Скачать 3.98 Mb.
|
Сборник методических материалов предназначен руководителям детских оздоровительных лагерей. Содержит классификацию лагерей по организационно-правовым формам, времени действия и содержанию; перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих их деятельность. В приложении содержится примерный перечень должностных обязанностей работников лагеря и рекомендации для директоров по подбору кадров, инструкции по охране труда . ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ Детский оздоровительный лагерь является внешкольным учреждением для детей в возрасте от 7 до 18 лет. Лагерь существует для организации отдыха детей и их оздоровления. Согласно ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 21.12.04.№ 170 ФЗ отдых детей и их оздоровление – это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований». Данным законом определен статус детских оздоровительных учреждений – это «организация отдыха детей и их оздоровление – детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря, (спортивно- оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления». Лагерь предоставляет возможность обрести опыт жизни в группе, при этом обученное руководство использует этот опыт групповой и коммунальной жизни и природное окружение для того, чтобы выполнить задачи в области умственного, физического, социального и духовного развития. Между лагерями любого типа, постоянного проживания или дневных, гораздо больше сходства, чем различий. Вне зависимости от типа лагеря и его программы, эти сходства связывают лагеря вместе, потому что все они работают ради того, чтобы ребенок научился чему-то новому. Понимание обстановки вне дома: 1. Обстановка лагеря отличается от домашней обстановки, это ключевой фактор в определении программы и целей лагеря. Это одно из важнейших и редких свойств лагерной жизни, которое позволяет обрести опыт общения с природой. 2. Обстановка совместного проживания детей обучает детей поведению в коллективе, которое редко где еще можно найти. 3. Развлечение и отдых. Лагерь всегда должен быть отдыхом. Игра это естественное состояние детей и необходимость для взрослых. 4. Опыт демократии. Дети разного воспитания в лагере имеют возможность первый раз пожить в реальном демократическом сообществе. 5. Участие в программах лагеря связано с интересами и нуждами ребенка, дети должны принимать активное участие в планировании лагерной жизни и его программ. 6. Понимание и руководство. Взаимоотношения с вожатыми – это новый вид отношений со взрослыми для большинства детей. Хороший вожатый – это такой вожатый, который любит детей, понимает их индивидуальность, оказывает им помощь, высказывает предложения, слушает их и направляет их поведение. 7. Процесс индивидуального взросления и развития. Лагерь должен предлагать ребенку шанс раскрыть свои собственные потенциальные возможности, испытать личную инициативу и завоевать уважение за свое индивидуальное поведение. 8. Тренировка безопасного и здорового образа. Тренировать привычки поддерживать здоровый образ жизни и практически воплощать навыки, а не просто разговаривать о безопасном и здоровом образе жизни. 9. Развитие новых навыков и интересов и усовершенствование прежних. Многие виды деятельности в лагере высоко оцениваются впоследствии спустя годы. 10. Развитие духовной жизни и ценностей. Многие из этих понятий сами, а не только через учение. 11. Ответственность – навык отвечать за свои собственные поступки. 12. Принятие решений – навык самостоятельного размышления. 13. Самосознание – навык отделять себя от других. 14. Межличностные отношения – навык обретать друзей и вливаться в коллектив. 15. Общественное поведение – навык уважения прав других. 16. Забота об охране природы – навык высоко ценить окружающую природу. Деятельность лагеря основывается на следующих принципах: - безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства; - приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребёнка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения; - гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ; - конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей; - единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением; - вариативность программ работы и путей их реализации. Лагерь — это полигон открытия талантов и дарований, надо только подсказать ребёнку, где он может их реализовать. К сожалению, в наших школах сегодня нет пионерских отрядов, смотров-конкурсов отрядной песни, клубов по интересам и т.д. В лагере ребёнок может попробовать себя в различных амплуа: командир отряда, ответственный за дежурство, капитан спортивной команды и т.д. — это тенденции к пробуждению в ребёнке организаторских талантов и способностей. Необходимо помочь детям, даже за такой короткий период времени, как лагерная смена раскрыть свои таланты и заставить задуматься о себе, как о личности. Необходимо понимать, что с детьми работают тоже обыкновенные люди, у которых очень сложные задачи: понять, принять, успокоить, развеселить, пожурить, накормить, спать уложить и многое, многое другое, и рабочий день длится 24 часа в сутки. Вожатые, чаще всего — это студенты педагогических вузов — они молоды, жизнерадостны, порой сами ещё дети. Они тоже хотят отдохнуть от напряжённых будней, поэтому ночная жизнь, помимо ночных рейдов и дежурств, насыщена романтикой ночных купаний, шуток, встреч. Хотелось бы предостеречь начинающих воспитателей и вожатых, что ответственность за детей лежит на них все 24 часа. Поэтому с детьми обязательно должен быть взрослый – это правило нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах. Правильно организованная работа в оздоровительных лагерях помогает детям найти друзей, стать самостоятельнее, открыть свои таланты и способности, научиться чему-то новому, отдохнуть и окрепнуть физически и эмоционально. А взрослым — стать мудрее, сильнее, испытать гордость за свой непростой труд. Оздоровительный лагерь — это живой, меняющийся организм. Вся энергия лагерных мероприятий должна быть направлена прежде всего на ребёнка. Каждый ребёнок – это проект Мира, он постоянно объединяет его. Выбирая определённые вещи и людей в своём окружении, он в свою очередь делает их своим миром. Человеку, работающему с детьми, необходимо знать, что включает в этот мир каждый ребёнок, в какой деятельности ему комфортно участвовать, с кем чтобы перед человеком, ещё только познающим окружающий мир разумом и человека, личности и его многогранных отношений с другими людьми. Типы лагерей 1.1. Классификация по организационно-правовым формам 1. Некоммерческие организации. 1) Некоммерческое партнёрство (НП) 2) Автономная некоммерческая организация (АНО) 3) Учреждение (У) 4) Автономное учреждение (АУ) 2. Коммерческие организации: 1) Общество ограниченной ответственности (ООО) 2) Открытое акционерное общество (ОАО) 3) Закрытое акционерное общество (ЗАО) 4) Индивидуальное предпринимательство (ИП) 3. Ведомственные 1) Структурное подразделение предприятий, учреждений 2) С отдельным счётом 4. Муниципальные 1.2. Классификация по видам деятельности 1. Загородные стационарные; 2. Оздоровительные с дневным пребыванием детей в период каникул; 3. Детские санатории; 4. Санаторно-оздоровительные круглогодичного действия; 5. Труда и отдыха; 6. Палаточные; 7. Прочие. 1.3. Классификация по времени действия 1. Загородные стационарные круглогодичные 2. Загородные стационарные летние 3. Временные на базе санаториев, баз отдыха, учреждений образования. 4. Загородные нестационарные летние 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ Организация летнего отдыха представляет собой систему, которая в течение многих лет создавалась различными структурами и ведомствами. Система управления сферой отдыха и оздоровления детей регламентируется федеральными целевыми программами, ежегодными постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, региональными законодательными актами и постановлениями глав администраций субъектов Российской Федерации, региональными программами, ведомственными актами. Представить в одном сборнике весь объём нормативно-правовой базы организации отдыха и оздоровления детей не представляется возможным. Вот перечень основных документов, регламентирующих деятельность учреждений детского отдыха и оздоровления: 2.1. Нормативные документы:
На территории Кемеровской области, Междуреченского городского округа организация летнего отдыха и оздоровления детей в 2012 году регламентируется следующими нормативно- правовыми актами: |
Методические рекомендации по обеспечению пожарной безопасности детских оздоровительных лагерей В соответствии с законодательством, ответственность за обеспечение пожарной безопасности в детских учреждениях несут руководители... |
Приложения к программе летнего палаточного лагеря «Сокол» Положение о Министерства образования РФ «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда... |
||
Методические рекомендации руководителям детских оздоровительных учреждений... Настоящие рекомендации подготовлены для руководителей детских оздоровительных учреждений в целях упорядочения деятельности учреждений... |
Пояснительная записка Настоящая Программа разработана в соответствии... Федерации», приказом Министерства образования РФ от 13. 07. 2001 №2688 (ред от 28. 06. 2002) «Об утверждении порядка проведения смен... |
||
Тверь Управление муниципального заказа администрации города Твери приглашает к участию в открытом аукционе на право заключения муниципального... |
Временные методические рекомендации по организации защиты детских... Дол. Инструкция носит отраслевой характер и подготовлена на основе федерального законодательства, ведомственных требований фсб рф,... |
||
Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной... Сборник нормативно-правовых и методических материалов. Организация летнего отдыха детей и подростков/ Под общ ред. А. Н. Соколовой.... |
Мониторинг c 3 по 4 июня 2014 года Пожарная безопасность детских лагерей в летний период обсуждалась в прямом эфире 8 |
||
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию... |
Рекомендации по обеспечению безопасности детей в организациях отдыха... Основные требования по обеспечению функционирования загородных стационарных оздоровительных лагерей |
||
Постановление от 26 апреля 2010 г. №29 об утверждении санпин 4 2605-10 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного... |
Инструкция по обеспечению антитеррористической защищенности организаций... Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Солнечный» Татарского... |
||
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей... Сборник подготовлен Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области при участии Е. А. Мурашовой, В. В. Макаровой, Н. А. Созыкиной,... |
Методические рекомендации по обеспечению безопасности в детских оздоровительных... Требования пожарной безопасности к зданиям, помещениям, территории детских оздоровительных учреждений |
||
Программа вводного инструктажа для воспитанников летних оздоровительных... Примечание: Вводный инструктаж проводится начальником лагеря по инструкции, разработанной в соответствии с данной программой вводного... |
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 4 2605-10... Территория туристического лагеря должна быть обозначена по периметру хорошо заметными знаками (флажки, ленты и прочее) |
Поиск |