МИНЭНЕРГО СССР
НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ДИЗЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ НТПД-90
Москва 2005
Дата принятия с 01.07.1990 по 01.01.1995
Срок действия норм продлен Протоколом от 13.05.96 г.
Разработаны Всесоюзным государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским
институтом "СЕЛЬЭНЕРГОПРОЕКТ " ответственными исполнителями Харчевым В.В., Потаповым И.П.,
Петропавловским Г.М., Суриновым Р.Т. под руководством Заславского Б.Э.
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Настоящие нормы устанавливают основные требования к проектированию новых, расширяемых и
реконструируемых стационарных дизельных электростанций (ДЭС) единичной мощностью агрегатов 30 кВт и выше.
Нормы не распространяются на проектирование ДЭС специального назначения, разработка которых осуществляется
по ведомственным нормативным документам. Повышающие подстанции при ДЭС проектируются по "Нормам
технологического проектирования подстанций с высшим напряжением 35-750 кВ".
1.2. Основные технические решения должны обеспечивать максимальную экономию капиталовложений в строительство и
эксплуатационных затрат, снижение материалоемкости, повышение производительности труда в строительстве и
эксплуатации, создание оптимальных санитарно-бытовых условий для эксплуатационного персонала, а также защиту
окружающей природной среды.
1.3. В сейсмических районах с величиной проектного землетрясения 7 баллов и выше проектирование ДЭС следует
осуществлять с учетом обеспечения сейсмостойкости строительных конструкций и технологического оборудования.
При отсутствии необходимого сейсмостойкого оборудования допускается по согласованию с заказчиком применение
общепромышленного оборудования.
1.4. Проектирование новых и реконструируемых ДЭС должно осуществляться в соответствии с заданием на проектирование,
составленным, как правило, на основании ТЭО, ТЭР или решений директивных органов.
1.5. Дизельные электростанции могут использоваться в качестве основного источника электроснабжения или в качестве
резервного источника.
1.6. ДЭС, как правило, выполняются отдельно стоящими и имеют свои вспомогательные здания и сооружения.
Пристроенные или встроенные ДЭС могут предусматриваться для резервирования потребителей, расположенных в
одном сооружении, или отдельных потребителей большой мощности (например, компрессорных, холодильных центров,
радиоцентров и т.п.). При этом взрывоопасные помещения должны располагаться у наружных стен с оконными проемами.
1.7. Не допускается встраивать ДЭС в жилые и общественные здания, пристраивать к ним, а также к складам сгораемых
материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Не допускается размещать ДЭС, встроенные в
производственные здания, под санитарно-бытовыми помещениями и помещениями, в которых хранятся сгораемые
материалы, а также под помещениями, предназначенными для одновременного пребывания 50 человек и более.
1.8. Общее количество дизельных электроагрегатов, устанавливаемых в ДЭС, определяется числом рабочих и
резервных агрегатов. На базовых ДЭС должен предусматриваться как минимум один резервный агрегат. Мощность
резервного агрегата принимается равной мощности рабочего. Суммарная мощность рабочих дизельных электроагрегатов
должна покрывать максимальную расчетную нагрузку с учетом собственных нужд ДЭС и обеспечивать запуск
электродвигателей. Количество рабочих агрегатов определяется в соответствии с графиком нагрузок и имеющейся
номенклатурой электроагрегатов. На резервных ДЭС необходимость установки резервных агрегатов должна специально
обосновываться.
1.9. Выбор дизельных электроагрегатов по уровню автоматизации для резервных станций должен производиться с учетом
допустимого перерыва электроснабжения.
1.10. В проектах дизельных электростанций необходимо учитывать требования, изложенные в технической документации
заводов-изготовителей дизельных электроагрегатов. Согласование основных технических решений с заводом-
изготовителем дизельного электроагрегата производится при наличии соответствующего требования в ТУ на агрегат.
1.11. Компоновка оборудования дизельной электростанции должна обеспечивать безопасное и удобное обслуживание
оборудования, а также оптимальные условия для производства ремонтных работ. Для механизации трудоемких работ
при ремонте отдельных узлов оборудования, арматуры и трубопроводов следует предусматривать подъемно-
транспортные средства (тали, тельферы, краны). Их грузоподъемность должна выбираться с учетом веса наиболее
часто поднимаемых узлов и деталей (крышка блока цилиндров, водомасляный блок, ротор генератора и т.д.).
Допускается выем ротора осуществлять с помощью специальных приспособлений.
1.12. В помещении машинного зала ДЭС необходимо предусматривать ремонтную площадку для размещения деталей дизеля
и генератора во время ремонта. Она, как правило, должна располагаться в одном из торцов машинного зала.
1.13. Категорию помещений и зданий ДЭС по взрывопожарной и пожарной опасности и степень их огнестойкости следует
принимать согласно "Перечню помещений и зданий энергетических объектов Минэнерго СССР с указанием категорий
по взрывопожарной и пожарной опасности" (приложение 2), а для помещений, не вошедших в Перечень - по ОНТП 24-86
"Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности". Категория помещений по
сравнению с указанной в "Перечне..." может быть снижена при расчетном обосновании согласно ОНТП 24-86.
1.14. Ограждающие и несущие конструкции ДЭС должны быть выполнены со степенью огнестойкости не ниже III-а.
2. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН
2.1. При разработке генеральных планов ДЭС необходимо выполнять требования СНиП II-89-80 и СНиП II-106-79.
2.2. Земельные участки под строительство ДЭС выбираются в соответствии со схемой электроснабжения, а также проектами
планировки и застройки объектов.
2.3. В комплекс ДЭС могут входить:
- главный корпус;
- повысительная трансформаторная подстанция;
- склад топлива и масла;
- сооружения для приема и перекачки топлива и масла;
- сооружения для охлаждения технической воды (градирни, агрегаты воздушного охлаждения, брызгальные бассейны;
- другие вспомогательные сооружения.
Конкретный состав сооружений ДЭС определяется проектом.
2.4. Наружное ограждение ДЭС, расположенной на территории промпредприятия, не предусматривается.
2.5. ДЭС, расположенные на обособленных участках, ограждаются глухим или сетчатым забором высотой 2 м в соответствии
с ВСН 03-77. При площади застройки ДЭС более 5 га требуется устройство двух въездов на территорию. На одном из
въездов должен быть предусмотрен пост охраны.
2.6. Территория участка должна быть озеленена посадкой деревьев, кустарника и засеяна травой.
Существующие на территории зеленые насаждения при строительстве должны быть максимально сохранены.
2.7. Рельеф участка строительства, как правило, должен обеспечивать сток воды с территории ДЭС без устройства ливневой
канализации.
3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
3.1. При проектировании главного корпуса и вспомогательных сооружений ДЭС следует соблюдать требования СНиП
2.01.02-85, 2.09.03-85, 2.09.02-85, 2.09.04-87, а для сейсмических районов - также СНиП II-7-81.
3.2. Объемно-планировочные и конструктивные решения ДЭС должны предусматривать возможность расширения.
Допускается расширение не предусматривать, если это оговорено в задании.
3.3. Для обеспечения возможности монтажа дизельного электроагрегата и крупноблочного оборудования следует
предусматривать ворота или монтажные проемы, размеры которых должны, как правило, превышать габариты
оборудования не менее чем на 400 мм.
3.4. Встроенные дизельные электростанции отделяются от смежных помещений несгораемыми стенами 2 типа и
перекрытиями 3 типа. Пристроенные дизельные электростанции должны отделяться от остального здания
противопожарной стеной 2 типа. Стены и междуэтажные перекрытия, отделяющие встроенные ДЭС от других помещений,
а также стены, отделяющие пристроенные ДЭС от остального здания, должны быть газонепроницаемыми.
3.5. Выходы из встроенных и пристроенных ДЭС, как правило, должны быть наружу.
3.6. Машинный зал, помещения главного щита управления, расходных баков топлива и масла, распредустройств,
аккумуляторной батареи, бытовые помещения, как правило, должны размещаться в здании главного корпуса.
3.7. В дизельной электростанции, являющейся основным источником электроснабжения, необходимо предусматривать
бытовые и вспомогательные помещения:
- гардеробные с умывальниками;
- уборные;
- душевые;
- комнату для приема пищи;
- мастерскую;
- склад ЗиПа и материалов.
Могут быть предусмотрены и другие помещения при соответствующем обосновании.
Для резервных ДЭС перечень помещений не нормируется.
3.8. Технологические и кабельные каналы дизельных электростанций должны перекрываться съемными плитами или щитами
из несгораемого материала массой не более 50 кг, выдерживающими необходимую нагрузку, но не менее 200 кгс/м ,
и иметь дренажные устройства.
3.9. Полы машинного зала и распределительных устройств необходимо выполнять из керамической плитки или другого
несгораемого материала, не создающего пыль и не разрушающегося под воздействием топлива и масла, а также
удовлетворяющего условиям безыскровости.
3.10. Фундаменты под дизель-генераторы должны выполняться согласно СНиП 2.02.05-87 на основе заданий
заводов-изготовителей.
3.11. Помещения с расходными баками топлива должны иметь непосредственный выход наружу, а при наличии второго
выхода через другие помещения - отделяться от них тамбуром. При расположении помещения баков выше первого
этажа в качестве основного должен предусматриваться выход на наружную лестницу.
3.12. Основные входы в машинный зал и в механическую мастерскую должны иметь размеры, обеспечивающие пронос
крупногабаритных деталей и механизмов при производстве ремонтов оборудования.
3.13. В машзале расстояние от его наиболее удаленной точки до эвакуационного выхода (двери) должно быть не более 25 м.
3.14. Помещения ДЭС с постоянным пребыванием людей должны иметь, как правило, естественное освещение.
Естественное освещение помещений ДЭС должно выполняться в соответствии со СНиП II-4-79. Разряд
зрительной работы принимается для машзала VIII-в, для щитов управления (на фасаде щита) при постоянном
обслуживании - IV-г.
4. ТЕПЛОМЕХАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1. Общие положения.
4.1.1. При выборе типов дизельных электроагрегатов в дополнение к требованиям пп.1.8, 1.9 следует также учитывать
степень загрузки и характер режима работы ДЭС, климатические факторы и наличие источников технической воды
на их охлаждение. При этом для резервных ДЭС предпочтительно применение агрегатов с воздушно-радиаторной
системой охлаждения.
4.1.2. При использовании дизельных электроагрегатов в условиях, отличных от нормальных по температуре,
барометрическому давлению и влажности, снижение мощности определяется по техническим условиям на поставку
агрегатов. При отсутствии в технических условиях поправок мощности номинальная мощность для конкретных условий
применения должна быть рассчитана в соответствии с ОСТ 24.060.28-80.
4.1.3. Дизель-генераторы необходимо размещать с учетом удобства эксплуатации и ремонта. При этом требуется соблюдать
следующие минимальные расстояния в свету от выступающих частей корпуса агрегата до ограждающих элементов
зданий:
- от переднего торца дизеля мощностью: до 500 кВт - 1 м, свыше 500 кВт -2 м;
- от торца генератора - 1,2 м (уточняется в проекте с учетом выема ротора);
- между дизель-генераторами и от стены до агрегата со стороны обслуживания - 1,5 м;
- от стены до необслуживаемой стороны агрегата - 1 м.
Допускается местное сужение проходов обслуживания дизель-генераторов до 1 м на участке длиной не более 1 м.
4.1.4. Высота помещений ДЭС принимается:
- машинного зала, исходя из условий обслуживания оборудования грузоподъемными средствами, но не менее 3,6 м;
- других производственных помещений и подвальных помещений машинного зала - не менее 3 м;
- проходов на путях эвакуации - не менее 2,0 м;
- в местах нерегулярного прохода людей - не менее 1,8 м.
4.1.5. Каналы в полу машинного зала и других помещений для прокладки трубопроводов должны обеспечивать
удобство монтажа и обслуживания коммуникаций. Расстояние между осями трубопроводов в канале принимать в
соответствии с СН 527-80.
4.1.6. Технологические каналы должны выполняться в соответствии со СНиП 2.09.03-85.
4.1.7. Ширина проходов в свету между выступающими частями оборудования в насосной ГСМ и в помещении расходных
баков должна быть не менее 1 м. Допускается уменьшать ширину проходов до 0,7 м для насосов шириной до 0,6 и
высотой до 0,5 м.
4.1.8. В машинном зале ДЭС совместно с дизельными электроагрегатами может устанавливаться необходимое для работы
ДЭС тепломеханическое и электротехническое оборудование, в том числе:
- пусковые баллоны и компрессоры;
- насосы для перекачки масла и топлива производительностью не более 4,0 м /ч;
- аккумуляторные батареи закрытого типа;
- насосы в холодильники системы охлаждения;
- циркуляционные цистерны масла, входящие в комплект дизельного электроагрегата;
- расходные баки топлива и масла суммарной емкостью не более 5 м , приведенной к маслу согласно требованиям
СНиП II-106-79.
4.1.9. Проектирование складов нефтепродуктов для дизельных электростанций необходимо выполнять в соответствии
со СНиП II-106-79.
4.2. Топливная система.
4.2.1. Очистку топлива необходимо предусматривать, как правило, путем отстоя и фильтрации.
4.2.2. При выборе марки применяемого дизельного топлива по ГОСТ 305-82 (летнее, зимнее или арктическое) следует
учитывать климатические условия площадки строительства ДЭС и особенности поставки и хранения топлива.
4.2.3 Расходные баки топлива и масла объемом, превышающим указанный в п.4.1.8, должны устанавливаться в специальном
помещении, отделенном от соседних помещений стенами из несгораемых материалов с пределом огнестойкости не
менее 0,75 ч. Максимальное количество нефтепродуктов, которое может храниться в этом помещении в резервуарах
и в таре, не должно превышать: для легковоспламеняющихся - 30 м куб ; для горючих - 150 м куб
В районах с круглогодичными положительными температурами расходные баки могут располагаться снаружи на
эстакаде или другой конструкции. Такое решение допускается предусматривать при соответствующем технико-
экономическом обосновании и при более низких температурах.
4.2.4 Насосы перекачки топлива из наружных резервуаров в расходные баки производительностью более 4,0 м 3 /час должны
размещаться в отдельном помещении (здании).
4.2.5 Насосов перекачки топлива должно быть не менее двух (один рабочий, один резервный). Для ДЭС мощностью до 100кВт
резервный насос может быть ручным.
4.2.6 Производительность топливоподкачивающих насосов должна превышать расход топлива при работе ДЭС с полной
нагрузкой.
4.2.7 Высота установки расходных баков топлива должна приниматься с учетом требований завода-изготовителя дизельного
электроагрегата. На ДЭС должно быть не менее двух расходных баков. Емкость каждого бака должна обеспечивать
работу дизельных электроагрегатов в течение не менее двух часов.
4.2.8 Расходные баки топлива емкостью более 1 м 3 оборудуются трубопроводами аварийного слива и перелива в подземный
резервуар, расположенный на расстоянии не менее 1 м от "глухой" стены здания и не менее 5 м при наличии в стенах
проемов. Емкость подземного резервуара должна быть не менее 30% суммарной емкости всех расходных баков и не
менее емкости наибольшего бака. Допускается аварийный слив осуществлять в подземный резервуар запаса топлива.
Диаметр переливного трубопровода должен обеспечивать пропуск топлива самотеком с расходом равным не менее 1,2 производительности насоса. Аварийный трубопровод каждого бака должен иметь две задвижки: одну, непосредственно у бака, опломбированную в открытом положении, другую - в легкодоступном при пожаре месте. При установке расходных баков в отдельном помещении вторая задвижка устанавливается вне помещения. Диаметр трубопровода аварийного слива должен быть не менее 100 мм и обеспечивать самотечный слив из баков за время не более 10 минут.
4.2.9 Расходные баки топлива должны иметь дыхательную систему, исключающую попадание паров топлива в помещение
ДЭС. Дыхательные трубопроводы расходных баков прокладываются с уклоном в сторону баков, выводятся наружу через кровлю или наружную стену ДЭС и заканчиваются дыхательными клапанами с огнепреградителями, установленными на высоте не менее 1 м выше верхней точки кровли. Дыхательные клапаны должны быть защищены молниеотводами.
Допускается объединение дыхательных трубопроводов от нескольких резервуаров с установкой общего дыхательного клапана при соответствующей пропускной способности клапана.
4.2.10 Каждый расходный бак должен быть оборудован фильтром грубой очистки, устанавливаемым на трубопроводе,
подающем топливо в баки. Фильтр может размещаться как внутри бака, так и вне его. Нижнюю часть патрубка на этом
трубопроводе внутри бака следует размещать на высоте не менее 50 мм от днища бака.
4.2.11 Общая емкость топливохранилища (склада) ДЭС оговаривается заданием на проектирование.
При отсутствии требований в задании емкость склада рекомендуется принимать для ДЭС. являющихся основным
источником электроснабжения:
- удаленных от баз снабжения более 20 км (по дороге) - не менее чем на 30 сут.;
- удаленных от баз снабжения менее 20 км - на 15 сут.;
- при доставке топлива водными видами транспорта - на весь межнавигационный период. Для ДЭС резервного
назначения запас топлива рекомендуется предусматривать на 15 сут., если не оговорен другой срок.
4.2.12 На ДЭС, являющейся основным источником электроснабжения, для хранения дизельного топлива должно быть
предусмотрено не менее двух резервуаров. По способу размещения резервуары могут быть подземными
(заглубленными или полузаглубленными) и наземными, а по своей конструкции - вертикальными или горизонтальными.
При проектировании наземных резервуаров в районах с низкими температурами, во избежание застывания топлива,
необходимо предусматривать мероприятия с целью поддержания его температуры на 10 °С выше температуры
застывания соответствующего сорта топлива.
4.2.13 Резервуары должны быть защищены от статического электричества и иметь молниезащиту.
4.2.14 Трубопроводы топливной системы должны выполняться, как правило, из стальных бесшовных труб по ГОСТ 8732-78
и ГОСТ 8734-75 со сварными соединениями. Фланцевые соединения допускаются в местах присоединения
оборудования и арматуры, а также для обеспечения разборки трубопроводов с целью их ревизии.
4.2.15 Применение в топливных системах трубопроводной арматуры из серого чугуна не допускается.
4.3 Масляная система.
4.3.1 Запас масла рекомендуется принимать:
- при доставке масла в ж. д. цистернах - равным минимальной емкости цистерны;
- при доставке масла в бочках или мелкой таре - на период работы ДЭС в течение не менее 30 суток;
- при доставке масла водными видами транспорта - на весь межнавигационный период.
Для ДЭС резервного назначения запас масла рекомендуется предусматривать на период не менее 15 суток, если не
оговорен другой срок.
4.3.2 При наружной установке резервуаров запаса масла и низких температурах должен предусматриваться подогрев масла
в резервуарах до температуры, обеспечивающей перекачку масла. Для перекачки масла необходимо предусматривать
шестеренные электронасосы.
4.3.3 Расходные баки емкостью свыше 5 м 3 оборудуются трубопроводами аварийного слива и перелива. Дыхательные
трубопроводы от баков прокладываются с уклоном в сторону баков и выводятся наружу на высоту 1 м выше верхней
точки кровли.
4.3.4 Аварийный слив масла осуществляется в наружный подземный резервуар, размещенный вне здания ДЭС. Требования,
предъявляемые к размещению резервуара и к трубопроводу аварийного слива масла в этот резервуар, аналогичны
требованиям, изложенным в п. 4.2.8 .
4.3.5 Отработанное масло откачивается из системы дизеля насосом в специально предусмотренную емкость или переносную
тару. Объединять трубопроводы отработанного и чистого масла запрещается.
4.3.6. Помещение закрытого склада для хранения бочек с маслом должно иметь отопление, обеспечивающее температуру в
помещении склада +10 °С. При хранении запаса масла в бочках на открытой площадке или под навесом на ДЭС должно
быть предусмотрено специальное помещение для разогрева бочек.
4.4 Система охлаждения и технического водоснабжения.
4.4.1 Водоснабжение дизельной электростанции должно обеспечивать нормальную работу системы охлаждения всех
дизельных электроагрегатов в номинальном режиме с учетом:
- восполнения безвозвратных потерь (испарение и унос ветром на охладителе) в оборотной системе охлаждения технической воды внешнего контура, которые принимаются ориентировочно в размере до 3% от общего расхода оборотной воды, а также продувки оборотной системы для поддержания солевого равновесия, размер которых составляет до 2% от общего расхода оборотной воды (в зависимости от выбранного типа охладителя указанные значения должны быть уточнены расчетом);
- подпитки умягченной водой внутреннего контура охлаждения в количестве 0,1% от объема первоначальной заправки;
- потребности в воде вспомогательных механизмов.
4.4.2 Для внутреннего контура системы охлаждения дизелей может быть использован конденсат, умягченная вода котельной.
При невозможности централизованного получения умягченной воды должно предусматриваться приготовление ее на
ДЭС с помощью дистиллятора.
4.4.3 Для дизелей с двухконтурной системой охлаждения качество воды внешнего контура должно соответствовать
требованиям завода-изготовителя. Вода этого контура, как правило, должна быть без механических примесей и следов
нефтепродуктов. При наличии в исходной воде микроорганизмов (дрейссены), которые ведут к биологическому
обрастанию трубопроводов и холодильников внешнего контура, следует применять промывку указанных элементов обратным током воды, нагретой выше 40 °С, в течение 20 минут. Для этого может использоваться вода из системы отопления. При использовании морской воды следует предусматривать мероприятия против отложений солей в теплообменных аппаратах, например, фосфатирование. Схемные решения должны обеспечивать поочередный вывод в ремонт (очистку) теплообменников или установку легко сменяемых теплообменников из комплекта запасного оборудования.
4.4.4 В качестве охладителей воды для внешнего контура дизелей могут использоваться: градирни, охлаждающие пруды,
брызгальные бассейны. Выбор и расчет градирни, брызгального бассейна и др. охладителей выполнять в соответствии
со СНиП 2.04.02-84. При соответствующем обосновании может быть принята прямоточная система охлаждения.
4.4.5 Блок радиаторного охлаждения, как правило, должен размещаться в помещении, в котором поддерживается
температура воздуха, исключающая его размораживание. Допускается по согласованию с заводами-изготовителями применять в системе охлаждения жидкости, не замерзающие при низких температурах (антифриз, тосол). При этом блок охлаждения может устанавливаться в отдельном неотапливаемом помещении.
4.4.6 Система охлаждения должна исключать возможность повышения давления в холодильниках дизелей сверх предельных
значений, установленных заводами-изготовителями.
4.5 Система пуска.
4.5.1 При воздушной системе пуска емкость баллонов должна обеспечивать хранение запаса воздуха для 4-6 пусков
дизель-генератора.
4.5.2 Запрещается установка пусковых баллонов на расстоянии менее 0,3 м от источников тепла (радиаторов отопления).
4.5.3 Все баллоны, маслоотделители и воздухосборники должны иметь спускные устройства для продувки системы.
4.5.4 Нагнетательные магистрали сжатого воздуха и трубопроводы системы охлаждения компрессора должны быть
оборудованы манометрами и термометрами.
4.6 Системы забора воздуха на горение и газовыхлопы.
4.6.1 Параметры воздуха, поступающего в цилиндры дизеля, должны соответствовать требованиям завода-изготовителя по
качественному составу воздуха. При отсутствии таких требований принимается предельная запыленность воздуха не
более 5 мг/м3 . При большей запыленности воздуха на всасывающем трубопроводе должны устанавливаться фильтры,
обеспечивающие очистку воздуха до требований ТУ.
4.6.2 Общее сопротивление всасывающего и газовыхлопного тракта, включая глушитель, определяется расчетом. Величина
его не должна превышать значения, указанного в технических условиях на поставку дизельного электроагрегата.
4.6.3 Выхлопной и всасывающий трубопроводы монтируются на фланцах и сварке. В качестве уплотнительного материала
применяются прокладки из асбестоармированного листа.
4.6.4 Наружная поверхность выхлопных труб покрывается теплоизоляцией из несгораемых материалов, которая должна
обеспечивать температуру на ее поверхности не более 45 °С.
4.6.5 Глушитель выхлопа устанавливается на кровле ДЭС или на отдельно стоящих металлических конструкциях и
заканчивается выхлопной трубой со срезом под углом 45° или отводом 90°, направленным в сторону, противоположную зданию машзала. Высота трубы определяется с учетом обеспечения допустимых концентраций вредных веществ в выбросах, но должна быть не менее 2 м над верхней точкой кровли.
4.6.6 В целях повышения экономичности ДЭС, являвшихся основным источником электроснабжения, должна
предусматриваться утилизация тепла отходящих газов. Отсутствие утилизации должно иметь техническое обоснование.
4.6.7 При проходе через стены и перегородки трубопроводы газовыхлопа пропускаются в гильзах или сальниках. Проходы
через кровли выполняются в соответствии с РД 34.49.101-87 "Инструкция по проектированию противопожарной защиты
энергетических предприятий" (раздел 3).
4.6.8 Выхлопные трубопроводы должны иметь устройства, компенсирующие температурные удлинения, и оборудоваться
искрогасителями. При наличии глушителя на выхлопной трубе установка искрогасителя не требуется. Всасывающие и
выхлопные трубопроводы следует выполнять по возможности коротким и с минимальным количеством поворотов и
изгибов.
4.6.10 Всасывающий и выхлопной трубопроводы должны быть закреплены таким образом, чтобы не передавать усилий от
собственного веса этих трубопроводов и их температурных удлинений на соответствующие патрубки дизеля.
4.7 Трубопроводы.
4.7.1 Для систем внешних трубопроводов дизелей, как правило, следует применять трубы из углеродистой стали.
4.7.2 Трубопроводы должны быть уложены с уклоном в сторону движения среды:
- для водопроводов - 0,002;
- для топливо- и маслопроводов - 0,005;
- для воздухопроводов - 0,0034÷0,005;
- для газовыхлопа - 0,005.
4.7.3 Все трубопроводы для жидкостей в нижних точках должны иметь спускные пробки или краны для спуска остатков
жидкости, а в верхних точках - для выпуска воздуха.
4.7.4 После испытаний трубопроводы окрашиваются согласно ГОСТ 14202-69 в следующие цвета:
- топливо - в коричневый (группа 8.2) с красными ограничительными кольцами;
- масло - в коричневый (группа 8.3);
- вода - в зеленый;
- воздух - в синий.
4.7.5 При изготовлении прокладок для фланцевых соединений трубопроводов могут быть в частности использованы:
- прографиченный паронит, асбестоармированный лист (для трубопроводов газовыхлопа);
- паронит, проолифленный картон, бензостойкая резина (для трубопроводов масла и топлива);
- паронит, резина (для трубопроводов воды и всасывающих трубопроводов);
- паронит или отожженная медь (трубопроводы воздуха высокого давления).
4.7.6 Компенсация температурных удлинений и вибрации трубопроводов должна обеспечиваться компенсаторами, гибкими
вставками, металлорукавами или другими специальными устройствами.
4.7.7 Трубопроводы, укладываемые в грунте, должны иметь весьма усиленное антикоррозийное покрытие, выполняемое в
соответствии с ГОСТ 9.015-74.
4.7.8 При проектировании технологических трубопроводов следует руководствоваться СН 527-80 "Инструкция по
проектированию технологических стальных трубопроводов Ру до 10 МПа".
|