- -
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ростовский государственный университет
путей сообщения
А.Г. Куприянов, А.С. Шапшал
ПРОВЕДЕНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЁТА
ПО ПОЕЗДНОЙ ПРАКТИКЕ
Методические указания
Ростов-на-Дону
2001
УДК 481.266.6
Проведение и составление отчёта по поездной практике:
Методические указания / А.Г.Куприянов, А.С. Шапшал; Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2001. 12с.
Представлены цели и задачи поездной практики, техника безопасности её проведения, а также указания по составлению отчёта. Предназначены для студентов специальности 15.07.00 «Локомотивы».
Рецензент: доц. А.М. Матва (РГУПС)
Купрянов Артур Георгиевич
Шапшал Александр Сергеевич
Проведение и составление отчета по поездной практике
Методические указания
Редактор А.И. Гончаров
Корректор Ю.Ю. Манжура
Подписано к печати 21.12.2001 г. Формат 60х84/16.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 0,93.
Уч.-изд. л. 0,88. Тираж 50. Изд. № 29. Заказ №329.
Ростовский государственный университет путей сообщения.
Лицензия ЛР № 65-54 от 10.12.1999 г.
Ризография РГУПС. Лицензия ПЛД № 65-10 от 10.08.1999 г.
Адрес университета: 344038, г. ростов н/Д, пл. им. Ростовского стрелкового полка народного ополчения, 2
ã Ростовский государственный университет путей сообщения, 2001
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи практики
2. Организация и порядок проведения практики
3. Порядок прохождения практики
4. Содержание практики
5. Вопросы, подлежащие изучению в период практики
6. Тематика индивидуальных заданий
7. Подведение итогов практики, учет и отчетность по практике
Рекомендуемая литература
Приложение
-
Цели и задачи практики
Поездная практика проводится в локомотивных депо с целью закрепления теоретических знаний по устройству, принципу работы, техническому обслуживанию и диагностики узлов и агрегатов тепловозов; правил технической эксплуатации железных дорог, теоретической и практической подготовки к квалификационному экзамену на помощника машиниста тепловоза.
В период прохождения практики студенты изучают схемы систем тепловозов, конструкцию и правил обслуживания их агрегатов; знакомятся с ПТЭ и инструкциями, приобретают навыки работы, выполняя поездки в качестве дублёров и действующих помощников машиниста.
В итоге прохождения практики студент должен:
–знать: должностную инструкцию локомотивной бригады, конструкцию локомотива и его основных узлов, методы технического обслуживания, экипировки и эксплуатации, средства сигнализации и связи, методы обеспечения безопасности движения поездов, профиль участка, расположение на нём сигналов, указателей, знаков и их назначение, положения ПТЭ и Инструкций по сигнализации, движению поездов и маневровой работе, правила техники безопасности и эксплуатации локомотивов;
–уметь выполнять все работы по управлению и техническому обслуживанию тепловозов в пути следования, их приёмке и сдаче (экипировке, обслуживанию в эксплуатации тепловозов, заполнению и обработке маршрута машиниста, расшифровке скоростемерных лент и т. д. ) в объеме требований на помощника машиниста;
–иметь представление о: производственно-хозяйственной деятель-ности цеха эксплуатации локомотивного депо, структуре управления цехом, организации работы и методах расчёта потребности локомотивов и локомотивных бригад и показателей использования тепловозов, возможностях применения ЭВМ в управлении эксплуатацией локомотивов, организации работы основных устройств локомотивного хозяйства и технологии технического обслуживания и экипировки тепловозов.
Параллельно с изучением производственных процессов студент подбирает материалы к будущему дипломному проекту, при этом предполагается организация технических экскурсий на другие предприятия.
Студент обязан посещать технические занятия, проводимые в депо для локомотивных бригад, принимать участие в рационализаторской деятельности.
Получение студентом, допущенным к поездной работе, свидетельства помощника машиниста тепловоза является обязательным, в противном случае практика не засчитывается.
2. Организация и порядок проведения практики
Поездная практика проводится в локомотивных депо и на предприятиях промышленного транспорта. Обучение осуществляется путем проведения групповых занятий под руководством машинистов-инструкторов, а также индивидуальной практической подготовки под руководством машиниста-наставника.
Студенты, проходящие практику, подчиняются правилам внутреннего распорядка предприятия.
Практика подразделяется на два периода. Первый период отводится для изучения организации работы цеха эксплуатации, теории управления агрегатами и обслуживания тепловоза и практических навыков, необходимых для сдачи квалификационного экзамена по специальности «Помощник машиниста локомотива (тепловоза)».
Второй период отводится на работу студентов в качестве действующих помощников машиниста тепловоза.
В период подготовки поездной практики, по согласованию с руководителями базовых предприятий, из числа студентов, проходящих практику и имеющих квалификацию помощника машиниста тепловоза, могут быть сформированы студенческие производственные отряды.
3. Порядок прохождения практики
1. Структурная схема организации локомотивного депо.
2. Ознакомление с организацией текущего ремонта тепловозов в депо.
3. Подготовка к получению свидетельства помощника машиниста (в этот период студент работает на техническом обслуживании и ремонте тепловозов).
4. Работа помощника машиниста тепловоза, которая имеет своей целью:
а) углубление знаний конструкции тепловоза;
б) приобретение практических навыков работы тепловозной бригады;
в) освоение способов эксплуатации тепловозов на участках обслужи-
вания;
г) изучение учетной и технической документации по эксплуатации
тепловозов (измерители использования тепловозов, расход топлива,
экономические расчеты).
5. Подробное ознакомление с конструкцией и организацией работы устройств экипировки и пункта технического обслуживания тепловозов.
6. Изучение и анализ научной организации труда и передовых методов работы депо, применения АСУТЧ, диспетчерского управления техническим обслуживанием, ремонтом и эксплуатацией локомотивов.
7. Подробное ознакомление с вопросами охраны труда (санитарно-гигиени-ческие условия, режим работы, снижение шума, вопросы эстетики и эргономики); охраны окружающей среды.
8. Ознакомление с вопросами экономики, производственно-финансовой деятельностью депо, мероприятиями по повышению эффективности эксплуатации, технического обслуживания и ремонта локомотивов, управления качеством труда, методами анализа производственно-хозяйственной деятельности депо.
9. Ознакомление с вопросами социально-экономической жизни коллектива
Все девять указанных пунктов должны быть отражены в отчете по практике.
Кафедра выдает каждому студенту индивидуальное задание. Основные задачи индивидуального задания – развивать навыки самостоятельного решения инженерных задач и научно-исследовательской работы. К таким задачам относятся: вопросы, разработанные в филиале кафедры при локомотивной службе СКжд; анализ отдельных технологических процессов, технического обслуживания, ремонта и эксплуатации локомотивов; комплексной механизации и автоматизации; вопросы экономики, научной организации труда; анализ надежности отдельных агрегатов локомотивов; установление оптимальных ремонтных циклов и т. п.
4. Содержание практики
Производственная подготовка для получения свидетельства «Помощник машиниста тепловоза» включает изучение: устройства и принципов работы узлов и агрегатов эксплуатируемого парка тепловозов; ПТЭ и Инструкций по сигнализации, движению и маневровой работе; должностной инструкции локомотивных бригад; инструкций и правил техники безопасности при эксплуатации локомотивов; условий работы экипировочных устройств и системы технического обслуживания тепловозов.
С этой целью для студентов организуются теоретические и практические
занятия, проводимые опытными машинистами-инструкторами, инженерно-техническим персоналом и руководителем практики от университета.
Практическая подготовка и закрепление изучаемых вопросов проводится во время практических занятий и дублерских поездок, совершаемых студентами (З-5 поездок) под руководством машиниста.
Студент допускается к работе в качестве действующего помощника машиниста после сдачи экзамена на помощника машиниста локомотива.
Под руководством машиниста-инструктора и машиниста-наставника во время работы действующим помощником машиниста студенты выполняют все работы по техническому обслуживанию тепловоза в пути следования, его приемке и сдаче, изучают передовые методы их технического обслуживания, эксплуатации и экипировки.
В этот период они знакомятся с организацией работы локомотивных бригад и тепловозов на данном участке обращения; осваивают практические приемы по вождению поездов и производству маневровой работы; детально изучают организацию, технологию и средства экипировки; топливное и смазочное хозяйства; устройства для снабжения локомотивов песком, обмывки, очистки и разворота локомотивов; хозяйство водоснабжения; систему учета труда и отдыха локомотивных бригад; условия работы локомотивных бригад на тепловозах; проблемы безопасности движения и рациональных режимов вождения поездов.
Студенты, не прошедшие медицинскую комиссию, оформляются на работу в цех эксплуатации или ремонта локомотивов на должности, не связанные с движением поездов.
Целесообразно наиболее успевающих студентов оформлять на должности
освобожденных бригадиров, техников и дублеров технологов и мастеров.
5. Вопросы, подлежащие изучению в период практики
5.1. Вопросы ремонта тепловоза
Студентом должны быть изучены:
5.1.1. Структура комплексных и специализированных бригад, их численный состав, организация работы отдельных групп ремонтных бригад, системы оплаты труда ремонтных бригад.
Особенности организации ремонта, использование АСУТЧ и имеющихся ремонтных стандартов.
5.1.2. Технология основных разборочно-ремонтно-сборочных работ.
5.1.3. Структура заготовительного участка, организация работы и роль этого участка в ремонте тепловозов.
5.1.4. Организация, технология и экономика крупно-агрегатного поточного метода ремонта.
5.1.5. Научная организация труда и передовые методы работы в депо. Организация рабочего места, расстановка оборудования, инструменты и приспособления, применяемые при ремонте. Производственная эстетика, охрана труда.
5.1.6. Автоматизация и комплексная механизация производственных процессов и подъемно-транспортных средств отделений и цехов (применение микропроцессорной техники, робототехнических устройств и др.).
5.1.7. Контроль качества выполненного ремонта; конструкции испытательных стендов и установок, средств безразборной диагностики.
5.1.8. Экономические показатели работы депо, промфинплан депо.
5.1.9. Первичная документация при ремонте тепловозов.
5.2. Эксплуатация тепловозов
В период работы студента помощником машиниста тепловоза должны быть изучены:
5.2.1. Порядок подготовки тепловоза и приемки его перед поездкой.
5.2.2. Система инструктажа тепловозных бригад перед поездкой.
5.2.3. Уход за топливной и смазочной системами и фильтрами; за водяной системой и приводом вентиляторов холодильника; за электрооборудованием и электроаппаратурой; за агрегатом наддува, воздушной и песочной системами.
5.2.4. Приемы управления тепловозом при трогании с места, остановке, ведении поезда на заданных профилях пути, пользование тормозами.
5.2.5. Порядок постановки тепловоза на отстой в депо и передача тепловоза резервной бригаде.
5.2.6. Порядок экипировки тепловозов и техника выполнения экипировочных операций.
5.2.7. Причины появления неисправностей тепловоза, способы предупреждения и устранения их (вопросы надежности локомотивов).
5.2.8. Выполнение Правил технической эксплуатации, Инструкции по сигнализации, Инструкции по движению поездов, меры по обеспечению безопасности движения поездов и других стандартов эксплуатационной работы.
5.2.9. Организация экипировки и технического обслуживания тепловозов.
5.2.10. Научная организация труда тепловозных бригад.
5.2.11. Система заработной платы локомотивных бригад.
5.2.12. Мероприятия по повышению производительности труда бригад, экономии топлива и других материалов. Оценка качества труда локомотивных бригад.
5.2.13. Мероприятия по охране труда и технике безопасности при эксплуатации тепловозов.
5.2.14. Права и обязанности дежурного по депо, ведение настольного журнала и другой документации, порядок ведения "маршрута" машиниста.
5.2.15 Показатели использования тепловозов и порядок их определения.
5.2.16. Применение АСУЖТ в эксплуатации, желательная работа студентов дублером дежурного по депо (2-3 дежурства).
6. Тематика индивидуальных заданий
Индивидуальные задания учитывают выполняемую кафедрой "Л и ЛХ" НИР и классифицируются по следующим направлениям и темам:
1. Прогрессивные методы организации ТО и ТР локомотивов в депо.
2. Организация экипировки локомотивов и экипировочные устройства (механизация и автоматизация).
3. Прогрессивные методы организации эксплуатации локомотивов (оборот локомотивов, показатели эксплуатации, вождение поездов повышенной массы и длины).
4. Организация технического обслуживания локомотивов (пункты ПТОЛ, оборудование, рабочая сила, диагностика и дефектоскопия).
5. Организация работы и отдыха локомотивных бригад, расчет потребности бригад, организация явки бригад на работу и др.
6. Управление качеством труда в депо.
7. Автоматизация и механизация ремонтных работ.
8. Анализ экономической деятельности депо.
9. Организация безопасности движения поездов.
10. Повышение эксплуатационной надежности локомотивов.
11. Экономия топлива.
12. Применение АСУТЧ в эксплуатации и ремонте локомотивов.
7. Подведение итогов практики, учет и отчетность по поездной практике
По окончании практики студент представляет на кафедру:
1. Законченный и заверенный дневник (аттестационную книжку).
2. Технический отчет, проверенный и подписанный руководителем практики от производства.
3. Свидетельство о сдаче должностного экзамена на помощника машиниста тепловоза.
Отчет состоит из пяти разделов:
1. Общие вопросы (характеристика депо).
2. Вопросы организации ремонта тепловозов.
3. Эксплуатация тепловозов.
4. Вопросы охраны труда и экологии.
5. Индивидуальное задание ( научно-исследовательская работа).
В начале отчета, необходимо дать общую характеристику депо: структура депо, объем работы , характеристика участков (зон) обращения тепловозов и участков обслуживания локомотивов локомотивными бригадами, тип локомотивного здания, схема тяговой территории.
В итоге изложения материала по каждому разделу отчета должны быть приведены личные замечания и предложения, направленные на улучшение того или иного производственного процесса. В отчете должны найти отражение данные, характеризующие особенности организации ремонта и эксплуатации тепловозов в данном депо.
Особое внимание должно быть уделено описанию механизированных и автоматизированных поточных ремонтных линий, технико-экономическому анализу их эффективности, применяемых робототехнических устройств и микропроцессорной техники.
При завершении каждой поездки студент должен фиксировать в дневнике особенности режимов ведения поезда, массы поезда, число остановок, время движения и техническую скорость, расход дизельного топлива на ведение поезда. В техническом отчете все данные о поездках должны быть подвергнуты детальному анализу и даны соответствующие рекомендации. В отчете должны быть даны результаты хронометражных наблюдений 3 поездок с анализом основных элементов оборота локомотива и бригады.
В отчете должны быть собраны материалы, характеризующие вопросы охраны труда, экономические показатели деятельности депо; затрата чел/ч на единицу ремонта (по каждому виду ремонта, выполняемого в депо), пробеги между ремонтами, продолжительность простоев в ремонтах, расходы на экипировку, расходы на эксплуатацию, отнесенные к измерителю выполняемой работы (10000 ткм брутто и 1000 км пробега) и др.
При составлении отчета студент должен пользоваться официальными материалами, имеющимися в депо (нормы, приказы, распоряжения, официальные бланки, чертежи и т. д.) и технической литературой: экспресс-информацией, журналами, имеющимися в технической библиотеке, техническом отделе.
В отчете должны быть отражены выполненные студентом индивидуальные задания и задания кафедры по научно-исследовательским разработкам.
Отчет по производственной практике не должен быть громоздким (20-
25 c.), иллюстрирован схемами, чертежами, графиками, фотоснимками, иметь оглавление и перечень использованной литературы и официальных документов. Отчет подписывается руководителем практики от производства и кафедры.
Оформленный отчет и вся указанная документация предъявляется комиссии, принимающей защиту по производственной практике. Как правило, защита практики организуется в депо по месту ее проведения в последний день практики.
Кафедра "Локомотивы и локомотивное хозяйство" поддерживает со студентами постоянную связь. Преподаватели кафедры систематически выезжают на места практики. Студенты обязаны письменно сообщить положение дел с выполнением программы практики и консультироваться по интересующим вопросам.
Рекомендуемая литература
1. Айзинбуд С.Я. Эксплуатация локомотивов. М.: Транспорт, 1990. 263 с.
2. Айзинбуд С.Я. и др. Локомотивное хозяйство. М.: Транспорт, 1986.
3. Поточные линии ремонта локомотивов в депо/Под ред. Н.И. Филькова. М.: Транспорт, 1983.
4. Типовая инструкция по охране труда для локомотивных бригад. М.: Транспорт, 1989.
5. Правила технической эксплуатации железных дорог РФ. М.: Транспорт, 2000.
6. Инструкция по сигнализации на железных дорогах РФ. М.: Транспорт, 2000.
7. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ. М.: Транспорт, 2000.
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Ростовский государственный университет
путей сообщения
____________________________________________________________________
Кафедра «Локомотивы и локомотивное хозяйство»
ОТЧЕТ
по поездной практике
в ТЧ ______________
Выполнил студент ___________________________________________________
(фамилия, и. о.)
Руководитель практики _____________ ___________________________
(должность) (фамилия, и. о.)
Ростов-на-Дону
200_
|