Когда люди смеются? // Классное руководство и воспитание школьников. – 2014. – № 3. – С. 62–63.
Вопросы для обсуждения; пословицы; пословицы; афоризмы» цитаты.
Притча/Сказка
Один мудрец, выступая перед слушателями, рассказал им анекдот. Вся аудитория содрогнулась от смеха. Через несколько минут он снова рассказал людям тот же анекдот. Только несколько людей улыбнулись. Мудрец третий раз рассказал эту же шутку, …но не засмеялся уже никто.
Старый мудрый человек улыбнулся и произнес: «Смеяться постоянно над одной и той же шуткой вы не можете... Так почему позволяете себе плакать по одному и тому же поводу постоянно?»
Лебедев С. Предстояние реальности : Из книги «Воспитание: возвращаясь к изначальным смыслам» / С. Лебедев // Классное руководство и воспитание школьников. – 2014. – № 3. – С. 10–11. – (Самоопределение).
О внешней и внутренней ответственности, о подлинной сущности свободы, встроенности человека в мир вокруг рассуждал российский культуролог, философ, теоретик и историк религии, литературовед, специалист по позднеантичной и раннехристианской эпохам Сергей Аверинцев. Фрагменты из его статей и лекций разных лет опубликованы в антологии классических и неклассических текстов о педагогике издательства «Первое сентября».
От редактора-составителя
Когда говорят о воспитании ответственности, зачастую имеют в виду очень практическое свойство: обещал – сделал и так далее. Еще есть ответственность, так сказать, наказательного свойства, укладывающаяся в формулу «отвечать за свои дела и поступки». Здесь тоже не без лукавства: такая ответственность – чтобы не было ситуаций, в которых «Пушкин виноват», чтобы на каждое разбитое стекло и съеденное без спросу варенье нашелся свой «ответственный за...». Разумеется, все вышенаписанное отчасти карикатура; впрочем, один штрих в ней вышел почти без искажений: чаще всего, говоря об ответственности, мы имеем в виду ответственность перед какой-то внешней инстанцией, мы видим в ответственности свойство, качество человека, а не самый источник его поступков и мыслей.
Наверное, можно говорить о способности к ответственности, иначе говоря, способности отвечать; но не за что-то, а чему-то: например, вызову времени или голосу совести. Но такая ответственность неотделима от одного весьма специфического чувства, которого нет в списке пяти других, – чувства реальности.
«Реальность жестка, ее нелегко найти и еще труднее с ней жить, – пишет Аверинцев. – Но жить можно только с нею, только ею, а все прочее существует, чтобы не жить». Аверинцев говорит о жизни в тумане, который появляется тогда, когда допускается мыслительная неясность, иначе говоря – недодумывание мысли до конца. В таком состоянии человек может обладать только внешней ответственностью, то есть умением выполнять обязательства. В другом смысле отвечать чему-то можно, только если ты в связи, ты встроен в мир, ты его чувствуешь; ты отвечаешь ему как необходимый, неотъединимый его элемент. Может быть, такая ответственность и есть в своем основании способность свободной мысли и внутренней независимости. Но тогда становится невозможным воспитание одной только внешней ответственности – такое воспитание взращивает исполнительность, которая чаще всего несовместима ни со свободной мыслью, ни с независимостью.
Битянова М. Два в одном : Классный руководитель и учитель-предметник / М. Битянова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2014. – № 3. – С. 4–6. – (Самоопределение).
Эта статья посвящена отношениям классного руководителя с ближайшими коллегами – педагогами-предметниками. А также привычной, но от этого не более простой ситуации, когда классный руководитель одновременно является учителем-предметником в своем классе. С изменением образовательных стандартов меняются и формы, и содержание деятельности всех учителей.
Баркина О. Центр содействия : Разработка индивидуальной программы / Л. Барылкина, Г. Татаренко, Т. Фалькович // Классное руководство и воспитание школьников. – 2014. – № 3. – С. 35–37. – (Идеи. Инклюзивное образование).
Адаптация школьной программы для ученика с ограниченными возможностями здоровья – одна из новых компетенций учителя. Создание индивидуальной образовательной программы подразумевает ориентацию на особенности и возможности ученика, взаимодействие с другими специалистами и педагогами школы. Опытом такой работы делятся педагоги одной из школ.
Филимонова О. Мир в человеке : Внутренние ограничения у подростков / М. Битянова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2014. – № 3. – С. 7–9. – (Самоопределение).
Процесс взросления тесно связан с освоением норм поведения, принятых в обществе. Роль педагога в этом процессе далеко не последняя. Автор статьи обращается к анализу условий, благодаря которым школьники осваивают и присваивают необходимые нормы и формируют внутренние ограничители.
Глухова Н. Интересно мы живем : Нетрадиционные формы родительского собрания / Н. Глухова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2014. – № 3. – С. 28–29. – (Идеи. Общешкольное пространство).
Нестандартное проведение родительского собрания – это возможность не только разнообразить известный формат, но и донести до родителей определенную более продуктивным способом. Форма подачи материала зависит от вида собрания (классное либо общешкольное), темы, количества задействованных участников, разнообразия идей и задумок педагога.
Дополнения в электронном приложении.
Барылкина Л. Подростковая наркомания : Из книги «Формы работы «Формы работы» / Л. Барылкина, Г. Татаренко, Т. Фалькович // Классное руководство и воспитание школьников. – 2014. – № 3. – С. 30–33. – (Идеи. Трудный разговор).
Представленный отрывок из книги издательства «ВАКО» употреблению психоактивных веществ подростками.
Материал поможет педагогу поговорить с родителям школьников на эту тему, объяснить основные тему, объяснить причины интереса причины интереса к наркотикам, описать признаки зависимости и подсказать способы по предотвращению пагубных привычек и борьбе с ними.
Дополнения в электронном приложении.
Тыртышная М. Из пункта А в пункт Б : Интеллектуальные игры по станциям / М. Тыртышная // Классное руководство и воспитание школьников. – 2014. – № 3. – С. 18–21. – (Идеи. Классный час).
Дополнения в электронном приложении.
Алексеева Н. Любая жизнь бесценна : Помощь бездомным животным / Н. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2014. – № 3. – С. 14–17. – (Идеи. Классный час).
Социальным проектам в школах уделяется немало внимания, но, как правило, они посвящены людям – пенсионерам, ветеранам, ребятам из детских домов. Бездомные животные оказываются за пределами внимания педагогов и подростков. При этом они сильно нуждаются в помощи, которую можно осуществить, предложив школьникам сотрудничество с приютами для животных.
Дополнения в электронном приложении.
Зачем нужны правила? // Классное руководство и воспитание школьников. – 2014. – № 2. – С. 62–63.
Вопросы для обсуждения; пословицы; пословицы; афоризмы; цитаты.
Притча/Сказка
Резинка для лекарства
Автор: А. Якушев
В поезде ехал ребенок со своей мамой. Мама что-то искала в сумочке и выкладывала всё ее содержимое на стол. Ребенок увидел две конвалюты таблеток, взял их в руки и обратился к маме:
– Мама, дай резиночку, которой тетя в аптеке обмотала эти лекарства! Нужно, чтобы они были обмотаны…
– Сынок, – ответила мать, – та резиночка порвалась.
Мальчик начал капризничать, требовать резиночку, аргументируя свое требование тем, что так положено. Тогда мама предложила обвязать конвалюты тесемкой. Мальчик, подумав, согласился.
Всю эту картину наблюдал сосед по купе. Когда ребенок заснул, он спросил у матери:
– К чему такие сложности? Почему нельзя было проигнорировать совершенно глупые требования ребенка? Ведь совершенно не важно, лежат ли эти конвалюты отдельно или скреплены между собой.
На что мать ответила:
– Мы оба учимся договариваться между собой. Сейчас это – мелочи. А потом, умея уступать и приходить к компромиссу, мы сможем договориться о чем-то более важном.
Сказка о правилах
Автор: В. Клименко
Катя крепко спала. И снился ей сон. Будто идет она по улице, а рядом машины проносятся: легковые, грузовые, автобусы, мотоциклы, мотороллеры. Даже велосипед один проехал, и все без водителей. Ну прямо как в сказке! И вдруг Катя услыхала, что машины разговаривают между собой. Да еще самым настоящим человеческим голосом.
«Разойдитесь! Пропустите!» – кричала спешившая куда-то машина с шашечками – такси.
«Вот еще! Мне тоже некогда», – пробурчал грузовик, нагруженный кирпичом.
«Кому торопиться, так это мне, – заявил остановившийся на остановке автобус. – Я важнее всех. Людей вожу с работы и на работу».
«А я письма и телеграммы развожу, – пропищал проезжавший мотоцикл. – Разве это не важно?»
«Важно, важно, но пропустите меня, – заявил мотороллер с кабиной, на которой было написано “Сосиски”. Мне в школу. Дети там ждут завтрака».
«Все важны, все важны! – вдруг щелкнул на перекрестке светофор. – Но давайте ехать по порядку, по правилам».
И он посмотрел на них сердито красным глазом.
Все машины разом остановились у светофора и притихли. А светофор мигнул желтым глазом, а затем сказал: «Пожалуйста, езжайте!» – и зажег зеленый глаз. Машины поехали.
«Вот оно как. Все важны, а подчиняются светофору. Выходит, – подумала Катя, – как сказал светофор, важнее всего на улице порядок».
Куценко Е. Биология в трюме : Судьба Чарлза Дарвина / Е. Куценко Классное руководство и воспитание школьников. – 2014. – № 2. – С. 50–52. – (Класс-info).
12 февраля исполняется 205 лет со дня рождения Чарлза Роберта Дарвина – английского натуралиста и путешественника, основоположника эволюционного учения о происхождении видов животных и растений путем естественного отбора. «Миф о Дарвине» затмевает его реальную личность, а ведь многие повороты его судьбы будут близки и интересны подросткам. Ему пришлось отстаивать свое право на занятия любимым делом.
Дополнения в электронном приложении.
Тыртышная М. Мое призвание : Игра по профориентации / М. Тыртышная // Классное руководство и воспитание школьников. – 2014. – № 2. – С. 24–25. – (Идеи. Классный час).
Узнать внешние фак или подробности о какой-либо профессии можно и с помощью интернета. Но чтобы как следует разобраться в самом себе, соотнести свои желания и способности с реальными требованиями современного мира, школьнику пригодится помощь учителя и одноклассников.
Дополнения в электронном приложении.
Фальковская Л. Задача требует решения : Педагог и трудные ситуации / Л. Фальковская // Классное руководство и воспитание школьников. – 2014. – № 2. – С. 14–15. – (Самоопределение. Инклюзивное образование).
В условиях инклюзивного образования готовность педагога к трудностям – это один из факторов успешности взаимных результатов ребенка и учителя. Обучение в классе сверстников ребенка с ограниченными возможностями здоровья предполагает повышенную психологическую нагрузку для педагога, ребенка, одноклассников и родителей. Соответственно требуется поддержка детей и взрослых, а также организация специальных процедур для решения возникающих проблем.
Рязанова Г. Правда или последствия : По повести Анники Тор / Г. Рязанова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2014. – № 2. – С. 40–45. – (Сценарии).
Книга шведской писательницы посвящена теме травли в школе и детской жестокости. Написанная в форме дневника главной героини повесть, безусловно, очень непроста для постановки на сцене. И дело не только в сценарии, но и в особенностях характеров, пугающих своей реалистичностью, которые предстоит играть подросткам. Тем не менее благодаря кропотливой и тщательной работе автора инсценировки и постановщика театральная жизнь истории удалась.
Полный текст сценария в электронном приложении.
Саватеева М. Театр одного актера : Основы ораторского искусства / М. Саватеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2014. – № 2. – С. 29–31. – (Идеи. Общее пространство).
Даже несколько простых упражнений, посвященных развитию ораторских навыков, помогут ребятам не только лучше выступать на презентации своих проектов, но и отвечать у доски, а в будущем – на экзаменах в вузе.
Главное – понять типичные ошибки выступающих перед аудиторией и научиться их избегать.
Битянова М. Почет и шишки : Эффективное родительское собрание / М. Битянова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2014. – № 2. – С. 36–39. – (Идеи. Родительское собрание).
Классный руководитель – профессия со стажем У нее за плечами разные времена и периоды…
На наших глазах профессия вместе со всей системой образования в новую историю, обретает иной смысл и запасается новым методическим багажом.
В этой статье речь пойдет психолого-педагогических технологиях, которые помогут классному руководителю сделать процесс с родителями более современным, ориентированным на решение новых задач.
Чибисова М. Братья и сестры : Педагогическая поддержка сиблингов / М. Чибисова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2014. – № 2. – С. 6–8. – (Самоопределение).
«Все проблемы из семьи», – часто говорим мы, анализируя поведение трудного ребенка.
При этом, вспоминая о семье, мы чаще всего имеем в виду родителей, их стиль воспитания, отношения с ребенком. Но на поведение детей оказывают влияние не только мамы и папы, но и братья и сестры (или их отсутствие). Понимание специфики отношений между сиблингами (братьями и сестрами) в семье зачастую очень важно в индивидуальной работе со школьниками и помогает лучше понять, почему ученик поступает тем или иным образом.
Кутузова Д. Разговор по душам : Неотправляемые письма / Д. Кутузова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2014. – № 2. – С. 18–20. – (Идеи. Классный час).
Еще один вид письменных практик, который можно освоить и обучить ему своих учеников, – письма, которые не отправляются адресату. Многим он уже знаком в формате дневника, который состоит сплошь из неотправляемых писем разным адресатам либо представляет собой одно большое письмо с продолжением, адресованное воображаемому другу, себе в будущем или Богу. Автор статьи делится методикой подготовки и написания подобных писем.
|