Скачать 1.2 Mb.
|
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА развития угольной промышленности России на период до 2030 года П А С П О Р Т Долгосрочной программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года
I. Развитие российской угольной промышленности 1. Современное состояние российской угольной промышленности Угольная промышленность России, обладая значительными разведанными и прогнозными запасами угля (второе место в мире) имеет все возможности для эффективного их извлечения и использования в целях стабильного обеспечения внутренних потребностей в угольной продукции и развития экспортных поставок. Отрасль одна из первых в ТЭК России, после проведенных структурных преобразований полностью адаптирована к рынку, производство и реализация продукции осуществляется частными предприятиями в условиях рыночного ценообразования, финансирование инвестиционных проектов осуществляется за счет собственных и привлеченных средств (около одной трети общего объема инвестиций). Последние 10 лет стали для угольной промышленности этапом стабильного развития, который совпал с восстановительным ростом экономики страны. За этот период объем добычи российского угля вырос примерно на четверть и в настоящее время превышает уровень 350 млн. тонн в год. Практически в 4 раза (в текущих ценах) вырос объем инвестиций в основной капитал угольных предприятий, ежегодно вводятся новые мощности по добыче угля в объеме более 20 млн. тонн. Угольными компаниями начата реализация масштабных проектов по освоению новых районов угледобычи в Республике Саха (Якутия) и в Забайкальском крае, Собственники угольных активов заинтересованно участвуют в наращивании мощностей угольных терминалов российских портов. Завершается реализация комплекса мер по реструктуризации угольной промышленности России. За 1992 - 2010 годы были закрыты 188 шахт и 15 разрезов, ликвидировано более 5000 километров горных выработок, снесено 14727 тыс. кв. метров зданий и сооружений, рекультивировано 5627,7 тыс. гектаров нарушенных земель, потушено и ликвидировано 36 пожаров на породных отвалах и в подземных выработках, построено 53 водоотливных комплекса и 10 очистных сооружений шахтных вод, отремонтировано 36 объектов, пострадавших от ведения горных работ, переселено из ветхого аварийного жилья 34,4 тыс. семей, реконструированы и построены 747 объектов социальной инфраструктуры, в том числе 96 котельных, 141 объект водоснабжения, 79 объектов газоснабжения, 86 объектов электроснабжения, 46 объектов теплоснабжения, 39 очистных сооружений бытовых стоков, 79 объектов связи и 181 прочий объект. В настоящее время угольная промышленность представлена 80 шахтами и 126 разрезами, четвертая часть из которых введена после 2000 года. Новые предприятия оснащены высокопроизводительной техникой и используют самые современные технологии угледобычи. В отрасли растет производительность труда, идет концентрация производства, более 70% угледобычи сегодня обеспечивают шахты и разрезы со среднегодовой мощностью соответственно 1,6 и 3,0 млн. тонн. В соответствии с требованиями рынков сбыта, и прежде всего внешнего, растет качество производимой угольной продукции. С 2000 года существенно (примерно в 1,5 раза) увеличились объемы обогащения угля, в том числе энергетического - более чем в 2 раза. За этот период введено 20 новых обогатительных фабрик и установок, 11 из них для переработки энергетического угля. Абсолютное большинство введенных обогатительных фабрик – это фабрики нового поколения. В результате доля балластной составляющей в отгружаемой угольной продукции снизилась с 33,3% до 28,5%. Реализуется «Программа по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной промышленности, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных, аварийно-спасательных частей». За период с 2008 по 2012 год уровень смертельного травматизма снижен с 0,19 до 0,15 чел. на 1 млн. тонн добычи угля. Продолжаются работы по развитию трудовых отношений, совершенствуется система оплаты труда. С 2011 года доля условно-постоянной составляющей в структуре зарплаты увеличилась до 70 процентов. Утверждена Концепция совершенствования системы подготовки и повышения квалификации персонала для организаций угольной промышленности, выполняется комплекс мероприятий по ее реализации. Одновременно существует целый ряд внутренних проблем отрасли. Увеличивается доля подземной добычи угля, осуществляемой в неблагоприятных горно-геологических условиях. За последние десять лет средняя глубина отработки пластов на шахтах увеличилась на 12%, составив 425 метров. Практически все (90,8 процентов) разрабатываемые угольные пласты являются опасными хотя бы по одному из факторов, при этом 74 процента шахт опасны по двум и более факторам одновременно. Стабильно высокой (87,3 процента) остается доля пластов, опасных по взрывчатости пыли. Остается высокой вероятность возникновения аварийных ситуаций в организациях по добыче угля, эксплуатирующих опасные производственные объекты (за 2013 год смертельно травмировано 72 человека, что на 18 человек больше прошлого года). В целях коренного снижения уровня производственного травматизма на предприятиях отрасли требуется создание системы управления промышленной безопасностью и охраной труда. В ведущих угольных бассейнах имеется целый ряд неэффективных угледобывающих производств, не имеющих перспектив и подлежащих ликвидации. В первую очередь это относится к проблемным шахтам в Прокопьевско-Киселевском районе Кузбасса и разрезу «Коркинский» в Челябинской области. Остро стоят проблемы переселения граждан из аварийного и подработанного в результате ведения горных работ жилья, реконструкции и замены объектов социальной и технической инфраструктуры. Наиболее характерными являются проблемы, связанные с необходимостью рекультивации нарушенных земель, ликвидации породных отвалов и шламоотстойников, тушения шахтных терриконов. Остается высокой вероятность возникновения аварийных ситуаций в организациях по добыче угля, эксплуатирующих опасные производственные объекты (за 2013 год смертельно травмировано 72 человека, что на 18 человек больше прошлого года). В целях коренного снижения уровня производственного травматизма на предприятиях отрасли требуется создание системы управления промышленной безопасностью и охраной труда. В последние годы в угольной промышленности из-за снижения престижности шахтерской профессии ощущается острый дефицит специалистов всех уровней. Средний возраст занятых в угольной отрасли приблизился к пенсионному возрасту (свыше 45 лет). 2. Основные системные проблемы развития угольной промышленности России Перспективы развития российской угольной промышленности связаны с решением проблем системного характера. В числе этих проблем: падение внутреннего спроса на энергетический уголь – с момента наивысшего потребления энергетического угля на внутреннем российском рынке (1988 год) этот показатель снизился в 1,6 раза. Объективная необходимость сдерживания роста цен на газ на внутреннем рынке до уровня равнодоходности с экспортом не позволяет угольной продукции конкурировать с газом в сфере электроэнергетики и в жилищно-коммунальном хозяйстве; неразвитость инфраструктуры в новых районах добычи угля – для дальнейшего освоения Эльгинского каменноугольного месторождения необходимо достроить железнодорожную ветку от станции Эльга до разреза «Эльгинский»; без строительства железнодорожной ветки Кызыл-Курагино невозможно вести освоение Улуг-Хемского каменноугольного бассейна, строительство железнодорожной линии Новая Чара – Апсатская предполагается для освоения Апсатского месторождения, кроме того, требуется строительство мостов, электроподстанций, рабочих поселков и т.д.; отсутствие мотивации у пользователя недр при проведении работ по геологическому изучению и разведке участков недр с низкой степенью геологической изученности; недостаточное развитие Восточного полигона сети железных дорог, недостаточная пропускная способность в зоне БАМа, «узкие места» железнодорожного участка Междуреченск-Тайшет, железнодорожных подходов к портам Северо-Запада и Юга России; наличие проблем шахтерских моногородов в действующих угольных бассейнах – города Зверево и Гуково (Ростовская обл.), а также Ленинск-Кузнецкий и Прокопьевск (Кемеровская область) в кризисный период 2009- 2010 гг. были признаны моногородами и включены в перечень нуждающихся в первоочередной помощи; неконкурентоспособность продукции российского угольного машиностроения и усиливающаяся в связи с этим зависимость отрасли от импорта технологий и оборудования. Доля импортного оборудования в общем количестве используемой основной горно-транспортной техники постоянно растет, только за 2010-2012 годы она увеличилась с 37% до 49,6%. По итогам 2012 года доля импортных очистных комбайнов достигла 75,1%, погрузчиков – 83,8%, технологических автомобилей – 87,4 процента. затянувшийся (в связи с недостаточностью выделяемых бюджетных средств) процесс реструктуризации угольной отрасли, значительный объем дополнительной социальной нагрузки, отсутствующий в других отраслях экономики (пайковый уголь, социальные доплаты к пенсиям и др.); низкая средняя рентабельность продаж угля, короткие сроки кредитования и высокий уровень процентных ставок по банковским кредитам, препятствующие привлечению финансовых ресурсов на цели модернизации угольной промышленности и повышения безопасности работ; нарастающий дефицит квалифицированных трудовых кадров на фоне непрестижности профессии горняка по условиям труда и уровню его оплаты. В настоящее время уже сделаны первые шаги по решению системных проблем угольной отрасли: - в части ресурсного обеспечения – приказом Минприроды России № 553 от 26.11.2013 утверждена Программа лицензирования угольных месторождений на период до 2015 года. Предусмотрен ежеквартальный контроль реализации Программы и ежегодная ее актуализация; - в части развития производственного потенциала – принят Федеральный закон от 30.09.2013 N 267-ФЗ, направленный на создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности и поддержки создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Законом предусмотрено обнуление для таких проектов ставки налога на прибыль, перечисляемого в федеральный бюджет сроком на 10 налоговых лет. По усмотрению субъекта федерации может быть предусмотрена пониженная ставка налога на прибыль, перечисляемого в региональный бюджет. Кроме того, предусмотрено обнуление ставки НДПИ до начала применения нулевой ставки по налогу на прибыль и в течение первых 24 периодов после; - в части развития Восточного полигона сети железных дорог – по итогам совещания у Президента Российской Федерации В.В. Путина было принято решение, согласно которому общий объем финансирования расширения Транссиба и БАМа до 2018 г. составит 562 млрд. руб., из которых 300 млрд. руб. может быть привлечено за счет инвестпрограммы ОАО «РЖД», 110 млрд. руб. составят прямые бюджетные инвестиции, а 150 млрд. руб. – привлеченные средства Фонда национального благосостояния. В результате объем грузопотока должен увеличиться на 55 млн. т в год; - в части повышения средней рентабельности продаж угольной продукции – Правление Федеральной службы по тарифам России с учетом принятых Правительством Российской Федерации решений о сохранении в 2014 г. тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, выполняемые ОАО «РЖД», на уровне 2013 г. и последующей их ежегодной индексации в соответствии с показателями инфляции за предыдущий год приняло решение об установлении долгосрочных параметров индексации тарифов на железнодорожные перевозки на период до 2018 года; - в части создания безопасных условий труда – законодательно установлены требования обязательной дегазации в шахтах и повышения квалификации не реже раза в 5 лет; утверждена госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», содержащая подпрограмму «Современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт»; в 2012 г. создано НП «Объединение проектировщиков горного производства»; - законодательно установлены особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах; условно-постоянная часть заработной платы горняков увеличена с 45 до 70%; установлены условия выплат страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; создано объединение работодателей; с 1 апреля 2013 г. вступило в действие Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на 2013- 2015 годы; - в части профессиональной подготовки кадров – выполняется «Комплекс мероприятий по реализации в 2012-2014 гг. Концепции совершенствования системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала угольной отрасли; формируется система региональных минерально-сырьевых университетов; компаниями созданы корпоративные системы подготовки и повышения квалификации кадров, в 2014 году на базе объединения работодателей угольной промышленности будут разработаны первоочередные профессиональные стандарты. 3. Современные вызовы для развития угольной промышленности Основным вызовом для развития угольной промышленности России в настоящее время является превышение предложения угля над спросом, приведшее к долговременному снижению цен на внешних угольных рынках. Причинами являются стагнация экономики в еврозоне и последствия «сланцевой революции» в США, в результате которой экспорт угля из этой страны за три последних года увеличился почти на 72 млн. тонн. Произошло перераспределение мировых потоков угля, а главное обострилась конкуренцию на традиционных рынках сбыта российского угля. В этих условиях особенно уязвимыми оказались угольные компании-экспортеры, добычные предприятия которых работают в Кузбассе. Этот угольный бассейн равноудален как от портов западного направления, так и от портов восточного направления, причем среднее расстояние перевозки в обоих направлениях превышает 4500 км, а доля железнодорожного тарифа в цене у потребителя достигает 40-50 процентов. При этом угольные компании теряют прибыль, если не оказываются убыточными. При сохранении низких цен на международном рынке угля на длительный период, а такие прогнозы дает ряд аналитиков, многим угольным предприятиям грозит скорое банкротство. В свою очередь, это потребует от государства мер по социальной защите трудящихся закрываемых предприятий, поскольку на формирование полноценного ликвидационного фонда (фондов) может потребоваться не один десяток лет. Наиболее вероятным ответом на этот вызов может стать постепенный переход старых угольных бассейнов к использованию угля в месте производства. Этой цели призван служить кластерный подход, состоящий в создании взаимосвязанных производств на базе угольных месторождений, направленный на более полное использование потенциала угля как полезного ископаемого. В настоящее время представляется наиболее вероятным создание угольно-энергетических и угольно-технологических кластеров, ориентированных на выработку электроэнергии на угле, переработку, включая глубокую переработку, угля в продукцию с высокой добавленной стоимостью, использование отходов производства. Для сохранения конкурентоспособности российской угольной продукции на внешних рынках представляется целесообразным осваивать новые месторождения углей, пользующихся спросом на внешних рынках, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Расположение таких месторождений вблизи границ позволит существенно снизить транспортные затраты по сравнению с предприятиями, расположенными в центре территории страны. Кроме того, такой сдвиг может обеспечить увеличение сбыта российских углей на более емком угольном рынке АТР по сравнению с Атлантическим, доля России на котором составляла в 2012 году всего 5,9 процентов. Еще одним вызовом развитию угольной промышленности России является отсутствие условий и стимулов для формирования в электроэнергетике страны угольной генерации. В ближайшей перспективе ценовое соотношение газ/уголь, стимулирующее строительство энергоблоков нового поколения, не будет достигнуто, в связи с чем рыночные механизмы не предоставляется возможным задействовать. Предстоящая объективно необходимая газификация регионов, в первую очередь в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, также серьезно осложнит решение проблем расширения использования угля на внутреннем рынке. Для угольной промышленности на востоке страны перспективы связаны с экспортом, как указывалось выше, а также с формированием новых промышленных зон на базе угольных месторождений в неосвоенных районах, где рядом с месторождениями угля находятся месторождения руд цветных и редких металлов, строительных материалов. Освоение таких месторождений предполагает строительство угольных электростанций, электроэнергия с которых будет использоваться при создании и функционировании территориально-производственных комплексов. Кроме того, сохраняется вероятность строительства угольных энергоблоков большой мощности в пограничных с Китаем районах Забайкалья и Дальнего Востока для экспорта электроэнергии. 4. Целевое видение развития угольной промышленности Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года – документ, который должен обеспечить условия для перехода отрасли из текущего состояния в новое, которое должно отвечать целому ряду требований. Сырьевая база угольной промышленности должна обеспечивать добычу в требуемых объемах по маркам, пользующимся устойчивым спросом. Смещение добычи угля на восток страны позволит достичь эффекта догоняющего роста за счет создания новых центров угледобычи, использующих наиболее продвинутые технологии, на участках с благоприятным залеганием угольных пластов, обеспечивающим высокую рентабельность добычи и производительность труда на мировом уровне. Повышения рентабельности угледобывающих предприятий в старых районах угледобычи возможно достичь за счет модернизации с применением наиболее прогрессивной техники, обеспечивающей высокий уровень промышленной безопасности и производительности труда, перехода к кластерному подходу в организации производства, что позволит снизить объемы и балластную составляющую при перевозке угля и продуктов его переработки, в том числе глубокой. Постепенное смещение угольных предприятий-экспортеров из Кузбасса на восток страны позволит сохранить конкурентоспособность российского угля на международных рынках за счет снижения транспортных затрат. В старых районах угледобычи получат развитие угольно-технологические (включая глубокую переработку угля), углехимические кластеры (в том числе получение из низкокачественных коксующихся углей кокса, СЖТ и новых химических продуктов) и энергоугольные кластеры, позволяющие комплексно использовать возможности угольных месторождений. В восточных районах страны помимо кластерного подхода получат развитие территориально-производственные комплексы, ориентированные на совместную разработку угля и залегающих рядом металлических руд. Внедрение единых систем управления промышленной безопасностью позволит существенно снизить уровень производственного травматизма и профзаболеваний. Использование наиболее современных технологий при модернизации старых и строительстве новых угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий, предусматривающих очистные сооружения, которые позволят минимизировать вредные выбросы в окружающую среду. Ежегодный уровень рекультивации нарушенных земель приблизится к годовому объему нарушений. Завершится реструктуризация угольной промышлености России. Будут выполнены в полном объеме обязательства государства по обеспечению мер социальной защиты высвобожденных работников ликвидированных предприятий и охраны территорий от экологических и иных последствий добычи угля. В процессе создания системы планомерного выбытия неэффективных производств начнется формирование ликвидационного фонда (фондов), заработает механизм ликвидации предприятий-банкротов до начала финансирования из ликвидационного фонда с обеспечением всех положенных по закону мер социальной защиты увольняемых трудящихся ликвидируемых угольных предприятий. Новые образовательные и профессиональные стандарты позволят подготовить и трудоустроить специалистов необходимых в угольной промышленности профессий в требуемом количестве. Строительство благоустроенных поселков с необходимой социальной инфраструктурой позволит привлечь специалистов к освоению новых угольных месторождений в отдаленных местностях. Российская угольная отрасль обладает всеми возможностями стать современной отраслью производства с высококонкурентной продукцией. Конкурентные преимущества российской угольной отрасли в рамках отечественного топливно-энергетического комплекса заключаются: в наличии огромных (2-е место в мире) запасов угля, которых при существующем уровне добычи хватит на 600 лет; в наличии значительного опыта использования этого энергоресурса, повышении устойчивости энергоснабжения (в том числе в кризисных ситуациях); в возможности выхода на мировой рынок; в наличии существенных резервов повышения эффективности; в многообразии различных видов угольной продукции; в возможности адаптации к меняющимся условиям рынка; в интеграции с приоритетными направлениями инновационного развития экономики; во вкладе в региональную энергетическую безопасность. II. Цели и задачи, структура и этапы реализации Программы 1. Цели и задачи Программы Как следует из анализа состояния, основных проблем и перспектив развития российской угольной промышленности, преодоление существующих вызовов и рисков на пути ее эффективного и устойчивого долгосрочного развития может быть обеспечено лишь на основе государственно-частного партнерства, важнейшим инструментом которого призвана стать Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года (далее - Программа). Реализация принципов государственно-частного партнерства в первую очередь требует согласования долгосрочных интересов государства и бизнеса в этой сфере, а также объединения усилий государства и бизнеса, разделения ответственности и рисков. Основные интересы государства в рассматриваемой сфере связаны с реализацией зафиксированных в Энергетической стратегии России на период до 2030 года положений долгосрочной государственной энергетической политики в рамках перехода России к инновационному социально ориентированному типу экономического развития в соответствии с утвержденной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития страны. Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года стратегическими целями развития угольной промышленности являются надежное и эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на высококачественное твердое топливо и продукты его переработки, обеспечение конкурентоспособности угольной продукции в условиях насыщенности внутреннего и внешнего рынков альтернативными энергоресурсами, повышение уровня безопасности функционирования угледобывающих предприятий и снижение их вредного воздействия на окружающую среду. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны к долгосрочным приоритетам социально-экономического развития относятся развитие человеческого потенциала России, стимулирование предпринимательской активности и привлечения капитала в экономику, структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах, в том числе в энергетике, укрепление внешнеэкономических позиций России, переход к новой модели пространственного развития российской экономики. Таким образом, именно обеспечение (или необеспечение) необходимого вклада угольной промышленности в достижение указанных стратегических ориентиров является с позиции государства определяющим. Интересы бизнеса связаны с экономически эффективным функционированием и инвестиционной привлекательностью угольных предприятий, максимизацией прибыли, сохранением имеющихся и занятием новых ниш на внутреннем и внешнем рынках угольной продукции, а также с возможностями осуществления долгосрочных планов развития компаний. Общей базой для успешной реализации долгосрочных интересов как государства, так и бизнеса в условиях рыночной экономики, может служить лишь максимальное использование потенциальных конкурентных преимуществ российских угольных компаний. Таким образом, целью Программы является реализация потенциальных конкурентных преимуществ российских угольных компаний в рамках осуществления долгосрочной государственной энергетической политики и перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны. Главными направлениями объединения усилий государства и бизнеса в рассматриваемой сфере являются: модернизация угольного производства, предусматривающая уход от неэффективных технологических, организационных и экономических решений во всех базовых для его функционирования подсистемах; создание "среды развития" угольных компаний, обеспечивающей возможность реализации наиболее перспективных инновационных проектов по усилению ее производственного потенциала и занятию угольной продукцией новых рыночных ниш, организация рационального взаимодействия со смежными отраслями; совместное формирование и последовательное применение механизмов поэтапной реализации Программы, в том числе для выполнения требований повышения безопасности и корпоративной социальной ответственности угольных компаний. Указанные главные направления реализуются путем решения следующих основных задач, необходимых для достижения поставленной цели: развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование; развитие производственного потенциала существующих мощностей по добыче и переработке угля и освоение новых угольных месторождений; завершение реструктуризации угольной промышленности; развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля; технологическое развитие отрасли и укрепление научно-технической базы компаний и научных центров; обеспечение промышленной и экологической безопасности, охраны труда в угольной отрасли; развитие трудовых отношений и корпоративной социальной ответственности угольных компаний; совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для угольной промышленности. С целью решения каждой из указанных задач формируется конкретный проект поэтапного развития соответствующего направления на перспективу до 2030 года, реализуемый при объединении усилий и разделении ответственности государства и бизнеса. Сфера ответственности государства включает прежде всего совершенствование нормативно-правовой базы эффективного функционирования и модернизации производства, обеспечение действенного надзора (усиление соответствующих функций) и создание благоприятного инвестиционного климата. Сфера ответственности бизнеса включает в том числе активное выдвижение и реализацию проектов модернизации производства, обеспечение промышленной безопасности и охраны труда, а также выполнение социальных обязательств. Государство оказывает определяющее влияние на такие сферы, как: формирование рынков, включая в том числе вопросы тарифно-ценовой политики и задания долгосрочных программных ориентиров развития смежных отраслей (электроэнергетика, газовая промышленность, транспорт), вопросы регионального социально-экономического развития и рациональных топливно-энергетических балансов; развитие и использование различных форм государственной поддержки, учитывающих в том числе длительный инвестиционный цикл в угольной отрасли; формирование комфортной социальной и инвестиционной среды через устранение нефинансируемых федеральных мандатов, закрепленных за угольной отраслью в предыдущие годы; развитие науки и образования. Типовые стадии развития отношений между государством и бизнесом предусматривают: совершенствование законодательства, обеспечивающего безопасность при проектировании, строительстве и эксплуатации угольных предприятий, и создание эффективного механизма государственно-частного партнерства; развитие рынка, в том числе стимулирование сооружения новой угольной генерации, развития инфраструктуры; стимулирование инвестиционного процесса, в том числе по модернизации горного хозяйства, освоению новых месторождений. Основные индикаторы достижения поставленной цели отражают важнейшие продвижения в сферах модернизации и устойчивого развития угольной отрасли, повышения качества угольной продукции и занятия новых рыночных ниш, повышения эффективности и инвестиционной привлекательности отрасли, обеспечения промышленной и экологической безопасности, а также выполнения социальных обязательств и роста поступлений в бюджет. Соответствующий перечень указанных индикаторов включает: удельный вес мощностей, введенных с начала реализации Программы, в общем объеме мощностей по добыче угля; доля актуализированных нормативно-правовых актов в сфере проектирования, строительства и эксплуатации угледобывающих предприятий; рентабельность активов (отношение чистой прибыли к стоимости всех активов); калорийный эквивалент угольной продукции для энергетики; средняя дальность перевозки угольной продукции; объем добычи на одного занятого в отрасли; производство товарной продукции на одного занятого в отрасли за период реализации Программы; удельный травматизм со смертельным исходом на 1 млн. тонн добычи; удельный травматизм со смертельным исходом на 1000 работников по основному виду деятельности; удельный сброс загрязненных сточных вод в водные объекты; удельный выброс загрязняющих веществ в атмосферу; поступления в бюджет (недропользование, налоги). 2. Структура и этапы реализации Программы Программа состоит из 7 подпрограмм, включающих в себя 32 укрупненных мероприятия. Конкретизация мероприятий произведена через инвестпроекты, которые сведены в отдельное развернутое приложение с указанием затрат по этапам реализации Программы. Специальные разделы Программы содержат описание механизмов реализации Программы, рисков и возможных мероприятий по их минимизации (управлению), а также оценку ожидаемых результатов. Первый этап включает в себя реализацию комплекса программных мер по стабилизации ситуации в отрасли, завершение мероприятий по реструктуризации отрасли, техническое перевооружение и интенсификацию угольного производства, увеличение объемов обогащения угля, снижение аварийности и травматизма на угледобывающих предприятиях, дальнейшее развитие экспортного потенциала угольных компаний. Второй этап включает в себя формирование новых центров угледобычи на новых угольных месторождениях с благоприятными горно-геологическими условиями, оснащение предприятий отрасли современной высокопроизводительной техникой и технологиями, отвечающими мировым экологическим нормам, снятие системных ограничений при транспортировке угольных грузов на внутренний и внешний рынки, развитие системы аутсорсинга, достижение максимальной переработки каменного энергетического угля с учетом требований внутреннего рынка, реализацию пилотных проектов на базе российских технологий глубокой переработки угля и добычи шахтного метана. Третий этап включает в себя кардинальное повышение производительности труда при обеспечении мировых стандартов в области промышленной безопасности и охраны труда, экологической безопасности при добыче и обогащении угля, промышленное получение продуктов глубокой переработки угля (синтетическое жидкое топливо, этанол и др.) и сопутствующих ресурсов (метан, подземные воды и строительные материалы). Мероприятия Программы, включаемые в проекты государственных программ, приведены в приложении 1. III. Система мероприятий Программы 1. Подпрограмма "Развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование" Целью подпрограммы является обеспечение сбалансированного развития и использования угольной сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики страны в угольных ресурсах, а также геополитических интересов Российской Федерации. Мероприятия, реализуемые в рамках подпрограммы, направлены на: воспроизводство ресурсов и запасов угля с учетом концентрации средств федерального бюджета и внебюджетных источников на выполнение геолого-разведочных работ в наиболее перспективных районах; обеспечение рационального недропользования. В целом состояние угольных ресурсов Российской Федерации оценивается как удовлетворительное. Однако, при достаточно высоких валовых показателях запасов угля, учтенного государственным балансом, величина благоприятных для освоения (активных) запасов угля существенно ниже. Кондиционные ресурсы угля России, учтенные при разработке Программы приведены в приложении № 2. Компенсация отрабатываемых запасов угля в результате их прироста с учетом добывающих мощностей угольных компаний и растущих потребностей теплоэлектроэнергетики, черной и цветной металлургии, химической промышленности требует наращивания ресурсной базы угля, для этого необходимо создать основу планирования геологоразведочных работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета и средств недропользователей, учитывающую состояние и перспективы развития угольной промышленности Российской Федерации. Мероприятия по воспроизводству ресурсов и запасов угля включают в себя проведение: опережающих прогнозно-минерагенических и целевых рекогносцировочных работ; поисковых и поисково-оценочных работ; разведочных работ. В результате выполнения этих работ будет обеспечена локализация прогнозных ресурсов, подготовлены перспективные площади для передачи на лицензионной основе недропользователям, достигнут прирост запасов угля. Основные объемы поисковых, оценочных и разведочных работ намечаются в бассейнах и месторождениях Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, где возможен открытый способ добычи. При этом максимальным потенциалом роста угледобычи в долгосрочной перспективе, исходя из основных характеристик ресурсной базы (запасы и качество угля, геологические условия, возможность использования открытого способа разработки) обладают Дальний Восток и Байкальский регион, Восточно-Сибирский экономический регион страны На первом этапе реализации подпрограммы будут осуществляться мероприятия по обеспечению минерально-сырьевыми ресурсами действующих угледобывающих производств в освоенных угледобывающих районах, на втором этапе – по созданию условий для формирования новых сырьевых баз угля в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, Байкальского региона, Республики Коми и на Урале, на третьем этапе – по обеспечению минерально-сырьевыми ресурсами действующих угледобывающих производств в традиционных и новых районах добычи угля. Мероприятия по обеспечению рационального недропользования включают меры нормативно-правового, экономического и контрольно-надзорного характера. На первом этапе реализации подпрограммы будет создано необходимое нормативно-правовое обеспечение повышения рациональности недропользования, разработаны проекты федеральных законов о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части повышения эффективности управления в области использования и охраны подземных вод, в части проведения экспертизы технических проектов за счет средств пользователей недр и в части предоставления права недропользователям осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для собственных нужд в границах лицензионных участков. Будут разработаны: методика расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах; предложения о внесении изменений в действующее законодательство в части формирования ликвидационных фондов недропользователей. Одновременно будут выполняться мероприятия по согласованию проектной документации на разработку месторождений и осуществлению контрольно-надзорной деятельности за выполнением лицензионных соглашений. Осуществление этих мероприятий продолжится на втором и третьем этапах реализации подпрограммы. Рациональному недропользованию будет способствовать осуществление контрольных мероприятий по выполнению лицензионных соглашений в соответствии с планом контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в комплексе мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы угольной промышленности предусматривают: разработку научного обоснования обстановки, благоприятной для выявления на территории России угольных месторождений; разработку прогнозно-поисковых моделей угольных месторождений; переоценку и геолого-экономический анализ ресурсов и запасов угольных месторождений нераспределенного фонда; разработку технологий применения комплекса современных экспрессных полевых и лабораторных методов изучения минерального вещества при поисках и оценке угольных месторождений; создание информационных технологий мониторинга и управления запасами угля; создание научно-аналитической базы, нормативно-методического и правового обеспечения изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы угольной промышленности, а также рационального недропользования. Основные |
Концепция развития информационного общества в томской области на период до 2030 года Томской области до 2030 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 26. 03. 2015 №2580 «Об утверждении... |
Стратегия социально – экономического развития Алексеевского муниципального... Паспорт Стратегии социально-экономического развития Алексеевского муниципального района на 2016-2021 годы и плановый период до 2030... |
||
Стратегия социально-экономического развития Чистопольского муниципального... Паспорт Стратегии социально-экономического развития Чистопольского муниципального района на 2016-2021 годы и плановый период до 2030... |
Вадим Борисов Забастовки в угольной промышленности Саймону Кларку Другу и Учителю Сергею Алашееву, Ольге Винокуровой и Антону Леппику, вместе с которыми мне посчастливилось работать на протяжении нескольких лет,... |
||
Стратегия социально-экономического развития Чистопольского муниципального... ПаспортСтратегии социально-экономического развития Чистопольского муниципального района на 2016-2021 годы и плановый период до 2030... |
Паспорт Стратегии социально-экономического развития Тюлячинского... Тюлячинского муниципального района на 2016-2021 годы и плановый период до 2030 года |
||
Доклад по результатам указанных публичных обсуждений направлен в... Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года |
I настоящий Коллективный договор (далее по тексту Договор) является... Федеральным отраслевым соглашением по угольной промышленности Российской Федерации на период с 01. 04. 2013 года по 31. 03. 2016... |
||
Инструкция по разработке проекта противопожарной защиты угольной шахты Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельности в угольной промышленности |
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры... Анализ текущего состояния коммунального хозяйства муниципальных образований муниципального района, особенностей рынка коммунальных... |
||
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры... Анализ текущего состояния коммунального хозяйства муниципальных образований муниципального района, особенностей рынка коммунальных... |
Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники... «Техническое перевооружение и реконструкция научно-испытательной, опытной и производственной базы по аэродинамике и прочности, 1-й... |
||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... На тему: Современное состояние и перспективы развития угольной промышленности в Китае |
Стратегия социально – экономического развития бургинского сельского поселения до 2030 года Анализ существующего состояния территории. Проблемы и направления ее комплексного развития |
||
Министерство труда и социальных вопросов СССР постановление Ссср, Министерства общего машиностроения ссср, Министерства нефтяной и газовой промышленности ссср, Министерства угольной промышленности... |
Социально-экономического положения арзгирского муниципального района Стратегией социально-экономического развития Арзгирского муниципального района Ставропольского края на период до 2030 года. Принимались... |
Поиск |