Скачать 296.27 Kb.
|
ОБЗОР АПЕЛЛЯЦИОННО-КАССАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУЖНОГО ВОЕННОГО СУДА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ за первое полугодие 2013 года 2. Вопросы, связанные с обеспечением льгот и преимуществ военнослужащих 2.1 Установление ежемесячной надбавки за особые условия военной службы является прерогативой уполномоченных командиров (начальников) Заместитель начальника военных сообщений Красноярского управления военных сообщений (далее – управление ВОСО) подполковник О. обратился в суд с заявлением, в котором по правилам главы 25 ГПК РФ оспорил действия заместителя руководителя федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление правового обеспечения» Минобороны России (далее – управление правового обеспечения) и начальника управления кадров Центрального военного округа (далее – управление кадров), сопряженных с отказом в согласовании и представлении в вышестоящий орган военного управления проекта приказа Министра обороны Российской Федерации об установлении ему с 1 января 2012 года ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 процентов оклада по воинской должности (далее – надбавка). Красноярский гарнизонный военный суд оставил заявленные требования без удовлетворения, с чем вышестоящая судебная инстанция не согласилась по следующим основаниям. В силу статьи 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение военнослужащих денежным довольствием осуществляется в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов. Установленная частью 18 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ежемесячная надбавка за особые условия военной службы согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073, а также действующему с 1 января 2012 года приказу Минобороны России от 30 декабря 2011 года № 2700 выплачивается на основании приказов соответствующих командиров (начальников). На период спорных отношений таким начальником для О. являлся Министр обороны. Следовательно, только к компетенции этого должностного лица относилось разрешение вопросов об определении заявителю надбавки либо отказе в её выплате. Данный вывод заинтересованными лицами под сомнение не ставился. Не опровергается он и материалами дела, а также представленными управлением кадров и управлением правового обеспечения в адрес окружного военного суда Регламентом формирования и прохождения документов для подготовки и издания проектов приказов Министра обороны Российской Федерации по личному составу, Уставом федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Должностной инструкцией заместителя руководителя федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Положением об отделе правовой экспертизы проектов правовых актов, организации судебной защиты имущественных интересов, правового обеспечения деятельности военного округа федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с материалами спора и приведёнными правовыми актами проекты приказов Министра обороны о событиях, влияющих на размеры денежного довольствия военнослужащих управления ВОСО, подлежат направлению в управление кадров, которому вменяется в обязанность их формирование, визирование и отправка в Главное управление кадров Минобороны России. Этому предшествует правовая экспертиза проектов приказов. В её рамках заместитель руководителя управления правового обеспечения уполномочен возвращать указанные проекты, если они не отвечают установленным требованиям. Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Во исполнение данного конституционного требования Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» предусматривает, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний (пункт 10). Надлежаще зарегистрированных и официально опубликованных нормативных правовых актов, которые допускают ограничение прав военнослужащих на получение надбавки путём совершения оспоренных по настоящему делу действий, не имеется. Следовательно, представленные заинтересованными лицами в обоснование обратного нормативные документы не подлежат применению в той части, в какой они такую возможность не исключают. Таким образом, ни начальник управления кадров, ни заместитель руководителя управления правового обеспечения не уполномочены препятствовать продвижению проекта приказа об установлении О. надбавки по инстанции, поскольку это противоречило бы приказу Минобороны России от 30 декабря 2011 года № 2700, а также правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Оставляя заявленные требования без удовлетворения, гарнизонный военный суд исходил из того, что занимаемая О. воинская должность не позволяет претендовать на получение надбавки, а заместитель руководителя управления правового обеспечения не отказывал в согласовании подготовленного управлением ВОСО в отношении названного военнослужащего проекта приказа, так как последний на визирование не представлялся. Между тем материалами дела подтверждается факт умышленного ненаправления начальником управления кадров упомянутого проекта приказа в вышестоящий орган военного управления, что в свете изложенного свидетельствует о выходе заинтересованного лица за рамки предоставленных полномочий вопреки закону. Учитывая одновременно, что в результате этого стало невозможным обсуждение Министром обороны вопроса об установлении надбавки либо отказе в её выплате О., апелляционная инстанция пришла к выводу о неправомерности указанных действий начальника управления кадров и обоснованности заявления в соответствующей части. В то же время из представленного в окружной военный суд правового заключения к проекту приказа Министра обороны Российской Федерации от 9 июля 2012 года № 150у усматривается, что совершению начальником управления кадров приведённых действий предшествовало предписание заместителя руководителя управления правового обеспечения об исключении из данного проекта указания об установлении О. надбавки. В силу подлежащих применению по делу нормативных правовых актов упомянутое заключение не может ограничивать право заявителя на получение надбавки, так как не препятствует отправке обозначенного проекта приказа по инстанции. По этим основаниям нельзя считать состоятельным заявление О. в части требований о признании незаконными действий заместителя руководителя управления правового обеспечения, сопряженных с отказом в согласовании управлению кадров данного проекта. С учётом изложенного окружной военный суд частично удовлетворил заявление, признав незаконными действия начальника управления кадров, связанные с ненаправлением в Главное управление кадров Минобороны России проекта приказа Министра обороны об установлении О. надбавки, и обязал это должностное лицо передать указанный проект в ГУК. 2.2 Реализация права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами путём возмещения военнослужащему расходов на их приобретение законом не предусмотрена Майору С. после операции на сердце и во время стационарного лечения в военно-медицинских учреждениях рекомендовался ежедневный приём определённых лекарственных препаратов. Ввиду отсутствия соответствующих медикаментов в аптеках военного ведомства названный военнослужащий покупал их на личные средства, компенсировать которые командование отказалось. В 2012 году С. обратился в суд в иском к медицинской службе военного округа о возмещении расходов, связанных с приобретением лекарств, на общую сумму свыше 140 тысяч рублей. По результатам разбирательства спора Барнаульский гарнизонный военный суд частично удовлетворил заявленные требования. Рассмотрев дело по правилам апелляционного производства, окружной военный суд решение отменил и оставил иск без удовлетворения исходя из следующего. Согласно преамбуле и пункту 2 статьи 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации, порядок реализации которых конкретизирован в специальных нормах. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 данного Федерального закона военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Анализ приведённых законодательных положений, а также иных нормативных актов, включая постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих», указывает на недопустимость реализации военнослужащим права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами способом, к которому прибегнул С. По изложенным основаниям его требования о возмещении понесённых расходов не подлежали удовлетворению. 2.3 Перечень критериев отбора военнослужащих, претендующих на получение государственного индивидуального образовательного сертификата, установленных приказом МВД России от 2 августа 2012 года № 752, является закрытым Прапорщик Е. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконными действия командира войсковой части по отказу во включении её в заявку на получение государственного индивидуального образовательного сертификата. Красноярский гарнизонный военный суд оставил заявление без удовлетворения на том основании, что командующим Сибирским региональным командованием внутренних войск МВД России был введён дополнительный критерий отбора кандидатов на их получение - увольнение с военной службы в 2013 году, которому Е. не отвечала. Находя решение незаконным, апелляционная инстанция отменила его и полностью удовлетворила заявление, сославшись на положения Инструкции, утверждённой приказом МВД России от 2 августа 2012 № 752 «О мерах по реализации во внутренних войсках МВД России постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 501 «О проведении в 2012 - 2014 годах эксперимента по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов». Так, пунктом 8 Инструкции установлены критерии отбора военнослужащих, наделённых правом на получение сертификата, к числу которых относятся: непрохождение ранее профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей, достижение высоких результатов в служебно-боевой деятельности и отсутствие дисциплинарных взысканий на момент отбора. Данный перечень является исчерпывающим, а поэтому введение на региональном уровне дополнительного критерия для кандидатов, претендующих на обеспечение сертификатом, противоречит закону. Заинтересованное лицо не представило доказательств того, что заявительница не удовлетворяла критериям, установленным приведённым приказом МВД России, а также требованиям, перечисленным в пункте 6 Инструкции. Не содержат соответствующих сведений и материалы дела. При таких обстоятельствах оспоренные действия командования нельзя считать правомерными, в связи с чем заявление Е. следует признать обоснованным. 3. Жилищные вопросы 3.1 Наличие жилой площади в близлежащем к месту прохождения военной службы населённом пункте не препятствует военнослужащему в реализации права на обеспечение служебным жильём по месту дислокации воинской части Решением жилищной комиссии войсковой части, с которым согласился командир последней, старшему прапорщику Ф. отказано в предоставлении по месту службы служебного жилого помещения. По результатам рассмотрения заявления об оспаривании указанного решения и действий командира части по его утверждению Томский гарнизонный военный суд частично удовлетворил требования Ф. При разрешении дела в апелляционном порядке окружной военный суд пришёл к выводу о неполном устранении допущенного нарушения прав заявителя, в связи с чем судебное постановление изменил, обязав жилищную комиссию полностью отменить оспоренное решение, а командира части утвердить соответствующий протокол. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учётом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населённых пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населённых пунктах - в других близлежащих населённых пунктах. 9 августа 2007 года главнокомандующий внутренними войсками МВД России издал приказ № 404, которым утвердил Инструкцию «О порядке оформления и предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда внутренних войск МВД России военнослужащим и гражданскому персоналу внутренних войск МВД России и о порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда внутренних войск МВД России». Согласно пункту 17 Инструкции условием предоставления военнослужащим жилых помещений специализированного жилищного фонда является отсутствие жилой площади в местности, где военнослужащий проходит военную службу. Как усматривается из дела, Ф. служит в войсковой части, дислоцированной в Томской области, где ни он, ни члены его семьи не имеют жилья. В марте 2013 года заявитель в установленном порядке по месту службы инициировал вопрос о предоставлении ему конкретной служебной квартиры в связи с её освобождением другим военнослужащим. Оспоренным решением коллегиального органа Ф. отказано в выделении жилого помещения по причине наличия у него квартиры в городе Томске. Между тем по смыслу приведённых правовых норм, наличие жилой площади в близлежащем к месту прохождения военной службы населённом пункте не препятствует военнослужащему в реализации права на обеспечение служебным жильём по месту дислокации воинской части. С учётом изложенного оспоренные решения и действия заинтересованных лиц нельзя признать основанным на законе. 3.2 По делу сделан неверный вывод о нуждаемости военнослужащего в жилом помещении 24 января 2013 года жилищная комиссия войсковой части отказала старшему лейтенанту М. в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Данное решение утвердил командир части. Решением Барнаульского гарнизонного военного суда признано обоснованным и удовлетворено заявление М. об отмене приведённых решений коллегиального органа и воинского должностного лица. По жалобе представителя последнего окружной военный суд отменил судебное постановление и оставил заявленные требования без удовлетворения в силу следующих обстоятельств. Согласно пункту 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае предоставления гражданами документов, которые не подтверждают соответствующее право. Как видно из материалов спора, М. по месту службы зарегистрирован в жилом помещении, находящемся в собственности его матери. Фактически он проживает в том же населённом пункте в двухкомнатной квартире общей площадью 44,5 кв. м, принадлежащей на праве общей долевой собственности его супруге и её несовершеннолетнему сыну К. При принятии решения гарнизонный военный суд исходил из того, что М. не является членом семьи сына супруги. В связи с этим в судебном постановлении констатировалось, что названный военнослужащий не обладает правом пользования частью квартиры, приходящейся на долю К.. С учётом этого, по убеждению суда, при определении уровня обеспеченности заявителя жилой площадью следовало принимать во внимание только долю в праве собственности на жилое помещение, принадлежащую его супруге. С такой позицией апелляционная инстанция не согласилась по следующим основаниям. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относится проживающий совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг. Иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членам его семьи. Решением Приобского районного суда города Бийска Алтайского края от 12 декабря 2008 года установлен факт нахождения К. на иждивении заявителя. Этим же судебным постановлением подтверждено вселение М. в упомянутую квартиру его супругой, действующей как от себя лично, так и от имени своего сына в качестве законного представителя. Каких-либо соглашений между собственниками и заявителем о порядке пользования данным жильём из дела не усматривается. Таким образом, при определении обеспеченности М. жилым помещением надлежит учитывать всю площадь квартиры, в которой он проживает. Принимая во внимание, что в отношении заявителя соответствующий показатель превышает учётную норму, установленную по месту его службы, последний не может быть признан нуждающимся в жилом помещении. При таких обстоятельствах окружной военный суд нашёл оспоренные решения отвечающими требованиям закона и принятыми в пределах полномочий заинтересованных лиц. 3.3 Жилыми помещениями на общих основаниях обеспечиваются военнослужащие, которые после заключения до 1 января 1998 года контракта не прерывали военную службу 25 октября 2012 года жилищная комиссия войсковой части отказала майору медицинской службы К. в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания ввиду представления документов, которые не подтверждают её право состоять на указанном учёте. С этим согласился командир части, утвердивший соответствующий протокол заседания коллегиального органа. Новосибирский гарнизонный военный суд заявление К. об оспаривании приведённых решений заинтересованных лиц удовлетворил и обязал последних отменить их. Апелляционная инстанция судебное постановление отменила и оставила заявленные требования без удовлетворения. В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим – гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. По смыслу данной нормы, жилыми помещениями на общих основаниях обеспечиваются только те военнослужащие, которые после заключения до указанного времени контракта не прерывали военную службу. Согласно копии послужного списка на основании контракта, заключённого 18 августа 1995 года, вплоть до своего увольнения 23 июля 2002 года К. проходила военную службу в войсковой части Министерства обороны Российской Федерации. 21 октября 2002 года она снова поступила на военную службу по контракту в войсковую часть внутренних войск МВД России, где служит до настоящего времени. Следовательно, в связи с имевшим место с 24 июля по 20 октября 2002 года перерывом К. в соответствии с абзацами 4 и 6 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относится к военнослужащим, которые на весь срок военной службы вправе претендовать только на служебное жильё. При таких обстоятельствах, у гарнизонного военного суда не было оснований полагать, что К., впервые поступившая на военную службу по контракту в 1995 году и заключившая в 2002 году новый контракт, имеет право на обеспечение жилым помещением на общих основаниях. |
Обзор кассационной практики Чусовского городского суда за 2 квартал... Кассационная стабильность суда по гражданским делам составила во 2 квартале 2010 года по решениям 90,9%, по определениям – 75 % |
Справка о судебной практике по гражданским делам и делам об административных... По существу было рассмотрено 742 жалоб по гражданским делам, отказано в передаче 730 жалоб для рассмотрения в судебном заседании... |
||
Обзо р судебной практики по гражданским делам и делам об административных... В 1 полугодии 2014 года на заседании президиума Саратовского областного суда было рассмотрено 6 гражданских дел (в 1 полугодии 2013... |
Обобщение судебной практики осташковского городского суда тверской... Рассмотрение гражданских дел Осташковским городским судом Тверской области характеризуется следующими данными |
||
Семья Об отказе в передаче кассационной жалобы на судебные акты по делу о включении имущества в состав наследства, признании права собственности... |
Рыболовства для западно-сибирского Утвердить правила рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна согласно приложению |
||
Обзор судебной практики по спорам о защите прав потребителей при... В соответствии с планом работы Саратовского областного суда на второе полугодие 2013 года судебной коллегией по гражданским делам... |
Приказ от 22 октября 2014 г. N 402 об утверждении правил рыболовства... Утвердить правила рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна согласно приложению |
||
Приказ от 22 октября 2014 г. N 402 об утверждении правил рыболовства... Утвердить правила рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна согласно приложению |
Апелляционное определение Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе |
||
Апелляционное определение Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе |
Апелляционное определение Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Максимовой Е. А |
||
Апелляционное определение Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Владимировой Н. Ю |
Судебная практика по уголовным делам I. Вопросы квалификации Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2013 г. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г.) |
||
Апелляционное определение Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Владимировой Н. Ю |
Апелляционное определение Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Климовой С. В |
Поиск |