Скачать 0.63 Mb.
|
Бренд и брендинг1Третьяк В.П. (Москва, Россия) Вопросы для обсуждения 1.1. Эволюция брендов 1.2. Об определении бренда 1.3. Имя бренда 1.4. Компоненты имени бренда 1.5. Атрибуты бренда 1.6.Вектор трансформации брендинга 1.1. Эволюция брендовБренды появились в конце XIX века как альтернатива огромному количеству товаров с сомнительной репутацией и невысоким качеством, наводнивших США. В то время в Америке, как почти везде в мире, заводчики выпускали безликую продукцию - мыло, крупы, лампы, которые, так и не приобретя имени собственного, выкупались оптовиками для дальнейшей продажи через мелкие лавки и большие магазины. Иначе говоря, росла дифференциация продукта. Так, например, «Colgate» в 1906 году выпускал 160 различных типов туалетного мыла, 625 парфюмерных запахов и 2000 других наименований продуктов. Производителю такая ситуация была не выгодна, поскольку, с одной стороны, его товар ничем не отличался от конкурентного и, следовательно, правила игры задавали оптовики, оставлявшие на свое усмотрение решение вопроса, у какого производителя купить товар. С другой стороны, фабриканты должны были выпускать огромное количество вариантов одной и той же продукции, чтобы удовлетворить любые запросы хозяев магазинов. В этих условиях рынок прибегает к использованию специфического понятия, получившего название - бренд. Наиболее знаменитый бренд компании Procter & Gamble – мыло Ivory, которое выпускалось под этим названием более 100 лет2. Термин brand или brandr происходит от древненорвежского слова, означающего «ставить клеймо»3 1.1.1. Предыстория бренда Возможно, первое известное человечеству использование подобия бренда, в виде знака на изделии, было зафиксировано еще во времена Древнего Египта, когда ремесленники ставили свое тавро на сделанные ими кирпичи, чтобы можно было определить создателя каждого кирпичика. Известен факт надписи имени создателя Александрийского маяка. Также существует множество свидетельств появления знаков на Греческих и Римских светильниках, Китайском фарфоре. Активно применялись знаки и в Средние Века, когда цеховые ремесленники помечали свои товары особой маркой. Каждый ремесленник отвечал за качество производимого им товара. Часто несколько ремесленников участвовали в изготовлении одного и того же товара. В этом случае каждый из них мог проставлять собственное клеймо на отдельных частях изделия. Клеймо известных мастеров ставилось как знак гарантии качества изделия. Продукт, маркированный клеймом, как правило, был дороже, но всегда находил покупателя, поскольку иметь такой предмет было, и престижно, и его использование не обманывало ожиданий потребителя. Первоначально клеймо ставилось на дорогие предметы, например, вооружение, кольчуги, дорогие вазы. Клеймить продукцию стало необходимым действием потому, что население росло, и на одной и той же территории появилось больше одного кузнеца, каменщика, сапожника или плотника. В некоторых старых городах Европы, туристы до сих пор могут видеть подлинные железные изваяния, отмечавшие мастерские, в которых были изготовлены эти товары. В тринадцатом веке английское законодательство официально требовало, чтобы булочники отмечали своим знаком каждую буханку хлеба, с тем, чтобы вес каждого изделия соответствовал заранее заявленному весу. В ранней истории Соединенных Штатов знаки часто использовались для идентификации скота (коров, овец), позже стали использоваться для отмечания особого качества товара, представленного владельцем определенной фермы или ранчо. Таким образом, с древнейших времен и до недавнего времени бренд применялся в качестве:
1.1.2. Осознанное создание брендов Однако настоящее развитие брендинга началось в двадцатый век, и связано это было с вполне естественными причинами:
Не останавливаясь подробно на всех этапах становления брендинга, укажем только основные проблемы, с которыми бренд-менеджменту пришлось столкнуться на пути своего становления: а) до 1915 года в основном было преодолено неприятие брендов некоторыми потребителями и сопротивление торговых партнеров, для которых товары под брендом обозначали снижение доходов и усиление влияния производителей, так же в большинстве фирм менеджеры постепенно свыкались с необходимостью введения брендинга как основной формы управления товарами; б) с конца 20-х и до 60-х – период становления брендинга, характеризующийся в основном борьбой внутри корпораций между тем новым, что символизировали бренды, и старой системой управления предприятиями. в) с середины 60–х начала утверждения концепция брендинга как основы бизнеса и его господство. Двадцатый век придал новое качество ранее известному явлению и способствовал появлению такого экономического феномена как бренд. Настоящий расцвет идеи брендинга пришелся на вторую половину двадцатого века, и связано это было с вполне естественными причинами — появлением на рынке большого количества похожих товаров. Развитие технологии оказало на человеческое общество огромное влияние. Постепенное улучшение:
создали предпосылки для появления «брэнда производителя». Во-первых, это выразилось в том, что мы все окружены технически сложными приспособлениями, которыми пользуемся каждый день, имея смутное представление о том, как эта вещь устроена внутри. Даже более того, современные потребители иногда оказываются не в состоянии понять все характеристики покупаемого изделия. Здесь на помощь потребителю приходит бренд, который выделяет из всех характеристик товара те, которые важны для потребителя, и облегчает понимание товара. Во-вторых, появление бренда позволило упростить проблему выбора товара. Каждый день потребитель сталкивается с множеством похожих товаров, и у него просто физически нет времени сравнивать все аннотации, процентный состав, показания к применению и технические характеристики. В этой ситуации брендинг является просто «спасательным кругом», поскольку на каждый товар наклеиваются простые, ясные, понятные неспециалисту ярлычки: «дорого, но престижно», «экономично», «для новичков», «молодым и раскрепощенным» и т.д., и т.п. 1.2. Об определении бренда Несмотря на то, что тема бренда и брендинга давно занимает лидирующее положение среди других тем маркетинговых дискуссий, маркетологи до сих пор не пришли к единому мнению по поводу того, что же такое бренд5. Существуют два основных подхода к определению бренда, которые отражают два крайних полюса взглядов на этот термин:
Между обозначенными двумя крайними позициями располагается множество иных определений бренда, учитывающих в той или иной степени как момент дифференцирования посредством торговой марки, так и субъективный потребительский спрос. Наиболее широкий подход здесь демонстрирует Браун (Brown, 1992), определяющий бренд не иначе как сумму всех ментальных связей, которые образуются между покупателями и владельцами бренда. Определение бренда, получившее широкое распространение на практике, содержится в самом авторитетном источнике маркетингового мира – В «Словаре маркетинговых терминов» Американской Маркетинговой Ассоциации9 - (AMA). На языке оригинала оно звучит следующим образом. «Brand — name, term, sign, symbol, or design, or a combination of them intended to identify the goods and services of one seller or group of sellers and to differentiate them from those of competition». Часто это переводится как «имя, термин, знак, символ или дизайн или комбинация всего этого, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов, а также для отличия товаров или услуг от товаров или услуг конкурентов». По мнению некоторых авторов, этот перевод неточен. Согласно их представлениям более точной является следующая редакция перевода: «Бренд — название, слово, выражение, знак, символ или дизайнерское решение, или их комбинация в целях обозначения товаров и услуг конкретного продавца или группы продавцов для отличия их от конкурентов». (С аргументацией авторов, если есть сомнение в точности перевода, можно познакомиться во Вставке 1.2.1.) Вместе с тем, следует отметить, что в той или иной трактовке АМА, определение бренда все же носит скорее правовой характер, не затрагивающий существа бренда как явления новой экономики.
Если обратимся к определениям бренда, данными известными маркетологами, то впечатление такое, что они принимали участие в формулировании трактовки АМА. Филип Котлер (Philip Kotler, 1994) и (Peter Doyle 1994) дают схожие трактовки.
Скот М. Дэвис (Davis Scott M.) определяет бренд как «нематериальный, но чрезвычайно важный компонент «собственности» организации, представляющий собой контракт с покупателем и соотнесенный с уровнем качества и реальной ценностью товара или услуги.... Бренд представляет собой набор взаимосогласованных обязательств. Он несет в себе определенную степень доверия, стабильности и известные ожидания. Бренд внушает покупателям уверенность в правильности выбора при приобретении товара. Бренд – это долгосрочное предложение: сильный бренд остается, верен себе на протяжении долгого времени, порой десятилетиями».12 Данное определение переносит акцент со стороны потребительского рынка в сферу поведения производителя. Во-первых, бренд трактуется как чрезвычайно важный нематериальный актив компании, наряду с материальными и иными нематериальными активами, такими как: патенты, «ноу-хау», рецепты, информационное обеспечение бизнеса, умелость персонала и т.п. Во–вторых, как нематериальный актив компании брэнд конкретизируется и представляется Дэвисом как собой контракт с покупателем, состоящий из взаимосогласованных обязательств, как фирмы, так и покупателей. В подтверждение этого тезиса он приводит слова вице-президента по маркетингу компании U.S. Cellular Девида Фридмана о том, что бренд для него – это «обещание, которое несет наша компания, и то, что мы даем нашим покупателям. В компании U.S. Cellular бренд определяется как способ ведения бизнеса»13 И, в-третьих, бренд несет в себе определенную степень доверия покупателей предложению фирмы, стабильно известные ожидания в отношении к товару. Скандинавский исследователь, консультант и практиктический работник брендинга Томас Гэд (Thomas Gad) идет дальше. Говоря об изменениях, происходящих в брендинге в современных условиях, он отмечает, что на прозрачных рынках, свойственных новой экономике, каждая фирма будет вынуждена стоить свою стратегию в брендинге исходя из того, что ей придется формировать бренд как на основе производства, т.е. «бренд не привязанный к определенному клиенту, а быть ориентированному на тотальные продажи», так и на базе отношений с покупателями, т.е. когда бренд «не может себе позволить быть привязанным к одной производственной цепочке». «В мире брендов на основе отношений (relationships) решения принимают потребители. Многие бренды новой экономики вполне подпадают под эту категорию, особенно те, которые выполняют функцию доставки или своеобразной витрины. В этом контексте возникает необходимость создать «экосистему потребителей», в которой бренды будут взаимодействовать, ориентируясь как на производство, так и на отношения.».14 Томас Гэд делает важный шаг в сторону рассмотрения бренда не только преимущественно с позиции производителя, не столько с абсолютизации роли потребителей, сколько исходя из складывающейся формы взаимосвязи производства и потребления, т.е. форм предложение подтвержденных обещаний и обязательств фирм и опыта покупателей, сложившегося у них представления о степени выполнения своих обещаний данным брэндом. «Торговые марки, логотипы, бейджи, как бы вы их не называли, занимают свое место. Но брэнды обладают большим влиянием, чем просто товарные знаки... бренды нельзя регистрировать и контролировать – и неважно, на сколько подробную инструкцию вы разработаете. Бренд нельзя привязать к какому-то месту. Бренды отрицают географические ограничения. Так происходит, потому что бренды существуют не в физическом пространстве, а в сознании людей, где оставляют свой невидимый след. Эти следы могут быть трудно уловимыми. Это могут быть смутные воспоминания о времени и месте, где вы видели товарный знак. Или же бренд может живо запечатлеться под воздействием глубоких и личных эмоций. Чувство глубинной связи с брендом может возникнуть на основе культурных ценностей или личного опыта, которые нашли свое отражение в данном торговом знаке».15 Бренд это след, оставленный товарным знаком в сознании покупателей. Из приведенных определений видно, что бренд-актив представляет собой некое впечатление или след о товаре, точнее о нем как о маркетингвом продукте. Различия между брендом и товарным знаком можно отчетливо выразить словами Т. Гэд: «В своей основе нация - это метафора бренда, где флаг - товарный знак, а национальные культурные ценности - сам бренд. Люди и сейчас готовы идти воевать и рисковать жизнями за свой народ и эти ценности»16. При этом, бренд-актив является не только результатом усилий, проделанных фирмой, не столько сформировавшимся представлением опыта выполнения обещаний товара-бренда в его совокупной целевой аудитории покупателей, сколько представляет собой равнодействующий нематеривльный образ взаимодействия производителей и потребителей в данный период времени. Иными словами, бренд-актив формируется и живет в неразрывном единстве со сложившейся форме взаимосвязи производства и потребления. «Бренд – это одновременно и сообщение и опыт».17 Формирование бренда как продукта взаимосвязи производства и потребления процесс идеальный, связанный с созданием нематериального образа маркетингового продукта, но сформировавшееся и укоренившееся впечатление о товаре в представлении значительной общности потребителей делает его материализованным, объективно существующим экономическим явлением. Это позволяет рассматривать бренд как контракт фирмы с покупателем, состоящий из их взаимосогласованных обязательств, выполнение которого зависит от поведения как фирмы, так и покупателей, в среде которых бренд может воспроизводиться, как усиливая позиции согласованного контракта, так и нарушая эту согласованность, т.е. изменяя отношения покупателя к предлагаемым обещаниям данного маркетингового продукта. «Брендинг – это доверие, которое так трудно завоевать и так легко безвозвратно потерять»18 Таким образом, бренд всегда является продуктом двух сторон – производителя и потребителя.
Практика показывает, что очень часто эти две позиции не совпадают, и бренд в умах потребителей не всегда соответствует тому представлению о бренде, которое сложилось у производителей и которое, они пытаются внедрить в сознание своих клиентов. В середине 80-х годов ХХ века была разработана идея, что преуспевающие на рынке компании должны не просто производить и продвигать товары, но создавать бренды, для того, чтобы отличаться от конкурентов и обеспечивать себе постоянных и лояльных потребителей, предлагая им не просто товар, а товар с определенным набором ценностей. С этого момента продвижение брендов было направлено на «обеспечение долговременных и приносящих удовлетворение отношений с целевой аудиторией»19 Конкурентоспособность фирмы определяется «осведомленностью о бренде, воспринимаемым качеством, лояльностью покупателей, прочными ассоциациями с брендом и индивидуальностью бренда»20. |
№ п/п Участник публичного обсуждения Вопросы для обсуждения Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации |
Возможностями задавать вопросы и вносить предложения Проведение: На большом листе рисуется круг, который разделяется на секторы по числу предлагаемых вопросов. Вне круга записываются... |
||
Кудрин обсудит с эсерами бюджетные вопросы Риа новости. Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин встретится для обсуждения бюджетных вопросов с членами фракции "Справедливая... |
Источник: "Учительская газета" "Единая Россия" проверит необходимость... России. В связи с этим, начиная с 27 марта, "Единая Россия" в течение года будет проводить ежемесячный мониторинг ситуации и общественные... |
||
Вопросы для обсуждения: Что вызвало затруднения? Цель: создание условий для формирования умений и навыков публичного выступления |
Методология Обзор инициатив и вопросы для обсуждения Криминальные денежные потоки в сети Интернет: методы, тенденции и взаимодействие между всеми основными участниками1 |
||
Методология Обзор инициатив и вопросы для обсуждения Криминальные денежные потоки в сети Интернет: методы, тенденции и взаимодействие между всеми основными участниками1 |
Вопросы для обсуждения; пословицы; пословицы; афоризмы цитаты Когда люди смеются? // Классное руководство и воспитание школьников. – 2014. – № – С. 62–63 |
||
Учебное пособие Казань 2005 удк 65. 01 (075. 8) Ббк 65. 29 Б 69 Бурганова... В текст пособия введены программа дисциплины «Теория управления», материалы по организации самостоятельной работы студентов, включая... |
125167 Россия, Москва, Ленинградский проспект 39 корп. А информация,... Место нахождения эмитента: 125167 Россия, Москва, Ленинградский проспект 39 корп. А |
||
119435 Россия, г. Москва, Большая Пироговская, 27, стр. 3 Информация,... Место нахождения эмитента: 119435 Россия, г. Москва, Большая Пироговская, 27, стр. 3 |
125167 Россия, г. Москва, Ленинградский проспект 39 корп. А информация,... Место нахождения эмитента: 125167 Россия, г. Москва, Ленинградский проспект 39 корп. А |
||
123242 Россия, г. Москва, ул. Баррикадная 19 корп стр. 1 Информация,... Место нахождения эмитента: 123242 Россия, г. Москва, ул. Баррикадная 19 корп стр. 1 |
127083 Россия, г. Москва, ул. Восьмого Марта 10 стр. 14 Информация,... Место нахождения эмитента: 127083 Россия, г. Москва, ул. Восьмого Марта 10 стр. 14 |
||
Инструкция для экспертов по работе с интернет-порталом для публичного... Проект акта – проект нормативного правового акта Камчатского края, размещаемый для обсуждения в рамках орв |
Уточняющие вопросы могут быть заданы ежедневно с понедельника по... Во Дворце труда 29 мая Росприроднадзор по сзфо проведет публичные обсуждения правоприменительной практики |
Поиск |