ОАО «Тюменский аккумуляторный завод»
Аккумулятор PzS(M)-350P, модуль 2PzS(M)-350P и
батарея аккумуляторная вагонная 56PzS(M)-350P
Руководство по эксплуатации
НАКИ 563412.009
Тюмень
2009
Руководство по эксплуатации содержит технические данные аккумуляторов, модулей и вагонной аккумуляторной батареи, сведения о назначении, комплектности, указания мер безопасности, правила приведения в рабочее состояние, сведения по эксплуатации, транспортированию, хранению и утилизации.
Свинцовая аккумуляторная батарея 56PzS(М)-350Р предназначена для питания постоянным током электрооборудования и приборов на пассажирских вагонах, вагонах-салонах и вагонах-ресторанах с системой электроснабжения 110 В с установками кондиционирования воздуха.
Вагонная свинцовая батарея работает в условиях эксплуатации группы М 25 ГОСТ 17516.1, климатическое исполнение У, категория размещения 2 ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543.1.
Аккумуляторы и модули для вагонной аккумуляторной батареи поставляются залитыми электролитом.
ОПИСАНИЕ ИЗДЕЛИЯ
Массы аккумулятора PzS(М)-350Р и модуля 2PzS(М)-350Р и их габаритные размеры приведены в Приложении А.
Номинальное напряжение:
батареи 56PzS(М)-350Р - 112 В.
аккумулятора PzS(М)-350Р - 2 В,
модуля 2PzS(М)-350Р - 4 В.
Номинальная емкость аккумулятора, модуля и вагонной аккумуляторной батареи - 350 Ач.
Вагонная аккумуляторная батарея 56PzS(М)-350Р состоит из 56 аккумуляторов PzS(М)-350Р или модулей 2PzS(М)-350Р, соединенных последовательно согласно схемам Приложения Б.
Аккумулятор PzS(М)-350Р является свинцовым аккумулятором, с положительными электродами панцирного типа и с отрицательными электродами намазного типа.
Положительные и отрицательные электроды изолированы друг от друга сепараторами. Электроды помещены в пластмассовый бак из сополимера пропилена.
Заливочное отверстие аккумулятора закрыто рабочей пробкой. Пробка обеспечивает удобную заливку электролита или дистиллированной воды, свободный выход газов, не допускает выплескивания электролита и предохраняет от попадания посторонних предметов в аккумулятор.
В качестве электролита применяется водный раствор серной кислоты.
Для приведения в действие:
у залитых аккумуляторов проверить напряжение и плотность электролита и при необходимости зарядить по п. 2.4.3. Рабочая плотность электролита должна быть 1,28 г/см3 при 30 °С.
В процессе эксплуатации во всем диапазоне температур и степени заряженности аккумулятора плотность электролита колеблется от 1,17 до 1,32 г/см3.
Электролит в течение всего срока эксплуатации не менять, а корректировать рабочий уровень электролита над электродами (должен быть в пределах от 10 до 40 мм) доливкой дистиллированной воды.
На крышке каждого аккумулятора производится маркировка, содержащая:
дату изготовления (квартал, год);
надпись «кислота» сделанная способом давления на пластмассовом корпусе или любым другим способом;
заводской номер.
Вокруг положительного вывода установлена гайка красного цвета, вокруг отрицательного вывода - синего цвета.
На футляре аккумулятора или модуля должна быть наклеена этикетка, содержащая:
условное обозначение аккумулятора или модуля; номинальное напряжение (В) и номинальную емкость (А∙ч);
дату изготовления (квартал, год);
знаки безопасности и переработки,
Аккумуляторы или модули монтируются в вагонную батарею с помощью гибких или жестких перемычек.
Уровень электролита в аккумуляторе должен находиться на расстоянии от 10 до 40 мм выше уровня предохранительного щитка.
Схемы соединения аккумуляторов и модулей в вагонную аккумуляторную батарею должны соответствовать Приложению Б.
Сопротивление изоляции батареи относительно корпуса аккумуляторного бокса должно быть не менее 100 кОм (в эксплуатации не менее 50 кОм).
Сопротивление изоляции нового аккумулятора при нормальных климатических условиях должно быть не менее 10 МОм.
-
Состав изделия
-
Комплект поставки кислотной батареи 56PzS(М)-350Р должен соответствовать таблице 1 и схемам Приложения В.
Таблица 1
Наименование комплектующих
деталей
|
Номер позиции на схеме батареи
|
Батарея аккумуляторная
56PzS(М)-350Р
|
комплектация из аккумуляторов (для вагонов постройки ОАО «ТВЗ»)
|
комплектация из модулей
|
Аккумулятор PzS(М)-350Р
Модуль 2PzS(М)-350Р
|
1 на схеме 1,3
1 схеме 2
|
56
-
|
-
28
|
Перемычка жесткая межэлементная (черт.МЕСД.685523):
- длинная (А=185, L=193,5)
- короткая (А=160, L=218,5)
|
2 на схеме 3
3 на схеме 3
|
28
22
|
-
-
|
Перемычка гибкая межэлементная
(черт.МЕСД.685512)*:
- длинная
- короткая
|
2 на схеме 1
3 на схеме 1
|
28
22
|
-
-
|
Перемычка гибкая межмодульная (черт.МЕСД.685512)*
|
2 на схеме 2
|
|
23 или 22
|
Перемычка гибкая межсекционная (черт.МЕСД.685512)*
|
4 на схеме 1,3;
3 на схеме 2
|
5
|
4 или 5
|
Гайка и контргайка М12х1,5
|
|
224
|
|
Шайба 12.01 диаметром:
- 24 мм;
- 30мм
|
|
12
100
|
|
Руководство по эксплуатации
|
|
1
|
1
|
Примечание - * Тип соединения оговаривается при поставке.
Возможно изменение комплектности в соответствии с договором поставки.
ПОДГОТОВКА АККУМУЛЯТОРОВ К ЭКСПЛУАТАЦИИ
-
Эксплуатационные ограничения
-
Для предупреждения преждевременного выхода аккумулятора из строя необходимо соблюдать следующие условия:
плотность электролита в конце заряда по пп. 2.4.1 или 2.4.3 (1,28±0,01) г/см3 при температуре электролита 30°С (см. поправку на отличие реальной температуры электролита от 30°С в приложении B, таблица B);
уровень электролита в аккумуляторе должен находиться от 10 до 40 мм выше уровня предохранительного щитка;
уровень электролита в аккумуляторах или модулях корректировать только доливкой дистиллированной воды.
-
Указание мер безопасности
К работе с батареями допускаются лица, прошедшие специальную подготовку (сдавшие экзамены ПТЭ и ПТБ) и изучившие настоящее руководство по эксплуатации.
Место для работы с аккумуляторами, модулями и батареями должно быть светлым, вентилируемым.
При обслуживании и эксплуатации аккумуляторов, модулей и батарей необходимо в общем руководствоваться «Правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителем».
При работе с батареями, модулями и аккумуляторами категорически запрещается:
курить и зажигать огонь в помещениях, где проводится заряд;
хранить и приводить в рабочее состояние вместе (рядом) со щелочными батареями.
Приготовление и заливку электролита производить в резиновых перчатках, защитных очках, в одежде с длинными рукавами.
При попадании электролита на одежду или кожу необходимо промыть это место водой в течение 10-15 мин., затем обработать 5-10 % раствором соды и снова промыть водой.
При попадании электролита в глаза необходимо немедленно промыть их водой и обязательно обратиться к врачу.
При работе с аккумуляторами, модулями и батареями необходимо использовать инструмент с ручками из изоляционного материала или предварительно заизолированными.
При работе с торцовым ключом и другими металлическими инструментами нельзя допускать коротких замыканий (одновременного прикосновения к разнополярным выводам аккумуляторов, модулей и батареи).
Запрещается использовать приспособления и приборы (кружку, ареометры и т. д.), применявшиеся для работы со щелочными аккумуляторами и батареями.
-
Запрещается устанавливать свинцовые аккумуляторы, модули и батареи вблизи нагревательных приборов на расстоянии менее 2 м и пользоваться открытым огнем.
При заряде аккумуляторов или модулей, особенно в заключительной фазе заряда, может образовываться взрывоопасная газовая смесь, поэтому их заряд следует производить в хорошо вентилируемом помещении и при открытых крышках пробок. Монтаж и демонтаж аккумуляторов или модулей проводить не ранее, чем через 2 часа после окончания заряда.
Заряд аккумуляторов или модулей без их демонтажа с вагона необходимо всегда проводить при открытых крышках аккумуляторных ящиков и открытых крышках пробок аккумуляторов. При этом необходимо (при использовании внешнего устройства) сначала снять один из предохранителей аккумуляторной батареи на вагоне, подсоединить внешние провода, подключить снятый предохранитель и только потом включить внешнее зарядное устройство.
-
Подготовка к работе и монтаж аккумуляторов или модулей в вагонную аккумуляторную батарею
-
Работа с аккумуляторами, модулями и батареями должна проводиться в соответствии с настоящим руководством и фиксироваться в журнале за подписью ответственного лица. Форма журнала должна отвечать требованиям Руководства по ремонту № 609 ЦЛ-91 РД (приложение 7). При отсутствии записи о проведенной работе рекламации не принимаются.
При поступлении батареи с завода-изготовителя проверить:
состояние упаковки;
состав изделия в соответствии с таблицей 1;
отсутствие повреждений;
наличие маркировки.
Годные аккумуляторы или модули привести в действие или установить на хранение в сухом помещении.
Аккумуляторы с поврежденными баками или крышками не использовать для комплектования вагонных аккумуляторных батарей.
Проверить плотность электролита, она должна отвечать требованиям п. 2.1.1. При меньшем значении указанной плотности провести подзаряд по п. 2.4.1.
Во избежание облива аккумуляторов электролитом, категорически запрещается устанавливать уровень электролита выше максимального уровня 40 мм от предохранительного щитка на электродах.
Приведение аккумуляторов в рабочее состояние
Аккумуляторы или модули собрать последовательно в батарею с помощью перемычек (гибких или жестких) и подключить к регулируемому источнику постоянного тока, предварительно открыв крышки пробок всех аккумуляторов.
Заряд током 35 А в течение 10-12 ч с измерением напряжения и плотности электролита каждого аккумулятора. В течение 3 часов подряд величина напряжения на аккумуляторе и плотность электролита должны быть постоянными.
После окончания заряда проводят корректировку электролита:
коррекция уровня до 40 мм;
коррекция плотности до значения (1,28±0,01) г/см2, приведенной к 30 °С. Если плотность электролита больше 1,29 г/см3 или меньше 1,27 г/см3, то ее надо откорректировать дистиллированной водой или раствором серной кислоты плотностью 1,40 г/см3. После корректировки продолжить заряд током 17,5 А в течение 30 мин для достижения плотности электролита в аккумуляторе (1,28±0,01) г/см3.
При проведении заряда необходимо контролировать температуру электролита в 3-5 средних аккумуляторах батареи каждый час. При повышении температуры выше 45 °С заряд прервать для охлаждения электролита до 30 °С. Затем продолжить заряд.
По окончании заряда батарею отключить от зарядного устройства.
Через 2 часа после окончания заряда протереть насухо поверхность аккумуляторов.
Контрольный разряд током 70 А до достижения напряжения 1,7 В на аккумулятор при температуре окружающей среды (25+10) °С.
-
Второй заряд (двухступенчатый):
Первая ступень - заряд током 70 А до достижения напряжения 2,4 В на аккумулятор в течение не более 5 часов.
Вторая ступень - заряд током 35 А в течение не менее 8 часов до достижения заряженного состояния батареи (в течение 3 часов подряд величина напряжения на аккумуляторе и плотность электролита должны быть постоянными).
После окончания второго заряда плотность электролита должна составлять (1,28±0,01) г/см3 при температуре электролита 30°С (см. поправку на отличие реальной температуры электролита в Приложении В, таблица В.2), а уровень электролита в аккумуляторе должен составлять от 10 до 40 мм выше уровня предохранительного щитка.
После окончания второго заряда закрыть крышки пробок, протереть тряпкой смоченной 10 % раствором соды поверхность каждого аккумулятора, а также вывода, перемычки, болты, шайбы, затем все протереть насухо.
-
Смонтировать аккумуляторы или модули на вагоне в батарею. Аккумуляторы или модули соединяются последовательно с помощью перемычек, а выводы крайних аккумуляторов или модулей присоединяются к вагонной сети с помощью кабельных наконечников. С помощью торцевых ключей все гайки на выводах аккумуляторов или модулей должны быть завинчены до отказа. Усилие затяжки проверяют динамометрическим ключом. Крутящий момент должен соответствовать (2,5±0,01) кгм или (25±2,5) Нм.
После монтажа на вагоне металлические детали аккумуляторной батареи: вывода, гайки, шайбы и перемычки - должны быть покрыты слоем противокоррозионной защитной смазки толщиной не менее 1 мм в соответствии с ГОСТ 9.014 группа III-2 вариант ВЗ-1 (например, АКОР-1 или другими маслами, равноценными в отношении защиты от коррозии).
При демонтаже аккумуляторов с выводами под болт из батареи для проведения ТО перед установкой их обратно в батарею необходимо обезжирить 3-4 витка рабочей поверхности крепежных болтов, просушить или протереть насухо сухой ветошью, после чего нанести на обезжиренную поверхность герметик. В соответствии с типом герметика дать ему высохнуть в течение 3 часов или же сразу приступить к монтажу.
-
Проверить сопротивление изоляции батареи мегаомметром на 500 В, которое должно быть для новой батареи не менее 100 кОм, бывшей в эксплуатации не менее 50 кОм.
При отсутствии прибора сопротивление изоляции проверить с помощью вольтметра с внутренним сопротивлением не менее 500 кОм по формуле Фриша:
,
где Rx – сопротивление изоляции батареи, Ом;
RB – внутренне сопротивление вольтметра, Ом;
U – напряжение на зажимах батареи, В:
U1 – напряжение между положительным выводом батареи и корпусом батарейного отсека, В;
U2- напряжение между отрицательным выводом батареи и корпусом батарейного отсека, В.
Если сопротивление изоляции батареи менее 100 кОм (50 кОм в эксплуатации), установить причины утечки тока и устранить их.
Произвести регулировку регулятора напряжения генератора на значение ограничения тока заряда:
70+30 А для вагонов 47 К эксплуатационного парка;
70 А для вагонов новой постройки и модернизированных в объемах КР-2 и КВР.
Произвести регулировку уставки напряжения срабатывания защиты от минимального напряжения на (94±1) В.
|