Глава 1
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И КРЕПЛЕНИЮ ГРУЗОВ
В ВАГОНАХ И КОНТЕЙНЕРАХ
-
Общие положения
Настоящие Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (далее – «ТУ») устанавливают порядок и условия размещения и крепления грузов в универсальных четырехосных вагонах (полувагоны, платформы) и в контейнерах при железнодорожных перевозках по территории Российской Федерации по железнодорожным путям имеющим ширину колеи 1520 мм со скоростью движения до 100 км/ч включительно.
Размещение и крепление грузов, не предусмотренные настоящими ТУ, должны выполняться в соответствии с местными техническими условиями размещения и крепления грузов (далее – МТУ), либо по схемам размещения и крепления грузов (далее – НТУ).
При наличии в настоящих ТУ особых требований в отношении отдельных грузов либо их типоразмеров, отличных от общих требований настоящей главы, необходимо руководствоваться положениями соответствующих глав настоящих ТУ.
Разработка и экспериментальная проверка способов размещения и крепления опасных грузов должны выполняться с учетом требований разделов 7 и 12 настоящей главы. При этом экспериментальная проверка способов размещения и крепления опасных грузов должна проводиться на макетах или натурных образцах с безопасными (инертными) заменителями при условии соответствия (равенства) их массы и габаритных размеров.
Размещение и крепление грузов, которые по своей массе или габаритным размерам не соответствуют требованиям настоящей главы, следует осуществлять в соответствии с Инструкцией по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (далее-инструкция).
Размещение и крепление новых кранов на железнодорожном ходу, перевозимых от заводов изготовителей, а также кранов такого типа, не бывших в употреблении, осуществляется в соответствии с инструкцией о порядке подготовки кранов в составе поездов, утвержденной производителем таких кранов по согласованию с МПС России.
Размещение и крепление съемного навесного оборудования бывших в употреблении кранов такого типа, а также закрепление поворотных выдвигающихся частей кранов, предъявляемых к перевозке без съемного навесного оборудования, осуществляется в соответствии с НТУ, утвержденными в установленном разделом 7 настоящей главы порядке.
Размещение и крепление грузов, поступающих от железнодорожной администраций других государств, должно соответствовать действующим на железнодорожном транспорте в Российской Федерации требованиям, если иное не установлено международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация.
2 Габариты погрузки
Размещение на открытом железнодорожном подвижном составе грузов в зависимости от их размеров и крепления должно осуществляться в пределах габаритов погрузки. Виды габаритов погрузки и регионы их применения приведены в таблице 1.
Таблица 1
Вид
габарита погрузки
|
Номер
рисунка,
таблицы
|
Распространяется на
Грузы
|
Применение
|
Основной
|
рисунок 1,
таблица 2,
|
Все грузы
|
Железнодорожный транспорт
|
Льготный
|
рисунок 2,
таблица 3
|
Грузы, размещаемые в пределах погрузочной длины платформы или полувагона
|
Железнодорожный транспорт, за исключением участков: Хабаровск-1 – Амур; Кимкан – Богучан
|
Зональный
|
рисунок 3,
таблица 4
|
Лесные грузы погруженные по СТУ, МТУ.
Грузы по разрешению федерального органа власти на железнодорожном транспорте
|
Железнодорожный транспорт, за исключением участков: Белореченская – Туапсе – Веселое, Крымская – Новороссийск; Чук – Лабытнанги, Пукса – Наволок; Тигей – Ачинск
|
Примечание. Зональный габарит погрузки не применяется при перевозке грузов назначением на железные дороги Азербайджана, Грузии, Армении, Украины (Львовская железная дорога).
Очертания габаритов погрузки приведены на рисунках 1 - 4. Значения расстояния В от точек очертания габаритов до вертикальной плоскости, проходящей через ось железнодорожного пути, в зависимости от высоты Н точки от уровня головки рельса (УГР) приведены в таблицах 2 – 4. Технические характеристики полувагонов и платформ приведены в приложении № 1 к настоящей главе.
Рисунок 1 – Очертание основного габарита погрузки
|
Рисунок 2 – Очертание льготного габарита погрузки
|
Рисунок 3 – Очертание зонального габарита погрузки
|
Рисунок 4 - Соотношение очертаний габаритов погрузки
1 – основной габарит погрузки; 2 – льготный габарит погрузки;
3 – зональный габарит погрузки
|
Таблица 2 – Размеры основного габарита погрузки в миллиметрах
-
Н
|
В
|
Н
|
В
|
Н
|
В
|
380-3999
|
1625
|
4430
|
1292
|
4870
|
951
|
4000
|
1625
|
4440
|
1284
|
4880
|
944
|
4010
|
1617
|
4450
|
1276
|
4890
|
937
|
4020
|
1609
|
4460
|
1268
|
4900
|
930
|
4030
|
1601
|
4470
|
1260
|
4910
|
922
|
4040
|
1593
|
4480
|
1252
|
4920
|
915
|
4050
|
1585
|
4490
|
1245
|
4930
|
908
|
4060
|
1577
|
4500
|
1238
|
4940
|
901
|
4070
|
1569
|
4510
|
1230
|
4950
|
893
|
4080
|
1561
|
4520
|
1222
|
4960
|
885
|
4090
|
1554
|
4530
|
1214
|
4970
|
877
|
4100
|
1548
|
4540
|
1206
|
4980
|
869
|
4110
|
1540
|
4550
|
1198
|
4990
|
861
|
4120
|
1532
|
4560
|
1190
|
5000
|
853
|
4130
|
1524
|
4570
|
1183
|
5010
|
845
|
4140
|
1516
|
4580
|
1176
|
5020
|
837
|
4150
|
1509
|
4590
|
1169
|
5030
|
829
|
4160
|
1502
|
4600
|
1162
|
5040
|
821
|
4170
|
1495
|
4610
|
1154
|
5050
|
813
|
4180
|
1487
|
4620
|
1146
|
5060
|
805
|
4190
|
1479
|
4630
|
1138
|
5070
|
797
|
4200
|
1471
|
4640
|
1130
|
5080
|
789
|
4210
|
1463
|
4650
|
1122
|
5090
|
782
|
4220
|
1455
|
4660
|
1114
|
5100
|
775
|
4230
|
1447
|
4670
|
1106
|
5110
|
767
|
4240
|
1439
|
4680
|
1098
|
5120
|
759
|
4250
|
1431
|
4690
|
1091
|
5130
|
751
|
4260
|
1423
|
4700
|
1084
|
5140
|
743
|
4270
|
1415
|
4710
|
1076
|
5150
|
735
|
4280
|
1407
|
4720
|
1068
|
5160
|
727
|
4290
|
1400
|
4730
|
1060
|
5170
|
719
|
4300
|
1392
|
4740
|
1052
|
5180
|
711
|
4310
|
1385
|
4750
|
1044
|
5190
|
704
|
4320
|
1378
|
4760
|
1036
|
5200
|
697
|
4330
|
1371
|
4770
|
1028
|
5210
|
689
|
4340
|
1363
|
4780
|
1021
|
5220
|
681
|
4350
|
1355
|
4790
|
1014
|
5230
|
673
|
4360
|
1347
|
4800
|
1007
|
5240
|
665
|
4370
|
1339
|
4810
|
999
|
5250
|
657
|
4380
|
1331
|
4820
|
991
|
5260
|
649
|
4390
|
1323
|
4830
|
983
|
5270
|
641
|
4400
|
1316
|
4840
|
975
|
5280
|
634
|
4410
|
1308
|
4850
|
967
|
5290
|
627
|
4420
|
1300
|
4860
|
959
|
5300
|
620
|
Таблица 3 – Размеры льготного габарита погрузки в миллиметрах
Н
|
В
|
Н
|
В
|
Н
|
В
|
Н
|
В
|
380-1299
|
1625
|
3740
|
1655
|
4410
|
1332
|
4860
|
982
|
1300-1400
|
1700
|
3790
|
1654
|
4420
|
1324
|
4870
|
975
|
1452
|
1699
|
3844
|
1653
|
4430
|
1316
|
4880
|
967
|
1504
|
1698
|
3896
|
1652
|
4440
|
1308
|
4890
|
959
|
1556
|
1697
|
3948
|
1651
|
4450
|
1300
|
4900
|
951
|
1608
|
1696
|
4000
|
1650
|
4460
|
1293
|
4910
|
943
|
1660
|
1695
|
4010
|
1642
|
4470
|
1285
|
4920
|
936
|
1712
|
1694
|
4020
|
1634
|
4480
|
1277
|
4930
|
928
|
1764
|
1693
|
4030
|
1627
|
4490
|
1270
|
4940
|
920
|
1816
|
1692
|
4040
|
1619
|
4500
|
1262
|
4950
|
912
|
1868
|
1691
|
4050
|
1611
|
4510
|
1254
|
4960
|
905
|
1920
|
1690
|
4060
|
1603
|
4520
|
1246
|
4970
|
897
|
1972
|
1689
|
4070
|
1596
|
4530
|
1239
|
4980
|
889
|
2024
|
1688
|
4080
|
1588
|
4540
|
1231
|
4990
|
882
|
2076
|
1687
|
4090
|
1580
|
4550
|
1223
|
5000
|
873
|
2128
|
1686
|
4100
|
1572
|
4560
|
1215
|
5010
|
866
|
2180
|
1685
|
4110
|
1564
|
4570
|
1208
|
5020
|
858
|
2232
|
1684
|
4120
|
1557
|
4580
|
1200
|
5030
|
850
|
2284
|
1683
|
4130
|
1549
|
4590
|
1192
|
5040
|
842
|
2336
|
1682
|
4140
|
1541
|
4600
|
1184
|
5050
|
835
|
2388
|
1681
|
4150
|
1533
|
4610
|
1176
|
5060
|
827
|
2440
|
1680
|
4160
|
1526
|
4620
|
1168
|
5070
|
819
|
2492
|
1679
|
4170
|
1518
|
4630
|
1160
|
5080
|
811
|
2544
|
1678
|
4180
|
1510
|
4640
|
1153
|
5090
|
803
|
2596
|
1677
|
4190
|
1502
|
4650
|
1146
|
5100
|
795
|
2648
|
1676
|
4200
|
1495
|
4660
|
1137
|
5110
|
787
|
2700
|
1675
|
4210
|
1487
|
4670
|
1129
|
5120
|
779
|
2752
|
1674
|
4220
|
1479
|
4680
|
1122
|
5130
|
772
|
2804
|
1673
|
4230
|
1472
|
4690
|
1114
|
5140
|
764
|
2856
|
1672
|
4240
|
1464
|
4700
|
1106
|
5150
|
756
|
2908
|
1671
|
4250
|
1456
|
4710
|
1098
|
5160
|
748
|
2960
|
1670
|
4260
|
1448
|
4720
|
1090
|
5170
|
741
|
3012
|
1669
|
4270
|
1441
|
4730
|
1083
|
5180
|
733
|
3064
|
1668
|
4280
|
1433
|
4740
|
1075
|
5190
|
725
|
3116
|
1667
|
4290
|
1425
|
4750
|
1067
|
5200
|
717
|
3168
|
1666
|
4300
|
1417
|
4760
|
1060
|
5210
|
709
|
3220
|
1665
|
4310
|
1409
|
4770
|
1052
|
5220
|
702
|
3272
|
1664
|
4320
|
1402
|
4780
|
1044
|
5230
|
694
|
3324
|
1663
|
4330
|
1394
|
4790
|
1036
|
5240
|
686
|
3376
|
1662
|
4340
|
1386
|
4800
|
1029
|
5250
|
678
|
3428
|
1661
|
4350
|
1378
|
4810
|
1021
|
5260
|
671
|
3480
|
1660
|
4360
|
1371
|
4820
|
1013
|
5270
|
663
|
3532
|
1659
|
4370
|
1363
|
4830
|
1006
|
5280
|
655
|
3584
|
1658
|
4380
|
1355
|
4840
|
998
|
5290
|
647
|
3636
|
1657
|
4390
|
1348
|
4850
|
990
|
5300
|
640
|
3688
|
1656
|
4400
|
1339
|
|
|
|
|
Таблица 4 – Размеры зонального габарита погрузки в миллиметрах
Н
|
В
|
Н
|
В
|
Н
|
В
|
380-4000
|
1625
|
4440
|
1534
|
4880
|
1343
|
4010
|
1623
|
4450
|
1532
|
4890
|
1336
|
4020
|
1621
|
4460
|
1530
|
4900
|
1328
|
4030
|
1619
|
4470
|
1528
|
4910
|
1320
|
4040
|
1617
|
4480
|
1526
|
4920
|
1313
|
4050
|
1615
|
4490
|
1524
|
4930
|
1305
|
4060
|
1613
|
4500
|
1521
|
4940
|
1298
|
4070
|
1611
|
4510
|
1519
|
4950
|
1290
|
4080
|
1608
|
4520
|
1517
|
4960
|
1282
|
4090
|
1606
|
4530
|
1515
|
4970
|
1275
|
4100
|
1604
|
4540
|
1513
|
4980
|
1267
|
4110
|
1602
|
4550
|
1511
|
4990
|
1260
|
4120
|
1600
|
4560
|
1509
|
5000
|
1252
|
4130
|
1598
|
4570
|
1507
|
5010
|
1244
|
4140
|
1596
|
4580
|
1505
|
5020
|
1237
|
4150
|
1594
|
4590
|
1503
|
5030
|
1229
|
4160
|
1592
|
4600
|
1501
|
5040
|
1222
|
4170
|
1590
|
4610
|
1499
|
5050
|
1214
|
4180
|
1588
|
4620
|
1497
|
5060
|
1206
|
4190
|
1586
|
4630
|
1495
|
5070
|
1199
|
4200
|
1584
|
4640
|
1492
|
5080
|
1191
|
4210
|
1582
|
4650
|
1490
|
5090
|
1184
|
4220
|
1579
|
4660
|
1488
|
5100
|
1176
|
4230
|
1577
|
4670
|
1486
|
5110
|
1168
|
4240
|
1575
|
4680
|
1484
|
5120
|
1161
|
4250
|
1573
|
4690
|
1482
|
5130
|
1153
|
4260
|
1571
|
4700
|
1480
|
5140
|
1146
|
4270
|
1569
|
4710
|
1472
|
5150
|
1138
|
4280
|
1567
|
4720
|
1465
|
5160
|
1130
|
4290
|
1565
|
4730
|
1457
|
5170
|
1123
|
4300
|
1563
|
4740
|
1450
|
5180
|
1115
|
4310
|
1561
|
4750
|
1442
|
5190
|
1108
|
4320
|
1559
|
4760
|
1434
|
5200
|
1100
|
4330
|
1557
|
4770
|
1427
|
5210
|
1052
|
4340
|
1555
|
4780
|
1419
|
5220
|
1004
|
4350
|
1553
|
4790
|
1412
|
5230
|
956
|
4360
|
1550
|
4800
|
1404
|
5240
|
908
|
4370
|
1548
|
4810
|
1396
|
5250
|
860
|
4380
|
1546
|
4820
|
1389
|
5260
|
812
|
4390
|
1544
|
4830
|
1381
|
5270
|
764
|
4400
|
1542
|
4840
|
1374
|
5280
|
716
|
4410
|
1540
|
4850
|
1366
|
5290
|
668
|
4420
|
1538
|
4860
|
1358
|
5300
|
620
|
4430
|
1536
|
4870
|
1370
|
|
|
В перевозочных документах на груз, погруженный в пределах льготного или зонального габаритов погрузки, должны быть сделаны отметки соответственно «Льготный габарит» или «Зональный габарит»:
в оригинале транспортной железнодорожной накладной (далее по тексту – накладная) в графе «Место для особых отметок и штемпелей» – грузоотправителем;
в вагонном листе в графе «Место для отметок» – уполномоченным перевозчиком лицом (в случае, когда перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, – уполномоченным работником железнодорожной станции отправления).
Груз, погруженный на одиночный универсальный вагон либо на сцеп из двух универсальных вагонов, является габаритным, если он ни одной своей частью, включая упаковку и крепление, не выходит за пределы основного габарита погрузки, и расстояние от поперечной плоскости симметрии вагона (либо сцепа) до конца груза (с одной либо с обеих сторон), включая упаковку и крепление, не превышает значений, указанных в таблице 5. Проверка габаритности груза должна производиться при условии нахождения вагона на прямом горизонтальном участке пути и совмещения продольной вертикальной плоскости симметрии вагона с осью железнодорожного пути. Для грузов, длина либо размещение которых не соответствует ограничениям таблицы 5, допускаемая ширина по условию вписывания в основной габарит погрузки при прохождении кривых участков пути определяется по методике, приведенной в разделе 11 настоящей главы.
Таблица 5 в миллиметрах
Тип вагона или сцепа
|
База*
|
Наибольшее расстояние от середины вагона или сцепа до конца груза
|
вагона
|
сцепа
|
Платформа
|
9720
14720
|
—
—
|
8810
11200
|
Сцеп из 2-х платформ
|
9720
|
14620
|
11100
|
Полувагон
|
8650
|
—
|
8225
|
*Базой вагона (или сцепа) называется расстояние между направляющими сечениями, за которые принимаются:
у одиночного вагона - расстояние между вертикальными осями подпятников тележек;
у сцепа вагонов при размещении груза с опиранием на два вагона - расстояние между серединами опор, на которые опирается груз.
|
-
Подготовка вагонов, контейнеров к погрузке
Перед погрузкой пол вагона, опорные поверхности груза, подкладок, прокладок, упорных и распорных брусков, а также поверхности груза в местах контакта с обвязками и растяжками должны быть дополнительно очищены отправителем от снега, льда и грязи. В зимнее время грузоотправитель должен посыпать пол вагона и поверхности подкладок в местах опирания груза тонким слоем (1-2 мм) чистого сухого песка.
Разгрузочные люки полувагонов должны быть закрыты и заперты на запоры. Если размещение груза производится в пределах погрузочной длины и ширины кузова, торцовые борта платформ, торцовые двери полувагонов должны быть закрыты и заперты на запоры, клиновые запоры бортов платформ осажены вниз до упора за исключением случаев, когда технология погрузки предполагает использование открытых бортов, дверей.
Перед погрузкой грузов, длина которых превышает длину пола платформы, полувагона, торцовые борта платформы должны быть откинуты на кронштейны, а двери полувагона - открыты и закреплены.
С целью исключения опирания груза на откинутые торцовые борта платформы груз должен быть размещен на подкладках.
Перед погрузкой грузов, ширина которых превышает ширину пола платформы, все секции боковых продольных платформы или некоторые из них должны быть грузоотправителем открыты и закреплены за кольца, имеющиеся на продольных балках рамы платформы. В случае отсутствия колец противоположные секции бортов должны быть грузоотправителем скреплены увязкой из проволоки диаметром не менее 4 мм в две нити, которая пропускается под боковыми и хребтовыми балками. В случаях, когда опущенные борта закрывают трафаретный номер платформы, он должен быть нанесен несмываемой белой краской на левых крайних секциях опущенных продольных бортов. Секции продольных бортов платформ сцепа также должны быть открыты, если они препятствуют естественному поперечному смещению груза при движении вагонов в криволинейных участках пути.
Для погрузки длинномерного груза формируется сцеп из двух и более вагонов в соответствии с требованиями раздела 11 настоящей главы.
Для предотвращения разъединения вагонов сцепа при маневровых работах, в пути следования рукоятки расцепных рычагов должны быть закреплены к кронштейнам проволокой, а на боковых бортах вагонов с обеих сторон должна быть нанесена несмываемой краской надпись "Сцеп не разъединять".
Подготовка контейнеров к погрузке осуществляется в соответствии с требованиями главы 12 настоящих ТУ.
|