Федеральный государственный образовательный стандарт (фгос) нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации.


Скачать 268.6 Kb.
Название Федеральный государственный образовательный стандарт (фгос) нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации.
страница 1/2
Тип Образовательный стандарт
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Образовательный стандарт
  1   2
Сопоставление требований профессионального стандарта с ФГОС по дисциплине «Охрана труда».
Федеральный государственный образовательный стандарт – (ФГОС) – нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации.

Разработка, утверждение и использование образовательных стандартов регулируется и контролируется государством.

ФГОС нужен для того, чтобы регулировать структуру и содержание основных образовательных программ. Стандарт предписывает, как должна быть устроена образовательная программа с точки зрение государства, описывает ее структуру, наличие в ней тех или иных элементов и какой набор компетенций она должна формировать.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования

Согласно общепринятому определению профессиональный стандарт — это обобщенное описание рабочих заданий, которые должны быть выполнены в рамках конкретной профессиональной деятельности с определенными показателями качества, а также соответствующих им компетенций.

Структура профессионального стандарта установлена приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (в ред. от 29.09.2014). Основное, на что необходимо обращать внимание, «изучая» стандарт, – какие обобщенные функции выделены в стандарте, какой квалификационный уровень установлен по этим функциям, какие трудовые функции и действия должен выполнять работник в рамках своей профессиональной сферы, какими знаниями и умениями он должен обладать.

Профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Образовательные стандарты отличаются от профессиональных стандартов следующим:

Областью регулирования (Что регулируется?) Профессиональные стандарты – требования к квалификации, компетенциям. Образовательные стандарты – определяет структуру и устройство образовательного процесса

Субъектами регулирования (Кто разрабатывает?) Профессиональные стандарты – сообщество профессионалов в данном виде деятельности. Образовательные стандарты – Минобрнауки, Учебно-методические объединения. Важно: результаты образования должны быть ориентированы на требования профессиональных стандартов.

Внутренним устройством – в профессиональных стандартах зафиксированы функции, работы, продукты, технологии, определяются какими знаниями, умениями и компетенциями профессионал должен обладать, также в ПС определено сколько уровней квалификаций существует. Образовательные стандарты – фиксируют какие именно должны быть компетенции сформированы у выпускника, какими образовательными средствами будет формироваться та или иная компетенция, доля свободной и вариативной части.

На основе этих стандартов возникают разные институты - на основе Профессиональных стандартов – сертификация квалификаций. На основе Образовательных стандартов – кредитно-зачетная система, аккредитация образовательных программ.

Отличия между Профессиональными стандартами и образовательными стандартами можно представить в виде таблицы 1.1.

Таблица 1.1

Отличия профессионального стандарта от образовательного стандарта.




ПС

ФГОС

1

2

3

Аналогия (с чем можно сравнить?)

1.Техническое задание на «продукцию» (спрос)

2.«Карта всей профессии» с уровнями «высот»

1.Техническое описание подрядчиком своей «продукции» (предложение)

2. Блок-схема получения базового образования

Принадлежит

Профессиональному сообществу

Системе профессионального образования (включая негосударственное и корпоративное)

По объекту управления

1.Закономерности развития профессии

2.Конкретные трудовые функции

1.Закономерности педагогического процесса

2.Конкретные педагогические единицы

По зонам использования

Ориентиры в профессиональной деятельности

Ориентиры в процессе обучения

Окончание таблицы 2.1.

1

2

3

По субъектам управления

Организации, делегированные профессиональным сообществом

Учебные заведения, центры ДПО, корпоративные центры, педагогические (тренерские) коллективы/лица

По содержанию

Описание профессиональной деятельности

Описание форм и содержания обучения

По использованию

1.Для суммирование требований профессионалов к своей деятельности и информирования социальных партнеров – почва для переговоров

2.Основа у Заказчика для «приема-передачи продукции» от подрядчика – процедур а сертификации

3. По выстраиванию «грейдов» (систем оплат)

4. По выстраиванию пути дальнейшего развития – непрерывного образования

5. По обеспечению «переходов» профессионала из одной в другую профессию

6. По обеспечению мобильности квалифицированного (сертифицированного) персонала

7. По учету по уровням квалификации кадров и использованию в планировании на предприятии, отрасли,  в регионе, в стране.

8. Для защиты интересов собственников-работодателей и самого наемного профессионала.

1.Для описания возможностей подрядчика и информирования социальных партнеров – почва для переговоров

2.Основа у Подрядчика для «внутреннего контроля процесса подготовки и качества «окончательной продукции»  - 


Для сопоставления требований профессионального стандарта с требованиями ФГОС, сравним требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.06. «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» (утв.Министерством образования и науки Российской Федерации) и Профессионального стандарта «Работник по управлению и обслуживанию локомотива» (утв. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от «19» мая 2014 г. №321н).

По ФГОСТ в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

- использовать индивидуальные и коллективные средства защиты;

- осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению правил охраны труда, технике безопасности и производственной санитарии, эксплуатации оборудования и инструмента, контролировать их соблюдение;

Должен знать:

- особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии;

- правила техники безопасности, промышленной санитарии;

- виды и периодичность инструктажа.

Должен обладать следующими компетенциями:

  1. Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

  1. Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог;

ПК 1.2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии требованиями технологических процессов;

ПК 1.3. Обеспечивать безопасность движения подвижного состава;

ПК 2.1. Планировать и организовывать производственные работы коллективом исполнителей;

ПК 2.2. Планировать и организовывать мероприятия по соблюдению норм безопасных условий труда;

ПК 2.3. Контролировать и оценивать качество выполняемых работ;

ПК 3.1 Оформлять техническую и технологическую документацию;

ПК 3.2 Разрабатывать технологические процессы на ремонт отдельных деталей и узлов подвижного состава железных дорог в соответствии с нормативной документацией.

По профессиональному стандарту основным видом профессиональной деятельности выпускника является обеспечение безопасного передвижения по железнодорожным путям поездов или отдельных вагонов.

Должен уметь выполнять следующие обобщенные трудовые функции с соблюдением требований охраны труда:

  1. Выполнение вспомогательных функций по управлению локомотивом и ведению поезда, техническому обслуживанию локомотива;

  2. Контроль в пути следования состояния локомотива, пути, устройств СЦБ и связи;

  3. Управление локомотивом и ведение поезда, техническое обслуживание локомотива.

Для овладения обобщенной трудовой функцией А: выполнение вспомогательных функций по управлению локомотивом и ведению поезда, техническому обслуживанию локомотива студент должен обладать следующими необходимыми умениями:

  • Применять методики при подаче установленных сигналов;

  • Применять нормативные документы при исполнении оперативных распоряжений лиц, ответственных за организацию движения поездов;

  • Применять методики при выполнении поручений машиниста локомотива по уходу за локомотивом соответствующего типа и контролю состояния его узлов и агрегатов в пути следования.

Должен обладать следующими необходимыми знаниями:

  • Устройство и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования локомотива соответствующего типа;

  • Технические характеристики локомотива соответствующего типа;

  • Устройство тормозов и технология управления ими;

  • Профиль железнодорожного пути обслуживаемых участков;

  • Сигнальные знаки и указатели на обслуживаемом участке;

  • Правила и инструкции по охране труда в пределах выполняемых работ;

  • Правила пользования средствами индивидуальной защиты;

  • Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ;

  • Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;

  • Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и другие нормативные акты, относящиеся к кругу выполняемых работ;

  • Техническо-распорядительные акты обслуживаемых железнодорожных станций, участков;

  • График движения поездов.

Для овладения обобщенной трудовой функцией В: Контроль в пути следования состояния локомотива, пути, устройств СЦБ и связи студент должен уметь визуально определять состояние пути, устройств СЦБ и связи, контактной сети, встречных поездов. А также должен обладать следующими знаниями:

  • Профиль железнодорожного пути обслуживаемых участков;

  • Сигнальные знаки и указатели на обслуживаемом участке;

  • Правила по охране труда в пределах выполняемых работ;

  • Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

  • Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;

  • Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;

  • Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог;

  • Техническо-распорядительные акты обслуживаемых железнодорожных станций, участков.

Для овладения обобщенной трудовой функцией С: Управление локомотивом и ведение поезда, техническое обслуживание локомотива студент должен уметь:

  • Применять методики при управлении локомотивом соответствующего типа и при ведении поезда;

  • Применять методики при техническом обслуживании локомотива соответствующего типа;

  • Применять методики при подготовке локомотива соответствующего типа к работе и его экипировке;

  • Применять установленное правило производства сцепки локомотива соответствующего типа с первым вагоном и отцепки локомотива соответствующего типа от состава;

  • Применять установленное правило закрепления локомотива соответствующего типа или поезда для предотвращения самопроизвольного движения.

Должен обладать следующими необходимыми знаниями:

  • Устройство, технические характеристики локомотива соответствующего типа;

  • Устройство тормозов и технология управления ими;

  • Способы выявления и устранения неисправностей в работе электрического, пневматического и механического оборудования локомотива соответствующего типа;

  • Правила сцепки и расцепки подвижного состава;

  • Основы электротехники;

  • Правила пользования тормозными башмаками;

  • Порядок работы и эксплуатации устройств автоматики и связи

  • Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

  • Инструкция по техническому обслуживанию локомотивов соответствующего типа в процессе эксплуатации.

Для разработки УМК по дисциплине «Охрана труда» в соответствии с требованиями профессионального стандарта необходима сначала разработать рабочую программу, сопоставляя требования профессионального стандарта с ФГОС 3+.

В приложении 1 сделан сравнительный анализ профессионального стандарта и образовательного стандарта.

  1   2

Похожие:

Федеральный государственный образовательный стандарт (фгос) нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. icon Федеральный государственный образовательный стандарт
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее – фгос спо) представляет...
Федеральный государственный образовательный стандарт (фгос) нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. icon Федеральный государственный образовательный стандарт
К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт (фгос) нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. icon Федеральный государственный образовательный стандарт
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования 10
Федеральный государственный образовательный стандарт (фгос) нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. icon Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы формирования...
М.; мозаика-синтез,2014,-368с/ и ряда дополнительных программ, методик и технологий, рекомендуемых авторами примерной основной образовательной...
Федеральный государственный образовательный стандарт (фгос) нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. icon Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования 9
Федеральный государственный образовательный стандарт (фгос) нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. icon Цели основной образовательной программы Требования к результатам освоения ооп 3
Приложение Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030301 Психология
Федеральный государственный образовательный стандарт (фгос) нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. icon Общие положения
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных...
Федеральный государственный образовательный стандарт (фгос) нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. icon I. общие положения
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных...
Федеральный государственный образовательный стандарт (фгос) нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. icon Нормативный срок освоения программы Характеристика профессиональной...
Нормативно-правовые основы разработки основной профессиональной образовательной программы
Федеральный государственный образовательный стандарт (фгос) нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. icon Нормативный срок освоения программы Характеристика профессиональной...
Нормативно-правовые основы разработки основной профессиональной образовательной программы
Федеральный государственный образовательный стандарт (фгос) нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. icon Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и...
Федеральный государственный образовательный стандарт (фгос) нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. icon Аннотация основной профессиональной образовательной программы 280705. 01 Пожарный
Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 280705. 01 Пожарный предполагает...
Федеральный государственный образовательный стандарт (фгос) нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. icon Приказ № Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного...
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт (фгос) нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. icon Пояснительная записка Цель реализации основной образовательной программы...
Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований фгос ноо
Федеральный государственный образовательный стандарт (фгос) нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. icon Основная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ноо)
Федеральный государственный образовательный стандарт (фгос) нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. icon Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего...
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования моу сош №11

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск