Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №72
Краснооктябрьского района г. Волгограда
Введено в действие приказом
от «____»____________20___г. №_____
Директор МОУ СОШ №72
___________________Т.И. Попова
МП
|
Утверждено
на Совете
МОУ СОШ №72
протокол №_____
от «___»_________20___г.
|
П О Л О Ж Е Н И Е
«___»_________20____г. №____
г. Волгоград
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГУЛЯРНЫХ ПЕРЕВОЗОК ДЕТЕЙ НА ШКОЛЬНОМ АВТОБУСЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №72
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Настоящее Положение определяет задачи и основные требования по обеспечению безопасности специальных перевозок детей школьным автобусом муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №72 Краснооктябрьского района г. Волгограда (далее Школа).
1.2. По своему назначению автобус является специальным транспортным средством для осуществления регулярных перевозок, осуществляемых с определенной периодичностью по установленному маршруту и расписанию, с посадкой и высадкой детей на предусмотренных маршрутом остановках на учебные занятия, а также для организации экскурсионных поездок и для доставки обучающихся на различные внеклассные мероприятия и обратно.
1.3. При организации перевозок обучающихся необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:
- ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», утвержд. Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии, сертификации от 01.04.99 №101, ред. 29.10.2007;
- Федеральный закон от 10.12. 1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. 01.12.2007);
- Правила дорожного движения Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090; ред. 19.04.2008);
- Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090; ред. 19.04.2008);
- Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. №2, ред. 18.07.2000);
- Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом (утв. 21.09.2006 Руководителем Роспотребнадзора, Главным санитарным врачом РФ и Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения РФ;
- Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 №2510/9468-03-32 «О медицинских осмотрах водителей транспортных средств» и методическими рекомендациями «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (Организация и порядок проведения предрейсовых осмотров водителей транспортных средств)»;
- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утв. Приказом Минтранса от 20.08.2004 №15);
- Приказ МВД РФ от 06.07.1995 №260 «О мерах по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения» (ред. 31.08.2007 г.)
- Приказ Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27 "Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов". Зарегистрирован в Минюсте РФ 09.06.1995 г. N 868
- «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», утвержденный постановлением Совета Министров РФ от 23 октября 1993 г. N 1090
1.4. Использование школьного автобуса на коммерческой основе запрещается.
1.5. Использование школьного автобуса для осуществления нерегулярных перевозок педагогов на методические мероприятия должно быть утверждено приказом директора Школы и обеспечено необходимой документацией (путевой лист, приказ об утверждении списков).
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗОК ДЕТЕЙ НА ШКОЛЬНОМ МАРШРУТЕ
2.1. Организация специальных школьных перевозок на школьном маршруте осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующими правилами организации специальных автобусных маршрутов.
2.2. При организации школьного маршрута должны предусматриваться:
– маршрут следования автобуса, начальный и конечный пункты маршрута, места посадки и высадки детей;
– количество перевозимых детей, их возраст;
– расписание движения автобуса;
– фамилия, имя, отчество и должность ответственного за организацию перевозки детей и сопровождающего по автобусу.
2.3. Оценка соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, автобусных остановок, искусственных сооружений, железнодорожных переездов установленным требованиям безопасности движения осуществляется на основании обследования маршрутов комиссией, формируемой по решению администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда.
2.4. Комиссия формируется в составе ответственных представителей Школы, осуществляющей перевозку детей на данном маршруте, дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, искусственные сооружения, железнодорожные переезды, органов ГИБДД.
2.5. Обследование школьного маршрута производится перед его открытием и в процессе эксплуатации – не реже двух раз в год в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативно-правовыми документами.
2.6. Результаты обследования оформляются актом. При выявлении на маршруте недостатков, угрожающих безопасности дорожного движения, в акте отражаются предложения комиссии о проведении неотложных и перспективных мероприятий, направленных на улучшение условий движения и предупреждение дорожно-транспортных происшествии на маршруте. Комиссией дается заключение о возможности открытия школьного маршрута или эксплуатации действующего маршрута.
2.7. Акты обследования передаются в органы исполнительной власти Краснооктябрьского района, уполномоченные принимать решения об открытии или продолжении эксплуатации школьного маршрута, о временном прекращении автобусного движения на этом маршруте или его закрытии, а также для принятия мер и организации контроля за устранением выявленных недостатков.
2.8. Запрещается открытие школьного маршрута через нерегулируемые железнодорожные переезды.
2.9. При открытии маршрута движения школьного автобуса необходимо:
2.9.1. Произвести выбор трассы маршрута, используя только дороги с твердым покрытием; замерить протяженность маршрута; нормировать скорость движения школьного автобуса; определить место остановки для посадки и высадки детей.
2.9.2. При организации школьного маршрута, проходящего через регулируемые железнодорожные переезды, согласовать маршрут движения с руководителем организации, в ведении которой находятся железнодорожные переезды.
2.9.3. Количество перевозимых в автобусе детей вместе с сопровождающими не должно превышать числа оборудованных мест сидения.
2.9.4. Составить и утвердить на автобусный маршрут регулярных школьных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков. Паспорт маршрута согласовывается с районной администрацией, схема маршрута согласовывается с ГИБДД.
2.9.5. Разработать и утвердить график движения автобуса на маршруте на основе определения нормативных значений скоростей движения на маршруте и отдельных его участках с учетом обеспечения безопасности перевозок и соблюдения режимов труда и отдыха водителя, регламентированных действующими нормативными документами. Расписание движения утверждается директором Школы и согласовывается с органами здравоохранения, ГИБДД, организациями, имеющими сертификат соответствия на ремонт и техническое обслуживание транспорта.
2.9.6. Обеспечить водителя графиком движения на маршруте, схемой маршрута с обозначением опасных участков.
2.10.7. Организовать контроль за соблюдением графика движения, норм вместимости автобуса, маршрута движения.
2.10.8. Производить комиссионные обследования состояния автомобильных дорог, мест посадки и высадки детей на маршруте в соответствии с пунктами 2.5.-2.8. настоящего Положения.
2.11. Перевозка детей должна осуществляться с включенным ближним светом фар, не зависимо от времени суток. Скорость движения выбирается водителем в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом во всех случаях скорость не должна превышать 60 км/час. При неблагоприятных изменениях дорожных условий в весенний, осеннее-зимний периоды, при иных обстоятельствах расписание должно быть скорректировано в сторону снижения скорости (увеличения времени движения). При изменении расписания принимаются необходимые меры по своевременному оповещению детей и их родителей (законных представителей) администрацией Школы, классными руководителями и сопровождающим на маршруте.
2.12. Об организации школьных перевозок уведомляются органы ГИБДД Краснооктябрьского района для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте.
2.13. В случаях, не терпящих отлагательства, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозок детей, Школа, дорожные коммунальные организации, органы ГИБДД обязаны в соответствии со своими полномочиями прекратить автобусное движение на школьном маршруте.
2.14. Перевозка детей осуществляется при условии сопровождения их специально назначенным взрослым из числа сотрудников Школы (сопровождающим).
2.15. Окна в салоне автобуса при движении должны быть закрыты.
2.16. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку детей только после полной остановки автобуса, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки. Водителю запрещается:
- отклоняться от графика и заданного маршрута движения;
- во время управления автобусом - курить, принимать пищу, вести разговоры;
- допускать в автобус посторонних лиц,
- выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей,
- осуществлять движение задним ходом;
- перевозить в салоне автобуса, в котором находятся дети, любой груз, багаж или инвентарь, кроме ручной клади и личных вещей детей;
- оставлять автобус или покидать свое место, если в салоне автобуса находятся дети;
- при следовании в автомобильной колонне производить обгон впереди идущего автобуса;
- выходить из салона автобуса при наличии детей в автобусе;
- покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им не приняты меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства.
2.17. Сопровождающие проходят специальный инструктаж по обеспечению безопасности перевозки детей автобусами в образовательном учреждении. Инструктаж проводится под подпись в журнале учета инструктажей. Сопровождающий должен следить за:
– подачей автобуса к месту посадки, правилами посадки и высадки детей;
– поведением детей в местах сбора, посадки и высадки, при нахождении в салоне автобуса;
– пользованием оборудованием салона: вентиляционными люками, форточками, сигналами требования остановки автобуса;
– детьми при движении и остановке автобуса.
При проведении инструктажа отражаются вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями (поломка автобуса, вынужденная остановка, дорожно-транспортное происшествие, захват автобуса террористами), в т.ч.:
– порядок эвакуации пассажиров;
– порядок использования аварийных выходов из автобуса и пользования устройствами приведения их в действие
– правила пользования огнетушителями;
– способы оказания первой помощи пострадавшим.
2.18. Сопровождающий обязан провести среди школьников инструктаж, сведения о котором вносятся в специальный журнал, находящийся у сопровождающего. Инструктаж включает следующие разделы:
– правила безопасного поведения в местах сбора во время ожидания автобуса, о порядке посадки и высадки из автобуса;
– правила поведения в пути следования и пользования автобусом;
– поведение обучающихся при возникновении опасных или чрезвычайных ситуаций во время перевозок;
– способы оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
При проведении инструктажей должно быть предусмотрено использование наглядных пособий, обсуждение практических ситуаций, возникающих в процессе дорожного движения.
III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ ВОДИТЕЛЯ ШКОЛЬНОГО АВТОБУСА
3.1. К управлению автобусом, осуществляющим перевозки детей, может быть допущен водитель соответствующей квалификации и имеющий непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех лет.
3.2. Для перевозки детей допускается опытный и дисциплинированный водитель, не допустивший в течение календарного года грубых нарушений правил дорожного движения и трудовой дисциплины, а также не имевший случаев отстранения от управления автотранспортным средством по причине нетрезвого состояния.
3.3. Для обеспечения профессиональной надежности водителя автобуса администрация Школы обязана выполнять следующие условия:
3.3.1. При назначении водителя впервые для работы на регулярных школьных перевозках согласовывать данную кандидатуру с органами ГИБДД и организовывать проведение предварительной стажировки. Стажировка водителя должна проводиться в реальных условиях движения, при осуществлении перевозок детей только на том типе автобуса и на том маршруте, на котором водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно.
3.3.2. Обеспечивать прохождение водителем обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, установленные Министерством здравоохранения Российской Федерации.
3.3.3. Организовывать проведение предрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий и режима работы) медицинских осмотров водителя с отметкой в путевых листах и регистрацией в журнале.
3.3.4. Устанавливать режимы труда и отдыха водителя в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей. Продолжительность рабочей смены водителя, занятого на перевозке детей, не должна превышать 10 часов.
3.3.5. Регулярно обеспечивать поддержание необходимого уровня информированности водителя об условиях движения и работы их на школьном маршруте путем проведения инструктажей.
Инструктажи должны включать сведения:
– о порядке организации перевозки детей автобусом в соответствии с настоящим Положением;
– об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
– о состоянии погодных и дорожных условий, о скоростных режимах движения на маршруте;
– о наличии на маршруте перевозок детей железнодорожных переездов и обеспечении безопасности движения через них;
– о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов ГИБДД;
– об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации автобуса при изменении дорожно-климатических условий на маршруте, при возникновении технической неисправности автобуса, при ухудшении состояния здоровья водителя и пассажиров в пути;
– о соблюдении правил техники безопасности и противопожарной безопасности при работе на линии и действиях при возникновении пожара в автобусе;
– о действиях водителя при угрозе или возникновении дорожно-транспортного происшествия, о порядке экстренной эвакуации детей из салона автобуса, об оказании доврачебной медицинской помощи пострадавшим;
– о действиях водителя при попытке захвата или захвате автобуса криминальными элементами (террористами);
– об ответственности водителя за нарушение нормативных актов по обеспечению безопасности дорожного движения и настоящего Положения.
Проведение инструктажей должно регистрироваться в журнале учета инструктажей под подпись водителя и лица, проводившего инструктаж. Инструктажи проводятся с периодичностью не реже одного раза в месяц.
3.3.6. Организовывать проведение занятий по повышению профессионального мастерства водителя. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.
IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОБУСА В ТЕХНИЧЕСКИ ИСПРАВНОМ СОСТОЯНИИ
4.1. Техническое состояние, объемы и сроки проведения технического обслуживания, оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям ГОСТ 51160-98 «Автобусы для перевозки детей», введенного с 01.01.99 г.
4.2. Школа обязана:
4.2.1. Использовать для перевозки детей автобус, зарегистрированный в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца.
4.2.2. Обеспечивать проведение технического обслуживания и ремонта автобуса в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
4.2.3. Обеспечить ежедневный контроль технического состояния автобуса перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки. Должностные лица, ответственные за техническое состояние автобуса, обязаны производить в путевом листе и журнале отметки о технической исправности транспортного средства.
4.3. Требования по оснащению и техническому состоянию прочих элементов конструкции автобуса:
4.3.1. Для возможности осуществления регулярных перевозок школьников должны быть в работоспособном состоянии:
– аварийные выходы автобуса и устройства приведения их в действие;
– привод управления дверями, сигнализация работы дверей и сигнал требования остановки;
– звуковой сигнал;
– механизмы открывания крышек потолочных вентиляционных люков, системы вентиляции и отопления салона.
4.3.2. Аварийные выходы в автобусе должны быть специально обозначены и иметь таблички по правилам их использования. Не допускается оборудование дополнительными элементами конструкции салона автобуса, ограничивающими свободный допуск к аварийным выходам.
4.3.3. Автобус должен быть оснащен противооткатными упорами (не менее двух), огнетушителями (один в кабине водителя, второй – в пассажирском салоне), двумя укомплектованными медицинскими аптечками, знаками аварийной остановки (или мигающим красным фонарем). Использование огнетушителей без пломб и с истекшими сроками годности не допускается. Медицинские аптечки должны быть укомплектованы пригодными для использования препаратами.
4.3.4. Поручни в автобусах, сиденья, огнетушители, медицинская аптечка должны быть закреплены в местах, предусмотренных конструкцией автобуса.
4.3.5. Автобус спереди и сзади должны быть оборудован опознавательными знаками «Перевозка детей» в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета с изображением символа дорожного знака 1.21. (ПДД) черного цвета, лобовыми и боковыми указателями «Школьный».
V. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ЭКСПЛУАТАЦИЮ ШКОЛЬНОГО АВТОБУСА
1. Страховой полис о страховании автобуса.
2. Паспорт транспортного средства.
3. Медицинская справка водителя.
4. Договор на оказание услуг по медицинскому обслуживанию водителя и ремонту автотранспорта.
5. Договор на стоянку транспортного средства.
6. Договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
7. Копия диплома механика (или лица, ответственного за предрейсовый технический осмотр).
8. Удостоверение профессиональной компетенции механика или др. лица, прошедшего обучение по программе "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом Российской Федерации".
9. Ксерокопии: технического талона и водительского удостоверения.
10. Схема школьного маршрута, согласованного с соответствующими ведомствами.
11. Список обучающихся, подлежащих перевозке (утвержденный приказом директора Школы).
12. Список ответственных лиц за безопасность при перевозках (утвержденный приказом директора Школы).
13. Наличие приказов:
а) об утверждении списка обучающихся, подлежащих перевозке к Школе;
б) о назначении ответственного лица за безопасность дорожного движения во время движения (сопровождающее лицо);
в) о назначении ответственного лица по Школе за организацию перевозок;
г) об утверждении инструкций по организации безопасной перевозки обучающихся.
14. Инструкции:
- инструкция для водителя об особенностях работы в весенне-летний и осенне-зимний периоды;
- инструкция для водителя о мерах безопасности при перевозке обучающихся;
- инструкция для водителя и сопровождающих по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;
- инструкция для водителя и сопровождающих по действиям в случае дорожно-транспортного происшествия;
- инструкция для водителя и сопровождающих по действиям в случае угрозы совершения террористического акта;
- инструкция для водителя при движении через железнодорожные пути;
- инструкция для сопровождающих по организации безопасной перевозки обучающихся;
- инструкция для обучающихся при следовании по маршруту;
15. Журналы:
а) регистрации инструктажа на рабочем месте (водителя, механика, сопровождающего);
б) регистрации вводного инструктажа (водителя, механика, сопровождающего);
в) журнал учета инструктажей для водителя и сопровождающих;
г) журнал учета инструктажей для обучающихся;
д) журнал ТО-1 (технического обслуживания автобуса) - ежедневный предрейсовый технический осмотр;
е) журнал ТЮ-1 (медицинского осмотра водителя) - ежедневный осмотр;
ж) журнал учета выдачи путевых листов;
з) журнал регистрации ДТП.
16. График движения автобуса (утвержден директором Школы).
16. Схема опасных участков маршрута (утверждены ОГИБДД, директором Школы).
17. Путевые листы.
Разработчик:
Директор МОУ СОШ № 72 ___________Т.И. Попова
«___»_________20___г.
|