Инструкция для сопровождающих лиц по обеспечению безопасности при организации и проведении организованных поездок групп детей, походов, экскурсий


Скачать 223.51 Kb.
Название Инструкция для сопровождающих лиц по обеспечению безопасности при организации и проведении организованных поездок групп детей, походов, экскурсий
Тип Инструкция
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Инструкция
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Инструкция

для сопровождающих лиц по обеспечению безопасности

при организации и проведении организованных поездок групп детей, походов, экскурсий

(ИОТ- 04-13)



  1. Общие положения

    1. Экскурсии и участие учащихся в культурно-массовых и иных мероприятиях вне образовательного учреждения (далее - ОУ) проводятся только с санкции руководителя ОУ.

    2. В приказе руководителя ОУ должны быть указаны: наименование и содержание мероприятия, руководитель и сопровождающие лица, место и сроки проведения, перечень требований безопасности, порядок следования, обращено внимание на действия в особых случаях, а также ответственность руководителя за безопасность.

    3. Приложением к приказу является список учащихся, принимающих участие в мероприятии, с отметкой о проведенном инструктаже по мерам безопасности при следовании или при проведении мероприятия.

    4. О характере и времени проведения мероприятия вне ОУ руководитель должен поставить известность родителей учащихся (под роспись).

    5. Руководитель ОУ должен своевременно подать заявку в ГИБДД на организацию сопровождения автобуса (колонны автобусов) подразделениями ГИБДД.

    6. При организации экскурсии и проведении инструктажа обратить особое внимание на экипировку детей:

  • одежда должна быть по сезону, удобной и аккуратной;

  • исключить из экипировки дорогие украшения;

  • обувь должна быть удобной и чистой, запрещается модельная обувь на высоком каблуке (можно разрешить такую обувь при помещении театра, но только в качестве сменной обуви);

  • дети должны иметь минимальный набор вещей, в зависимости от содержания и особенностей экскурсии.

  1. При длительных автобусных поездках на железнодорожном транспорте обязательно иметь с собой запас воды и нескоропортящих продуктов.

  2. У руководителя группы должна быть дорожная аптечка с минимальным набором средств оказания первой доврачебной помощи.

  3. После завершения мероприятия его руководитель обязан доложить директору об итогах и замечаниях, отмеченных в ходе следования и при проведении мероприятия.

  4. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств немедленно поставить в известность директора ОУ с использованием любых средств информации (телефон, мобильная связь и т.п.)



  1. Безопасность во время автобусной экскурсии

    1. Руководитель экскурсии обязан:

  • проверить наличие и правильность оформления путевки и согласовать с водителем время нахождения в пути и остановки, особенности поведения в пути следования и действия в особых случаях;

  • уточнить у водителя места нахождения в автобусе аварийных выходов и порядок их использования в особых случаях;

  • проверить по списку состав группы и наличие росписей о проведенном инструктаже по безопасности;

  • проинструктировать группу о порядке посадки и правилах поведения при следовании по маршруту, остановках и других особенностях поездки;

  • после посадки в автобус убедиться в наличии детей согласно списку и доложить водителю о готовности к поездке;

  • в пути следования беспрекословно выполнять все указания водителя по соблюдению требований безопасности;

  • напомнить детям о безопасном поведении в пути следования и о действиях в особых случаях, показать места нахождения аварийных выходов.

  1. Посадка в автобус:

  • производится организованно только по команде руководителя экскурсии после попарного построения детей;

  • осуществляется под руководством сопровождающего после остановки транспортного средства по одному человеку согласно списку группы детей;

  • при посадке в транспортное средство, в пути следования и при высадке детей сопровождающий обеспечивает дисциплину и порядок в группе детей.

  1. При следовании по маршруту запрещается:

  • отвлекать водителя от управления автобусом разговорами, вопросами, шуметь и громко разговаривать;

  • загромождать проходы вещами;

  • стоять и передвигаться по салону автобуса, сидеть на коленях;

  • сорить (мусор необходимо складывать в пакет и после поездки ни в коем случае не оставлять в салоне автобуса).

  1. При следовании по маршруту необходимо:

  • выполнять беспрекословно все указания водителя, руководителя группы и сопровождающих;

  • при длительной поездке в пути следования друг другу относиться уважительно, при необходимости оказывать взаимную помощь;

  • в случае экстремальной ситуации соблюдать спокойствие, не создавать паники и строго выполнять все указания водителя и руководителя группы.

  1. После приезда руководитель экскурсии обязан:

  • высадку проводить организованно, не допускать скопления людей на выходе;

  • после высадки проверить состав группы и справиться о состоянии здоровья учащихся;

  • проинструктировать о дальнейших действиях;

  • после возвращения в ОУ проверить наличие детей по списку и доложить о возвращении директору или заместителю директора по воспитательной работе.

  1. Главная задача руководителя и сопровождающих – сохранить группу в полном составе от начала маршрута до возвращения в ОУ. Потеря кого-либо из детей при следовании на общественном транспорте недопустима.




  1. Меры безопасности при следовании в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае)

    1. Для обеспечения безопасности необходимо:

  • соблюдать предельную осторожность при подъезде автобуса к остановке, не толпиться и не подходить ближе 1 м к краю дороги до полной остановки автобуса;

  • не мешать выходу пассажиров из автобуса после остановки;

  • вход в автобус или троллейбус разрешается только по команде руководителя через переднюю дверь, предварительно приготовить проездной документ;

  • перед входом не толкаться, соблюдать очередность перед автоматизированной системой контроля проезда (далее – АСКП), внимательно и осторожно проходить через турникет только после загорания зеленого сигнального табло на АСКП;

  • сопровождающие входят первыми, а руководитель последним, замыкая группу, тем самым осуществляется контроль входа группы в полном составе.

  1. В салоне транспортного средства необходимо:

  • вести себя достояно, не шуметь, не толкаться, занимать свободные места, предварительно предложив их пожилым людям или пассажирам с маленькими детьми и инвалидам;

  • воздерживаться от пользователя мобильным телефоном (мобильный телефон должен быть надежно спрятан в сумке или карманах одежды);

  • сумка с документами, деньгами и иными принадлежностями должна быть в руках, с таким расчетом, чтобы предупредить ее кражу (сумка на ремне может быть обрезана или оторвана при выходе (входе) в автобус при большом скоплении людей на остановке);

  • без необходимости не открывать сумку, кошелек и не пересчитывать деньги, не заниматься туалетом и другими делами, например, прослушиванием музыки, отвлекающей вас от своевременной подготовки к выходу (при этом увеличивается вероятность проехать нужную остановку, прослушать команду о выходе и отстать от группы);

  • стоя в проходе, обязательно держаться за поручень или спинку кресла, а если такой возможности нет – за руку своего соседа.

  1. Помните! При резком торможении даже при небольшой скорости за счет инерции движения можно получить увечье или травму или нанести их другим людям.

  2. Выход из общественного транспорта осуществляется только по команде руководителя.

  3. После выхода из автобуса, используя самоконтроль, убедиться, что никто из группы не отстал. Если кого-то нет, немедленно проинформировать об этом руководителя группы для принятия дальнейших действий.




  1. Перевозка детей на автомобильных транспортных средствах

    1. На автомобильных транспортных средствах, выполняющих перевозку детей (одиночных или следующих колонной), независимо от времени суток должен быть включен ближний свет фар, спереди и сзади установлены опознавательные знаки «Перевозка детей».

    2. Посадка (высадка) детей осуществляется после остановки автомобильного транспортного средства, его движение начинается после размещения детей по посадочным местам и закрытия дверей.

    3. Во время движения автомобильного транспортного средства не допускается:

  • отвлекать водителя от управления, мешать водителю в управлении транспортным средством;

  • препятствовать закрытию дверей транспортного средства, высовываться в оконные проемы, открывать двери автомобильного транспортного средства;

  • осуществлять прием пищи.

  1. По прибытии к месту назначения автомобильные транспортные средства по одному подъезжают к месту высадки. Вышедшие из автомобильного средства дети в организованном порядке отводятся от места высадки.



  1. Меры безопасности при переходе дороги

    1. Если после выхода из автобуса предстоит переход на другую сторону дороги.

Помните! Переходить дорогу перед автобусом (троллейбусом) ОПАСНО. Можно попасть под колеса автотранспорта на обгоне автобуса.

Переходить спереди можно только перед трамваем, т.к. по правилам дорожного движения трамвай на остановках запрещено обгонять другим видам транспорта.

  1. Внимание! Во всех случаях переходить дорогу необходимо в местах перехода. Там вы – главный участник движения.

В случае нерегулируемого перехода («зебра» без светофора, имеется только дорожный знак «Переход») необходимо убедиться, что вблизи нет движущегося транспорта (дорога свободна). Руководитель дает команду на переход, находясь с левой стороны группы со стороны движения автотранспорта, и жестом (поднятая рука вверх) предупреждает об остановке движущийся к переходу автотранспорт. Группа доходит до середины дороги и размещается на разделительной полосе («островок безопасности»), а руководитель при этом переходит на правую сторону группы и, контролируя движение автотранспорта с правой стороны, обеспечивает безопасный переход дороги.

  1. При переходе по сигналу светофора после загорания зеленого сигнала не спешите, не начинайте движение, подождите несколько секунд, убедитесь, что весь автотранспорт прекратил движение, и начинайте переходить дорогу. Будьте предельно внимательны!

  2. Подземный переход является самым безопасным. Не экономьте время, не пытайтесь перейти дорогу в неустановленном месте.




  1. Меры безопасности при проезде в метро

Метро является наиболее опасным общественным транспортом. Это обусловлено большим скоплением людей в ограниченном пространстве и наличием движущихся транспортных средств: экскаваторов и поездов метрополитена. Подземное расположение метро также накладывает психо-эмоциональную нагрузку на пассажиров.

  1. Главные задачи руководителя: не растерять в толпе и сохранить исходную группу, обеспечить безопасность пользования метро. Для этого руководитель группы перед входом в метро подробно должен проинструктировать детей о безопасном поведении в метро и действиях в особых случаях.

  2. Метро является излюбленным местом совершения краж и грабежей, т.к. там легко скрыться, затеряться в толпе, воспользоваться поездом.

Помните, ваша безопасность в ваших руках! Старайтесь воздерживаться от пользования мобильным телефоном. Кошелек с деньгами и документы должны быть надежно спрятаны. Вы должны ощущать и видеть свою сумку с вещами.

  1. При входе в метро после приобретения проездных билетов и прохода через турникет с целью дальнейшего следования группа должна собраться в указанном руководителем месте.

  2. На эскалаторе необходимо:

  • находиться с правой стороны, не мешая проходу с левой, при этом обязательно держаться за поручень эскалатора;

  • вещи не ставить на проходе, они не должны мешать движению;

  • соблюдать осторожность при пользовании поручнем;

  • быть предельно внимательным при сходе.

  1. При следовании к поезду необходимо постоянно держать в поле зрения руководителя, сопровождающих и своих товарищей, не отставать от группы.

  2. На перроне следует:

  • обязательно проверить наличие всех детей в группе;

  • при ожидании поезда не стоять между колоннами. Безопасно находиться на перроне за стеной или за колонной;

  • не подходить к краю перрона ближе, чем на 1 м.

  1. Всегда помните! Спешащий пассажир может непреднамеренно столкнуть вас на железнодорожное полотно, поэтому будьте предельно внимательными при приближении поезда. Лучше при этом отойти подальше от края перрона. Входить в вагон только по команде руководителя.

  2. Руководитель и сопровождающие входят в вагон последними, убедившись, что на перроне никто не остался.

  3. В вагоне поезда необходимо соблюдать следующие правила:

  • вести себя корректно, быть вежливым, уступать места инвалидам, пожилым людям и пассажирам с маленькими детьми;

  • не разговаривать громко, не толкаться. Метро - это не место для игр;

  • обязательно держаться за поручень.

Помните! Скорость поезда метро составляет 90 км/ч. При резком торможении, если не держаться, благодаря силе инерции вы продолжите движение по вагону с этой же скоростью, вследствие чего вы можете получить травмы и увечья или нанести их другим пассажирам;

  • быть внимательными, слушать объявления остановок, чтобы не пропустить нужную остановку поезда, на которой вам необходимо выходить;

  • выходить из вагона только по команде руководителя;

  • после выхода из вагона (сопровождающие выходят первыми, а руководитель последним) убедиться, что никого из группы в вагоне не осталось.

  1. Руководитель обязан проверить наличие детей в группе после выхода из вагона и из метро.




  1. Меры безопасности при посещении театра, музея, выставки

    1. Перед входом в театр, музей или на выставку руководитель обязан проинструктировать детей об особенностях поведения и действиях в особых случаях, в частности:

  • в зале театра во время спектакля нельзя пользоваться мобильным телефоном;

  • в музеях и на выставках – выполнять требования администрации по пользованию видео-техникой и фотоаппаратами;

  • в случае пожара и иных чрезвычайных ситуациях – соблюдать спокойствие и при эвакуации действовать по указанию администрации и руководителя группы.

  1. Учитывая возможности свободного перемещения в театре, музее и на выставке при осмотре композиций, руководитель должен определить время и место сбора.

  2. После сбора и проверки руководитель обязан проинструктировать учащихся о порядке возвращения в образовательное учреждение.




  1. Меры безопасности в походах

    1. Сопровождающий обязан:

  • ознакомиться заранее с участком местности, куда прибудут дети, и маршрутами передвижения;

  • иметь информацию о наличии в данной местности опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, ядовитых растений, плодов и грибов;

  • контролировать, чтобы дети были одеты в соответствующую сезону и погоде, а также выбранному маршруту одежду и обувь;

  • убедиться в наличии походной аптечки и ее укомплектованности необходимыми лекарственными препаратами и перевязочными средствами.

  1. Во время экскурсии в лесопарковой зоне или горах:

  • не допускается снимать обувь и ходить босиком, трогать и пробовать на вкус растения, плоды и грибы, пить воду из открытых непроверенных водоемов, трогать руками колючие кустарники и ядовитые растения;

  • следует остерегаться ядовитых и опасных пресмыкающихся, животных, насекомых.




  1. Возникновение пожара во время экскурсии

    1. Пожар – опасная для жизни и здоровья чрезвычайная ситуация, которая может возникнуть в любом выше описанном месте.

Помните! При пожаре в основном гибнут от растерянности и страха, парализующих волю, лишающих возможности принять грамотные и решительные действия.

  1. Как правило, основной причиной гибели людей при пожаре является удушье угарным газом или отравление химическими соединениями, которые в значительном количестве и ассортименте находятся в дыму.

Главное условие выживания – защита органов дыхания.

Основная задача – в кратчайшие время обеспечить выход детей из зоны сильного задымления.

  1. Способы спасения при пожаре:

  • для защиты органов дыхания использовать подручные средства (носовой платок, любой материал, смоченный водой). Дышать через смоченный платок, закрыв им рот и нос, что обеспечит защиту от дыма органов дыхания, т.к. продукты горения оседают и задерживаются в мокрой ткани;

  • выходить из зоны сильного задымления, прижавшись к полу, т.к. внизу концентрация дыма меньше;

  • использовать средства индивидуальной защиты. Наиболее распространенным и эффективным средством защиты является защитный костюм «Феникс»;

  • при сильном задымлении и плохой видимости перемещайтесь по правой стороне коридора или лестницы, т.к. спасатели и пожарные при спасении и эвакуации людей перемещаются по левой стороне.




  1. Меры безопасности в экстремальных ситуациях

    1. В связи с возросшей террористической угрозой МВД России принимает комплекс мер для обеспечения безопасности граждан. В сложившейся ситуации МВД России призывает граждан к бдительности и осторожности и просит:

  • обращать внимание на подозрительные бесхозные предметы, оставленные в общественных местах, возле автобусных остановок или в метро. Ни в коем случае не интересоваться содержимым оставленных пакетов. Это чревато непредсказуемыми последствиями;

  • сопровождающий, при необходимости, уведомляет о них компетентные органы.

  1. Чтобы не быть ограбленным при возвращении домой, будьте предельно осторожны и осмотрительны и выполните следующие рекомендации:

  • не светите экраном мобильника на улице вечером, не вешайте телефон на шею;

  • не разговаривайте демонстративно по телефону на улице. Не включайте громкий полифонический звонок, он привлекает грабителей;

  • по дороге из школы или по возвращении с экскурсии не срезайте путь через гаражи и парки. Если в этом есть необходимость, пристройтесь к взрослым и пройдите опасный участок вместе с ними;

  • если чувствуете, что за вами охотятся, постарайтесь запомнить приметы злоумышленника, а затем привлеките к себе внимание прохожих: закричите или ударьте по машине, чтобы сработала сигнализация.

  1. При несчастных случаях или внезапных заболеваниях детей сопровождающие должны принять меры для оказания или сами оказать заболевшему или потерпевшему первую медицинскую помощь и, при необходимости, доставить его в ближайшую организацию здравоохранения.




  1. Меры безопасности при купании

Не стоит сразу бросаться в воду, едва появившись на пляже. Резкие перепады температур могут вызвать спазмы сосудов. Дайте организму минут 15, чтобы адаптироваться к микроклимату пляжа, а потом уже спокойно входите в воду и начинайте плавать.

 Старайтесь купаться только в теплую погоду – не ниже 23 градусов в воздухе. И не стремитесь в первый же день открытия своего личного купального сезона полдня провести в воде – для начала достаточно искупаться один раз.

  Никогда не ныряйте в незнакомых местах! О камни и коряги можно не только серьезно пораниться, но и получить травму, несовместимую с жизнью. Уж сколько трубят об этом каждое лето, но всё равно по этой причине ежегодно гибнут люди.

  Отдельное внимание сочетанию питания и купания: между тем и другим должен быть промежуток в 1 час в любую сторону. То есть нельзя наедаться ни перед самым купанием, ни сразу после него.

  На юге старайтесь купаться главным образом утром – с 9 до 12 ч, и вечером – после 17 ч. Жаркий день посвятите другим видам отдыха и досуга – посидите в прохладной кафешке, прогуляйтесь по парку, сходите на экскурсию.

  Помните, что в бурном штормящем море купаться нельзя, 3-4 балла – это потолок. Но если рискнули и попали в волну, которая уносит от берега, успокойтесь, расслабьте тело и постарайтесь держаться на гребне волны. Как только волна помчится к берегу, постарайтесь выскочить из нее как можно дальше в направлении берега и как можно скорее перемещайтесь на выход из воды, пока не догнала и не унесла следующая волна.

Как бы ни радовалась душа благодатным водным процедурам жаркого лета, но для кожи слишком частые купания не очень хороши. С одной стороны, увлажнять водой кожу полезно. Но с другой стороны, вода может нести в себе неожиданные сюрпризы (как в пресных стоячих водоемах, о чем писалось выше), слишком много соли (как в море) или хлор (как в бассейнах). Поэтому после каждого купания при возможности следует ополаскивать тело чистой пресной водой или хотя бы хорошенько вытираться полотенцем. А вернувшись с пляжа, тщательно прополоскать рот и горло, промыть нос и уши и принять душ с мягким гелем, после чего нанести на кожу увлажняющий крем.


  1. Меры безопасности на авиационном транспорте

Сегодня воздушный транспорт занимает одно из ведущих мест в общей транспортной системе перевозок пассажиров и грузов. За сутки самолеты перевозят в среднем более 300 тыс. человек, за год – более 100 млн. пассажиров. Ежегодно в мире происходит в среднем 60 авиакатастроф, причем в 35 случаях гибнут все люди. Тем не менее самолеты – самый безопасный вид транспорта.

В гражданской авиации случаи полного или частичного разрушения воздушного судна, гибель имеющихся на борту пассажиров, принято называть авиационными происшествиями. Авиапроисшествия подразделяются на катастрофы, аварии и поломки.

Авиационная авария – происшествие, не приведшее к человеческим жертвам, но вызвавшее столь значительное разрушение самолета, что восстановительные работы невозможны или нецелесообразны.

Авиационная катастрофа это авиапроисшествие, повлекшее за собой гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение.

Авиапроисшествия являются следствием так называемых особых ситуаций, снижающих уровень безопасности полета. Они могут возникнуть из-за отказа и неисправности отдельных элементов техники, воздействия неблагоприятных внешних условий (обледенение, молния, и др.), недочетов в наземном обеспечении полетов, несоблюдение правил эксплуатации и пилотирования, нарушение устойчивости и прочности самолета.

Анализ авиакатастроф и аварий последних лет показывает, что причины, приводящие к авиапроисшествиям, можно объединить в следующие группы:

- ошибки человека – 50-60%;

- отказ техники – 15-30%;

- воздействие внешней среды – 10-20%;

- прочие (невыясненные) – 5-10%.

Более половины авиапроисшествий происходит на аэродромах и прилегающих к ним территориях.

По элементам полета авиапроисшествия распределяются следующим образом:

- взлет – 30%;

- крейсерский полет – 18%;

- заход на посадку – 16%;

- посадка – 36%.

Как видно из приведенных данных, не менее половины авиапроисшествий случается из-за ошибок человека, а в подавляющем большинстве случаев – членов экипажа.

Что делать если самолет терпит катастрофу?

Нужно помнить, что шанс на спасение есть всегда. Если самолету, терпящему бедствие, удалось приземлиться, спасение во многом зависит от самих пассажиров, их выдержки, умения ориентироваться в сложной ситуации.

Прежде всего нужно следовать указаниям экипажа. Перед полетом внимательно прослушать инструкцию стюардессы, запомнить, где находятся аварийные люки (чаще всего в районе крыльев), как пользоваться кислородными масками. Это нужно, если авария произойдет на высоте свыше 3000 м.

Маску нужно одевать немедленно, как только слышен звук уходящего из салона воздуха.

При малейших признаках тревоги сразу пристегнуться ремнями безопасности. Следует вынуть из карманов все твердые предметы, включая ключи, авторучки, зажигалки. Снимите очки, галстук и т.д.

Если случится пожарная ситуация, лучше быть в верхней одежде, она может защитить вас от ожогов.

Оптимальная поза при аварийной посадке: согнуться и плотно сцепить руки под коленями или схватиться за лодыжки. Голову необходимо положить на колени, если это не получается, то наклонить ее как можно ниже. Ноги надо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло.

Можно принять другую фиксированную позу. На спинку кресла перед Вами положить руки в скрещенном положении и голову прижать к рукам. Ноги вытянуть и упереться. Обе позы надо принимать при пристегнутом ремне безопасности. В момент удара необходимо максимально напрячься, подготовившись к значительной перегрузке самолета (его движение будет вперед и, возможно, вниз).

Каждая пятая авария сопровождается пожаром. Практический опыт показывает, что во время пожара у пассажира после приземления самолета бывает одна-две минуты, чтобы покинуть салон самолета. По данным национального управления по безопасности перевозок США более 70% людей, попавших в авиакатастрофы с пожарами, остаются в живых.

Анализ катастрофических ситуаций на самолетах выявил два опасных типа поведения пассажиров – паника и оцепенение. Это следует помнить для предупреждения у себя подобной реакции. Трезвое спокойствие – основное условие в любой катастрофе.

Главное при пожаре – после остановки самолета немедленно отправиться к ближайшему выходу. При этом:

защитите свою кожу – на вас должны быть пальто, шапка, плед;

не дышите дымом, защищайтесь одеждой, пробирайтесь к выходу на четвереньках;

не стойте в толпе у выхода, если очередь не двигается, помните, что есть другие выходы;

не берите с собой ручную кладь, это может стоить вам жизни;

не открывайте запасные люки в том месте, где снаружи огонь и дым.
Инструкция по поведению на водных судах

  1. Внимательно выслушать устный инструк­таж капитана судна или назначенного им пред­ставителя команды. Изучить «аварийные памят­ки», правила противопожарной безопасности, планы эвакуации с потерпевшего аварию судна.

Правила, памятки, планы обычно вывешивают­ся в коридорах, кают-компаниях, каютах и дру­гих помещениях. Лучше использовать несколь­ко минут из своего досуга на внимательный ана­лиз письменных и устных инструкций, чем впоследствии тратить время на их изучение во время аварии. Не надо экономить время там, где речь идет о сохранении собственной жизни!

2. В обязательном порядке принимать уча­стие в учебных тревогах. Огромное количество жертв кораблекрушений во многом объясняется неправильными действиями пассажиров во вре­мя спасательных операций. Что, в свою очередь, является прямым следствием легкомысленного отношения к аварийно-спасательной учебе.

3. Каждый человек, находящийся на судне, должен знать, где находится закрепленный за ним спасательный жилет, и уметь обращаться с ним.

4. Каждый пассажир должен знать кратчай­ший путь на шлюпочную палубу. Желательно пройти этот путь многократно, освоив его до та­кой степени, чтобы ориентироваться с закрытыми глазами.

5. Знать на память звуковой сигнал шлюпоч­ной тревоги. Сигнал «Шлюпочная тре­вога» — 7 коротких и один продолжительный звук — подается звонком громкого боя или су­довым свистком. Сигнал повторяется несколько раз. В некоторых случаях «Шлюпочная тревога» объявляется по судовой трансляции или сире­ной.
Действия потерпевших при угрозе гибели судна

На крупных морских и речных судах все действия, связанные с самоспасением, сводятся к возможно более быстрому выходу на шлюпоч­ную палубу и четкому исполнению команд эки­пажа, организующего спасательные работы. От вашей расторопности зависит ваша жизнь.

Остаться при погружении судна в его внут­ренних помещениях — значит гарантированно погибнуть.

Не стоит долго размышлять на тему, учебная это тревога или нет, не надо одеваться, теряя драгоценные секунды. Надо схватить одеяло и спасательный жилет и немедленно выбираться наверх.

После объявления шлюпочной тревоги все коллективные средства спасения приводятся в рабочее положение и экипаж готовится к оставлению судна.

Всем участникам плавания необходимо надеть всю имеющуюся в их распоряжении одежду (лучше это сделать заранее, не дожидаясь сигнала «Шлюпочная тревога»): плотное хлопчатобумажное и шерстяное белье, свитера, малопромокаемую, лучше водонепроницаемую одежду и, конечно, спасательный жилет.

Одежду лучше надевать многослойную. Два тонких свитера предпочтительней одного толстого. Многослойная одежда защищает от холода лучше как в воздушной, так и водной среде за счет сохранения тепла в воздушных (или нагретых телом водных) прослойках между слоями одежды.

Шею следует обмотать шарфом (в крайнем случае полотенцем, рукавом разорванного сви­тера, штаниной запасных штанов), так как она сильно подвержена переохлаждению в воде. На голову надеть одну или две облегающие шерстя­ные шапочки, накинуть и затянуть капюшон. Руки защитить варежками или перчатками.

Чем больше в морской аварийной ситуации на человеке оказалось одежды, тем больше он сможет сопротивляться холоду!

Надо стремиться защитить места, особо подверженные теплопотерям – грудь ниже подмышечных впадин, область паха, шею, голову.

Обувь лучше надеть просторную, на два-три шерстяных носка, но так, чтобы при этом не стеснять движения пальцев ног.

Наиболее опытные пассажиры должны про­верить, правильно ли надели спасжилеты их товарищи.

Все участники плавания собираются к месту хранения коллективных спасательных средств или другому, указанному капитаном. Туда же доставляются аварийные комплекты, судовые и личные документы, радиостанция, сигнальные средства, медицинская аптечка, аварийные запасы воды и продовольствия, одеяла и т. п.

Плоты и шлюпки можно спускать на воду только по команде капитана и только с подветренной стороны судна. В противном случае их после спуска на воду будет наваливать волной на борт судна и может повредить.

Лучше всего для спуска выбрать момент, когда поднявшаяся волна максимально приблизится к срезу борта. В этом случае плот можно положить на воду.

Коллективное средство спасения необходимо заранее связать с судном прочным 10-15-метровым линем, чтобы его не унесло ветром. Не следует держать линь в руках, так как неожиданный рывок может опрокинуть человека за борт.

Первыми, согласно старинному морскому правилу, на шлюпку переходят дети, женщины, раненые, ослабленные люди.

Им необходимо организовать страховку, для чего на шлюпку может перейти один взрослый мужчина. В некоторых случаях допустимо страховать людей с помощью веревки, обвязанной вокруг груди.

Перешедшим в спассредство передаются аварийные комплекты и прочее аварийное иму­щество. Аптечки и аварийные комплекты лучше не бросать, а передавать из рук в руки, при этом нельзя разжимать пальцы, пока нет абсолют­ной уверенности, что их приняли и крепко дер­жат.

При переброске к вещам желательно привя­зать страховочные шнуры, чтобы иметь возмож­ность в случае падения вытащить их из воды.

Очередность передачи предметов снаряже­ния и их количество определяет капитан исходя из конкретных условий аварии. Но в любом слу­чае принцип загрузки должен быть следующий: вначале в спасательное средство загружаются жизненно необходимые вещи и лишь потом второстепенные.

Капитан, как всякий настоящий капитан, покидает судно последним, предварительно лич­но удостоверившись, что все члены экипажа, пассажиры, а также предметы аварийного сна­ряжения находятся в спасательном средстве.

Перед посадкой в надувные плоты необходимо обмотать тканью металлические части обуви – подковки, пряжки, выступающие гвозди, которые при прыжке могут повредить резиновую обшивку.

Можно надеть поверх ботинка толстый шерстяной носок или снять обувь вовсе и взять с собой, завернув в запасную одежду.

При посадке в надувные плоты и лодки желательно избегать прыжков. Если без прыжка обойтись невозможно, надо стараться упасть на надувные элементы – бортовые баллоны, надувные балки, банки и стойки. При этом желательно соприкоснуться с обшивкой возможно большей площадью тела, чтобы уменьшить ударную нагрузку на надувную конструкцию.

Если человек приземляется на ноги, он может пробить дно плота! При высоте свыше 5 метров для импортных плотов и 2 метров для отечественных попадать в них лучше с воды.

Первые люди, оказавшиеся в шлюпке или на плоту, должны страховать их от поврежде­ний — отталкиваться веслами или руками от судна, отгонять представляющие угрозу, пла­вающие по поверхности воды предметы, а также помогать другим пассажирам.

При сильном волнении, исключающем швартовку спассредства к борту судна, можно стравить несколько метров страховочного линя и перебираться в спассредство по воде, подтягиваясь по линю. При этом необходимо страхо­вать детей и людей, не умеющих плавать.
Находясь на судне,

НАДО:

  • своевременно ознакомиться с судовыми инструкциями и памятками;

  • знать, где хранятся индивидуальные средствa спасения, научиться обращаться с ними;

  • узнать самый короткий путь на шлюпочную палубу;

  • запомнить знаки тревожного оповещения.

НЕЛЬЗЯ:

  • избегать судовых учебных тревог;

  • перекладывать индивидуальные средства спасения, использовать их не по назначению;

  • пытаться отключить громкоговорящую судовую трансляцию.


После объявления сигнала шлюпочной тревоги НАДО:

  • взять спаснагрудник, по возможности одеяло, теплую одежду, документы и коротким путем подняться на шлюпочную палубу. При наличии времени – максимально утеплиться;

  • при оставлении судна подчиняться командам экипажа;

  • следовать старому морскому правилу – первыми спасаются дети и женщины;

  • при прыжке в воду – осмотреть место приводнения, обхватить, оттянуть вниз спаснагрудник и прыгнуть в момент наивысшего подъема воды ногами вниз. Отплыть от тонущего судна.

НЕЛЬЗЯ:

  • долго одеваться, собирать вещи, приводить себя в порядок, выяснять у соседей, что произошло, теряя на это время;

  • поддаваться панике;

  • забираться в шлюпки и сбрасывать плоты без соответствующей команды членов экипажа;

  • самовольно вставать и передвигаться в шлюпке, подготовленной к спуску на воду;

  • прыгать на надувные плоты в обуви, имеющей металлические подковки.


Заведующий сектором

комплексной безопасности и

мобилизационной подготовки

в сфере образования

департамента образования и науки

Кемеровской области М.М.Сырбу

Похожие:

Инструкция для сопровождающих лиц по обеспечению безопасности при организации и проведении организованных поездок групп детей, походов, экскурсий icon Памятка по обеспечению безопасности передвижения по дорогам организованных групп детей
При проведении любых прогулок или экскурсий с детьми, при общем количестве их в группе свыше 15 человек, должно быть не менее двух...
Инструкция для сопровождающих лиц по обеспечению безопасности при организации и проведении организованных поездок групп детей, походов, экскурсий icon Инструкция №55 для педагогических работников и руководителей образовательных...
«Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп...
Инструкция для сопровождающих лиц по обеспечению безопасности при организации и проведении организованных поездок групп детей, походов, экскурсий icon Инструкция №49 по обеспечению безопасности при организации и проведении...
Доу в соответствии с СанПиН 4 3049-13, Уставом доу, инструкцией по охране жизни и здоровья детей и определяет необходимые требования...
Инструкция для сопровождающих лиц по обеспечению безопасности при организации и проведении организованных поездок групп детей, походов, экскурсий icon Инструкция по обеспечению безопасности при проведении походов выходного...
К походам допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по безопасному поведению, ознакомленные с маршрутом и аварийными выходами с...
Инструкция для сопровождающих лиц по обеспечению безопасности при организации и проведении организованных поездок групп детей, походов, экскурсий icon Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций...
Настоящая Инструкция определяет порядок проведения туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) учащихся общеобразовательных...
Инструкция для сопровождающих лиц по обеспечению безопасности при организации и проведении организованных поездок групп детей, походов, экскурсий icon Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического...
О порядке организации и осуществления регулярных перевозок детей на школьном автобусе муниципального образовательного учреждения...
Инструкция для сопровождающих лиц по обеспечению безопасности при организации и проведении организованных поездок групп детей, походов, экскурсий icon Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического...
Паспорт по обеспечению безопасности дорожного движения составлен на основе типового проекта «Паспорта дорожной безопасности образовательного...
Инструкция для сопровождающих лиц по обеспечению безопасности при организации и проведении организованных поездок групп детей, походов, экскурсий icon Методические рекомендации по обеспечению безопасности при перевозке...
В настоящих методических рекомендациях используются следующие термины и определения
Инструкция для сопровождающих лиц по обеспечению безопасности при организации и проведении организованных поездок групп детей, походов, экскурсий icon Инструкция №2 по безопасности при проведении прогулок, туристических...
Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, самовольно не изменять установленный маршрут движения...
Инструкция для сопровождающих лиц по обеспечению безопасности при организации и проведении организованных поездок групп детей, походов, экскурсий icon Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического...

Инструкция для сопровождающих лиц по обеспечению безопасности при организации и проведении организованных поездок групп детей, походов, экскурсий icon Методические рекомендации по обеспечению санитарно-Эпидемиологического...

Инструкция для сопровождающих лиц по обеспечению безопасности при организации и проведении организованных поездок групп детей, походов, экскурсий icon Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического...
Информация об обеспечении безопасности перевозок детей специальным транспортным средством (автобусом)
Инструкция для сопровождающих лиц по обеспечению безопасности при организации и проведении организованных поездок групп детей, походов, экскурсий icon Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического...
Район расположения оу, пути движения транспортных средств и детей (учеников, обучающихся)
Инструкция для сопровождающих лиц по обеспечению безопасности при организации и проведении организованных поездок групп детей, походов, экскурсий icon Паспорт маоу «Гимназия №6»
Методические рекомендации по обеспечению санитарно­эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп...
Инструкция для сопровождающих лиц по обеспечению безопасности при организации и проведении организованных поездок групп детей, походов, экскурсий icon Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического...
План проведения лекций по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Инструкция для сопровождающих лиц по обеспечению безопасности при организации и проведении организованных поездок групп детей, походов, экскурсий icon Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического...
«Детский сад №182 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» города...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск