Документ предоставлен КонсультантПлюс
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА
ЦЕНТР НОТАРИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
НОТАРИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА:
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
ВЫПУСК 3
Т.И. ЗАЙЦЕВА, И.Г. МЕДВЕДЕВ
Зайцева Татьяна Ильинична - руководитель отдела нотариальной практики Центра нотариальных исследований при Федеральной нотариальной палате, советник президента и главный консультант Нотариальной палаты Свердловской области (темы 1 - 7).
Медведев Игорь Геннадьевич - кандидат юридических наук, доктор права (Франция), доцент кафедры гражданского процесса УРГЮА, руководитель отдела зарубежного нотариата центра нотариальных исследований при Федеральной нотариальной палате (темы 8 - 11).
Предисловие
После выхода в 2007 и 2008 гг. двух первых выпусков книги "Нотариальная практика: ответы на вопросы", подготовленных в центре нотариальных исследований при Федеральной нотариальной палате России, количество вопросов, регулярно получаемых от нотариусов и других юристов-практиков, только возросло. Среди причин - и изменения в законодательстве, значительно расширившие компетенцию нотариусов в сфере корпоративного права и в области залоговых отношений, и объективное увеличение у нотариусов определенных категорий дел, например международных, и традиционная противоречивость законодательства, не говоря уже об эволюции судебной и нотариальной практики. Поэтому решение о подготовке очередного выпуска данного практического издания было закономерным.
Как и предыдущие выпуски, данная книга представляет собой ответы на вопросы, наиболее часто возникающие при осуществлении нотариальной деятельности и нередко имеющие дискуссионный характер. В основе ответов - авторский анализ действующего законодательства, доктрины и судебной практики, а также многолетний опыт профессионального общения с нотариусами.
Среди новых тем, включенных в 3-й выпуск, - вопросы, связанные с применением обновленного законодательства об обществах с ограниченной ответственностью, об участии нотариусов в процедурах внесудебного обращения взыскания на заложенное имущество, а также массив международно-правовых вопросов, касающихся как общих условий участия иностранных субъектов в нотариальном производстве, так и сложных проблем международного наследования или имущественных отношений супругов смешанных браков.
Авторы и центр нотариальных исследований будут благодарны всем, кто направит в наш адрес по факсу или по электронной почте свои отзывы и пожелания, а главное - новые вопросы.
Наш адрес: 620026, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 177 "В". Факс: (343)254-29-66. E-mail: notiss@notiss.ru.
С уважением и добрыми пожеланиями,
Татьяна Зайцева и Игорь Медведев
1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА
Каковы особенности совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления в свете нового законодательства?
В соответствии с ранее действовавшим законодательством (ч. 4 ст. 1 и ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате; далее - Основы) в случае отсутствия в поселении нотариуса право совершать нотариальные действия, предусмотренные ст. 37 Основ, имели глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения. Данные изменения были внесены в Основы Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" и действовали с 15 января 2008 г.
К сожалению, долго ожидаемые (с 1993 г.) изменения в законодательстве по данному вопросу не отличались корректностью и на протяжении всего периода применения соответствующих норм в 2008 г. успели породить определенного рода дискуссии. В частности, имела место попытка отождествления понятий "поселение" и "муниципальное образование", которые нельзя признать совпадающими по содержанию. Муниципальное образование - это субъект гражданско-правовых отношений, а в ст. 1 Основ речь о субъекте не идет, под "поселением" следовало понимать населенный пункт, в котором отсутствуют нотариусы.
Нет необходимости убеждать, что перечисленные нормы, содержащиеся в Основах и в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ), несут огромную социально-политическую нагрузку. В Российской Федерации имеется множество населенных пунктов, учреждение должности нотариуса в которых бессмысленно. Это экономически и социально слаборазвитые, так называемые неперспективные поселения, малочисленные по количеству жителей деревни и села, зачастую находящиеся на значительном расстоянии от административных центров. В таких населенных пунктах проблема получения жителями нотариальной помощи весьма актуальна.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Основы законодательства о нотариате внесены изменения, касающиеся возможности совершения нотариальных действий главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления.
Часть 4 ст. 1 и ст. 37 Основ изложены в следующей редакции.
В случае если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно, глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать следующие нотариальные действия:
1) удостоверять завещания;
2) удостоверять доверенности;
3) принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им;
4) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
5) свидетельствовать подлинность подписи на документах.
Понятия поселения, муниципального района, межселенной территории и т.п. установлены ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).
В указанном Федеральном законе используются следующие основные термины и понятия:
сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
поселение - городское или сельское поселение;
муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;
межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений;
органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;
административный центр сельского поселения, муниципального района - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.
В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов и в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
Несмотря на то что в новой редакции ч. 4 ст. 1 Основ в отношении субъектов, имеющих право совершать отдельные виды нотариальных действий, использован соединительный союз "и", разумеется, что совершает их либо глава местной администрации поселения, либо специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения.
Нотариальные действия вышеуказанными должностными лицами совершаются в соответствии с Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 27.12.2007 N 256 (далее - Инструкция).
Согласно данной Инструкции глава местной администрации поселения, в котором отсутствует нотариус, имеет право совершать нотариальные действия по должности.
Решением главы местной администрации поселения, в котором отсутствует нотариус, совершение нотариальных действий может быть возложено на одно или несколько должностных лиц местного самоуправления.
Информация о принятом решении должна быть доведена до сведения граждан, проживающих на территории поселения, территориального органа Федеральной регистрационной службы и нотариальной палаты субъекта Российской Федерации.
Нотариальное делопроизводство осуществляется должностными лицами местного самоуправления в соответствии с правилами нотариального делопроизводства, утверждаемыми Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Нотариальное делопроизводство ведется должностными лицами местного самоуправления на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик, входящих в состав Российской Федерации, автономной области и автономных округов. Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком.
При совершении нотариального действия должностным лицом местного самоуправления на документы проставляется собственноручная подпись указанного лица и оттиск печати местной администрации поселения.
Таким образом, общие принципы и правила совершения нотариальных действий указанными должностными лицами соответствуют Основам законодательства о нотариате.
В Инструкции содержится указание, что при совершении нотариальных действий на документах проставляется оттиск печати местной администрации поселения. В соответствии с Указом Президента РФ от 29.12.2008 N 1873 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления поселений" Государственный герб Российской Федерации должен быть помещен на печатях органов местного самоуправления поселений, используемых главами местной администрации поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений при совершении нотариальных действий в случае отсутствия в поселении нотариуса, а также воспроизводится на оформленных и (или) выдаваемых ими в связи с совершением нотариальных действий документах.
Каков порядок производства выемки нотариальных документов?
Порядок производства выемки нотариальных документов осуществляется в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства. Согласно ст. 183 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ) при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.
Согласно п. 3 указанной статьи (в редакции Федерального закона от 03.12.2007 N 322-ФЗ) выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ.
Статьей 5 Основ установлен принцип тайны совершения нотариальных действий. Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий, или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных Основами.
Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.
Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов. Справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, представляются в налоговый орган в случаях, предусмотренных ст. 16 Основ. Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя.
Следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о производстве выемки, о чем выносится постановление.
Ходатайство о производстве выемки подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства указанного предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства.
В судебном заседании вправе участвовать прокурор, следователь и дознаватель.
Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства выемки или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.
До начала выемки следователь обязан предложить добровольно выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.
Выемка производится в порядке, установленном ст. 182 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными ст. 183 УПК.
При производстве выемки могут быть вскрыты любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть, не допускается не вызываемое необходимостью повреждение имущества.
Следователь должен принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе выемки обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц.
Также следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится выемка, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания выемки.
При производстве выемки во всяком случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота.
Изъятые документы предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при выемке, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте выемки, что удостоверяется подписями указанных лиц.
При производстве выемки участвует нотариус, в помещении которого производится выемка, либо лицо, исполняющее обязанности временно отсутствующего нотариуса. При производстве выемки вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится выемка.
При производстве выемки составляется протокол в соответствии со ст. ст. 166 и 167 УПК РФ.
В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены документы, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые документы должны быть перечислены с точным указанием их реквизитов.
Протокол выемки составляется в ходе выемки или непосредственно после ее окончания. Копия протокола вручается нотариусу, в помещении которого была произведена выемка.
Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве выемки могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.
В протоколе указываются:
1) место и дата производства выемки, время ее начала и окончания с точностью до минуты;
2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
3) фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в выемке, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.
В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в выемке.
В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в выемке, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств.
Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в выемке. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.
Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в выемке.
К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации и др., выполненные при производстве выемки.
При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего по возбужденному уголовному делу, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе выемки, в которой участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.
Протокол должен также содержать запись о разъяснении участникам выемки их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий.
В случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в выемке, подписать протокол следственного действия следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии.
Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный протокол.
Если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания.
Подлежит ли обложению налогом на добавленную стоимость оказание нотариусами дополнительных услуг правового и технического характера?
Оказание нотариусами дополнительных услуг правового и технического характера не облагается налогом на добавленную стоимость. Такой вывод сделан Верховным Судом РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассмотрела в судебном заседании от 16.01.2007 (Определение СК N 5-В06-135) дело по иску ИМНС N 19 по ВАО г. Москвы к нотариусу О. о взыскании налога, пени и штрафных санкций по надзорной жалобе представителя О. - К.Н.Н. на решение Измайловского районного суда г. Москвы от 23.12.2003, определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10.03.2004 и Постановление президиума Московского городского суда от 23.03.2006.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ установила:
ИМНС N 19 по ВАО г. Москвы обратилась в суд с иском к нотариусу О. о взыскании налога, пени и штрафных санкций, указывая, что в результате проведенной ИМНС N 19 по ВАО г. Москвы выездной налоговой проверки частного нотариуса О. по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2001 по 31.12.2001 были выявлены нарушения, отраженные в соответствующем акте. С учетом результатов налоговой проверки сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, составила 70721 руб. По результатам налоговой проверки ИМНС N 19 г. Москвы 24.07.2002 было вынесено решение о привлечении нотариуса О. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога, что составило 14144 рубля 20 коп. Также ей было предложено перечислить в бюджет указанную сумму штрафа, неуплаченный налог в размере 70721 руб., пени в размере 16780 руб. 43 коп., а всего 101645 руб. 63 коп., о чем в адрес нотариуса было направлено соответствующее требование.
Решением Измайловского районного суда г. Москвы от 23 декабря 2003 г. иск был удовлетворен. Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 марта 2004 г. решение суда оставлено без изменения. Постановлением президиума Московского городского суда от 23 марта 2006 г. вынесенные судебные постановления были оставлены без изменения.
В надзорной жалобе представитель О. - К.Н.Н. - просит вынесенные судебные постановления отменить и направить дело на новое судебное рассмотрение.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 26 июня 2006 г. дело истребовано в Верховный Суд РФ.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 21 ноября 2006 г. дело передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ нашла, что имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
При рассмотрении дела Судебной коллегией в судебном заседании представитель О. - К.Н.Н. просил вынесенные по делу судебные постановления отменить и принять новое решение, не направляя дело на новое рассмотрение, или направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
При рассмотрении дела судом были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Статьей 1 Основ установлено, что нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
Нотариальная деятельность не является предпринимательской деятельностью и не преследует цели извлечения прибыли (п. 6 указанной статьи Основ).
В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Как следует из пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, к объектам налогообложения при исчислении налога на добавленную стоимость отнесена, в частности, реализация товаров (работ, услуг).
Понятия работы и услуги для целей налогообложения содержатся в п. п. 4, 5 ст. 38 НК РФ.
Так, работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ).
Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).
Под реализацией работ, услуг, как следует из содержания п. 1 ст. 39 НК РФ, понимается передача на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, и на безвозмездной основе.
Результатом нотариальных действий являются юридические последствия, возникающие в силу оформленного нотариального акта после совершения нотариального действия.
Поэтому возникают сомнения в возможности отнесения нотариальных действий к работе или услуге в том значении, в каком указанные понятия для целей налогообложения содержатся в НК РФ.
В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.
Исходя из вышеизложенного следует, что нотариальные действия, осуществлявшиеся нотариусами, занимающимися частной практикой до 1 января 2006 г., не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Кроме того, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.07.2005 "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2006 г. вступил в силу пп. 15.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, согласно которому совершение нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, удовлетворяя иск ИМНС N 19 по ВАО г. Москвы и взыскивая с нотариуса О. в доход бюджета сумму налога, пени и штрафные санкции, суд допустил неправильное применение и ошибочное толкование вышеназванных норм материального права. Кассационная и надзорная инстанции согласились с таким толкованием и применением норм материального права, что является предусмотренными ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений в порядке надзора.
Поскольку все обстоятельства по делу судом установлены, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ нашла возможным, отменяя судебные постановления, вынесенные с нарушением закона, принять новое решение, не передавая дело для нового рассмотрения, об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила решение Измайловского районного суда г. Москвы от 23.12.2003, определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10.03.2004 и Постановление президиума Московского городского суда от 23.03.2006 отменить и принять новое решение: в удовлетворении иска ИМНС N 19 по ВАО г. Москвы к нотариусу О. о взыскании налога, пени и штрафных санкций отказать.
Не является ли противоречием закону норма, содержащаяся в п. 3 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (утвержденного Приказом Минюста РФ от 21.06.2000 N 179 с последующими изменениями), о проведении экзамена для выявления уровня подготовки лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов?
Верховный Суд РФ, рассмотрев гражданское дело по заявлению З. о признании недействующими абз. 4 и 5 п. 3 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденного Приказом Минюста РФ от 21.06.2000 г. N 179 (далее - Порядок), установил следующее. З. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше заявлением, сославшись в обоснование своего требования на то, что содержащиеся в абз. 4 и 5 п. 3 названного Порядка положения не соответствуют Основам законодательства РФ о нотариате и ограничивают его право на свободу выбора профессии. По утверждению заявителя, Минюст РФ при утверждении оспариваемого порядка превысил свои полномочия и незаконно возложил на лиц, претендующих на должность нотариуса, обязанность по сдаче экзамена для выявления уровня их подготовки на стадии допуска к прохождению стажировки.
В судебном заседании заявитель З. и его представитель заявленное требование поддержали.
Представитель Министерства юстиции РФ с предъявленным требованием не согласился и просил об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый заявителем Порядок утвержден Министерством юстиции РФ по согласованию с Федеральной нотариальной палатой и в соответствии с требованиями Основ.
Выслушав объяснения заявителя З., его представителя, представителя Министерства юстиции РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ, полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ нашел его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает данный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как установлено судом, в соответствии со ст. 2 Основ Приказом Министерства юстиции РФ от 21.06.2000 N 179 по согласованию с Федеральной нотариальной палатой был утвержден указанный выше Порядок, п. 3 которого (абз. 4) предусмотрено, что лицо допускается к стажировке, если оно обладает необходимым уровнем подготовки.
Абзацем 5 этого же пункта предусматривается, что для выявления уровня подготовки лиц, желающих пройти стажировку у нотариуса, проводится экзамен.
По утверждению представителя Минюста РФ, Основы не раскрывают, в частности, критериев отбора и условий приема претендентов на должность нотариуса на стажировку, особенностей ее прохождения, прав и обязанностей нотариальных палат, стажеров и руководителей стажировки. Все эти вопросы законодатель отнес к совместной компетенции федерального органа юстиции и руководящего органа нотариального сообщества, указав в ст. 2 Основ, что "порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой".
Во исполнение указанной нормы Основ Минюстом РФ и Федеральной нотариальной палатой разработан и принят названный выше Порядок. Данный правовой акт 26.05.2000 утвержден решением правления Федеральной нотариальной палаты, а 21.06.2000 - Приказом Минюста РФ N 179, т.е. принят Минюстом РФ и нотариальной палатой в пределах предоставленной законом компетенции. Он не ограничивает каких-либо прав и свобод граждан, в частности свободу выбора профессии.
Эти утверждения представителя заинтересованного лица материалами дела не опровергнуты.
Анализ содержания оспариваемого пункта Порядка также свидетельствует о его соответствии требованиям действующего законодательства РФ.
При таких обстоятельствах суд сделал вывод о том, что каких-либо предусмотренных п. 2 ст. 253 ГПК РФ оснований для признания оспариваемых абзацев п. 3 Порядка недействующими не имеется.
Довод заявителя о том, что оспариваемые абзацы названного пункта Порядка не соответствуют требованиям ст. 2 Основ и без законных оснований ограничивают его права на свободу выбора профессии, не может быть признан обоснованным.
Содержащееся в абз. 4 п. 3 Порядка указание о том, что претенденты в стажеры должны обладать необходимым уровнем подготовки, фактически носит декларативный характер и каким-либо положениям Основ или другим законодательным актам не противоречит. По общепринятым правилам любой специалист, в том числе и стажер, претендующий на должность нотариуса, должен обладать необходимым уровнем подготовки, о чем правомерно, по мнению суда, и указывается в оспариваемом пункте Порядка.
Учитывая, что законодателем установление порядка прохождения стажировки отнесено к компетенции Минюста РФ и Федеральной нотариальной палаты, ими в абз. 5 п. 3 принятого Порядка фактически на законных основаниях предусмотрена необходимость для выявления уровня подготовки лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, проведения соответствующего экзамена.
Данное положение Порядка, по мнению суда, также не противоречит Основам и не нарушает прав заявителя на прохождение стажировки.
Ссылка заявителя на то, что проведение экзамена при назначении на должность стажера Основами не предусмотрено, не может быть принята во внимание, поскольку определение порядка прохождения стажировки отнесено законом к ведению Минюста РФ и Федеральной нотариальной палаты, которыми при утверждении оспариваемого Порядка в пределах предоставленной компетенции и было предусмотрено проведение такого экзамена, что указанным Основам не противоречит.
Суд также не согласился с утверждением заявителя в той части, что предусмотренная оспариваемым Порядком необходимость проведения экзамена при назначении на должность стажера не охватывается понятием "порядок", поскольку оно ни на чем, кроме личных выводов заявителя, не основано.
Суд при рассмотрении данного дела принял во внимание и то обстоятельство, что установление элементов предварительного отбора стажеров нотариусов не нарушает прав, свобод и интересов граждан, поскольку условия и порядок сдачи экзамена являются едиными для всех желающих пройти стажировку, не содержит каких-либо исключений и дискриминирующих условий. Экзамен проводится комиссионно, публично и гласно, по заранее утвержденным билетам, и его результаты могут быть обжалованы в установленном порядке.
Не противоречит оспариваемый в указанной части Порядок и требованиям трудового законодательства РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и п. 2 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд РФ решил заявление З. о признании недействующими абз. 4 и 5 п. 3 Порядка оставить без удовлетворения (решение Верховного Суда РФ от 10 августа 2004 г. N ГКПИ04-1009).
Каким образом следует оформить официальный запрос по разъяснению отдельного вопроса по расчету налога на вмененный доход?
Ответ на данный вопрос содержится в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 06.05.2008 N 03-11-05/112.
По вопросу оформления запроса о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в Министерство финансов РФ Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщил, что согласно пп. 2 п. 1 и п. 3 ст. 21, п. 2 ст. 24 НК РФ право получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах предоставлено налогоплательщикам, плательщикам сборов (ст. 19 НК РФ) и налоговым агентам (п. 1 ст. 24 НК РФ).
Письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Министерством финансов РФ предоставляются таким организациям и (или) физическим лицам только в связи с выполнением ими обязанностей соответственно налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.
Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, далее - Положение) и Регламентом Министерства финансов РФ (утвержден Приказом Министерства финансов РФ от 23.03.2005 N 45н, далее - Регламент) в Министерстве финансов РФ рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства.
При этом в соответствии с Положением и Регламентом в Министерстве финансов РФ, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Кроме того, в соответствии со ст. ст. 137 и 138 НК РФ обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном разд. VII НК РФ. Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
|