Образовательная программа «Робототехника»


Скачать 0.55 Mb.
Название Образовательная программа «Робототехника»
страница 1/5
Тип Образовательная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Образовательная программа
  1   2   3   4   5












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Прогресс не стоит на месте и в современном мире все больше внимания уделяется робототехнике. Робототехника сегодня является одним из динамично развивающихся отраслей экономики. И если лишь недавно наши механические друзья были скорее редкостью, и их можно было встретить лишь на фабриках или заводах, то сегодня роботы есть практически везде: в машиностроении, в медицине, сельском хозяйстве и др.

Робототехника в России получила развитие по нескольким направлениям. Самая тяжелая работа у роботов чрезвычайно опасных профессий. Роботы-пожарные, саперы, замерщики радиоизлучения дают возможность уберечь жизнь и здоровье людей.

Появившиеся сегодня микро и мини-роботы легко путешествуют по труднодоступным местам. К примеру, такие роботы могут обследовать авиационные двигатели и устранять неисправности.

Распространённость использования роботов в различных отраслях экономики требует наличия высококвалифицированных инженерных кадров в России. Приоритетным становится направление подготовки школьников в области робототехники.

Образовательная программа «Робототехника» была разработана на основе работы с конструктором Перворобот LEGO WeDo, LEGO Mindstorms NXT и компьютерного программного обеспечения LEGO Education WeDo, LEGO Mindstorms NXT Education специально для занятий в условия учреждения дополнительного образования.

Комплект заданий WeDo и NXT-G позволяет учащимся работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков и даже писателей, предоставляя им инструкции, инструментарий и задания для межпредметных проектов.

Учащиеся собирают и программируют действующие модели, а затем используют их для выполнения задач, по сути, являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи.

Комплект заданий WeDo и NXT-G предоставляет учителям средства для достижения целого комплекса образовательных целей:

  • Творческое мышление при создании действующих моделей.

  • Развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели.

  • Установление причинно-следственных связей.

  • Анализ результатов и поиск новых решений.

  • Коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них.

  • Экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.

  • Проведение систематических наблюдений и измерений.

  • Использование таблиц для отображения и анализа данных.

  • Построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам.

  • Логическое мышление и программирование заданного поведения модели.

  • Написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта.

Занятия конструированием, программированием, исследованиями, написание отчётов, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию учащихся. Интегрирование различных школьных предметов в учебном курсе «Робототехника» открывает новые возможности для реализации новых образовательных концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Цель программы:

Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основ конструирования и программирования.
Задачи программы:

  1. Обучающие:

  • Научить детей работать с LEGO-оборудованием и программным обеспечением, самостоятельно (в группе) планировать процесс работы с проектом с момента появления идеи или задания и до создания готового продукта;

  • Научить применять знания, умения и навыки, полученные при изучении других предметов: математики, физики, информатики, технологии; развить умение собирать, анализировать и систематизировать информацию;

  • Развить конструкторские, инженерные и вычислительные навыки;

  • Развить у детей творческое мышление:

  • Дать детям навыки оценки проекта и поиска пути его усовершенствования:

  1. Развивающие:

  • Развить умение самостоятельно определять цель, для которой должна быть обработана и передана информация; исследовать проблемы путем моделирования, измерения, регулирования и создания программ;

  1. Воспитательные:

  • Сформировать команду, в которой каждый ребенок умеет сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

  • Сформировать у ребенка адекватное отношение к командной работе, без стремления к соперничеству;

  • Развить у детей чувство взаимопомощи

Отличительной особенностью данной программы от существующих является ее направленность не столько на конструирование и программирование LEGO-роботов, сколько на выработку у детей навыков командного решения поставленных и возникающих задач, создания правильной мотивации к достижению целей. Дети в группах не являются конкурентами друг для друга, они учатся работать вместе, коллективно анализировать и сравнивать различные модели, искать методы исправления недостатков и использования преимуществ.
Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей учащихся, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляется возможность удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий. Возраст воспитанников в группе первого года обучения 8-12 лет, количество детей в группе составляет 15 человек. Программой предусматривается годовая нагрузка 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Возраст воспитанников в группе второго года обучения 10-14 лет, количество детей в группе составляет 12 человек. Программой предусматривается годовая нагрузка 216 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Формы проведения занятий: индивидуально-групповые

Среди форм организации учебных занятий в данном курсе выделяются

  • практическое занятие;

  • урок-консультация;

  • урок-ролевая игра;

  • урок-соревнование;

  • выставка;

  • урок проверки и коррекции знаний и умений.

Формы подведения итогов:

Контроль осуществляется в форме конкурса, защиты проектов, самостоятельной разработки работ.

Командный анализ проведенной работы на основе результатов соревнований.

Ожидаемые результаты: К концу первого года обучения ребенок будет иметь следующие знания, умения и навыки:

  • умение ставить и решать задачи, требующие технического решения;

  • умение создавать, проверять и модифицировать различные модели;

  • знания и умения применять в работе цифровые и аналоговые приборы (датчики);

  • умения выявлять закономерности и взаимосвязи для предсказания результатов различных решений

  • коммуникативные навыки




Учебно-тематический план

первого года обучения



Наименование и содержание темы

Количество часов учебных занятий

всего

теория

практика



Вводное занятие. Техника безопасности.

2

2

-



Организация рабочего места

2

2

-



Программное обеспечение LEGO Education WeDo

14

6

8



Изучение основных узлов роботоконструктора

12

6

6



Забавные механизмы

26

4

22



Звери

22

4

18



Футбол

26

4

22



Приключения

26

4

22



Работа над индивидуальным проектом

10

-

10



Итоговое занятие

4

-

4




Итого:

144

30

114




  1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Понятие «робот», «робототехника». Применение роботов в различных сферах жизни человека, значение робототехники. Показ действующей модели робота и его программ. Инструктаж по технике безопасности.

  1. Организация рабочего места.

Ознакомление с комплектом деталей для изучения робототехники. Компьютер, конструктор LEGO WeDo, контроллер, сервоприводы, соединительные кабели, датчики-касания. Порты подключения.

  1. Программное обеспечение LEGO Education WeDo.

Понятие «программа», «алгоритм». Алгоритм движения робота. Понятие «среда программирования», «логические блоки». Показ написания простейшей программы для робота. Интерфейс программы LEGO Education WeDo и работа с ним.

Практическая работа. Написание программы для воспроизведения звуков и изображения по образцу. Практические упражнения по работе с интерфейсом.

  1. Изучение основных узлов роботоконструктора.

Основные приемы сборки и программирования. Знакомство учащихся с основами построения механизмов и программирования. Соотнесение двухмерного изображения в программе к трехмерной детали.

Практическая работа. Практические упражнения с узлами, программирование работы с ними.

  1. Забавные механизмы.

Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса.

Практическая работа. Сборка, программирование, и испытание моделей роботов «Танцующие птицы», «Умная вертушка», «Обезьянка-барабанщица». Понимание и обсуждение испытаний.

  1. Звери.

Сравнение природных и искусственных систем. Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация работы с цифровыми инструментами и технологическими системами.

Практическая работа. Сборка, программирование, и испытание моделей роботов «Голодный аллигатор», «Рычащий лев», «Порхающая птица».

  1. Футбол.

Измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.

Практическая работа. Сборка, программирование, и испытание моделей роботов «Нападающий», «Вратарь», «Ликующие болельщики». Создание программы автоматического ведения счета.

  1. Приключения.

Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и ее оформление визуальными и звуковыми эффектами. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей.

Практическая работа. Сборка, программирование и испытание моделей роботов «Спасение самолета», «Спасение от великана», «Непотопляемый парусник». Написание сценария с диалогами. Создание вариантов презентаций.

9. Работа над индивидуальным проектом.

Практическая работа. Постановка цели и задач, составление плана работы над индивидуальным проектом. Сборка, программирование и апробация собственной модели робота. Составление сценария и презентация модели. Обсуждение выполненной модели.

  1. Итоговое занятие.

Организация выставки готовых индивидуальных моделей. Проверка знаний и умений, полученных за год. Поощрение учащихся за высокие результаты обучения.

Учебно-тематический план

второго года обучения



Наименование и содержание темы

Количество часов учебных занятий

всего

теория

практика



Вводное занятие. Техника безопасности.

2

2

-



Организация рабочего места. Основы работы с Lego NXT.

4

4

-



Сборка простейшего робота, по инструкции.

Программное обеспечение Lego Mindstorm NXT. 

30

2

28



Изучение основной и полной палитры NXT-G.

20

-

20



Составление программ включающих в себя ветвление в среде NXT-G.

44

4

40



Разработка модели робота для соревнований.

64

2

62



Подготовка к соревнованиям

50

4

46



Итоговое занятие

2

-

2




Итого:

216










  1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Понятие «робот», «робототехника». Применение роботов в различных сферах жизни человека, значение робототехники. Показ действующей модели робота и его программ. Инструктаж по технике безопасности.

  1. Организация рабочего места. Основы работы с NXT.

Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности в России. Показ видео роликов о роботах и роботостроении.

  1. Сборка простейшего робота, по инструкции. Программное обеспечение Lego Mindstorm NXT. 

- Твой конструктор (состав, возможности)

- Основные детали (название и назначение)

- Датчики (назначение, единицы измерения)

- Серводвигатели

- Микрокомпьютер NXT

- Аккумулятор (зарядка, использование)

- Названия и назначения деталей

- Как правильно разложить детали в наборе

  1. Изучение основной и полной палитры NXT.

Знакомство с запуском программы, ее Интерфейсом. Команды, палитры инструментов. Подключение NXT. Визуальные языки программирования. Разделы программы, уровни сложности.

  1. Составление программ включающих в себя ветвление в среде NXT-G.

Дисплей. Использование дисплея NXT. Создание анимации. Серводвигатель. Устройство и применение. Тестирование: серводвигатель, датчик освещенности, датчик звука, датчик касания, ультразвуковой датчик. Структура меню NXT. Составление простой программы для модели, используя встроенные возможности NXT.

  1. Разработка модели робота для соревнований.

Понятие: прочность конструкции. Показ видео роликов о роботах участниках соревнования «Сумо», «FLL». Испытание конструкции и программ. Устранение неисправностей. Совершенствование конструкции.

  1. Подготовка к соревнованиям.

Испытание конструкции и программ. Устранение неисправностей. Совершенствование конструкции.

  1. Итоговое занятие.

Организация выставки готовых индивидуальных моделей. Проверка знаний и умений, полученных за год. Поощрение учащихся за высокие результаты обучения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Обучение с LEGO Education всегда состоит из 4 этапов: установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия и развитие.

Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и Макса. Используйте эти анимации, чтобы проиллюстрировать занятие, заинтересовать учеников, побудить их к обсуждению темы занятия. К каждому занятию предлагаются и другие способы установления взаимосвязей.

Конструирование. Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции. При желании можно специально отвести время для усовершенствования предложенных моделей, или для создания и программирования своих собственных.

Рефлексия. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» учащиеся исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, пишут сценарии и разыгрывают спектакли, задействуют в них свои модели. На этом этапе учитель получает прекрасные возможности для оценки достижений учеников.

Развитие. Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

ПервоРобот LEGO ® WeDo Книга для учителя (электронная версия), Lego Mindstorm NXT-G Книга для учителя (электронная версия).

ВЕБ-РЕСУРСЫ:

  1. http://www.membrana.ru . Люди. Идеи. Технологии.

  2. http://www.3dnews.ru . Ежедневник цифровых технологий. О роботах на русском языке

  3. http://www.all-robots.ru Роботы и робототехника.

  4. http://www.ironfelix.ru Железный Феликс. Домашнее роботостроение.

  5. http://www.roboclub.ru РобоКлуб. Практическая робототехника.

  6. http://www.robot.ru Портал Robot.Ru Робототехника и Образование.

  7. http://www.rusandroid.ru Серийные андроидные роботы в России.



  1   2   3   4   5

Похожие:

Образовательная программа «Робототехника» icon Образовательная программа дополнительного образования детей «Робототехника»
Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий...
Образовательная программа «Робототехника» icon Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению...
Образовательная программа внеурочной деятельности «Литературное наследие Сибири» составлена в соответствии с требованиями следующих...
Образовательная программа «Робототехника» icon Пояснительная записка дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» имеет техническую направленность
Образовательная программа «Робототехника» icon Пояснительная записка дополнительная общеобразовательная общеразвивающая...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» является авторской, адресована учащимся начальных и...
Образовательная программа «Робототехника» icon Что такое робототехника?
Робототехника это настоящая наука, которой занимаются и которую изучают очень серьёзные взрослые. Робототехника для детей не менее...
Образовательная программа «Робототехника» icon Пояснительная записка Программа дополнительного образования детей «Робототехника»
Программа дополнительного образования детей «Робототехника», технической направленности, составлена в соответствии с
Образовательная программа «Робототехника» icon Образовательная программа дополнительного образования детей занятия...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Н. А. Тимофеева»
Образовательная программа «Робототехника» icon В. И. Бурдовицын рабочая программа кружка «Робототехника и Лего-конструирование»
Рабочая программа кружка «Робототехника и Лего-конструирование» составлена с использованием интернет-ресурсов по робототехнике, в...
Образовательная программа «Робототехника» icon Программа курса внеурочной деятельности «Образовательная робототехника...
Ведущее место занимают такие формы самостоятельной работы учащихся, которые основаны не только на применении полученных знаний и...
Образовательная программа «Робототехника» icon Общеобразовательная программа «Образовательная робототехника Arduino»...
Направление промышленной автоматики и робототехники в нашем городе не охвачено ни одним учреждением дополнительного образования,...
Образовательная программа «Робототехника» icon Образовательная программа дошкольного образования от рождения до школы
...
Образовательная программа «Робототехника» icon I. Термины и определения
«Интеллектуальная и образовательная робототехника» Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области...
Образовательная программа «Робототехника» icon Тематическое планирование «Робототехника»
Основным содержанием данного курса являются постепенное усложнение занятий от технического моделирования до сборки и программирования...
Образовательная программа «Робототехника» icon Методическая разработка «Лего-конструирование и образовательная робототехника...
«Кагаöс сöвмöдан шöрин- челядьöс» школаőдз велöдан Усинск карса муниципальнőй сьöмкуд учреждение
Образовательная программа «Робототехника» icon Основная образовательная программа образовательная программа дошкольного...
Основная образовательная программа – образовательная программа дошкольного образования
Образовательная программа «Робототехника» icon Основная образовательная программа муниципального
Образовательная программа основного общего образования (целевое назначение, характеристика учебных программ)

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск