МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ДОКЛАД
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
И ЭКОЛОГИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В 2016 ГОДУ
И ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАКОГО НАДЗОРА
Министр природных ресурсов
и экологии Тульской области
___________________ Ю.Ю. Панфилов
« 28 » февраля 2017 года
Тула – 2017
СОДЕРЖАНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ 1
ВВЕДЕНИЕ
Доклад об осуществлении регионального государственного экологического надзора в сфере деятельности министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в 2016 году и об эффективности такого надзора (далее - Доклад) подготовлен в соответствии Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 № 215.
В Доклад включены сведения об организации и проведении регионального государственного экологического надзора в 2016 году, осуществляемого органом исполнительной власти Тульской области, и его эффективности.
Указанные сведения характеризуют деятельность министерства природных ресурсов и экологии Тульской области (далее - Министерство) в 2016 году в сфере регионального государственного экологического надзора.
Доклад состоит из введения, 6 разделов, заключения и приложения.
В разделе «Состояние нормативно-правового регулирования в сфере регионального государственного экологического надзора, осуществляемого министерством природных ресурсов и экологии Тульской области» представлены сведения о нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность министерства и его должностных лиц, а также устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления регионального государственного экологического надзора.
В разделе «Организация регионального государственного экологического надзора» представлены сведения об организационной структуре и системе управления Министерства, перечень основных и вспомогательных (обеспечительных) функций в сфере государственного надзора, наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения указанных функций, информация о взаимодействии органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля при осуществлении своих функций с Министерством, а также сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц в качестве экспертных организаций, привлекаемых к выполнению мероприятий по экологическому надзору при проведении проверок.
В разделе «Финансовое и кадровое обеспечение регионального государственного экологического надзора» - сведения, характеризующие финансовое обеспечение деятельности Министерства, данные о штатной численности работников Министерства, выполняющих функции по контролю, и об укомплектованности штатной численности, сведения о квалификации работников, о мероприятиях по повышению их квалификации, данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю.
В разделе «Проведение регионального государственного экологического надзора» - сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного надзора, в том числе по динамике (полугодиям), а также сведения о результатах работы экспертной организации, привлекаемой к проведению мероприятий по контролю, и о размерах финансирования ее участия в контрольной деятельности. Кроме того, в данном разделе представлены сведения о случаях причинения лицами, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда окружающей среде.
В разделе «Действия по пресечению нарушений требований в области охраны окружающей среды и (или) устранению последствий таких нарушений» - сведения о принятых мерах реагирования по фактам выявленных нарушений, в том числе в динамике (по полугодиям), способах проведения и масштабах методической работы с лицами, в отношении которых проводятся проверки, а также сведения об оспаривании в суде оснований и результатов проведения мероприятий по контролю.
В разделе «Анализ и оценка эффективности регионального государственного экологического надзора» - показатели эффективности государственного надзора, осуществляемого Министерством, рассчитанные на основании сведений, содержащихся в форме № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также данные анализа и оценки указанных показателей.
В Заключении - выводы и предложения по результатам осуществления регионального государственного экологического надзора, в том числе планируемые на 2017 год показатели его эффективности.
В приложении представлена Форма федерального статистического наблюдения № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля министерством природных ресурсов и экологии Тульской области за январь-декабрь 2016 года».
Доклад подготовлен отделом экологического надзора департамента охраны окружающей среды и экологического надзора Министерства и направлен на повышение эффективности регионального государственного экологического надзора и результативности профессиональной деятельности должностных лиц Министерства, осуществляющих государственный надзор.
1. Состояние нормативно-правового регулирования в сфере регионального государственного экологического надзора, осуществляемого министерством природных ресурсов и экологии Тульской области
Под региональным государственным экологическим надзором на территории Тульской области понимается деятельность министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Государственный экологический надзор осуществляется Министерством в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее –
КоАП РФ) и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В 2016 году Министерство осуществляло региональный государственный экологический надзор, состоящий из:
государственного надзора в области обращения с отходами;
государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;
государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Министерства в сфере государственного надзора (административные регламенты) представлены в Разделе 2 настоящего Доклада.
Требования к осуществлению деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного надзора в области обращения с отходами установлены следующими нормативными правовыми актами:
Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности»;
постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»;
приказ МПР РФ от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I – V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую»;
приказ МПР РФ от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»;
приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»;
приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду»;
приказ МПР РФ от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;
приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»;
приказ Минприроды РФ от 25.02.2010 № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов»;
приказ Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;
приказ Росстата от 28.01.2011 № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»;
приказ Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;
Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утв. Минстроем РФ 02.11.1996
Требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха установлены следующими нормативными правовыми актами:
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;
постановление Правительства РФ от 21.04.2000 № 373 «Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников»;
постановление Правительства РФ от 28.11.2002 № 847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух»;
постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»;
приказ Росстата от 29.07.2011 № 336 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой»;
Приказ Минприроды России от 31.12.2010 № 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию»;
приказ Минприроды РФ от 26.10.2011 № 863 «Об утверждении Порядка государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух»;
постановление администрации Тульской области от 21.04.2011 № 297 «Об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов на территории Тульской области»;
Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утв. Госкомприроды СССР;
Правила эксплуатации установок очистки газа, утв. Минхиммашем СССР 28.11.1983;
Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. РД 52.04.52-85, утв. Госкомгидрометом СССР 01.12.1986.
Требования к осуществлению деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного надзора в области использования и охраны водных объектов установлены следующими нормативными правовыми актами:
Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации»;
Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ;
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»;
приказ Минприроды РФ от 08.07.2009 № 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества».Требования к осуществлению деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения установлены следующими нормативными правовыми актами:
Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
постановление администрации Тульской области от 23.04.2008 № 233 «О памятниках природы регионального значения»;
постановление администрации Тульской области от 20.06.2011 № 474 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения».
Требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр установлены следующими нормативными правовыми актами:
Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;
Закон Тульской области от 02.02.1998 № 78-ЗТО «О недропользовании»;
постановление ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами»
постановление правительства Тульской области от 06.08.2015 № 372 «Об утверждении Порядка использования для собственных нужд собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод, а также строительства подземных сооружений на территории Тульской области»
постановление администрации Тульской области от 05.11.2009 № 856 «Об утверждении Порядка добычи для собственных производственных и технологических нужд общераспространенных полезных ископаемых пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов»;
приказ министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 14.08.2014 № 140-о « О порядке утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Тульской области»;
приказу МПР РФ от 08.07.2009 № 205 «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества»;
приказ министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 15.08.2012 № 68-о «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции "Осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр»
постановление Правительства РФ от 28.02.1996 № 215 «Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации»;
постановление Правительства РФ от 12.05.2005 № 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр»
постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 921 «Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения»
постановление Правительства РФ от 29.07.2015 № 770 «Об утверждении Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода»;
постановление Правительства РФ от 03.05.2012 № 429 «Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование»;
постановление Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами»;
приказ Минприроды РФ от 27.10.2010 № 463 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод»;
постановление Правительства РФ от 11.02.2005 № 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение»;
постановление Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 73 «Об утверждении «Инструкции по производству маркшейдерских работ»;
постановление Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 74 «Об утверждении «Инструкции по маркшейдерскому учету объемов горных работ при добыче полезных ископаемых открытым способом»;
постановление Госгортехнадзора РФ от 24.11.1999 № 85 «Об утверждении Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ».
Перечисленные выше нормативные правовые акты опубликованы в свободном доступе на официальном сайте министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://ekolog.tularegion.ru/documents/npa/.
Необходимо отметить, что при осуществлении регионального государственного экологического надзора Министерство использует в работе
Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 и Критериями определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденными постановлением правительства РФ от 28.08.2015 № 903, а также Перечнем конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Тульской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденный приказом Минприроды России от 06.08.2010 № 311. Государственный экологический надзор в отношении перечисленных в Перечне объектов осуществляет Управление Росприроднадзора по Тульской области. В отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, не вошедших в названный Перечень, региональный государственный экологический надзор осуществляет Министерство. Такой подход в реализации полномочий контрольно-надзорной деятельности исключает дублирование функций государственного надзора в сфере природопользования на территории Тульской области, обеспечивает в полном объеме исполнение и контроль обязательных требований к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
2. Организация регионального государственного экологического надзора
Указ губернатора Тульской области от 01.10.2014 № 122 «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области» (вместе с «Составом правительства Тульской области») реорганизовано министерство природных ресурсов и экологии Тульской области и комитет лесного хозяйства Тульской области путем присоединения комитета лесного хозяйства Тульской области к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области. Министерству природных ресурсов и экологии Тульской области переданы функции по проведению государственной политики в сфере лесных отношений, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах. В соответствии с пунктом 6 Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 № 215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля» сведения о результатах лесного надзора в докладе не отражены.
|