключенный между ним и ИП; взыскать с ответчика стоимость комплекта мебели с доставкой и установкой по договору от 10 июня 2009 г.; стоимость услуг замерщика; стоимость услуг по подъему мебели на лифте; доплату за вытяжку; по оплате гасителей удара дверей шкафов; стоимость экспертизы; стоимость проезда на общественном транспорте (автобусе) для передачи претензии ИП и ведения переговоров с последним; услуги почты по отправке претензий ИП; стоимость справки о процентной ставке рефинансирования ЦБ РФ; неустойку в размере 1% цены товара за каждый день просрочки с 19 июля 2009 г. по 11 февраля 2011 г.; проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате; компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб. Суд постановил взыскать из средств ИП стоимость комплекта мебели с доставкой и установкой; стоимость услуг замерщика; расходы по составлению заключения специалиста, почтовые расходы; неустойку, денежную компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб., обязать К. возвратить комплект мебели, полученной им по договору купли-продажи от 10 июня 2009 г., вытяжку и гасители удара дверей шкафов, взыскать из средств ИП штраф в доход государства и госпошлину.1
– аренды, включая прокат;
– найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ(4) (в ред. от 30.11.2011, далее – ГК РФ));2
– подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан);
К примеру, Истица обратилась в суд к ответчику – индивидуальному предпринимателю с иском об устранении недостатков работы, взыскании неустойки и компенсации морального вреда. В обоснование заявленных
1 Определение Санкт-Петербургского городского суда от 27 апреля 2011 г. № 33-6178/2011.
2 Гражданский кодекс. Часть 2: Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017)// СПС КонсультантПлюс. (дата обращения 16.02.2018)
требований указала, что 2 августа 2010 г. она заключила с ответчиком («Окна Эврика») договор на поставку пластиковых оконных блоков с проведением строительно-монтажных работ. Свои обязательства по оплате пластиковых окон и их установки она выполнила в полном объеме, оплатив указанную сумму. Работы со стороны ответчика были выполнены со значительными отступлениями от условий договора и требований к качеству работ такого вида. Так, ею были обнаружены существенные недостатки строительно-монтажных работ: наличие сквозного отверстия между установленным пластиковым оконным блоком и откосом оконного проема, через которое видно, что оконные блоки фактически не закреплены к кирпичной кладке оконных проемов.
15 сентября, 10 и 12 октября 2010 г. она предъявляла ответчику письменные претензии об устранении в течение предусмотренных договором тридцати дней недостатков выполненных работ по монтажу пластиковых оконных блоков, компенсации морального вреда и понесенных убытков, а также требовала проведения экспертизы. Однако претензии до настоящего времени ответчиком не исполнены. Бездействиями ответчика ей причинены нравственные и физические страдания. Просила суд обязать ответчика безвозмездно устранить недостатки выполненной работы по изготовлению и монтажу пластиковых оконных блоков в ее квартире путем замены всех оконных блоков на новые, соответствующие размерам оконных проемов, взыскать с ответчика в ее пользу неустойку за нарушение срока устранения недостатков выполненной работы, компенсацию морального вреда, судебные расходы за юридические услуги, оплату экспертизы, оплату услуг представителя за оформление доверенности представителя, оплату работ по уборке мусора. Суд удовлетворил исковые требования.1
– перевозки граждан, их багажа и грузов;
– комиссии;
1 Определение Рязанского областного суда от 6 июля 2011 г. № 33-1297
– хранения;
– на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя – гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг;
– банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин;
– туристических услуг (п. 1 Обзора ВС РФ);
– посреднических услуг (п. 2 Обзора ВС РФ);
– заключенных гражданами-инвесторами, являющимися участниками долевого строительства многоквартирного дома, в целях приобретения в собственность жилого помещения для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 6 Обзора ВС РФ);
– других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Так как исходя из Закона о защите прав потребителей законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения, возникающие из возмездных договоров, то отношения, вытекающие из безвозмездных гражданско-правовых договоров, данным законодательством не регулируются, например отношения, вытекающие из договора безвозмездного хранения в гардеробах организаций, если вознаграждение за хранение не оговорено или иным способом не обусловлено при сдаче вещи на хранение.1
Не регулируются также законодательством о защите прав потребителей
1 Сутягин, А.В. Всё о защите прав потребителей [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Москва : ГроссМедиа, 2008. – 176 с.
отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг. К таким отношениям, в частности, относятся отношения, вытекающие из договора государственного займа, заключаемого путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг.
Не регулируются законодательством о защите прав потребителей гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т. д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг.
Не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия, в частности отношения, возникающие при осуществлении:
– судом правосудия;
– нотариусом нотариальных действий;
– государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно-распорядительных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог и др.).
|