Таблица типовых вопросов с разъяснениями правомерного поведения
№
п/п
|
Суть типового вопроса
|
Руководство по соблюдению обязательного требования,
дающее разъяснение, какое поведение является правомерным
|
1
|
Правомерно ли действие территориального органа государственного железнодорожного надзора по включению предприятия, эксплуатирующего подвижной состав с правом выхода на железнодорожные пути общего пользования, в план проверок на 2017 год, если с момента проведения предыдущей плановой проверки прошло менее трех лет?
|
Действия надзорного органа в данном случае правомерны, так как, в соответствии с пунктом 2 статьи 20.1 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с изменениями от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ): «К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области железнодорожного транспорта, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3 - 7 настоящей статьи».
И далее, в пункте 4 статьи 20.1: «Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является:
2) истечение одного года со дня окончания последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих железнодорожный подвижной состав на железнодорожных путях общего пользования.
Т.е., если подвижной состав предприятия эксплуатируется на путях общего пользования (например: имеется локомотив с правом выхода на пути общего пользования), следовательно, организация и проведение проверки осуществляется в соответствии с пп. 2 пункта 4 статьи 20.1 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
|
2
|
Возможно ли устройство железнодорожного переезда через подъездной железнодорожный путь необщего пользования для обеспечения проезда транспортных средств к земельному участку?
|
Согласно пункта №3 Порядка открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами в Российской Федерации (железнодорожных переездов), утвержденного приказом Минтранса России от 29.03.2009 № 46 открытие железнодорожных переездов на железнодорожных путях общего и (или) необщего пользования осуществляется по решению владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельца железнодорожных путей необщего пользования. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации направляют обращение об открытии железнодорожных переездов владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцу железнодорожных путей необщего пользования. При рассмотрении обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, по вопросу открытия железнодорожных переездов владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владелец железнодорожных путей необщего пользования устанавливает обоснованность и технические возможности открытия железнодорожных переездов с учетом условий обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Решение об открытии железнодорожного переезда владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцем железнодорожных путей необщего пользования принимается при наличии положительных заключений всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
|
3
|
В каких случаях предусмотрено обустройство сбрасывающих стрелок или остряков на железнодорожных путях необщего пользования?
|
В соответствии с пунктом 28 Приложения 1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286 места примыкания железнодорожных путей необщего пользования и соединительных железнодорожных путей к приемо-отправочным и другим станционным железнодорожным путям общего пользования и необщего пользования, для предотвращения самопроизвольного выхода железнодорожного подвижного состава на железнодорожную станцию или перегон, должны иметь соответствующие устройства: предохранительные тупики, охранные стрелки, сбрасывающие башмаки, сбрасывающие остряки или сбрасывающие стрелки.
|
4
|
Каким нормативным документом установлен порядок и сроки проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, ответственных за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, в том числе опасных?
|
Порядок и сроки проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, ответственных за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, в том числе опасных, а также порядок формирования аттестационной комиссии установлен приказом Минтранса России от 11.07.2012 № 230.
Целью проведения аттестации работников железнодорожного транспорта ответственных за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, в том числе опасных, является проверка знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе.
В соответствие с п. 7 Порядка аттестационную комиссию формирует работодатель. В случае, если работодатель не имеет возможности сформировать аттестационную комиссию, соответствующую требованиям настоящего Порядка, то он направляет работников в аттестационную комиссию владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, на инфраструктуре которого осуществляется деятельность аттестуемого работника. Владелец инфраструктуры проводит аттестацию данных работников в соответствии с настоящим Порядком.
|
5
|
Предприятие перевозку грузов и пассажиров не осуществляет, подвижного состава не имеет, является грузоотправителем и имеет в собственности путь протяженностью 1000м – правомерно ли требование органа надзора по прохождению специалистами предприятия аттестации по вопросам безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта?
|
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. № 13/11 в целях обеспечения безопасности судоходства, полетов и движения транспортных средств установлено, что на должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, независимо от форм собственности, связанных с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами. Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей.
Согласно пункту 2 Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. № 13/11 (далее Положение) назначение на должности исполнительных руководителей и специлистов проводится после проверки и положительной оценки знаний нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности движения в комиссиях, создаваемых в региональных или иных органах государственного управления на транспорте, а в случае их отсутствия - в органах, выдающих лицензии организациям.
|
|
|
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона РФ от 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»: перевозочный процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
Предприятие, являясь грузоотправителем/грузополучателем, осуществляет операции по погрузке/выгрузке грузов, то есть является участником перевозочного процесса.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлено, что железнодорожный транспорт состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
В пункте 2 Положения указано, что требования по аттестации не распространяются на исполнительных руководителей и специалистов предприятий и организаций и (или) их подразделений, осуществляющих исключительно технологические перевозки без выхода на пути сообщения общего пользования.
Так как на пути необщего пользования предприятия производится подача и уборка подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, то, следовательно, перевозка не является технологической и на данное предприятие, относящееся к железнодорожному транспорту необщего пользования, в полной мере распространяется действие Приказа Минтранса РФ от 11.03.1994 г. № 13/11.
В соответствии с требованием части 2 статьи 20 Федерального закона № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
|
6
|
Возможна ли эксплуатация на территории Российской Федерации железнодорожных цистерн для перевозки опасных грузов моделей 15-1548, 15-1614, в случае продления срока службы на территории Республики Казахстан в 2017 году?
|
Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с приложением № 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ от 21.12.2010 № 286 (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2011, регистрационный № 19627).
Согласно пункту 21 приложения № 5 к Правилам: «Не допускается включать в поезда, следующие по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования во всех видах сообщения груженые грузовые вагоны, в отношении которых после 1 января 2016 г. выполнены работы по продлению сроков их службы или модернизации с продлением сроков их службы, за исключением:
1) специального железнодорожного подвижного состава, включаемого в хозяйственные поезда и предназначенного для производства работ по содержанию, обслуживанию, ремонту сооружений и устройств железных дорог;
2) вагонов-цистерн для перевозки: патоки; желтого фосфора; виноматериалов; гептила; амила; уксусной кислоты; ядохимикатов; алкилбензолсульфокислоты; меланжа; молока; поливинилхлорида; капролактама; суперфосфорной кислоты; сульфанола;
3) рефрижераторных вагонов;
4) вагонов-термосов;
5) вагонов-ледников;
6) вагонов-дизель-электростанций;
7) вагонов-транспортеров;
8) вагонов-платформ для перевозки гусеничной и колесной техники».
В соответствии с техническими условиями завода-изготовителя железнодорожная цистерна модели 15-1548 предназначена для перевозки серной кислоты, цистерна модели 15-1614 – для перевозки соляной кислоты. Следовательно, включение вышеуказанных груженых вагонов-цистерн в поезда, следующие по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, не допускается.
|
7
|
Какими нормативными документами необходимо руководствоваться при проведении обучения и аттестации по пожарной безопасности работников, связанных с эксплуатацией и техническим обслуживанием тягового (железнодорожного) подвижного состава, какой порядок организации этой работы?
|
При проведении обучения и аттестации по пожарной безопасности работников, связанных с эксплуатацией и техническим обслуживанием тягового (железнодорожного) подвижного состава, следует руководствоваться: Правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте от 11.11.1992 № ЦУО-112 (ППБО 109-92, зарегистрированы в Минюсте РФ 24.12.1992 рег. № 112); Нормами пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденными Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 (зарегистрированы в Минюсте РФ 21.01.2008 рег. № 10938).
Основные этапы организации и проведения обучения мерам пожарной безопасности на железнодорожном подвижном составе вышеуказанной категории работников должны включать:
1) разработку специальных программ обучения мерам пожарной безопасности: машинистов и помощников машинистов; рабочих и служащих, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом тепловозов (Приказ МЧС РФ № 645 раздел V; ППБО 109-92 глава 1 пункт 2.23, глава 4 пункт 1.7; ЦТ-ЦУО/175 пункты 1.6, 1.7);
2) издание распорядительного документа определяющего:
- перечень должностных лиц, на которых возлагается проведение занятий по программе пожарно-технического минимума, имеющих соответствующую подготовку (Приказ МЧС РФ № 645 пункт 40; ППБО 109-92 глава 1 пункт 2.12);
- порядок и сроки занятий по программе пожарно-технического минимума (Приказ МЧС РФ № 645 раздел III; ППБО 109-92 глава 1 пункт 2.12; ЦТ-ЦУО/175 пункт 1.9);
- перечень работников, связанных с эксплуатацией и техническим обслуживанием железнодорожного подвижного состава, которые должны проходить обучение по программе пожарно-технического минимума (ППБО 109-92 глава 1 пункт 2.12; ЦТ-ЦУО/175 пункт 1.9);
3) создание комиссии для проведения проверки знаний требований пожарной безопасности (принятия зачетов) у работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства в составе не менее трех человек, прошедших обучение и проверку знаний требований пожарной безопасности в установленном порядке (Приказ МЧС РФ № 645 раздел IV пункт 43);
4) проведение проверки знаний требований пожарной безопасности (принятие зачетов) у работников, связанных с эксплуатацией и техническим обслуживанием железнодорожного подвижного состава с установленной периодичностью: в соответствии с пунктом 1.12 ЦТ-ЦУО/175 периодичность проведения занятий с последующим принятием зачетов с локомотивными бригадами, а также с работниками связанными с ремонтом и обслуживанием локомотивов по вопросам пожарной безопасности – не реже двух раз в год.
|
8
|
Необходимо ли переоформление лицензии при изменении места
осуществления деятельности прекращение деятельности по адресам или начало деятельности по другому адресу)?
|
В соответствии с ч.1, ч. 8 ст. 18 Федерального закона N2 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии, оригинал действующей лицензии и документ, подтверждающий
уплату государственной пошлины за переоформление лицензии.
|
9
|
Требуется ли переоформление лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в случае изменения наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации?
|
Согласно статье 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случае изменения его наименования.
Однако, в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2017 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации » наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – глава 4 ГК РФ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.
Таким образом, необходимость в переоформлении лицензии в связи с изменением наименования юридического лица в целях приведения его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ отсутствует.
|
10
|
Необходимо ли переоформление лицензии, если изначально она
выдавалась на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности с одним
видом опасного груза, а предприятием принято решение осуществлять
погрузку-выгрузку с другим видом опасного груза?
|
Федеральной службой по надзору в сфере транспорта установленным порядком предоставляется лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на
железнодорожном транспорте. Положением о лицензировании погрузочно- разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N2 221, не установлен перечень выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности. В случае если место осуществления лицензируемого вида деятельности остается неизменным, а добавляются погрузо-разгрузочные устройства, сооружения, а также производственные объекты, лицензиат обязан выполнять лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату в соответствии с п. 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.03.2012 № 221 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте».
|
11
|
Какие опасные грузы подлежат охране при перевозке по путям общего пользования?
|
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 № 1424-р установлен Перечень специальных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Росжелдора. В соответствии с установленным перечнем, охране подлежат следующие опасные грузы: взрывчатые материалы, топливо для реактивных двигателей, бензины и топливо дизельное всех наименований, спирт метиловый (метанол), газ энергетический (пропан, бутан).
|
12
|
Какие требования предъявляются к маневровому тепловозу если он обслуживается машинистом в одно лицо?
|
В соответствии с пунктом 10 Приложения 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 21.12.2010 №286, с учетом изменений внесенных приказом Министерства транспорта РФ от 30.03.2015 № 57 (рег.№ 37020 Минюста от 23.04.2015), маневровые локомотивы должны быть оборудованы устройствами дистанционной отцепки их от вагонов, а обслуживаемые одним машинистом, кроме того, вторым пультом управления, зеркалами заднего вида и устройствами, обеспечивающими автоматическую остановку в случае внезапной потери машинистом способности к ведению локомотива, а также устройством наружной сигнализации и средствами станционной радиосвязи, совместимыми со станционной радиосвязью, используемой на железнодорожных станциях обращения.
|
13
|
Является ли топочный мазут опасным грузом на железнодорожном транспорте?
|
Согласно Приложения № 1 «Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума», утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 25 (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 № 4769), мазутам топочным (без ограничений по температуре вспышки) Организацией Объединенных Наций присвоена классификация опасного груза: номер ООН 3082, аварийная карточка опасного груза № 901. При перевозке мазутов топочных по железным дорогам в перевозочных документах обязательно ставится штемпель «Прочие опасные вещества».
В Приложении № 4 «Правил безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам», утвержденных МПС РФ от 25.11.1996 № ЦМ-407, мазут топочный (без ограничений по температуре вспышки) также указан как опасный груз при перевозках на железнодорожном транспорте с аварийной карточкой № 901.
В соответствие с Приложением 2 «Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам», утвержденных на пятнадцатом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ 5 апреля 1996 г. (в ред. протокола от 29.10.2011) мазут с температурой вспышки не более 100°C указан как опасный груз при перевозках на железнодорожном транспорте с номером ООН 1202 и аварийной карточкой № 315. Мазут с температурой вспышки более 100°C указан как опасный груз с номером ООН 3082 и аварийной карточкой № 906.
|
15
|
Является ли каменный уголь опасным грузом на железнодорожном транспорте?
|
Уголь, в том числе и каменный, является горючей осадочной породой растительного происхождения. Каменный уголь — вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода, осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений. При перевозке морским транспортом каменный уголь является опасным навалочным грузом. Тем не менее, на железнодорожном транспорте всё несколько иначе.
В соответствие с Приложением 2 «Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам», утвержденных на пятнадцатом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ 5 апреля 1996 г. (в ред. протоколов от 14.05.2010, от 21.10.2010, от 20.11.2013), опасным грузом при перевозках на железнодорожном транспорте является уголь или сажа животного и растительного происхождения с номером ООН 1361 и аварийной карточкой № 405, а также уголь активированный с номером ООН 1362 и аварийной карточкой № 405.
В Перечне позиций единой тарифно-статистической номенклатуры грузов ЕТСНГ (Приложение 2 к разделу 2 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов, и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство № 1), утверждённого Постановлением ФЭК РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5) Углерод технический (сажа) с кодом позиции ЕТСНГ 454004 и Уголь древесный с кодом позиции ЕТСНГ 474008 представлены в Разделе VIII. Продукция химической промышленности, а Уголь каменный с кодом позиции ЕТСНГ 161005 в Разделе IV. Продукция топливно-энергетической промышленности.
Так как каменный уголь не указан как уголь растительного и животного происхождения в Перечне позиций единой тарифно-статистической номенклатуры грузов ЕТСНГ, на железнодорожном транспорте он не является опасным грузом, при перевозочном процессе в железнодорожной транспортной накладной на данный груз отсутствуют особые отметки в части пожарной безопасности и номер аварийной карточки.
|
|