Осипов О.П. – директор ООО «НПО Агрегат», кандидат технических наук
Талаев А.Г. – заместитель руководителя ОС НАТ, кандидат технических наук
Проект
технических и функциональных характеристик
аэродромного автотопливозаправщика в стандарт технологии АТО.
В настоящее время действует ряд обязательных требований к оборудованию АТО, которые касаются вопросов обеспечения безопасности и охраны окружающей среды.
Технические требования и характеристики, требования к процессам технологии и технологическим параметрам, которые определяют назначение изделия - не регламентируются.
Фактически изготовитель может произвести оборудование любой конфигурации, комплектации, эргономики и дизайна. Первостепенно, что бы оборудование отвечало нормам безопасности эксплуатации машин и механизмов.
Назначение изделия, технологичность и эргономичность, ресурс и надёжность - оказываются зачастую не самыми главными. Важно, что бы оборудование или техническое средство устраивало заказчика в первую очередь по цене, сроку и условиям поставки.
С целью повышения технологического качества выпускаемых авиационных топливозаправщиков (АТЗ), повышения их надёжности и долговечности, ремонтопригодности и эргономичности, снижения эксплуатационных затрат и технических простоев, унификации принципиального конструктивного построения и технологического решения, обеспечения возможности работы с АТЗ по интуитивному принципу без специального обучения персонала методам работы на каждом конкретном АТЗ предлагается:
Рассмотреть в рабочем порядке ниже приведённые Технические и функциональные характеристики АТЗ всему сообществу организаций авиатопливообеспечения России.
Собрать отзывы от заинтересованных организаций.
Рассмотреть на совместном заседании ассоциации организаций АТО и ТК-18 доработанный проект документа.
Провести работы по оформлению данного документа, как государственного стандарта
Типовое техническое задание на изготовление авиационного автотопливозаправщика.
Технические и функциональные характеристики
автотопливозаправщика аэродромного с колесной формулой шасси транспортного средства RхR.
Автотопливозаправщик аэродромный АТЗ-VV-N.Q.К.Z.Б.ХХ-YYYYY avia (далее – АТЗ) – транспортное средство наземного обеспечения полетов воздушных судов (далее ВС) и летательных аппаратов (далее – ЛА) авиатопливом (далее – топливо) допущенное (не допущенное) к участию в движении по дорогам общего пользования.
АТЗ предназначен для транспортирования, кратковременного хранения и заправки ЛА кондиционным отфильтрованным топливом без присадок или с добавлением присадок в аэропортах, (на аэродромах и посадочных площадках, в полевых условиях).
Общие требования к АТЗ
АТЗ и его технологическое оборудование соответствуют требованиям следующих нормативных документов:
Технический Регламент «О безопасности колесных транспортных средств» (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009г. № 720)
Технический Регламент Таможенного Союза «О безопасности машин и оборудования» ( № ТР ТС 010/2011 утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011г. № 823)
Технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 609);
Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)
ГОСТ 2.114-95 «Единая система конструкторской документации. Технические условия»;
ГОСТ 2.601-2006 «Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы»
ГОСТ 2.610-2006 «Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационной документации»
ГОСТ 8.600-2011 «Государственная система обеспечения единства измерений. Автоцистерны для жидких нефтепродуктов. Методика поверки».
ГОСТ 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования»;
ГОСТ 12.1.010-76 «Система стандартов безопасности труда. Взрывобезопасность. Общие требования»;
ГОСТ 12.2.007.0-75 «Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности»;
ГОСТ 12.4.124-83 «Система стандартов безопасности труда. Средства защиты от статического электричества. Общие технические требования»;
ГОСТ 12.2.003-91 «Оборудование производственное. Общие требования безопасности.»
ГОСТ 12.2.033-78 «Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования».
ГОСТ 12.2.049-80 «Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие эргономические требования»;
ГОСТ 12.2.085-2002 «Сосуды, работающие под давлением. Клапаны предохранительные. Требования безопасности.»
ГОСТ Р 15.201-2000 «Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения».
ГОСТ Р 27.001-04 «Система управления надежностью. Основные положения.»
ГОСТ Р 50913-96 «Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования»;
ГОСТ Р 51344-99 «Безопасность машин и оборудования. Принципы оценки и определения риска.»
ГОСТ Р 52630-2006 «Сосуды и аппараты стальные сварные. Общие технические условия.»
ГОСТ Р 52906-2008 «Оборудование авиатопливообеспечения. Общие технические требования.»
ГОСТ Р 52857.1-2007 «Сосуды и аппараты. Нормы и методы расчета на прочность. Общие требования.»
ГОСТ Р 52857.2-2007 «Сосуды и аппараты. Нормы и методы расчета на прочность. Расчет цилиндрических и конических обечаек, выпуклых и плоских днищ и крышек.»
ГОСТ Р 52857.3-2007 «Сосуды и аппараты. Нормы и методы расчета на прочность. Укрепление отверстий в обечайках и днищах при внутреннем и внешнем давлениях. Расчет на прочность обечаек и днищ при внешних статических нагрузках на штуцер.»
ГОСТ Р 52857.4-2007 «Сосуды и аппараты. Нормы и методы расчета на прочность. Расчет на прочность и герметичность фланцевых соединений.»
ГОСТ Р 53672-2009 «Арматура трубопроводная. Общие требования безопасности.»
ГОСТ Р 54122-2010 «Безопасность машин и оборудования. Требования к обоснованию безопасности.»
ГОСТ Р 54522-2011 «Сосуды и аппараты высокого давления. Нормы и методы расчета на прочность. Расчет цилиндрических обечаек, днищ, фланцев, крышек. Рекомендации по конструированию.»
ГОСТ Р 54808-2011 «Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов.»
ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 «Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология.»
ГОСТ Р ИСО 12100-2-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические принципы.
ПУЭ «Правила устройства электроустановок потребителей»;
ПБ 03 – 576 – 2003 «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением»;
ПБ 03 – 584 – 2003 «Правила проектирования, изготовления и приемки сосудов и аппаратов стальных сварных»;
ПБ 03 – 585 – 2003 «Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов»;
Полное:
АТЗ-VV-N.Q.К.Z.Б.ХХ-YYYYY avia, где
АТЗ – автотопливозаправщик аэродромный;
VV – номинальная вместимость цистерны, м3;
N – количество изолированных отеков цистерны, шт.;
Q – производительность заправки ВС, м3/ч ;
К – особенности комплектации АТЗ;
Z – счетчик импортного (отечественного) производства с дозатором (без дозатора);
Б.ХХ – количество и особенности комплектации рукавных барабанов;
YYYYY – модель шасси транспортного средства, МАЗ-6317Х9-470;
avia – основное назначение для использования (заправка ЛА).
АТЗ обеспечивает выполнение технологических операций:
-фильтрацию топлива от механических примесей с заданными значениями тонкости фильтрации и свободной (эмульсионной) воды;
-учет принятого и хранящегося в АТЗ топлива, учет выданного количества топлива в объемных единицах в соответствии с требованиями методик выполнения измерений (МВИ), предусмотренных действующей технологией авиатопливообеспечения;
-отбор проб и контроль качества топлива (со сбором и локализацией остатков), в т.ч.:
отбор проб топлива из контрольных точек для визуального и лабораторного анализа;
отбор проб топлива из отстойных зон фильтра-водоотделителя для визуального и лабораторного анализа;
-контроль режимов работы и безопасности функционирования оборудования;
-предотвращение гидроударов, защиту от гидроударов и превышения давления в гидравлических системах;
-сбор и локализацию возможных проливов топлива, химически загрязненных (смывных) технологических стоков и вод атмосферных осадков;
-наполнение секций цистерны сторонним (собственным) насосом нижним наливом (закрытым способом);
-транспортирование топлива к местам заправки ЛА;
-заправку ЛА топливом открытым и закрытым способом;
-измерение фактического давления в топливной системе АТЗ;
-измерение перепада давлений на фильтрующих коагулирующих элементах фильтра-водоотделителя;
-дозированное введение ПВКЖ в топливо после фильтра-водоотделителя при заправке ЛА;
-отбор проб и контроль качества ПВКЖ (со сбором и локализацией остатков);
-слив топлива из каждой секции цистерны самотеком;
-слив ПВКЖ из расходно-контрольного резервуара;
-налив ПВКЖ в расходно-контрольный резервуар ручным насосом;
-фильтрацию от механических примесей ПВКЖ при приёме в расходно-контрольный резервуар, с тонкостью фильтрации не выше 15 мкм;
-фильтрация от механических примесей ПВКЖ с тонкостью фильтрации 5…8 мкм при подаче ее дозатором в поток топлива после фильтра-водоотделителя;
-осушку воздуха при реверсивном импульсном дыхании расходно-контрольного резервуара через патрон узла дыхания;
-сброс избыточного давления с линии основного потока топлива в систему дренажа;
Комплектация АТЗ отвечает требованиям ГОСТ 52906-2008 п.5.5.4.
Дополнительно комплектующие:
- система подогрева для обеспечения пуска двигателя при низких температурах.
- обогреватель в кабине транспортного средства.
- комплектация АТЗ технологическим оборудованием производится с учетом скоростей потока топлива в трубопроводах, предельные значения которых не превышают 5 м/с.
-
Доработки шасси транспортного средства (ШТС).
Доработка производится заводом изготовителем шасси транспортного средства в соответствии требованиям Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
Для обеспечения работоспособности на шасси должны быть выполнены следующие доработки заводом изготовителем АТЗ:
Установлена система регулирования частоты вращения двигателя из технологического отсека;
К стояночной тормозной системе подключена система блокировки движения АТЗ;
Установлена кнопка аварийного отключения системы блокировки движения АТЗ;
Установлены проблесковые маячки оранжевого цвета;
-
Установлено дополнительное заднее защитное устройство цистерны АТЗ.
Любые доработки конструкции шасси транспортного средства, а также внесение изменений в его характеристики (параметры) силами изготовителя АТЗ должны быть письменно согласованы с заводом изготовителем.
Расположение системы забора воздуха в двигатель шасси исключает возможность попадания в нее пожароопасных концентраций паров топлива из дыхательных клапанов цистерн, а также топлива и ПВКЖ при их проливах и утечках в процессе заправки ЛА или в случае повреждения раздаточных рукавов и других узлов технологического оборудования.
Заднее стекло кабины транспортного средства отсутствует или защищено.
Шасси транспортного средства оборудовано устройством заводского изготовления для его буксировки передним ходом.
Шасси транспортного средства оснащено задним защитным устройством заводского изготовления.
Инструментальный ящик установлен с левой (с правой) стороны шасси транспортного средства.
Емкость для песка массой не менее 25 кг расположена симметрично оси рамы шасси на заднем защитном устройстве АТЗ.
-
Технологический отсек АТЗ.
Технологический отсек обеспечивает размещение и защиту технологического оборудования автотопливозаправщика и оборудован двумя дверьми с фиксируемым положением открытия-закрытия.
Габаритные размеры технологического отсека (резервуар дренажный не учитывается):
Ширина - мм (±10);
Высота - мм (±10);
Глубина мм (±10);
Радиус сферы крыши мм (±10);
Радиус скругления боковых стоек мм.
Габаритные размеры двери обслуживания технологического отсека:
- Ширина мм (±10);
- Высота мм (±10).
Два (один) симметричных свеса размером мм;
Габаритные размеры дренажных баков:
- Ширина мм (±10);
- Высота мм (±10);
- Глубина мм (±10);
- Объём л.( ±1 л)
Цистерна смонтирована на раме шасси за (перед) технологическим отсеком и представляет собой оболочку из листового проката коррозионно-стойкой стали (алюминия) эллиптического или чемоданообразного поперечного сечения, торцы которой закрыты днищами. Для придания жесткости и с целью большей безопасности при эксплуатации цистерна имеет поперечные перегородки, разделяющие ее на герметичные (не герметичные) секции.
Для цистерны с эллиптическим (чемоданообразным) поперечным сечением радиусы кривизны боковых поверхностей стенок не превышают 3500 мм, а радиусы кривизны поверхности стенок сверху и снизу не превышают 5500 мм.
Изготовление цистерны с прямоугольной формой поперечного сечения не допускается.
Конструкция цистерны обеспечивает возможность зачистки ее внутренней поверхности с помощью механических средств и вручную.
Секции цистерны оборудованы лестницами (скобами) для спуска в них при проведении операций технического обслуживания и зачистки внутренней поверхности. Допустимая нагрузка на ступени лестницы или скобы не менее 120 кгс. Для зачистки внутренней поверхности секций при техническом обслуживании в каждой секции предусмотрен технологический лаз, форма которого обеспечивает свободное и безопасное перемещение персонала (в рабочей одежде).
Цистерна предназначена для транспортирования и кратковременного хранения топлива. Является сосудом работающим без давления (под налив). Цистерна рассчитана на максимальное внутреннее избыточное давление 0,005-0,0063 кгс/см2 и вакуумметрическое давление 0,0015-0,0025 кгс/см2.
Оборудование, размещенное на крышках люков, защищено на случай опрокидывания цистерны. Крышки люка оснащаются: дыхательным устройством, ограничителем уровня налива, датчиком уровня, крышкой смотрового лючка с быстрозакрывающимся герметичным запором. Герметичность крышек люков обеспечена соответствующими узлами уплотнения.
Конструкция дыхательных устройств обеспечивает герметичность секций цистерны и исключает возможность истечения топлива из них при опрокидывании.
Каждая секция цистерны оборудована донным клапаном для ее наполнения сторонним (собственным) насосом нижним наливом и устройством ограничения наполнения секции цистерны. Выдача топлива из секций цистерны производится через отдельные сливные донные клапаны, расположение которых обеспечивает минимальный невыбираемый насосом остаток топлива.
Секции цистерны АТЗ калиброванные.
Высота расположения приемного штуцера трубопровода нижнего налива цистерны соответствует ГОСТ 20772.
Принятый метод расчёта цистерны выбран с учетом требований п.5.1.6.4 ГОСТ Р 50913, п.5.5.33.8 ГОСТ Р 52906 и п.6.8.2.1.2 ДОПОГ, что цистерна и устройства её крепления на шасси должны выдерживать нагрузки равные:
удвоенной массе цистерны и нефтепродукта – в направлении движения;
одной массе цистерны и нефтепродукта – в направлении, перпендикулярном линии движения;
удвоенной массе цистерны и нефтепродукта – в вертикальном направлении (сверху – вниз);
одной массе цистерны и нефтепродукта – в вертикальном направлении (снизу – вверх).
Принятая при конструировании форма цистерны и ее исполнение позволяют:
обеспечить полный слив топлива из каждого отсека через дренажные устройства, расположенные в нижней части обечайки цистерны, соединённые со специальными отстойниками и сливными трубопроводом не менее Ду 15 мм;
сохранить необходимую жёсткость при эксплуатации за счет эллипсной или чемоданообразной формы поперечного сечения, перегородок, а также использования специальных методов сварки;
обеспечить прочность крепления цистерны на шасси путем крепления опор цистерны стремянками М ХХ к раме шасси.
Конструкция цистерны по прочности обеспечивает установку:
одной (двух, трех) горловин технологических люков с крышками, оснащенными смотровыми люками, местами для установки дыхательных устройств;
местом для установки сигнализатора предельного уровня;
фланцев для установки указателей объема топлива в каждом отсеке цистерны с левой стороны по ходу движения (сторона обслуживания);
лесенки на торцевой стенке цистерны, а также настила и поручней над цистерной с параметрами по ГОСТ 27472.
В соответствии с требованиями п.5.5.33.10 ГОСТ 52906 цистерна оснащена боковой защитой с двух сторон по Правилам ДОПОГ.
Принятая технология сварки цистерны и основные методы контроля качества сварных швов:
сварка цистерны выполняется в среде защитных газов;
качество сварных швов днищ и обечайки цистерны контролируются внешним осмотром, стыковые швы неразрушающим методом контроля – УЗД 100% длины каждого шва, и в процессе испытаний;
качество сварки корпуса цистерны проверяется опрессовкой.
на стадии окончательной приёмки цистерна проверяется на герметичность реальным топливом.
Для крепления цистерны на шасси к нижней ее части приварены опоры. Цистерна своими опорами устанавливается на шасси, через вкладыши, и притягиваются стремянками М ХХ, базирование осуществляется симметрично рамы шасси и на расстоянии NN мм(±10мм) от передней оси автомобиля до переднего днища цистерны.
Комплектация цистерны:
люки цистерны;
защитный короб;
рабочая площадка с перилами и лестницей;
расширительный (е) баки;
указатели объёма (уровня);
клапана донные (сливные и наливные);
трубопровод налива;
трубопровод слива;
трубопровод дренажный;
шкаф налива топлива;
опоры;
пеналы под рукава (рукава с быстроразъемными соединениями);
расширительный (е) бак (и), (для АТЗ, предназначенного для движения по дорогам общего пользования).
Расширительный (е) бак (и) имеет размеры:
Ширина мм (±10);
Высота мм (±10);
Глубина мм (±10);
Объём л (±10).
Для защиты горловин отсеков цистерны, оборудования и расширительных баков цистерна имеет защитный короб.
Размеры защитного короба:
Ширина мм (±10);
Высота мм (±10);
Глубина мм (±10);
Защитный короб имеет технологические люки.
С левой стороны по ходу движения АТЗ на верхней части цистерны должна располагаться площадка обслуживания, оснащенная поднимающимися перилами. Подъём перил осуществляется механическим (автоматическим) путём с фиксацией открытого и закрытого положения.
Площадка обслуживания имеет размеры:
Длина мм (±10);
Ширина мм (±10).
Перила имеют размер:
- Длина мм (±10);
- Высота мм (±10);
- Длина мм (±10);
- Высота мм (±10).
Лесенка подъёма имеет размеры:
Ширина мм (±10);
Высота мм ; (±10)
Высота опорной поверхности первой ступени над дорожным
покрытием не более 500 мм (±10);
Высота остальных ступеней не более 300 мм (±10).
-
Фильтр-водоотделитель АТЗ.
АТЗ оборудован фильтром-водоотделителем в соответствии с п. 5.8 ГОСТ Р 52906 и ГОСТ Р 50553. Фильтр-водоотделитель на АТЗ выполнен из коррозионно-стойкого материала и обеспечивает заданную тонкость фильтрации топлива от механических примесей и отделения свободной воды.
|