Сопоставление требований профессионального стандарта с ФГОС по дисциплине «Охрана труда».
Федеральный государственный образовательный стандарт – (ФГОС) – нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации.
Разработка, утверждение и использование образовательных стандартов регулируется и контролируется государством.
ФГОС нужен для того, чтобы регулировать структуру и содержание основных образовательных программ. Стандарт предписывает, как должна быть устроена образовательная программа с точки зрение государства, описывает ее структуру, наличие в ней тех или иных элементов и какой набор компетенций она должна формировать.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования
Согласно общепринятому определению профессиональный стандарт — это обобщенное описание рабочих заданий, которые должны быть выполнены в рамках конкретной профессиональной деятельности с определенными показателями качества, а также соответствующих им компетенций.
Структура профессионального стандарта установлена приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (в ред. от 29.09.2014). Основное, на что необходимо обращать внимание, «изучая» стандарт, – какие обобщенные функции выделены в стандарте, какой квалификационный уровень установлен по этим функциям, какие трудовые функции и действия должен выполнять работник в рамках своей профессиональной сферы, какими знаниями и умениями он должен обладать.
Профессиональные стандарты применяются:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Образовательные стандарты отличаются от профессиональных стандартов следующим:
Областью регулирования (Что регулируется?) Профессиональные стандарты – требования к квалификации, компетенциям. Образовательные стандарты – определяет структуру и устройство образовательного процесса
Субъектами регулирования (Кто разрабатывает?) Профессиональные стандарты – сообщество профессионалов в данном виде деятельности. Образовательные стандарты – Минобрнауки, Учебно-методические объединения. Важно: результаты образования должны быть ориентированы на требования профессиональных стандартов.
Внутренним устройством – в профессиональных стандартах зафиксированы функции, работы, продукты, технологии, определяются какими знаниями, умениями и компетенциями профессионал должен обладать, также в ПС определено сколько уровней квалификаций существует. Образовательные стандарты – фиксируют какие именно должны быть компетенции сформированы у выпускника, какими образовательными средствами будет формироваться та или иная компетенция, доля свободной и вариативной части.
На основе этих стандартов возникают разные институты - на основе Профессиональных стандартов – сертификация квалификаций. На основе Образовательных стандартов – кредитно-зачетная система, аккредитация образовательных программ.
Отличия между Профессиональными стандартами и образовательными стандартами можно представить в виде таблицы 1.1.
Таблица 1.1
Отличия профессионального стандарта от образовательного стандарта.
|
ПС
|
ФГОС
|
1
|
2
|
3
|
Аналогия (с чем можно сравнить?)
|
1.Техническое задание на «продукцию» (спрос)
2.«Карта всей профессии» с уровнями «высот»
|
1.Техническое описание подрядчиком своей «продукции» (предложение)
2. Блок-схема получения базового образования
|
Принадлежит
|
Профессиональному сообществу
|
Системе профессионального образования (включая негосударственное и корпоративное)
|
По объекту управления
|
1.Закономерности развития профессии
2.Конкретные трудовые функции
|
1.Закономерности педагогического процесса
2.Конкретные педагогические единицы
|
По зонам использования
|
Ориентиры в профессиональной деятельности
|
Ориентиры в процессе обучения
|
Окончание таблицы 2.1.
|
1
|
2
|
3
|
По субъектам управления
|
Организации, делегированные профессиональным сообществом
|
Учебные заведения, центры ДПО, корпоративные центры, педагогические (тренерские) коллективы/лица
|
По содержанию
|
Описание профессиональной деятельности
|
Описание форм и содержания обучения
|
По использованию
|
1.Для суммирование требований профессионалов к своей деятельности и информирования социальных партнеров – почва для переговоров
2.Основа у Заказчика для «приема-передачи продукции» от подрядчика – процедур а сертификации
3. По выстраиванию «грейдов» (систем оплат)
4. По выстраиванию пути дальнейшего развития – непрерывного образования
5. По обеспечению «переходов» профессионала из одной в другую профессию
6. По обеспечению мобильности квалифицированного (сертифицированного) персонала
7. По учету по уровням квалификации кадров и использованию в планировании на предприятии, отрасли, в регионе, в стране.
8. Для защиты интересов собственников-работодателей и самого наемного профессионала.
|
1.Для описания возможностей подрядчика и информирования социальных партнеров – почва для переговоров
2.Основа у Подрядчика для «внутреннего контроля процесса подготовки и качества «окончательной продукции» -
|
Для сопоставления требований профессионального стандарта с требованиями ФГОС, сравним требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.06. «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» (утв.Министерством образования и науки Российской Федерации) и Профессионального стандарта «Работник по управлению и обслуживанию локомотива» (утв. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от «19» мая 2014 г. №321н).
По ФГОСТ в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
- использовать индивидуальные и коллективные средства защиты;
- осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению правил охраны труда, технике безопасности и производственной санитарии, эксплуатации оборудования и инструмента, контролировать их соблюдение;
Должен знать:
- особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;
- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии;
- правила техники безопасности, промышленной санитарии;
- виды и периодичность инструктажа.
Должен обладать следующими компетенциями:
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог;
ПК 1.2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии требованиями технологических процессов;
ПК 1.3. Обеспечивать безопасность движения подвижного состава;
ПК 2.1. Планировать и организовывать производственные работы коллективом исполнителей;
ПК 2.2. Планировать и организовывать мероприятия по соблюдению норм безопасных условий труда;
ПК 2.3. Контролировать и оценивать качество выполняемых работ;
ПК 3.1 Оформлять техническую и технологическую документацию;
ПК 3.2 Разрабатывать технологические процессы на ремонт отдельных деталей и узлов подвижного состава железных дорог в соответствии с нормативной документацией.
По профессиональному стандарту основным видом профессиональной деятельности выпускника является обеспечение безопасного передвижения по железнодорожным путям поездов или отдельных вагонов.
Должен уметь выполнять следующие обобщенные трудовые функции с соблюдением требований охраны труда:
Выполнение вспомогательных функций по управлению локомотивом и ведению поезда, техническому обслуживанию локомотива;
Контроль в пути следования состояния локомотива, пути, устройств СЦБ и связи;
Управление локомотивом и ведение поезда, техническое обслуживание локомотива.
Для овладения обобщенной трудовой функцией А: выполнение вспомогательных функций по управлению локомотивом и ведению поезда, техническому обслуживанию локомотива студент должен обладать следующими необходимыми умениями:
Применять методики при подаче установленных сигналов;
Применять нормативные документы при исполнении оперативных распоряжений лиц, ответственных за организацию движения поездов;
Применять методики при выполнении поручений машиниста локомотива по уходу за локомотивом соответствующего типа и контролю состояния его узлов и агрегатов в пути следования.
Должен обладать следующими необходимыми знаниями:
Устройство и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования локомотива соответствующего типа;
Технические характеристики локомотива соответствующего типа;
Устройство тормозов и технология управления ими;
Профиль железнодорожного пути обслуживаемых участков;
Сигнальные знаки и указатели на обслуживаемом участке;
Правила и инструкции по охране труда в пределах выполняемых работ;
Правила пользования средствами индивидуальной защиты;
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ;
Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;
Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и другие нормативные акты, относящиеся к кругу выполняемых работ;
Техническо-распорядительные акты обслуживаемых железнодорожных станций, участков;
График движения поездов.
Для овладения обобщенной трудовой функцией В: Контроль в пути следования состояния локомотива, пути, устройств СЦБ и связи студент должен уметь визуально определять состояние пути, устройств СЦБ и связи, контактной сети, встречных поездов. А также должен обладать следующими знаниями:
Профиль железнодорожного пути обслуживаемых участков;
Сигнальные знаки и указатели на обслуживаемом участке;
Правила по охране труда в пределах выполняемых работ;
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;
Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;
Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог;
Техническо-распорядительные акты обслуживаемых железнодорожных станций, участков.
Для овладения обобщенной трудовой функцией С: Управление локомотивом и ведение поезда, техническое обслуживание локомотива студент должен уметь:
Применять методики при управлении локомотивом соответствующего типа и при ведении поезда;
Применять методики при техническом обслуживании локомотива соответствующего типа;
Применять методики при подготовке локомотива соответствующего типа к работе и его экипировке;
Применять установленное правило производства сцепки локомотива соответствующего типа с первым вагоном и отцепки локомотива соответствующего типа от состава;
Применять установленное правило закрепления локомотива соответствующего типа или поезда для предотвращения самопроизвольного движения.
Должен обладать следующими необходимыми знаниями:
Устройство, технические характеристики локомотива соответствующего типа;
Устройство тормозов и технология управления ими;
Способы выявления и устранения неисправностей в работе электрического, пневматического и механического оборудования локомотива соответствующего типа;
Правила сцепки и расцепки подвижного состава;
Основы электротехники;
Правила пользования тормозными башмаками;
Порядок работы и эксплуатации устройств автоматики и связи
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
Инструкция по техническому обслуживанию локомотивов соответствующего типа в процессе эксплуатации.
Для разработки УМК по дисциплине «Охрана труда» в соответствии с требованиями профессионального стандарта необходима сначала разработать рабочую программу, сопоставляя требования профессионального стандарта с ФГОС 3+.
В приложении 1 сделан сравнительный анализ профессионального стандарта и образовательного стандарта.
|